- Что такое полиандрия и где она разрешена
- Зачем полиандрия женщинам?
- Основные виды полиандрии
- Полиандрия в древнем мире
- Полиандрия и современность
- Есть ли многомужество в России?
- Когда один муж и много жен-это гарем! А когда много мужей и одна жена-это как называется?
- У каких народов в семье одна жена и несколько мужей, и почему это происходит
- Одна жена для всех братьев — Тибет
- Совместное отцовство на острове Тробриан
- «Товарищество по жене» у чукчей
- Как обзаводятся мужьями в Нигерии
- 4 страны, где женщины могут иметь несколько мужей
- Тибет
- Непал
- Меланезия
- Нигерия
- Многомужество в Тибете: братская полиандрия сегодня
- Об истоках братского многомужества в Тибете
- Как жили и живут семьи с несколькими мужьями и одной женой
- Что толкает женщину к многомужеству в Тибете: закон или традиция?
Что такое полиандрия и где она разрешена
Полиандрия как форма брака, основные виды. История многомужества, современные реалии. Существует ли полиандрия в России и как проявляется?
Полиандрия — это разновидность группового брака, когда одна женщина имеет несколько мужей. Известна с древнего времени, в настоящем сохранилась у некоторых отсталых в своем социально-экономическом развитии народов.
Зачем полиандрия женщинам?
Полиандрия — это форма брака, когда женщина живет с несколькими мужчинами. Такой союз характерен не только для людей. В животном мире «страдают» многомужеством некоторые виды рыб, птиц и насекомых. Например, некоторые донные рыбы откладывают икру в гнезда сразу нескольких самцов, чтобы они оплодотворили ее своими молоками.
Человек вышел из животного мира. Первобытные люди были беззащитными перед природой, нередко мужчины гибли на охоте или в стычках с враждебным племенем. Не все из них успевали «застраховать» себя в детях.
Плохие условия жизни принуждали женщин жить в полиандрия-браке. Одного мужчины явно не хватало, чтобы досыта есть и продлевать жизнь своего рода. В это время женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага и постоянно рожала от своих многочисленных мужей-родственников. Кровнородственная семья являлась основой рода-племени в эпоху матриархата.
На смену полиандрии-многомужеству пришло многоженство, когда уже муж имел несколько жен. Так что полиандрия и полигиния — это разновидности группового брака, последовательно сменяющие друг друга по мере «взросления» человеческого общества — от первобытного стада до цивилизации.
Основные виды полиандрии
На фото полиандрия в Тибете
Полиандрия в мире как форма семейных отношений была во многих странах. Правда, не получила там широкого распространения. Показательными в этом плане являются горные регионы Центральной Азии и острова Океании, где многомужество приобрело свои специфические черты.
Рассмотрим формы полиандрии подробнее:
Полиандрия в древнем мире
В каких странах полиандрия была распространена в древнем мире? Прежде всего, назовем цивилизацию шумеров. В городе Лагаш еще в XXIV веке до н.э. появился закон, запрещавший многомужество. Женщин, проигнорировавших его, забивали насмерть камнями.
В древней Мидии многомужество практиковалось на законных основаниях. Так же было у арабов до принятия ислама и некоторых народов Европы. Древнегреческий историк Полибий (II век до н.э.) считал страной, где распространена полиандрия, воинственную Спарту.
В Афинах прообразом семьи-полиандрии можно назвать сообщество гетер — высокообразованных женщин, развлекавших мужчин умной беседой, песнями и танцами. Правитель Афин Перикл женился на гетере Аспазии. Нередко эти «развратницы» имели в своих «закромах» сразу нескольких мужчин. Таис Афинская была женой фараона Птолемея I Сотера и любовницей Александра Македонского.
Юлий Цезарь много лет жил в завоеванной Британии и хорошо знал нравы бриттов. Он писал, что у них в обычае было многомужество, когда женщина жила с братьями из одной семьи. Иногда жила она с отцом и сыном.
В Риме женщины изнывали по многомужеству, однажды толпа знатных римлянок штурмовала Сенат, просила сенаторов снизойти до их «жалкого» женского положения. Муж на войне, а так хочется, чтобы был рядом. Соломенные вдовы просили принять закон о двух мужьях. На одной из древних могил Перуджи надпись гласит, что покойная счастливо жила в браке с двумя мужчинами.
Какие еще народы практиковали многомужество? Можно также назвать немногочисленные народы Чукотки и Северной Америки. Суровые природные условия заставляли женщин иметь по несколько мужей. Чтобы не выродилось племя, нужно было рожать.
Многомужество еще лет сто назад было разрешено на Маркизских островах и в Южной Аравии. Свободные нравы аравийских племен давали большие права женщинам. Бедуинка «содержала» 2-3 мужей-братьев (фратернальная полиандрия), и это не считалось зазорным. Мужчины совместно участвовали в воспитании ребенка.
Полиандрия и современность
На фото многомужество в Непале
В настоящее время полиандрия в мире широко не распространена. Стран, в которых разрешено многомужество, не так уж много. Это небольшие государства Центральной Азии, некоторые острова Тихого океана. Тут многомужество разрешено законом. Отдельно следует назвать Индию, Кению в Африке и отсталые племена в амазонских джунглях.
Страны с полиандрией, где официально разрешено женщинам иметь несколько мужей, это:
Есть ли многомужество в России?
Многомужество в России запрещено законом. Семейный кодекс (СК РФ) оговаривает только моногамный брак, когда только Он и Она официально вступают в брачный союз, чтобы создать семью. Это налагает на каждого из них оговоренные законом обязанности.
Так что полиандрия в России — это нонсенс! Страна православная, а христианство всегда осуждало все формы группового брака, считая его бесовщиной. Апостол Павел в «Послании к римлянам» сказал о женщинах, что «если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею». Таких осуждали, их стыдились.
Не стоит забывать, что многомужество — пережиток древнего времени, когда человек зависел от природы. В современном мире это удел лишь небольших азиатских стран, расположенных высоко в Гималаях, где и сегодня человеку сложно выжить в суровых природных условиях. Это же верно для отсталых племен Океании и Амазонии, живущих даже в наши дни в дикости и невежестве.
Россия к категории таких отсталых стран не относится. До принятия христианства на Руси существовали языческие празднества и обряды, например, русалии, сопровождавшиеся половой вакханалией. Когда парни и девушки совокуплялись без оглядки на какие-либо приличия. Девица за одну ночь на Ивана Купала могла «насладиться» несколькими парнями.
С принятием христианства сексуальная распущенность на Руси стала осуждать Церковь. Однако «сексуальные» пережитки еще не один век гуляли по российским просторам. Пока не приняли вполне достойную форму целомудренного моногамного брака, за который горой стояла церковная Русь.
В наши дни даже такие экзотические народы российского Севера и Дальнего Востока, как чукчи и нанайцы, у которых многомужество поощрялось, давно забыли о полиандрии и живут цивилизованной моногамной семьей.
Хотя кое-кто в России считает, что многомужество имеет место быть. И в доказательство приводят пример, что женщина развелась с мужем, получает алименты на ребенка, а живет с другим. По сути, она «эксплуатирует сразу двух мужчин. Это и есть «реальное многомужество».
Что тут сказать? Кто так считает, видимо, сам алиментщик, это уязвляет его самолюбие, мол, даю ей деньги, а она живет с другим. Его беспокоит не сын, а отношения своей бывшей с новым мужем. Типичная логика эгоиста и неудачника.
Что такое полиандрия — смотрите на видео:
Полиандрия — это пережиток древнего времени, когда жизнь человека во многом зависела от среды обитания, а смертность среди мужчин была большая. Чтобы род-племя сумело выжить — продолжить себя в потомках, женщины вынуждены были иметь нескольких мужей. В настоящее время в цивилизованных странах преобладает моногамная семья. Если чересчур раскрепощённой даме, к тому же страдающей избытком сексуальной энергии, нравятся отношения сразу с двумя — ради бога! Лишь бы ее мужчины не перессорились на этой почве!
Когда один муж и много жен-это гарем! А когда много мужей и одна жена-это как называется?
В изданном в 1980 году «Этнографическом атласе» (англ. Ethnographic Atlas) было опубликовано исследование любовных отношений в 1231 человеческом обществе. В 186 из них была принята только моногамия, в 453 изредка встречалась полигиния, в 588 полигиния была более частым явлением, в 28 обществах (проживающих только в Гималаях) частым явлением была полиандрия, в четырёх обществах полиандрия встречалась изредка. Позднейшие исследования обнаружили практику полиандрии ещё в 50 обществах [3][4].
Фратернальная полиандрия, при которой двое или несколько родных братьев состоят в браке с одной женщиной, традиционно принята у тибетцев в Непале, Китае и северной Индии. [5] Она может быть связана с так называемым «множественным отцовством» — бытующими в некоторых племенах и народах представлениями о том, что у ребёнка может быть несколько отцов. [4]
Полагают, что полиандрия более характерна для сообществ, испытывающих недостаток природных ресурсов. Нехватка ресурсов вынуждает ограничивать рождаемость и увеличивает значимость выживания каждого ребёнка. [5][6] Причём в тех обществах эта редкая форма брака распространена не только среди крестьян, но и среди знати. [7] Например, в Тибете — дефицит пригодной для сельского хозяйства земли, и женитьба всех братьев на одной женщине позволяет избежать раздробления принадлежащего семье мужей земельного участка. Если бы у каждого из братьев была своя жена и свои дети — землю пришлось бы разделить между новыми семьями, и в результате могли образоваться слишком маленькие участки, не способные их прокормить. По этой причине полиандрия принята даже у богатых землевладельцев. В отличие от них, очень бедные, вообще не имеющие собственной земли, жители буддистских Ладакха и Занскара значительно реже вступают в полиандрические браки. [5] В средневековой Европе для предотвращения дробления земель при переходе по наследству было установлено правило майората, по которому всё имение отца наследовал только старший сын, а младшие зачастую шли в монахи [8].
У каких народов в семье одна жена и несколько мужей, и почему это происходит
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна жена для всех братьев — Тибет
Полиандрия долгое время была наиболее популярной формой семейного уклада в Тибете. И сегодня, по данным статьи М.К. Гольдштейна «Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете», более 15 % замужних женщин имеют 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность. Одна женщина не родит слишком много детей, а несколько сильных работников в хозяйстве — это гарантия, что дети будут сыты и одеты.
Фратернальная (братская) полиандрия — это вынужденное решение для бедных семей, в которых не желают раздела имущества между братьями. Не приходится платить за каждую невесту для каждого, одна жена — это существенная экономия средств. Отцовство в таких семьях официально числится за старшим братом.
Женщина в такой семье не является главой, даже на равенство рассчитывать не приходится. Лидерство также принадлежит старшему брату. И работать приходится очень много, ведь следует кормить всех членов семьи, поддерживать порядок в доме, ежедневно ухаживать за скотом, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Это способствует преждевременному старению женщин.
Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. И если один из них длительное время остается без внимания жены, то тибетская традиция характеризует такую ситуацию как его личную проблему. Мужчине следует приложить все усилия, чтобы заслужить расположение жены. Если его попытки были безуспешными, к невестке с просьбой поспособствовать налаживанию сексуальных отношений обращалась свекровь.
Если мужчина оставался невостребованным длительное время, он должен был покинуть семью, отправиться в монастырь или на службу в другое хозяйство.
Совместное отцовство на острове Тробриан
В Северо-Западной Меланезии женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Семьи туземцев устроены по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, а заботятся о них в большей степени дяди (братья матери), чем биологические отцы.
Мужья в знак благодарности за любовь женщины проявляют к малышам расположение и всяческое участие: носят на руках с младенчества, ласково общаются, помогают познавать мир, играют. Это скорее доброжелательный друг, чем воспитатель. Впрочем, дети и не наследуют отцовское имущество, оно переходит к его племянникам. Побыв некоторое время в обществе своих детишек, мужчина должен был приступить к своим прямым обязанностям — работать на благо рода, в том числе собственных сестер и их потомства. И вот по отношению к своим племянникам островитяне демонстрируют строгость: требуют дисциплины, внимательности во время обучения ремеслам и охоте.
Такой семейный уклад основан на убеждении, что зачатие ребенка в большей степени процесс сакральный, но не результат физиологического взаимодействия мужчины и женщины. Английский антрополог Б. Малиновский объясняет верования представителей Меланезии так: дети — это маленькие духи, которые появляются в теле женщины при содействии духа ее кровной родственницы (как правило, бабушки или матери).
«Товарищество по жене» у чукчей
У северных народов применялись разные способы устройства семьи — и полиандрия, и полигиния. Полигамные браки позволяли улучшить материальное благосостояние семьи — мужья или жены добросовестнее ухаживали за скотом, чем наемные рабочие, что способствовало росту численности поголовья, а значит и приумножению богатства.
Одной из удивительных семейных традиций у чукчей является «переменный брак». Мужья могли обмениваться женами на любой срок, такие связи имели постоянный характер. Во взаимоотношениях не запрещалось участвовать холостым или овдовевшим мужчинам. Чем больше у главы семейства было «товарищей по жене», тем он считался более влиятельным и уважаемым.
Цель обмена — вовсе не яркие сексуальные впечатления, а укрепление социальных связей в сообществе. «Товарищи» по жене считались родственниками первого порядка. Они должны были поддерживать друг друга, заботиться о потомстве каждого участника группового брака. Все дети «товарищей» считались родными или двоюродными братьями и сестрами.
Более того, все мужчины из такой семейной ячейки обозначались как «группа сердца», что означало необходимость осуществлять кровную месть в случае, если кому-то из них посторонние причиняли вред. Обычай кровной мести охватывал лишь самых близких родственников у народов Чукотки.
Российский этнограф В. Богораз отмечает, что пренебрегающие традицией обмена женами обрекают себя на незавидную участь. У них нет товарищей, им не приходится рассчитывать на помощь доброжелателей и покровителей в случае беды.
Как обзаводятся мужьями в Нигерии
Полиандрия в племенах Нигерии и Камеруна имела форму вторичного брака. Женщина выходила замуж за своего возлюбленного, рожала детей, заботилась о домочадцах — все как в обычной семье. А когда истекал послебрачный период, она могла выйти замуж за другого мужчину. При этом жечь мосты было вовсе не обязательно — каждый брак считался пожизненным. Вместе с новым мужем африканка обретала и новый дом. Женщина могла отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент. Дети всегда оставались с отцом, с ними приходилось разлучаться для вступления в новые отношения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
4 страны, где женщины могут иметь несколько мужей
Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Но вместе с тем, есть страны, где до сих пор практикуется и первое, и второе. Давай узнаем, где женщины имеют несколько мужей и чего им это стоит.
Интересно: многомужество совсем не означает, что женщина главная в семье. Раньше это было необходимо как способ выживания в слаборазвитых племенах. В странах, где сейчас женщина имеет несколько мужей, мало что изменилось.
Тибет
В Тибете издревле у одной женщины было несколько мужей, так как представительниц прекрасного пола было мало, и их не хватало по одной на каждого мужчину. Для продолжения рода активно практиковалось многомужество. Сейчас статистика гласит, что в Тибете более 15 % замужних женщин имеют по 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Сегодня это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность, а сильные работники всегда пригодятся в хозяйстве и дадут гарантию, что деты будут сыты.
Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. Если же она долгое время игнорирует кого-то из мужчин, то это считается его личной проблемой. Ему следует приложить все усилия, чтобы снова заслужить расположение жены. Если же все попытки оказываются провальными, то в переговоры с невесткой вступает свекровь.
Непал
Дети здесь общие, поэтому все имущество – движимое и недвижимое – переходит от одного брата к другому на протяжении веков, оставаясь в семье.
Меланезия
Здесь все наследство рода переходит к племянникам Отцы же, в свою очередь, могут некоторое время проявлять чувство заботы и любви к своим чадам, но потом снова обязаны идти работать на благо своего рода.
Нигерия
В Нигерии женщины всегда имели право имеет несколько мужей, руководствуясь законом вторичного брака. Так, женщина выходила замуж за своего одного, рожала ему детей, заботилась о домочадцах.
Послебрачного периода она могла снова выйти замуж, уже за другого мужчину. При этом не нужно было жечь мосты – каждый из браков оставался действительным, и женщина могла в любой момент отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент.
Что касается детей, то они всегда оставались с отцом. Поэтому если женщина хотела пожить с другим партнером, то ей приходилось на некоторое время прощаться с детьми от предыдущего брака.
Интересно: кроме перечисленных стран в наше время многомужество также встречается в Шри-Ланке, во многих горных районах на юге Индии (в местах распространения ортодоксального буддизма), в Южной Америке среди некоторых индейских племен, у алеутов и эскимосов.
Многомужество в Тибете: братская полиандрия сегодня
П рактика многомужества или полиандрии медленно умирает из-за неуместности её существования в современном мире. Однако некое меньшинство населения все еще придерживается её из-за локальных социально-экономических условий проживания и традиционного уклада жизни. Тибет, как часть Китая, относится к тем регионам нашей планеты, где многомужество разрешено.
Об истоках братского многомужества в Тибете
Говоря о том, в какой стране разрешено многомужество, можно ответить что Китай — это одна из таких стран. Но при этом нужно понимать, что речь идёт исключительно о Тибете.
Тибет стал считаться территориями Китайской народной республики входе военной экспансии в 1950 году XX века. В результате сегодня Тибет административно представлен в составе Китая в виде Тибетского автономного района, а так же самостоятельных территориальных образований в составе отдельных провинций Китая. Таких провинции четыре: Цинхай, Юньнань, Ганьсу, а так же Сычуань
Однако тибетцы, шерпы, ладакхи, мустанги и другие гималайские народы в отдаленных районах Тибета по-прежнему практикуют многомужество, при котором женщина может иметь двух или более мужей. И как называется многомужество по-другому?
Полиандрия — является одной из форм полигамии, в котором женщина имеет на законных основаниях двух, трёх и более официальных супругов. Полиандрия это противоположность такого явления как полигиния, в котором один мужчина имеет в двух или более жён.
В целом когда семья состоит из нескольких супругов различного пола, то такой брак также называется совместным или групповым.
Жители западного общества могут считать появление такой практики тибетцев экзотической и странной. Однако но им не нужно было выживать в суровых условиях, обусловленных большой высотой, дефицитом продовольствия и минимумом средств к существованию.
Как жили и живут семьи с несколькими мужьями и одной женой
В большинстве подобных семей Тибета мужья являются братьями. Такой союз называют братской или адельфийской полиандрией. Иногда дети не знают точно, кто их настоящие отцы.
Адельфийская полиандрия в семейных отношения тибетцев
Тибетские женщины традиционно, но конечно не всегда, жили с одним братом в один промежуток времени, в то время как другие мужья занимались делами семьи вне дома. Это могли быть «ратные дела», связанные с защитой территории, выпас животных на дальних плодородных угодьях, торговые дела семьи или временное посещение монастыря.
Мелвин Гольдштейн писал: «Братская полиандрия» — одна из самых редких в мире форм брака, но она не редкость в тибетском обществе, где практикуется с незапамятных времен. Для многих тибетских социальных слоев она традиционно представляла собой идеальную форму брака и семьи». [Источник: Мелвин С. Гольдштейн, «Естественная история», 1987 г.]
Старший брат обычно главенствует в семье, то есть традиционно руководит домашним хозяйством, но все братья делят работу на условиях равноправия и так же имеют равные права по общению с их общей женой.
И тибетские женщины и тибетские мужчины не видят ничего странного в совместном времяпровождении супруги с разными мужьями. На их взгляд в этом нет ничего грязного, скандального или просто отталкивающего. Для самой женщины является нормой смотреть на всех братьев одинаково.
На пастбище Тибета
Обеспокоенность по поводу деликатного казалось бы вопроса о том, кто отец конкретного ребёнка не свойственна тибетцам. Как правило не осуществляются попытки связать детей с конкретными братом-отцом в биологическом плане. А брат-отец не проявляет особых чувств в отношении к своему ребенку, даже если он знает, что он биологический отец.
Что толкает женщину к многомужеству в Тибете: закон или традиция?
Важно понимать, что широко распространенная практика братской полиандрии не является результатом какого-то закона, требующего, чтобы братья вступали в брак совместно. На самом деле существует выбор. Развод традиционно был относительно простым в тибетском обществе.
Женщины Тибета с детьми на празднике
Если брат в такой семье стал чем-то недоволен и захотел расстаться навсегда, то он просто покидал главный дом и создавал новое собственное хозяйство. Но это было не так уж и просто…
В таких ситуациях все дети оставались в главном доме с оставшимися братом или братьями, даже если было известно, что уходящий брат был настоящим отцом одного или нескольких детей.
Дети Тибета на празднике
Собственное объяснение тибетцами выбора братской полиандрии, как формы многомужества, абсолютно материалистично. Экзотика, как может показаться, таких брачных союзов, во многом имеет механизм, аналогичный первородству в Англии 18-19 веков.
Первородство же диктовало, что старший сын унаследует семейное имение, в то время как младшие сыновья вынуждены были уйти из семейного гнёздышка и подыскивать себе «дело по душе», например, в армии или духовенстве.
Одним словом обычай полиандрии Тибета сформировался, как действенный механизм который контролировал процесс наследования имущества и предотвращал дробление земельных участков, которых определённо не хватало.