Как делать коллективный намаз

girl 2366438 1920 Советы на день
Содержание
  1. Как совершить коллективный намаз?
  2. Важность коллективного намаза
  3. Про чтение намаза джамаатом
  4. Достоинство джамаат намаза
  5. Джамаат намаз это желательно или обязательно
  6. Что считается джамаатом
  7. Совершение намаза джамаатом в мечети
  8. Кто считается успевшим на джамаат намаз
  9. Что делать если начал молиться в одиночку, но затем люди стали молиться джамаатом
  10. Совершение намаза джамаатом после совершение его в одиночку
  11. В каких случаях можно оставить джамаат и джума намаз
  12. Имам в намазе
  13. Имам в намазе должен соответствовать следующим условиям:
  14. Кто имеет больше прав быть имамом в намазе
  15. Нарушение намаза имама нарушает ли намаз молящихся за ним?
  16. Что восполняет имам из недостатков молящихся за ним
  17. Следование за имамом в намазе
  18. Где должны стоять молящиеся за имамом
  19. Если молящийся опоздал на джамаат
  20. Важность первого ряда в джамаат намазе
  21. Благодать коллективного намаза
  22. Намаз является одной из основных обязанностей, возложенных на мусульман. Он имеет в себе множество благ и ценностей. Особенно важен коллективный намаз.

Как совершить коллективный намаз?

Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие — про себя? Рамиля К.

Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:

1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният, например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом, ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.

При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран — шёпотом.

2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной. Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.

3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» — про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу, и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).

4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.

Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь».

5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение, которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.

Источник

Важность коллективного намаза

kollektivnyj namaz e1623683400121

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Намаз является самым лучшим поклонением, совершаемым телом, и наилучшим из деяний, приближающих к Аллаху. Он считается вторым столпом Ислама после произнесения двух свидетельств, и первым, за которое человек будет спрошен в Судный день. И если он был хорош, то и остальные дела будут хороши, если же он был плох, то все остальные дела будут плохими.

Одно из важных достоинств намаза заключается в том, что награда за коллективный намаз намного выше, чем за намаз, совершённый в одиночку.

И если поразмышлять над аятами Священного Корана, то мы найдём, что Всевышний Аллах предписал верующим совершать намаз своевременно.

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا

«Поистине, намаз предписан верующим в определённое время» (сура Ан-Ниса, аят 103)

Всевышний Аллах сказал:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

«Будьте внимательны к намазам и (особенно) к среднему намазу. И стойте перед Аллахом покорно». (сура Аль-Бакара, аят 238)

Первые два аята указывают на то, что лучше совершать намаз, не откладывая, своевременно, в начале периода времени, отведённого на него. Коллективный намаз в мечети даёт эту возможность.

Всевышний Аллах сказал:

وَأَقِيمُواْ الصَّلَاةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ وَارْكَعُواْ مَعَ الرَّاكِعِينَ

«[Полноценно] совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися». (сура Аль-Бакара, аят 43)

Этот аят указывает на значимость коллективного намаза.

Упоминание достоинств коллективного намаза в Сунне

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал нам о достоинствах и награде за совершение коллективного намаза, и о том, что он превосходит намаз в одиночку.

От Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

صلاة الجماعة تفضل صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة

«Коллективный намаз превосходит индивидуальный в двадцать семь раз». (аль-Бухари; Муслим)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَقَدْ هَمَمْتُ أَنْ آمُرَ بحَطَبٍ فَيُحْتَطَبَ، ثُمَّ آمُرَ بِالصَّلاَةِ فَيُؤذَّنَ لهَا، ثُمَّ آمُرَ رَجُلًا فَيَؤُمَّ النَّاسَ، ثُمَّ أُخَالِفَ إلى رِجَالٍ فَأُحَرِّقَ عَلَيْهِمْ بُيُوتَهمْ

«Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, я хотел велеть собрать дрова, а потом призвать людей на намаз, велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям, [которые не пришли на намаз в мечеть], и сжечь их дома!» (аль-Бухари; Муслим)

От Абу-д-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

مَا مِنْ ثَلاثَةٍ فِي قَرْيةٍ، وَلاَ بَدْوٍ، لاَ تُقَامُ فِيهِمُ الصَّلاَةُ إلاَّ قَد اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِم الشَّيْطَانُ، فَعَلَيْكُمْ بِالجَمَاعَةِ، فَإنَّمَا يَأْكُلُ الذِّئْبُ مِنَ الغَنَمِ القَاصِيَة

«Если не будут совершать [обязательный] намаз любые три [человека, живущие] в селении или в пустыне, шайтан обязательно победит их, и поэтому вам следует совершать намаз вместе: волк пожирает лишь ту овцу, которая отбивается [от стада]». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)

Утренний и ночной намаз

Побуждение к присутствию на общей утренней и вечерней молитве содержится в целом ряде хадисов.

От Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передаются следующие слова: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ صَلَّى العِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ، وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ في جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ

«Тот, кто совершил ночной намаз коллективно, как будто совершал намаз половину ночи, а тот, кто совершил утренний намаз коллективно, как будто молился всю ночь». (Муслим)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

لَيْسَ صَلاَةٌ أثْقَلَ عَلَى المُنَافِقِينَ مِنْ صَلاَةِ الفَجْرِ وَالعِشَاءِ، وَلَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِيهِمَا لأَتَوْهُمَا وَلَوْ حَبْوًا

«Для лицемеров нет намазов более тяжких, чем утренний и ночной, и если бы они знали, [какая награда ждёт] за два этих [коллективных намаза], то обязательно являлись бы на них [в мечеть], даже [если бы им пришлось добираться] ползком». (аль-Бухари; Муслим)

Связь с мечетью

Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав домами Аллаха. Всевышний Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, совершают в них молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:

إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللّهَ فَعَسَى أُوْلَئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». (сура Ат-Тауба, аят 18)

Намаз, который совершается коллективно в мечети, даёт людям возможность совершить множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ رَاحَ إِلَى مَسْجِدِ الجَمَاعَةِ فَخُطْوَةٌ تَمْحُو سَيِّئَةً وَخُطْوَةٌ تُكْتَبُ لَهُ حَسَنَةٌ ذَاهِبًا وَ رَاجِعًا

«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективного намаза, то один [его] шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит [весь путь] по дороге туда и обратно». (Ахмад)

Мудрость предписания коллективного намаза

Исламские каноны направлены на то, чтобы взрастить в мусульманах чувство братства, желание знакомиться друг с другом, оказывать взаимопомощь и поддержку друг другу в благе и искоренении зла. Нет такого места, которое было бы более благоприятным для знакомств и завязывания братских отношений, чем мечеть, в которой мусульмане встречаются друг с другом для выстаивания коллективного намаза пять раз каждый день.

Уважительные причины для непосещения коллективного намаза

Эти причины делятся на два вида: общие и частные.

К общим причинам относятся следующие: дождь, сильный ветер ночью и непролазная грязь на дорогах.

Передаётся, что Ибн Умар прокричал азан на намаз в холодную ветреную ночь, после чего сказал:

ألا صلُّوا في رحال

«Молитесь в своих домах».

كانَ يَأمر المُؤَذَّنَ إذَا كانَتْ لَيْلَةٌ ذات برد ومطر أن يقول: ألا صلوا في رحالكم

«Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в холодные дождливые ночи велел муэдзину говорить: “Молитесь в своих домах”». (аль-Бухари; Муслим)

Как известно, сегодня эти причины редко наблюдаются, за исключением сёл, причём лишь некоторых.

К частным причинам относятся следующие: болезнь, сильный голод или жажда, страх перед притеснителем за себя или имущество, сильное желание справить большую или малую нужду. Доказательство этому – хадис, который передали Аль-Бухари и Муслим:

إذا وُضِعَ عَشَاء أحدكم وأقيمت الصلاة فابدؤوا بالعِشاء، ولا يعجلن حتى يفرغ منه

«Если кому-то из вас уже подан ужин, и наступило время намаза, пусть начинает с ужина и не спешит, пока не закончит (есть)»;

а также хадис, который передал Муслим:

لا صلاة بحضرة طعام، ولا هو يدافعه الأخبثان

«Намаз не совершается, если еда уже подана на стол, или если молящийся испытывает необходимость справить большую или малую нужду».

Также к подобным причинам относится риск встречи человека с займодавцем в случае, если он пойдёт на коллективный намаз, не имея возможности выплатить долг. Кроме того, сюда относятся случаи, когда он поел что-либо с неприятным запахом или надел одежду, которая создаёт неудобства окружающим грязью или запахом. Любая из этих ситуаций является уважительной шариатской причиной, которая позволяет человеку не посещать коллективный намаз[1].

Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من أكل ثوماً – وقيس غيره من الأعذار عليه- فليعتزلن، أو قال: فليعتزل مسجدنا، وليقعد في بيته

«Пусть поевший чеснока удаляется (между чесноком и другими подобными продуктами можно провести аналогию)», или: «…пусть держится подальше от мечети и остаётся дома». (Аль-Бухари и Муслим)

Положение (хукм) о коллективном намазе

Согласно шафиитскому мазхабу коллективный намаз, не считая пятничного, является коллективной обязанностью (фард аль-кифая).

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

أَمَّا حُكْمُ الْمَسْأَلَةِ فَالْجَمَاعَةُ مَأْمُورٌ بِهَا لِلْأَحَادِيثِ الصَّحِيحَةِ الْمَشْهُورَةِ وَإِجْمَاعِ الْمُسْلِمِينَوَفِيهَا ثَلَاثَةُ أَوْجُهٍ لِأَصْحَابِنَا (أَحَدُهَا) أَنَّهَا فَرْضُ كِفَايَةٍ (وَالثَّانِي) سُنَّةٌ وَذَكَرَ الْمُصَنِّفُ دَلِيلَهُمَا (وَالثَّالِثُ) فَرْضُ عَيْنٍ لكل ليست بِشَرْطٍ لِصِحَّةِ الصَّلَاةِ وَهَذَا الثَّالِثُ قَوْلُ اثْنَيْنِ مِنْ كِبَارِ أَصْحَابِنَا الْمُتَمَكِّنِينَ فِي الْفِقْهِ وَالْحَدِيثِ وهما أبو بكر ابن خُزَيْمَةَ وَابْنُ الْمُنْذِرِ قَالَ الرَّافِعِيُّ وَقِيلَ إنَّهُ قول للشافعي وَالصَّحِيحُ أَنَّهَا فَرْضُ كِفَايَةٍ وَهُوَ الَّذِي نَصَّ عَلَيْهِ الشَّافِعِيُّ فِي كِتَابِ الْإِمَامَةِ كَمَا ذَكَرَهُ المصنف

«Что касается вопроса коллективного намаза, то относительно него имеются повеления в известных, достоверных хадисах и единогласное мнение мусульман (иджма’). В вопросе совершения коллективного намаза имеются три мнения наших учёных (шафиитов). Первое мнение – коллективный намаз считается коллективной обязанностью (фард аль-кифая). Второе мнение – он считается сунной, автор (Абу Исхак аш-Ширази) приводит доказательства в пользу этого мнения. Третье мнение – он считается индивидуальной обязанностью (фард аль-айн) для каждого, но не является условием действительности намаза. Третье мнение принадлежит двум крупным учёным в фикхе и хадисе: Абу Бакру ибн Хузейме и Ибн аль-Мунзиру. Ар-Рафии сказал, что некоторые приписывают это мнение имаму аш-Шафии, но по достоверному мнению, это коллективная обязанность (фард аль-кифая). Об этом писал аш-Шафии в главе “Имамство”, как пишет автор (Абу Исхак аш-Ширази)». («Аль-Маджму», 4/184)

Причины отказа от коллективного намаза

Небрежность по отношению к коллективным намазам в мечетях оборачивается для людей большой потерей. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:

لا يزال قوم يتأخرون حتى يؤخرهم الله

«Если люди будут опаздывать на намаз, то в конце концов Аллах сделает их отставшими». (Муслим)

Некоторые праведные предшественники говорили:

ما فاتت أحداً صلاة الجماعة إلا بذنب أصابه.

«Никто не пропускал коллективный намаз, кроме как из-за греха, постигшего его»[2].

Да улучшит Всевышний наше поклонение и не сделает его причиной попадания в Ад.

Источник

Про чтение намаза джамаатом

Джамаат намаз – это молитва совершаемая группой мусульман вместе, одновременно.

Достоинство джамаат намаза

1115735

От ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«صَلاةُ الجَمَاعَةِ أَفضَلُ مِنْ صَلاةِ الفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ درَجَةً» – «Джамаат намаз превосходнее чем намаз совершаемый в одиночку на двадцать семь степеней». Передали Бухари и Муслим. Кроме того в хадисах передается, что мусульманину совершившему омовение и отправившемуся в мечеть для совершения джамаат намаза, будет записано благое дело за каждый шаг и зачеркнуто дурное дело.

Мудрость общей молитвы заключается в укреплении связи между мусульманами, взаимопомощи и взаимопонимания, укреплении взаимной любви основанной на вере в Аллаха, в возможности почувствовать себя братьями в независимости от социального и финансового положения.

Джамаат намаз это желательно или обязательно

По мазхабу Абу Ханифы совершение пятикратной обязательной молитвы в сутки (кроме пятничной молитвы) джамаатом относится к сильной сунне, для разумных совершеннолетних здоровых мужчин.

Что считается джамаатом

Намаз считается совершенным джамаатом при наличии имама и двух маъмумов (молящихся за имамом), т.е. трех человек. Даже если один из них будет несовершеннолетним.

Совершение намаза джамаатом в мечети

Совершение молитвы группой наиболее предпочтительным является в мечети, за исключением женщин, которым лучше молиться дома. Желательным является для того кто хочет отправиться на джамаат намаз идти туда пешком, будучи спокойным и серьезным в своей походке.

Кто считается успевшим на джамаат намаз

Если молящийся успел сказать «Аллаху акбар» для вступления в намаз, перед тем как имам даст первый салам, то он считается совершившим молитву в джамаате. Если молящийся успел совершить поясной поклон (рукуъ) вместе с имамом, то этот ракаат засчитывается ему как совершенный.

Что делать если начал молиться в одиночку, но затем люди стали молиться джамаатом

Если вы молитесь в одиночку но затем люди собрались на джамаат намаз то надо действовать в соответствии со следующими ситуациями:

Совершение намаза джамаатом после совершение его в одиночку

По единогласному мнению исламских ученых можно заново совершить намаз джамаатом после того как он был совершен в одиночку. Доказательством тому является хадис приведенный имамом Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи о том, что один мужчина пришел в мечеть после того как Пророк (с.а.с.) уже совершил послеполуденную молитву. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто даст садаку, помолившись с этим человеком?» И помолился с ним один из присутствующих (который уже совершил молитву). При этом вторая молитва будет считаться желательной молитвой.

В каких случаях можно оставить джамаат и джума намаз

Причины, по которым можно не совершать намаз в джамаате следующие:

Если мусульманин был вынужден пропустить джамаат или джума намаз по этим причинам, то он получит все равно вознаграждение.

Имам в намазе

cc94656d2abbfdfab485b16440b7be39

Имамат бывает двух видов – большой и малый. Большой имамат – это общее предводительство людьми, т.е. руководство общиной. Малый имамат – это быть имамом в намазе.

Имам в намазе должен соответствовать следующим условиям:

Кто имеет больше прав быть имамом в намазе

Наибольше прав быть имамом по ханафитскому мазхабу имеет тот, кто лучше разбирается в шариатских тонкостях намаза – когда намаз действителен, а когда нет. При условии, что этот лучше разбирающийся в намазе не совершает явных непристойных поступков и знает наизусть необходимую для намаза часть Корана.

Если по всем этим критериям у кандидатов в имамы намаза идет совпадение, то будут бросать жребий, или люди выберут путем голосования того, кто будет имамом.

Однако, раньше всех перечисленных выше может быть имамом, если присутствует, правитель мусульман, затем шариатский судья страны, затем хозяин дома, затем имам главной мечети.

Нарушение намаза имама нарушает ли намаз молящихся за ним?

Если у имама перед вступлением в намаз (словами Аллаху акбар) или во время вступления в намаз было то, что делает намаз не действительным (например, отсутствие омовения и т.п.), то молитва, как имама, так и молящихся за ним, недействительна. Если нарушающее молитву имама действие произошло уже в намазе, но тогда когда молящийся за ним вступал в намаз или перед тем как он вступил в намаз, то молитвы обоих также считаются недействительными.

Если же изначально намаз имама был действителен, но в течение намаза произошло то, что нарушает намаз, то намаз молящихся за имамом является действительным, так как они начинали молиться за имамом с действительным намазом.

Что восполняет имам из недостатков молящихся за ним

Имам восполняет то, что по забывчивости сделал или не сделал молящийся за ним из того что не является обязательной частью намаза. Единственное что из обязательного в намазе восполняет имам это обязательное чтение Корана и стояние для этого, если молящийся опоздал на намаз и не начал его сразу за имамом. По мазхабу Абу Ханифа читать Корана молящиеся за имамом не должны.

736bfc25

Следование за имамом в намазе

Условия следования за имамом

Молящийся за имамом должен соблюдать следующие условия:

Где должны стоять молящиеся за имамом

Молящиеся за имамом будут стоять в следующем порядке:

Если молящийся опоздал на джамаат

Того кто опоздал на джамаат намаз и не начал его с имамом называют масбукъом. Если он пришел на намаз, а имам был в поясном поклоне то масбукъ сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и сразу же сделает поясной поклон с имамом. Этот ракаат ему полностью засчитывается. Если же масбукъ пришел на намаз, а имам уже сделал поясной поклон то он также сделает намерение, произнесет «Аллаху акбар» и будет следовать за действиями имама. Однако этот ракаат не засчитывается и его надо восполнить после того как имам произнесет салам. Оставшиеся не совершенными в джамаате ракааты масбукъ встает после салама имама и доделывает сам. Например, с имамом он успел сделать один ракат дневного намаза, остальные три он доделывает в одиночку и т.п.

Важность первого ряда в джамаат намазе

Наиболее лучшим местом для мужчин в джамаат намазе является первый ряд. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.с) сказал: «لَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِي الصَّفَّ الْمُقَدَّمِ لَكَانَتْ قُرْعَةٌ» – «Если бы они знали что таит в себе первый ряд, то бросали бы жребий за него». Хадис передали имам Бухари и Муслим. Также от Абу Хурайры передается что Пророк (с.а.с) сказал: » خَيْرُ صُفُوفِ الرِّجَالِ أَوَّلُهَا، وَشَرُّهَا آخِرُهَا، وَخَيْرُ صُفُوفِ النِّسَاءِ آخِرُهَا، وَشَرُّهَا أَوَّلُهَا » – «Лучшим для мужчин из рядов является первый ряд, а худшим последний. Лучшим для женщин из рядов является последний ряд, а худшим первый». «Сахих Муслим», хадис № 984.

Желательным также является стремление встать справа от имама. Если в первом ряду будет брешь (пустое место), желательно его заполнить.

Источник

Благодать коллективного намаза

kollektivnyy namaz1

Намаз является одной из основных обязанностей, возложенных на мусульман. Он имеет в себе множество благ и ценностей. Особенно важен коллективный намаз.

Коллективный намаз пять раз в день собирает мусульман в мечети, способствуя усилению любви между братьями-мусульманами. Если кто-то пошел в мечеть на коллективный намаз, то ангелы свидетельствуют об этом и делают дуа за него. Когда он вступает в намаз вместе с имамом, то получает за это довольство Всевышнего Аллаха.

kollektivnyy namaz2

Пророк ﷺ сказал: «Если три человека в селе или в пустыне не совершают намаз коллективно, то ими овладел шайтан».

Из жизнеописания Пророка ﷺ становится ясной значимость коллективного намаза. Когда Пророк ﷺ переселился в Медину, он в первую очередь потребовал не жилье, а место для строительства мечети. Когда сподвижники завоевывали земли, то они сразу же приступали к строительству мечети.

Пророк ﷺ сказал: «Каждому, кто совершал намаз в джамаате в течение 40 дней, успевая на первый призыв «Аллаху Акбар!» и вступая в намаз вместе с имамом, Всевышний Аллах записывает два спасения: от Ада и от лицемерия».

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет для лицемеров ничего более тяжелого, чем утренний и ночной намазы. Если бы они знали награду за эти намазы, они бы пришли на них даже ползком…» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (имам Муслим)

kollektivnyy namaz3

Из этих хадисов становится ясно, что из коллективных намазов наиболее ценными являются утренний и ночной намазы. Самым ценным джамаат-намазом является пятничный намаз, затем – пятничный утренний намаз, обычный утренний, ночной намаз, послеобеденный, обеденный и вечерний.

Нельзя пропускать коллективный намаз без уважительной причины. Джамаат-намаз можно пропустить, если человек болеет, испытывает сильный голод или жажду, съел что-то с неприятным запахом, если необходимо омыть или похоронить покойного, если отстаёт от спутников, если нужно присмотреть за больным, не позволяют погодные условия.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector