6.1. Понятие и признаки спортивного коллектива
Спортивная деятельность носит коллективный характер и протекает в специфических условиях – в условиях спортивной команды. Спортивная команда представляет собой коллектив со складывающимися внутри него взаимоотношениями. Перед спортивной командой стоят определенные задачи: а) обучение и воспитание спортсменов; б) повышение спортивного мастерства ее членов; в) агитация и пропаганда спорта; г) вовлечение людей в занятия спортом; д) защита спортивной чести организации на различных соревнованиях.
Спортивной команде как сформировавшемуся коллективу присущи следующие признаки:
Автономность – сознательная обособленность от окружения, которая достигается существованием ограничений на число членов, наличием групповых целей, единых ценностей, правил, традиций и т. д.
Сплоченность характеризуется наличием прочных взаимосвязей между членами коллектива, проявлением чувства «Мы».
Общегрупповая цель спортивной команды – достижение высоких личных и командных результатов. Именно общность цели характеризует спортивный коллектив.
Коллективизм – ценнейшее качество спортивного коллектива. Каждый член коллектива подчиняет личные цели общественно значимым.
Положение и роль каждого члена коллектива определяется спортивной подготовленностью и рядом личностных качеств, проявляющихся в отношении к спортивной деятельности, членам коллектива, вещам и окружающей действительности.
Дифференцированность и структурность. Взаимодействие членов коллектива в процессе решения задач порождает дифференциацию между его членами по выполняемым функциям, по личным контактам. Вторая характеристика – структурность, предполагающая создание связей и отношений между спортсменами и отдельными группами внутри коллектива.
Стабильность состава спортивного коллектива на протяжении длительного времени.
Особенности спортивного коллектива
Современные дети и подростки могут быть включены в деятельность сразу нескольких первичных коллективов. В ДЮСШ или спортивной секции – это учебная группа. В практике работы с этим коллективом необходимо учитывать ряд особенностей, которые отличают этот коллектив от другого (учебного).
Добровольность вступления в коллектив.
Одной из особенностей спортивного коллектива является добровольность вхождения и выхода из него. Причём под добровольностью понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, которая обусловливает активные отношения коллектива на базе общей деятельности. В ДЮСШ и спортивную секцию учащиеся приходят добровольно, руководствуясь индивидуальным интересом, склонностями и способностями. Это создаёт благоприятные предпосылки для успешной работы тренера-педагога по сплочению и формированию коллектива. Если в силу каких-то причин занимающиеся не получают от занятий желаемого, они также добровольно могут прекратить посещение спортивной школы или секции.
Второй особенностью спортивного коллектива является высокая динамичность его состава. В спортивных группах, секциях, ДЮСШ наблюдается чрезвычайно большая текучесть состава: за 3-4 года занятий состав обновляется на 60-70%. Это обусловлено различными факторами: с одной стороны – многие вообще прекращают занятия или переключаются на другой вид, некоторые переходят к другим тренерам. Как показывают исследования, помимо объективных причин (переезд, болезнь), наибольшая часть перехода связана с неудовлетворённостью взаимоотношений с тренером, со спортсменами и своим положением в команде.
С другой стороны, целью детских и юношеских групп является отбор наиболее перспективных и одарённых детей. Поэтому тренеру приходится отчислять некоторых ребят. Производить этот отсев необходимо очень деликатно, не травмируя психику ребёнка. Хорошо, если тренер не просто посоветует другой вид спорта, но и позаботится об определении его к другому тренеру.
Третья особенность спортивного коллектива проявляется в том, что личность пребывает в условиях повышенных требований. Занятия спортом связаны с регулярными, подчас ежедневными тренировками. Они требуют огромной затраты физических сил и времени, проявления волевых усилий. Им часто приходится отказываться от тех удовольствий, которые могут позволить себе их одноклассники, не занимающиеся спортом.
Четвёртая особенность спортивного коллектива обнаруживается в больших возможностях формирования и закрепления различных черт характера (как положительных, так и отрицательных).
Положительные черты – целеустремлённость, активность, ответственность, дисциплинированность, самообладание и т.д.
Отрицательные черты – зазнайство, тщеславие, высокомерие, эгоизм и т.д.
В этих случаях важная роль отводится тренеру. Он целенаправленно и незаметно для воспитанника должен управлять складывающимися в коллективе отношениями. Но чтобы превратить спортивный коллектив в инструмент воспитания личности, тренеру необходимо ясно и чётко представлять, какими путями он может решить эту задачу.