Как называются британские автобусы

clothing store 984396 1920 Советы на день

История главного лондонского символа: как появились двухэтажные красные автобусы?

Все туристы знают о знаменитых красных двухэтажных лондонских автобусах. Ведь это символ столицы Британии. Конечно, сегодня во многих странах мира есть такие транспортные средства, но для Лондона даблдекеры имеют особое значение. В нашем обзоре мы расскажем вам более детально об истории этого транспорта, а также о том, как можно сэкономить на сотовой связи, приехав в Британию.

Первые прототипы автобусов в Лондоне появились ещё в 1820 году! Правда, от современных транспортных средств тогдашние сильно отличались. Они назывались омнибусами (фургоны на много мест с лошадиной тягой).

Первый двухэтажный автобус появился в 1847 году. Благодарить за это нужно транспортную компанию Адамс и Ко. Ведь тогдашние омнибусы – это прототип знаменитых лондонских даблдекеров, которые сегодня являются не просто транспортом, а одним из самых узнаваемых символов Лондона.

krasnyj avtobus

Тогдашний омнибус не отличался комфортом – конные экипажи с открытым вторым этажом, подняться на который можно было лишь по крутой, неудобной лестнице. По этой причине спрос был минимальным, местные жители не слишком часто использовали такой вид транспорта для передвижения. Но в 1852 году после улучшения модели и увеличения количества мест (до 40 пассажиров) двухэтажный автобус уже не вызывал недоверия.

Конечно, со временем необходимость в омнибусах отпала, ведь появились трамваи, троллейбусы, которые были удобнее и маневреннее. Вместе с этим создавались и омнибусы с моторами, которые спустя некоторые время, получили известное нам название «автобусы».

Самый популярный красный автобус на 2 этажа Routemaster появился позже. И сразу же стал популярным среди пассажиров. Кстати, с английского название автобуса переводится, как хозяин дорог. На лондонских дорогах этот автобус появился в 1956 для замены городских троллейбусов, но транспорт был создан двумя годами ранее. Этот двухэтажный автобус полюбили не только местные жители, но и туристы. И все благодаря уникальному дизайну и удобному техническому решению. Дело в том, что «Рутмастер» был создан без дверей. Люди входили и выходили через заднюю платформу, которая была открытой. Идея заметно упростила жизнь пассажирам, ведь выйти можно было в любой момент, а не только на остановках. Отличное спасение во время пробок.

avtobas london

С тех самых пор красные автобусы «Рутмастер» продолжают радовать и местных жителей, и туристов. Конечно, мы говорим не о первых транспортных средствах, ведь они устарели. А на смену им пришли новые модели, более современные и экологические. Так, в 2012 Лондон увидел современную версию знаменитого на весь мир двухэтажного автобуса. Если будете в Лондоне, то обязательно покатайтесь на Routemaster. Интересна тема автобусных путешествий – переходите в наш блог по ссылке https://euroroaming.ru/category/na-avtobuse-po-miru.

Экономим на связи в Лондоне – подключаем недорогой Интернет

Orange Mundo TATP TP minСотовые услуги в Лондоне могут влететь в копейку. Но есть хорошие варианты тарифов для экономии вашего бюджета. К примеру, оператор Orange предлагает своим абонентам недорогой Интернет в Европе (цена за 1 ГБ в месяц – 7 евро – минимальный объем заказа). При необходимости можно заказать 2 ГБ и 3 ГБ так же на 30 дней.

Источник

Красный лондонский автобус

Лондонский автобус – это транспортная система Большого Лондона, которая включает около тысячи пассажирских маршрутов: внутригородские и пригородные, дневные и круглосуточные. По лондонским улицам курсируют автобусы разных моделей и окраски. Самый известный среди них – красный двухэтажный Рутмастер – за полвека эксплуатации стал символом Лондона и всей Великобритании.

История лондонских автобусов

История лондонского автобуса начинается в 1829-м. Английский предприниматель, строитель конных экипажей Джордж Шиллибир (George Shillibeer) запустил первую линию конного омнибуса HelpКонная повозка на 15-20 пассажиров, разновидность городского общественного транспорта второй половины XIX века

между Лондонским сити и районом Паддингтон.

В 1850-м создана London General Omnibus Company (LGOC). До 1933 года она возглавляла все лондонские пассажирские маршруты: и запряженные лошадьми омнибусы, и первые оснащенные двигателем автобусы.

В 1909-м два основных оператора лондонских городских маршрутов – LGOC и Tilling Ltd. – заключили соглашение о сферах влияния. Thomas Tilling уступала лондонские улицы конкуренту, а LGOC, в свою очередь, отказывалось от притязаний на другие города Соединенного Королевства.

С первых дней с 1900-х по 1960-е эксплуатации моторных пассажирских транспортных средств Лондон шел собственным путем. Автобусы строили на местных заводах специально для британской столицы, ничего не закупая и не заимствуя у мировых конкурентов.

В 1911-м на линию вышел автобус модели LGOC B-type. Деревянный кузов устанавливался на стальное шасси, а второй этаж был открытым. Открытой была и кабина водителя. На обоих палубах имелось 34 посадочных места. B-Type стал первым лондонским автобусом, выпускавшимся серийно. К 1913-му году было произведено 2500 штук.

В 1912-м LGOC создает дочернюю Associated Equipment Company. AEC производит автобусы для материнской компании до 1962 года. В том же году Underground Group, владевшая лондонским метрополитеном, купила LGOC.

В 1922-м на смену B-type пришел другой даблдекер – NS-type с пневматическими шинами и ветровым стеклом. Изначально он имел открытую верхнюю палубу, но в 1925-м городские власти ввели запрет на открытый верх, и 1700 экземпляров пришлось доработать.

В 1933-м LGOC стала частью London Passenger Transport Board (LPTB). London General сменила название на London Transport, и последнее в течение XX столетия было синонимом красного лондонского автобуса.

LPTB осуществляло автобусные перевозки в районе радиусом 30 миль вокруг центра Лондона. В 1947-м компанию национализировали, и лондонский автобус стал муниципальным. Руководство автобусными линиями в разное время осуществляли разные общественные организации.

В 1930-е на лондонские улицы вышел одноэтажный трехосный автобус LT Class повышенной пассажировместимости. Длинный кузов был неудобен в поворотах на узких улочках в исторической части Лондона. Поэтому вскоре эту модель сняли с рейсов.

Трехосный автобус LT Class перевозил лондонских пассажиров в 1930-х

После Второй мировой на лондонские маршруты вновь выходит двухэтажный автобус. Даблдекер модели RT перевозил пассажиров до 1956-го, когда ему на смену пришел знаменитый Рутмастер.

Двухпалубный автобус RT выпускался с 1947 по 1956-й и постепенно выводился из эксплуатации до конца 1970-х

Красный двухэтажный автобус – движимая достопримечательность Лондона

Автобус модели «Рутмастер» англ. Routemaster – хозяин маршрута обслуживал городские линии с 1956 по 2005. Вместе с башней Биг-Бен, Тауэрским мостом и кафедральным собором Святого Павла красный двухэтажный автобус навсегда стал символом столицы Соединенного Королевства.

Двухэтажный автобус модели «Рутмастер» полвека трудился на пассажирских линиях Лондона

Легендарный Рутмастер (AEC Routemaster) был последним автобусом, спроектированным и построенным специально для Лондона. Первый образец увидел свет в 1954-м. Производство поставили на поток и всего выпустили 2876 штук. Последний экземпляр Рутмастера сошел с конвейера в 1968-м.

Хотя старый Рутмастер был невероятно популярен у водителей, лондонцев и туристов и был самой узнаваемой достопримечательностью Лондона, в начале XXI столетия от него решили отказаться по трем причинам:

Сегодня Рутмастеры сохранили только на маршруте культурного наследия №15, который связывает Тауэр-Хилл с Трафальгарской площадью. На всех остальных маршрутах сегодня работают современные низкопольные автобусы одно- или двухэтажные, окрашенные в красный, белый, синий, желтый цвета либо их сочетание. Все эти автобусы отвечают требованиям Закона об инвалидности и могут брать на борт пассажиров-колясочников и других людей с ограниченными физическими возможностями.

В 1980-х автобусную отрасль возвращают в предпринимательский сектор. Закон о транспорте 1985 года открыл частным операторам доступ к городским пассажирским перевозкам.

И по сей день автобусные маршруты в Большом Лондоне выставляются на коммерческие торги, в которых участвует широкий круг компаний-операторов: Abellio, Arriva London, Carousel Buses, Go-Ahead Group, East London, Metrobus, Stagecoach London и другие. Обслуживаемые этими компаниями автобусы выкрашены в цветовые схемы своих операторов.

В 2000 году парк лондонских автобусов пополнился низкопольными сочлененными машинами Mercedes-Benz Citaro с высотой площадки над дорогой всего 340 мм.

Новый Рутмастер

В 2007-м в преддверии летних Олимпийских игр на улицах британской столицы появился «новый автобус для Лондона» (New bus 4 London) с гибридным приводом. На передние колеса тягу создает дизельный двигатель. Привод на задние колеса осуществляют электродвигатели постоянного тока. Литий-ионные аккумуляторы заряжаются от солнечных батарей на крыше автобуса. В темное время суток или в пасмурную погоду аккумуляторные батареи питает электрогенератор. Балансом между разными источниками энергии управляет бортовой компьютер.

Гибридная схема позволяет уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу британской столицы на 40% по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Это при том, что автобусы составляют 5% в общем автомобильном потоке Лондона.

Модель автобуса Wright SRM с двойным комбинированным приводом

Помимо электробусов на лондонских улицах эксплуатировались другие экипажи с низким уровнем выбросов. Например, 3 машины на водородном топливе курсировали по маршруту №25 с 2004 года, но позже были сняты. На маршруте №148 в 2008-2009 гг. работал опытный образец на этаноловом двигателе.

Новый Рутмастер – это не просто дань моде и тяга к футуризму. Переход к новым автобусам вызван вполне утилитарными причинами:

Новый лондонский автобус заимствовал у предшественника не только брендовый красный цвет, но и алюминиевую раму на кузове. Разработчики оставили классическую заднюю площадку, хотя и закрыли ее стеклянной дверью. Если на Рутмастере был только один постоянно открытый задний вход для пассажиров, то на новом «хозяине лондонских маршрутов» уже 3 двери. Добавили и вторую лестницу в передней части салона.

Салон нового лондонского автобуса

Ночные лондонские маршруты

Ночные автобусы начали курсировать в 1913-м и сегодня являются неотъемлемой частью лондонской автобусной сети. До 1961 года ночные маршруты были пронумерованы от 280 до 299. Позднее им присвоили префикс N, что позволило добавить еще несколько городских маршрутов.

Экскурсионные поездки на автобусах по Лондону

Туристические автобусы – привычное явление для любого крупного города. В Лондоне большинство из них двухэтажные с полностью или наполовину открытой верхней платформой. Туристам сидеть наверху удобнее: и воздух свежее и вид лучше.

Автобусы курсируют через исторические районы Лондона. Рассказ о проплывающих за окнами достопримечательностях ведут живые экскурсоводы либо включается запись. Особенность познавательных рейсов по Лондону в том, что турист не покупает билет от начала до конца поездки. Он может присоединиться к экскурсии на любой остановке и точно также выйти и продолжить путешествие по городу самостоятельно.

Экологичные автобусы Лондона

Загрязнение воздуха остается актуальным для Лондона, что заставляет местные власти и крупный бизнес искать решения проблемы. Одно из прогрессивных нововведений, способствующих снижению выбросов в атмосферу – электромобили. На сентябрь 2019-го столица Соединенного Королевства располагала более 200 автобусами, оснащенными автономными электротяговыми установками. Еще 78 новых электрических даблдекеров поступило в 2020-м.

Некоторые городские маршруты полностью обслуживаются автобусами на электротяге. Машины с низким уровнем выбросов целесообразнее использовать в центральных частях города, перегруженных транспортом и плотно заселенных людьми.

Междугороднее сообщение

Междугородний общественный транспорт связывает Лондон с другими городами как на островах Великобритании, так и на европейском континенте. В последнем случае автобусы преодолевают 39 км под проливом Ла-Манш на специальных челночных поездах. Автомашины въезжают в железнодорожный вагон на конечных станциях: Сангатт – во Франции и Фолкстон – в Англии. При этом водители и пассажиры остаются на своих местах.

Междугородние маршруты, а также направления на крупнейшие лондонские аэропорты – Хитроу, Гатвик, Станстед – обслуживает автобусный оператор National Express.

Легко ли переворачивается двухэтажный автобус?

Не так легко, как кажется со стороны. Сверху автобус намного легче, чем снизу. На уровне колес в качестве балласта инженеры поставили чугунные болванки, которые снижают центр тяжести транспортного средства и повышают его устойчивость на поворотах или при столкновении.

По такому же принципу проектируются и строятся многопалубные океанические лайнеры и гигантские сухогрузы. Корпус изготовлен из толстой и тяжелой стали, а надстройка из тонких алюминиевых листов или даже сэндвич-панелей.

Почему лондонский автобус красного цвета?

Красный цвет привлекает внимание и виден издалека. Красный автобус на улицах, застроенных домами из серого английского камня под вечно пасмурным дождливым небом – словно яркое пятно на фоне размеренных лондонских будней. Кроме того, красный – один из трех национальных цветов Великобритании.

Лондонские автобусы не все красного цвета и не все двухэтажные. Ознакомиться с типами автобусов британской столицы можно здесь. Жирным шрифтом выделены те модели, которые эксплуатируются в настоящее время.

Бывают ли в Лондоне трехэтажные автобусы?

На улицах городов планеты такие экземпляры пока не встречаются, точно также как не бывает трехпалубных пассажирских самолетов или поездов. Однако один экземпляр трехэтажного автобуса можно найти в предместье Лондона Уотфорд (Watford), где в 2010-м киноконцерн Warner Brothers открыл музей Гарри Поттера. Эта фиолетовая бандура появляется в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана» на 8 минуте.

Источник

Как называются британские автобусы

Некоторые виды общественного транспорта британской столицы не менее знамениты, чем ее самые известные достопримечательности. Например, красные двухэтажные автобусы (double decker) и легендарные черные такси-кэбы (black cabs).

Лондонские даблдекеры

041220154

Первые двухэтажные автобусы (омнибусы) стали курсировать по Лондону в 1829 году. Тогда они передвигались благодаря лошадиной упряжке. Их двухэтажная конструкция позволяла одновременно решить несколько задач:

Мировую известность двухэтажным автобусам Лондона принес красный Routemaster (переводится как «хозяин дорог»). Легендарный даблдекер был создан в 1954 году и активно эксплуатировался до 2005-го.

Одна из очевидных причин его ошеломляющей популярности — оригинальное решение входных-выходных дверей: открытая задняя платформа. Покинуть транспортное средство или сесть в него можно было на остановках, перекрестках, во время стояния в пробке или у светофора. Пассажиров даже не смущали частые случаи травматизма.

041220152

Одно- и двухэтажные автобусы по-прежнему остаются популярным видом столичного транспорта. Классические «Рутмастеры» (образца шестидесятых годов прошлого века) с 2005 года курсируют только по двум главным туристическим маршрутам Лондона: № 9 (начинается в западном районе Хаммерсмит, заканчивается между Вестминстером и Лондонским Сити) и № 15 (середина Риджент-стрит — восточная часть столицы, Тауэр Хилл). Высота этих автобусов 4 фута 4 1/2 дюйма (чуть больше 4,3 м). Верхний этаж бывает открытым (с низкими бортиками) и закрытым.

Современные даблдекеры бывают не только красными, встречаются модели и других цветов (принадлежащие частным компаниям). Обычно пассажиры входят в передние двери, показывая билет водителю. В некоторых автобусах вход расположен в задней части, а проездные документы проверяет и продает кондуктор.

В 2012 году на улицы Лондона вышел новый модернизированный двухэтажный автобус с двумя лестницами на второй этаж (крытый), тремя дверями, экономичным потреблением топлива, пандусом и специальным отсеком для инвалидного кресла. Он рассчитан на 87 пассажиров. Роскошный дизайн обновленного красного даблдекера разработал знаменитый британский дизайнер Томас Хизервик.

Такси-кэбы

041220156

Название «кэб» закрепилось за лондонскими такси в XIX столетии. Тогда это были открытые двухколесные повозки — кабриолеты. Современная система столичного такси располагает двумя видами транспорта: черными кэбами (black cabs) и мини-кэбами (mini-cabs).

Черные кэбы

041220155

Легендарные большие черные такси или «Хэкни», курсирующие по Лондону, повторяют дизайн популярной модели Austin FX4 1958 года выпуска. Это был результат сотрудничества компаний Austin, Overton и Mann. В отличие от распространенной во всем мире практики, автомобили изначально создавались только для использования в качестве такси. До восьмидесятых годов они были черными. Сегодня эта традиция соблюдается нестрого, дизайн машин также оживляют яркие рекламные изображения.

Современные кэбы (Fairway) рассчитаны на шесть посадочных мест («Мерседес Вито») или пять (London Taxis International). Они характеризуются исключительной надежностью и долговечностью. Лицензия на право управления такой машиной стоит недешево, кроме этого, необходимо пройти сложнейший экзамен на знание транспортных особенностей Лондона и пригородов. Водители черных кэбов досконально знают город. Неудивительно, что GPS-навигаторы в автомобилях — редкость (встречаются не более чем в 3 % машин).

В основном водители являются владельцами автомобилей, но тарифы определяет парламент. Проезд в легендарном такси дорог. Как правило, черные кэбы используют для поездок на короткие расстояния. Такси можно остановить прямо на улице (лицензия позволяет), найти на стоянке или заказать по телефону.

Мини-кэбы

041220153

Мини-кэбы — это обычные автомобили, выполняющие функции такси. Получить лицензию на управление такой машиной проще и дешевле, чем в ситуации с черными кэбами. Для пассажиров этот вариант такси тоже выгоднее.

Останавливать мини-кэб на улице запрещено. Можно только сделать заказ по телефону. Таксист, по закону, не может отказаться везти пассажира по указанному маршруту. Исключение составляют поездки протяженностью от 20 км.

Источник

Почему в Англии используют именно 2-этажные автобусы красного цвета

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Routemastermain

Routemastermain1

Красный двухэтажный автобус – один из наиболее узнаваемых символов Великобритании. Сегодня их можно увидеть на каждом туристическом проспекте, а также на страницах сайтов и буклетов, посвященным отдыху в Великобритании. Увидеть подобные автобусы можно по всей стране, но наиболее активно их эксплуатируют, конечно же, в Лондоне. Так откуда они взялись? Ответ лежит в глубинах истории.

375594324

На протяжении многих веков Лондон был многолюдным городом. Проблема логистики и транспортного обеспечения стояла в нем весьма остро с давних времен. Первые омнибусы появились в городе в 1820 году. Это были прототипы автобусов, транспортные средства способные перевозить множество людей, которые в качестве тягловой силы использовали лошадей.

Routemaster3

Поначалу омнибусы были простыми повозками, однако впоследствии их стали ставить на рельсы. Это позволило упростить и немного обезопасить перевозку. Число в людей в Лондоне продолжало расти, так же как и число желающих воспользоваться услугами омнибусов. Для того, чтобы брать на борт еще больше людей, перевозчики решили устанавливать на повозки дополнительный этаж. Нововведение очень быстро прижилось и пришлось по вкусу всем горожанам. Сделано это было в 1847 году.

Routemaster4

На самом деле первые омнибусы не отличались комфортом. Большинство горожан старалось не пользоваться ими без крайней нужды. Только в 1852 году была представлена модель двухэтажной повозки, которая могла предложить пассажирам хоть какой-то комфорт. Шли годы и десятилетия, на улицах Лондона стали появляться трамваи, а за ними пришли и автобусы с двигателем внутреннего сгорания. Мода на даблдекеры в среде перевозчиков не прошла, и новые транспортные средства делали под стать первых омнибусов с двумя этажами.

Routemaster5

Автобус, который стал визитной карточкой Лондона (и Великобритании), называется «Routemaster» или «Хозяин дорог». Первый автобус появился в 1954 году и стал предсказуемым продолжением традиции на даблдекеры. Многие конструкторские особенности в Routemaster уходят корнями еще к первым омнибусам. Речь идет не только о двух этажах, но также об отсутствии дверей – это позволяет покинуть автобус даже во время остановки в пробке или на красный свет.

Красный цвет Routemaster также выбран не просто так. Он делает автобус более заметным во время тумана, что делает движение по улицы закономерным образом более безопасным. Особенно актуально это для Лондона.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Двухэтажные автобусы Британии

Когда речь заходит о двухэтажных автобусах Британии, всем сразу вспоминается знаменитый красный капотник AEC Routemaster. Став символом английского городского автобуса, он не был при этом ни первым, ни даже самым многочисленным. Какие же ещё автобусы использовали в городах на Британских островах?

Конечно, далеко не все автобусы Великобритании были двухэтажными. Во все времена параллельно с ними существовали и привычные нам одноэтажные, а в последние годы – и сочленённые машины. Однако в крупных городах «даблдеккеры» (от английского doubledecker – двухпалубный) всегда использовали широко, особенно на центральных маршрутах – о них сегодня мы и будем говорить. Условно историю двухэтажников можно разделить на несколько эпох, из которых мы опустим первую, когда многочисленные производители вели активный поиск оптимальной конструкции автобуса.

Вторая эпоха наступила к концу Второй мировой войны. К этому времени облик и конструкция даблдеккеров уже устоялась, да и количество производителей уменьшилось с полусотни до десятка общенациональных.

Главным их потребителем, понятно, был столичный Лондон. Разумеется, он и задавал тон в использовании знаменитых символов. Его население превысило 1 миллион человек уже к 1775 году. Понятно, что большое население и узкие улочки породили необходимость во вместительном транспорте. И поскольку длина автобусов (как и троллейбусов) законодательно ограничивалась 30 футами (9,1 м), они начали расти вверх, породив знаменитые «двухпалубники».

Основным производителем городского транспорта Лондона с 1912 г. была компания AEC (Associated Equipment Company), которая принадлежала главной транспортной компании LGOC (London General Omnibus Company). В разное время AEC заключала соглашения с конкурентами, а также скупала их. Так, после войны в неё влились компании Crossley, Maudslay, а также известные кузовные ателье Park Royal и Charles H. Roe. В 1962 г. фирма слилась с Leyland.

01

Типовой машиной для Лондона с 1937 г. был двухэтажный капотный AEC Regent четырёх поколений (I, II, III и V) со всеми признаками типичных двухэтажных «бусов». Грузовое шасси с рессорной подвеской сначала комплектовали собственным 6-цилиндровым дизелем объёмом 7,7 л, позднее – объёмом 9,65 л, мощностью 125 л.с. при 1800 об/мин (некоторые – дизелями Gardner). На ранних моделях стояла ручная 4-ступенчатая коробка передач, позднее – полуавтоматическая AEC Monocontrol. В большинстве английских моделей на собственные шасси устанавливали кузова сторонних производителей. При длине 8,2 м Regent вмещал 26 сидений и 5 стоячих мест на нижнем ярусе, 30 – на втором. В последние годы длина выросла до 8,4 м, высота – до 4,23 м. Собственная масса – чуть больше 8 т. Типичным для всех лондонских машин решением была единственная площадка для входа (без двери) сзади. Всего было произведено больше 8000 машин всех поколений.

Его развитием и стал знаменитый Routemaster («Хозяин дорог»). О нём мы писали неоднократно, так что не будем углубляться. Заметим лишь, что его начали выпускать в 1956 г. параллельно с предыдущей моделью (поздние «Регалы» поступали в другие города до 1968 г.). Главные отличия – уменьшенная за счёт применения алюминия до 7300 кг собственная масса, возросшие габариты (длина – до 9,1 м, высота – 4400 см) и пассажировместимость – до 72 человек. Появились автоматические коробки передач, независимая передняя подвеска, пневмоусилитель тормозов. В период с 1956 по 1968 г. было построено чуть больше 2800 штук этой модели. Последние машины, выдержав несколько капитальных ремонтов, были сняты с маршрутов в Лондоне в 2005 г.

02

Главным конкурентом был другой капотный даблдеккер – Lodekka от Bristol. Как ясно из названия, фирма располагалась в одноимённом городе и принадлежала местной транспортной конторе Bristol Tramways and Carriage Co. Поэтому в Лондоне машины практически не использовали, и они получили гораздо меньшую известность. Хотя по конструкции они ничем не уступали конкурентам, а во многом их превосходили. Сама модель Lodekka была улучшенной версией предшественницы, серии К. Название было выбрано в связи с авторитетом экспериментальной серии машин разных марок Lowbridge, которые производил и Bristol. Идея состояла в относительно низком (4,05 м) кузове двухэтажного автобуса, что позволяло использовать его более широко, невзирая на мосты и железнодорожные переезды. Несмотря на кажущиеся преимущества, неудобство низких потолков не позволило им стать популярными.

03

04

Lodekka отличалась пониженной рамой с изогнутыми лонжеронами, а также портальным задним мостом. В результате вход был понижен на 10 см в сравнении с конкурентами. Вход был как традиционно сзади (на коротких версиях длиной 8,2 м), так и за передним мостом (на удлинённых – 9,1 м). Применялись 5- и 6-цилиндровые двигатели Gardner, реже Leyland или собственные. Устанавливали 4- и 5-ступенчатые коробки передач, сцепления Hardy Spicer и вакуумные усилители дисковых тормозов. Кроме того, вероятно, это был единственный автобус той эпохи, над формами которого работал профессионал, профессор сэр Роберт, баронет XVI Кейв-Браун-Кейв, по прозвищу «командир крыла». Он же разработал систему принудительной вентиляции пассажирского салона. Большинство кузовов изготовляло ателье Eastern Coach Works. В 1959 г. модель была обновлена и получила ровный пол первого этажа. За период с 1949 по 1968 г. было собрано 5200 машин серии Lodekka.

05

06

Говоря о Bristol Lodekka, нужно упомянуть о другой уважаемой автобусной фирме – Dennis. Не имея собственного капотного двухэтажника, она собирала машины Lodekka по лицензии под именем Loline (трёх поколений). Дело было взаимовыгодным: по требованию хозяина-государства сам Bristol не мог продавать машины коммерческим фирмам.

Среди менее известных ныне были и другие модели именитых тогда производителей капотных даблдеккеров: Daimler С, Leyland L, Guy Arab. Производили их и независимые кузовщики (Willowbrook, Weymann и др.) на шасси разных грузовых производителей.

07

Третья эпоха двухэтажников началась в середине 1960-х гг. прошлого века. Привычные капотники уже не удовлетворяли растущий объём перевозок. Двигатель съедал полезное пространство, вдобавок его расположение затрудняло доступ к нему. Тесная кабина сбоку не обеспечивала должной эргономики водителю, да и архаичные грузовые шасси становились вчерашним днём. Классические машины начинали уступать место передовым решениям – автобусам вагонной компоновки.

Окончательно эпоха классиков закончилась в 1968 г., когда появился знаменитый акт британского правительства «Bus Grant». Дело было в том, что привычный старый автобус обслуживали два человека – водитель и кондуктор. Это вело к удорожанию перевозок, и в новом акте (его называли OMO, «one-man-operated») предусматривалась 25%-ная компенсация при покупке нового автобуса, если в нём мог продавать билеты водитель. С этого момента на рынке появились машины нового образца, привычного для всей Европы облика. Правда, были попытки превратить и классические капотники в автобусы нового типа, но все они успеха не имели.

Новые автобусы получили наименование step-entrance (позже на континенте такие машины назвали полунизкопольными). Они увеличились в размерах: длина выросла до 10 м, высота – до 4,95 м. Естественно, значительно возросла и пассажировместимость, до 85 человек.

Эпохальным автобусом того периода стал заднемоторный Fleetline от авторитетного некогда Daimler (не путать с немецким концерном, тогда ещё Mercedes-Benz). По конструкции он не отличался от конкурентов, но имел необычной формы выделенный капот сзади, что облегчало ремонтные работы. Девяти-, а позднее 10-метровую машину оснащали разными двигателями марок Gardner, Leyland или Cummins (объёмом 10,5–11,3 л, мощностью 185–205 л.с.), кузов был от Park Royal или Metro-Cammell с одной или двумя дверями. Эта машина стала основной и для Лондона, и в период с 1961 по 1968 г. туда было поставлено 2646 Daimler Fleetline. После этого владелец марки вошёл в состав концерна Leyland, и выпуск продолжился под новым именем. Общее количество произведённых автобусов Fleetline к концу 1981 г. достигло 11 500 шт.

08

Leyland до того успешно конкурировал на рынке со своей моделью Atlantean, а позднее Titan и Olympian. Компания Bristol производила свою версию городской машины VRT, но традиционно в Лондон её не поставляли, и потому она осталась малоизвестной. Её особенностью стало вертикальное расположение двигателя в заднем левом углу кузова (откуда и аббревиатура), позднее ставшее популярным у других известных фирм.

09

10

11

К тому же периоду относится и появление на местном рынке европейских производителей. Так, знаменитое кузовное ателье MCW (слившиеся в 1966-м Metro-Cammell и Weimann) разработало собственную модель Metrobus. Необычным было применение собственных шасси, а также более низкой линии ветрового стекла слева, позволявшего водителю лучше видеть бордюры. Однако кроме своих впервые в истории с 1973 г. фирма стала использовать шасси Scania BR111DH. Модель получила имя «Metropolitan».

12

13 14

В том же году на рынке появился конкурент, автобус на шасси Volvo В55. Машину по имени AISLA производили по заказу одноимённого шотландского транспортного агентства, по совместительству дилера марки. Кузова заказывали в местном кузовном ателье Alexander, а несколько были изготовлены бельгийским Van Hool. Необычность машины была в том, что в отличие от конкурентов, двигатель располагался спереди. Но поскольку это был компактный турбодизель TD70 объёмом 6,7 л, много места он не занимал. Подобное решение встречалось и у других фирм, например, Dennis.

15

16

Английские автобусы того времени мало чем отличались от своих континентальных собратьев, помимо двухэтажности. Пневмоподвеска осей, дизели с турбонаддувом, автоматические коробки передач (в том числе именитых фирм Voith, ZF), ширмовые двери, полу- или несущие алюминиевые кузова – всё соответствовало мировым тенденциям.

В середине 1980-х гг. местные производители, борясь за пассажировместимость, предложили транспортникам своё видение 3-осных городских машин. Однако в отличие от материка 13-метровые по длине, но почти 5-метровые по высоте машины управлялись тяжело, и транспортники их не приняли; в эксплуатации были считанные единицы.

Тем временем наступил очередной, четвёртый, этап развития городских двухэтажников. Он был вызван в 1995 г. появлением Акта об инвалидах, предъявивший специальные требования к перевозке инвалидных кресел, колясок и т.д. Как и во всей Европе, в Великобритании появились низкопольные автобусы. Большинство из них до сих пор производят местные фирмы, много раз пережившие слияния и поглощения, но на шасси в основном европейских марок.

Самой первой в 1998 г. в эксплуатацию была введена машина Optare Spectra, причём на шасси DAF DB250LF. Это кузовное ателье, основанное в 1985 г. на базе исторического Charles H. Roe, принадлежит американской NABI (бывший, кстати, Ikarus of USA). Образовав союз с автобусным отделением DAF, оно выкупило права на серию MCW Metrobus, – так появилась Spectra. Добавим, что позднее Optare купила кузовное ателье East Lancashire Coachbuilders, а сама стала собственностью индийской группы Ashok Leyland.

18

Кстати, в последние годы на местном рынке активно проявляют себя лишь несколько европейских фирм. Больше других – шведы. Так, Volvo в 1986 г. выкупила автобусное отделение Leyland, и с тех пор серьёзная доля даблдеккеров строится на её шасси. Другой игрок – Scania, предлагавшая свою низкопольную модель с кузовом East Lancashire, позднее Optare.

21

А вторым местным основным игроком стала группа Alexander-Dennis. Ранее бывшие независимыми, фирмы вместе представили свой низкопольный автобус Alexander ALX400 (с алюминиевым кузовом) на шасси Dennis Trident в 1999 г. Объединившись, Alexander-Dennis продолжает производить 2-осную городскую серию Enviro400 и 3-осную Enviro500 (в основном на экспорт). Первую, 84-местную машину, комплектуют широким рядом дизелей Cummins/ MAN/ Volvo/ Scania уровня Euro 5 и автоматическими коробками передач Voith или ZF. Последняя версия машины, Enviro400Н, – гибрид, оснащённый параллельным приводом GM-Allison.

19

24

22

23

Третий крупный игрок местного рынка – компания Wright. Кузовное ателье, основанное в 1946 г., традиционно сотрудничало с Dennis. Однако в последние годы тесно сошлось с Volvo, используя его шасси (ранее B7ТL, теперь B9ТL). В комплектации для Лондона вмещает 91 пассажира, включая 74 посадочных места. Основная доля машин на шасси Volvo называется Eclipse Gemini, на шасси бельгийской VDL – Pulsar Gemini. Есть и собственная гибридная версия с Siemens в виде партнёра.

С этой фирмой связано последнее событие на автобусном рынке двухэтажников – проект «Новый автобус для Лондона» (NB4L).

17

Начиная с 2005 г., когда последние «классические» автобусы были сняты с маршрутов, тогдашний мэр Лондона взял курс на их замену сочленёнными автобусами. Это нарушение традиций вызвало ожесточённые нападки лондонцев. И выбранный в 2008 г. новый мэр, Борис Джонсон, объявил о программе создания нового лондонского автобуса.

К делу подошли серьёзно. Объявленный дизайнерский проект выиграло ателье Томаса Хитервика. Конкурс на производство выиграла фирма Wright, победившая именитых участников: Alexander-Dennis, Evobus, Hispano, Optare, Scania. Шасси – новое облегчённое Volvo B5TL с портальным задним мостом ZF и электронно-управляемой пневмоподвеской. Привод гибридный, дизельный двигатель Cummins ISLe Euro VI плюс электродвигатель Siemens с мотор-колёсами. Питание от литий-йонных или установленных на крыше солнечных батарей. Алюминиевый кузов имеет 3 двери, 2 лестницы и вмещает 87 пассажиров. На верхней палубе 40 сидений, внизу – 22 + место для инвалидной коляски. Само собой, есть система «приседания» на остановке – kneeling. И, что впервые на городских автобусах, светодиодные фары с ходовыми огнями. Примечательно, что новейший «даблдеккер» имеет официальное название – ну, конечно, Routemaster! При этом есть у него и прозвище «Борис-бус», в честь мэра-инициатора. Первый автобус вышел на лондонскую линию в феврале 2012 г., а к 2016 г. планируется выпустить 600 штук. Так что история британского «двухпалубника» продолжается.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector