Как научиться читать буквы

woman 1853939 1920 Советы на день

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

– у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

– у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

– ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

– фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно. Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Новое видео:

Новое видео:

Источник

Памятка: как научить ребёнка читать

В обсуждении одно из постов меня попросили рассказать, как правильно научить ребёнка читать, чтобы потом не возникло проблем в школе. Обещала написать, и вот вспомнила, что у меня уже есть готовый текст из своего паблика, дополнила его подробностями и вот делюсь, буду рада если кому-то пригодится.

Начинайте обучение, с постепенным наращиванием объема прочитываемого материала. Нет смысла знать все буквы, но не читать их в словах. Мне нравится букварь Жуковой Н.С. и Букварь крупным шрифтом О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова в них представлена последовательность изучения букв по мере усложнения. И не зная всех букв, ребёнок уже начнет читать простые слова с пониманием прочитанного.

Не стоит перепрыгивать, и брать сразу несколько букв за один подход. Каждую букву стоит закрепить: аудиально, визуально, тактильно.

1 Аудиальное изучение буквы

помним о том, что с малышами мы изучаем только звук. Гласные буквы протягиваем, чтобы ребёнок запомнил её протяжное звучание: Аааааа, Ооооо, Уууууууу. Согласные — короткие звуки. Рот почти не открывается — Т, С, М, Б.

Есть сказка для детей о буквах — если коротко: во рту живет дракон, и он любит буквы которые можно петь, поэтому когда они хотят гулять, он открывает широко ворота, чтобы выпустить их (ворота, естественно, наш ротик, и наша задача показать, как он открывается на гласных буквах). А те буквы, которые петь нельзя, он выпускать не хочет и им приходится становится акробатами и просачиваться сквозь ворота (тут нужно понимать, что в воспроизведении согласных участвует язык. Если у ребёнка есть ярко выраженные логопедические проблемы — стоит обратиться к специалисту).

Так же очень важно научить ребёнка слышать эту букву в словах. На примере:

на уроке с малышами искали слова, в которых есть буква А. Так как мы только начали обучение, это задание для них очень сложное. Поэтому давала подсказки — оранжевое, круглое, сладкое, фрукт, можно делать сок из него. И в конце подсказывала и всё слово: ААААпельсин.

Когда объясняла папе одного из мальчиков это задание, он очень удивился — что, они и это не могут сделать? Да, пока не могут, т.к. не знают букв. Если они увидят апельсин — они его назовут и попросят. Но привязки слово-образ ещё нет, и тем более привязки — такое слово и там есть эта буква.

2. Визуальное изучение буквы

Буква изучается со всем сторон, и конечно, нам важно, чтобы ребёнок узнавал эту букву в любом виде. Можно подготовить таблички с буквой, напечатанные разными шрифтами. Большие буквы, маленькие, жирным шрифтом, курсив и т.д.

Некоторые буквы легко запоминать визуально с помощью образа. Например, Ж это Жук. Можно нарисовать букву Ж и пририсовать усики как у жука. У жука 6 лапок, и у буквы Ж тоже 6 черточек можно насчитать.

3. Тактильное изучение буквы

Обязательно сразу учить ребёнка писать изученную букву. Для этого сначала пальчиков обводим напечатанную букву в букваре, потом можно выкладывать букву из пуговиц, палочек, спичек. Слепить из пластелина. Взять карандаш и нарисовать несколько букв. Вы можете нарисовать несколько букв простым карандашом, и попросить сначала обвести, а потом самостоятельно написать эти буквы.

Мышечная и тактильная память дольше всего сохраняют информацию в мозге, поэтому нужно за один раз (при изучении одной буквы) разобрать букву со всех сторон.

Следующий шаг научить присоединять буквы к слогам.

Если вы прислушаетесь к совету, и будете учить ребенка читать по букварю Жуковой, то вы увидите, что сначала нам даются 5 букв — А, О, У, М, С.

А дальше на этих буквах даются упражнения на выработку навыка соединять эти буквы в слоге. И на этом этапе мы с учениками не торопимся, иногда требуется до 10 занятий, чтобы ребёнок на автомате научился соединять слоги, не путая буквы местами. Прорабатывайте шаг за шагом. Сначала соединяя только гласные: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ. Добились плавного ААААУУУУУ, переходите к слогам АМ, УМ, ОМ. Помним, что согласная должна закрыть слог коротким звуком. Не ААААМэ, а АААААМ.

Как только вы отработали слоги с этими 5 буквами, и для вашего ребёнка не составляет трудности быстро сориентироваться как прочитать любой слог с любой последовательностью этих букв — идём дальше.

И всё по схеме — изучили букву аудиально, визуально, тактильно. И добавили букву в слог. «Смотри, у нас было АААМ, а теперь попробуем с новой буквой Х. Будет АААААХ». Основная задача — донести до ребёнка, что механизм чтения будет тот же самый, просто нужно подставить нужные буквы.

Если вы всё делали правильно с самого начала, вы заметите, что с новой буквой объяснять соединение уже будет не нужно. Вы будете изучать её, а слоги ребёнок уже будет читать без подсказок или с минимальными подсказками с вашей стороны.

Например: СГА. Варианты как не правильно: С. ГА, СэГа, или другая глассная вместо буквы э.

И слова состоящие из одного слога так же учимся читать сразу. ГРОМ, СКАТ и т.п. Пока не дошли до последней буквы, не останавливаемся.
Всем удачи.

Источник

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

21175107

Обучение чтению родителями дома, когда они не знают методики обучения — все равно, что дать ребенку ложку, но не сказать, как ею пользоваться. В нашей статье мы рассмотрим, что нужно знать родителям и каких основных ошибок избегать, чтобы правильно научить ребенка читать самостоятельно.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Этап №1 Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

s04893561

83313990

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука [м] и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука [а]. Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Читаем по слогам

Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог. Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово. Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или деталей конструктора. Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям. Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению. Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

Примеры:

Дидактические игры обучения чтению

Игра «Солнышко»

На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.

86685830

Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.

Игра «Побежим по дорожке»

Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется.

Игра с кубиками

Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:

Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.

Таблица слогов

Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:

Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов.

В результате постоянных тренировочных упражнений умение называть слоги будет доведено до автоматизма, и от этого скорость чтения значительно увеличится. Однако родителям нужно помнить, что это не единственный критерий, который важен для хорошего чтения. Следует также уделять внимание развитию таких характеристик чтения, как осознанность и выразительность, то есть речь уже идет о технике чтения в комплексе.

Об авторе: Гладко Марина, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет. Фото: Киященко Татьяна, Башкирцев Захар, Деревнин Вячеслав.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector