Главная --> Православный церковный календарь --> Церковные праздники в апреле --> 27 апреля (14 апреля по старому стилю)

Церковный праздник: Мартин Исповедник, Житие святых мучеников Антония Иоанна и Евстафия Виленских Литовских.

Православный церковный календарь. Церковный праздник
Сегодня:
Преподобномученика и исповедника Стефана Нового. Мученика Иринарха и с ним 7-ми женщин. Святителя Феодора, архиепископа Ростовского, родственника преподобного Сергия Радонежского...
Завтра праздник:
Мученика Парамона и с ним 370-ми мучеников. Преподобного Акакия Синайского...
Ожидаются праздники:
13.12.2016 - Апостола Андрея Первозванного ...
14.12.2016 - Пророка Наума. Праведного Филарета Милостивого...
15.12.2016 - Пророка Аввакума. Великомученицы Миропии. Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего. Святого Стефана Уроша, царя Сербского. Преподобного Иоанникия Девиченского, Сербского...

Сегодня 27 апреля (14 апреля по старому стилю).
Церковные Православные Христианские Праздники сегодня :

* Святителя Мартина исповедника, папы Римского (655). Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских (1347);
Святого Валентина. Мучеников Ардалиона (305-311); 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341); Христофора Савваита (VIII). Святого Александра исповедника, пресвитера (1941). Виленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия".

Мартин Исповедник

Мартин Исповедник (лат. Martinus PP. I) — Будучи предстоятелем римской кафедры, осудил монофелитов как еретиков на Латеранском соборе в 649. За это был сослан официальной властью на остров Наксос, после чего вызван в Константинополь ожидая его покаяния, но Мартин подтвердил своё православие. Наконец, святого сослали в Херсонес, ссыльный город, где люди жили, недолго, из-за непосильных работ и жестокого отношения солдат. После осуждения монофелитства, его мощи были перенесены в Рим.

Житие святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве православие, позволил выстроить несколько храмов – два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати – ежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности, не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раддраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными священниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.
Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами кляться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы тот простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.
Как-то раз, прислуживая князю Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружила многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего по приказанию князя он был ввержен в темницу, в которой томился его брат святой Антоний.
С радостью. встретились братья-мученики, в тот же день они сподобились причаститься Святых Таин у священника Нестора. Язвческие жрецы, видя твердость духа и силу проповедуемой братьями истины, обращающей к Православию многих язычников, стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников. Но сначала решил казнить святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.
Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и просил Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину брата Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.
Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Таин. Затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.
Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами. Мученическая смерть святых принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же как и они придворный князя Ольгерда, потрясенный смертью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий и стал вести христианский образ жизни.
Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедовал себя христианином. За отказ вкусить в пятницу Рождественского поста мяса, Ольгерд приказал бить юношу железными палками, а затем вывести обнаженного на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. Тело страдальца посинело от холода, но он вынес мучение с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был повешен на том же дубе, что и его родственники Антоний и Иоанн.
Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце концов принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу 14 века половина жителей Вильны исповедовали Православие.
Был период, когда св. мощи святых мучеников были сокрыты в склепе и хранились там более 150 лет. В 1826 году они были вновь освидетельствованы православными архиереями и открыты для всех. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 году в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения – 26 июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

« предыдущий праздник :: 27 апреля :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники ...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Православный церковный календарь постов и праздников. Православные праздники и посты
Май. Православные церковные праздники Мая. Православный церковный календарь
Священномученик Симеон, епископ Персидский. Зосима Соловецкий. Преподобный Александр Свирский. 30 апреля. Православный церковный календарь
Равноапостольный Мефодий, учитель Словянский. Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский. 19 апреля. Православный церковный календарь
Мученик Исидор. Блаженный Исидор, Христа ради юродивый. Мученик Максим. 27 мая. Православный церковный календарь
Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский. Святой Пророк Исайя. Мученик Христофор. Преподобный Шио. 22 мая. Православный церковный календарь
Преподобный Афанасий Афонский. Преподобномученица Елисавета. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. 18 июля. Православный церковный календарь
Преподобного Акакия. Преподобный Фома. Преставление Евдокии, в инокинях Евфросинии, княгини Московской. 20 июля. Православный церковный календарь
Пророк Божий Осии. Преподобномученик Андрей Критский. Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан. Преподобный Антоний Леохнрвский. 30 октября. Православный церковный календарь
Священномученик Зиновий и мученица Зиновия. Святые апостолы: Тертий, Марк, Иуст и Артема. Священномученик Маркиан. 12 ноября. Православный церковный календарь
Радоница. Радуница. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковные праздники в Ноябре. Православный церковный календарь Ноября.
Церковный праздник 6 декабря Святитель Амфилохий епископ Иконийский, Благоверный князь Александр Невский, Святитель Григорий епископ Акрагантийский, Святитель Митрофан Воронежский.
Церковный праздник 26 декабря Мучеников Евстратия Авксентия Евгения Мардария Ореста, Мученица Лукия, Преподобный Никодим, Преподобный Арсений.
Церковный праздник 30 декабря Пророк Даниил и три отрока Анания Азария и Мисаил, Преподобный Даниил Исповедник.
Церковный праздник 8 марта Священномученика Поликарпа епископа Смирнского, Преподобный Поликарп Брянский.
Церковный праздник 7 мая Преподобный Фома, Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, Преподобная Елисавета.
Церковный праздник 18 июня Перенесение мощей благоверного князя Киевского, Игоря Черниговского чудотворца, Священномученика Дорофея епископа Тирского, Благоверный князь Феодор Ярославич, Блаженный Константин.
Церковный праздник 9 июля Тихвинская икона Божией Матери, Преподобный Давид Святой Дионисий.
Церковный праздник 13 августа Митрополит Петроградский Вениамин, Святой праведный Евдоким.
Церковный праздник 6 сентября Святитель Петр, Священномученик Евтихий, Петровская икона Успения Богородицы, Преставление преподобного Арсения Комельского, Мученица Сира.
Церковный праздник 30 октября Пророка Божия Осии, Преподобномученик Андрей Критский, Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан, Преподобный Антоний Леохнрвский.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх