Главная --> Праздники --> Обрезание Господне. История праздника

Обрезание Господне. История праздника.

Обрезание Господне
1 (14) января

1/14 января святая Церковь отмечает праздник Обрезания Господня, а также день памяти святителя Василия Великого - одного из трех величайших иерархов и учителей Церкви, жившего в IV веке.

Обрезание — это священнодействие ветхозаветной Церкви, бывшее прообразованием христианского Таинства св. Крещения (Кол. 2, 11—12), совершалось у иудеев над семидневными младенцами мужеского пола и служило знамением вступления в Ветхий Завет с Богом со времени Авраама, — отца верующих, которого Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения Ветхого Завета (Быт. 17, 14; Лев. 12, 2—3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день — восьмой по рождении своем, и назван Иисусом — тем именем, которое предвозвещено было Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил ей тайну воплощения и рождения от нее Сына Божия (Лк. 1, 31; 2, 21).
В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии Прав. Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова св. Отцов Церкви IV века, произнесенные ими в этот праздник. Таковы поучения св. Амфилохия, епископа иконийского, св. Григория Нисского, св. Амвросия медиоланского и других. В IV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия иконийского на день Обрезания, соединено празднование и св. Василию Великому. От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа тавринского (туринского). В VI веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года св. Григорий Великий, епископ римский. В VIII веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события.

День Обрезания и наречения Господа как восьмой день по рождении Его на земле служит заключением праздника Рождества Христова. Поэтому древние Отцы Церкви: св. Амфилохий иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.

На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

В том же IV веке /около 330 года/ в Кесарии, административном центре Каппадокии, родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода, славившегося ревностью христианской веры. В Константинополе и Афинах Василий получил блестящее образование - он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом. Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь. Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала к служению обоих святителей и Василий вернулся в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру и ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства и доходы своей церкви святитель употреблял в пользу бедных, создавая богадельни. После смерти святого Василия 14 января 379 года, Церковь тотчас стала праздновать его память.

« Назад :: Далее: Православные праздники...



... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Преподобный Исидор Пелусиот. Преподобного Кирилла Новоезерского. Святой благоверный князь Георгий Юрий Всеволодович. 17 февраля. Православный церковный календарь
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Мученики Трофим и Евкарпий. 31 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Венедикт Нурсийский. Феодоровская икона Божией Матери. 27 марта. Православный церковный календарь
Обретение мощей святых мучеников во Евгении. 7 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Симеон Столпник. Преподобный Никита Столпник. 6 июня. Православный церковный календарь
Святитель Тихон. Преподобный Тихон Луховский. Мученики Тигрий пресвитер и Евтропий чтец. 29 июня. Православный церковный календарь
Мученик Евсигний Антиохийский. Предпразднство Преображения Господня. Мученик Понтий. Священномученики Фавий и Анфир. Святая праведная Нонна. 18 августа. Православный церковный календарь
Пророк Иезекииль. Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник. 3 августа. Православный церковный календарь
Княгиня Анна Кашинская, в монашестве София. Священномученик Киприан. Блаженный Андрей. 15 октября. Православный церковный календарь
Мученики Онисифор и Порфирий. Преподобная Матрона Цареградская. Преподобная Феоктиста. Мученик Александр. 22 ноября. Православный церковный календарь
Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 30 января Преподобного Антония Великого, Преподобный Антоний Дымский.
Церковный праздник 1 февраля Преподобный Великий Макарий, День преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского, Преподобный Макарий Александрийский, Блаженный Феодор.
Церковный праздник 9 апреля Мученицы Матроны Солунской, Память святых мучеников Мануила и Феодосия.
Церковный праздник 14 августа Успенский пост, Происхождение древ Животворящего Креста Господня.
Церковный праздник 24 августа Мученика архидиакона Евпла, Преподобномученики Феодор и Василий, Мученица Сосанна.
Церковный праздник 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы и Девы Марии, Рождество Богородицы.
Церковный праздник 15 ноября Мучеников Акиндина Пигасия Аффония Елпидифора Анемподиста, Преподобный Маркиан.

Весь Православный раздел ...

Голосовые поздравления и розыгрыши



^Наверх