Как научиться слагать стихи

woman 600225 1920 Советы на день

Урок 1 как правильно научиться писать стихи!

Существует такое заблуждение, что главное писать от души, а соблюдение правил и канонов – это не для поэзии. И не разобравшись в ошибочности данного утверждения, овладеть поэтическим мастерством невозможно. Для этого полезно изучить, как поэты пишут стихи. Например, даже в школьной программе упоминается, как писал стихи Пушкин. Каждая рифма, каждый слог были тщательно подобраны и просчитаны. Или же знаменитый Шарль Бодлер, эпатаж и бунтарство которого приводило в ярость сильнейших деятелей государства, в поэзии был строг и дисциплинирован, каждое его слово было отточено, и каждая строфа оставляла в душе читателя глубочайший след. Для того чтобы понять, насколько важно владеть мастерством слова, следует прочитать различные переводы своих любимых произведений. Не стоит читать, для сравнения, нужно просто пронаблюдать, какие эмоции и образы возникают при прочтении одного и того же стихотворения в разных вариантах перевода. В качестве примера рассмотрим два варианта перевода строфы известного стихотворения Эдгара По, «Ворон»:

1. «Ах! Мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный,

Был как призрак – отсвет красный от камина моего.

Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенья

Звали здесь Линор. То имя… шепчут ангелы его,

На земле же – нет его»

2. «В декабре – я помню – было

это полночью унылой.

В очаге под пеплом угли

Груды книг не утоляли

ни на миг моей печали –

Об утраченной Леноре,

той, чье имя навсегда –

В сонме ангелов – Ленора,

той, чье имя навсегда

В этом мире стерлось –

без следа»
Как научиться писать стихи правильно?

Писать от души, это, конечно же, неотъемлемое условие но, к сожалению, не единственное. Существуют определенные законы и правила. И исключения в этих правилах допустимы лишь при условии мастерства автора. Даже неразборчивый читатель почувствует разницу между ошибкой, допущенной случайно, и намеренным изменением общепринятых правил. А как начать правильно писать стихи, не изучив законов построения рифмы и тонкостей литературных приемов? Это просто невозможно.

Еще раз вспомним о том, как писал стихи Александр Сергеевич Пушкин. Его слог, в полной мере соответствовал жестким литературным требованиям, и при этом, виртуозно владея словом, даже нарушая традиционные представления, он соблюдал основополагающие правила. Правила, которые являются результатом многовекового изучения влияния слов на подсознание человека. И поэтому, прежде чем начнется настоящее, душевное творчество, необходимо освоить технику.

Существует простой прием, с помощью которого можно на практике закрепить полученные знания. Для этого следует выбрать простую тему, но непременно вызывающую яркие эмоции. Например, прогулка по берегу моря. Далее, изучая каждое новое правило, следует описывать прогулку у моря с использованием изученного материала. То же самое при изучении системы стихосложения – следует описать прогулку по берегу в каждом изученном размере. Изучая поэтические приемы, также следует закрепить каждый прием, при помощи той же темы. И в завершении будет полезно описать прогулку у моря в разных жанрах и стилях. Это упражнение позволит на собственном опыте осознать, какое влияние на восприятие оказывает метод подачи и изложения. Кроме того, упражнение дает возможность попробовать свои силы в разных направлениях, найти наиболее удачные и интересные для себя приемы.

Кроме всего, новичкам могут быть полезны следующие рекомендации:

Как научиться писать красивые стихи?

Есть лишь один способ, который во все эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.

Источник

Как научиться рифмовать

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

Источник

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Как научиться писать стихи | 12 больших шагов

Научиться писать стихи могут все. Вопрос лишь – зачем им это?

В поэзии не существует жестких правил, норм и инструкций. Но, как и любой вид искусства, поэтическое ремесло требует определенных навыков и знаний. Если вы тоже задаетесь вопросом «Как научиться писать стихи?», наша статья – для вас!

Мы собрали рекомендации для начинающих и дополнили их советами профессионального поэта. Пусть 12 больших шагов, получившиеся в результате, помогут вам войти в мир поэзии, овладеть его основными принципами и понять, нужно ли оно вам. Надеемся, что в результате вам станет проще воплощать в жизнь литературные замыслы, делая это более грамотно и раскованно.

Научиться писать стихи поможет чтение

Если вы хотите научиться писать стихи, начните с их чтения. Чем больше вы будете читать стихов, тем лучше. При этом совсем не обязательно стремиться постичь глубины авторского замысла. Читайте расслабленно, ради удовольствия, перед сном или в свободную минуту. Главное, чтобы строки выдающихся поэтов постоянно окружали и сопровождали вас.

%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA %D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0 “Оттенок ультрамарина” –
читать онлайн на Литрес

Можно пойти дальше и углубиться в поэтический анализ. Препарируйте аллегорию в баснях Крылова. Поразмышляйте над глубинным смыслом монолога Гамлета из одноименной трагедии Шекспира. Разберите символизм в стихотворениях Блока или Брюсова. Сделайте построчный анализ «онегинской строфы».

Слушайте поэзию

Пусть чтение поэзии не сводится к сухому академическому разбору поэтических приемов вроде аллитерации и метонимии. Чтение вслух играет ключевую роль в восприятии стихов, ведь поэзия родилась как форма устного творчества. Прослушайте, к примеру, стихотворение “Ворожея”:

Слушая, как звучит хорошая поэзия, вы откроете для себя ее красоту: чередование ударных и безударных слогов, аллитерацию и ассонанс, внутреннюю рифму, интонационные паузы и многое другое. А если вам представится возможность услышать собственное стихотворение в чьем-то исполнении, обязательно воспользуйтесь этим!

Начните с коротких стихов

Не стоит сразу замахиваться на эпос или приступать к роману в стихах. Начинающим поэтам лучше подумать о том, как научиться писать стихи с простой рифмовкой. Для этих целей вполне подойдет короткое стихотворение, например, хайку или же простое четверостишие с перекрестной рифмой.

Не путайте количество с качеством. Самобытные, идущие от души семь-восемь строк, написанные вольным стихом, гораздо полезнее для творческого развития, чем шаблонная эпопея из пятистопного ямба. Хотя на последнюю, вероятно, уйдет гораздо меньше времени.

Не вязните в первой строфе

Если не получается сразу подобрать именно те слова, которые зададут стихотворению верный тон, не сдавайтесь. Продолжайте писать. Вернетесь к первой строфе, когда будете к ней готовы. Помните, что начальная строка – это лишь один из компонентов всего произведения. Не придавайте ей слишком большого значения. Это очень распространенная ошибка среди желающих научиться писать стихи, но, к счастью, ее легко исправить.

pexels freestocksorg 135129

Пользуйтесь литературными инструментами

Словари рифм и синонимов могут сослужить вам хорошую службу, так что используйте их смело. Возможно, вы удивитесь, но эти литературные инструменты используют даже профессиональные писатели и поэты. Убедитесь, что понимаете истинное значение слов, перед тем как использовать их в своем стихотворении, иначе ваша работа будет похожа на произведение человека, изучающего иностранный язык.

Не все синонимы, перечисленные в словаре, передают нужное значение или смысловой оттенок – их необходимо чувствовать нутром. И помните, что стихи, написанные ради одних рифм – это рифмовки, не имеющие никакой поэтической ценности, а чтобы она появилась, стихотворению необходимо нечто нетривиальное, изысканное и утонченное.

Ищите творческое вдохновение

Желание научиться писать стихи часто упирается в отсутствие вдохновения. Оглянитесь вокруг (как в буквальном, так и в более широком смысле) – и вы наверняка увидите тему, о которой вам захочется написать.

Обратитесь к своим сильным воспоминаниям, эмоциям, волнующим вас проблемам. Отвлекитесь от рутины, сходите на прогулку. Заведите специальную тетрадь или блокнот, куда будете записывать идеи для будущих стихов.

Используйте в стихах средства выразительности

Как и в любой форме литературы, в поэзии для усиления воздействия на читателя используются литературные приемы и средства художественной выразительности.

Развивайте навыки поэтического письма, вставляя в свои стихи метафоры, аллегории, синекдохи, метонимии, символы и другие художественные конструкции. Если вы пишете вольные стихи, сделать это будет легче, чем в строгих формах вроде сонета, имеющих свои правила размера и рифмы.

Расскажите стихотворением историю

Многие идеи, которые обычно высказываются в романе, рассказе или эссе, могут воплотиться и в стихотворении. В стихотворной форме можно рассказать целую историю: в качестве примера вспомните роман в стихах «Евгений Онегин». А знаменитый «Ворон» Эдгара По с его гнетущей, тревожной атмосферой способен поспорить с любым психологическим триллером.

Мы уже отмечали, что браться за написание чего-то масштабного сразу не обязательно. Главное – понять общий принцип: как и во всех литературных формах, коммуникация в поэзии является неотъемлемой частью. Поэтому, если вы хотите научиться писать стихи, которые запоминаются, рассказывайте ими истории, где есть и сюжет, и смысл.

Научитесь выражать важное кратко

Краткость – сестра таланта, и в лирическом стихотворении философские и политические идеи могут быть сформулированы точнее, чем в эссе. Например, Ф. И. Тютчев, считающийся основоположником русской философской лирики, в своих стихах поднимает вечные темы жизни, смерти, начала бытия. Особенно справедливо это для темы патриотизма, где короткое стихотворение порой становится гимном, затмевающим тонны макулатурной пропаганды.

Хорошая поэзия – это точность языка. Поэтому важную философскую идею можно развить в нескольких десятках слов, если они тщательно подобраны. Даже кажущиеся легкими поэтические формы, такие как детские стихи или лимерик, могут передавать важные, смелые идеи. Осталось только найти правильные слова.
pexels suzy hazelwood 1122865

Рисуйте поэтический образ словами

В изобразительном искусстве, например, в живописи, зрители могут непосредственно увидеть на картинах людей, предметы и обстановку. В поэзии (и в художественной литературе в целом) картины тоже создаются, но инструментом художника является слово.

Когда поэт «рисует», это означает, что он использует слова, способные рождать зримые образы в сознании читателя. Для создания убедительных, объемных образов используйте описательную лексику, глаголы действия. Но не забывайте оставлять потенциальному читателю простор для воображения.

Ознакомьтесь с поэзией разных форм и эпох

Каждая форма поэзии имеет свои собственные требования: к схеме рифмовки, количеству строк, размеру, тематике и многим другим компонентам. Этим достигается уникальность каждой из форм. Такие строгие рамки – своего рода поэтический эквивалент грамматических правил в прозе.

Неважно, пишете ли вы только сонеты (стихотворения из двух катренов и двух терцетов с четко определенной внутренней схемой рифмовки) или вольные стихи, где нет правил относительно длины, стихотворного размера или схемы рифмы. Даже если все ваши произведения относятся к одному типу стихотворений, чтобы научиться писать стихи, важно знать, как устроены разные поэтические формы, иначе вы не сможете быть уверенны, что нашли лучшую.

Чтобы понимать, как развивалось поэтическое искусство с течением времени, необходимо ознакомиться со знаковыми произведениями античности, романтизма, поколения битников и других эпох. Не обязательно погружаться в каждую с головой. Общего понимания тенденций развития стихосложения для начала вполне достаточно.

Общайтесь с другими поэтами

Поэты общаются друг с другом, участвуя в совместных чтениях или поэтических мастер-классах. В художественном сообществе авторы часто читают вслух произведения друг друга и свои собственные стихи, дают отзывы о работах коллег. Одной из таких творческих групп является сообщество Вконтакте “Современные стихи и проза”:

Научитесь принимать любую обратную связь благосклонно, даже если ждали другой реации. Используйте эту несхожесть как источник вдохновения. Найдите поэтическую группу, где сможете услышать разную поэзию, обсудить поэтическое ремесло, почерпнуть новые идеи и поучиться у мастеров – все это поможет вам научиться писать стихи не словами, а душой.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector