Как называется клятва мусульманина

girl 1848947 1920 Советы на день

Три вида клятвы и каффарат за нарушение

Виды «й амина » клятвы

Слово «йамин» переводится как «сила», «мощь». Множественная форма «айман». В религиозной практике данное слово используют в следующем значении: «Это клятва, данная с упоминанием имени Аллаха, о совершении или не совершении каких-либо действий, а также, чтобы подкрепить договор двух сторон, или дачи развода, или освобождения невольника.

Например, клятва может быть в такой форме «Валлахи (клянусь Аллахом), я сделал это…». Если сказать «Валлахи, если произойдет то-то…, то пусть он будет считаться вольным», то это клятва, в которой содержится определенное условие.

«Йамин» можно сделать не только при помощи слов «Валлахи», «Билляхи», «Таллахи», но и посредством упоминания таких имен Аллаха, как «Рахман», «Рахим», или божественных сыфатов, как, например: «Иззати иляхия», «Кудрати иляхия».

Нельзя клясться пророками, ангелами или священной Каабой. Непозволительно клясться живыми существами, нельзя клясться жизнью или душой.

Разрешенные вещи считать для себя харамом также является клятвой. Например, если сказать: «Пусть эта пища будет для меня харамом». Чтобы в последующем можно было употреблять эту пищу, нужно выплатить каффарат.

Если кто-то скажет: «Если я сделаю то-то, пусть я стану кафиром» или же «иудеем или христианином», «да не буду рабом Аллаха и последователем Пророка», «да буду я из тех, кто считает, что существует два божества», то нужно обратить внимание на следующее. Если данные фразы были употреблены с намерением клятвы или, чтобы подкрепить сказанное, то это будет считаться клятвой. И стоит только нарушить эти клятвы, как потребуется каффарат. Если эти фразы были употреблены с верой, что действительно станут кафиром, то тем, кто произнес их, нужно раскаяться и сделать «истигфар» (попросить прощения у Аллаха).

Также необходимо заново произнести «шахаду» (слова свидетельства веры, состоящей из слов: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его пророк») и провести обряд бракосочетания со своей супругой. При этом не имеет никакого значения: нарушил клятву или сдержал. То же относится к ситуации, если ругать религию, веру или Коран. В этих случаях также нужно заново произнести «шахаду» и провести обряд бракосочетания со своей супругой.

Далее рассмотрим виды «йамина», произнесенные в виде клятвы.

1. Клятва «гамус»

Эта клятва с заведомо известным ложным смыслом, с намерением подкрепить его. Это может быть сделано в отношении чего-либо, произошедшего в прошедшем или настоящем времени. Например, если кто-то, прекрасно зная, что не заплатил долги, скажет: «Валлахи, я отдал свои долги».

Клятвы «гамус» являются большим грехом, и выплаты только каффарата недостаточно. В этом случае требуется раскаяние и истигфар. И если к тому же эта клятва имеет отношение к другой личности или чужому имуществу, необходимо возместить ущерб или попросить прощения у человека.

2. Клятва «лагв»

Это йамин, который произносят по ошибке, или считая себя правым. Сюда же относится произнесение клятвы с употреблением слова «Вал лахи». Например, если кто-то, хотя он еще не выплатил долги, посчитав, что выплатил, скажет: «Валлахи, я заплатил свой долг», то это также является клятвой «лагв».

За произнесение клятвы такого вида каффарат не требуется, ибо есть надежда, что Аллах простит за это.

3. Клятва «мунакид»

Это клятва, касающаяся тех вещей или действий, которые произойдут или осуществятся в будущем. Например, «Валлахи, я завтра отдам свой долг» или же «Валлахи, я не буду больше разговаривать с тем человеком…».

В случае невыполнения такой клятвы необходимо сделать каффарат. Например, если на следующий день он выплатит долг или заговорит с тем человеком, имя которого упомянул, клятва будет нарушена и выплата каффарата станет обязательной.

В Коране повелевается: «а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной» . (Сура аль-Маида, 5/89)

Если произнесли клятву с целью подкрепить сказанное или убедить собеседника, внушить ему доверие, то есть, в дозволенных, законных делах, то такие слова нельзя бросать на ветер, ибо Аллах повелевает:

«Так соблюдайте же свои вы клятвы!» (Сура аль-Маида, 5/89)

Однако в некоторых случаях выполнение клятвы может нанести вред некоторым людям или нарушить покой общества, или подтолкнуть че ловека, произнесшего клятву, к нехорошим поступкам. В таких случаях лучше всего нарушить клятву и сделать каффарат. Например, если кто-то даст слово, что не будет выплачивать долг или что не будет разговаривать с собственными родителями, то такие клятвы нельзя сдерживать. Нужно выплатить долг, говорить с родителями и затем совершить каффарат, ибо Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) Аллаха, говорил:

«Если ктолибо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». ( Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)

Каффарат за нарушение клятвы

Это каффарат, который выплачивает человек, давший клятву, но в силу различных обстоятельств не сдержавший ее. Каффарат совершает ся следующим образом:

1. Если есть возможности освободить невольника (мусульманина или немусульманина).

2. Утром и вечером накормить десять бедняков.

3. Одеть десять нуждающихся.

4. Если же не хватит выполнить условия по вышеприведенным трем пунктам, три дня подряд соблюдать пост. Если даже пост будет прерван из-за хайда, после очищения необходимо продолжить и закончить обяза тельные дни поста.

Шафииты считают, что для этого вида каффарата непрерывность не является обязательным условием.

В Коране Аллах повелевает сле дующее:

«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы — накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это — иску пление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны». (Сура аль-Маида, 5/89)

Для каффарата за нарушение клятвы достаточно также дать десяти беднякам что-либо в количестве, равном «фитр». Можно также одному бедняку десять дней подряд делать пожертвование «фитр» или кормить его десять дней подряд утром и вечером.

Позволительно также десять дней подряд давать одежду какому-нибудь нуждающемуся человеку. Но если одному бедняку в один день сразу дать десять одежд, это не учиты вается. Будет считаться, что дали одну одежду, ибо если при этом виде каффарата в один день подать бедняку милостыню «фитр» в количестве десяти «фитров», будет считаться, что дали один только «фитр».

Одежда, которую дают бедняку как каффарат за нарушение клятвы, должна полностью или хотя бы наполовину закрывать его тело. Жела тельно, чтобы эти одежды состояли из двух или трех частей. То есть, можно вместо продуктов питания дать одежду, даже если она короткая.

Этот вид каффарата нужно выполнить сразу после нарушения клят вы, ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), говорил:

«Если кто-либо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». ( Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)

Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 611-616

Источник

Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?

Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.

Клятва Аллахом.

Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:

Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)

Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).

. Кораном

Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.

Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».

. предками или Пророком (с.г.в.)

Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).

Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).

Непреднамеренная клятва

Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:

Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)

В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.

Ложная клятва

Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.

Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:

Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)

Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.

Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.

Оставление клятвы

Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).

В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

3 вида клятв в исламе и 3 вида искупления за их нарушение

485050 INNERRESIZED600 700 411

В исламе существуют три вида клятвы: йамин-и лагв, йамин-и гамус и йамин-и мунакида. Рассмотрим их по порядку:

Это когда человек произносит слова клятвы по привычке или будучи уверенным, что говорит правду. Например, когда человек по ошибке думает, что видел другого человека, и говорит: “Валлахи я его видел!”. Или когда произвольно произносит слова клятвы не собираясь на самом деле клясться.

В таких случаях за произнесение клятвы искупления (кафарат) не требуется. Так как в Священном Коране сказано:

“Аллах не взыщет с вас за пустословие в ваших клятвах, но взыщет за намеренные клятвы” (сура “Аль-Маида”, аят 89).

Однако человек должен стараться как можно реже использовать выражение “Валлахи” и не клясться впустую именем Аллаха.

Это когда человек клянется, чтобы подкрепить заведомую ложь. Например, если кто-то, прекрасно зная, что не вернул долг, скажет: “Валлахи, я отдал свой долг!”, это будет относиться к йамин-и гамус.

Йамин-и гамус является большим грехом (Бухари, Айман 16; Муслим, Иман, 220).

Согласно шафиитскому мазхабу при йамин-и гамус необходима выплата искупления (кафарата), а по ханафитскому мазхабу искупления не требуются. Однако оба мазхаба едины в том, что произнесший такую клятву человек обязательно должен раскаяться и сделать истигъфар. А если эта клятва связана с другим человеком или его имуществом, то нужно попросить прощения, либо возместить ущерб.

Этот вид клятвы относится к вещам или действиям, которые необходимо сделать в будущем. Например, когда человек дает слово, что отдаст долг, и говорит: “Валлахи, я завтра отдам свой долг”.

Всевышний велит нам выполнять данные клятвы. Если человек не выполняет данную им клятву, то необходимо совершить искупление. В Священном Коране об этом сказано:

“Для искупления этого необходимо накормить десятерых бедняков лучшим из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней.

Иногда выполнение клятвы может нанести вред другим людям, нарушить спокойствие общества или подтолкнуть человека к плохим поступкам. В таких случаях нужно нарушить клятву и совершить искупление. Например, если кто-то дал слово, что не будет выплачивать долг. В этом случае необходимо нарушить слово, выплатить долг и совершить искупление. Потому что посланник Аллаха (мир ему) сказал:

“Если кто-то даст клятву о чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть нарушит клятву и совершит искупление (кафарат)” (Бухари, Айман, 1; Муслим, Айман, 15,16).

Источник

3 вида клятв и искупление за их нарушение

330234 INNERRESIZED600 600 160293 INNERRESIZED600 600 1

Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.

Однако иногда, в очень важных и тонких вопросах возникает необходимость принести клятву. В этом случае клятва служит подкреплением честности наших слов. Что же касается привычки клясться по любому поводу, то это является макрухом.

Существует три вида клятв

Эти клятвы именуются термином «лягв», упоминаемом в Коране. За эти клятвы на человека не возлагается какой-либо ответственности. Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах – Прощающий, Выдержанный» (аль-Бакара 2/225).

Непреднамеренная клятва, произнесенная непроизвольно не может считаться полноценной клятвой. Так как эта клятва делается не для того, чтобы подтвердить правильность чего-либо. Эта клятва состоит из слов, случайно слетевших с языка. Искуплением за такие клятвы, является избегание их впредь.

На языке фикха этот вид клятв именуется термином «гамус», например, когда кто-то говорит: «Клянусь Аллахом, я сделал такое-то дело» или «Клянусь Аллахом, я не видел того человека». Доказательством того, что этот вид является действительными клятвами, с точки зрения шариата, является следующий аят: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили» (ат-Тауба 9/74).

На языке фикха этот вид клятв именуется «мунакит». Например, такие слова: «Клянусь Аллахом я сделаю такое-то дело» или «Клянусь Аллахом я никогда не войду туда». Так же примером этому виду клятв могут служить следующие слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Аллахом, я буду воевать с Курайшитами» (Абу Давуд, 3285).

Как мы уже сказали, непреднамеренные клятвы не требуют искупления.

Что же касается двух других видов, то любая ложная клятва, касающаяся прошлого или будущего, требуют искупления, которое является приказом Аллаха и фардом.

Искупая ложную клятву необходимо накормить или одеть десять бедняков.

Человек волен выбрать любой из этих видов искупления. Если же человек не в состоянии выполнить ничего из этого, то за каждую нарушенную или ложную клятву следует соблюдать трехдневный пост.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями, сделав репост!

Источник

В каких случаях верующий может обещать что-то Аллаху

Назр – это данная Всевышнему клятва или обещание человека выполнить то или иное благое деяние, которое не считается фардом (обязательным) для него.

Существует несколько разновидностей назра. Например, у верующего произошло какое-нибудь радостное событие в жизни, и в знак благодарности Господу миров за это он берёт на себя обязанность соблюдать желательный пост или раздать садака. Мусульманин может принять обед и в ситуации, когда у него наступили трудные времена. Например, постигли финансовые проблемы, и он даёт обещание читать дополнительные намазы либо выучить несколько сур наизусть в случае, если Милостивый и Милосердный избавит его от этих тягот.

В Священном Коране сказано:

Пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты (22:29)

Из этого аята следует, что если верующий дал клятву, то он обязан её претворить в жизнь. Однако здесь существуют и некоторые исключения.

Во-первых, верующий не должен исполнять назр, если он пообещал сделать что-то запрещённое Шариатом. Например, в порыве гнева человек может пригрозить перестать поститься или совершать намазы. А когда уже он чуточку остынет, то к нему придёт осознание, что его обет противоречит исламским ценностям, а значит выполнять его не нужно. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому поводу говорил: «Тот, кто пообещал Всевышнему поклоняться – пусть делает это, а кто пообещал ослушаться – пусть не делает этого» (Бухари).

Во-вторых, человеку не следует выполнять обет, если его соблюдение наносит вред другим. Особенно часто это встречается, когда верующий берёт на себя непосильное бремя. Однажды Пророк (с.г.в.) увидел измученного старика, который шёл вместе со своими сыновьями. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поинтересовался у них, что со стариком. На что они рассказали, что их отец принёс клятву идти пешком. Услышав это, Мухаммад (с.г.в.) воскликнул: «Аллаху не нужно самоистязание людей!» После чего он повелел старику сесть на животное (Бухари).

Условия действительности назра

Что делать в случае нарушения назра?

Ответ на этот вопрос содержится в суре «Трапеза»:

Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву (5:89)

Из данного аята следует, что мусульманину, нарушившему обещание, которое он адресовал своему Создателю, нужно накормить десятерых нуждающихся или подарить им одежду (освобождение рабов в современных реалиях неактуально). Это условие правоверный должен соблюсти, если у него есть средства для этого. Если же он не в состоянии кормить бедняков, то нужно поститься 3 дня.

Относительно того, чем и в каком объёме надлежит насытить бедняков, есть разные мнения. Согласно одному из них, речь идёт о таком объёме пищи, который человек и члены его семьи в среднем съедают на обед, другие же считают, что на обед и ужин. Согласно ханафитскому мазхабу, в данном случае дозволено также перевести деньги на счёт нуждающихся.

Не всегда верующие могут найти десяток бедняков, поэтому встаёт вопрос о том, дозволено ли вместо них накормить одного, но в течение декады. Согласно шафиитскому мазхабу, мусульманин обязан накормить именно десять человек. По мнению ханафитов, допустимо кормить и одного нуждающегося, но на протяжении 10 дней.

Если же нарушивший назр сам является нуждающимся, то в таком случае он обязан поститься на протяжении трёх дней. Относительно того, как именно нужно соблюдать пост, среди мазхабов так же есть разночтения. Согласно мазхабам Абу Ханифы и Ханбала, нужно держать уразу все эти дни подряд, и если в один из них пост будет прерван, то нужно заново поститься 3 дня. По мнению шафиитов и маликитов, верующему не обязательно держать пост 3 дня кряду, но особо затягивать с этим тоже не стоит. В данном случае можно прибегнуть к посту Пророка Дауда (Давида, а.с.) – т.е. через день.

А Аллаху известно лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector