Главная --> Праздники --> Преображение Господне. История праздника

Праздник Преображения Господня. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. История праздника

Преображение Господне
6 / 19 августа

Праздник Преображения Господня - 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа.
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа».

История праздника

Задолго до Своих крестных страданий и смерти Христос подготавливал к ним учеников Своих , чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Правда, апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим, но и они жили общееврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израилевым. Наблюдая Его чудеса, огромное влияние Его на народ, они не сомневались, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос провозгласит Себя царем Израиля; менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. Поэтому необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин, чтобы "Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира". И явилась апостолам Слава Господня.
С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - Христос восшел на высокую и прекрасную гору Фавор, чтобы помолиться. Христос молился на самой вершине горы, чуть ниже - апостолы. Молясь, апостолы отягчены были сном и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы, - необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет, как искрящийся на солнце снег. "Дух молитвы, - говорит митрополит Филарет, - сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролиялся на тело, одежду и просиял в лице".
И узрели апостолы рядом со Христом Моисея и Илию, явившихся в сиянии славы небесной. Ветхозаветные мужи беседовали со Христом об исходе Его во Иерусалим для совершения искупительного подвига.
Озаренные необычайным, напоившим сердца светом, апостолы испытывали неизъяснимое блаженство, как если бы они пребывали не на земле, а на небе. И когда мужи-небожители стали разлучаться со Христом, святой апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быть; и сотворим сени три: едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9, 33). Но Христу надлежало еще испытать уничижение и бесславие поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись и только тогда войти во славу небесную, даровать райское блаженство возлюбившим Господа. Начаток будущего блаженства Христос и явил апостолам Своим Преображением, свидетельствовавшим о Нем, как о Сыне Божием.
Свидетельство о Христе, как Сыне Божием, апостолы услышали и от Самого Отца Небесного. Евангелист Матфей так говорит об этом: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
И осенившее апостолов облако, и голос Отца Небесного были так внезапны, что апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: "востаните и не бойтесь" . Они приподняли головы, но никого уже не увидели, кроме Спасителя, сказавшего им: "никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".
Таково евангельское повествование о преображение Господа на горе Фавор.
Само же начало праздника Преображения Господня относится к раннехристианским временам. Несомненные свидетельства о нем идут от V в.(слово на этот праздник патр. Прокла). Существование праздника в этом веке несомненно указывает на его более древнюю христианскую традицию. О всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII в. и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. В VIII в. Св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.
Исходя из евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, незадолго до крестных страданий Спасителя(Мф. 16, 21), а не в августе. Празднование Св. церковью Преображения Господня В августе установлено в следствии того , что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы не совместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Девятнадцатого же августа именно, а не в другое какое либо время празднуется Преображение Господне потому, что 27 сентября установлено празднование Воздвижения Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых; а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то был сделан обратный сорокодневный отсчет от праздника Воздвижения Креста Господня, установив тем самым день празднования Преображения 19 августа.

Традиции праздника Преображения

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов..
Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх. 23, 19); "Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику" (Лев. 23, 10); "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Притч. 3, 9).
В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу .Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.
В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав), к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение.
В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.
Но помимо традиции освящения яблок на яблочный спас в Русской Православной Церкви существует практика освящать плоды 14 августа в праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, по-народному "Медовый Cпас" и 29 августа в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый "Ореховый (или третий) Спас".

Медовый спас

14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка". В Петров пост, кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду.

Ореховый Спас

29 августа православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. Этот праздник, в равной степени церковный и народный, связан с библейской легендой о чудесном исцелении идесского царя, больного проказой. Прокаженного исцелил Нерукотворный образ, который отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Отсюда и название праздника - Спас Нерукотворный. Образ хранился в городе Эдесе, в Сирии. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить образ. В 944 году образ был перенесен в Константинополь. В России Нерукотворный образ очень почитаем. Вспомним, что со знаменами, на которых был вышит образ, шли в бой воины.

В народе третий Спас называли ореховым, хлебным Спасом.
Ореховым, потому что к этому дню обычно созревают орехи и их несут в храм для освящения. Хлебным, потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. С этим днем связаны поговорки: "Третий Спас хлеба припас", " Коль хорош третий Спас, будет зимой квас".

« Назад :: Далее: Православные праздники...


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Святитель Григорий Богослов. Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали». 7 февраля. Православный церковный календарь
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский. Преподобный Прохор Печерский. Преподобный Лонгин Коряжемский. Собор Новгородских святителей. Икона Божией Матери «Огневидная». 23 февраля. Православный церковный календарь
Преподобный Феофилакт исповедник, епископа Никомидийского. 21 марта. Православный церковный календарь
Апостол и священномученик Симеон. Преподобный Стефан Печерский. 10 мая. Православный церковный календарь
праздник святых Петра и Павла. 12 июля. Православный церковный календарь
Владимирская икона Божией Матери. Житие святого праведного отрока Артемия, Веркольского чудотворца. 6 июля. Православный церковный календарь
Апостолы от 70-ти: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник. Преподобный Герман Соловецкий. Мученик Иоанн. 12 августа. Православный церковный календарь
Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11 сентября. Православный церковный календарь
Святитель Иоанн Милостивый. Преподобный Нил. Пророк Ахия. 25 ноября. Православный церковный календарь
Мучеников в Мелитине. Икона Божией Матери Взыграние Младенца. Мученик Иерон. 20 ноября. Православный церковный календарь
Преображение Господне. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковные праздники в Июле. Православный церковный календарь Июля.
Церковный праздник 26 января Мученики Ермил и Стратоник, Преподобный Иринарх, Преподобный Елеазар Анзерский.
Церковный праздник 23 февраля Преподобный Лонгин Коряжемский, Священномученик Харалампий епископ Магнезийский, Преподобного Прохора Печерского, Собор Новгородских святителей, Икона Божией Матери Огневидная.
Церковный праздник 26 февраля Преподобный Симеон Мироточивый, Преподобного Мартиниана Афинского.
Церковный праздник 2 марта Великомученика Феодора Тирона, День священномученика Ермогена патриарха Московского.
Церковный праздник 10 марта Святитель Тарасий Патриарх Константинопольский.
Церковный праздник 18 марта Мученик Конон Исаврийский, Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев.
Церковный праздник 3 апреля Преподобного Иакова епископа исповедника, Память Кирилла епископа Катанского.
Церковный праздник 13 мая Апостола Иакова Зеведеева, Святителя Игнатия Брянчанинова, Святитель Донат.
Церковный праздник 5 сентября Мученика Луппа, Священномученик Ириней, Святитель Каллиник патриарх Константинопольский.
Церковный праздник 26 октября Мученики Карп Папила Агафодор и Агафоника, Иверской иконы Божией Матери, Мученик Флорентий, Преподобный Никита Исповедник.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх