Главная --> Молитвослов --> Храм православный

Храм православный

Храм православный, по святоотеческому учению — дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на 3 части: святое святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на 3 части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор.
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное.
В Ветхом Завете во святое святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или др. священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, 3 главы — три Лица Святой Троицы, 5 глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 глав — семь таинств и семь вселенских соборов, 9 глав — девять чинов ангельских, 13 глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит св. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с обрядом Божественной Литургии. Потому отцами Церкви установлено размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

« Назад :: Далее: Входящий в церковь...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D




Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 10 декабря иконы Божией Матери Знамение, Великомученик Иаков Персиянин, Святитель Иаков епископ Ростовский.
Церковный праздник 2 марта Великомученика Феодора Тирона, День священномученика Ермогена патриарха Московского.
Церковный праздник 20 марта Икона Божьей Матери Споручница грешных, Семи священномучеников.
Церковный праздник 18 июня Перенесение мощей благоверного князя Киевского, Игоря Черниговского чудотворца, Священномученика Дорофея епископа Тирского, Благоверный князь Феодор Ярославич, Блаженный Константин.
Церковный праздник 22 июля Священномученика Панкратия епископа Тавроменийского, Священномученик Кирилл, Святитель Феодор, Преподобномученики Патермуфий и Коприй.
Церковный праздник 7 ноября Мучеников и нотариев Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона, Мученик Анастасий.
Церковный праздник 16 ноября Мучеников Акепсима епископа Иосифа пресвитера и Аифала диакона, Празднуется обновление храма великомученика Георгия в Лидде в Палестине, Преподобный Акепсим, Преподобная Анна.

Весь Православный раздел ...

Голосовые поздравления и розыгрыши



^Наверх