Главная --> Праздники --> Обрезание Господне. История праздника

Обрезание Господне. История праздника

Обрезание Господне
1 (14) января

1/14 января святая Церковь отмечает праздник Обрезания Господня, а также день памяти святителя Василия Великого - одного из трех величайших иерархов и учителей Церкви, жившего в IV веке.

Обрезание — это священнодействие ветхозаветной Церкви, бывшее прообразованием христианского Таинства св. Крещения (Кол. 2, 11—12), совершалось у иудеев над семидневными младенцами мужеского пола и служило знамением вступления в Ветхий Завет с Богом со времени Авраама, — отца верующих, которого Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения Ветхого Завета (Быт. 17, 14; Лев. 12, 2—3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день — восьмой по рождении своем, и назван Иисусом — тем именем, которое предвозвещено было Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил ей тайну воплощения и рождения от нее Сына Божия (Лк. 1, 31; 2, 21).
В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии Прав. Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова св. Отцов Церкви IV века, произнесенные ими в этот праздник. Таковы поучения св. Амфилохия, епископа иконийского, св. Григория Нисского, св. Амвросия медиоланского и других. В IV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия иконийского на день Обрезания, соединено празднование и св. Василию Великому. От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа тавринского (туринского). В VI веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года св. Григорий Великий, епископ римский. В VIII веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события.

День Обрезания и наречения Господа как восьмой день по рождении Его на земле служит заключением праздника Рождества Христова. Поэтому древние Отцы Церкви: св. Амфилохий иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.

На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

В том же IV веке /около 330 года/ в Кесарии, административном центре Каппадокии, родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода, славившегося ревностью христианской веры. В Константинополе и Афинах Василий получил блестящее образование - он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом. Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь. Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала к служению обоих святителей и Василий вернулся в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру и ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства и доходы своей церкви святитель употреблял в пользу бедных, создавая богадельни. После смерти святого Василия 14 января 379 года, Церковь тотчас стала праздновать его память.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Преподобный Вукол, епископа Смирнского. Мученик Иулиан. Святитель Фотия, патриарх Константинопольский. 19 февраля. Православный церковный календарь
Чудотворная икона Божией Матери Державная. Священномученик Феодот. Святитель Арсений, епископ Тверской. 15 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Тит Чудотворец. Мученики Амфиан и Едесий. Мученик Поликарп. 15 апреля. Православный церковный календарь
Преподобного Акакия. Преподобный Фома. Преставление Евдокии, в инокинях Евфросинии, княгини Московской. 20 июля. Православный церковный календарь
Мученик Евсигний Антиохийский. Предпразднство Преображения Господня. Мученик Понтий. Священномученики Фавий и Анфир. Святая праведная Нонна. 18 августа. Православный церковный календарь
Пророк Михей. Священномученик Маркелл. Нарвская икона Богородицы. 27 августа. Православный церковный календарь
Священномученик Евтихий. Святитель Петр. Преставление преподобного Арсения Комельского. Мученица Сира. Петровская икона Успения Богородицы. 6 сентября. Православный церковный календарь
Митрополит Михаил. Священномученик Григорий. Мученицы Рипсимия и Гаиания. 13 октября. Православный церковный календарь
Преподобный Евмений. Мученица Ариадна. Святитель Аркадий. Преподобный Иларион. 1 октября. Православный церковный календарь
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). История праздника
Преполовение Пятидесятницы. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковные праздники в Декабре. Православный церковный календарь Декабря.
Церковный праздник 3 декабря Преподобный Григорий, Святителя Прокла, Мученики Евстафий Феспесий и Анатолий, Мученик Дасий.
Церковный праздник 23 января Святитель Феофан Затворник, Святитель Григорий епископ Нисский, Преподобный Павел Обнорский и Комельский.
Церковный праздник Обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, Преподобный Еразм.
Церковный праздник 1 апреля Мученики Хрисанф и Дария.
Церковный праздник 2 апреля Преподобных Иоанна Сергия Патрикия Космы Анастасия.
Церковный праздник 16 апреля Преподобный Никита Исповедник, Мученицы Феодосии, Икона Божьей Матери Неувядаемый Цвет.
Церковный праздник 23 июня Священномученика Тимофея, Мученики Александр и Антонина.
Церковный праздник 30 июня Мучеников Мануила Савела и Исмаила, Мученики Мануил Савел и Исмаил.
Церковный праздник 9 августа Великомученик и целитель Пантелеимон, Преподобный Герман Аляскинский, Блаженный Николай.
Церковный праздник 25 ноября Преподобного Нила постника, Святитель Иоанн Милостивый, Пророк Ахия.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх