Главная --> Праздники --> Обрезание Господне. История праздника

Обрезание Господне. История праздника.

Обрезание Господне
1 (14) января

1/14 января святая Церковь отмечает праздник Обрезания Господня, а также день памяти святителя Василия Великого - одного из трех величайших иерархов и учителей Церкви, жившего в IV веке.

Обрезание — это священнодействие ветхозаветной Церкви, бывшее прообразованием христианского Таинства св. Крещения (Кол. 2, 11—12), совершалось у иудеев над семидневными младенцами мужеского пола и служило знамением вступления в Ветхий Завет с Богом со времени Авраама, — отца верующих, которого Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения Ветхого Завета (Быт. 17, 14; Лев. 12, 2—3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день — восьмой по рождении своем, и назван Иисусом — тем именем, которое предвозвещено было Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил ей тайну воплощения и рождения от нее Сына Божия (Лк. 1, 31; 2, 21).
В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии Прав. Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова св. Отцов Церкви IV века, произнесенные ими в этот праздник. Таковы поучения св. Амфилохия, епископа иконийского, св. Григория Нисского, св. Амвросия медиоланского и других. В IV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия иконийского на день Обрезания, соединено празднование и св. Василию Великому. От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа тавринского (туринского). В VI веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года св. Григорий Великий, епископ римский. В VIII веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события.

День Обрезания и наречения Господа как восьмой день по рождении Его на земле служит заключением праздника Рождества Христова. Поэтому древние Отцы Церкви: св. Амфилохий иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.

На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

В том же IV веке /около 330 года/ в Кесарии, административном центре Каппадокии, родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода, славившегося ревностью христианской веры. В Константинополе и Афинах Василий получил блестящее образование - он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом. Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь. Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала к служению обоих святителей и Василий вернулся в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру и ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства и доходы своей церкви святитель употреблял в пользу бедных, создавая богадельни. После смерти святого Василия 14 января 379 года, Церковь тотчас стала праздновать его память.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Апостол Андрей Первозванный. Святой Фрументий. 13 декабря. Православный церковный календарь
пророк Аввакум. Преподобный Афанасий Печерский. Мученица Миропия. 15 декабря. Православный церковный календарь
Пророк Аггей. Преподобная София. Мученик Марин. Блаженная царица Феофания. 29 декабря. Православный церковный календарь
Равноапостольный Мефодий, учитель Словянский. Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский. 19 апреля. Православный церковный календарь
Мартин Исповедник. Житие святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских. 27 апреля. Православный церковный календарь
Преподобный Михаил Исповедник. Преподобная Евфросиния. Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. 5 июня. Православный церковный календарь
Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Мученики Трофим и Феофил. Священномученик Аполлинарий. Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость". 5 августа. Православный церковный календарь
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий. Преподобная Параскева. Преподобный Никола Святоша. 27 октября. Православный церковный календарь
Мученики Пров, Тарах и Андроник. Преподобный Косма. Празднование святому Иоанну Крестителю. 25 октября. Православный церковный календарь
Апостол Иоаков. Преподобный Иаков Боровицкий. Святитель Игнатий. 5 ноября. Православный церковный календарь
Святитель Григорий, епископ Неокессарийский. Преподобный Никон. 30 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 9 января Святитель Феодор архиепископ Константинопольский, Преподобномученик и исповедник Феодор.
Церковный праздник 24 января Преподобный Феодосий Великий, Преподобный Феодосии Антиохийский, Преподобный Михаил Клопский.
Церковный праздник 31 мая Мученик Феодот, Память святых отцов семи Вселенских соборов.
Церковный праздник 26 сентября Священномученика Корнилия сотника, Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме.
Церковный праздник 30 сентября Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Церковный праздник 27 октября Преподобной Параскевы Сербской, Мученики Назарий Гервасий Протасий и Келсий, Преподобный Никола Святоша.
Церковный праздник 12 ноября Священномученика Зиновия епископа Егейского и мученицы Зиновии, Святые апостолы Тертий Марк Иуст и Артема, Священномученик Маркиан.

Весь Православный раздел ...

Прикольные голосовые открытки поздравления.


Все поздравления с праздником ...



^Наверх