Как делать козу пальцами

suit 690048 1920 Советы на день
Содержание
  1. Как жест «коза» стал символом
  2. Великий Дио
  3. «Коза»-защита
  4. Коза в России и мире
  5. masterok
  6. Мастерок.жж.рф
  7. Хочу все знать
  8. Коза – главный символ рока
  9. Что «коза» означает
  10. Откуда пошел символ
  11. Жест «коза»: происхождение и значение
  12. Описание жеста
  13. Античные времена
  14. Древняя Русь
  15. Мистическое значение
  16. Знак «коза» для поклонников хеви-метала
  17. Знак «рожки» в российской субкультуре девяностых
  18. Жест «коза» в православии
  19. Язык жестов
  20. Оскорбительные «рожки»
  21. Пожелание удачи
  22. «Рожки» в спорте
  23. Форум самозанятых граждан
  24. Меню навигации
  25. Пользовательские ссылки
  26. Информация о пользователе
  27. Сообщений 1 страница 30 из 111
  28. Поделиться12017-10-11 16:08:37
  29. Поделиться22017-10-11 17:40:07
  30. Поделиться32017-10-11 17:55:17
  31. Поделиться42017-10-13 09:56:41
  32. Поделиться52017-10-18 11:08:18
  33. Поделиться62017-10-18 14:25:48
  34. Поделиться72017-10-30 12:30:58
  35. Поделиться82017-10-30 12:53:28
  36. Поделиться92017-10-30 12:57:30
  37. Поделиться102017-10-30 17:38:00
  38. Поделиться112017-10-30 17:49:07
  39. Поделиться122017-10-30 18:16:27
  40. Поделиться132017-11-19 22:26:54
  41. Поделиться142017-11-19 22:29:52
  42. Поделиться152017-11-19 22:32:35
  43. Поделиться162017-11-19 22:35:09
  44. Поделиться172017-11-19 22:37:04
  45. Поделиться182017-11-23 20:49:53
  46. Поделиться192017-11-23 21:12:59
  47. Поделиться202017-11-23 21:15:38
  48. Поделиться212017-11-30 15:50:22
  49. Поделиться222017-12-04 13:08:28

Как жест «коза» стал символом

kak zhest koza stal simvolom rok kultury

Великий Дио

Традиционно «козу» ассоциируют с : музыканты и поклонники их творчества то и дело вскидывают руку с прижатыми к ладони большим, средним и безымянным пальцами. Этот жест популяризировал Ронни Джеймс Дио — величайший вокалист, знаменитый прежде всего по работам в таких группах, как Rainbow, Black Sabbath и Dio.

«Вряд ли я первый человек, который сложил так пальцы. Это всё равно, что изобрести колесо, — рассказывал Дио. — Но, наверное, можно сказать, что я ввёл его в моду. Это был символ, который отражал всё, что связано с нашей группой. В нём нет ничего „дьявольского“, как некоторые говорят. Моя говорила, что это отпугивает „malocchio“ (мальоккьо), то есть защищает от сглаза. Всего лишь символ, но у него магическое значение, и, мне кажется, это отлично сочеталось с Black Sabbath. Теперь его используют все подряд, и он как будто потерял своё первоначальное значение».

Вкупе с текстами и музыкой Black Sabbath это действительно работало.

«Коза»-защита

На самом деле, «коза» в рокерском исполнении действительно во многих культурах мира используется как защита от потусторонних сил, способных навредить человеку. В России в этом случае три раза сплёвывают через плечо. Жест нашёл отражение в мировой художественной литературе. В том же «Дракуле» Брэма Стокера можно встретить «…в толпе у дверей гостиницы все перекрестились и наставили на меня два растопыренных пальца. Не без труда я добился от одного из своих спутников объяснения, что всё это значит; … он сказал, что жест служит как бы амулетом и защитой от дурного глаза». В русской литературе «коза» тоже нашла отражение — в рассказе «Словоохотливый домовой» Александра Грина, где он называет жест «джеттатурой», сравнивая с рожками улитки. И называет по ошибке, потому что джеттатура в буквальном переводе с немецкого, французского и итальянского означает «дурной глаз».

«Коза» на самом деле похожа на рога. Итальянцы сравнивали это с рогами Асмодея — князя демонов или, попросту говоря, Сатаной. В Средние века, когда вера в ведьм и волшебников была культом, превратившимся в паранойю, стоившей жизни тысячам обычных людей на кострах инквизиции, ходил слух, что «коза» — знак приветствия демонов и другой нечести, а также их служителей. Поэтому жест был запрещён.

В христианстве выставленные указательный палец и мизинец также нашли отражение. На фресках и мозаиках можно встретить святых, показывающих такой жест, но интересно, что вариация ближе к «козе» металлистов: демонстрируется тыльной стороной ладони к смотрящему. Назначение несколько иное — благая весть, или же банально — призыв ко вниманию.

kak zhest koza stal simvolom rok kultury 01

В христианскую культуру такой вариант сложенных пальцев пришёл из Византии, которая в свою очередь являлась наследником Римской империи. Жест описан в книге по ораторскому искусству и мастерству Фабия Марка Квинтилиана, который, как он пишет, не используется при повествовании, а показывается в начале речей, то есть призывает слушателей обратить внимание на выступающего. Кроме этого, согласно хиромантской практике, указательный палец находится в ведении Юпитера, а мизинец — Меркурия, поэтому, показывая «козу», человек просит покровительства и наказания для своих врагов.

Коза в России и мире

Популяризация тюремной культуры в СССР, пусть и в шутливой форме, но произошла не без фильма «Джентльмены удачи», в котором герой Леонова, притворяющийся Доцентом, хочет сокамернику «пасть порвать» и «моргала выколоть». Последняя угроза сопровождается жестом, который сейчас трактуется как знак победы — Victory. На самом деле угроза лишить зрения должна сопровождаться демонстрацией «козы», но не в том варианте, в котором её используют музыканты и суеверные. Пальцы должны быть выставлены не вверх, а вперёд — так называемая распальцовка. В девяностые она перестала трактоваться настолько однозначно и стала элементом подражания и жестикуляции.

kak zhest koza stal simvolom rok kultury 02

Стоит обратить внимание, что темпераментные итальянцы в жарком споре или просто рассказывая эмоционально, складывают пальцы в «козу» и активно ею жестикулируют. И у итальянцев, в частности, у представителей мафиозных структур, и у новых русских есть общее: страсть к украшению пальцев печатками и дорогими перстнями, в том числе и мизинца — это показывает состоятельность и успешность. То есть «козу» в данном случае необходимо рассматривать ещё и как стремление продемонстрировать своё положение.

У жеста явно итальянские корни, что не мешает ему быть многозначным. Например, там и в ряде других южноевропейских стран «коза» может быть истолкована как оскорбление: показав её человеку, можно считать, что назвали его рогоносцем, но тут, вероятно, всё зависит от контекста. В Колумбии же наоборот: это будет считаться пожеланием добра, удачи и всех благ.

И здесь нельзя не вспомнить то, что в американском языке жестов «коза» означает букву Y, которая используется в словосочетании «I Love You», поэтому некоторые могут трактовать такое перстосложение как признание в любви. К слову, в русском аналогичный жест заменяет Ы.

Если вспоминать массовую культуру, то «коза» тоже эксплуатировалась. Например, в фильме «Данди по прозвищу Крокодил» герой использует её при встрече с буйволом, таким образом усмиряя его. А использует такое сочетание пальцев для выстрела паутиной.

При всей своей многозначности «коза» стала действительно культовым жестом, который поймут во многих странах мира. Разумеется, что использовать его нужно с осторожностью.

Источник

userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Каждый, кто хоть раз был на рок-концерте, видел в зале десятки рук, вскинутых в жесте, который именуется «козой». Интересно то, что этот жест напоминает по форме латинскую букву U, что может обозначать unity, то есть объединения, подобно как жест, сходный с V обозначает победу – Victory. А это значит что «коза» — это, в первую очередь знак объединения, единства. Человек «кидающий козу» как бы говорит: «Я здесь свой! Я с вами!».

Так же есть и другая версия: есть мнение, что трехпальцевая коза (указательный, мизинец, большой палец) – это часть фразы «я люблю тебя» на языке для глухонемых. Таким образом, на концертах фанаты выражают свою любовь к музыке. Кстати, в русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы»…

Ronnie James Dio в начале 80-х, играя в составе Black Sabbath, первым привнес этот жест в рок-культуру. Сам Дио говорил, что этому жесту его научила его бабушка еще в детстве.

Вот что он говорил по этому поводу:

«Вряд ли я первый человек, который сложил так пальцы. Это все равно, что изобрести колесо. Но, наверное, можно сказать, что я ввел его в моду. Это был символ, который отражал все, что связано с нашей группой. В нем нет ничего «дьявольского», как некоторые говорят. Моя бабушка-итальянка говорила, что это отпугивает «злой глаз». Всего лишь символ, но у него магическое значение, и мне кажется, это отлично сочеталось с BlackSabbath. Теперь его используют все подряд, и он как будто потерял свое первоначальное значение,» — заявил Дио в одном из интервью.

Среди других кандидатов на «отца» рок-козы называются: Риччи Блэкмор, Джимми Хендрикс и Джордж Клинтон.

Но что означал жест коза до того, как прочно вошла в рок-культуру?

«Рок Коза» — не просто знак объединения, это и сакральный символ. Если обратиться в хиромантии, указательный палец связан с Юпитером, а мизинец- с Меркурием. Юпитер в греческой мифологии — верховное божество, бог неба, молний и грома, а Меркурий – бог торговли, воровства, а так же он провожает души умерших в подземное царство. Таким образом подобным жестом люди просили у Юпитера защиту, а у Меркурия – помощи в том, чтоб душа недруга благополучно добралась до царства мертвых.

В средневековье пошел слух, что так здороваются черти и ведьмы и этот жест стал запретным, как подобие рогов дьявола.

1041510 original

Упоминание «козы» мы видим и в «Дракуле» Брэма Стокера: «…в толпе у дверей гостиницы все перекрестились и наставили на меня два растопыренных пальца.
Не без труда я добился от одного из своих спутников объяснения, что все это значит; …он сказал, что жест служит как бы амулетом и защитой от дурного глаза.»

0 20164a 29b1db78 XXL

После «перестройки», с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), – без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего – распальцовку. Так что в настоящее время выражение пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения пальцы веером, пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними.

А в Италии «коза» это жест, относящийся к области примет. Например, встретив по пути катафалк, надо непременно сделать «рок козу», иначе беды не избежать. А «коза» с поднятыми вверх пальцами в Италии означают страшное оскорбление, которое гораздо более обидное, чем поднятый вверх средний палец. Поэтому в Италии с «козой» стоит обращаться в высшей степени аккуратно».

Именно второе, проклинающее, значение «козы» стало постепенно более известным. Многое говорили об этом жесте в разные времена, особенно в Средневековье. То видели в «козе» рога дьявола, то три шестерки – дьявольское число. Считали, что так ведьмы приветствовали друг друга

Между прочим, интересно, что «коза» своей формой напоминает мудру (магический жест в виде определенного положения пальцев) Энергии. Отличие в том, что средний и безымянный пальцы в мудре Энергии кончиками соприкасаются с большим, а не просто прижаты. На востоке (и не только) широко практикуется лечение с помощью таких жестов. Причем название многих мудр восходит не столько к религии, сколько к восточной мифологии

В общем, с какой стороны ни посмотри, «коза» является типично языческим знаком

Источник

Коза – главный символ рока

691da4865d2b142c10c4ac02b4e450b01

Ни один рок-концерт, начиная от небольшого квартирника и заканчивая огромными массовыми выступлениями на стадионах, не обходится без так называемой «козы». Это жест пальцами, который показывают, выпрямляя указательный палец и мизинец, а средний и безымянный при этом подгибая. Относительно положения большого пальца возможны разные варианты: кто-то соединяет его с согнутыми безымянным и средним пальцами, а кто-то оттопыривает в сторону.

Сегодня, когда большая часть процессов коммуникации происходит через интернет, люди нашли иной способ выражать свое единство. Это эмодзи козы. Поклонники субкультуры используют знак и в личной переписке, и в комментариях к концертным записям на видеохостингах. Откуда же взялся этот заменимый жест, и почему он стал так популярен.

Что «коза» означает

Значений у этого жеста огромное множество. Однозначно сказать можно только одно: символ очень старый, он пришел из языческой культуры и используется преимущественно в Италии, причем, даже не рокерами.

Сложенные таким образом пальцы напоминают символ «U», что может расшифровываться как «unity», или единство. Поэтому люди, которые вскидывают руку с «козой», могут в первую очередь иметь ввиду, что они – это единое рок-братство. Субкультура рокеров подразумевает высокую степень единства и принятия всех, кто относит себя к ней. И для рокеров не имеет значения, как сильно отличается человек от общепринятых норм и правил. Единство – это важная часть субкультуры рока, поэтому «коза» стала достойным символом для того, чтобы транслировать этот принцип.

Откуда пошел символ

Родоначальником использования «козы» среди рокеров считается музыкант «Black Sabbath», Ронни Джеймс Дио. Он рассказывал, это магический знак, и для музыканта он значил все, что связано с группой. Он использовал его на концертах, чтобы выразить все, что для него означает его группа. А научила этому знаку его бабушка – она использовала его для защиты от всего «темного» и «дьявольского». Сам музыкант отмечал, что знак давно утратил свой первоначальный смысл, так как его используют все подряд и по любым поводам.

Дио говорил, что он сложил так руки далеко не первый – не он придумал этот знак. А его бабушка была итальянкой. Использование этого символа можно проследить в истории. Так делают и литературные персонажи, и реальные герои художественных полотен, и даже статуи.

Конечно, рокерское применение «козы» отличается. На концертах люди складывают так пальцы, поднимают руку, а многие еще и танцуют в это время или активно покачиваются под музыку.

Источник

Жест «коза»: происхождение и значение

Каждый человек очень много информации передает и получает посредством языкового общения. Мы ежедневно произносим несколько сотен тысяч слов, выражая те или иные возникающие эмоции. Но специалисты считают, что самую главную информацию мы все же передаем в процессе невербального общения. Каждый из нас неосознанно подает и воспринимает жестовую информацию, которая порой содержит более полные сведения о том, что хочет донести до вас человек в процессе разговора. Иногда один-единственный жест может быть красноречивее сотен слов, им можно приободрить или смертельно оскорбить. Примечательно, что некоторые комбинации из пальцев в разных странах могут иметь абсолютно противоположное значение. К примеру, поднятый вверх большой палец у большинства народов воспринимается как одобрение, а вот в Таиланде он является чем-то сродни высовыванию языка. В Иране же подобный жест относится к одним из самых оскорбительных, поэтому, оказавшись в этой стране, будьте очень осторожны и внимательны. Сегодня темой нашей статьи стал жест «коза». Он отлично известен людям разной национальности и социального статуса. Из года в год даже ведутся споры о том, кто именно ввел его в моду и когда. Мы попробуем разобраться, кто придумал жест «коза» и что он значит в разных культурах.

1897554

Описание жеста

Интересно, что жест «коза», о котором сегодня пойдет речь в нашей статье, имеет несколько вариантов. Наиболее привычный нам пришел из самой древности. Он складывается посредством прижатия среднего, безымянного и большого пальца к ладони, поднятыми вверх остаются указательный и мизинец. Именно так делали наши предки в разных странах мира. Но еще существует жест «коза» с большим пальцем, отставленным в сторону. О нем мы тоже расскажем читателям в последующих разделах статьи.

Свое название жест получил благодаря сходству с головой домашнего рогатого скота. Иногда его еще называют «рожками», «распальцовкой» или «подковой». В любом случае речь идет об одном и том же знаке, который широко используется в разных жизненных обстоятельствах. Что означает жест «коза», пришедший к нам из глубокой древности? Попробуем выяснить.

Античные времена

Данный учебник изучался всеми людьми, желавшими овладеть ораторским искусством в полной мере. Он был главным пособием в школах, где обучали риторике молодых эллинов. В этом учебнике жест «коза» ставился на второе место по важности, он означал настоятельное желание оратора взять слово, которое должны было быть выполнено незамедлительно.

Древняя Русь

Наверное, многие помнят детскую потешку «Коза рогатая», которую так любят малыши и нашего времени. В процессе игры взрослые складывают «рожки», направляют их в сторону ребенка и сопровождают словами в стихотворной форме. Сейчас этой забаве не придается особого значения, но наши предки считали, что таким способом они очищают своих детей от дурного глаза и негатива, пришедшего извне.

1897564

Мистическое значение

В темные времена Средневековья «коза» применялась часто и повсеместно. Именно в этот период времени инквизиция открыла охоту на ведьм, поэтому в каждом человеке, который хотя бы немного отличался от общей массы людей, европейцы видели колдуна или ведьмака. Главной защитой от черных сил считался жест с поднятым вверх указательным пальцем и мизинцем. Суеверные жители Европы были уверены, что этот простой знак способен был полностью нейтрализовать сглаз, заговор или любую другую негативную энергетику. Даже в знаменитом произведении Б. Стокера «Дракула» описывается, как местные жители складывали «козу», стремясь защитить себя от магического воздействия.

1897596

Историкам известны и амулеты в виде ладони со сложенными «козой» пальцами, они были очень распространены в итальянских городах и селениях, где народ всегда отличался невероятным суеверием. Там данный оберег часто называли «рогами Асмодея» в честь жестокого демона, который был призван судить людские души. Однако он мог подарить и древние знания тем, кто обращался к нему с открытым и чистым сердцем.

Знак «коза» для поклонников хеви-метала

Несмотря на то что жест «рожки» применялся еще в древние времена, в современном мире он получил распространение благодаря представителям рокерской субкультуры. Его начали использовать поклонники хеви-метала в качестве выражения одобрения певцу и единения со всеми присутствующими на концерте.

1897557

До сих пор ведутся споры относительно того, кто первым из музыкантов начал применять данный жест во время исполнения песен. Однако первенство отдается Ронни Дио, который заметил, насколько удачно сочетается «коза» с песнями на мистическую тематику. Позже в интервью он рассказывал, что его бабушка была итальянкой. Она и показала еще маленькому Дио это магический жест, приговаривая, что он отгоняет злых духов. Она характерно складывала пальцы всякий раз, когда, гуляя с внуком, встречала группу цыган или странно одетых людей. Сам Дио считал, что этот знак как нельзя лучше символизирует его творчество и группу, в которой он тогда работал.

Знак «рожки» в российской субкультуре девяностых

В уголовном мире «коза» всегда была широко распространена. Данный жест назывался «распальцовкой» и считался довольно оскорбительным. В первоначальном значении он воспринимался как угроза выколоть глаза, при этом мизинец и указательный палец были направлены не вверх, а вперед.

В девяностые годы двадцатого века, когда в России отмечался разгул преступности и бандитизма, «коза» стала любимым знаком разбогатевших «новых русских». Он не потерял своего оскорбительного значения, но применялся скорее как уничижительный жест для неугодного человека.

1898368

Жест «коза» в православии

Для многих оказывается большой неожиданностью, что «коза» является знаком, который широко применяется в христианской культуре. Считается, что пришел он из античных времен, когда использовался в диспутах по ораторскому искусству. Сейчас данный жест можно увидеть на иконах, где он обозначает непосредственную передачу благой вести. Он является своеобразной прямой речью, с помощью которой осуществляется связь между Богом и святым, изображенным на полотне.

Интересно, что в православии используется классическая «коза» с прижатыми к ладони тремя пальцами.

1898376

Язык жестов

Людям с инвалидностью по слуху приходится осваивать язык жестов, посредством которого они общаются с окружающими. В каждой стране мира он отличается, так как соответствует буквам алфавита. Но в любом можно встретить «козу», означающую ту или иную букву.

Оскорбительные «рожки»

Любой итальянец воспринимает показанную ему «козу» как символ рогоносца. Поэтому и реагирует весьма бурно и непредсказуемо. Также обижаются на этот жест жители Западной Европы. Поэтому, не зная особенностей восприятия местных жителей, лучше не жестикулируйте слишком активно, отправляясь в отпуск за границу.

1897586

Пожелание удачи

А вот в Колумбии совсем иное отношение к «козе». Здесь этот жест очень любят и применяют максимально часто, особенно в общении с близкими людьми. Характерно поднятые вверх пальцы обозначают пожелание удачи и успехов в делах. В особых случаях «козу» складывают даже на двух руках одновременно.

«Рожки» в спорте

Известно, что «козу» довольно часто используют спортсмены. Бейсболисты и волейболисты активно применяют его, подавая сигналы своей команде. Некоторые команды даже делают этот жест своим фирменным приветствием, к которому специально придумывается девиз.

Источник

Форум самозанятых граждан

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Сообщений 1 страница 30 из 111

Поделиться12017-10-11 16:08:37

QORef

Заинтересовал один вопрос, почему жест рогатой руки считается сатанинским? Кого бы не спросил, все говорят это жест сатанистов. Олицетворение зла. Жест, которым дьявольские отродья приветствуют друг друга. Но тогда получается кругом одни сатанисты? В СМИ этот жест по всюду. Его показывают артисты, политики, он в фильмах и детских мультиках. Вспомнил о новых русских с их распальцовкой, о том, что в детстве меня этим жестом бабушка пугала своими страшилками про козу-дерезу. И вот, этот сатанинский жест обнаружил там, где я совсем не ожидал. На православных иконах, причем на старинных, им сотни лет, это не современные подделки на которых можно все что угодно нарисовать.

ioNgz
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века

Углубился в историю вопроса, выяснилось что это древнейший символ, известный практически с древнейших времен, по всей видимости охотничий жест первобытных охотников. Он известен в Индуизме, Буддизме, Христианстве и ни где не несет отрицательного значения.

lucDo

Почему этот жест стал символом зла?

Поделиться22017-10-11 17:40:07

Все современные мультики переполнены всякими символами, жестами и везде есть скрытый смысл. Их нельзя смотреть детям. Я вырос на Диснейленде, наверное этот жест впервые я увидел там. Чем забивают голову современный детям понятия не имею, но наверняка ни чем хорошим.

“Если бы люди в мире могли видеть, что по-настоящему скрыто и зашифровано в милых изображениях Уолта Диснея, они бы вываляли его в смоле и перьях, и тащили бы по улицам. Если бы они только знали, каковы главные цели Диснея…» (Из книги «The Disney bloodline»)

Красавица и чудовище 1991г. В пабе две девицы строят козьи рожки:

FtjBO

Поделиться32017-10-11 17:55:17

А мне нравился человек паку.

Человек паук показывает козьи рожки:

mcvPo
sXrTS
Ot10u

Поделиться42017-10-13 09:56:41

Все современные мультики переполнены всякими символами, жестами и везде есть скрытый смысл. Их нельзя смотреть детям. Я вырос на Диснейленде, наверное этот жест впервые я увидел там. Чем забивают голову современный детям понятия не имею, но наверняка ни чем хорошим.

“Если бы люди в мире могли видеть, что по-настоящему скрыто и зашифровано в милых изображениях Уолта Диснея, они бы вываляли его в смоле и перьях, и тащили бы по улицам. Если бы они только знали, каковы главные цели Диснея…» (Из книги «The Disney bloodline»)

Красавица и чудовище 1991г. В пабе две девицы строят козьи рожки:

А может авторы мультика просто не знали, что этот жест «сатанинский»? Каждый видит мир сквозь сквозь свои установки в голове. Вот в нашей, Российской современной субкультуре этот жест символ сатаны, а у них это символ любви например? Вчера, ехал в метро, рядом сидели глухонемые и общались на жестах. Я сидел и за ними наблюдал, один из них увидел что я на них смотрю, и показал мне «козьи рожки». Я даже испугался, утро толко началось а меня уже перекрестили сатанинским жестом. Потом в инете посмотрел, и вот что нашел:

U6HWG

Международный язык глухих «Мы вас любим».

Поделиться52017-10-18 11:08:18

Заинтересовал один вопрос, почему жест рогатой руки считается сатанинским? Кого бы не спросил, все говорят это жест сатанистов. Олицетворение зла. Жест, которым дьявольские отродья приветствуют друг друга. Но тогда получается кругом одни сатанисты? В СМИ этот жест по всюду. Его показывают артисты, политики, он в фильмах и детских мультиках. Вспомнил о новых русских с их распальцовкой, о том, что в детстве меня этим жестом бабушка пугала своими страшилками про козу-дерезу. И вот, этот сатанинский жест обнаружил там, где я совсем не ожидал. На православных иконах, причем на старинных, им сотни лет, это не современные подделки на которых можно все что угодно нарисовать.

Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века

Углубился в историю вопроса, выяснилось что это древнейший символ, известный практически с древнейших времен, по всей видимости охотничий жест первобытных охотников. Он известен в Индуизме, Буддизме, Христианстве и ни где не несет отрицательного значения.

Почему этот жест стал символом зла?

Жест козы в сатанизме.

illuminati signs anton lavey devils horns

Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.

Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».

Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.

Поделиться62017-10-18 14:25:48

Смотрите каких сатанистов я для вас нашел. Кто с лева ни знаю, а вот с права это Дональд Трамп собственной персоной:

DT45P

Отредактировано Ya (2017-10-18 14:27:14)

Поделиться72017-10-30 12:30:58

Ехал тут в метро, в Москве, а на стене вот такая вот реклама каких-то Ацких пельменей:

gZ2XE

EqTpL

Тоже сатанисты? Видел эти пельмени в магазине, решил от греха подальше не брать)

Поделиться82017-10-30 12:53:28

Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.

Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».

Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.

Странно. У их козла Бафомеда совсем другой жест:

Ha2QT

Между прочим, это жест Иисуса Христа:

FWyPv

И ни кто же не считает его сатанинским.

Отредактировано Ольга (2017-10-30 12:53:45)

Поделиться92017-10-30 12:57:30

Странно. У их козла Бафомеда совсем другой жест:

Между прочим, это жест Иисуса Христа:

И ни кто же не считает его сатанинским.

Отредактировано Ольга (Сегодня 12:53:45)

Жест два пальца вверх

Жест имеет много значений. а) Альтернативный жест формирующий голову козла, общий символ сатанизма. Если двумя пальцами указывать вниз, это значит, что сатана заточен в аду и не сможет принести людям вреда. Но если два пальца подняты вверх — это символ триумфа дьявола, победы зла над добром. б) Во время Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль популяризировал этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». в) Во время Столетней Войны французы отрезали пленным лучникам два пальца, которыми те натягивали тетиву лука. А счастливые обладатели полного комплекта пальцев дразнили своих врагов, показывая «V» рукой, повернутой ладонью к себе. Этот жест французы считали оскорбительным для себя. Так что до сих пор этот знак считается неприличным в Англии, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии…

Поделиться102017-10-30 17:38:00

Жест имеет много значений. а) Альтернативный жест формирующий голову козла, общий символ сатанизма. Если двумя пальцами указывать вниз, это значит, что сатана заточен в аду и не сможет принести людям вреда. Но если два пальца подняты вверх — это символ триумфа дьявола, победы зла над добром. б) Во время Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль популяризировал этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». в) Во время Столетней Войны французы отрезали пленным лучникам два пальца, которыми те натягивали тетиву лука. А счастливые обладатели полного комплекта пальцев дразнили своих врагов, показывая «V» рукой, повернутой ладонью к себе. Этот жест французы считали оскорбительным для себя. Так что до сих пор этот знак считается неприличным в Англии, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии…

Приглашаются специалисты по масонам

FuAHf

Что за тайный знак показывает кому-то Беня? Это часом не масонско-оккультная хрень какая-нибудь?

Поделиться112017-10-30 17:49:07

Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.

Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».

Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.

А может Ла-Вей был не только сатанист, но и масон? Сатанинский жест, это тот который показывает козел Бафомед:

Ha2QT

Если у сатанизма, есть вообще что-то свое, что не было украденных у других, как например и этот жест.

TWSnU

Николай I, показывает «козу».Гравюра Ж. Сартэна по рисунку Верне. 1850-е годы.

На ней многострадальный Николай I. Но он известен как враг масонов, и что он хотел показать, мне непонятно. Впрочем, и как достоверность этой картины. Я ее нашел на ВИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I

P/S Если у кого-то есть информация по поводу картины, буду благодарен.

Отредактировано stas (2017-10-30 17:52:53)

Поделиться122017-10-30 18:16:27

Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.

Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».

Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.

Кстати, обратите внимание как Ла-вей держит руки на первой и второй фото. На первой, это защитный жест, на второй похоже на жест масонов.

Поделиться132017-11-19 22:26:54

Николай I, показывает «козу».Гравюра Ж. Сартэна по рисунку Верне. 1850-е годы.

На ней многострадальный Николай I. Но он известен как враг масонов, и что он хотел показать, мне непонятно. Впрочем, и как достоверность этой картины. Я ее нашел на ВИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I

P/S Если у кого-то есть информация по поводу картины, буду благодарен.

Отредактировано stas (2017-10-30 14:52:53)

А что, действительно один и тот же жест. Одинаковое положение рук, кистей. два пальца судя по всему убраны за край одежды. Наверняка, этот жест имеет много разновидностей, и его смысл меняется от многих нюансов, которые человек со стороны и не заметит.

goaGV

Поделиться142017-11-19 22:29:52

А может Ла-Вей был не только сатанист, но и масон? Сатанинский жест, это тот который показывает козел Бафомед:

Нашла в интернете фотографию, в описании сказано что это американские сатанисты:

8CjJg

Поделиться152017-11-19 22:32:35

А где, кроме России этот жест считают сатанинский?

Поделиться162017-11-19 22:35:09

Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.

Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».

Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.

К истории вопроса. Как в СССР появились сатанисты.

Культ поклонения Сатане существовал с древнейших времен. Секты сатанистов и дьяволопоклонников действуют практически во всех странах. В России они, в их нынешнем виде, появились еще во времена бывшего СССР.

Секты, посвященные Сатане, существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Астрахани и других крупных российских городах еще до революции. И после нее многие из них продолжили свою деятельность.

В 30-е годы прошлого столетия эзотерические организации начали серьезно преследоваться властями, и постепенно их деятельность практически сошла на нет. Тем более их лидеры в основном проживали за границей.

Считается, что первые сатанинские секты советской эпохи появились в начале 1980-х, под самый конец «застоя». Но на самом деле о них стало известно еще раньше, в середине 70-х. Крупнейшей из советских сект сатанинского толка являлся «Орден Сатаны», который в 1986 году распался на множество мелких организаций.

В основном в таких организациях состояли молодые люди. Трудно сказать, что приводило их к поклонению Сатане… Возможно, это было просто проявление бунта против существующей действительности. Возможно, они надеялись, что покровительство темных сил позволит им получить какие-то жизненные блага. А кто-то мог всерьез верить в то, что у Зла больше могущества, чем у сил Добра…

Вера сатанистов базируется на отрицании и извращении христианских ценностей. Так, у них принято читать молитвы «наоборот», проводить религиозные обряды в искаженной форме. Если религия обращается прежде всего к духовному началу человека, то сатанизм пропагандирует в первую очередь потакание животным инстинктам. Именно поэтому собрания сект порой сопровождаются самыми настоящими сексуальными оргиями.

Некоторые группы сатанистов ведут себя относительно безобидно. Например, они ограничиваются тем, что устраивают сборища на кладбищах, приносят в жертву животных (кошек или крыс) и пьют их кровь… Но есть и те, кто представляет реальную опасность. Они поджигают православные храмы, убивают священнослужителей или приносят в жертву обычных людей.

Взять хотя бы «переходные» 90-е. Так, в апреле 1996 года в Северо-Задонске Тульской области сатанисты принесли в жертву 49-летнего мужчину и 15-летнего подростка. Первого насильно привели в дом 75-летней З. Кузиной и ее 43-летнего сына, занимавших пост «духовных наставников» секты, привязали к столу и зарезали. Второго привязали к дереву и насмерть забили молотками.

19 сентября 1998 года в Нижегородской области 17-летний Алексей Шевалдин и 16-летний Евгений Платов, состоявшие в сатанинской секте «Черные братья», совершили убийство 12-летнего Ильи Белова. В результате якобы магического обряда подростку нанесли два удара ножом в живот и ритуальным мечом отрезали голову. Таким образом двое убийц надеялись перейти «на более высокий уровень посвящения».

2 сентября 1999 года ГУВД Санкт-Петербурга были задержаны четыре члена секты сатанистов по подозрению в ритуальных убийствах как минимум 12 человек. Обвиняемые вскоре сознались, что действительно убивали людей, а после сдирали с трупов кожу и помещали ее в спиртовой раствор.

От «экстрима» до суицида

Призвать сектантов к ответу не так-то просто. Они тщательно изучают российское законодательство, чтобы их невозможно было «зацепить». А для совершения ритуальных убийств нередко используют психически нездоровых людей, которых на суде признают невменяемыми.

В последние годы сатанисты развернули бурную деятельность в Интернете. Если вы наберете в поисковике соответствующие ключевые слова, то обнаружите массу сайтов, в названия которых входят слова «Сатана», «дьявол» или «черная магия». К ним часто относятся и запрещенные «группы смерти» и «клубы самоубийц». Их лидеры мастерски владеют приемами обработки сознания. Они ищут людей с проблемами (а таких в наше время немало) и умело склоняют их к совершению суицида. Либо обещают оказать в этом посильную помощь в обмен на завещание им имущества (например, квартиры).

Секты умеют ловко прятать концы в воду, и не так легко доказать, что деятельность той или иной из них является деструктивной. Увы, они всегда были и будут…

Поделиться172017-11-19 22:37:04

Поделиться182017-11-23 20:49:53

К истории вопроса. Как в СССР появились сатанисты.

Культ поклонения Сатане существовал с древнейших времен. Секты сатанистов и дьяволопоклонников действуют практически во всех странах. В России они, в их нынешнем виде, появились еще во времена бывшего СССР.

Секты, посвященные Сатане, существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Астрахани и других крупных российских городах еще до революции. И после нее многие из них продолжили свою деятельность.

В 30-е годы прошлого столетия эзотерические организации начали серьезно преследоваться властями, и постепенно их деятельность практически сошла на нет. Тем более их лидеры в основном проживали за границей.

Считается, что первые сатанинские секты советской эпохи появились в начале 1980-х, под самый конец «застоя». Но на самом деле о них стало известно еще раньше, в середине 70-х. Крупнейшей из советских сект сатанинского толка являлся «Орден Сатаны», который в 1986 году распался на множество мелких организаций.

В основном в таких организациях состояли молодые люди. Трудно сказать, что приводило их к поклонению Сатане… Возможно, это было просто проявление бунта против существующей действительности. Возможно, они надеялись, что покровительство темных сил позволит им получить какие-то жизненные блага. А кто-то мог всерьез верить в то, что у Зла больше могущества, чем у сил Добра…

Вера сатанистов базируется на отрицании и извращении христианских ценностей. Так, у них принято читать молитвы «наоборот», проводить религиозные обряды в искаженной форме. Если религия обращается прежде всего к духовному началу человека, то сатанизм пропагандирует в первую очередь потакание животным инстинктам. Именно поэтому собрания сект порой сопровождаются самыми настоящими сексуальными оргиями.

Некоторые группы сатанистов ведут себя относительно безобидно. Например, они ограничиваются тем, что устраивают сборища на кладбищах, приносят в жертву животных (кошек или крыс) и пьют их кровь… Но есть и те, кто представляет реальную опасность. Они поджигают православные храмы, убивают священнослужителей или приносят в жертву обычных людей.

Взять хотя бы «переходные» 90-е. Так, в апреле 1996 года в Северо-Задонске Тульской области сатанисты принесли в жертву 49-летнего мужчину и 15-летнего подростка. Первого насильно привели в дом 75-летней З. Кузиной и ее 43-летнего сына, занимавших пост «духовных наставников» секты, привязали к столу и зарезали. Второго привязали к дереву и насмерть забили молотками.

19 сентября 1998 года в Нижегородской области 17-летний Алексей Шевалдин и 16-летний Евгений Платов, состоявшие в сатанинской секте «Черные братья», совершили убийство 12-летнего Ильи Белова. В результате якобы магического обряда подростку нанесли два удара ножом в живот и ритуальным мечом отрезали голову. Таким образом двое убийц надеялись перейти «на более высокий уровень посвящения».

2 сентября 1999 года ГУВД Санкт-Петербурга были задержаны четыре члена секты сатанистов по подозрению в ритуальных убийствах как минимум 12 человек. Обвиняемые вскоре сознались, что действительно убивали людей, а после сдирали с трупов кожу и помещали ее в спиртовой раствор.

От «экстрима» до суицида

Призвать сектантов к ответу не так-то просто. Они тщательно изучают российское законодательство, чтобы их невозможно было «зацепить». А для совершения ритуальных убийств нередко используют психически нездоровых людей, которых на суде признают невменяемыми.

В последние годы сатанисты развернули бурную деятельность в Интернете. Если вы наберете в поисковике соответствующие ключевые слова, то обнаружите массу сайтов, в названия которых входят слова «Сатана», «дьявол» или «черная магия». К ним часто относятся и запрещенные «группы смерти» и «клубы самоубийц». Их лидеры мастерски владеют приемами обработки сознания. Они ищут людей с проблемами (а таких в наше время немало) и умело склоняют их к совершению суицида. Либо обещают оказать в этом посильную помощь в обмен на завещание им имущества (например, квартиры).

Секты умеют ловко прятать концы в воду, и не так легко доказать, что деятельность той или иной из них является деструктивной. Увы, они всегда были и будут…

Сатанизм ровесник Христианства, дело не в сатанизме, а в этом жесте. У христиан никогда не было к нему отрицательного отношения, достаточно посмотреть на Иконы, где Иисус Христос изображен с этим жестом. Кому мало, может посмотреть на десницу Георгия Победоносца, и то как православные ее целуют:

Мне кажется, в 70-80г людям очень здорово промыли мозги, и убедили что это и есть жест сатанистов. А вообще, этот жест древнее христианства. В России это жест новых русских, им пугает детей бабушка «идет коза рогатая», он к нам пришел из очень древних времен, и не нес отрицательного значения.

Поделиться192017-11-23 21:12:59

b1yu9
9u7w8
CEL5B

Поделиться202017-11-23 21:15:38

Необычный образ вмч. Георгия

VBQA6

В современной Греческой Церкви существует очень необычный для нашего понимания образ великомученика Георгия Победоносца, на котором святой подкармливает дичью детенышей змея которого в последствии он умертвит.

На первый взгляд такая икона может показаться несуразной, однако если провести аллегорическую аналогию с самим собой то многое может стать ясным. Змей – это, в духовном смысле олицетворение сил тьмы, которые побеждает Георгий. Однако объединили змея с сатаной люди, которые поклонялись ему как идолу и приносили кровавые жертвы, оставляя ему на съедение людей. Заметьте, люди не пытаются собрать армию из лучников и копьеносцев, что бы с расстояния напасть и уничтожить змея, и даже не пытаются подкармливать змея скотом, они обращаются к своим истуканам, а бесы обитавшие в идолах предлагают отдавать в жертву змею собственных детей. Любое живое существо на планете пытается защитить свое потомство даже ценой своей жизни. А жители Бейрута даже не пытаются отдать в жертву себя, а умерщвляют собственных детей.

Понятное дело, что при отсутствии пищи любое дикое животное выйдет из леса, своего логова, места обитания и направится к человеческому поселению. Это случается и сейчас. При чрезмерном отстреле животных, живущих в лесах, волки, вопреки природному страху, выходят из леса и нападают на деревни, поскольку испытываю голод. Так могут поступать и другие животные, одним из которых вполне возможно и был упомянутый нами змей. Все что нужно было змею это прокормить себя и своих детей. Так было поначалу, но когда у животного вырабатывается привычка, что человек покормит его в определенном месте и в определенное время и не надо охотиться, то любой хищник со временем начнет терять охотничий инстинкт или правильнее будет сказать навык к охоте. И все, что останется ему это ходить к человеку за пропитанием.

Наконец пришло время, когда люди начали осознавать неправильность своего выбора, а самое главное жребий уже пал и на дочь правителя. До тех пор пока бедствие лично не затрагивало сильных мира сего, они шли по пути наименьшего сопротивления. Именно в этот момент настало время благоприятное. Животное, следуя привычке, движется за жертвенной едой. Верой в Бога, осенив себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» великомученик Георгий побеждает змея. Видя свое чудесное спасение жители города уверовали во Христа и принимают Крещение.

Дивны дела твои Господи! Только представьте себе (в разных списках) от 25 000 до 240 000 человек становятся Христианами. Да по тем временам это то же, что если бы сейчас вся многомиллионная Москва без остатка стала бы полностью Христианской. Воистину великое чудо.

Да! Одним словом Георгий мог бы запретить змею нападать на город.
Но увидели бы тогда люди всю Славу Божию?
Сколько бы из них обратилось от идолопоклонства?

Наверное именно по этому змею необходимо было умереть. А Георгий, как друг Божий, ведь всех святых в Церкви принято называть так, был милосерден ко всем без исключения, не обращая внимания на чины и заслуги. Он жалеет даже потомство страшного чудища и проявляет заботу о нем, принося пищу.

Поделиться212017-11-30 15:50:22

НЕ НУЖНО ИСКАТЬ САТАНУ ТАМ, ГДЕ ЕГО НЕТ

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.

VakM9

Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.

52gDb

Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).

7Mgeo

Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

WKzph
Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?

Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.

Дмитрий Марченко
Портал «Православная жизнь»
1 декабря 2014 г.

Поделиться222017-12-04 13:08:28

ОРАТОРСКИЕ И БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ЖЕСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИИ

В.В.Ренев

ORATORICAL AND BLESSING GESTURE IN THE ORTHODOX ICONOGRAPHY

Центр изучения Библии (Нижегородская область), cezar12009@yandex.ru

Представлен подробный разбор ораторских и благословляющих жестов. Рассматривается история их появления и отображения в иконном пространстве на конкретных примерах. Показана важность использования жестов в каждой из композиций.

Ключевые слова: жест, икона, фреска, мозаика, иконография

The article presents a detailed description of the oratorical and blessing gestures.

The history of their emerging and viewing on the icon is examined in particular examples. The importance of using the gestures is shown in each composition.

Keywords: gesture, icon, fresco, wall-painting, mosaic, iconography

Иконописные жесты, в частности — ораторские и благословляющие мало исследованы. Самым серьезным исследованием по этой теме является раздел во втором томе «Истории русской Церкви», написанной еще в конце XIX ― начале XX века профессором Евгением Евстегнеевичем Голубинским. С техпор мало кто предпринимал попытки осмысления данной проблематики. Важность темы заключается в том, что многие жесты трактуются в искусствоведческой среде либо как жесты благословляющие, либо вообще произвольно. Необходимо внести ясность в следующие моменты: благодаря чему появился тот или иной жест и как он читается на иконе.

Ораторские жесты

Вначале хочется затронуть тему так называемых ораторских жестов, так как некоторые из них стали применяться и в иконографии. Их не так много, но при этом они вызывают массу вопросов. Подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Правила ораторского искусства» («De institutione oratoria»)
[1], где он рассматривает девять жестов. Нами будут анализированы только четыре из них, которые стали применяться в иконописи. «В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи — началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение» [2].

Согласно словам Евгения Голубинского, «обычай употреблять перстосложенныя руки как символили условный знак того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящим, или обычай изображать говорящие лица с перстосложенными руками введен еще живописцами дохристианскими и взят ими с живой действительности» [3].

У Квинтилиана указываются следующие виды перстосложения, применяемые греческими и римскими ораторами.

1. Безымянный палец (малый средний перст) подгибается под большой, остальные протягиваются вперед. О нем Квинтилиан говорит, что он есть наиболее часто применяемый жест. Это перстосложение используется «в начале речи, а при дальнейшем произношении последней — в повествованиях, порицаниях и обвинениях» [3].

На сирийской миниатюре «Суд у Пилата» из кодекса Рабулы VI века у одного из иудеев, протягивающих руки к Пилату, пальцы сложены в таком
жесте. Само перстосложение следует рассматривать как требование вынесения обвинения Христу, о чем также говорит недобрый взгляд его обладателя.

На мозаике монастыря Осиос Лукас в Фокиде X века Спаситель представлен в процессе произнесения речи, вернее — Он благовествует Евангелие Царства Божия.

На современной фреске «Моление о чаше», написанной Алешиным Анатолием Валерьевичем в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, Христос написан также с этим жестом. Запечатлен эпизод, когда Господь «приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40-41). В данном случае перстосложение — это повествование, с ярко выраженным оттенком порицания учеников.

iB0hD

2. Два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперед. Согласно Квинтилиану, такое перстосложение более настоятельное, чем предыдущее (1) — жест очень сильный. Совсем не применяется в начале речи и при повествованиях [3].

Например, на мозаике в монастыре Осиос Лукас, в Фокиде: жест Спасителя следует понимать как «Премудрость вонмем» (Премудрость! Будем внимать!).
Данный возглас на литургии сопутствует прочтению Апостола и является знаком предельного внимания к словам. На выше названной композиции: Господь левой рукой придерживает раскрытое Священное Писание, а жестом правой руки указывает на него, настойчиво призывая ко вниманию.

На мозаике «Святой Лука» в монастыре Осиос Лукас изображен евангелист Лука с этим жестом, который можно интерпретировать как настойчивое и неотступное проповедование Христова благовестия.

Это перстосложение можно видеть также на иконе «Апостолы Петр и Павел» первой половины XIII века из Воскресенской церкви в Белозерске у «апостола языков». В данном случае жест можно трактовать как отстаивание истины христианской веры.

Ни в коем случае нельзя путать иконное перстосложение с «рокерской козой». Данное перстосложение изначально было заимствовано из римской ораторской практики, т.е. имеет довольно давнее происхождение, позднее оно было адаптировано к иконописи. Даже по внешнему виду есть существенное отличие: если жест на иконах спокоен, свободен, пальцы не напряжены, то абсолютно иное сразу бросается в глаза при взгляде на «не иконный жест».

aQrvW

3. Три последних пальца прижимаются к ладони под большой палец, а указательный вытянут вперед. Это жест порицания и указания [4].

Очень похожий жест можно видеть на мраморной статуе Августа из Прима-Порта I века, который понимается как призыв ко вниманию.

На вологодской иконе «Похвала Пресвятой Богородицы», написанной во второй половине XVI века, пророк Иоиль представлен с характерным жестом. В левой руке пророк держит развернутый свиток с текстом пророчества, а жестом правой руки указывает на него, призывая обратить особое внимание.

На мозаике «Уверение Фомы», выполненной во второй половине XI века, в Греции, в монастыре Дафни: апостол Фома указывает данным перстосложением на рану Господа. В основу этого сюжета положен текст из Евангелия от Иоанна: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:26-28).

На псковской иконе «Омовение ног», датируемой XVI веком, данный жест употреблен дважды: перстосложением правой руки апостол Петр указывает на свою голову, а пальцем левой руки на воду для омовения. Господь умывает ноги ученикам, и когда подходит к Петру, между ними начинается диалог, в
результате которого «Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10).

AYlPo

4. Безымянный (средний перст) и мизинец прижимаются к ладони, большой палец соединяется с ними. Пальцы, указательный и средний, вытянуты вперед.

Наверное, этот жест и некоторые его модификации для понимания самые сложные и противоречивые. Данный жест в риторике имеет значение «я говорю», т.е. момент речи. В различном контексте это перстосложение может читаться поразному — от простого повествования до «я несу слово Божие».

На иконе царя и пророка Соломона из пророческого ряда XVI века в левой руке святой держит свиток, который символизирует письменное слово, а жест правой руки — само слово, вернее, некое его прочтение. Перстосложением пророк указывает на развернутый свиток, в котором написаны слова из книги Притч: «Премудрость созда себе дом (храм) и утверди столпов седмь…» (Притч. 9:1-2), т.е. Соломон произносит таким образом данный текст. Важно понимать, что чаще всего пророки «собственно не благословляют и не молятся, а пророчествуют (благовествуют), то есть перстосложенныя руки — знак того, что они изображаются пророчествующими» [3], несмотря на их разные смысловые оттенки.

На Софийской таблетке, написанной в Новгороде в конце XV века, у архангела Гавриила точно такое же перстосложение, которое означает его обращение к Деве Марии, принесение Ей благой вести:

«… радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами…» (Лк. 1:28), а также последующий диалог. Ответный жест Девы Марии — раскрытую ладонь, можно интерпретировать как принятие Ею благовестия.

На шитом покрове преподобного Александра Свирского, выполненном в мастерской Ирины Годуновой в 1582 году: святой в левой руке держит свернутый свиток, а жест правой руки можно трактовать как проповедь евангельской истины.

На мозаике «Искушение Христа в пустыне» XIV века, находящейся в Константинопольском монастыре в Хоре, подмечаем такое перстосложение у Господа. На композиции изображено, как Христос отвечает на одно из искушений сатаны, возможно, третье и последнее — верой: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:6-7). На что Господь отвечает: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

puodD

5. Данный ораторский жест описывается древнеримским писателем, философом и ритором Луцием Апулеем в своем романе «Метаморфозы или Золотой осел»: «…простирает правую руку и, наподобие ораторов, пригнув мизинец и безымянный палец, два других вытянув вперед, а большой угрожающе опустив…» [5].

Отличие такого перстосложения от предыдущего в том, что большой палец отстранен. Подобное перстосложение следует трактовать как процесс речи и, вероятно, может быть по смысловому значению близким к жесту, который разбирался перед этим (4).

Данная трактовка допустима только в определенном контексте и, вероятно, может быть приложима, например, к образу Спасителя на мозаике Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна VI века.

Жесты благословения

Русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов, отмечает, что «в древней Церкви благословляли и всей вообще рукой, и двумя, и тремя перстами, благословляли отдельные члены тела, так и все лицо человека» [6].

6. На иконе Спасителя, написанной в Византии в начале XIII века, запечатлено перстосложение несколько отличное от ораторского жеста №4: два пальца также вытянуты, но три других не прижаты к ладони, а соединены вместе. Допустимо, что это благословляющее перстосложение, а может быть даже соединенное с жестом речи, так как в другой руке Господь держит раскрытое Евангелие. Скорее всего, два вытянутых пальца указывают на две природы во Христе, а три соединенных вместе — на три Лица Пресвятой Троицы. Профессор Голубцов подчеркивает, что двуперстие «появилось в христианской церкви в связи с христологическими спорами, а
именно монофизитством (451 год). Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие,…, как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе в Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе» [6].

На иконах Божией Матери «Знамение» иногда «обе руки отрока Иисуса представлены благословляющими: два первых пальца простерты прямо, два других согнуты, большой положен на них» [6]. Тоже самое касается тех образов, на которых Христос благословляет одной рукой.
7. Профессор Голубинский Евгений Евстегнеевич приводит описание крестового перстосложения, которое сложилось в начале VII века. Оно по виду напоминает жест № 1, но применяется для благословения: «… три перста: указательный, большой средний и мизинец протягивались, а два перста: палец (большой палец) и малый середний (безымянный) крестовидно полагались один на другой, как это теперь в благословении именославном» [3].

На афонской фреске XVI века «Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», находящейся в монастыре Дионисиат: у Богомладенца Христа пальцы сложены в перстосложении, которым Он благословляет Свою Мать, Пресвятую Богородицу, а в Ее лице и все человечество в целом.

На фреске «Спас Эммануил» XIV века, которая находится в нартексе в монастыре Высокие Дечаны, в Сербии: Господь изображен благословляющим двумя руками всех приходящих в храм.

Этот жест встречается не только у Христа, но и у святых. Например, у святителя Марка Ефесского на фреске храма Петра и Павла в Ясеневе или у святителя Мартина в росписи Покровского женского монастыря Бюси, во Франции. В левой руке они держат Евангелие, правой — благословляют.

8. Именословное благословение было выработано из крестового перстосложения (7). Голубинский сообщает, что неизвестно, когда было выработано именословное перстосложение, указывая только временные рамки: вторая половина XI — середина XVI века. Временная граница очерчена серединой XVI века, так как впервые этот жест упоминается в сочинении греческого книгоиздателя, ученого богослова, гимнографа, протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, поэтому жест иногда называют малакса.
Пальцы сложены таким образом, что изображаются буквы греческого алфавита, монограмма имени Иисуса Христа — IC XC: указательный палец вытянут, что напоминает букву I, средний слегка согнут и похож на C, большой палец скрещивается с малым средним (безымянным) и получается X, мизинец приподнят и похож на C [3].

Именославное благословение самое распространенное на иконах, оно изображается и у Спасителя, и у святых. Например, на афонской фреске XVII века — Господь Пантократор в келии святого Стефана. На иконе святителя Григория Паламы, XIV века: в левой руке святого — Евангелие, правой — благословляет.

Такие похожие жесты, как 1, 7, 8 и 4, 5, 6 бывает иногда сложно различить в иконописном пространстве. Часто сами иконописцы, вероятно, сознательно изображают руку как бы «выворачивая» или нарушая ее анатомическое строение, что также иногда затрудняет классификацию жестов. Нередко древность композиции вносит свои коррективы. Та-
ким образом, прочтение сюжета усложняется, и идентифицировать жест становится крайне сложно или даже невозможно. Важно понимать, что любой символ на иконе, в том числе и жест, надо рассматривать в едином контексте иконного сюжета, при тесном соотнесении со Священным Писанием и Священным Преданием, и тогда все будет предельно ясно и понятно.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector