Главная --> Праздники --> Радоница. Радуница. История праздника

Радоница. Радуница. История праздника.

Радоница. Радуница (родительский понедельник)

День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. По народным представлениям в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Генетически праздник восходит к культу предков.
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
Радуница - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Очевидно, родствен слову «радость».
РАДОНИЦА (Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны, радошно воскресенье, родительский понедельник), языческий весенний праздник для умерших, когда на могилы прадедов приносят вино и еду (гл. образом - блины как символ солнца), устраивают оклички (причитания) и игрища (игры, песни и пляски).
Первоначально понятие “Радоница” имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в десятый день после Пасхи; реже в Фомино воскресенье или понедельник (в некоторых местах южной России и Сибири).
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
На Русском Севере и северо-востоке во вторник Фоминой недели поминальная трапеза проходила в доме. На Урале утром в церкви освящали кутью, которую вместе с другими угощениями выставляли на праздничный стол. Прежде чем приступить к трапезе, хозяева спускали из окна полотенце, по нему души умерших должны были "прийти" пировать, и выходили в соседнюю комнату, заперев за собой дверь, а возвращались и садились за стол лишь через некоторое время. Во многих других местах, рано утром перед тем, как отправиться в церковь, для умерших накрывали отдельный стол, на который ставили яйца, шанежки, оладьи. Вернувшись из церкви, ждали, пока "поедят родители", затем со стола все убирали и накрывали его заново для себя. Кое-где накануне праздника для умерших не только накрывали стол, но и топили баню, приносили в нее веник, мыло, шайку и белье.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
В русской деревне говорили, что, если не угостишь "родителей" честь почести в Радуницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует. Крестьяне также верили, что разгневанные "родители" за неуважение к их памяти могли наслать на таких хозяев различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы "покойнички, наголодавшиеся за зиму" отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.
В некоторых местах крестьяне пировали на могилках с песнями, а иногда и с плясками, до позднего вечера. Веселье, как часть поминовения, восходит к древним похоронным обычаем, в которых обязательным заключительным элементом был смех и шутки, назначением которых было преодоление смерти и утверждение жизни. Но шумное веселье было принято отнюдь не везде, да и церковь относилась к этому отрицательно. В ряде мест считалось, что поминать на кладбище вином или водкой нельзя, иначе, это будут уже не поминки, а гулянье.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Апостол Онисим. Виленская икона Божией Матери. 28 февраля. Православный церковный календарь
Преподобный Тит Чудотворец. Мученики Амфиан и Едесий. Мученик Поликарп. 15 апреля. Православный церковный календарь
Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии. Преподобная, благоверная княгиня Евфросиния Московская. 30 мая. Православный церковный календарь
Преподобный Исаакий Исповедник. 12 июня. Православный церковный календарь
Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна. Преподобный Антоний Дымский. 7 июля. Православный церковный календарь
Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Мученики Адриан и Наталия. 8 сентября. Православный церковный календарь
Положение пояса Пресвятой Богородицы. Священномученик Киприан Карфагенский. 13 сентября. Православный церковный календарь
Преподобный Евмений. Мученица Ариадна. Святитель Аркадий. Преподобный Иларион. 1 октября. Православный церковный календарь
Великомученик Евстафий Плакида. Мученики князь Михаил и Феодор. Благоверный князь Олег Романович Брянский. 3 октября. Православный церковный календарь
Вознесение Господне. История праздника
День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 11 января Преподобного Маркелла, Память святых 14 тысяч младенцев Вифлеемских за Христа избиенных, Преподобный Марк Феофил и Иоанн.
Церковный праздник 27 января Равноапостольной Нины просветительницы Грузии.
Церковный праздник 11 февраля Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца.
Церковный праздник 23 апреля Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Алекандра, Феодора и иных 33.
Церковный праздник 8 мая Апостол и евангелист Марк, Преподобный Сильвестр.
Церковный праздник 16 мая Преподобного Феодосия, Мученик Тимофей, Преподобный Петр, Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы, Свенская Печерская икона Божией Матери.
Церковный праздник 29 июня Святителя Тихона, Преподобный Тихон Луховский, Мученики Тигрий пресвитер и Евтропий чтец.
Церковный праздник 17 августа Святых семи отроков в Ефесе, Мученик Елевферий, Преподобномученица Евдокия.
Церковный праздник 10 сентября Преподобного Иова Почаевского, Моисей Мурин, Преподобный Савва Крыпецкий.
Церковный праздник 17 сентября Празднование иконе Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, Пророк и Боговидец Моисей, Священномученик Вавила, Мученик Вавила Никомидийский, Мученица Ермиония, Святитель Иоасаф.
Церковный праздник 2 ноября Великомученик Артемий, Житие святого праведного отрока Артемия Веркольского чудотворца.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх