Главная --> Праздники --> Троица и Семик. История праздника

Троица и Семик. История праздника.

Троица и Семик.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Семик — седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! —

идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Преподобный Даниил Столпник. Никон Печерский Сухой. Преподобный Лука Столпник. 24 декабря. Православный церковный календарь
Святителя Льва, папы Римского. 3 марта. Православный церковный календарь
Священномученика Василия, пресвитера Анкирского. 4 апреля. Православный церковный календарь
Преподобный Феодор. Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского. Преподобный Виталий. 5 мая. Православный церковный календарь
Блаженная Матрона Московская. Преподобный Иоанн Ветхопещерник. 2 мая. Православный церковный календарь
Мучеников Мануила, Савела и Исмаила. Мученики Мануил, Савел и Исмаил. 30 июня. Православный церковный календарь
Священномученик Евсевий. Мученик Зинон. 5 июля. Православный церковный календарь
Мученик Мирон. Преподобный Алипий. 30 августа. Православный церковный календарь
Мученики Флор и Лавр. Преподобный Иоанн Рыльский. Священномученик Емилиан. 31 августа. Православный церковный календарь
Великомученик Никита. Перенесение мощей архидиакона Стефана. Акакий. 28 сентября. Православный церковный календарь
Мученики Галактион и Епистима. Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Святитель Григорий, архиепископ Александрийский. 18 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 7 марта Обретение мощей святых мучеников во Евгении.
Церковный праздник 24 марта Святитель Софроний патриарх Иерусалимский, Святителя Евфимия архиепископа Новгородского чудотворца, Святитель Софроний епископ Вратчанский.
Церковный праздник 31 марта Святителя Кирилла архиепископа Иерусалимского, Мученики Трофим и Евкарпий.
Церковный праздник 27 мая Блаженный Исидор Христа ради юродивый, Мученика Исидора, Мученик Максим.
Церковный праздник 14 июня Преподобный Дионисий, Иустин Философ, Преподобный Агапит Печерский.
Церковный праздник 12 августа Мученик Иоанн, Преподобного Германа Соловецкого, Апостолы от 70-ти Сила Силуан Крискент Епенет Андроник.
Церковный праздник 7 ноября Мучеников и нотариев Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона, Мученик Анастасий.

Весь Православный раздел ...

Прикольные голосовые открытки поздравления.


Все поздравления с праздником ...



^Наверх