- 9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе
- Как не обесценивать чувства ребёнка
- Почему каждому страшно быть новеньким
- Как родители могут помочь
- 9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей
- «Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании
- От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
- Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
- Как найти друзей в новом классе?
- Советы
- «У моего ребенка нет друзей, что с ним не так?» Почему переживают родители и как научить дружить
- Что происходит в современном мире?
- «Ваш мальчик совершенно асоциален»
- Как можно научить ребенка дружить?
- Если ребенку сложно заводить друзей: 5 идей
- Ребенок-интроверт: как подружиться в летнем лагере или новой школе?
- Просто скажи «привет»
- Умение слушать
- Как подружиться: 5 советов для инроверта
9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе
Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.
Как не обесценивать чувства ребёнка
В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.
Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.
Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.
В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их
Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.
Почему каждому страшно быть новеньким
Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.
Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?
6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно
Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.
Как родители могут помочь
Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.
Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него
Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.
Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.
После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.
4 причины, почему детям очень полезно хныкать и грустить
Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).
Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.
9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)
«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании
Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.
Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Как найти друзей в новом классе?
Чаще всего по окончании девяти лет обучения, если выпускники проявляют желание продолжить учиться в старших классах, поступают в заново сформированный класс.
Кому-то повезёт учиться дальше с друзьями из начальной и средней школы. А некоторые столкнуться с тем, что практически в одиночку попадут в коллектив, где все по большей общаются группами, основанными на старых знакомствах.
Проблема такой ситуации в том, что, если большинство учеников уже имеет в классе старого друга, с которым как минимум можно посидеть на уроках и позавтракать вместе в столовой, вряд ли будут стремиться познакомиться с теми, кто чувствует себя одиноко.
Советы
1. Проявлять инициативу и не робеть.
Мальчики заметно проще находят общий язык со сверстниками и вливаются в мало знакомые компании. Главное, не стесняться и не робеть. Юноши только рады будут найти себе ещё одного компаньона для подвижных игр на физре и шутливых затей на переменах.
С юными девушками дело обстоит гораздо сложнее. Если в начальной школе достаточно было предложить заполнить анкету для друзей, и вот уже в списке появляется новая подружка, то с возрастом завести дружеские отношения с ровесницами, тем более уже имеющими подруг, гораздо сложнее.
Выгоднее и на самом деле, как не кажется на первый взгляд, легче будет завоевать внимание самой общительной девочки из класса. Ведь подружившись с ней, шансы на сближение с большей частью коллектива увеличиваются.
Вести себя необходимо, конечно, естественно, стараться в нужный момент не упустить возможности удачно пошутить, не бояться первой завести разговор или проявить инициативу.
2. Наладить доверительные отношения.
Не нужно сразу начинать делиться своими секретами, слишком много говорить о себе, ведь мало известно, что могут представлять собой не очень хорошо знакомые люди. Сначала необходимо вступить в доверительные отношения, определить, с кем лучше соблюдать дистанцию, а кому не постесняться предложить сесть вместе на каком-нибудь уроке. Приветствуются разговоры на нейтральные темы или те, что с радостью поддержат остальные. Самое банальное, но подходящее, разговор о школе, жалобы на учителей или на сложность домашнего задания.
3. Предложить сходить куда-нибудь вместе.
Не лишним будет пригласить куда-нибудь нового друга. Например, сходить вместе в кино. После фильма обязательно будет что пообсуждать.
Отношения не становятся по-настоящему дружескими слишком быстро. Для этого обязательно должно пройти достаточно количество времени. Но, чтобы обрести компанию и весело проводить время в школе, нужно лишь показывать всегда свои лучшие стороны, проявлять инициативу, но не становиться при этом навязчивой.
«У моего ребенка нет друзей, что с ним не так?» Почему переживают родители и как научить дружить
Я часто читаю такие вопросы в письмах и слушаю их на встречах с клиентами.
Давайте разбираться, что происходит с нашими детьми?
Сразу на ум приходит сравнение русской и советских сказок из курса фольклора на филологическом факультете: в русской сказке побеждает герой-одиночка (у него, конечно, есть помощники, но ключевое — он один), а в советской сказке — детский коллектив.
Родители, которые задают такие вопросы, выросли в советское, в крайнем случае, в постсоветское время. Вспомните, сколько времени уделялось внеклассной работе. Одни только пионерские и комсомольские мероприятия чего стоили.
Какие-то бесконечные политинформации, на которых выступали дети, пионерские слеты, смотры строя и песни, зарница, школьный КВН, новогодняя дискотека… И все это делалось не взрослыми, а детьми. Да! Еще стенгазеты и конкурс классных уголков.
Детям надо было объединяться, надо было решать совместные задачи (здесь еще вспоминаются соревнования между классами за успеваемость).
Идеей государства было объединить людей в коллективы.
Я не хочу сейчас вдаваться в глубину этой идеи и степень управляемости людьми в коллективе (например, с помощью страха) и про то, что в любом коллективе есть лидеры и те, кого ведут. Но суть ясна: детей учили дружить. Именно учили! Внушали, объясняли идеи «равенства и братства», воспитывали в них сострадание, потребность помогать другому и так далее.
Что происходит в современном мире?
Во дворах дети практически не гуляют. В школу — на машине или в сопровождении взрослого. Из школы забирает бабушка или няня и бегом-бегом на кружки-секции.
После того, как ребенка «дополнительно развили», его везут домой, где кормят и сажают за уроки. Встреча со сверстниками в неформальной обстановке — это в лучшем случае день рождения ребенка (даже не буду начинать тему того, как родители изощряются и превращают обычные семейные торжества в походы в клубы, где их чада отрываются по полной — с аниматорами).
Когда ребенок подрастает, схема остается прежней, но исполнение становится самостоятельным (хотя бывает очень по-разному, конечно).
Ну, а дальше вуз или колледж. И вот здесь, если очень сильно повезет, можно еще успеть обрести друзей. Но должно совпасть много факторов.
Все, что я описываю, я знаю не понаслышке. Мои старшие дети прошли этот путь.
У старшего сына первый друг появился в восьмом классе, и, спустя год общения, его семья эмигрировала из страны (они до сих пор общаются, но в сети). В старшей школе появились и друзья, и дружный класс. Но там была просто невероятная классная руководительница. Еще и я вписалась в эту историю в качестве председателя родительского комитета.
У дочери с друзьями в школе было получше, но ни разу за одиннадцать лет учебы в четырех школах не было дружного класса. Был намек на дружный коллектив в начальной школе, и учитель была лучшая из лучших, но там скорее дружили взрослые, а не дети.
Дочь нашла свою компанию в восьмом классе, вне стен школы. Я практически заставила ее прийти на организационное собрание в школу юного психолога МГУ. Делала это я именно потому, что больше не могла смотреть, как моя яркая и активная дочь чахнет посреди той разрухи, которая творилась в школе (я на родительском собрании услышала выяснение отношений между двумя родительницами по поводу того, что один ребенок порезал другого ножом для резки бумаги). К занятиям в МГУ дочь добавила участие в жизни школьного самоуправления округа. Одним словом, нашла рыба воду почище.
«Ваш мальчик совершенно асоциален»
Младший сын растет совсем иначе. Во-первых, в его жизни есть двор (к счастью, есть безопасный двор у дома). Во-вторых, с пяти лет у него есть футбол. А в-третьих, у нас, родителей, есть возможность забрать его из государственной школы.
Да, детский футбол — это не про дружбу, а про конкуренцию. Да, все зависит от тренера. Но когда стайка мальчишек оказывается один на один с соперником на поле, хочешь не хочешь, они начинают взаимодействовать и слышать друг друга. И пусть на кромке поля стоят родители, которые кричат своим птенчикам: «Убей! Мочи гада!», — когда те идут в атаку на ворота, в которых стоит мой сын.
Дети всегда(!) настолько лучше своих родителей, что они пытаются дружить, несмотря на все усилия взрослых.
А в школе, из которой я забрала сына год назад, классный руководитель, учитель с тридцатилетним стажем, сказала мне на прощание: «Вы приняли правильное решение. Вашему мальчику не надо учиться в моем классе. Он совершенно асоциален. У него проблема с контактом».
Сейчас этот «асоциальный» мальчик — душа компании и один из самых ярких учеников образовательного центра, куда он ходит на занятия (вариант семейного обучения).
Итак, подведем итог сказанного выше: от взрослых зависит, умеют ли дружить дети, которых они воспитывают. Конечно, есть особенности человека, есть люди, которым хорошо в одиночестве, но в большинстве своем человеку нужен человек.
Дружба — это не только совместная игра, это не только совместное времяпрепровождение. Дружба — это умение договариваться, умение слышать и слушать другого, уважать его интересы, это сопереживание и участие в здоровых, конструктивных конфликтах.
Как можно научить ребенка дружить?
И снова я не буду оригинальной: все начинается с семьи!
Как общаются друг с другом члены вашей семьи?
Активное слушание, я-сообщения, уважение к собеседнику, к его потребностям, к его границам.
Когда все это есть в семье, когда ребенок растет в атмосфере здорового взаимодействия между самыми близкими людьми, он напитывается этим и приносит в социум.
Что в семье происходит с эмоциями? Как вы их выражаете? Умеете ли обращаться с ними?
Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект, тогда и в социуме он чувствует себя более уверенным.
Это происходит хотя бы потому, что к таким людям (эмоционально здоровым) тянутся другие люди.
И, конечно, читайте с детьми книги, смотрите фильмы. Во всех детских историях есть сюжеты про дружбу, про приключения друзей. Вспомните «Каникулы Петрова и Васечкина». А «Гостья из будущего»? В начальной школе самое время читать истории Владислава Крапивина (у младшего сына любимая «Трое с площади Карронад»), в средней — «Два капитана» Каверина. Ну, а подростки будут зачитываться Ремарком.
Мы живем в мире, где на смену теплому личному общению приходит не менее теплое общение в сети. Вот только, когда мы дружили лично, нам приходилось разрешать конфликтные ситуации (куда без них?). Теперь есть кнопка «заблокировать». Сокращается количество взаимодействия, неумолимо съедается время, проведенное с друзьями, мы закрываемся в своих скорлупках. А дети растут. Растут и развиваются рядом с нами. И отражают то, что делаем мы. И здесь самое время задать главный вопрос: а что с друзьями у вас?
Если ребенку сложно заводить друзей: 5 идей
Ребенок-интроверт: как подружиться в летнем лагере или новой школе?
Сьюзан Кейн американская писательница, преподаватель, консультантом по переговорам
Как подружиться? Этот вопрос может сильно беспокоить ребенка перед поездкой в детский лагерь, при переходе в новую школу и даже во время поступления в вуз. Детям и подросткам интровертам часто не хватает легкости, с которой знакомятся и завязывают дружбу экстраверты, но у них есть одно коронное преимущество, которым просто надо научиться пользоваться. Какое?
Просто скажи «привет»
Если тебе сложно заводить новых друзей, это не значит, что с тобой что-то не так. Нужно время, чтобы разобраться, кто тебе подходит, кто будет поддерживать и ценить тебя. Хейли из Мичигана была настолько робкой, что даже стеснялась сказать «привет». В четвертом классе она решила, что станет работать над собой и заставлять себя чаще здороваться. Это же всего лишь «привет», сказала себе она; не нужно даже вступать в полноценный разговор.
Но и такое маленькое усилие привело к поразительным результатам. Одной из первых, с кем Хейли «вынужденно» поздоровалась, оказалась новенькая девочка, недавно переехавшая в город. «Я подошла к ней и поздоровалась, мы разговорились, и оказалось, что у нас много общего», — вспоминает Хейли. Девочка была очень благодарна Хейли за то, что та подошла к ней. «Она почувствовала себя лучше, ведь не так много людей подходили к ней и здоровались». С тех пор прошло пять лет, а они все еще дружат и даже стали соседками по комнате, когда начали учиться в школе-интернате.
Когда Дэвис закончил школу, он боялся, что не сможет ни с кем подружиться в колледже. И решил заранее подготовиться. За лето он научился показывать фокусы. «Я решил: если у меня не получится подойти к ним и заговорить, стану показывать фокусы, и тогда все подойдут ко мне сами». Так и вышло: приехав в кампус, Дэвис взял с собой игральные карты и вместо знакомства стал предлагать ребятам вытащить карту. Показывал фокус, и разговор завязывался сам собой. «Так я познакомился со своими лучшими друзьями», — вспоминает он.
Общение вселило в него уверенность, и в конце концов Дэвис решил, что карты ему больше не нужны. К концу первого года обучения в колледже необходимость в них отпала. Теперь, когда ему нужно было с кем-то познакомиться, он просто подходил и называл свое имя.
Умение слушать
Хейли и Дэвис — интроверты, а у многих людей этого типа есть способность, помогающая приобретать друзей, — умение слушать. Это умение можно использовать, когда активное общение дается тяжело.
Ты хотя бы раз оказывался в ситуации, когда нет настроения разговаривать? Со мной такое бывало не раз. Болтовня действует мне на нервы. Возникает ощущение, что кто-то постоянно подгоняет тебя, а ты пытаешься придумать, что бы такого умного сказать. Кроме того, я не люблю говорить о погоде или обсуждать сплетни. И здесь нет ничего плохого, просто мне интересны более серьезные темы. Если мне не хочется оживленно обсуждать что-либо, я начинаю задавать вопросы.
Многие интроверты признаются, что, когда в компании их охватывает желание спрятаться в свою раковину, они преодолевают этот порыв, переводя всеобщее внимание в другое русло. Если мне хочется закрыться от всех в момент, когда от меня ждут оживленных разговоров, я начинаю расспрашивать собеседника о нем самом. Пусть болтают те, кто любит болтать. Их ответы наверняка будут интересными. Окружающим людям есть что рассказать, и слушая их, можно узнать гораздо больше, чем болтая без умолку.
Разумеется, нужно быть осторожным и иногда все-таки вносить свою лепту в беседу, иначе твоим «допрашиваемым» действительно покажется, что они на допросе!
По словам многих журналистов, именно так они нашли свое призвание. Айра Гласс, ведущий популярной радиопередачи и автор подкаста «Американская жизнь», рассказывает, что любит свою работу главным образом за то, что у него есть возможность разговаривать с людьми. Проводя интервью, он умеет расположить к себе собеседника и «вытянуть» из него историю, заставить поделиться сокровенными чувствами и убеждениями.
Гласс говорит меньше, чем его собеседники, но благодаря его умению внимательно слушать, задавать вопросы и дополнять собеседника своими любопытными наблюдениями его передачи никогда не бывают скучными. Способность создать для человека комфортную обстановку, выслушать и дать ему возможность рассказать самые интересные истории о себе и раскрыть сокровенные тайны — одна из многих суперсил интровертов.
Как подружиться: 5 советов для инроверта
Не существует одной-единственной хитрости или уловки, которая поможет найти верного друга. Я описала несколько вариантов развития событий, но главное, чтобы ты был открыт для общения и оставался собой. Твоим лучшим другом может стать новенький ученик в школе — тихоня, что незаметно стоит в уголке, — или самый шумный и популярный парень. Ты, с твоим умением вести задушевные разговоры и готовностью внимательно слушать, можешь стать хорошим другом каждому. Вот еще несколько советов, как познакомиться и завязать отношения.
Будь собой. Не пытайся изображать из себя кого-то другого, желая произвести впечатление. «Не притворяйся экстравертом, чтобы завоевать друзей, — советует девочка-интроверт по имени Рара. — Один верный друг лучше множества случайных знакомых. Даже если иногда тебе придется оставаться в одиночестве, это лучше, чем притворяться».
В то же время старайся общаться с людьми, с которыми ты можешь оставаться собой, — дурачиться, вести себя раскованно, плакать. Только не стесняясь быть собой, ты поймешь, кто настоящий друг, а кто — нет.
Найди группу по интересам. Немного странный совет для интроверта, но на самом деле спортивная команда, клуб, дополнительные занятия или курсы — отличный способ приобрести новых друзей! Особенно если это группа по интересам, где все объединены одним делом. Ты станешь проводить время с людьми, которые интересуются тем же, чем и ты, и при этом не будешь стремиться произвести «крутое» впечатление. «На курсах или в группе, куда ты регулярно ходишь, подружиться с кем-нибудь легко, — говорит Джаред, мальчик из Калифорнии. — Вы постепенно узнаете друг друга, и со временем отношения сложатся сами собой».
Начни с одного человека. Митчелл в течение нескольких лет переезжал с места на место: его отец военный, и семью переводили из одного гарнизона в другой. В результате мальчику пришлось выработать целую стратегию «как заводить друзей». Знаешь, какое у него было правило? Найти одного хорошего друга. Отыскав одного-единственного человека, которому можно доверять, и укрепив с ним дружбу, Митчелл начинал расширять свой круг знакомств и приобретать новых друзей.
За компанию. Тереза признается, что ей очень трудно сходиться с людьми, но когда рядом ее общительная подруга, девочка знакомится с ребятами, к которым иначе никогда бы не подошла. «Для меня лучший способ с кем-то познакомиться — быть вместе с подругами, — говорит она. — Тогда, общаясь с новыми людьми, я чувствую себя комфортнее».
Задавай вопросы. Мы уже знаем, что умение слушать — суперсила интроверта. Используй ее, когда знакомишься с новыми людьми: расспрашивай о них самих, а затем задавай уточняющие вопросы, чтобы человек понял, что ты заинтересован. Во-первых, ты многое узнаешь о нем, а во-вторых, тебе не придется говорить самому, пока собеседник травит свои байки. Ты почувствуешь, когда окружающим захочется узнать кое-что и о тебе, и тогда говорить тебе станет легче.