Главная --> Праздники --> Радоница. Радуница. История праздника

Радоница. Радуница. История праздника.

Радоница. Радуница (родительский понедельник)

День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. По народным представлениям в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Генетически праздник восходит к культу предков.
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
Радуница - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Очевидно, родствен слову «радость».
РАДОНИЦА (Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны, радошно воскресенье, родительский понедельник), языческий весенний праздник для умерших, когда на могилы прадедов приносят вино и еду (гл. образом - блины как символ солнца), устраивают оклички (причитания) и игрища (игры, песни и пляски).
Первоначально понятие “Радоница” имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в десятый день после Пасхи; реже в Фомино воскресенье или понедельник (в некоторых местах южной России и Сибири).
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
На Русском Севере и северо-востоке во вторник Фоминой недели поминальная трапеза проходила в доме. На Урале утром в церкви освящали кутью, которую вместе с другими угощениями выставляли на праздничный стол. Прежде чем приступить к трапезе, хозяева спускали из окна полотенце, по нему души умерших должны были "прийти" пировать, и выходили в соседнюю комнату, заперев за собой дверь, а возвращались и садились за стол лишь через некоторое время. Во многих других местах, рано утром перед тем, как отправиться в церковь, для умерших накрывали отдельный стол, на который ставили яйца, шанежки, оладьи. Вернувшись из церкви, ждали, пока "поедят родители", затем со стола все убирали и накрывали его заново для себя. Кое-где накануне праздника для умерших не только накрывали стол, но и топили баню, приносили в нее веник, мыло, шайку и белье.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
В русской деревне говорили, что, если не угостишь "родителей" честь почести в Радуницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует. Крестьяне также верили, что разгневанные "родители" за неуважение к их памяти могли наслать на таких хозяев различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы "покойнички, наголодавшиеся за зиму" отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.
В некоторых местах крестьяне пировали на могилках с песнями, а иногда и с плясками, до позднего вечера. Веселье, как часть поминовения, восходит к древним похоронным обычаем, в которых обязательным заключительным элементом был смех и шутки, назначением которых было преодоление смерти и утверждение жизни. Но шумное веселье было принято отнюдь не везде, да и церковь относилась к этому отрицательно. В ряде мест считалось, что поминать на кладбище вином или водкой нельзя, иначе, это будут уже не поминки, а гулянье.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

« Назад :: Далее: Православные праздники...



... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Святое Богоявление. Крещение Господне. Великое освящение воды. 19 января. Православный церковный календарь
Преподобный Герасим Иорданский. Князь Даниил Московский. 17 марта. Православный церковный календарь
Мученицы Агапия, Ирина и Хиония. Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. 29 апреля. Православный церковный календарь
Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского. Преподобный Даниил Переславский. 20 апреля. Православный церковный календарь
Апостол и евангелист Марк. Преподобный Сильвестр. 8 мая. Православный церковный календарь
Мученик Лукиллиан. Священномученик Лукиан. 16 июня. Православный церковный календарь
Пророк Амос. Святитель Иона. Святитель Лазарь, князь Сербский. Преподобный Григорий. 28 июня. Православный церковный календарь
Блаженный Василий. Перенесение мощей архидиакона Стефана из Иерусалима в Константинополь. Священномученик Стефан, папа Римский. 15 августа. Православный церковный календарь
Священномученик Зиновий и мученица Зиновия. Святые апостолы: Тертий, Марк, Иуст и Артема. Священномученик Маркиан. 12 ноября. Православный церковный календарь
Апостолы Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. Мученик Епимах. Преподобный Никодим, Кожеезерский. 13 ноября. Православный церковный календарь
Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 13 февраля Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее Феодотия Феоктиста и Евдоксия, Святителя Никиты затворника Печерского епископа Новгородского чудотворца.
Церковный праздник 18 февраля Святителя Феодосия архиепископа Черниговского, День святой мученицы Агафии, Празднование Божией Матери в честь иконы Ее Взыскание погибших.
Церковный праздник 26 февраля Преподобный Симеон Мироточивый, Преподобного Мартиниана Афинского.
Церковный праздник 25 апреля Икона Пресвятой Богородицы именуемая Муромской, Преподобного Василия исповедника епископа Парийского.
Церковный праздник 10 июля Преподобный Сампсон, Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского.
Церковный праздник 1 сентября Мученик Андрей Стратилат, Мученики Тимофей Агапий и Фекла, Донская икона Божией Матери.
Церковный праздник 9 октября Апостол и евангелист Иоанн Богослов, Преподобный Ефрем Перекопский.

Весь Православный раздел ...

Голосовые поздравления и розыгрыши



^Наверх