Главная --> Православный церковный календарь --> Церковные праздники в сентябре --> 17 сентября (4 сентября по старому стилю)

Церковный праздник: Празднование иконе Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, Пророк и Боговидец Моисей, Священномученик Вавила, Мученик Вавила Никомидийский, Мученица Ермиония, Святитель Иоасаф.

Сегодня 17 сентября (4 сентября по старому стилю).
Церковные Православные Христианские Праздники сегодня :

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Моисей — величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. — «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

« предыдущий праздник :: 17 сентября :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники ...



... Запомнить сайт ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Преподобного Мартиниана Афинского. Преподобный Симеон Мироточивый. 26 февраля. Православный церковный календарь
Преподобного Льва, епископа Катанского. Преподобный Корнилий. Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников. 5 марта. Православный церковный календарь
Великомученика Феодора Тирона. День священномученика Ермогена, патриарха Московского. 2 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Иоанн Лествичник. Преподобный Зосима. Пророк Иоад. Преподобный Иоанн Безмолвник. 12 апреля. Православный церковный календарь
Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский. Святой Пророк Исайя. Мученик Христофор. Преподобный Шио. 22 мая. Православный церковный календарь
Преподобный Михаил Исповедник. Преподобная Евфросиния. Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. 5 июня. Православный церковный календарь
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ. Преподобномученица Параскева. Преподобный Моисей Угрин. 8 августа. Православный церковный календарь
Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11 сентября. Православный церковный календарь
Мучеников в Мелитине. Икона Божией Матери Взыграние Младенца. Мученик Иерон. 20 ноября. Православный церковный календарь
День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника
Рождества Христова. История праздника

Читать далее в Православном разделе:


Церковные праздники в Марте. Православный церковный календарь Марта.
Церковный праздник 19 марта Икона Божией Матери именуемая Благодатное Небо, Мучеников 42-х в Амморее.
Церковный праздник 6 апреля Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, Память святителя Артемона епископа Селевкийского.
Церковный праздник 25 июня Преподобного Онуфрия Великого, преподобного Петра Афонского, Преподобный Арсений Коневский, Благоверной великой княгини Анны Кашинской, Преподобные Вассиан и Иона.
Церковный праздник 22 июля Священномученика Панкратия епископа Тавроменийского, Священномученик Кирилл, Святитель Феодор, Преподобномученики Патермуфий и Коприй.
Церковный праздник 23 июля Празднование положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, Святые 45 мучеников в Никополе пострадавших, Преподобного Антония Печерского.
Церковный праздник 12 ноября Священномученика Зиновия епископа Егейского и мученицы Зиновии, Святые апостолы Тертий Марк Иуст и Артема, Священномученик Маркиан.

Весь Православный раздел ...

Молитвы к Пресвятой Богородице и святым.



^Наверх