Как научиться составлять загадки

ice skates 1082514 1920 Советы на день

Составление загадок. Учим детей придумывать загадки

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.

Учимся детей сочинять загадки

Содержится в разделах:

Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки» К.Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума. Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать.

Мастер-класс для родителей «Учим детей придумывать и разгадывать загадки» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с ролью загадки, в развитии речи ребенка. Задачи: Привлечь внимание родителей к загадке, как эффективной форме развития связной речи ребенка. Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок. Способствовать.

Составление загадок по моделям Подготовила: Хрулева М.А. Последнее время можно наблюдать ситуации, когда воспитатели, предлагая детям отгадать загадку, начинают зачитывать рифмованный стишок по типу «доскажи словечко». Предлагаю вспомнить, что такое загадка. Загадка – это метафорическое выражение, в котором.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок » Цель: Развитие связной речи в процессе придумывания загадок. Задачи: 1. Обогащать круг представлений у детей; учить детей самостоятельно придумывать загадки; 2.

Статья «Консультация для воспитателей «Методика обучения детей дошкольного. » Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок» Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок. Ход консультации 1. Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста. Загадка– одна.

Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников.

Консультация «Сочиняем загадки вместе с малышом» Веселые сочинялки Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой.

Конспект занятия «Составление описательных загадок с помощью карточек-опор по теме «Цветы» Конспект занятия №1 по теме «Цветы». Цель: развитие связной речи. Задачи: 1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по теме с помощью карточек-опор. 2.Развивать умение детей самостоятельно составлять предложения по картинно-графическим схемам. 3.Закреплять умение.

Источник

Мастер-класс «Обучение детей составлению загадок»

42849043c57c92c7e63366f8e07185a8 Ольга Кострубова
Мастер-класс «Обучение детей составлению загадок»

Цель мастер – класса : продемонстрировать технику составления загадок, приемы работы с картинками и мнемотаблицами. На примере конкретного занятия познакомить с этапами составления загадок.

detsad 367164 1446546413

— учить составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок;

— развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;

— развивать сенсорную сферу;

— воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции; умение слушать друг друга.

Развивающая среда: игрушки (кошка, зайчик, тарелки, предметные картинки, мнемотаблицы, сундучок, платок.

Предварительная работа : составление описательных рассказов, д\ и «Какой?», «Подбор эпитетов», «Подбор действий».

Ход занятия.

Воспитатель сообщает о том, что всех пригласила к себе в гости бабушка – Загадушка. Взрослый предлагает закрыть глаза и перенестись в загадочную страну, где живет та самая бабушка.

Гостей встречает грустная бабушка – Загадушка и сообщает о том, что у нее была внучка Маша, которая забыла закрыть сундучок, где хранились загадки. Все загадки исчезли. Загадушка обращается за помощью к детям.

1. Прямое описание характерных особенностей предмета без его названия.

Бабушка вместе с детьми рассматривает игрушку кошку.

— Что можно сказать о кошке? Какая она? (серенькая, мягкая, пушистая)

— Что больше всего любит кошка кушать? (молоко)

— Какую песенку поет?

Дети с бабушкой составляют загадку : «Серенькая, пушистая молочко лакает, песенку поет – мяу, мяу! Кто это?»

Бабушка предлагает повторить загадку возле сундучка и закрывает его. Для того, чтобы новая загадка осталась в сундучке.

Рассматривают зайчика и составляют загадку: «Беленький комочек, длинные ушки, любит морковку. Кто это?»

2. Загадка, составленная по методу противоречий.

После рассматривания глубокой и мелкой тарелки получается новая загадка : «Я бываю разная :

Глубокая и мелкая. А зовут меня …»

3. Загадка, составленная по методу отрицания.

Предлагаются картинки цыпленка, солнца, меха, пуха и составляются фразы: желтый как солнце; пушистый как мех; легкий как пух. Разделив каждую пару выражением «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: «Желтый, но не солнце»

«Пушистый, но не мех»

Новую загадку «Желтый, но не солнце.

Пушистый, но не мех.

Кто это?» прячут тоже в сундучок. По такому методу дети вместе со взрослым составляют загадку о мяче.

Загадка о репке составляют с помощью мнемотаблицы, которую показывает взрослый.

«Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышь».

Бабушка благодарит за помощь и прощается с ребятами.

detsad 367164 1446546483 detsad 367164 1446546537 detsad 367164 1446546594 detsad 367164 1446546659 detsad 367164 1446546732

detsad 65458 1432816082Мастер-класс «Веселое обучение, учимся танцуя» Видео Коррекция развития общей моторикиОдно из подразделений нашего холдинга создано для оказания помощи детям с нарушением зрения. Ежедневно.

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» (Данный мастер-класс.

detsad 114456 1431850602Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

detsad 83328 1429198201Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Мастер класс: Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе конструктивных игр Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С. Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности,.

Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Образовательные области «Речевое развитие»,.

Конспект занятия по составлению загадок «Водный и воздушный транспорт» с опорой на схему в подготовительной группе Цели: Обогащать и систематизировать представления детей о видах транспорта: воздушном, водном. Формировать умение, составлять загадки-описания.

Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине». Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение.

Источник

Технология обучения детей составлению загадок

3e14df6b2c65a0541a33e0151aa52d04 Мария Иванова
Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Алла Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

— Пыхтит, собирает, семенит.

— Пыхтит как кто или что?

— Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

— Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

— Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

— Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

— Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

— Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Источник

Занятие «Учимся сочинять загадки»

О. Н. Солнцева,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

Тема занятия: «УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ»

Курс по внеклассному чтению: «Любимые страницы»

«УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ».

Тип: «открытие» нового знания.

• узнать основные особенности загадок и научиться конструировать загадку с опорой на иллюстрацию.

• Предметные: учащиеся научатся составлять загадки.

• Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.

• Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

• «загадка», «ритм», «рифма», «сравнение», «метафора»

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

• учебно-методическое пособие по внеклассному чтению “Любимые страницы” для учащихся 1 класса;

• наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь для 1 класса;

• интернетресурсы, интерактивные и мультимедийные пособия, CD

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

I этап. Организационный момент

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

— Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

— Что ещё надо не забыть подготовить к занятию?

• Для тебя звенит звонок –

• Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – играть начнём сейчас.

Ученики аргументируют правила.

II этап. Актуализация знаний

Цель: вспомнить и повторить имеющиеся знания.

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе и раздавался плач по погибшим. Но мудрый юноша по имени Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку.

А загадка была следующей:

«КТО ХОДИТ УТРОМ НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ,

ДНЕМ НА ДВУХ, А ВЕЧЕРОМ НА ТРЕХ?»

— Кто может ее отгадать?

Я это рассказала для того, чтобы напомнить вам о том, что раньше загадка была проверкой мудрости, еще раньше таинственным языком. А сейчас для чего нам загадки? (игра, узнавание чего-то нового)

Источник

Конспект занятия для старшей группы «Составление загадок»

Цель: развитие творческого воображения

1)образовательные: формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

2)развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание.

3)воспитательные: воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование: таблицы с изображением модели составления загадок;картинки-фото: медведь, слон, еж; цветные круги для дидактической игры.

Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Ход НОД.

Воспитатель: Дети! Посмотрите, что я держу в руках (воспитатель показывает детям альбом «Загадочный теремок»). Как вы думаете, что это такое?

Дети: Книга, раскраска, альбом.

Воспитатель: Это альбом, а называется он «Теремок загадок». Мы с вами загадок много отгадывали?

Воспитатель: А, хотите сами научиться загадки придумывать?

Воспитатель: Сегодня я буду учить вас придумывать загадки и все загадки, которые вы придумаете и нарисуете, мы будем помещать в наш альбом.

Начнем с нашей разминки.

Игра-приветствие «Наши умные головки».

Наши умные головки.

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Глазки — внимательно смотреть,

Ротик четко говорить.

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Продолжим разминку игрой.

Игра «Назови предметы по цвету».

Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек красного цвета,вы должны назвать предметы красного цвета: кубик, мячик и т. д.

Воспитатель: Дети, вспомните, каких вы знаете лесных животных. Отгадайте загадку об одном их них.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, дети, а как вы догадались, что это медведь?

Дети: Потому что спит всю зиму и хозяин леса.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а давайте мы с вами составим загадку о медведе с помощью вот такой таблицы. (на доску вывешивается таблица или рисуется на доске).

Чтобы нам с вами заполнить данную таблицу, нужно всем вспомнить, как выглядит медведь (на доску вывешивается картинка медведя).

Работа по вопросам.

Воспитатель: Какой медведь по цвету?

Воспитатель: Какой медведь по росту?

Дети: большой, высокий

Воспитатель: Какой медведь по действию?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Дети: маленький ребенок

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Какой медведь? Что бывает таким же?

неуклюжий маленький ребенок

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: коричневый, как шоколад, большой, как гора, неуклюжий, но не маленький ребенок. Молодцы дети, посмотрите, какая у нас хорошая загадка получилась. Послушайте мою следующую загадку.

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Еж)

Воспитатель: Что делает еж?

Дети: Пыхтит, спит зимой, собирает.

Воспитатель: Кто делает также?

Воспитатель: Пыхтит? Кто или что

Воспитатель: Спит зимой? Кто

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Что делает еж? Кто делает также?

Спит зимой медведь

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «Еж с ежатами».

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Еж с ежатами бежит.

(Дети ежата бегут за воспитателем-ежом)

Мы вокруг все оглядим (наклоны вперёд)

На пенёчках посидим (приседания)

А потом все дружно спляшем (кружатся, машут руками поднятыми вверх)

Вот так ручками помашем.

И домой заторопились (бег на месте, выдох)

Составление загадки о слоне по модели № 1.

Воспитатель: Итак наша последняя загадка, которую мы составим будет о слоне

Воспитатель: Какой слон?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Воспитатель: Какой слон ещё?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Воспитатель: Отлично, а какой еще слон?

Воспитатель: А кто бывает таким же?

Загадка: Серый, как мышь; большой как гора; добрый, но не мама.

Воспитатель: А вы можете эту загадку, записать?

Воспитатель: А как же мы составим нашу книгу загадок?

Дети: Варианты детей

Воспитатель: А давайте мы эту загадку нарисуем.

Рисунки вкладываются в «Альбом «Загадочный теремок».

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

detsad 1285835 1591686164Конспект занятия в подготовительной группе «Части тела. Составление пересказа» Задачи : В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо: 1. Закреплять обобщающее понятие «части тела»; 2. Закреплять.

detsad 220704 1572030113Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

detsad 86929 1416837046Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

detsad 220704 1585562842Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector