Как научиться чувствовать цвет

three 3075752 1920 Советы на день

8 приложений и техник для развития чувства цвета

fit 300 200 false crop 925 740 0 0 q90 300231 621161b498

Нередко можно услышать, что чувство цвета, как музыкальный слух или «врожденную грамотность» невозможно натренировать. Но у профессионалов в сфере дизайна есть другое мнение на этот счет. Например, известный дизайнер и автор книг по колористике Триша Гилд утверждает, что у нас у всех есть собственное понимание цвета, которое нужно использовать.

5b7c3740bcb70

Для начала определим, что такое чувство цвета. Это умение подбирать цвета так, чтобы «не резало глаз», талант различать множество оттенков, способность добиваться точного попадания в цвет при смешивании краски или память на названия тонов? И то, и другое, и третье. Но, пожалуй, не существует людей, у которых все эти навыки развиты в одинаковой мере. Ведь мы не пользуемся всем этим постоянно. Выберете то умение, которое хотите улучшить, и которым действительно будете пользоваться, и посвятите этому время. Приложения ниже вам в этом помогут.

Мобильные приложения для развития чувства цвета

Color Puzzle

Простая расслабляющая игра, в которую я играю сама. Она приучает к тому парадоксу, что один и тот же цвет в разном окружении выглядит совершенно по-разному. Правда, на сложных уровнях оттенки цвета различить становится довольно сложно, приходиться вглядываться и увеличивать яркость экрана почти на полную.
Скачать в Google Play

Есть аналогичное приложение I Love Hue, в него добавлена музыка, которая нравится большинству пользователей.

Blendoku

Более разнообразная, по сравнению с предыдущими, игра. Нужно расставить по порядку оттенки цвета, которых с новыми уровнями становится всё больше.

5b7c39c4f1aa0

Color Harmony

Это приложение позволяет распознать цвета на фото и собрать из них цветовую схему. Наверняка вы видели статьи о том, какие цветовые схемы используются в популярных фильмах и сериалах. Теперь вы сможете сделать такую палитру самостоятельно.

5b7c39e0c8ae8

Фото: Color Harmony

Картины по номерам

В сети можно найти множество приложений для телефона и планшета, позволяющих рисовать картины по номерам. Например, In Color. В нем есть возможность раскрасить льва или бабочку прямо на телефоне, самостоятельно подобрав подходящие цвета. Полученные результаты можно скриншотить и сохранять, чтобы видеть свой прогресс. Можно загрузить свою картинку, и приложение разложит ее на участки цвета.

5b7c368f6d8fc

Простые техники для развития чувства цвета

Сохранение понравившихся сочетаний

Заведите большой блокнот, в который будете вклеивать вырезки из журналов с понравившимися сочетаниями, или просто сохраняйте их в папке на компьютере, если предпочитаете цифровые технологии. Подойдет также подборка в соцсети, например, доска в Pinterest или подборка в Instagram. Главное периодически заглядывать в эти подборки, удалять из них то, что вам разонравилось, отслеживать свой прогресс, обращать внимание на то, к каким цветам вы чаще всего тяготеете — теплым или холодным, ярким или приглушенным, сложным или простым.

5b7c389e09b0b

Рисование

Вспомните, как учат пониманию цвета в художественных школах и вузах. Студенты заполняют пустые квадраты близкими оттенками несколько занятий подряд, потом долго рисуют натюрморты. Эта методичная деятельность должна принести плоды, если вы не забросите ее по дороге. Чтобы этого не произошло, ищите и придумывайте себе интересные задания (например, нарисовать вашу комнату всего в 3 цветах), делайте это с друзьями или занимайтесь этим всего по 10 минут в день.

Изучение теории

Этот метод сработает только в том случае, если вы будете совмещать его с практической деятельностью, описанной выше — рисованием или ручным подбором цветов. Помимо этого, полезно представлять цвета в своей голове, запоминать названия оттенков, искать и фиксировать в памяти приятные сочетания и в целом обращать внимание на то, как цвета существуют в пространстве.

Для знакомства с теорией подойдут книги «Искусство цвета» Иоганнеса Иттена, «Цвет» Бэтти Эдвардс, «Цвет и свет» Джеймса Гарни, книги Василия Кандинского: «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве», «Paint Box» Триши Гилд.

Источник

Что может помочь научиться чувствовать цвет в иллюстрации/рисовании/живописи?

Поделюсь несколькими способами, которые помогли мне перестать бояться цвета и начать увереннее подбирать гармоничные палитры. Напишу по нарастающей:

⭐️Чтобы подружиться с цветом, нужно поднять насмотренность.

Попробуйте загрузить в голову как можно больше качественных картинок и образов, анализируйте цветовые сочетания в работах других художников. Много работ для вдохновения можно найти на таких площадках, как Pinterest и Dribbble.

В Dribbble под каждой картинкой есть цветовая палитра и поиск по конкретному цвету (эта функция помогает подобрать подходящие цвета и оттенки и собирать их в гармоничные палитры). А в Pinterest можно собирать целые доски для вдохновения. Подпишитесь на классных иллюстраторов в Инстаграм, анализируйте их работы.

⭐️ Можно привыкать к цвету постепенно

Раньше мне было очень сложно работать с цветом, все выходило каким-то грязным, картинкам не хватало свежести и яркости. Тогда я стала привыкать к цвету постепенно. Сначала рисовала только черным и белым, а потом добавляла все новые цвета и пробовала более смелые сочетания.

⭐️ Научиться работать с цветовым кругом

Цветовые схемы подскажут, какие цвета гармонично сочетаются друг с другом. Лучше начинать с простых цветовых схем и постепенно переходить к сочетаниям из трех и четырех цветов.Самые безопасные схемы, с которым сложно напортачить: монохромная, аналоговая, контрастная.

Создавая палитру по цветовому кругу вы можете комбинировать несколько цветовых схем между собой. Полученные цвета можно уводить в более светлые или темные оттенки, чтобы получить сложные оттенки. При этом обязательно нужно учитывать площадь каждого цвета, для этого, как правило, и делается заливка скетча пятнами, чтобы понять, насколько данная цветовая гамма отражает общее настроение иллюстрации.

Освоившись с цветовым кругом вы сможете начать создавать более смелые цветовые палитры.

⭐️Почитать о психологии цвета

У каждого цвета есть как позитивное, так и негативное значение. Например, красный может одновременно олицетворять любовь и страсть, и в то же время играть роль запретного цвета и выражать ярость. Поэтому помимо цветовой гармонии иллюстратору важно осознавать, какую роль именно этот цвет будет играть в работе, какое настроение нести. Также в некоторых странах определенные цвета могут иметь разные значения, В Египте, к примеру, желтый означает скорбь, в Японии — храбрость, а в Индии это цвет купцов. Подробнее о значении цветов можно почитать тут.

Если вы хотите погрузиться в теорию цвета еще глубже, то вот в этих книгах вы найдете больше подробной информации:

🔥 Иоганнес Иттен | Искусство цвета (читается непросто, но есть полезные мысли)

🔥 Василий Кандинский | О духовном в искусстве

🔥 Мишель Пастуро | Черный. История цвета

🔥 Виктория Финли | Тайная история красок

🔥 Дерек Джармен | Хрома. Книга о цвете

Желаю вам поскорее подружиться с цветом и начать творить с ещё большим удовольствием 💪🏻🔥❤️

Источник

На художников учат!

cropped d0bfd0bed0b5d0b4d0b8d0bdd0bed0ba d180d18bd186d0b0d180d0b5d0b9 d0b0

Учимся видеть цвет

by Рахман Файзулович

Учимся видеть цвет

73180803 3291865 0Nosik08a1set

Этюд пишется сочетанием красочных пятен, которые кладутся в разброс по всей поверхности холста или бумаги. Постепенно, поверхность заполняется цветом полностью, и всё идёт по новому кругу, когда цвет уточняется и переписывается многократно. По крайней мере, для этюда по сырому (ала прима), это закон, определяемый методом поиска цвета отношениями. Не пытайтесь начинать акварель с верхнего угла и заканчивать нижним.

Метод отношений предполагает, что вначале мы выбираем в натуре для сравнения самые определённые понятные нам по цвету места. Они должны быть близки по светлоте и по цвету. Это облегчит вам поиск тонких различий в пятнах, которое вам и требуется передать в работе.

Стремитесь к тому, чтобы цвет в одном месте этюда не повторялся в другом месте. Если цветовое пятно переднего плана повторится и на дальнем плане, иллюзия глубины пространства нарушится, потому-что с уходом в глубину, цвет в натуре всегда изменяется, а если он не изменился, значит, он расположен где-то рядом.

Учитывайте простую вещь, найти различие в близких по цвету пятнах, расположенных вплотную друг к другу, гораздо легче, чем между пятнами, разбросанными в пространстве натуры.Фон на котором лежит мазок цвета, удивительным образом изменяет наше восприятие этого цвета. Не думайте, что цвет, положенный вами на белую поверхность в начале работы, будет смотреться таким же на полностью записанной поверхности. Вам приходится постоянно вносить коррективы в ранее написанное, уточнять и цвет и его светосилу. В этом и заключается процесс живописи, в отличии от простой раскраски.

В одном красочном пятне стремитесь создать взаимодействие нескольких цветов, сочетание тёплых оттенков с холодными. Вы чувствуете необходимость сделать пятно цвета холоднее? Не обязательно его записывать новым, более холодным, цветом, достаточно внести в имеющееся пятно вкрапления мелких мазков синих тонов. Отойдя на расстояние от работы, а это надо делать как можно чаще, вы заметите оптическое смешение цветов.

Сама методика поиска цвета, последовательность работы над живописью, позволяет с лёгкостью определить этюдный характер полотна. Другое дело, если на основе найденных цветов в этюде вы начинаете работать над самостоятельной композицией. Тогда манера создания красочного слоя, фактура живописи, не поддаётся классификации, это почерк художника, который может видоизменяться в неограниченном диапазоне. Кто-то из художников работает крупными пятнами тона, которые усредняют цвет деталей натуры, кто-то обожает работать мелкими мазками-капельками, у кого-то живопись напоминает мозаику из смальты, у кого-то длинные и тонкие мазки, полные динамики и экспрессии (вспомните Ван Гога). Занимаясь творчеством, вы можете придерживаться послойного письма старых мастеров, можете работать локальными условными цветами, вы творец! Но в процессе овладения академической живописью, вы ученик, который обязан уметь передавать на холсте натуру.

73180804 3291865 1Nosik08a1set

73180805 3291865 2Nosik08a2set

73180806 3291865 3Nosik08a3set

73180807 3291865 4Nosik08a4set

73180808 3291865 5Nosik08a5set

73180810 3291865 6Nosik08a5Vset

Так может выглядеть последовательность работы над учебным этюдом масляными или гуашевыми красками.
Старайтесь оттянуть использование белил, подольше поработайте в тёмной тональности над цветом и рисунком.
На первых порах не стоит увлекаться мелкими пятнами, работайте широкой плоской щетинной кистью, и только на заключительной части переходите на более узкую. Для особо начинающих скажу больше, не пытайтесь сглаживать мазки и не доводите работу до «совершенства», пускай она и покажется вам сырой, вовремя остановитесь.
Старайтесь писать при дневном свете, избегайте искуственное освещение.

Ничего не говорю о кистях, бумаге и холсте на подрамнике. Это легко найти в сети самим.

— в акварельном этюде рисунок намечается в общих чертах кончиком круглой кисти с голубой краской (не закон, а рекомендация).

— если это этюд маслом, то рисунок создаётся в подмалёвке автоматически, когда вы прокладываете общие тоновые пятна.

— в масляной технике (где используется кроющая краска: гуашь, темпера, акрил…), работа начинается с теневых мест жидкой краской без использования белил. Самые освещённые места пишутся в конце работы, как аккорды триумфа, ради которого вы и прудились над тенями и полутонами. Их принято делать самыми пастозными (выпуклыми, грубыми, рельефными) мазками.

— в акварельной технике живопись идёт от самых светлых участков натуры к более и более тёмным. Заметьте, техника по сырому не исключает применение локальных лессировок.

— не путайте этюд по сырому с техникой отмывки, при которой краска наносится послойно, для получения всё более и более тёмного тона. Если вам приходится постоянно вымывать влажной кистью глухие (не прозрачные) участки краски, и вы превратили это в норму, такое письмо называют стиркой белья.

— очень часто опытные акварелисты отбрасывают первый «замученный» исправлениями лист, на котором найден верный цвет, и начинают этюд заново. Второй сеанс, с учётом найденного на предыдущем листе, пишется легко и быстро, сохраняя при этом свежесть и чистоту живописи.

— станковая акварель выработала массу технических приёмов, которые в этюде обычно не применяются. Вспомним; подкладывание под натянутую на стиратор бумагу, мокрой губки или войлока, использование резинового клея для защиты от краски бликов (после высыхания акварели, клей стирается), присыпание акварели крупинками соли и ещё, бог знает чего.

Как просто нам жить с таблицей умножения. Выучили, что дважды два – четыре, и это знание можно сразу же применить на практике. Многие начинающие живописцы думают, что обучение строится из заучивания правил и знакомства с технологией живописи. Да, это важно, но оно бессмысленно, если у вас нет правильной «постановки глаза», развитого чувства тона и цвета. Вновь напоминаю вам об особой роли краткосрочных набросков акварелью с натуры. Без них, как и в рисунке, ни о какой учёбе говорить не приходится.
Только за годы практики под руководством специалиста, у нас в голове образуется зародыш специфического органа, на развитие которого вы потратите годы упорного самостоятельного труда. Но труд окажется бессмысленным, если с помощью педагога вы не заложили правильную основу в процесс обучения, не заложили в мозги тот самый загадочный и неосязаемый для хирургов зародыш творческого роста.

Надеюсь показать технику работы над акварелью, но всяко бывает, поэтому некоторые замечания о ней размещаю сегодня здесь.

Источник

Простой способ развивать чувство цвета

00042 60d5c603bd0b9

В работе художников и фотографов три основных столпа: форма, тон и цвет! И если с формой и тоном все более или менее понятно, то научиться чувствовать цвет не так просто.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2016 09 2020%20175316

Для развития чувства цвета у работников творческих профессий и всех людей, кто много работает с визуальными образами и для кого важно не только уметь отличать цвета, но и компоновать их в гармоничных сочетаниях, можно использовать любимые художественные фильмы. Этот способ активно применяет и рекомендует своим ученикам фотохудожник и преподаватель Ольга Паволга.

Во время просмотра кинокартины, она не только следит за сюжетом, но и наблюдает за работой художников по костюмам и операторской работой. А затем подробно разбирает сочетание цветов в том или ином фильме, пытается понять, почему у зрителя возникает ощущение «красивого» видеоряда.

Кадры из сериала “Темные начала”

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20150520

В большинстве случаев после разбора легко увидеть, какую задачу ставит режиссер художнику по костюмам и реквизиторам.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20150347

А главное, становится понятно, что именно из-за грамотного сочетания цветов и их ограниченного количества визуальный ряд кажется зрителю приятным и гармоничным.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20150410

Посмотрим на кадры еще одного известного художественного фильма “Фантастические твари и места, где они обитают”.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151213

Практически во всех сценах использованы рыжий и синий цвет, как основные цвета.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151134

Даже у людей в толпе вы не увидите других ярких акцентов.

Хотите и вы попробовать развивать у себя чувство цвета?

Взгляните на эти кадры из старого советского фильма “Солярис”, который уже давно стал классическим.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151511

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151425

Какой цветовой сценарий использовал режиссер А. Тарковский?

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151459

Используйте этот метод самостоятельно, когда в следующий раз будете смотреть фильмы на компьютере или планшете: сделайте несколько самых типичных или наоборот самых гармоничных по вашему мнению слайдов с эпизодами кинокартины.

%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2021 04 2021%20151437

А потом попробуйте определить, не только основные области цвета, но и заметить цветные детали, поддерживающие общий цветовой сценарий.

Если вам захочется узнать о цвете еще больше, смотрите запись бесплатной онлайн-трансляции “Фокус цвета” фотохудожника Ольги Паволги или в курсе «Большой цвет».

Источник

Как различать пальцами цвет

240 400

1376796261 2013 08 18 072338

Содержание:

Описание

↑ 3.1. «КОЖНОЕ ЗРЕНИЕ» МОЖНО РАЗВИТЬ У КАЖДОГО

Вслед за объяснением испытуемым завязывались глаза, и они Делали первые попытки «уловить» разницу в окраске предметов. После получения успешных дифференцировок проводились дополнительные закрепляющие упражнения. Способности диффе-ренцировки считались выработанными после того, как испытуемые 7 и более раз из 10 безошибочно узнавали предложенные цвета путем их сравнения. Опыты проводились в течение четырех дней и занимали в общей сложности каждый день по 5 минут для каждой группы.

Результаты опытов показали, что у всех студентов после определенного количества упражнений вырабатывается способность различать красный и желтый цвета бумаги и карандаше кончиками пальцев. Скорость выработки дифференцировок значительной степени оказалась зависимой от особенностей материала. Наибольшие трудности у студентов вызывало определение цвета стекла и пластмассовых палочек, для различения которых потребовалось выполнить в 2 раза больше упражнений чем для узнавания цвета бумаги. Из 150 студентов 41% в течение отведенного для всех испытуемых времени не сумели научиться определять цвета пластмассовых и стеклянных предметов. У этих студентов способность дифференцирования была выработана при проведении дополнительных упражнений.

По результатам первой серии экспериментов Н. И. Судаков делает предположение о том, что в принципе способностью цветоразличения при помощи пальцев путем соответствующих упражнений может овладеть каждый нормальный человек.

↑ 3.2. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ ПО СИЛЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Для выяснения вопроса о том, на основании каких признак испытуемые различают цветовые тона, Н.И.Судаков усложнил методику экспериментов. Дело в том, что в осязательной характеристике цветовых тонов надо было исключить привходящие признаки, обусловленные фактурой материала и структурой краски. С этой целью, по предложению доцента А.С.Новомейского, была смонтирована специальная экспериментальная установка. Она представляла из себя стол с рядом вырезанных в его крышке прямоугольных отверстий (10 см х 6 см), в которые были вставлены матовые стекла. Внизу на специальной рейке монтировались 7 эпидиаскопов, на объективы которых помещались разные цветовые фильтры. На матовые стекла направлялись лучи от эпидиаскопов, эти лучи окрашивались при прохождении через цветофильтры. Между цветными фильтрами и матовыми стеклами ставились тепловые фильтры.

Испытуемый, находясь по одну сторону стола против экспериментатора, ставил сверху на матовые стекла пальцы рук и, двигая ими, определял цвета. Впоследствии испытуемые определяли цвета без перемещения пальцев по матовому стеклу. В этом случае пальцы помещались в поток цветного луча, а цвет определялся путем легкого потирания друг о друга большого и указательного пальцев.

Глаза испытуемых закрывались специальными, светонепроницаемыми, очками. На матовые стекла проецировались красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, зеленый, голубой, белый цвета, а при выключенном эпидиаскопе получался черный цвет. Сначала студенты научались отличать красный Цвет от желтого, затем постепенно для различения вводились и все другие цвета.

Как показали опыты, установка дала возможность получать разные цвета на совершенно однородном материале (матовое стекло), исключалось влияние посторонних признаков, обусловленных фактурой материала.

В этих опытах участвовало 4 студента первого курса. Общая задача перед испытуемыми была следующая: научиться более или менее точно определить 3 цвета (красный, синий и желтый). Каждый из студентов провел около 200 определений трех цветов. Затем в контрольном опыте из 20 предъявлений (причем 10 проб абсолютно и 10 путем сравнения) выяснялось количество правильных определений. В результате получили 60-90% правильных распознаваний при абсолютных пробах, 60-70% при сравнении цветов.

Результаты экспериментов Н.И. Судакова подтвердили выводы А.С.Новомейского о том, что при распознавании цветовых тонов у испытуемых непосредственно не возникают зрительные представления о цвете. Ни один из испытуемых в своих отчетах не сообщил, что у него имели место зрительные представления цвете. Однако у отдельных испытуемых распознавание цветов при помощи кончиков пальцев сопровождается возникновением субъективных образов в форме крестиков, ровных линий, точек и т.д.

Экспериментатор обратил внимание на такой факт, что навыки распознавания цветов при помощи пальцев формируются у обучаемых по-разному. Это проявляется буквально во всем: в количестве упражнений, необходимых для выработки дифференцировок, манере движения пальцев по матовому стеклу, в количестве допустимых ошибок и проч.

33. ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ «ВИДЕТЬ» ПАЛЬЦАМИ

Наряду с опытами, направленными на выработку у студентов навыков различения цветовых тонов при помощи кончиков пальцев, Н.И.Судаков проводил и другие эксперименты. В частности, часть экспериментов была посвящена выяснению того, сумеют ли испытуемые при закрытых глазах определять границы белого и черного цветов, а также контуры геометрических фигур (треугольников, квадратов и др.).

Как только были получены положительные результаты, эти эксперименты стали проводиться со слепыми. В экспериментах вначале приняло участие шесть человек: двое из них родились слепыми, двое испытуемых утратили зрение еще до опытов, и остальные двое были слабовидящие. Когда выяснилось, что все испытуемые справляются с первыми заданиями, то более интенсивные и систематические эксперименты далее проводились главным образом с тремя испытуемыми.

Опыты проводились индивидуально в течение 2,5 месяцев и, как правило, не занимали более 45-50 минут в день. Испытуемые с большим интересом участвовали в опытах и обычно с нетерпением ожидали очередных занятий.

Результаты эксперимента показали, что все испытуемые без исключения научились находить границу соприкосновения белого и черного цветов. У них сравнительно быстро сформировавшись навыки определения вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Все они правильно научились обводить геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг), а также рамки портретов. Трое слепых научились обводить отдельные буквы (Н, И, П, Ш, Г, Л, А), и узнавать их через стекло.

Слепые очень хорошо улавливали переходы в оттенках, безошибочно определяли более светлые и более темные пятна картинках и портретах.

Отсюда следует обратить внимание уважаемых читателей наследующий важный вывод исследователя. Если принять во внимание указанные успехи слепых и то, что опыты с ними проводились лишь только в течение 2,5 месяцев, то нельзя не высказать достаточно оптимистическое предположение о возможности выработки у слепых навыков чтения пальцами крупного плоскопечатного текста. Разумеется, в разработку этих вопросов должен включиться достаточно большой круг исследователей с непременным участием специалистов по обучению слепых.

↑ 3.4. ПРОВЕРКА ТЕПЛОВОЙ И ФОТОРЕЦЕПТОРНОЙ ГИПОТЕЗ «КОЖНОГО ЗРЕНИЯ»

Для проверки тепловой гипотезы Н.И.Судаковым были проведены две серии опытов с 4-мя испытуемыми, у которых были хорошо отработаны навыки определения красного, желтого и синего цветовых тонов.

Первая серия опытов проводилась следующим образом. Прежде всего выяснялось, какой цветовой тон воспринимается испытуемым как наиболее «теплый». Таким цветом оказался красный. Затем устанавливалась тепловая разница между желтым и синим цветами. Затем матовые стекла, на которые проецировались желтый и красный лучи, охлаждались в разной степени, а стекло, на которое проецировался синий луч, подогревалось. Изменение температуры стекол не вызвало каких-либо изменений в определении испытуемыми цветовых тонов, процент ошибок оставался таким же, как в обычных условиях.

Вторая серия опытов с этими же испытуемыми проводилась на улице при температуре минус 13 градусов. Результаты всех этих опытов дали основание полагать, что температурный фактор не имеет решающего значения в распознавании цветовых тонов.

Вторая гипотеза, фоторецепторная, применительно к Розе Кулешовой была сформулирована так: Роза Кулешова делает и только то, что мог бы делать человек, будь у него сетчатка глаза в пальцах. В печати сообщалось, что сотрудники лаборатории зрения Института биофизики нашли в пальцах Розы Кулешовой три типа приемников, таких же по спектральной чувствительности, как и в глазу. Высказывалась мысль, что такие световоспринимающие вещества в клетках кожи имеются у каждого человека.

В целях проверки фоторецепторной гипотезы проводились опыты на распознавание испытуемыми цветовых тонов при pазличных осязательных поведениях: а) свободном движении пальцами по матовому стеклу; б) прикосновении пальцев к стеклу движении их только в одном направлении; в) прижимании пальцев к определенному месту на стекле с возможностью изменения нажима; г) прикосновении пальцами со строгой фиксаций их положения (всякие движения исключались). Наибольшая точность распознавания была при первом условии, а при последнем условии поставленную задачу испытуемые отказывались решать.

На основании своих опытов Н.И.Судаков делает вывод, что сторонники фоторецепторной гипотезы допускают серьезную ошибку, не принимая во внимание роли кинестезических и тактильных ощущений в распознавании людьми цветов при помощи кончиков пальцев. Опыты показали, что осязательные ощущения имеют важное значение в распознавании цветов.

Н.И.Судаков считает, что фоторецепторная гипотеза применима только для случаев распознавания: при непосредственном прикосновении к изучаемому предмету, через прозрачные среды. Однако, по его мнению, распознавание в темноте и через непрозрачные среды не может быть объяснена фоторецепторой гипотезой. Он проводил опыты по различению цветов в темноте и хотел выяснить три вопроса:

1. Возможно ли различение цветов при помощи пальцев в полной темноте?

2. Меняется ли осязательная характеристика цветов в темноте?

3. Меняется ли осязательная характеристика цветов при резких переходах от освещенности к полной темноте?

В опытах на различение цветов в темноте участвовали 4 студентки. Трое из них различали цвета бумаги и ткани. Давались два цвета: красный и желтый. На листы цветной бумаги клали обыкновенное или матовое стекло. Испытуемые определяли цвета двумя способами: путем потирания кончиками пальцев по стеклу, либо путем потирания указательного и большого пальцев в воздухе над стеклом. Четвертая испытуемая определяла в темноте через стенки сосудов (пробирки) цвета жидкостей. Опыты с испытуемыми обычно начинались после 5-7 минутного их пребывания в темноте.

Выяснилось, что в течение первых двух дней испытуемым не удалось более или менее определенно различить цвета. Но в течение последующих дней дифференцировка цветов закрепилась и стала более устойчивой. Интересно отметить, что процент правильных определений цветов в темноте стал приближаться к обычной их норме правильных определений в освещенном помещении. Точность различения двух цветов в темноте составила около 80%.

Итак, был сделан первый вывод о том, что испытуемые могут Различать в темноте цвета при помощи пальцев. Изучение осязательной характеристики цветов в темноте (переменное освещение и затемнение комнаты) показало, что хорошо натренированные испытуемые не замечают какого-либо изменения в характеристике цветов.

Были проведены опыты по сортировке красных и желтых стекол в темноте. Из 120 проб более чем в 70% распознавание было точным.

В опытах на определение цвета лучей через светонепроницаемые среды (пластины стальные, дюралевые, резиновые толщиной 1-1,2 мм) приняло участие 4 испытуемых. Для них определение цвета лучей заметного труда не представляло. Были проведены опыты по распознаванию красной и синей бумаги заключенной в металлические кассеты. Из 646 проб 476 случаев (более 70%) распознавание оказалось правильным.

Окончательный вывод Н.И.Судакова следующий: распознавание цветов осуществляется не за счет деятельности фоторецепторных нервных клеток, чувствительных к свету и цвету, а за счет деятельности какого-то другого механизма.

Данный вывод согласуется с результатами опытов А.С.Новомейского, считающего, что кожно-оптические ощущения вызываются не световыми волнами, а чем-то другим, зависящим от светового облучения, но не являющимся светом.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector