Как древнейшие люди использовали огонь

woman 3287956 1920 Советы на день

Как добывали огонь?

Чтобы выжить, людям нужны были не только пища и вода, необходимо было тепло, а кроме Солнца его давал огонь. Древний человек из рода Homo научился пользоваться огнём по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Это произошло не сразу. Вначале люди использовали огонь, который оставался после лесных пожаров, удара молнии. Они тщательно оберегали горящие поленья и ветки, старались не дать им потухнуть. Костры стойбищ тщательно поддерживались, и тлеющие угли переносили за собой на каждое новое место.

75

Зачем нужен был огонь?

Огонь помогал согреться. Зажжёнными ветками отбивались от хищников и загоняли крупных животных. На огне закаляли кончики деревянных орудий. В пламени костров обжигали мягкую глину, и она становилась прочной и твёрдой. Многие растения ядовиты в сыром виде, но безвредны и питательны после тепловой обработки. На огне стали готовить пищу. В конце концов люди заметили, что для того, чтобы зародилась искорка огня, приходилось или стучать твёрдыми камнями друг о друга, или добывать его трением сухих деревянных палочек. Огонь использовали и для освещения. Для этого в каменную плоскую чашу, заполненную жиром животных, опускали «фитиль» из мха или кусочков меха. Использовались и лучины, окунутые в пчелиный воск или смолу.

Огонь использовали не только для обогрева, но и для приготовления пищи. Многие ядовитые растения оказались безвредными после термической обработки.

Стихийные лесные пожары

32

До того как люди научились добывать огонь, они пользовались стихийными пожарами, вроде этого пожара в Африке, вспыхивавшими, возможно, от молнии или солнечного жара. Первобытные люди научились применять огонь для приготовления пищи. Многие овощные растения ядовиты в сыром виде, но безвредны после термической обработки. Огонь также использовался для охоты. Устраивалась полоса огня, после чего охотники ловили спасающихся бегством животных.

Разведение огня

Около 4 тысяч лет до н.э. была изобретена лучковая дрель для получения огня. Тетива лука используется для беспрерывного вращения деревянного сверла. Остриё его упирается в деревянное основание. Трение сверла о деревянную дощечку вызывает нагревание, от которого должен загореться мох, маленькие щепочки или солома, заготовленные у основания сверла. Такими дрелями пользуются и сейчас.

33

Каменная лампа

30

Доисторические художники пользовались простыми каменными лампами вроде этой, когда украшали стены пещер 17 тыс. лет назад. Подожженный фитиль в виде мха, лишайника или меха клался в каменную чашу, наполненную животным жиром.

Каменный очаг

Очаг — это то место, где готовили пищу, центральное в жилище человека каменного века. Вокруг очага размещались каменные сиденья, кровати, столы. В крыше над очагом была сделана дыра, чтобы через неё выходил дым. Чтобы сквозняк не затушил огонь, очаг обкладывали большими камнями.

Источник

3. Укрощение огня

Считается, что предок человека стал использовать огонь где-то самое раннее 1,5 миллиона лет назад. Именно к этому времени относятся найденные на древних стоянках кострища. Однако нет подтвержденных данных о том, что уже в это время костер использовался для приготовления пищи. Зарубежные исследователи, во главе с уже упоминавшимся Ричардом Рэнгемом, утверждают, что использование огня с этой целью началось даже раньше, почти 2 миллиона лет назад. В отечественной литературе приводятся более осторожные данные — те, которые подтверждены находками: использование огня синантропом 300–500 тысяч лет назад [20] ; причем остается неизвестно, был ли огонь природным или уже создавался людьми.

Первоначально использовался природный огонь: его подбирали на лесных пожарищах, приносили к месту поселения и поддерживали. Его переносили с собой и высоко ценили — он был главным богатством племени. Позже научились добывать огонь самостоятельно, самые распространенные способы известны по сей день: высеканием камня о камень, трением сухих веток. Несмотря на это, ценность и значимость огня сохранялась.

Овладение огнем было событием эпохальным. Огонь дарил тепло, нес свет, продлив период бодрствования людей, защищал от хищников, использовался в загонной охоте, при обработке орудий из дерева. За ним ухаживали, его хранили и защищали общими усилиями. Он стал центром жизни древних людей, организовывал и сплачивал коллектив.

На огне готовили пищу, что значительно улучшило ее усвоение организмом и увеличило объем получаемой из еды энергии, обогатило ее новыми вкусами, сделало мягче и безопаснее для питания, удлинило период хранения. Приготовление пищи на огне также расширило ассортимент продуктов питания: известно, что с древности использовались продукты в сыром виде ядовитые, но становящиеся нетоксичными при готовке — такие, как, например, льняное семя и маниока, до сих пор чрезвычайно популярные в Африке и Южной Америке. Огонь изменил общественный уклад жизни и сделал в прямом и переносном смысле непреодолимой пропасть между человеком и животным миром — ни одно животное не использует и не создает огонь, а большинство, не считая прирученных домашних, таких, как кошки или собаки, его боится. Он породил застольные традиции и обряды, если можно воспользоваться этим термином в ситуации отсутствия стола. С огнем связаны первые верования, магические действия, ему посвящены древнейшие мифы и сказания.

Вокруг огня собирались древние люди для еды — важнейшего действия в то времена, когда добывание пищи, ее поглощение и создание орудий для ее добычи были основным занятием. Современный человек хорошо знает, что живой огонь оказывает успокаивающее воздействие, наводит на размышления, будит фантазию. Он удивительным образом объединяет и сплачивает людей, что хорошо знают туристы, — когда вокруг непроглядная ночь, таинственная, загадочная и всегда немного пугающая. В такой обстановке любая еда кажется вкусной, любое общение задушевным, любой человек близким. При свете костра отлично рассказываются самые невероятные истории и создаются легенды. Скорее всего, древние люди испытывали схожие чувства, собравшись для трапезы вокруг очага.

Они жили в пещерах, и огонь, как правило, располагался у входа — это не давало дыму проникнуть внутрь, отпугивало животных, освещало пространство перед входом. Часто отдельные очаги создавались и снаружи, для производственных целей. В Евразии такие поселения относятся к ашельскому и далее мустьерскому периодам, последний завершился где-то 30 тысяч лет назад. Поселения такого рода встречаются в Западной Европе, Северном Кавказе, Казахстане, на Ближнем Востоке, в Корее, Индии.

Период позднего палеолита, начавшийся 35–40 тысяч лет назад, приходится на вюрмское оледенение, когда климат был неустойчив и холода сменялись периодами потепления. В это время человек заселяет территории, удобные для охоты. Прежде всего те, где есть места для водопоя больших стад. На территории нашей страны это среднее течение Дона, берега Енисея и Ангары. Заселяются также регионы Крайнего Севера, такие, как Якутия, Забайкалье, район Печоры.

К этому периоду относятся многочисленные находки стоянок, где преобладают два вида жилищ. Самый распространенный тип — круглая землянка, наземная или углубленная, поперечником 4–5 метров, судя по всему напоминавшая известные нам чумы и яранги. Опорой служили кости диких животных, часто мамонта, перекрывали их шкурами все тех же животных. В центре — очаг. К такому типу относятся, например жилища на крупных позднепалеолитических стоянках Гагарино на Дону, Мальта на реке Белой в Иркутской области, Костенки в Воронежской области. В последней обнаружено и жилище второго типа: большое, вытянутее метров на 35, с очагами, расположенными в линию по центру.

Во всех этих жилищах очаги часто находятся в углублениях, к ним нередко примыкают ямки, предназначенные для запекания еды. Внутри находятся ямки, которые использовались как хранилища, встречаются остатки хозяйственной деятельности, украшения. Именно эти два типа жилищ были распространены повсеместно. И во всех случаях очаг являлся центром, собиравшим вокруг себя древних обитателей.

В знаменитой сказке Андерсена «Огниво», являющейся литературным изложением народной сказки, огниво солдат получает с помощью старой ведьмы, очень сильно напоминающей нашу бабу-ягу — «безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди». Огниво обладает способностью вызывать собаку с глазами, словно чайные чашки, а та выполняет любые пожелания солдата. Огниво высекает огонь, а прирученный огонь является верным помощником человека, осуществляющим любые чудеса, — таков смысл, вкладываемый в сказочные сюжеты.

Сергей Максимов, бытописатель и этнограф второй половины XIX века, в своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» о суевериях русских людей отмечал, что так называемый «живой огонь», полученный путем трения, ценился высоко и почитался в народе, потому что считался «свободным, чистым и природным»: «Вообще, как мера борьбы с болезнями, живой огонь в большом употреблении. В одной деревне, например, умирал народ от тифозной горячки, и крестьяне, чтобы избавиться от нее, задумали установить праздник, положивши чествовать Николу Угодника. Собрались они всей деревней, от мала до велика, и положили тушить в избах все огни до последнего уголька… При этом мужики строго-настрого наказывали бабам не сметь топить печей, пока не будет приказано, а сами притащили к часовне два сухих бревна, прикрепили к одному рукоятку, как у пилы, и стали тереть одно бревно о другое… промеж бревнами, в щели, всполыхнулось как бы малое-малое пламя, и огонек обозначился».

Огонь может наказывать, а может одаривать. В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» злая мачеха с дочками нарочно погасили весь огонь в доме, чтобы отправить Василису на погибель к бабе-яге. И после ее ухода не могли разжечь огонь, как ни пытались: «сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей — тот погасал, как только входили с ним в горницу». Василиса принесла в черепе огонь — подарок бабы-яги, Хозяйки леса, и этот огонь наказал зло, осмелившееся использовать и его, и бабу-ягу в своих целях, но пощадил сироту, проявившую скромность и храбрость: «Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» (104).

Для древнего человека свет огня его костра создавал безопасное пространство, вне которого существовали невидимые для него и чаще всего враждебные, во всяком случае так обычно представляется в темноте, силы. Это были и реальные существа — дикие животные и птицы, жившие по соседству, и ночные шорохи деревьев, и просто таинственные звуки, возникавшие непонятным образом. От всего этого, реального и созданного воображением — а в рассматриваемую эпоху оно уже у человека было, судя по сохранившимся памятникам древнего искусства, — огонь был единственным спасением, дававшим чувство безопасности.

Огонь важно было хранить. В древности это было вызвано практическими соображениями. Даже при умении высекать огонь или добывать его трением делать это не просто, особенно во влажных или холодных условиях. Погасший огонь был бедствием для первобытного коллектива. Может быть, поэтому в народных сказках герой частенько оказывается в ситуации, когда ему нельзя спать, это приносит ему несчастья. Если древний страж засыпал, огонь мог погаснуть, важно было бодрствовать и постоянно поддерживать его.

Популярный в свое время роман французского писателя Жозефа Рони-старшего о доисторическом прошлом человечества «Борьба за огонь» (1909) посвящен теме освоения людьми огня. Начинается он с катастрофы: «В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Основанный на научных взглядах своего времени, роман, безусловно, устарел. Но в художественной форме вполне достоверно передает отношение древнего человека к огню — хранителю и кормильцу.

Отметим, что жертвоприношения Древней Греции и Рима могли быть также связаны с древней традицией кормления огня: жир, мясо и кости жертвенных животных посвящались богам и сжигались в огне. Через посредство огня и дыма они «передавались» божеству, которое, видимо, тоже нуждалось в кормлении. После этого насыщались и участники действа, устраивался пир. У Гомера встречаем многочисленные описания жертвоприношений: по каждому поводу, с просьбой, с благодарностью, на всякий случай — прием пищи сопровождался долей мяса, сжигавшейся на огне. При этом в жертву приносили определенные части животного, чаще всего лучшие:

Черная вытекла кровь и дух ее кости оставил,

Тотчас на части ее разделили и, вырезав бедра

Так, как обычай велит, обрезанным жиром в два слоя

Их обернули и мясо сложили на них остальное.

Нестор сжигал на огне их, багряным вином окропляя.

Юноши, около стоя, держали в руках пятизубцы.

После, как бедра сожгли и отведали потрохов жертвы,

Прочее все, на куски разделив и наткнувши на прутья,

Начали жарить, руками держа заостренные прутья.

Очевидно, разного рода предрассудки, связанные с огнем, сложились в глубокой древности. Огонь был грозной силой, мог наказать, а мог стать благодетелем, если его задобрить. Он помогал и творил чудеса. В первую очередь это связано именно с приготовлением пищи. Огонь — живое существо, готовящее пищу людям, совершавшее это удивительное таинство преображения, нуждался и сам в хорошем питании. Это было гарантией того, что и человеку огонь подарит еще много пропитания, еще не раз сотворит чудо приготовления вкусной еды.

В греческой мифологии также прослеживается древнейший мотив похищения огня. Миф рассказывает о том времени, когда люди еще не знали огня, жили в пещерах и ели сырое мясо. «Они как дети были несмышленые», — говорит о них Прометей в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (перевод А. И. Пиотровского). Огонь же принадлежит богам, жившим на Олимпе и пользовавшимся всеми его благами. И вот юный герой Прометей, сын титана, включенный в сонм избранных, решает помочь людям, влачащим жалкое существование.

Древнегреческий поэт Гесиод, живший в VII–VIII веках до н. э., в своей «Теогонии», повествующей о происхождении богов, описывает противостояние между Зевсом и Прометеем. Для начала Прометей, «на выдумки хитрый», решил обмануть Зевса в споре, какую часть жертвенного животного отдавать богам, а какую оставлять людям:

Тушу большого быка Прометей многохитрый разрезал

И разложил на земле, обмануть домогаясь Кронида.

Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо,

Шкурою все обернув и покрывши бычачьим желудком,

Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую

И, разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром.

Зевс выбрал жирненькую часть, которая на деле оказалась голыми бычачьими костьми:

С этой поры поколенья людские во славу бессмертных

На алтарях благовонных лишь белые кости сжигают.

Разозлившийся громовержец решил, что в наказание люди будут есть доставшиеся им мякоть и потроха сырыми:

Силы огня неустанной решил ни за что не давать он

Людям ничтожным, которые здесь на земле обитают.

Однако Прометей (став из «хитроумного» «благороднейшим») и в этом случае обманул грозного Зевса:

Неутомимый огонь он украл, издалека заметный,

Спрятавши в нартексе полом. И Зевсу, гремящему в высях,

Дух уязвил тем глубоко. Разгневался милым он сердцем,

Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный.

Гесиод. Теогония. Перевод В. Вересаева

Упоминаемый нартекс иначе называется «гигантский фенхель», хотя является тростником, а к съедобному растению, называемому «фенхель», никакого отношения не имеет.

Такова история похищения Прометеем огня, в которой попутно решается и немаловажный вопрос о том, что жертвовать богам, а что оставлять себе. Кстати, жертвы огню у многих народов совершаются именно костями животных. Возможно, и здесь мы имеем дело с древнейшей традицией, когда мясо было слишком большой ценностью, а «кормить» огонь чем-то было нужно. Обгоревшие же кости животных встречаются на стоянках позднепалеолитического человека в изобилии.

Читайте также

Небесная управа огня

Небесная управа огня На небесах управу огня, пятую по счету, возглавляет Ло Сюань, официальный титул которого Ходе Синь-чжунь – «Звездный император добродетельного огня». Ему подчиняется пять министров, четверо из которых – звездные боги, а пятый – «небесный принц,

Добывание огня

Добывание огня В некоторых рунах Вяйнямёйнен сам добыл огонь — высек первую искру из своего ногтя или при помощи кремня и трута. Но «огненная рыба» — лосось — проглотила искру (недаром ее именуют также «красной рыбой»), Вяйнямёйнену пришлось вновь добывать огонь из

ТОПЛИВО ДЛЯ ОГНЯ

ТОПЛИВО ДЛЯ ОГНЯ В камере царя мы обнаружили только две вещи, достойные внимания. Во-первых, это прямоугольный ящик из гранита, пустой и без крышки. Его внутренние размеры равны приблизительно 78х27х34 дюйма, толщина стенок и днища — 6–7 дюймов.Другая интересная деталь

№ 5 Дом Л. Вебера (Общества страхования от огня)

№ 5 Дом Л. Вебера (Общества страхования от огня) 1802–1804 гг.; 1884–1885 гг., перестройка, А.Р. Гешвенд Территория домов с № 5 по № 13 во второй половине XVIII века принадлежала казне. После разбивки на частные владения дома № 3 и 5 принадлежали Н.П. Хозиковой, а с 1800 года – купцу Л.

Укрощение эгоизма

Укрощение эгоизма Евреи, мне кажется, что они очень, очень эгоистичны.[62] В Древнем Израиле процесс укрощения человеческого эгоизма шел все время по нарастающей. Вновь завоеванная любовь к ближнему сменялась ненавистью. Как только народ справлялся с текущими проблемами,

СРЕДИ ВОДЫ И ОГНЯ

СРЕДИ ВОДЫ И ОГНЯ Интересно, каким же все-таки маршрутом лучше добираться до Гавайев? Я попадал сюда с трех сторон: с запада – из Микронезии, с юга – из Полинезии, откуда пришли на острова их первые обитатели, и, наконец, с востока – из США, страны, которой принадлежат сейчас

Превращения огня

Превращения огня 21. XII.66. Оттягивает, оттягивает — что? Развяленность, телесная и душевная память — и все это от женщин: память соития и злости с одной, сопереживания с другой — оттого вниз дух взирает. Я — как нитями лилипутов притянутый к колышкам Гулливер. Воспламенись

24. От летучего огня.

24. От летучего огня. Летучий огонь, пойди на огонь с раба Божия Микулая, с белого лица, с рыла, с губ. Будьте мои слова лепки и крепки.Употребление: Читают три раза до «замка» над ладонью, полной соли. При троекратном же чтении наговора очерчивают больное место. По окончании

25. От огня летучего.

25. От огня летучего. Благослови, Господи, эту молитву читать, с раба Божия (имя) огонь снять. Огонь, огонь, сыми с раба Божьего с (имя) огоник.Чикать кремнем конец. Читать

Укрощение строптивой

Укрощение строптивой А теперь забудем на время об обитателях Венеры. Они, вероятно, так и останутся лишь на страницах фантастических произведений. Ибо веками молчала загадочная красавица, возбуждая в изобилии слухи и легенды, но пришлось и ей снять маску таинственности.

3. Призывание Духов Огня

3. Призывание Духов Огня 01. Духи Огня! Огненными телами рассоздающие Явь!02. Придите на мой зов, примите жертву мою —03. Огненную Кровь из Лунной Чары!04. Огненным взором Того, Кто поистине Зрит,05. Я пронизываю покровы Бесформенного,06. Прозревая Истинную Суть Бытия!07. Мои

Источник

Освоить огонь древним людям помогли социальные связи

7

7

7

7

Непривычную точку зрения на причины быстрого распространения первых технологий добычи огня предложили исследователи из Нидерландов.

Освоение огня по праву считается одним из важнейших этапов социальной эволюции человека. С помощью огня люди наконец перестали зависеть от короткого светового дня, научились отпугивать хищников, готовить пищу, обогревать жилище.

Около миллиона лет назад ныне вымершие виды людей уже использовали огонь, однако существует мало доказательств его регулярного и преднамеренного разведения.

Учёные из Лейденского университета в Нидерландах считают, что технология зажигания огня распространилась подобно лесному пожару около 400 тысяч лет назад на территории Африки, Европы и Азии. При этом происходило это совершенно не случайным образом.

Исследователи сделали дерзкий вывод: популяции древних людей обменивались технологиями ещё до появления человека разумного, которого принято считать «изобретателем» культуры и социума.

Авторы работы, опубликованной в издании PNAS, считают освоение огня древними человеческими популяциями первым археологическим признаком культурной диффузии у древних людей.

«До сегодняшнего дня считалось, что культурная диффузия по-настоящему началась лишь 70 тысяч лет назад, когда [по миру] начали распространяться современные люди, Homo sapiens, — объясняет ведущий автор работы Кэтрин Макдональд (Katharine MacDonald) из Лейденского университета. — Однако свидетельства использования огня теперь показывают, что, похоже, это произошло гораздо раньше».

Авторы работы отмечают, что люди начали регулярно использовать огонь со второй половины среднего плейстоцена (около 400 тысяч лет назад). Более ранние признаки использования огня человеком редки и неоднозначны.

Однако в какой-то момент на стоянках древнего человека на территории Северной Африки, Израиля, Азии и Европы начали всё чаще появляться следы разведения огня, такие как обгоревшие кости, уголь и термически обработанная порода.

Конечно же, не исключено, что разрозненные популяции людей на разных континентах получили навык разведения огня независимо друг от друга. Но относительно быстрое его распространение по всему Старому Свету (Европе, Азии и Африке) всё же указывает на то, что этот навык передавался от человека к человеку. Причём таким образом он распространялся даже за пределы отдельной популяции.

3

Получается, миф о Прометее, укравшем у богов огонь и подарившем его людям, может отчасти отражать реальность: некий первооткрыватель поделился своим «ноу-хау» с другими людьми. И молва пошла по миру…

Кроме того, освоение огня не было единственным навыком, который столь быстро распространился среди разных человеческих популяций того времени.

Примерно через 100 тысяч лет после «бума» технологии разжигания огня такое же активное развитие получила индустрия Леваллуа — особая технология обработки каменных орудий.

Ещё быстрее, чем использование огня, индустрия Леваллуа распространилась на территории Северо-Западной Европы и Ближнего Востока. При этом сама технология Леваллуа была гораздо сложнее, чем технология добычи огня: чтобы научиться обрабатывать камень определённым образом, требовались время и наработка опыта.

Это значит, что для передачи новых техник и методов было недостаточно случайных коротких встреч представителей разных человеческих популяций.

7

Авторы нового исследования считают, что такое «скоростное» развитие примитивных технологий требовало создания достаточно стабильных социальных связей между популяциями, жившими в разных местах.

Если предположения исследователей из Нидерландов верны, это значит, что масштабные социальные сети существовали ещё до появления Homo sapiens «на мировой арене».

Эта радикальная гипотеза открывает новое поле для пылких научных дискуссий.

Даже если это предположение не получит широкой поддержки, оно, без сомнения, привлечёт внимание к вопросу об уникальности современной человеческой культуры. Ведь, как известно, нет дыма без огня.

К слову, недавно мы сообщали о том, что неандертальцы создавали «предметы искусства» ещё до прихода человека разумного. Также последнее время появляется всё больше генетических свидетельств того, что разные виды древних людей скрещивались между собой. Так, на территории Китая недавно был обнаружен неизвестный ранее вымерший родственник Homo sapiens.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».

Источник

Освоить огонь древним людям помогли социальные связи

7

Быстрое освоение людьми огня и других, более сложных технологий может говорить о том, что культурный обмен у древних людей существовал ещё до появления человека разумного.
Фото Aziz Acharki/Unsplash.

7

Орудие, изготовленное по технологии Леваллуа.
Фото Leiden University.

7

7

Освоение огня по праву считается одним из важнейших этапов социальной эволюции человека. С помощью огня люди наконец перестали зависеть от короткого светового дня, научились отпугивать хищников, готовить пищу, обогревать жилище.

Около миллиона лет назад ныне вымершие виды людей уже использовали огонь, однако существует мало доказательств его регулярного и преднамеренного разведения.

Учёные из Лейденского университета в Нидерландах считают, что технология зажигания огня распространилась подобно лесному пожару около 400 тысяч лет назад на территории Африки, Европы и Азии. При этом происходило это совершенно не случайным образом.

Исследователи сделали дерзкий вывод: популяции древних людей обменивались технологиями ещё до появления человека разумного, которого принято считать «изобретателем» культуры и социума.

Авторы работы, опубликованной в издании PNAS, считают освоение огня древними человеческими популяциями первым археологическим признаком культурной диффузии у древних людей.

«До сегодняшнего дня считалось, что культурная диффузия по-настоящему началась лишь 70 тысяч лет назад, когда [по миру] начали распространяться современные люди, Homo sapiens, — объясняет ведущий автор работы Кэтрин Макдональд (Katharine MacDonald) из Лейденского университета. — Однако свидетельства использования огня теперь показывают, что, похоже, это произошло гораздо раньше».

Авторы работы отмечают, что люди начали регулярно использовать огонь со второй половины среднего плейстоцена (около 400 тысяч лет назад). Более ранние признаки использования огня человеком редки и неоднозначны.

Однако в какой-то момент на стоянках древнего человека на территории Северной Африки, Израиля, Азии и Европы начали всё чаще появляться следы разведения огня, такие как обгоревшие кости, уголь и термически обработанная порода.

Конечно же, не исключено, что разрозненные популяции людей на разных континентах получили навык разведения огня независимо друг от друга. Но относительно быстрое его распространение по всему Старому Свету (Европе, Азии и Африке) всё же указывает на то, что этот навык передавался от человека к человеку. Причём таким образом он распространялся даже за пределы отдельной популяции.

3

Получается, миф о Прометее, укравшем у богов огонь и подарившем его людям, может отчасти отражать реальность: некий первооткрыватель поделился своим «ноу-хау» с другими людьми. И молва пошла по миру…

Кроме того, освоение огня не было единственным навыком, который столь быстро распространился среди разных человеческих популяций того времени.

Примерно через 100 тысяч лет после «бума» технологии разжигания огня такое же активное развитие получила индустрия Леваллуа — особая технология обработки каменных орудий.

Ещё быстрее, чем использование огня, индустрия Леваллуа распространилась на территории Северо-Западной Европы и Ближнего Востока. При этом сама технология Леваллуа была гораздо сложнее, чем технология добычи огня: чтобы научиться обрабатывать камень определённым образом, требовались время и наработка опыта.

Это значит, что для передачи новых техник и методов было недостаточно случайных коротких встреч представителей разных человеческих популяций.

7

Авторы нового исследования считают, что такое «скоростное» развитие примитивных технологий требовало создания достаточно стабильных социальных связей между популяциями, жившими в разных местах.

Если предположения исследователей из Нидерландов верны, это значит, что масштабные социальные сети существовали ещё до появления Homo sapiens «на мировой арене».

Эта радикальная гипотеза открывает новое поле для пылких научных дискуссий.

Даже если это предположение не получит широкой поддержки, оно, без сомнения, привлечёт внимание к вопросу об уникальности современной человеческой культуры. Ведь, как известно, нет дыма без огня.

К слову, недавно мы сообщали о том, что неандертальцы создавали «предметы искусства» ещё до прихода человека разумного. Также последнее время появляется всё больше генетических свидетельств того, что разные виды древних людей скрещивались между собой. Так, на территории Китая недавно был обнаружен неизвестный ранее вымерший родственник Homo sapiens.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector