Как научиться читать осмысленно

young woman 731142 1920 Советы на день
Содержание
  1. Как читать осознанно. 12 реальных примеров
  2. Чтение «на просвет»
  3. Проактивное чтение
  4. Осознанное чтение — в чем секрет?
  5. Осознанное чтение. Мой опыт
  6. Почему полезно не только читать книги, но и писать о практической пользе от прочитанного
  7. Дневник читателя
  8. О вреде чтения, или Как выйти из запоя
  9. Много читать вредно для жизни
  10. Как я читаю книги
  11. Как оценить книгу до покупки?
  12. Правила чтения Марии Райдер
  13. Книги, которые делают нас лучше
  14. 15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее
  15. Что такое эффективное чтение и зачем оно нужно?
  16. 1. Рисуем стихотворение
  17. 2. Метод Цицерона
  18. 3. Сочините историю по картине
  19. 4. Крестики-нолики с собачками, кошечками и жирафом
  20. 5. Аэробика для мозга
  21. 6. Раскрашиваем мандалы
  22. 7. «Первая — последняя»
  23. 8. Левой — круг, правой — квадрат
  24. 9. Слово «красный», а написано зеленым
  25. 10. «Поиграем в города» под счет
  26. 11. Поймайте ритм
  27. 12. Текст «за решеткой»
  28. 13. «Столбики» и «Лесенки»
  29. 14. Используйте таблицы Шульте
  30. 15. Онлайн-тренажеры в помощь

Как читать осознанно. 12 реальных примеров

«Одни книги пробуют на вкус, другие — проглатывают и лишь немногие — разжёвывают и усваивают».
Мортимер Адлер, автор бестселлера «Как читать книги»

Подготовили для вас дюжину материалов, в которых герои «Жить интересно!» делятся своим опытом осознанного чтения.

8d433ea93556ea8a33ba37b322b45250

Чтение «на просвет»

«В детстве я любил смотреть научно-популярный киножурнал “Хочу все знать”. “Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать. ” — слова из этой песенки навсегда врезались в памяти.

Книги многим кажутся такими орешками, которые нужно с усилием расколоть, извлечь вкусное и полезное содержимое и проглотить его. Мне тоже так раньше казалось, пока я не нашел более работающий образ. Теперь для меня книга — это микроскоп и телескоп одновременно. Книга ничего не несет в себе, что можно «перекачать», переместить в свой мозг».

Армен Петросян делится своими приемами работы с книгой.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Проактивное чтение

Книгу не случайно называют лучшим другом: чтение — это взаимодействие человека с человеком, через которое можно очень многому научиться. Многие из нас мечтали бы о хорошем наставнике, а книги дают нам возможность избрать своими наставниками самых великих людей. Все, что нам для этого нужно — это умение правильно понимать и применять написанное. Если вы хотите развивать в себе такое умение и получать от чтения на порядок больше пользы и удовольствия, прочитайте статью Виталия Колесника и познакомьтесь с проактивным чтением.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Осознанное чтение — в чем секрет?

• Участники проекта «Стодневка — экспедиция к новому Я» рассказывают о своем опыте осознанного чтения.
• Книжная полка «Стодневки» на Bookmate.
• И 33 книги, которые стоит прочитать.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Осознанное чтение. Мой опыт

Егор Чапарян рассказал, как из «нечитающего подростка» вначале превратился в «сентиментального книголюба», а потом достиг стадии «Сознательное чтение». В своей статье он рассказывает об инструментах и принципах, которые помогают ему извлекать больше пользы из прочитанных книг.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Почему полезно не только читать книги, но и писать о практической пользе от прочитанного

«Жить интересно!» очень везет с авторами. А авторам — с «Жить интересно!». Когда Вадим Бугаев начал сотрудничать с «ЖИ!», проекта «Чтение для практической пользы» еще не существовало. В процессе чтения книг и написания книжных обзоров для «ЖИ!» эта идея обрела конкретное воплощение. Предлагаем вспомнить несколько отличных обзоров, написанных Вадимом Бугаевым.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Дневник читателя

Сергей Калинин регулярно подводит итоги своего читательского года и составляет рейтинг самых полезных прочитанных им книг. Нам больше всего понравилась идея «личных номинаций». И — да, чтение с блокнотом и ментальными картами здорово повышает КПД.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

О вреде чтения, или Как выйти из запоя

«Чтение — это прекрасно. Но книгоголизм неизбежно ведет к внутреннему конфликту. Вы спросите, почему? И я отвечу. Чем больше внешних идей копится внутри человека, без преломления о практику, тем хуже он себя чувствует. Примерно как я в 4-5 классе. Вроде вот только что был самым умным, и вдруг — бац, реальность. Та самая, которая четко показывает: для результата нужно действие, а не начитанность. С некоторых пор я сел на книжную диету. Сел, когда те инструменты чтения, о которых сегодня пойдет речь, убедительно показали, что во многих областях просто не пишется ничего нового».

Дмитрий Литвак научит вас грамотно «портить» книги, чтоб извлекать из них максимум пользы.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Много читать вредно для жизни

Как и в любой другой сфере жизни, в чтении также необходима осознанность и осмысленность. Иначе вместо губительных зависимостей, можно стать книжным наркоманом, начать проживать нереальную жизнь и потеряться в чужих мыслях, мировосприятии, доводах и аргументах. Мария Жиган призывает вас задуматься о своих читательских привычках.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Как я читаю книги

Фарид Каримов поделился своей системой чтения книг. Много полезных советов и лайфхаков, облегчающих чтение и делающих его более систематизированным.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Как оценить книгу до покупки?

«Далеко не каждая книга выпускается для того, чтобы пролить свет. Некоторые книги специально пишутся, чтобы навести мрак. Проблема в том, что отличить первую от второй до того, как вы прочитаете обе, довольно трудно. Современная индустрия книгоиздательства мастерски маскирует водянистые и «надутые» книги: эффектная обложка, яркий заголовок, положительные рецензии. Вы покупаете очередной бестселлер, и примерно к 50 странице понимаете, что перед вами книга-пустышка. Жалко не только денег и напрасно потраченного времени — жаль упущенных возможностей. Это особенно обидно, когда вы пытаетесь найти в книге информацию, необходимую для развития какого-либо проекта, бизнеса, для достижения поставленной цели».

Сергей Михайлов поделился методикой, по которой он выбирает книги для чтения.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Правила чтения Марии Райдер

«Составляя в конце года список «100 задач на год грядущий», я с удивлением обнаружила внутри себя потребность научиться работать с книгами и заниматься осознанным чтением. Занесла этот пункт в список задач — и удивилась. Откуда такая потребность у меня, человека, который проводит за книгами гораздо больше времени, чем перед экраном телевизора и обязательно читает как минимум 100 страниц ежедневно, что выливается в больше чем сотню прочитанных книг в год? Разобраться в себе, зафиксировать методику обработки информации со страниц книг и поделиться ей с друзьями — вот цель этой статьи».

Мария Райдер рассказала, какие инструменты помогают ей читать осознанно.

a701e1b2ebe9ca47f53916d9dbb70100

Книги, которые делают нас лучше

Как-то раз мы попросили наших читателей рассказать о книгах, которые оказали на них самое большое влияние. Список получился внушительный. Приятно, что наряду с литературой о саморазвитии, нем оказались и художественные книги. В этой статье книги, которые чаще других упоминались в списках «самых-самых».

Кстати, хотим напомнить, что весь прошлый год читатели «ЖИ!» участвовали в читательском марафоне «Букчеллендж». Подборки и рецензии на десятки прекрасных книг вы можете найти в разделе проекта «Челлендж для читателей».

Источник

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

Спросите любого школьника: «Умеешь ли ты читать?» — и он удивится: «Конечно, умею». Однако читать можно по-разному, считает методист и педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского технического творчества «Охта» Елена Илларионова. В рамках программы «Город, который учится. Цифровое образование» она уже провела вебинар на эту тему, а нам рассказала о том, как научить детей читать качественно, вдумчиво и осмысленно.

Что такое эффективное чтение и зачем оно нужно?

Это понятие вошло в лексикон педагогов не так давно, но все больше набирает популярность как в школе, так и за ее пределами. Эффективное чтение не случайно называют еще и осмысленным. Такой вид чтения наиболее полезен для ребенка, потому что позволяет не просто механически пересказывать содержание текста, но и видеть подтекст, концепцию, детали и анализировать полученную информацию.

Эффективное чтение — это своего рода хороший фундамент для качественного образования ребенка. Этот фундамент в свою очередь держится на трех столпах: памяти, скорости и внимании, — а для его возведения, конечно, необходимы некоторые навыки. Такие как чтение без регрессии (возвратного движения глаз к уже прочитанному) и артикуляции (движения губ или языка при чтении про себя), расширение поля зрения и способность структурировать и запоминать текст.

При этом важно помнить, что в классе может быть ребенок, которому в принципе сложно дается чтение. Если в вашем классе есть ученик с дислексией, эта проблема преодолима, врожденную особенность можно обманывать. Некоторые из представленных упражнений могут также помочь, но важно знать вид расстройства и подключать к работе родителей и логопеда. Также необходимо помнить, что у каждого ребенка свой темп и возможности и нужно ориентироваться на них.

Для того чтобы прокачать навыки эффективного чтения, существует масса упражнений и правил, которые может использовать как учитель в классе, так и родитель дома, и даже ученик самостоятельно без помощи взрослых. Эти 15 методов вам в помощь.

590

1. Рисуем стихотворение

При очередном заучивании стихов предложите детям представить себя шпионами и зашифровать каждую строчку рисунками. Для начала можно взять стихотворение Бориса Заходера «Кискино горе». Ученикам будет достаточно просто изобразить мордочку кошки даже схематичными линиями, подрисовать ей слезки или сосиски. Постепенно сложность стихотворений можно наращивать и использовать больше схематических рисунков.

Очень важно разделять стихи именно по строчкам, чтобы не путаться при воспроизведении их уже словами

Такое упражнение называют также методом пиктограмм. Рисунками дети оживляют происходящее в своем воображении, проявляется эмпатия, а эмоциональная составляющая процесса позволяет лучше запоминать текст.

2. Метод Цицерона

Древнеримский оратор Цицерон прославился своими долгими речами без листа и подсказок и — в связи с этим — отличной памятью. В своих выступлениях он использовал много имен, дат и событий и четко выстраивал структуру выступления. Как же ему удавалось запоминать такой большой пласт информации? Его метод, «метод римской комнаты», заключался в том, чтобы привязывать тот или иной отрывок речи, событие или имя к окружающим его предметам, пространству или действиям, которые он совершал.

Цицерон заходил в комнату и первой, например, видел картину на стене — с ней у него ассоциировалось то, что надо сказать вначале. Дальше он мог подойти к окну — оно олицетворяло следующую часть его речи и так далее.

«Метод римской комнаты» можно практиковать и с детьми. Чтобы понять, работает ли он, достаточно просто сравнить, сколько не связанных между собой слов ребенок запомнит механическим путем и сколько — с помощью этого метода. Пусть это будут слова «кошка», «арбуз», «квадрат», «тарелка», «смех», «ветер» и «слон».

96

«Детям исполнилось по четыре, а речи всё не было». Как мама близнецов из Якутска помогла им заговорить и решила стать логопедом

После обычного запоминания предложите детям, например, представить, что котенок сидит на левом плече, арбуз пусть будет лежать на парте прямо перед ними, квадрат — это оконная рама и так далее. Такой способ может помочь при запоминании стихов, отрывков произведений, а практиковать его можно не только с учителем. Родители тоже могут подключиться и заниматься так с ребенком дома, а потом и ученик может использовать метод Цицерона самостоятельно.

3. Сочините историю по картине

В самом начале урока покажите детям любую картину. Желательно, чтобы на ней было много деталей, растений, людей или объектов. Дайте им задание запомнить название картины, то, что на ней изображено, и имя художника (это, например, может быть картина «Опять двойка» Решетникова).

Такое упражнение тренирует долговременную память ребенка и способность фантазировать. Он может не просто запомнить происходящее на картине, но и придумать целую историю.

Так, на картине «Опять двойка» ученик может четко увидеть мальчика по имени Вася, который получил двойку, потому что накануне играл в PlayStation и не сделал домашнюю работу, а когда вернулся домой, мама сильно ругалась.

Фамилии же художников часто запоминаются хуже, и поэтому лучше предложить ребенку какую-то речевую ассоциацию.

«Решетников смотрит через решето», «Шишкин собирает шишки», а «Айвазовский — ай, какой молодец»

Обрастая ассоциациями, картины запомнятся детям надолго. Зайдя в музей, даже будучи уже взрослым, ваш ученик не станет читать карточки рядом с ними. Потому что и так будет отлично знать, что на них написано.

4. Крестики-нолики с собачками, кошечками и жирафом

Начертите на доске, если она закрывается, или же покажите детям в презентации необычные крестики-нолики. Вместо обычных крестиков и ноликов заполните поля различными картинками. Пусть верхние ячейки будут заполнены птичками или кошечками, а нижние — собачками. В одну же конкретную клетку поместите какое-нибудь другое животное, неожиданное, отличающееся от остальных. Например, жирафа.

Дайте детям запомнить расположение картинок в течение 5–10 секунд, а затем закройте доску или же переключите слайд презентации. После этого попросите назвать клетку, в которой был жираф.

Упражнение работает на наглядно-зрительную память, а использовать его можно на любом уроке. Если это урок ботаники, животных можно заменить на растения. А если упражнение выполняется на литературе, можно поместить в клеточки писателей или героев их произведений.

590

5. Аэробика для мозга

Аэробика — это упражнения под музыку или без нее для поддержания организма в тонусе. Нейробика — слово созвучное, но это упражнения для мозга, позволяющие развивать умственные способности, улучшать память и активизировать мыслительную деятельность.

Мозг ребенка нуждается в упражнениях. Каждый день необходимо менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные или делать обычные вещи необычным способом. Например, можно предложить детям-правшам на уроке писать несколько фраз левой рукой — и наоборот, если рабочая рука ученика левая. Также ребенок может ходить в школу разными маршрутами, а не одним привычным, или собирать учебники в портфель на ощупь, закрыв глаза. Одеваться и принимать душ тоже можно с закрытыми глазами.

96

Вспомнить всё. Как учить и не забывать язык с помощью интервальных повторений

Привычка ослабляет способности мозга, тогда как постоянные перемены, новая информация, необычные физические действия, наоборот, повышают продуктивность. Чтобы детям было проще, лучше начать вводить такие упражнения в формате игры.

6. Раскрашиваем мандалы

Для этого упражнения подходят любые раскраски, но лучше всего использовать мандалы. Они помогают максимально сконцентрировать внимание ребенка, ведь он будет сосредоточен на том, чтобы не выходить за границы маленьких элементов. Такая работа отлично подходит для включения детей в процесс обучения, например, после урока физкультуры или бурной перемены, когда дети разыгрались, набегались.

Второй уровень сложности — раскрашивать рисунок двумя руками одновременно

Можно подкрепить раскрашивание мелодичной спокойной музыкой, классической или даже индийской мантрой (как раз под раскраску).

Пусть ученик сам выберет цвета, которые ему приятны. Кстати, если он предпочел только черный, коричневый цвета или любые другие темные, это может быть признаком того, что стоит обратить внимание на психическое состояние ребенка. В таком случае можно поговорить после уроков на отвлеченные темы и попытаться выяснить, что его беспокоит, или же попросить помочь школьного психолога.

7. «Первая — последняя»

Эта игра работает на концентрацию внимания и скорочтение. Играть можно с детьми, которые уже умеют читать про себя. Попросите ребенка прочитать текст, но называть вслух только первую и последнюю буквы каждого слова. Также после прочтения можно попробовать сделать небольшой пересказ. Тогда игра сработает еще и на память.

Правда, не все дети любят рассказывать, что они прочитали. Боятся запнуться, не знают, с чего начать, если отрывок большой. Тогда нужно мягко и ненавязчиво спросить ребенка о герое — что понравилось, что он помнит. И отталкиваться от этого, спрашивать: «А перед этим что он сделал?»

8. Левой — круг, правой — квадрат

Попросите детей взять карандаши или ручки в обе руки и одной рисовать круг, а другой — квадрат. Чтобы было интереснее, можно предложить выбрать цвета карандашей и любые другие фигуры, которые им по душе. Важно рисовать двумя руками одновременно. Это усиливает концентрацию внимания, а также развивает оба полушария головного мозга.

Можно провести аналогичную физкультминутку, если дети устали или начали отвлекаться. Предложите им одной рукой погладить себя по голове по кругу, а живот легонько постукивать ладошкой, и наоборот. Дети, скорее всего, воспримут это как веселую физкультуру, а может, даже предложат свои варианты выполнения упражнения.

9. Слово «красный», а написано зеленым

Подготовьте список цветов в виде таблички, но поменяйте при этом цвет шрифта. Например, слово «желтый» сделайте красным, «синий» — зеленым и так далее. При этом попросите детей назвать цвет слов, а потом, наоборот, прочитать сами слова. Это называется тестом Струпа. Он тренирует гибкость мышления и внимательность.

Дело в том, что, глядя на слово, мы стремимся его прочесть, а уже потом воспринимаем цвет написанного

И лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится первым, можем назвать реальный цвет, изображенный на картинке. Обычно это упражнение легко дается детям, которые еще не очень бегло умеют читать, так что начинать выполнять его можно с дошкольниками. Взрослые же люди и даже сам педагог могут испытывать трудности при его выполнении.

590

10. «Поиграем в города» под счет

Это упражнение нужно выполнять всем классом или группой. Учитель и ученики вместе громко считают до тридцати. За это время одновременно с проговариванием счета дети должны написать, например, названия городов, которые они знают. Вообще-то это могут быть и имена, и даже названия событий, если это урок истории в старших классах. Или фамилии композиторов, если это урок музыки.

Можно даже устроить небольшое соревнование — «кто больше». При этом важно следить, чтобы в «толпе» голосов никто не филонил и все играли честно. Выполнение двух разных дел одновременно (счет и написание слов на листе) хорошо помогает развивать память и концентрировать внимание.

11. Поймайте ритм

Для выработки навыка скорочтения отлично подойдет метод «стук-ритм». Выберите ритмичное или певучее стихотворение, возьмите в руку карандаш и попросите так же поступить ребенка. Помогите ему почувствовать ритм стихотворения, читайте его вместе с ним и отстукивайте карандашом или ручкой, чтобы показать, как нужно. Лучше делать это упражнение парно с учеником — вы и он, потому что при групповом выполнении некоторые дети могут сбиваться из-за ритма соседа по парте.

96

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Не торопясь отрабатывайте технику, а если ребенку сложно, возьмите его руку и аккуратно управляйте ее движением. Спешить не стоит. Постепенно наращивайте темп. Для такой работы отлично подойдут произведения Даниила Хармса, а в самый первый раз можно использовать «Вредные советы» Григория Остера. Это стихотворение не сложное и нравится детям. Впрочем, можно предлагать детям разные варианты, а потом давать выбирать, какое произведение отстукивать сегодня.

12. Текст «за решеткой»

«Посадите» любой отрывок из произведения или стихотворение «за решетку» так, чтобы часть слова или некоторые буквы были закрыты. Ребенок, читая такой текст, начинает видеть всю фразу целиком и иногда догадываться, что за слова там спрятаны, подбирать их по смыслу. Правда, если ребенок только учится читать, это упражнение не подойдет, так как усложнит его задачу.

Таким же образом можно «помещать за решетку» задачи по математике. Например, если в условии задачи есть имена, цвета, названия, то можно закрыть именно их, и тогда ребенок сможет придумывать свои. Так ему будет еще интереснее. А в целом такое упражнение поможет расширить поле зрения и предотвратить регрессию.

13. «Столбики» и «Лесенки»

Подберите для этого упражнения двусложные слова. Отлично подойдет детское стихотворение из букваря «Мама мыла раму». Расположите первые слоги подобранных слов лесенкой влево, а вторые — вправо. Ровно посередине в каждой строчке поставьте точку. Именно на нее должны смотреть дети при чтении, при этом закрывая линейкой предыдущую ступеньку лесенки, чтобы не возвращаться к ней глазами.

Сначала в выполнении может помогать учитель или родитель, а затем ребенок уже может делать упражнение сам. При этом можно варьировать техники упражнения. Например, читать сначала сверху вниз, а потом снизу вверх и так далее.

К слову, такие лесенки и столбики есть уже в готовом виде в интернете, и их можно просто скачать. Таким же образом можно располагать фигуры, цифры или целые примеры на уроках математики.

14. Используйте таблицы Шульте

Используйте на уроках таблицы Шульте — несколько кубиков с цифрами, буквами или фигурами в клетках, расположенных в рандомном порядке. Начинать лучше с самых простых, и пусть в центре для адаптации к упражнению будет точка или круг. Это нужно для того, чтобы ребенок привыкал правильно выполнять упражнение, развивал периферийное зрение. Смотреть при этом нужно в центр, а видеть всю сетку.

Пусть ребенок видит картинку целиком, а затем ищет определенную цифру. Например, шестерку или девятку. Если ребенку сложно, не стоит зацикливаться на определенной цифре — спросите другую, а потом вернитесь к предыдущей. Такое упражнение улучшает качество ознакомительного и смыслового чтения, а также помогает сконцентрировать внимание. Так что выполнять его можно для разных целей и на разных уроках. К примеру, на уроке математики это поможет быстрее выучить цифры, а на уроке русского языка или на занятиях в дошколке — алфавит.

15. Онлайн-тренажеры в помощь

Во всем необходим комплексный подход. Некоторые упражнения, похожие на крестики-нолики или таблицы Шульте, можно встретить как на онлайн-ресурсах, так и в обычных интернет-играх. Совмещать интерактивные игры и обычные офлайн-методы не только можно, но и нужно.

«Город, который учится. Цифровое образование» — это экспериментальный проект Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который помогает учебным организациям, педагогам, школьникам и их родителям освоить дистанционные образовательные технологии. В рамках проекта проходит цикл вебинаров «Лучшие практики онлайн-образования». Среди участников — педагоги-новаторы, рассказывающие о том, как развить креативность, сделать уроки интересными и удержать внимание класса.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector