- Леттеринг: свобода слова художника
- Краткая история развития письменности
- Так что же это за вид искусства?
- Виды леттеринга
- Советский леттеринг
- Где используется леттеринг?
- Как научиться леттерингу?
- Советы профессионала
- Подведем итог
- Каллиграфия: искусство в каждой букве
- Откуда ноги растут?
- Европейская каллиграфия
- Восточноазиатская каллиграфия
- Арабская каллиграфия
- Где можно применить каллиграфию?
- Еще несколько причин, чтобы начать
- Советы новичкам
- Определяемся с форматом обучения
- Подбираем материалы
- Ищем вдохновение
- Начинаем практику
- Подведем итог
Леттеринг: свобода слова художника
«Искусство всегда современно». С этим высказыванием Федора Михайловича Достоевского, великого русского писателя, невозможно не согласиться. Вы замечали, сколько новых направлений творческой деятельности появилось за последнее десятилетие? Одно из них, в буквальном смысле, сделало искусство говорящим. И нет, речь не об абстрактной идее, которую видит в картине ее воздыхатель, а о словах. Оказывается, их можно не просто писать, а рисовать, превращать в яркие композиции, которые так и норовят занять свое место на стенах популярных заведений, украсить ленту новостей и даже стать афишей мероприятия. Искусство рисования букв – как вам такое творчество?
Мы приглашаем вас прогуляться вместе с нами по увлекательному миру леттеринга. Уверяем, вам понравится! Но для начала давайте заглянем в историю развития письменности и узнаем, как менялся стиль написания букв с древних времен.
Краткая история развития письменности
С развитием человечества возникла потребность в фиксировании слов, и люди стали придумывать, как им это сделать так, чтобы все могли разобрать их послание. Сначала появилось «предметное» письмо – писатель передавал свои мысли через изображение конкретного предмета, но далеко не всем был понятен смысл, т.к. вариантов трактовок изображения может быть бесчисленное множество.
Далее на смену «предметному» письму пришла пиктография – изображение слов рисунками. Это те самые картинки сцен охоты, сражения, которые рисовали на скалах. Интересный факт: пиктографию используют и в наши дни: например, всем известное изображение змеи и чаши с ядом обозначает аптеку. Видели его на вывесках аптечных пунктов? Такие послания легко прочитать, но все равно вероятность, что каждый поймет их по-своему, остается.
Со временем стало понятно, что далеко не все слова можно изобразить картинкой. Рисунки приобрели более схематичный вид и постепенно переросли в иероглифы. Самые полярные виды иероглифического письма возникли в Китае и Древнем Египте. Но и они не решили проблему интерпретации написанного: значений у каждого иероглифа было много, все их запомнить достаточно трудно, и в сочетании с другими обозначениями не всегда было понятно, что же все-таки имел в виду автор.
Китайцы попытались решить эту проблему и обозначили конкретное слово сочетанием иероглифов. Позже добавились специальные знаки – детерминативы, которые позволяли более точно прочесть послание.
Со временем ученые сошлись на мнении, что нужно передавать не только смысл слова, но и его звучание. Так на смену иероглифам пришло фонографическое письмо, в котором использовались знаки, передающие значение слова, слоги и «указатели» – обозначения того, к какому классу относится слово. Такое письмо использовалось на Древнем Востоке.
Потом появилось слоговое письмо: язык древних шумеров пополнился иероглифами, которыми обозначали слоги. А затем возникло консонантно-звуковое письмо: специальными знаками стали помечать только согласные звуки.
Арамейское письмо появилось на основе древнесемитских систем письма и перешло к арабам и завоеванным ими народам. Арабский алфавит использовали все, кто проповедовал ислам, и только в 1929 году некоторые народы сменили его на латиницу [О. Волошина, 2009].
Примечательно, что арабский алфавит имеет 28 букв, каждая из которых отличается своей графической фигурой. Арабское письмо широко использовалось в искусстве и художественном творчестве. Каллиграфия и различные художественные формы рукописного письма – одно из направлений развитий арабского алфавита. Надписями на арабском языке украшают различные изделия, сооружения, ковры и прочую атрибутику.
Сегодня арабский стиль написания букв используют художники-оформители разных стран, в том числе и в России. Посмотрите, как оригинально смотрится русский шрифт в арабском стиле, такой вариант оформления можно смело использовать в леттеринге:
Значимый шаг в развитии письменности сделали древние греки: они обозначили буквами и гласные, и согласные. Так появился алфавит. Наконец, начало развиваться латинское письмо, которое обеспечило единство алфавитов разных стран. Сейчас латиницу использует более 30% мирового населения [О. Волошина, 2009].
В 9 веке начали формироваться славянские государства. Развитие общества и религии побудило к созданию славянского письма. Кирилл и Мефодий составили глаголический алфавит, который состоял из 38 букв и являлся достаточно сложным в применении, но до сих пор в наше время его пытаются использовать хорваты.
Еще одна система написания письма называется кириллицей, в честь своего создателя Кирилла. В ее основу положено торжественное, уставное письмо, на котором были написаны богослужебные книги. Примечательно, что русское письмо, в отличие от западноевропейского, постоянно совершенствовалось. В 1708 году Петр І издал указ, в котором определил стандарты книжного шрифта [О. Волошина, 2009].
С появлением печатной продукции шрифт начал преображаться, появился новый вид рукописного почерка – вязь. Им украшали различные издания, его считали декоративным видом письма. Посмотрите, как оригинально выглядели надписи:
А вот так выглядит леттеринг в старорусском стиле:
Кто бы мог подумать, что в современном мире творческие умельцы не только продолжат тенденцию превращать письмо в искусство, но и дадут новую жизнь древним стилям написания текстов в таком оригинальном формате [О. Волошина, 2009].
Эмиль Рудер, швейцарский типограф, графический дизайнер автор книги «Типографика», провел масштабное исследование шрифтов и выявил их взаимосвязь с различными языками: шрифт напрямую зависит от того, носителем какого языка является его создатель [Э. Рудер, 1982]. Получается, эстетичность и красота букв зависят, по большому счету, от национальности автора текста. Кстати, Рудер был одним из первых, кто считал, что дизайн не должен ограничиваться никакими стилями. Этот подход к творчеству как раз четко отображает леттеринг.
Так что же это за вид искусства?
Леттеринг (от английского слова lettering – надпись) – способ изображения букв, представляющих собой общую композицию. Это полет фантазии, ведь в нем нет никаких ограничений, автор может изобразить буквы как ему захочется, главное, чтобы общая картинка была гармоничной.
Несмотря на свободу творчества, леттеринг представляет собой систему различных стилей, фигур, и является логически собранным изображением. Примечательно, что рисовать буквы можно совершенно на любых поверхностях и любыми материалами: ручками, карандашами, мелом, кистями и т.д.
Леттеринг – это создание уникальной надписи для конкретного случая или проекта. Его часто путают с каллиграфией, но есть определенные признаки, которые раз и навсегда помогут понять, чем же отличаются между собой эти техники:
Ниже представлен рисунок, который наглядно демонстрирует разницу между двумя стилями изображения текста. Слева – леттеринг, справа – каллиграфия:
Сегодня леттеринг позволяет творческим личностям проявить свою фантазию в полной мере, подчеркнуть свою индивидуальность, создать что-то уникальное, что потом будет вдохновлять других художников на собственные творения.
Виды леттеринга
«Свобода слова» помогла развить несколько стилей леттеринга, каждый из которых находит свое применение в различных областях. Давайте рассмотрим самые популярные из них:
С изображением фона: леттеринг – это не только интересно нарисованные буквы. В ход можно пустить пространство вне букв и изобразить соответствующий фон. Такое изображение будет особенно уникальным:
С эффектом омбре: речь идет о цвете самих букв. Плавный переход оттенков из одного в другой добавит яркости общей картинке:
С проработкой деталей: текст можно дополнить различными элементами в зависимости от тематики изображения. Это могут быть геометрические фигуры, линии, завитки и все то, что логически подойдет в общую композицию:
С объемным изображением: 3D-техника рисования букв достаточно капризна, ведь здесь нужно правильно учесть пропорции, сочетания цветов, размеры изображений, тени. Но, если ее освоить, такой леттеринг точно не оставит никого равнодушным:
Винтажный: изображения в таком стиле как будто прямиком из Америки 19-20 века попадают на стол заказчику. Характерные засечки, завитки, определенные цвета и оттенки отлично передают характер тех времен и уместно смотрятся в леттеринге:
Готический: этот стиль активно используют при изображении логотипов и в брендинге. Существует более 100 готических шрифтов. Посмотреть их можно здесь. А вот пример:
Граффити: настенное творчество уличных художников всегда привлекает внимание, а если перенести эти рисунки на бумагу, это уже леттеринг чистой воды:
В виде определенной фигуры: слова можно заключить в рамки, которые представляют очертания животного или любого подходящего по смыслу леттеринга предмета:
Сочетание разных стилей: в леттеринге нет никах границ и условностей, в отличие от каллиграфии, поэтому можно совместить несколько стилей, если вместе они способны сформировать логически-выстроенную композицию:
С применением компьютерной обработки: а это уже один из самых современных стилей рисования букв, когда рукописные надписи переводятся в компьютерную графику или изначально создаются в графических редакторах:
Меловой леттеринг: широко используется в кафе и ресторанах. Самого обыкновенного мела и меловой доски будет достаточно, чтобы создать оригинальную надпись об акции дня или новых вкусных пончиках, такое оригинальное объявление обязательно привлечет внимание посетителей:
Есть еще один вид леттеринга, который наверняка знаком многим и, более того, являлся спутником вашей повседневной жизни или жизни ваших родителей. Ему мы выделили отдельное место.
Советский леттеринг
Советский леттеринг – стиль, который появился на основе американского леттеринга. Художники СССР адаптировали его под кириллицу, и таким образом он приобрел особенный характер и узнаваемость.
Данное направление леттеринга не теряет своей актуальности по сей день и вдохновляет многих творцов применять его в вывесках, известных марках одежды, ведь этот почерк неповторим, уникален и удивительным образом передает дух прошлых лет.
По мнению современных дизайнеров, есть 3 основные причины появления советского леттеринга искусстве:
Советский шрифт связан с историей и культурой того времени. Взгляните на всем знакомую надпись советского автопрома:
Или на название общественного заведения:
Наверняка вы вспомните шрифты названий знаменитых советских фильмов:
Уверены, если порыться в шкафах наших бабушек и дедушек, или присмотреться к названиям старых холодильников и другой бытовой техники, можно собрать целую библиотеку советских шрифтов.
Конечно, многие вывески и надписи, как пережиток прошлого, давно модернизировались, заменились на более современные шрифты, которые органично вписываются в сегодняшний стиль городских улиц. Но на некоторых улицах Санкт-Петербурга еще можно заметить старые ухоженные вывески, которым уже более 50 лет. Все-таки культура тех времен еще живет среди нас [М. Левченко, 2015].
Где используется леттеринг?
Многообразие стилей и форм леттеринга позволяет применять его в различных и порой неожиданных областях. Этот вид искусства широко используется в маркетинге, а именно при создании логотипов, упаковок, этикеток, и его главная задача – привлечь внимание потребителей уникальным дизайном.
Сейчас стало модным изображать яркие надписи на одежде и аксессуарах. Такие принты приходятся по душе тем, кто хочет выделиться. Леттеринг используется в печатной продукции, часто им украшают открытки, обложки журналов и блокнотов.
Оригинально нарисованные буквы на стенах стали атрибутом общественных заведений и уже плотно вошли в дизайн интерьеров. А фотозоны с изображением индивидуальных надписей на баннере способны здорово украсить любое мероприятие.
Также сейчас модно брендировать страницы социальных сетей при помощи леттеринга. А те, кто посмелее, могут украсить им не только личную страничку в Instagram, но и свое тело, набив интересную татуировку в стиле леттеринга.
Как видите, применение этого современного вида творчества практически не имеет границ. Точнее сказать, эти границы устанавливают сами художники, вновь и вновь создавая неповторимые изображения, которые так и просятся занять свое место.
Как научиться леттерингу?
Вы полны вдохновения и решимости научиться леттерингу? Тогда советуем начать свой творческий путь с приобретения канцелярского комплекта. Для начала вам понадобятся:
Рисовать буквы можно на любых поверхностях и разными инструментами, но, т.к. леттеринг начинается с изучения шрифтов, формы букв, техник рисования, лучше воспользоваться самыми простыми инструментами.
Художники-иллюстраторы советуют практиковать леттеринг в прописи. Рекомендуем прочитать книгу-пропись «Буква к букве» Татьяны Чулюскиной, иллюстратора и арт-директора. В ней вы найдете полезную информацию для начинающих леттереров, которую сразу сможете применить на практике прямо на страницах этой книги.
В леттеринге есть несколько классов шрифтов, которые необходимо освоить в первую очередь. К ним относятся:
Сами буквы – это система из различных элементов, названия которых нужно запомнить.
Буква может состоять из:
Иллюстрация из книги «Буква к букве» отлично демонстрирует строение буквы. Сохраните ее, чтобы всегда иметь под рукой:
Лучше начать практиковать леттеринг с рисования алфавита, так вы начнете чувствовать формы и особенности каждой буквы. Напишите фразу «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю!» В этой фразе использованы все буквы алфавита.
Главный принцип изображения букв – переходить от общего к частному. Для начала обозначьте габариты буквы, отметьте основные и соединительные штрихи, прорисуйте внутренние и внешние овалы, если они есть, и дополните свое схематичное изображение деталями:
Не старайтесь писать идеально ровно; прелесть леттеринга в том, что он не требует правильных форм, а, наоборот, отличается динамичностью и творческой небрежностью [Т. Чулюскина, 2018].
Если у вас возникли трудности с самостоятельным изучением, не расстраивайтесь. В Интернете есть много полезной информации и бесплатных видеоуроков. Посмотрите, например, этот ролик, и не забудьте подготовить к просмотру свой набор начинающего леттерера, ведь в леттеринге, особенно для начинающих, главное – это практика:
Также можно пройти обучение в онлайн-школе леттеринга, выбрав для себя подходящее направление. Вот несколько полезных ссылок:
Чтобы стать хорошим леттерером, нужно обладать не только желанием, но и творческим мышлением, чувством стиля и гармонии. Рекомендуем вам заглянуть на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где вы сможете оценить свои творческие способности и научитесь нестандартно подходить к решению различных задач даже в сфере искусства.
Советы профессионала
Джессика Хиш – молодой иллюстратор, леттерер, ее резюме украшают факты сотрудничества с такими известными компаниями, как The New York Times, Starbucks, Nike и другие.
Ее книга «Про леттеринг» о технических тонкостях леттеринга, наполненная пошаговыми советами и иллюстрациями, завоевала сердца многих художников, ведь в ней много полезной информации как для тех, кто привык рисовать простым карандашом, так и для тех, кто работает с векторной графикой.
Вот несколько советов, которые дает Джессика Хиш тем, кто увлекается леттерингом:
Посмотреть работы Джессики Хиш и вдохновиться на создание собственных шедевров можно здесь.
Подведем итог
Леттеринг – это полет фантазии, свобода для творческих деятелей, способ выражения своих эмоций, результат разностороннего мышления художника, победа над устаревшими условностями на тему того, как должна выглядеть вывеска магазина или обложка журнала.
Этот вид искусства может стать не только увлекательным досугом, но и прибыльным делом. Сейчас очень модно применять леттеринг в разных сферах деятельности, ведь это отличный способ привлечения внимания к продукту или какому-либо заведению.
А если вы еще не вдохновились взмахнуть карандашом по белоснежной бумаге, тогда загляните на страничку популярных леттереров, таких как Lisa Quinne, Jimbo Bernaus, или на общий аккаунт, где собраны лучшие работы русских творцов современного искусства.
Если вы любите рисовать или хотите этому научиться, не отказывайте себе в удовольствии окунуться в творческий мир леттеринга. Желаем вам вдохновения, идей и приятного времяпрепровождения за этим увлекательным делом!
Каллиграфия: искусство в каждой букве
Знаете ли вы, что каллиграфия – не только техника написания букв, но и отдельное направление изобразительного искусства? Сегодня каллиграфическим письмом украшают праздничные открытки, а также используют его как метод привлечения внимания к рекламе, брендам. А тот, кто владеет этим искусством, может зарабатывать на нем, ведь хороший каллиграф сегодня на вес золота.
Современная каллиграфия представляет собой как классическое изображение букв, так и изображение букв нестандартных форм. В некоторых учебных заведениях выделена отдельная дисциплина для изучения этого вида письма.
Как и где появилась каллиграфия, в каких сферах применяется и как научиться этому ремеслу, расскажем вам в данной статье. Поехали!
Откуда ноги растут?
Каллиграфия – вид искусства, который берет свое начало еще с древних времен. Современные исследователи выделяют следующие виды каллиграфии:
Существует множество подвидов каллиграфии, каждый из которых имеет свою историю возникновения, отличительный стиль и характер и до сих пор является объектом изучения археологов. Давайте рассмотрим подробнее три основных разновидности каллиграфии.
Европейская каллиграфия
Первой клинописной письменностью в истории человечества считается шумерская. Она возникла в 4-3 тысячелетии до н.э. Тогда в качестве основного материала для написания иероглифов использовалась глина. В основном слова изображались в виде ребусов: при помощи знаков, имеющих определенное звучание, составлялось слово.
Это вид письма называли клинописным, т.к. иероглифы состояли из набора черточек с клиновидным утолщением. Клинопись состояла из 900 знаков, со временем система рисования букв стала более сложной и была окончательно вытеснена другими видами письма.
На смену шумерскому письму пришло египетское иероглифическое письмо, алфавит которого состоял из 600 знаков. Эти знаки четко передавали образы того, о чем хотел сказать человек: прохлада изображалась в виде вазы, из которой течет вода, юг обозначался лилией (этот цветок был изображен на гербе Южного Египта).
Благодаря развитию скорописной формы письма в Египте стали появляться первые школы демотического письма – это одна из форм египетского письма, которая применялась для записи текстов на поздних этапах развития египетского языка. По некоторым данным, уже в те времена устраивались конкурсы каллиграфов.
Далее, в результате заимствования и преобразования финикийского алфавита греками, возникло греческое письмо. Греки дополнили алфавит различными знаками и звуками, геометрическими формами, за счет чего он стал более простым. Изначально греческое письмо было левосторонним, но вскоре стало правосторонним. В результате развития греческой письменности изменилось направление письма в латинице.
Маюскульный и минускульный римские курсивы появились благодаря материалам, которые использовались для письма в то время: римляне писали на вощеной деревянной дощечке заостренной палочкой. При быстром письме некоторые буквы пропускались, поэтому, чтобы связать буквы между собой, добавлялись штрихи, какие-то буквы писали выше других, а само письмо начало приобретать наклон [В. Тоотс, 1966].
На смену римским курсивам и римскому капитальному письму пришло унциальное письмо, которое стало главным в написании книг. Практически вся литература, сохранившаяся с тех времен, написана как раз унциалом (от латинского uncialis – «равный по длине одной унции») – вид письма, в котором все буквы округлые, без ломаных линий и острых углов. Унциальное письмо преимущественно относится к маюскульному типу письма.
Со временем унциальное письмо стало приобретать очертания курсива и в итоге начало походить на строчный курсив. Так появилось полуунциальное письмо, в результате чего писать и читать стало гораздо проще [М. Кауч, 1998].
Меровингское и вестготское письмо возникли в 8-9 веках в результате распространения христианства в Галлии. В их основе лежит ранний римский курсив. На вид такие письма выглядели сжато, буквы были высокими и переплетались между собой, поэтому прочитать надписи было сложно, хотя выглядели они декоративно.
Далее, на основе унциального и капитального письма, начало развиваться староиталийское письмо, а после появилось готическое письмо, для которого характерны остроконечные формы, сменившие привычные округления.
Готический стиль стал главным в Европе, но только не на Руси, где развитие письменности происходило иначе: в процессе совершенствования общества и религии появился глаголический алфавит, который был непрост в применении. Позже возникла кириллица – один из видов письма, названный в честь своего создателя Кирилла (работавшего в соавторстве с Мефодием), а с развитием печатной продукции появилась вязь – более декоративный вид письма, который украшал обложки книг и другие издания [О. Волошина, 2009].
Готический стиль широко используется в письме по сей день, он отличается сжатостью букв, что позволяет уместить больше текста в одной строке, темной картиной письма и угловатостью. В различных странах такое письмо приобретало свои характерные черты, и только испанцы разработали строжайший стиль готического письма:
В Италии, благодаря развитию готического стиля, появилось круглоготическое письмо – ротунда. Оно считается одним из самых красивых стилей письма Западной Европы [В. Тоотс, 1966].
Восточноазиатская каллиграфия
Каллиграфия появилась в Японии в 7 веке и базировалась на китайских стилях написания, т.е. на иероглифах. Но японцы преобразовали ее и наполнили эмоциональностью, философией. Образовались отдельные стили каллиграфии (кабуки-модзи и дзе-рури-модзи), которые использовались в афишах и театральных программах:
Японская каллиграфия развивается до сих пор. В 1948 году была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая функционирует на данный момент и является одним из ведущих каллиграфических объединений. Ассоциация ежегодно организует выставки, где современные авторы демонстрируют свои работы.
В 20 веке японская каллиграфия представляла собой «игру кисти и туши», выглядела динамично и укрупненно, а позже появилась абстрактная каллиграфия: здесь иероглифы уже не несли смысловую нагрузку, каллиграфы стали больше импровизировать [search.rsl.ru, 2008].
Арабская каллиграфия
Арабская каллиграфия изначально возникла в процессе копирования Корана и поэтому занимает важное место в исламском искусстве. Средневековые правители давали обед скопировать Коран, но для этого им необходимо было изучить каллиграфию. Багдадские халифы стали создавать библиотеки и возводить центры, в которых работали те, кто переводил и переписывал священное писание.
Каллиграфия стала основой таинства написания слова, которому арабы предавали особый сакральный смысл. Этот стиль даже стал исключением из правила: Кораном запрещено изображать людей, животных или Аллаха, т.к. считается, что в таком случае люди поклоняются не Аллаху, а картине. При этом каллиграфией разрешено писать слова, которые складываются в изображения.
Некоторые каллиграфы для создания копии Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке. Изначально применялся только стиль хиджази, но потом, в процессе появления новых почерков, появилось шесть вариантов написания текста, их прозвали «великолепной шестеркой».
Примечательно, что арабы относились к каллиграфии, как к точной науке, и создали ряд правил написания букв, которым должны были следовать все мастера в этом деле:
Самыми известными арабскими каллиграфами являются: Халид ибн аль-Хайядж, Ахмед аль-Кальби, Фатима аль-Багдади и т.д. Лучшим каллиграфом того времени считается Якута аль-Мустасими, он разработал систему стилей каллиграфии и методику обучения этому ремеслу [О. Бибикова, 2005].
Как видите, каллиграфия имела три разных направления развития и до сих пор продолжает совершенствоваться в руках своих мастеров, передавая весь колорит народа своего создателя.
Где можно применить каллиграфию?
Многие считают, что рукописное письмо давно отошло на второй план, ведь на смену ему пришли современные компьютерные технологии, но это далеко не так. Сегодня некоторые виды письма переродились в искусство, которое находит свое применение в разных сферах, и каллиграфия не исключение. Тем более, кто сказал, что рукописное искусство нельзя «оцифровать»? Вот оно – современное видение древнего ремесла.
Каллиграфия используется в следующих видах деятельности:
Вариантов использования каллиграфии множество. И если вы до сих пор, при всем желании научиться этой технике письма, откладывали обучение в долгий ящик, советуем отбросить все сомнения и сделать первый шаг.
Еще несколько причин, чтобы начать
Каллиграфия не требует творческого образования или особых навыков. Вы можете даже криво писать еще со школьной скамьи (и это нормально, ведь у всех почерк индивидуальный и зависит от многих факторов, в том числе и от характера), но это вам не помешает освоить данную технику.
Рукописное написание текста здорово развивает мозг. Ученые выяснили, что во время набирания текста на компьютере и при написании его ручкой на листе бумаге наш мозг работает по-разному. Рукописное написание текста развивает критическое мышление и память [G. Bounds, 2010].
Каллиграфия – отличный способ избавиться от нервного напряжения. Процесс написания букв похож на медитацию: мы концентрируемся на конкретных деталях и отключаемся от внешнего мира.
Создатели прописи для каллиграфии на кириллице Вика и Вита Лопухины говорят по этому поводу следующее: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки. Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией».
Практические занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции тем, кто любит создавать что-либо своими руками. Это хороший способ реализации энергии и воплощения самых интересных идей, ведь, как вы уже знаете, сфер применения каллиграфии достаточно, чтобы удовлетворить свою творческую натуру [О. Ахмеджанова, 2019].
Особенно полезно изучение каллиграфии для детей. Помните, как в начальных классах мы старательно выводили буквы в прописи? Сейчас чистописанию в школах уделяется мало времени, ученики осваивают письмо в процессе изучения других дисциплин, что приводит к искажению почерка.
Если ваш ребенок начнет практиковать каллиграфию как можно раньше, он добьется отличных результатов: научится писать ровно и красиво, почерк его будет понятен, снизится количество опечаток. Более того, он научится расслаблять мышцы руки и выработает правильную осанку, что очень важно, ведь во время учебы дети проводят большую часть времени за тетрадями и компьютером.
Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Так почему бы не объединиться и не заняться этим увлекательным делом вместе?
Если эти доводы окончательно разрушили все ваши сомнения, то пора переходить к решительным действиям и узнать, с чего следует начинать новичкам в этом деле.
Советы новичкам
Вы вступили на путь творца, который вот-вот взмахнет волшебным пером и создаст свою первую в жизни каллиграфию. Чтобы процесс был максимально эффективным и доставлял вам удовольствие, предлагаем сделать несколько важных шагов.
Определяемся с форматом обучения
Есть несколько вариантов обучения каллиграфии, среди которых каждый надет для себя именно тот, который подходит ему в силу занятости, финансовых возможностей или личных предпочтений. Вы можете выбрать курсы, где обучаются в группе с преподавателем, или брать индивидуальные уроки.
Также очень удобно обучаться каллиграфии онлайн, ведь это здорово экономит время, можно выбрать преподавателя из другого города, стерев все территориальные границы, или остановиться на самостоятельном изучении этого вида письма по видеоурокам и другим методическим материалам.
Но все же, если вы только ступаете на творческий путь, советуем рассмотреть вариант обучения каллиграфии с преподавателем, ведь такой формат работы имеет свои преимущества:
Особенно эффективны очные занятия в группе, ведь так вы будете взаимодействовать с другими учениками, мотивировать друг друга и подсказывать, на какие детали следует обратить внимание. Живое общение всегда лучше онлайн-обучения.
Но и среди онлайн-курсов есть достойные варианты, которые помогут вам освоить этот вид искусства, не выходя из дома. Конечно, не всем они подходят, ведь здесь важен высокий уровень самодисциплины, а понимание материала во многом зависит от того, хороший ли вам достался преподаватель. Будьте готовы, что обучаться онлайн, как правило, нужно будет немного дольше, чем в очном формате.
Те, у кого уровень самодисциплины высокий, могут изучать каллиграфию самостоятельно: для этого понадобятся прописи, соответствующие книги, хорошо оборудованное рабочее пространство. А если возникнут какие-либо вопросы, на них можно найти ответы в блогах каллиграфов или на YouTube.
Если совместить вариант очного и онлайн-обучения, можно достичь наилучших результатов. Лучше начать работать с преподавателем, чтобы набраться уверенности, и после перейти на домашние занятия и обучаться тогда, когда у вас будет время, выбрав для этого подходящий для себя темп.
Кстати, даже самые опытные каллиграфы, помимо самостоятельного изучения новых техник в каллиграфии, посещают мастер-классы знатоков своего дела, ведь «живые» встречи наполняют не только новыми знаниями, но и вдохновением и поддержкой.
Подбираем материалы
Итак, после того, как вы определились с форматом обучения, следует выбрать для работы необходимые материалы. Даже, если они предоставляются вам (в некоторых школах и студиях есть такая практика), советуем приобрести свой индивидуальный набор, который обязательно пригодится для домашней практики.
Вот что советуют иметь в своем наборе каллиграфа профессионалы в этой области:
Как видите, список небольшой, и наверняка что-то из перечисленного уже у вас имеется. Начинающим каллиграфам следует выбирать ширококонечные перья Tape размерами 3 или 4 миллиметра и остроконечные, например, Nikko G или Zebra G. Есть еще плакатные перья, но они не подойдут для классической каллиграфии.
Держатели для перьев тоже имеют свою разновидность. Они бывают прямые (подходят для ширококонечных перьев и для каллиграфического рисования) и косые (предназначены для остроконечных перьев).
Кисти можно заменить маркерами или брашпенами, но иллюстраторы советуют начинать изучение каллиграфии именно с классического набора инструментов, включая перья.
Интересную подборку кистей-ручек и маркеров для начинающих предлагает Линдси Багби, дизайнер, иллюстратор, каллиграф, в своем профессиональном блоге. Подробнее прочитать о брашпенах можно здесь.
Бумагу следует выбирать офисную, но не тонкую, иначе работать на ней тушью будет невозможно. Подходящая толщина от 80 г/м².
Для работы необходимо сделать разметку на листе, и для этого понадобятся транспортир, карандаш и линейка. Для удобства можно воспользоваться листами с готовой разметкой, прописью или сервисом генератора сеток.
Можно приобрести недорогую тушь или специализированную тушь для каллиграфии, например, Higgins, Lamy, и этого будет достаточно для новичка.
Кисточка-помощница необходима для заправки пера, т.к. позволяет избежать избытка краски на кисточке и дальнейших клякс [studycalligraphy.com, 2021].
Ищем вдохновение
Каллиграфия – это творческий процесс, который требует определенных эмоций от своего автора. Лучший способ воодушевиться на создание чего-то особенного – посмотреть примеры тех, кто уже преуспел в этом деле.
Взгляните на работы профессионалов:
Для вдохновения вы можете посетить выставки каллиграфов или пробное занятие в школе каллиграфии, где пообщаетесь с преподавателем, посмотрите, как все делается на практике, и зададите интересующие вас вопросы.
Начинаем практику
В каллиграфии буквы пишут, и они должны быть ровными и красивыми, недочеты здесь недопустимы. Это основное отличие данного стиля от других (в леттеринге, например, буквы рисуют, и творческий беспорядок в расположении букв и слов в нем приветствуется).
Поэтому, чтобы набить руку, следует начать с простой прорисовки букв и деталей: овалов, арок, вертикальных стоек. Для удобства вы можете распечатать примеры каллиграфии и просто пробовать копировать изображения, максимально точно повторяя каждый штрих.
Лучше выбрать для себя варианты такого письма, которое выполняется ширококонечным пером, например, базовое письмо, русскую вязь или унциал.
Отличными помощниками в изучении каллиграфии будут мастер-классы, видеоуроки от профессионалов. Если вы настроены серьезно, советуем пройти курсы каллиграфии, благо, что сейчас их очень много. Вот несколько полезных ссылок:
Будет здорово, если вам удастся совместить онлайн-обучение с прочтением полезной литературы. Ловите список интересных книг на эту тему:
Как видите, сегодня дефицита полезного материала для изучения конкретного ремесла мы не испытываем, многое можно найти в Интернете в свободном доступе или приобрести, если речь идет об уникальном продукте. Имея такое многообразие информации, всегда хочется получить как можно больше знаний и практики, и здесь главное правильно рассчитать свое время и силы, иначе все усилия стать профессионалом в области каллиграфии будут напрасны.
В организации процесса самостоятельного обучения вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», где за несколько недель вы научитесь применять различные модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее и эффективнее.
Подведем итог
И все-таки, несмотря на развитие информационных технологий, рукописное письмо всегда будет востребованным. Ведь это настоящее искусство – писать так, будто вырисовываешь детали картины, вкладывая в нее всю свою душу и вдохновение. Не зря процесс создания каллиграфии сравнивают с медитацией: мозг полностью абстрагируется от внешнего мира, и все мысли сконцентрированы на создании прекрасного. Отличное средство расслабления!
В отличие от многих видов искусства, каллиграфия не требует какой-то специальной подготовки, образования и даже красивого почерка изначально. Научиться ей может абсолютно любой, стоит лишь вооружиться желанием, терпением, временем и необходимыми инструментами для практики.
Впустите в свою жизнь творчество, попробуйте написать любимую фразу каллиграфическим письмом, и вы почувствуете, как, казалось бы, самые простые буквы способны дарить энергию и вдохновлять на новые свершения.