Главная --> Праздники --> Фомина неделя. История праздника

Фомина неделя. История праздника

Фомина неделя.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина неделя» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”— но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово “радоница” восходит к словам “род” и “радость”, причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, “с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших”. Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Преподобный Алипий Столпник. Святитель Иннокентий, епископ Иркутский. Преподобный Иаков. 9 декабря. Православный церковный календарь
Преподобный Савва Освященный. Преподобный Карион. 18 декабря. Православный церковный календарь
Мартин Исповедник. Житие святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских. 27 апреля. Православный церковный календарь
Великомученик Георгий Победоносец. 6 мая. Православный церковный календарь
Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский. Святой Пророк Исайя. Мученик Христофор. Преподобный Шио. 22 мая. Православный церковный календарь
Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии. Преподобная, благоверная княгиня Евфросиния Московская. 30 мая. Православный церковный календарь
Великомученик Феодор Стратилат. Святитель Феодор. Преподобный Зосима. 21 июня. Православный церковный календарь
Мученик архидиакон Лаврентий. Блаженный Лаврентий юродивый. 23 августа. Православный церковный календарь
Священномученик Дионисий Ареопагит. Преподобный Иоанн, епископ Кесарийский. Блаженный Исихий. 16 октября. Православный церковный календарь
Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника
Духов день. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковные праздники в Октябре. Православный церковный календарь Октября.
Церковный праздник 6 декабря Святитель Амфилохий епископ Иконийский, Благоверный князь Александр Невский, Святитель Григорий епископ Акрагантийский, Святитель Митрофан Воронежский.
Церковный праздник 14 декабря Пророк Наум, Праведный Филарет Милостивый.
Церковный праздник 15 декабря пророк Аввакум, Преподобный Афанасий Печерский, Мученица Миропия.
Церковный праздник 19 декабря Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских чудотворец.
Церковный праздник 3 февраля Преподобный Максим Исповедник, День преподобного Максима Грека.
Церковный праздник 12 марта Святой мученик Феодор Тирон, Преподобного Прокопия Декаполита исповедника.
Церковный праздник 4 июля Мученика Иулиана Тарсийского, Преподобного Максима Грека, Преподобные Иулий и Иулиан.
Церковный праздник 6 июля Владимирская икона Божией Матери, Житие святого праведного отрока Артемия Веркольского чудотворца.
Церковный праздник 9 сентября Преподобного Пимена Великого, Святитель Исповедник Осий епископ Кордовский, Преподобный Пимен Палестинский.
Церковный праздник 29 февраля Мучеников Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеримии, Исаии. Касьян Немилостивый.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх