Главная --> Православный церковный календарь --> Церковные праздники в марте --> 2 марта

Церковный праздник: Великомученика Феодора Тирона, День священномученика Ермогена патриарха Московского.

Православный церковный календарь. Церковный праздник
Сегодня:
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфии. Благоверного великого князя Михаила Тверского...
Завтра праздник:
Святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Святителя Григория, епископа Акрагантийского. Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия. Святителя Митрофана, в схиме Макария, первого епископа Воронежского...
Ожидаются праздники:
07.12.2016 - Великомученика Меркурия. Великомученицы Екатерины. Мученика Меркурия Смоленского...
08.12.2016 - Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, Папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского. Святителя Климента, архиепископа Охридского, просветителя Словянского, Болгарского...
09.12.2016 - Преподобного Алипия столпника. Освящение храма великомученика Георгия в Киеве. Святителя Иннокентия, епископа Иркутского...

Сегодня 2 марта.
Церковные Православные Христианские Праздники сегодня :

* Великомученика Феодора Тирона (ок. 306). * Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца (1612).
Праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа (I). Святых Папы, Парфирия. Святителя Авксивия, епископа Солона Кипрского (102). Благоверного царя Маркиана (457) и супруги его благоверной царицы Пульхерии. Мучеников 17-ти в Сирии; Мины Калликелада (обретение мощей, ок. 867-889). Преподобных Феодосия Тырновского (1362) и ученика его Романа; Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мученика Феодора Византийского (1795). Праведного Николая, пресвитера Афинского (1932). Священномученика Михаила пресвитера (1938).

День священномученика Ермогена, патриарха Московского

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября), скончавшегося в Москве в ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного в Казани у церкви во имя святителя Николая. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген поставил их в Свияжском Успенском монастыре.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.
В 1595 году при деятельном участии Святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (†1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
3 июля 1606 года митрополит Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (†21 декабря 1326), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? ...Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога...».
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором; его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского Царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

Святой мученик Феодор Тирон

Святой великомученик Феодор Тирон (ок. 306) особо почитается Церковью за исполнение слов Спасителя «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 5). Святой Феодор, живший в III — начале IV в., был христианином и служил воином в г. Амасии в Малой Азии. В то время нечестивые цари Максимиан и Максимин разослали по всей области повеление всем христианам вкусить от идольских жертв, угрожая при отказе преданием суду.
Когда святого Феодора привели для исполнения этого повеления в полк, он, как истинный воин Христов, исполненный Духа Святого, воскликнул: «Я — христианин и не могу приносить жертвы богам нечестивым, имея истинного Бога и Царя — Иисуса Христа на He6е». На требование принести жертву богам по воинской обязанности святой Феодор отвечал: «Каждый знает, кому он служит, а я служу только Царю моему Христу и никакому иному богу служить не могу».
После многих уговоров сотник оставил Феодора на несколько дней для размышления. Эти дни святой провел в молитве, непрестанно вознося похвалу Господу. Когда же нечестивые служители вели других христиан за исповедание Христа в темницу, святой Феодор шел за ними вслед, наставляя их на путь спасения и укрепляя в терпении, дабы не отрекались они от Христа. Воспользовавшись ночным временем, святой Феодор зажег капище языческой богини. Нашлись люди, которые видели это и донесли на него градоначальнику. Тот привел святого Феодора к игемону Публию со словами «Господин! Этот человек пагубный, он обесчестил наших богов и сжег храм наш». Тогда игемон обратился к святому Феодору: «Тебе было велено принести жертву и каждение богам, ты же принес огонь богине нашей».— «Не отрекаюсь,— сказал святой,— я зажег храм, чтобы увидеть, что огонь прикасается к богине вашей и опаляет ее, потому что она камень!» Разгневанный судья приказал бить святого Феодора, сказав ему: «Так отвечаешь дерзостно на кроткие слова мои, не повинуешься мне — тебя ждут за это лютые муки!» — «Не боюсь ни тебя, ни мук твоих, даже самых лютых, делайсо мной, что хочешь. Надежда на грядущее благо от Бога укрепляет меня, дерзаю надеяться на венец от Господа моего; тут побои непосильные — для меня не муки. Пред моим лицом — Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавляет меня, а ты Его не видишь, потому что не можешь видеть умными очами». Судья, исполнившись ярости, повелел бросить святого в тюрьму, запечатать двери и уморить голодом. Вверженный в темницу, святой Феодор питался от Духа Святого. Ночью Сам Господь явился ему и сказал: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь Вечную со Мной на Небе». С этими словами Господь отошел, а святой Феодор стал петь и радоваться, и его окружили Ангелы.
Стража, услышав чудное пение и найдя двери запертыми, увидела в окнах множество юношей в белоснежных ризах, поющих вместе со святым Феодором, и донесла об этом игемону. Публий убедился, что темница заперта, и усльшал пение. Решив, что к Феодору проникли христиане, повелел воинам окружить темницу, сам отпер дверь и вошел к святому, но не нашел никого, кроме связанного мученика Христова. Тогда на игемона и на всех бывших с ним напал страх и ужас. Выйдя из темницы, Публий повелел давать святому Феодору малое количество хлеба и воды, но святой не дотронулся до пищи. Поутру святой мученик был приведен на судилище, и опять судья сказал ему: «Послушай меня, без мук и казни вкуси от жертвы идола и будешь с нами». Святой Феодор, взглянув на мучителя, осенил себя крестным знамением и сказал: «Если ты сожжешь мое тело огнем, растерзаешь на куски, иссечешь мечами, бросишь зверям, пока во мне есть дух — не отвергнусь Имени Христа моего».
Мучитель повелел повесить святого на древо и строгать его тело железными когтями, пока не обнажились кости мученика, который по-прежнему оставался твердым и возносил хвалу Господу. На новый призыв игемона принести жертву святой мученик отвечал: «Нечестивый сын диаволов, не боишься ли ты Господа, принуждая меня оставить Бога Живаго и поклониться камню?» Судья долго молчал, затемопять спросил святого: «Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?» — «Со Христом моим и есть и буду, а прочее твори как хочешь!»— воскликнул с радостью святой Феодор. Тогда игемон повелел предать его огню. Когда святого привели на место смертное, он осенил себя крестным знамением. Вокруг него развели огромное пламя, но Дух Святой прохлаждал мученика, и святой Феодор, хваля и славословя Господа, мирно предал Ему дух свой. Люди видели, как душа его, подобно молнии, вознеслась к Небесам. Некая благочестивая жена Евсевия взяла тело мученика, помазала его благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла во граде Евхаитах. Амасийских. Произошло это 17 февраля около 306 года.
За свой подвиг великомученик удостоился от Бога благодати укреплять к перенесениюпоста и предохранять от осквернения через пищу. Церковь совершает особо празнование ему в дни Великого Поста в память о следующем событии. Император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя окропить идоложертвенной кровью. Тогда для предохранения христиан от осквернения святой великомученик Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел объявить, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а для питания варили коливо — пшеницу с медом (кутию). В память об этом в пятницу первой седмицы Великого поста, после заамвонной молитвы Преждеосвященной Литургии, читается канон святому великомученику Феодору Тирону (творение преподобного Иоанна Дамаскина), а затем благословляется коливо и раздается верующим.

« предыдущий праздник ::2 марта :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники ...


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


... Запомнить сайт ... Ctrl+D

Великомученица Варвара. Преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Геннадий. 17 декабря. Православный церковный календарь
Святитель Парфений, епископ Лампсакийский. Преподобный Лука. День мучеников 1003-х Никомидийских. 20 февраля. Православный церковный календарь
Священномученик Симеон, епископ Персидский. Зосима Соловецкий. Преподобный Александр Свирский. 30 апреля. Православный церковный календарь
Июнь. Православные церковные праздники Июня. Православный церковный календарь
Июль. Православные церковные праздники Июля. Православный церковный календарь
Святитель Филипп, митрополит Московский. Мученика Иакинф. Преподобные Иоанн и Лонгин. Блаженный Иоанн Юродивый, Московский чудотворец. 16 июля Православный церковный календарь
Мученик архидиакон Лаврентий. Блаженный Лаврентий юродивый. 23 августа. Православный церковный календарь
Мученик Мирон. Преподобный Алипий. 30 августа. Православный церковный календарь
Сретение Господне. История праздника
Преображение Господне. История праздника
Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 8 января Собор Пресвятой Богородицы, Святки, Икона Богородицы Трех Радостей.
Церковный праздник 12 февраля Собор вселенских учителей, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Святой Ипполит епископ Остии.
Церковный праздник 27 марта Феодоровская икона Божией Матери, Преподобного Венедикта Нурсийского.
Церковный праздник 30 мая Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии.
Церковный праздник 5 июня Святителя Леонтия епископа Ростовского, Преподобный Михаил Исповедник, Преподобная Евфросиния, Собор Ростово-Ярославских святых.
Церковный праздник 23 июня Священномученика Тимофея, Мученики Александр и Антонина.
Церковный праздник 13 июля Собор 12-ти апостолов, Преподобный Петр царевич Ордынский Ростовский чудотворец.
Церковный праздник 17 июля Император Николай Александрович, Благоверный князь Андрей Боголюбский, Святитель Андрей епископ Критский, Преподобная Марфа, Святой Андрей Рублев.
Церковный праздник 4 августа Мария Магдалина, Священномученик Фока, Преподобный Корнилий Переяславский.
Церковный праздник 22 августа Апостола Матфия, Мученик Антоний, Преподобный Макарий, Собор Соловецких святых.
Церковный праздник 10 сентября Преподобного Иова Почаевского, Моисей Мурин, Преподобный Савва Крыпецкий.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх