Главная --> Праздники --> Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
14 / 27 сентября

Воздвижение св. Креста, один из главных христианских праздников.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Событие обретения св. Креста

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270).
3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру . В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста . О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст .

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» [6]. Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения (гл. 19). Лат. паломник из Сев. Африки архидиак. Феодосий, побывавший в Палестине ок. 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест св. Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу. К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования – иерусалимский храм); напр., о возвышении Креста, совершенном в день 14 сентября в церкви города Апамеи Сирийской в начале VI века, упоминает Евагрий Схоластик.
Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует Кресту, т.е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы.
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Праздник Воздвижения согласно Иерусалимскому уставу

В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII–XIII вв., у южных славян – с кон. XIII–XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV–XV в., в Грузинской Церкви – в XIII–XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября). В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием – см. Знаки праздников месяцеслова) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии – только праздника Обновления.
Под 14 сентября служится малая вечерня, перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после – из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения), хотя в некоторых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата. Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность Воздвижения составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене. Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни Воздвижения стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.).
В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник Воздвижения, согласно современной русской практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, на практике обычно совершаемое после утреннего Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту .
На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой церковь, состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18–24 и Ин 19. 6b–11, 13–20, 25–28, 30–35). Чтения суббот и недель до и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы перед Воздвижением– Мф 10. 37–11. 1, субботы по Воздвижении – Ин 8. 21–30). В воскресенье перед Воздвижения предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по Воздвижении прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника.
Согласно современному греческому Типикону, основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику, всенощное бдение под Воздвижение не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника «Спаси, Господи, люди Твоя». Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, тропарь и кондак Воздвижения. Особенностью службы в неделю по Воздвижении является соединение только воскресного и праздничного последований.

Память свт. Иоанна Златоуста

Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября, т.е. в день Воздвижения, указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так, в т.ч., и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

« Назад :: Далее: Православные праздники...



... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Апостолы Архипп и Филимон. Благоверный князь Михаил Тверской. Мученик Менигн. Праведный Михаил. 5 декабря. Православный церковный календарь
Святые 20000 мучеников, в Никомидии сожженых. 10 января. Православный церковный календарь
Собор 70-ти апостолов. Преподобный Феоктист. Мученик Зосима. Преподобный Евфимий. 17 января. Православный церковный календарь
Святой апостол Тимофей. Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. 4 февраля. Православный церковный календарь
Семи священномучеников. Икона Божьей Матери Споручница грешных. 20 марта. Православный церковный календарь
Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского. Мученица Фомаида Александрийская, Египетская. 26 апреля. Православный церковный календарь
Мученица Ирина. Чудотворная икона "Неупиваемая Чаша". 18 мая. Православный церковный календарь
Владимирская икона. Равноапостольный царь Константин. Царица Елена. Благоверный князь Константин. 3 июня. Православный церковный календарь
Священномученик Дорофей. Святой князь Игорь. Благоверный князь Феодор Ярославич. Блаженный Константин. 18 июня. Православный церковный календарь
Пророк Ветхого Завета Моисей. икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Священномученик Вавила. Мученик Вавила Никомидийский. Мученица Ермиония. Святитель Иоасаф. 17 сентября. Православный церковный календарь
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Мученики Антонин, Никифор, Герман и Манефа. 26 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 4 января День памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Церковный праздник 12 января Мученица Анисия, Священномученик Зотик сиропитатель пресвитер, Святитель Макарий.
Церковный праздник 4 марта Святые апостолы от 70-ти Архипп Филимон и мученица равноапостольная Апфия.
Церковный праздник 15 апреля Преподобный Тит Чудотворец, Мученики Амфиан и Едесий, Мученик Поликарп.
Церковный праздник 19 мая Праведный Иов Многострадальный, Преподобный Михей Радонежский.
Церковный праздник 25 июня Преподобного Онуфрия Великого, преподобного Петра Афонского, Преподобный Арсений Коневский, Благоверной великой княгини Анны Кашинской, Преподобные Вассиан и Иона.
Церковный праздник 6 сентября Святитель Петр, Священномученик Евтихий, Петровская икона Успения Богородицы, Преставление преподобного Арсения Комельского, Мученица Сира.

Весь Православный раздел ...

Голосовые поздравления и розыгрыши



^Наверх