Главная --> Праздники --> Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
14 / 27 сентября

Воздвижение св. Креста, один из главных христианских праздников.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Событие обретения св. Креста

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270).
3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру . В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста . О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст .

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» [6]. Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения (гл. 19). Лат. паломник из Сев. Африки архидиак. Феодосий, побывавший в Палестине ок. 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест св. Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу. К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования – иерусалимский храм); напр., о возвышении Креста, совершенном в день 14 сентября в церкви города Апамеи Сирийской в начале VI века, упоминает Евагрий Схоластик.
Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует Кресту, т.е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы.
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Праздник Воздвижения согласно Иерусалимскому уставу

В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII–XIII вв., у южных славян – с кон. XIII–XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV–XV в., в Грузинской Церкви – в XIII–XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября). В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием – см. Знаки праздников месяцеслова) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии – только праздника Обновления.
Под 14 сентября служится малая вечерня, перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после – из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения), хотя в некоторых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата. Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность Воздвижения составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене. Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни Воздвижения стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.).
В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник Воздвижения, согласно современной русской практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, на практике обычно совершаемое после утреннего Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту .
На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой церковь, состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18–24 и Ин 19. 6b–11, 13–20, 25–28, 30–35). Чтения суббот и недель до и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы перед Воздвижением– Мф 10. 37–11. 1, субботы по Воздвижении – Ин 8. 21–30). В воскресенье перед Воздвижения предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по Воздвижении прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника.
Согласно современному греческому Типикону, основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику, всенощное бдение под Воздвижение не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника «Спаси, Господи, люди Твоя». Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, тропарь и кондак Воздвижения. Особенностью службы в неделю по Воздвижении является соединение только воскресного и праздничного последований.

Память свт. Иоанна Златоуста

Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября, т.е. в день Воздвижения, указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так, в т.ч., и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

« Назад :: Далее: Православные праздники...


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Мученик Парамон и с ним 370 христиан. Преподобный Акакий Синайский. Мученик Филумен. 12 декабря. Православный церковный календарь
Преподобный Прокопий. Святой мученик Феодор Тирон. 12 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Тит Чудотворец. Мученики Амфиан и Едесий. Мученик Поликарп. 15 апреля. Православный церковный календарь
Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия. 2 апреля. Православный церковный календарь
Великомученик Георгий Победоносец. 6 мая. Православный церковный календарь
Мученик Исидор. Блаженный Исидор, Христа ради юродивый. Мученик Максим. 27 мая. Православный церковный календарь
Преподобный Феодор Трихин. Мученик младенец Гавриил. 3 мая. Православный церковный календарь
Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула. Пресвятая Богородица, именуемая Боголюбская. 1 июля. Православный церковный календарь
Преображение Господа Бога и спасителя Иисуса Христа. 19 августа. Православный церковный календарь
Мучеников в Мелитине. Икона Божией Матери Взыграние Младенца. Мученик Иерон. 20 ноября. Православный церковный календарь
Преподобный Нестор Летописец. Обретение мощей князя Андрея Смоленского. Мученица Капитолина. 9 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 10 января Мучеников 20 тысяч в Никомидии сожженых.
Церковный праздник 12 февраля Собор вселенских учителей, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Святой Ипполит епископ Остии.
Церковный праздник 7 марта Обретение мощей святых мучеников во Евгении.
Церковный праздник 19 марта Икона Божией Матери именуемая Благодатное Небо, Мучеников 42-х в Амморее.
Церковный праздник 17 мая Преподобномученицы Пелагии девы Тарсийской, Святые Никита Кирилл Никифор Климент и Исаак.
Церковный праздник 2 июля Апостол Иуда брат Господа, Святитель Иов, Преподобный Паисий Великий.
Церковный праздник 6 июля Владимирская икона Божией Матери, Житие святого праведного отрока Артемия Веркольского чудотворца.
Церковный праздник 4 августа Мария Магдалина, Священномученик Фока, Преподобный Корнилий Переяславский.
Церковный праздник 11 августа Мученика Каллиника, Мученица Серафима, Мученица Феодотия, Преподобные Косма и Константин Косинские, Преподобный Роман Киржачский.
Церковный праздник 25 сентября Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Священномученик Автоном, Праведный Симеон Верхотурский, Преподобный Вассиан Тиксенский, Преподобный Афанасий и ученик его Афанасий, Мученик Иулиан.
Церковный праздник 13 октября Митрополит Михаил, Преподобного Григория Пелшемского Вологодского, Мученицы Рипсимия и Гаиания.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх