Главная --> Православный церковный календарь --> Церковные праздники в сентябре --> 27 сентября (14 сентября по старому стилю)

Церковный праздник: Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, Воздвижение, Крестовоздвижение.

Православный церковный календарь. Церковный праздник
Сегодня:
Великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия Александрийского. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Святителя Иакова, епископа Ростовского. Благоверного князя Новгородского Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Преподобного Феодосия Терновского...
Завтра праздник:
Преподобномученика и исповедника Стефана Нового. Мученика Иринарха и с ним 7-ми женщин. Святителя Феодора, архиепископа Ростовского, родственника преподобного Сергия Радонежского...
Ожидаются праздники:
12.12.2016 - Мученика Парамона и с ним 370-ми мучеников. Преподобного Акакия Синайского...
13.12.2016 - Апостола Андрея Первозванного ...
14.12.2016 - Пророка Наума. Праведного Филарета Милостивого...

Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Церковные Православные Христианские Праздники сегодня :

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение Креста Господня — праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых - Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Воздвижения честного и животворящего Креста Господня это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т.е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения честного и животворящего Креста Господня; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство.

Далее: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника ...

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

« предыдущий праздник :: 27 сентября :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники ...


... Запомнить сайт ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Православные праздники и Святые угодники:


Декабрь. Православные церковные праздники Декабря. Православный церковный календарь
Преподобный Алипий Столпник. Святитель Иннокентий, епископ Иркутский. Преподобный Иаков. 9 декабря. Православный церковный календарь
День святой мученицы Татианы. Святитель Савва, архиепископ Сербский. Преподобный Мартиниан. Преподобный Галактион. 25 января. Православный церковный календарь
Обретение мощей Феодора Смоленского и Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Мученик Конон Исаврийский. Мученик Конон Градарь. Преподобный Адриан. 18 марта. Православный церковный календарь
Преподобный Никита Исповедник. Мученицы Феодосии. Икона Божьей Матери "Неувядаемый Цвет". 16 апреля. Православный церковный календарь
Священномученик Марк, епископ Арефусийский. Преподобные Иона и Марк. Память преподобного Евстафия исповедника, епископа Вифинийского. 11 апреля. Православный церковный календарь
Владимирская икона. Равноапостольный царь Константин. Царица Елена. Благоверный князь Константин. 3 июня. Православный церковный календарь
Священномученик Афиноген. Мученица дева Иулия. Икона Божией Матери Чирская (Псковская). 29 июля. Православный церковный календарь
Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Сампсон. 10 июля. Православный церковный календарь
Мученик Мирон. Преподобный Алипий. 30 августа. Православный церковный календарь
Великомученик Мина. Мучеников Виктора и Стефаниды. Мученик Викентий. Блаженный Максим юродивый, Московский чудотворец. 24 ноября. Православный церковный календарь

Читать далее в Православном разделе:


Церковный праздник 11 января Преподобного Маркелла, Память святых 14 тысяч младенцев Вифлеемских за Христа избиенных, Преподобный Марк Феофил и Иоанн.
Церковный праздник 30 января Преподобного Антония Великого, Преподобный Антоний Дымский.
Церковный праздник 23 марта Мученик Кодрат Никомидийский, Мученика Кодрата.
Церковный праздник 28 апреля Мученицы Василисса и Анастасия, Апостолов от 70-ти Аристарха Пуда и Трофима.
Церковный праздник 24 мая Священномученик Мокий, Равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей славянских, Священномученик Иосиф митрополит Астраханский.
Церковный праздник 31 мая Мученик Феодот, Память святых отцов семи Вселенских соборов.
Церковный праздник 9 августа Великомученик и целитель Пантелеимон, Преподобный Герман Аляскинский, Блаженный Николай.
Церковный праздник 16 августа Преподобные Исаакий Далмат и Фавст, Преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца.
Церковный праздник 7 ноября Мучеников и нотариев Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона, Мученик Анастасий.
Церковный праздник 15 ноября Мучеников Акиндина Пигасия Аффония Елпидифора Анемподиста, Преподобный Маркиан.
Церковный праздник 23 ноября Апостолов от 70-ти, Мученика Ореста врача, Священномученик Милий.

Весь Православный раздел ...

Уральские горы, города Урала, достопримечательности Урала.




^Наверх