Главная --> Святые Угодники Божьи --> Страдание Космы и Дамиана Римских

Страдание святых мучеников Космы и Дамиана Римских

Молитва | Акафист | Житие | Иконы

Страдание святых мучеников Космы и Дамиана Римских

После плотского прославления на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников, ибо в них проявилась сила Спасителя; для всех было изумительным выказанное святыми мужественное сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и воспитанные в правилах христианского благочестия, братья по плоти — святые страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово.

Научившись врачебному искусству, святые братья Косма и Дамиан успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. И действительно те, веруя, получали выздоровление. Таким образом ежедневно многие, отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу.
Жилище сих святых врачей находилось в одном римском селении (где было имение их родителей). Имея здесь свое местопребывание, они просвещали святою верою все окрестности.
Между тем диавол, завидуя таковой, просиявшей добродетелями, жизни святых, возбудил некоторых своих прислужников отправиться к царю и оклеветать перед ним неповинных. В это время в Риме царствовал Карин1. Сей последний, послушав клеветников, немедленно послал воинов в то селение, в котором проживали святые, с приказанием схватить безмездных врачей Косму и Дамиана и привести их к нему для допроса.
Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостию пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, хотя и против воли, повиновались им. Тогда верующие, взяв святых, сокрыли их в некоей пещере.
Между тем воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим.
Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностию побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: «Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы — те самые, которых вам приказано взять».
Таким образом воины, отпустив тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим. Здесь святые были заключены в оковах в темницу, в которой находились до утра. С наступлением утра, царь воссел перед народом на обычном судилище, которое находилось на месте, отведенном для зрелищ; приказав представить перед собою святых узников Косму и Дамиана, царь громко сказал им:
— Это вы противоборствуете богам отцов наших и какою-то волшебною хитростию безмездно исцеляете болезни у людей и скотов, соблазняя простых людей отступать от отеческих богов и законов? Но хотя теперь, оставьте свое заблуждение и послушайтесь моего доброго совета: приступите, принесите жертву богам, которые до сего времени долго терпели вас. Боги, будучи обижены вами, не воздали вам злом за зло, хотя и могли воздать, но терпеливо ожидали вашего обращения к ним.
Святые же угодники Христовы как бы едиными устами отвечали царю так:
— Мы не соблазнили ни одного человека; мы не знаем никакой волшебной хитрости, никому не причинили никакого зла, но излечиваем болезни силою Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, как заповедал Он, говоря: больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф 10, 8). Делаем же мы сие безмездно, потому что так завещал Спаситель, Который сказал: даром получили, даром давайте (Мф 10,8). Ведь мы требуем не имений, но ищем спасения душ человеческих и служим нищим и немощным как Самому Христу, ибо Он присваивает Себе те попечения, которые совершаются ради первых, вещая к благодетелям: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня (Мф 25, 35—36). Сии заповеди Его мы стараемся исполнять, надеясь получить от Него награду в бесконечной жизни небесного Царствия. Поклоняться же признаваемым тобою богам мы никогда не согласимся. Поклоняйся им ты и те, кто согласен с тобою! Мы же хорошо знаем, что они не боги. Если же ты, царь, желаешь, то мы предложим тебе добрый совет, дабы ты познал Единого истинного Бога, Творца всех, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5, 45), для наших потребностей во славу Своего превеликого имени: отступивши от бесчувственных и бездушных идолов — служи Ему!
Император Карин отвечал на сие святым так:
— Я не витийствовать призвал вас, но принести жертву богам.
— Мы приносим, — отвечали святые, — бескровную жертву души наши — Единому нашему Богу, избавившему нас от сети диавола и давшему Своего Единородного Сына за спасение всего мира. Сей наш Бог не созданный, но Создатель всех, а твои боги суть измышления человеческие и дела рук ремесленников и, если бы не существовало среди людей ремесла, производящего вам богов, вы не имели бы кому поклоняться!
— Не раздражайте вечных богов, — сказал Карин, — но лучше принесите жертвы и поклонитесь им, если не хотите подвергнуться уже приготовленным для вас мукам.
— Да будешь посрамлен ты, Карин, с твоими богами, — сказали, исполнившись Святого Духа рабы Христовы. — Так как ум твой отвращается от всегда сущего и во веки живущего Бога и обращается к бесчувственным и никогда не существовавшим идолам, то пусть для твоего посрамления и для того, чтобы ты своим собственным опытом понял, что Бог наш всемогущ, — пусть изменится лицо твое на твоем теле и свернется со своего места!
В то время как святые произносили сии слова, внезапно переменилось лицо у Карина и свернулась шея его таким образом, что лицо его очутилось на его плечах и он не мог повернуть своей шеи, да и помочь ему никто не мог. Таким образом он сидел на троне с искривленною шеею и лицом. Между тем смотревший на сие народ громогласно взывал: «Велик Бог христианский и нет другого Бога кроме Него!»
В то время многие уверовали во Христа и умоляли святых врачей исцелить царя. Последний и сам умолял их о том же, говоря:
— Ныне я поистине знаю, что вы рабы Бога истинного. Итак, я умоляю вас, — так как вы уврачевали уже многих, — то исцелите и меня, дабы и я уверовал, что нет другого Бога, кроме проповедуемого вами, сотворившего небо и землю.
— Если ты, — сказали ему на сие святые, — познаешь даровавшего тебе жизнь и царство Бога и уверуешь в Него всем сердцем своим, то Он исцелит тебя.
— Я верую в Тебя, — громогласно произнес царь, — Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй меня и не помяни моего первого неведения!
В то время как царь произносил сии слова, выпрямилась шея его, лицо стало на свое место, как было сначала, и он, вставши со своего места, возвел очи свои на небо и, воздевши руки, воздал вместе со всем народом благодарение Богу, сказав так:
— Благословен Ты, Христе, истинный Боже, приведший меня посредством сих святых рабов Твоих от тьмы к свету.
Получив таким образом исцеление, царь почтил дарами святых рабов Косму и Дамиана и отпустил их с миром.
Выйдя из Рима, святые направились в свое селение. Жители как сего селения, так и окрестных селений, услыхав обо всем, что сделано было в Риме святыми, вышли навстречу угодникам Божиим и приняли их с радостию, веселясь и прославляя Владыку Христа. Святые между тем по своему обыкновению снова обходили окрестные города и селения, исцеляя недуги и просвещая всех святою верою, а затем снова возвращались в свое селение. Ненавистник же рода человеческого — диавол, не успев повредить святым своими первыми кознями и не возмогши истребить их из числа живых людей, придумал другое средство. В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству и сии святые — Косма и Дамиан. Его-то и научил враг рода человеческого, нетерпевший славы угодников Божиих, позавидовать святым. Призвав с лестию к себе святых, он повлек их как бы с целию собирания врачебных растений на гору, затаив между прочим в своем сердце Каинову мысль2. Заведя далеко святых, он устроил так, чтобы каждый собирал растения отдельно. Затем, напав сначала на одного, побил его камнями, а потом таким же образом погубил и другого; после всего, взяв тела святых, он сокрыл их при находившемся там колодце3.
Таким образом святые страстотерпцы Христовы, безмездные врачи Косма и Дамиан, восприяли кончину жизни своей и сподобились мученических венцов от Христа Господа Спаса нашего, Которому воссылается честь и слава с Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Прим.
1. Император Карин царствовал с 283 по 284 г.
2. Каин — имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен, и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт 4,1—16). Это событие и имеется в виду в житии.
3. Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г.

*** *** ***

Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские

Страдание святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских

Молитва | Акафист | Житие | Иконы


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Правило от осквернения
Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Знамение
Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Державная
Молитвы ко святому Иоанну Воину
Ильинско Черниговская икона Божией Матери
Псалтырь Кафисма 5 Псалом 32-36
Мученица Людмила княгиня Чешская
Мученики Хрисанф и Дария
Пресвятая Богородица именуемой Скоропослушница
Акафист священномученику Харалампию
Икона Священномученик Харлампий и Власий
Феодоровская икона Божией Матери
Преподобный Виталий Александрийский
Житие преподобного Паисия Нямецкого Величковского
Икона Божьей Матери именуемая Трех радостей
Молитвы перед иконой Божией Матери Троеручица

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 11 декабря Преподобномученика и исповедника Стефана Нового, Память святого мученика Иринарха.
Церковный праздник 29 декабря Пророк Аггей, Преподобная княгиня София, Мученик Марин, Блаженная царица Феофания.
Церковный праздник 5 января Святитель Феоктист архиепископ Новгородский, Святые 10-ть мучеников Критские, Преподобный Нифонт епископ Кипрский.
Церковный праздник 17 мая Преподобномученицы Пелагии девы Тарсийской, Святые Никита Кирилл Никифор Климент и Исаак.
Церковный праздник 21 мая Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Преподобный Арсений Великий.
Церковный праздник 31 августа Мучеников Флора и Лавра, Преподобный Иоанн Рыльский, Священномученик Емилиан.
Церковный праздник 23 октября Мученики Евлампий и Евлампия, Мученик Феотекн, Преподобного Амвросия Оптинского, Преподобный Феофил.
Церковный праздник 27 октября Преподобной Параскевы Сербской, Мученики Назарий Гервасий Протасий и Келсий, Преподобный Никола Святоша.
Церковный праздник 30 октября Пророка Божия Осии, Преподобномученик Андрей Критский, Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан, Преподобный Антоний Леохнрвский.
Церковный праздник 5 ноября Апостол Иоаков, Преподобный Иаков Боровицкий, Святитель Игнатий.
Церковный праздник 9 ноября Мученика Нестора Солунского, Преподобного Нестора, Обретение мощей князя Андрея Смоленского Летописца, Мученица Капитолина.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх