Главная --> Святые Угодники Божьи --> Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Молитва | Акафист | Житие | Иконы

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери

празднование – 27 марта и 29 августа
(14 марта и 16 августа по старому стилю)

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Молитва | Акафист | Житие | Иконы


... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:


Молитвенное правило
Молитвы Пресвятой Богородице именуемой Спасительница утопающих
Молитвы святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому
Молитвы преподобному Онуфрию Великому пустынножителю царевичу Перскому
Молитва ко Пресвятой Богородице Неупиваемая Чаша
Молитва святому преподобному Иоанну многострадальному Печерскому
Молитва Святому преподобному Паисию Великому
Сказание о Тихвинской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы
Житие святой мученицы Наталии и святого мученика Адриана
Преподобный Серафим Саровский чудотворец
Акафист преподобному Сампсону Странноприимцу
Cвятой младенец мученик Гавриил Белостокский
Акафист преподобномученице Евдокии
Иконы святителю Иннокентию Московскому
Преподобный Герман Соловецкий Чудотворец
Житие святых мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Козельщанской

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 29 декабря Пророк Аггей, Преподобная княгиня София, Мученик Марин, Блаженная царица Феофания.
Церковный праздник 9 февраля Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского.
Церковный праздник 5 апреля Преподобномученика Никона, Память святых мучеников Филита и Лидии.
Церковный праздник 24 мая Священномученик Мокий, Равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей славянских, Священномученик Иосиф митрополит Астраханский.
Церковный праздник 29 июля Священномученика Афиногена епископа Пидахфои, Мученица дева Иулия, Икона Божией Матери Чирская Псковская.
Церковный праздник 4 августа Мария Магдалина, Священномученик Фока, Преподобный Корнилий Переяславский.
Церковный праздник 24 августа Мученика архидиакона Евпла, Преподобномученики Феодор и Василий, Мученица Сосанна.
Церковный праздник 8 сентября Мученики Адриан и Наталия, Владимирская икона Богоматери.
Церковный праздник 18 октября Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Митрополит Алексий, святитель Московский и всея России чудотворец.
Церковный праздник 8 ноября великомученик Димитрий Солунский, Преподобный Афанасий, Мученик Лупп.
Церковный праздник 10 ноября Великомученицы Параскевы нареченной Пятница, Преподобный Иов Почаевский, Святитель Димитрий, Преподобный Арсений архиепископ Сербский.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх