Главная --> Православный церковный календарь --> Церковные праздники в июне --> 3 июня (21 мая по старому стилю)

Церковный праздник: Владимирская икона, Равноапостольный царь Константин, Царица Елена, Благоверный князь Константин.

Православный церковный календарь. Церковный праздник
Сегодня:
Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Маркиана пресвитера. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Павла Комельского, чудотворца, ученика преп. Сергия Радонежского. Святителя Феофана, Затворника Вышенского...
Завтра праздник:
Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника. Преподобного Михаила Клопского, Новгородского...
Ожидаются праздники:
25.01.2017 - Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших. Святителя Саввы I, архиепископа Сербского. Преподобного Мартиниана Белоезерского...
26.01.2017 - Мучеников Ермила и Стратоника. Преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Преподобного Елеазара Анзерского...
27.01.2017 - Отдание праздника Богоявления. Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеримии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и прочих с ними. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии...

Сегодня 3 июня (21 мая по старому стилю).
Церковные Православные Христианские Праздники сегодня :

*** Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). ** Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и сыновей его Михаила и Феодора (XII), Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). *** Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).
Святителя Кирилла, епископа Ростовского (1262). Преподобномученика Агапита Маркушевского (1584). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Владимирская-Ростовская (XII), Псково-Печерская "Умиление" (1524), Сырковская (1548), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634), Флорищевская (XVII), Тупичевская-Ростовская.

Равноапостольный царь Константин

Св. царь Константин называется равноапостольным, потому что, подобно апостолам, сделал весьма много для христианской Церкви. До него гнали христианскую веру и христиан преследовали и карали, а он сделал ее господствующей в Римской империи. Родители его были Констанций Хлор, управлявший западными областями Римской империи Испанией, Галлией и Британией и уважавший христиан за их добрые качества, и Елена. В 306 г. по смерти отца Константин вступил на престол и, подобно отцу, не преследовал христиан. В то же время царствовал в Риме Максентий, человек злой и корыстолюбивый. Под его управлением тяжело было не только христианам, но и язычникам, так что римляне обратились к Константину с просьбой освободить их от тирана. Константин пошел против Максентия; и вот, когда приближался к Риму, вдруг среди дня он и его войско увидели на небесах крест из звезд с надписью : «Сим побеждай». В следующую же ночь Господь явился Константину в видении и повелел сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Константин сделал так и победил врага, несмотря на его сильное войско; спасаясь бегством, тиран утонул в реке Тибре. Тогда Константин принял христианство, хотя еще и не крестился; крестился он незадолго до смерти. В восточных областях Римской империи царствовал Лициний, который гнал христиан. Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единственным правителем всей Римской империи, и с этих пор христианская вера сделалась главенствующей в империи. Христианам возвращены были права, их должности, преимущества и имения, отнятые гонителями. Все осужденные на заточение за непочитание идолов были освобождены. Повсюду стали воздвигать храмы, идольские же капища сокрушать. Константин избрал себе новую столицу вместо Рима, бывшей столицы язычества, город близ Черного моря, Византию, и назвал ее Новым Римом, Константинополем (читайте 11 мая). Константинополь украсил он множеством святых храмов и благотворительных домов. Константин восстановил Иерусалим и воздвиг тут, на месте распятия и воскресения Христова, великолепный храм. Во время царствования Константина явилась ересь Ария и раскол Мелетия. Он созвал в г. Никее I Вселенский Собор, на котором ересь и раскол были осуждены, и была составлена первая половина Символа веры. Константин скончался в 337 г. на 65 году жизни: тело его погребено в Константинополе в созданной им церкви Святых Апостолов.

Царица Елена

Св. царица Елена была споспешницей сына своего Константина в делах на пользу христианской религии, потому и она называется равноапостольной. По обращении своего сына и она не замедлила принять христианство. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Христов и оказала много разных милостей. Возвратившись к сыну, принесла с собой часть древа Креста Господня и святые гвозди распятия. Скончалась святая Елена в 327 г. 80 лет от роду. Частицы мощей свв. Константина и Елены хранятся на Афоне в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря и в Киеве, в лавре. Рука св. Елены хранится в Риме в Латеранском соборе, а мощи ее в церкви Божией Матери на Капитолийском холме.

Благоверный князь Константин

Св. князь Константин был младшим сыном великого князя Святослава Ярославича и княжил в Муроме. Он сам выпросил у отца этот город, находившийся среди финнов, которые были грубыми и упорными язычниками, чтобы там ввести христианство. В Муром он прибыл в 1096 г. С ним отправилось семейство, духовенство, войско и слуги. Приблизившись к городу, князь послал вперед сына своего Михаила, чтобы убедить муромцев принять его без сопротивления; но муромцы убили Михаила и стали готовиться к бою. Св. Константин подступил к городу с войском. Муромцы смирились, согласились принять князя, но с условием — не принуждать их к принятию христианской веры. Константин вошел в город и тотчас же приступил к апостольской деятельности: построил церковь Благовещения на месте погребения тела убитого своего сына, князя Михаила, и потом церковь свв. Бориса и Глеба. Духовенство по воле князя начало проповедь, и сам он нередко призывал к себе старейшин города и пламенно убеждал к принятию христианской веры. Упорнейшие из язычников вооруженной толпой подступили однажды к дому князя, но он, помолившись с дружиной, вышел к толпе с иконой Богородицы. Бунтовщики были поражены и пожелали принять крещение. Крещение было совершено торжественно на реке Оке. Крещеных князь одарил подарками. Так трудившись для распространения и утверждения христианской веры, св. Константин скончался в 1129 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей, Михаила и Феодора. При гробе святых князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными.

Владимирская икона Богоматери

Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.

« предыдущий праздник :: 3 июня :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники ...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Пророк Авдий. Мученик Варлаам. Преподобный Варлаам, царевич Индийский. Святитель Филарет. Мученик Аза. 2 декабря. Православный церковный календарь
Пророк Софония. Преподобный Савва Нижегородский, или Сторожевский. Священномученик Феодор. 16 Декабря. Православный церковный календарь
Преподобного Льва, епископа Катанского. Преподобный Корнилий. Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников. 5 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. 13 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Иосиф Песнописец. Преподобный Зосима Палестинский. 17 апреля. Православный церковный календарь
Преподобный Феодор Трихин. Мученик младенец Гавриил. 3 мая. Православный церковный календарь
Преподобный Виссарион. Преподобный Иларион Исповедник. Пименовская икона Пресвятой Богородицы. 19 июня. Православный церковный календарь
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский. Священномученик Кирилл. Святитель Феодор. Преподобномученики Патермуфий и Коприй. 22 июля. Православный церковный календарь
Преподобный Сисой Великий. Обретение мощей св. девы Иулиании. 19 июля. Православный церковный календарь
Апостол Тит, епископ Критский. Апостол Варфоломей. Святитель Мина. 7 сентября. Православный церковный календарь
Мучеников в Мелитине. Икона Божией Матери Взыграние Младенца. Мученик Иерон. 20 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 15 декабря пророк Аввакум, Преподобный Афанасий Печерский, Мученица Миропия.
Церковный праздник 28 декабря Священномученика Елевферия преподобного Павла Латрийского, Святитель исповедник Стефан, Преподобный Трифон Кольский.
Церковный праздник 7 января Рождество Христово, Святки.
Церковный праздник 11 января Преподобного Маркелла, Память святых 14 тысяч младенцев Вифлеемских за Христа избиенных, Преподобный Марк Феофил и Иоанн.
Церковный праздник 6 февраля блаженная Ксения Петербургская, Преподобной Ксении Милосской.
Церковный праздник 12 февраля Собор вселенских учителей, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Святой Ипполит епископ Остии.
Церковный праздник 1 июля Мучеников Леонтия Ипатия Феодула, Пресвятая Богородица именуемая Боголюбская.
Церковный праздник Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна 7 июля Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна, Преподобный Антоний Дымский.
Церковный праздник 21 июля Праведный Прокопий Юродивый, Явление иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани, Великомученик Прокопий.
Церковный праздник 16 сентября Преподобный Феоктист, Священномученика Анфима епископа Никомидийского, Мученица Василисса.
Церковный праздник 11 октября Преподобного Харитона Исповедника, Пророк Божий Варух, Мученик Марк, Преподобный Иродион Илоозерский.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх