Как научиться сочинять загадки

woman 3584435 1920 Советы на день

Составление загадок. Учим детей придумывать загадки

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.

Учимся детей сочинять загадки

Содержится в разделах:

Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки» К.Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума. Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать.

Мастер-класс для родителей «Учим детей придумывать и разгадывать загадки» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с ролью загадки, в развитии речи ребенка. Задачи: Привлечь внимание родителей к загадке, как эффективной форме развития связной речи ребенка. Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок. Способствовать.

Составление загадок по моделям Подготовила: Хрулева М.А. Последнее время можно наблюдать ситуации, когда воспитатели, предлагая детям отгадать загадку, начинают зачитывать рифмованный стишок по типу «доскажи словечко». Предлагаю вспомнить, что такое загадка. Загадка – это метафорическое выражение, в котором.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок » Цель: Развитие связной речи в процессе придумывания загадок. Задачи: 1. Обогащать круг представлений у детей; учить детей самостоятельно придумывать загадки; 2.

Статья «Консультация для воспитателей «Методика обучения детей дошкольного. » Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок» Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок. Ход консультации 1. Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста. Загадка– одна.

Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников.

Консультация «Сочиняем загадки вместе с малышом» Веселые сочинялки Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой.

Конспект занятия «Составление описательных загадок с помощью карточек-опор по теме «Цветы» Конспект занятия №1 по теме «Цветы». Цель: развитие связной речи. Задачи: 1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по теме с помощью карточек-опор. 2.Развивать умение детей самостоятельно составлять предложения по картинно-графическим схемам. 3.Закреплять умение.

Источник

Внеурочное занятие «Учимся составлять загадки»

Конспект внеклассного занятия « Учимся составлять загадки»

1. Уточнить представление о загадке как жанре.

2. Выяснить структуру загадки.

3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.

4. Совершенствовать навык чтения.

Актуализация знаний
— Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Давно я вас поджидаею,
Загадочки вам загадаю!

— Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии?

— А зачем вообще нужны загадки?

— Какие загадки известны вам? Загадайте их.

А девизом этого урока будут слова:
«Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!» (на доске)

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому они придумали тайный язык, зашифровывали название животных и растений. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях.

На земле он всех умней, потому и всех сильней. (о людях)

Под соснами и ёлками лежит мешок с иголками.

На гору бегом, а с горы кувырком. (о животных)

Шёл долговяз, в землю увяз.

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки ( о явлениях природы)

-Я загадываю загадки, а вы показываете ответ движениями

1. В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой.
Лапой в улей да в роток –
Любит лакомка медок.

А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют?

Кролем, брассом, на спине

Соревнуюсь на воде,

Не заботится о детках,

Ищет гнёздышки на ветках:

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

hello html m139e1182

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

ДЛЯ ГРУПП – ЛИМОН, КОТЁНОК, ОГУРЕЦ

У меня снова про котенка.

hello html 4fa1defeДЛЯ ГРУПП – СОБАКА, САМОЛЁТ, МОЛНИЯ И ГРОМ

Холодный, но не лёд, электрический, но не стиральная машина, кухонных, но не стол. Гудит, но не пчела,

ПРИДУМАЙТЕ И ЗАГАДАЙТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ ПО ЛЮБОЙ МОДЕЛИ

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Теперь вы можете сами придумывать и загадывать загадки своим друзьям, знакомым и близким!

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

“Секретики” загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои

Screen Shot 2019 08 22 at 2.11.57 PM

%D0%A2%D0%B0%D1%82.%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3.

Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.
Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к книге, чтению, к устному народному творчеству. Загадку называют великой сокровищницей русской мысли, каждая из которых представляет собой логическую задачку.

Почему во многих русских народных сказках в качестве испытаний героям загадывают загадки?

Отгадывая загадки, герой сказки демонстрирует свой ум, смекалку, умение анализировать, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Вспомним русскую народную сказку «Дочь-семилетка», в которой маленькая девочка проявляет остроумие, находчивость и смекалку в сложившейся сложной ситуации, восстановив при этом справедливость.

Screenshot 15

Кроме этого, она и сама загадывает сложные загадки (задания) царю:

На уроках литературного чтения необходимо уделять внимание формированию литературно-художественных умений. Важно научить ребёнка не только разгадывать загадки, но и сочинять собственные.

Как же учить детей составлять загадки?

Это сложное умение, которое развивает умственные и творческие способности ребенка. Поэтому прежде чем учить детей сочинять загадки необходимо провести большую подготовительную работу:

1. научить анализировать готовые загадки;
2. выделять существенные признаки слова-отгадки;
3. обращать внимание на ассоциации, связанные с конкретным предметом, явлением и т.д.;
4. научить чувствовать рифму;
5. уметь подмечать, выделять особенности предмета (объекта), или его назначение для того, чтобы использовать их в загадке;
6. использовать изобразительные средства языка, чаще всего это сравнение и олицетворение.

Приемы работы

Приём «Ассоциации»
Данный приём очень полезный в обучении составлению загадок. Для этого дети хорошо должны понимать, что ассоциации – это связь между представлениями, одно из которых вызывает другое.
Задание: Я вам говорю слово (называю слово-отгадку), а вы быстро называете слова, с которыми ассоциируется данный предмет. Часто названные слова используем в тексте загадки.

Анализ готовых загадок
Важным моментом является анализ уже готовой загадки. Не совсем достаточно отгадать загадку одному – двум ученикам. А остальные? Они не всегда поймут, по каким признакам их ровесник догадался, о каком предмете, явлении идёт речь.

Screenshot 16

Загадки – короткие, но яркие произведения, в которых часто используются изобразительные средства языка сравнение и олицетворение. Они делают загадку выразительнее, помогают её отгадать.
Сравнения могут быть утвердительными. В таких загадках утверждаются, что предмет (объект) действительно похож на какой-то предмет.
Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все мы знать его должны (банан)
А есть ещё и отрицательные сравнения. В таких загадках обязательно содержится отрицание того, что предмет не похож на предмет
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (ветер)

Игра «Рифма»

А ведь чаще всего, загадки – это короткие стихотворения, для их составления необходимо уметь подбирать рифмы. Младшим школьникам объяснить понятие «рифма» можно на примере рассказа Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». После прочтения рассказа или просмотра мультфильма можно предложить детям беседу.

Screenshot 17

Сравнение текстов

Приведу пример работы с обучающимися по составлению загадки о животном.

В этом случае ребёнку нужно знать, как выглядит животное, его особенности внешнего вида и поведения, повадки, образ жизни, отличительные признаки от других животных. Для более полного понимания можно посмотреть видеофильм об этом животном, прочитать в энциклопедии, рассмотреть иллюстрации, сравнить с другими похожими животными.

Screenshot 18

Учитель обращает внимание на то, что этих текстах повторяются некоторые слова. И хотя текст №2 содержит больше информации о животном, в загадку включены ключевые слова, по которым можно безошибочно узнать это животное.

Кроме этого нужно обратить внимание на слова: лесоруб, шуба. Это те слова, которые употреблены в переносном значении.
При составлении загадок об овощах, ягодах, фруктах обычно указывают на цвет, форму, размер, вкус, место произрастания. Поэтому целесообразно сначала сделать описание загадываемого предмета, подобрать сравнения и олицетворения, рифмы.

Только после такой предварительной работы ребенок может приступить сочинять в стихотворной форме.

Screenshot 19

Систематическое использование данных приёмов на уроках, включение в урок обучающих упражнений по составлению загадок, обучение детей речетворчеству – всё это расширяет кругозор детей, знакомит их с окружающим миром, развивает и обогащает речь, оказывает неоценимое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей.

Источник

Занятие «Учимся сочинять загадки»

О. Н. Солнцева,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

Тема занятия: «УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ»

Курс по внеклассному чтению: «Любимые страницы»

«УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ».

Тип: «открытие» нового знания.

• узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию.

• Предметные: учащиеся научатся составлять загадки.

• Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.

• Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

• «загадка», «ритм», «рифма», «сравнение», «метафора»

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

• учебно-методическое пособие по внеклассному чтению “Любимые страницы” для учащихся 1 класса;

• наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь для 1 класса;

• интернетресурсы, интерактивные и мультимедийные пособия, CD

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

I этап. Организационный момент

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

— Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

— Что ещё надо не забыть подготовить к занятию?

• Для тебя звенит звонок –

• Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – играть начнём сейчас.

Ученики аргументируют правила.

II этап. Актуализация знаний

Цель: вспомнить и повторить имеющиеся знания.

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе и раздавался плач по погибшим. Но мудрый юноша по имени Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку.

А загадка была следующей:

«КТО ХОДИТ УТРОМ НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ,

ДНЕМ НА ДВУХ, А ВЕЧЕРОМ НА ТРЕХ?»

— Кто может ее отгадать?

Я это рассказала для того, чтобы напомнить вам о том, что раньше загадка была проверкой мудрости, еще раньше таинственным языком. А сейчас для чего нам загадки? (игра, узнавание чего-то нового)

Источник

Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»

b24b9522bae3a5475200297a8d06d517 Анастасия Сюзева
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что существуют простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

Загадки по этим моделям могут придумывать даже дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4)

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на опорные слова. Пусть наша загадка будет про котенка.

Что бывает таким же?

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Мягкий, но не свитер,

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Что делает?

Кто, что делает так же?

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Модель 3

Здесь нужно выделить на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

На что похоже?

Чем отличается?

Вот что получилось:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Можно в одной загадке объединять две модели.

detsad 1404619 1544069950Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как метод развития речи дошкольников» Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.

detsad 62711 1538056049Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» «Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» «Литература служит представительницей умственной.

Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация ««Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector