Главная --> Святые Угодники Божьи --> Казанская чудотворная икона Божией матери

Казанская чудотворная икона Божией матери

Молитва | Акафист | Житие | Иконы

Празднование Пресвятой Богородице (Божьей Матери) в честь Ее иконы именуемой "Казанская"

Празднуется 8 / 21 июля и 22 октября / 4 ноября

КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Обретена в 1579 году в Казани. На этой иконе Иисус Христос изображен по пояс, обращен лицом к зрителю, одной рукой благословляет, другая рука сокрыта под хитоном. Пресвятая Богородица явила в Казани свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в вере вновь обращенных из тамошних жителей, не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала точное место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой. Сон повторился еще дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиеп. Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ в присутствии градоначальника с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона.
22 октября празднуется память Казанской иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Ивановича Шуйского род царей в России прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами . В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому же еще поляки тогда коварно овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава. Но тяжело было верным сынам Отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и Отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани, составленное кн. Д. М. Пожарским, и принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. С верой и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св. икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях. Но не настало еще время окончательного спасения Руси от господства в ней чужеземцев. Вскоре за успехами русских войск последовали вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов, своеволие, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися нападениям и обидам со стороны своих же войск.
В 1611 году, зимой, святая чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Н. Новгорода, собранное К. Мининым, над которым принял начальство кн. Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собой и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость — взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, и с Ее помощью Россия была спасена от своих врагов.

Прибывшее к Москве с кн. Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших ему вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов Отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения, но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»
Решившись на последнюю попытку освободить дорогое Отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвой к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об Отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков в занятом ими Московском Кремле больному архиеп. Елассонскому Арсению, приехавшему в Россию с греческим митр. Иеремией, явился во сне прп. Сергий и объявил, что по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостной вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную, мужественно приступили к Москве и 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиеп. Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии Патриарха, Филарета, установлено Церковью ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом кн. Пожарского, а по устроении на средства кн. Пожарского нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери (ныне Казанский собор на Красной площади) крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим кн. Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.
При Петре I икона царя Ивана Грозного была перенесена в С.-Петербург и находилась в Александро-Невской лавре до 1811 года, когда была перенесена в новопостроенный Казанский собор.

В России были три одинаково чтимые чудотворные иконы Казанской Богоматери:
1) в Казани в Богородицком монастыре
2) икона царя Ивана Васильевича, перевезенная имп. Петром в С.-Петербург
3) в Московском Казанском соборе, дарованная кн. Пожарским.
О чудотворной иконе Казанского Богородицкого монастыря имеются следующие данные: риза иконы начала украшаться золотом, драгоценными камнями и жемчугом в 1595 году по повелению царя Ивана Васильевича Грозного. В бытность свою в Казани имп. Екатерина II возложила на икону бриллиантовую корону. В 1799 году имп. Павел, отстояв раннюю обедню, получил от игуменьи монастыря (кн. Блаховской) список с чудотворной иконы, богато вышитый жемчугом. По Описи 1894 известно, что чудотворная икона имела две ризы, одну сплошь вышитую жемчугом, другую золотую, украшенную 479 бриллиантами, 100 алмазами, 1120 изумрудами, сапфирами, рубинами и жемчугом. Риза была оценена в 1840 году в 35 450 руб.
Из «Церковных ведомостей» 1908 года и по «Судебному следствию» известно, что «перед годиной смуты из Казани был похищен чудотворный лик» в ночь на 29 июня 1904 года. Семь подсудимых были привлечены к суду и сознались в святотатстве. Икона никогда не была найдена, но существует подозрение, что воры ее сожгли, т. к. в их железной печи обнаружены среди золы остатки бархата и тесьмы, принадлежащие иконе. Часть бриллиантов нашли у преступников, но корона императрицы не была найдена.

Молитва | Акафист | Житие | Иконы


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому
Агапит Печерский Молитва преподобному врачу безмездному
Икона Божией Матери именуемая Благодатное Небо
Икона Божией Матери Толгская
Акафист великомученику Димитрию Солунскому
Адриан и Наталия Акафист мученикам
Акафист Пресвятой Богородице именуемой Спасительница утопающих
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Умягчение злых сердец или Семистрельная
Житие святителя Тихона Задонского
Священномученик Харлампий
Преподобный Григорий иконописец Печерский
Акафист святым семи отрокам Ефесским
Преподобный Виталий Александрийский
Артемий Веркольский Икона святого праведног чудотворца
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы именуемой Толгская
Акафист Божией Матери пред Ея иконой Всецарица

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник Введение 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Введенье.
Церковный праздник 24 декабря Преподобного Даниила Столпника, Никон Печерский Сухой, Преподобный Лука Столпник.
Церковный праздник 27 января Равноапостольной Нины просветительницы Грузии.
Церковный праздник 9 февраля Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского.
Церковный праздник 22 апреля Мученик Евпсихий, Преподобномученик Вадим.
Церковный праздник 20 июня Священномученика Феодота Анкирского, Священномученик Маркелл, Священномученик Маркеллин, Мученицы жены Кириакия Калерия и Мария.
Церковный праздник 23 августа Мученика архидиакона Лаврентия, Блаженный Лаврентий юродивый.
Церковный праздник 16 сентября Преподобный Феоктист, Священномученика Анфима епископа Никомидийского, Мученица Василисса.
Церковный праздник 17 сентября Празднование иконе Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, Пророк и Боговидец Моисей, Священномученик Вавила, Мученик Вавила Никомидийский, Мученица Ермиония, Святитель Иоасаф.
Церковный праздник 19 сентября чуда Архистратига Михаила в Хонех, Священномученик Кирилл, Преподобный Давид.
Церковный праздник 12 октября Преподобного Кириака отшельника, Мученик Дада, Преподобный Киприан Устюжский.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх