Главная --> Праздники --> Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). История праздника

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). История праздника.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Шестая неделя Великого Поста - "вербница", вербная неделя. Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресенье.
Вербная неделя или неделя ваий — шестая неделя Великой Четыредесятницы. Название недели произошло от того, что ваиями (ветви финиковой пальмы или иерусалимской ивы) народ иудейский встретил Иисуса Христа, за пять дней до Своей крестной смерти вшедшего во Иерусалим (Иоан. XII, 12 и 13). В воспоминание этого события земной жизни Спасителя, церковь назвала шестой воскресный день Великого поста — вербным воскресеньем.
Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) - один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною".
В России же этот праздник называется "Вербным воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Вербное воскресенье, в отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны - это дни святой Четыредесятницы, с другой - Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.
В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна! (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII вв. в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известного ныне как храм Василия Блаженного) - для моления на Лобном месте. В процессии - наравне с хоругвями и иконами - возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.
Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.
Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
Принесенные в этот день из церкви веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья.
В самый день праздника совершается Литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).
В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Верба и ее магические свойста

По традиции, в этот день в храмах совершается обряд освящения вербы. Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.
Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба".
Этот обычай в какой-то степени сохранился и до сих пор. Ударив легонько вербой, можно сказать и такие слова:

"Верба хлёст
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлест —
Бьет до слез!".

Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.
А вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: "Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит". (Т. е. умрет, когда .из вербы можно будет вытесать лопату).
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, т. к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. В пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался "вербныйхерувим".
Много еще поговорок, примет и поверий связано с вербой. На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил. Лазарь, приди нашего киселя поесть, — говорили в Ла-зарево воскресение. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья. Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут. На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут, — верили на Новгород-чине. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
А были и такие: "Не верба бьет, старый грех", "Он сказывает на вербу грушу (т. е. врет)", "Немец — что верба: куда ни ткни, тут и принялся!".

Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
На Руси было принято хранить освященную вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Верде приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Святителя Никиты Печерского, епископа Новгородского, чудотворца. Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия. 13 февраля. Православный церковный календарь
Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Волоколамская икона Богоматери. 16 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Никита Исповедник. Мученицы Феодосии. Икона Божьей Матери "Неувядаемый Цвет". 16 апреля. Православный церковный календарь
Преподобный Ферапонт Белозерский. Преподобный Нил Столобенский. Святой Иоанн Русский. Память преподобного Ферапонта Монзенского. 9 июня. Православный церковный календарь
Священномученика Феодота Анкирского. Священномученик Маркелл. Священномученик Маркеллин. Мученицы жены Кириакия, Калерия и Мария. 20 июня. Православный церковный календарь
Мученик Иустин Философ. Преподобный Дионисий. Преподобный Агапит Печерский. 14 июня. Православный церковный календарь
Император Николай Александрович. Святитель Андрей, епископ Критский. Преподобная Марфа. Благоверный князь Андрей Боголюбский. Святой Андрей Рублев. 17 июля. Православный церковный календарь
Преподобные Сергий и Герман. Преподобный Павел. Перенесение мощей святых бессеребренников Кира и Иоанна. Икона Пресвятой Богородицы Троеручица. 11 июля. Православный церковный календарь
Священномученик Евсевий. Мученик Зинон. 5 июля. Православный церковный календарь
Святой праведный Евдоким. Митрополит Петроградский Вениамин. 13 августа. Православный церковный календарь
Мученик Лонгин сотник. Княгиня Евпраксия Псковская. 29 октября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 2 декабря Преподобных Варлаама и Иоасафа, Пророк Авдий, Мученик Варлаам, Преподобный Варлаам царевич Индийский, Святителя Филарета, Мученик Аза.
Церковный праздник 16 января Пророка Малахии, Мученик Гордия Каппадокийский.
Церковный праздник 20 апреля Преподобный Даниил Переславский, Преподобного Георгия исповедника митрополита Митиленского.
Церковный праздник 4 июня Мученика Василиска, Второй Вселенский собор, Праведный Иаков Боровичский.
Церковный праздник 18 июля Преподобного Афанасия Афонского, княгиня Елизавета Фёдоровна, Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, Преподобномученица Елисавета.
Церковный праздник 2 августа Пророка Божия Илии Фесвитянина, Преподобный Авраамий Галицкий, Абалацкая Знаменская икона Богородицы.
Церковный праздник 7 августа Святая Олимпиада, Успение праведной Анны матери Пресвятой Богородицы, Преподобного Макария Желтоводского, Пятый Вселенский Собор, Преподобная Евпраксия.
Церковный праздник 18 августа Мученика Евсигния Антиохийского, Предпразднство Преображения Господня, Мученик Понтий, Священномученики Фавий и Анфир, Святая праведная Нонна.
Церковный праздник 23 сентября Мучениц дев Минодоры Митродоры Нимфодоры, Царица греческая Пульхерия.
Церковный праздник 10 октября Преподобного Савватия Соловецкого, Мученик Каллистрат, Священномученик Петр.
Церковный праздник 28 ноября Рождественский Филиппов пост, Святые мученики Гурий Самон и Авив, Преподобный Паисий.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх