Главная --> Молитвослов --> Храм православный

Храм православный

Храм православный, по святоотеческому учению — дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на 3 части: святое святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на 3 части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор.
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное.
В Ветхом Завете во святое святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или др. священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, 3 главы — три Лица Святой Троицы, 5 глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 глав — семь таинств и семь вселенских соборов, 9 глав — девять чинов ангельских, 13 глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит св. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с обрядом Божественной Литургии. Потому отцами Церкви установлено размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

« Назад :: Далее: Входящий в церковь...



... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 3 января День Святителя Петра митрополита Московского и всея России чудотворца.
Церковный праздник 8 января Собор Пресвятой Богородицы, Святки, Икона Богородицы Трех Радостей.
Церковный праздник 18 марта Мученик Конон Исаврийский, Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев.
Церковный праздник 14 апреля Преподобная Мария Египетская, Преподобного Евфимия архимандрита Суздальского.
Церковный праздник 28 апреля Мученицы Василисса и Анастасия, Апостолов от 70-ти Аристарха Пуда и Трофима.
Церковный праздник 2 мая Блаженная Матрона Московская, Преподобный Иоанн Ветхопещерник.
Церковный праздник 4 августа Мария Магдалина, Священномученик Фока, Преподобный Корнилий Переяславский.

Весь Православный раздел ...

Голосовые поздравления и розыгрыши



^Наверх