Как называются горные евреи

woman 1853936 1920 Советы на день

Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана горские евреи

Таты-иудеи Азербайджана и Дагестана «горские евреи»

26.1.2008, автор Bigoss

Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.

В горах евреи жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Была распространена полигамия.

Во время Кавказской войны многие иудеи были насильно обращены в ислам. Отношение со стороны мусульман стало презрительным, часто евреям приходилось платить унизительный налог диш-эгриси – «плата за зубную боль, которая возникла после того как мусульманин поел в доме иудея». Процесс смешения и смены религии не затронул этническое самосознание татов-иудеев Северного Кавказа, которые, по-прежнему, считают себя частью еврейского народа, называя себя «горскими евреями», а некоторые даже поддерживают связи с Израилем.

Впервые термин «горские евреи» был применён в отношении татов-иудеев Северного Кавказа в 19 в., но среди кавказских народов распространения не получил, поэтому ТИ известны среди своих соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат, татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли татуаджикли».

Тато-еврейский является одним из 10 официальных языков Дагестана.
Примечателен факт, что во время непродолжительной немецкой оккупации Северного Кавказа были уничтожены евреи западного Кавказа, а евреи Нальчика и Грозного явились для немцев «неизвестной этнической группой» и готовились к изучению.

Преследования горских евреев продолжились в послесталинское время. Газета «Коммунист» обвиняла евреев в «добавлении мусульманской крови в пасхальное вино». Нападения на евреев происходили в Нальчике в конце 70-ых на фоне их массового выезда в Израиль (…вы уезжаете, а нам тут куковать…).

Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи Азербайджана, жившие в основном, в Баку были также немногочисленны и многие из них предпочли мигрировать в конце 20 века либо в Израиль, либо в Россию.

26.1.2008, автор Bigoss

Татский и тато-еврейский языки относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.

— Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.

— Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.

— Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.

До начала 20 века бытовал народный наддиалектный язык, общий для всех татов Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от татского – письменный. Первоначально использовалось квадратное еврейское письмо, затем – латиница, кириллица.

• Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:

девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.

• Диалекты еврейско-татского языка (северные диалекты, кавказит, дагестанит) – присутствует широкий пласт еврейско-арамейских заимствований, архаичной персидской лексики и влияние северокавказских языков в области фонетики:

дербентский, махачкалинско-нальчикский (кайтагский), кубинский (г. Куба в Азербайджане), варташенский/ширванский (слабоизученный).

К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального «v», которое во всех остальных иранских перешло в «b». Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.
_____________________
таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.

горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.
_________________
Таты это вообще не национальность,это обозначение географического населения данного народа,в данном случает таты-армяне это армяне проживающие в основном в Шемахинском районе современного Азербайджана,в прошлом Восточной Армении. Шемаха был армянским городом,ему 2500 лет,через него проходил Шелковый путь.

Лично мои корни тоже из Матрасы Шемахинского района, там всегда жили армяне, именно армяне, а не кто то армянезированный. Сам лично составлял недавно гениологическое древо и убедился ещё раз в этом.

По количеству официальных языков Дагестан может побить все рекорды. СМИ даже называли конкретные цифры – 28 языков.

Источник

Евреи горские

Горские евреи: джигиты иудейской веры

b62c830ff93525958a9ba23d24cccf95

Горские евреи – это субэтническая группа евреев, которая сформировалась на Северном и Восточном Кавказе. Из этой статьи вы узнаете о том где живут горские евреи, какая у них численность, язк, внешность, история, религия и многое другое.

Этноним горские евреи

Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называют себя жугьур [джуhур], джуур, дхухур, во множественном числе – жугьургьо, джухурхо, а также гьивр.

Где живут горские евреи

До середины XIX века горские евреи жили главным образом на юге Дагестана – в Кайтагском районе, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а потом начали переселяться и на север тоже. Горские евреи также традиционно проживали своими общинами в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в деревнях Азербайджана. В XX веке до начала массового выезда советских евреев в Израиль в 70-е годы горские евреи жили также в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае.

Всего в мире насчитывается более 250 тысяч горских евреев. Большинство из них в настоящее время проживают в Израиле (140-160 тысяч), а также в США (40 тысяч). 7 тысяч горских евреев живут в Азербайджане, 4 тысячи – в Германии, 2 тысячи – в Канаде и 1 тысяча – в Австрии.

Синагога горских евреев есть даже в столице Китая Пекине.

По неофициальным данным, горская община евреев в России насчитывает около 30 тысяч человек.

Язык горских евреев

Большинство лингвистов считают, что горские евреи говорят на диалекте татского языка (татами называются выходцы из Персии, которые, как и евреи, спасались на Кавказе от междоусобиц). Но сами представители этого народа утверждают, что их родной язык джуури (или «дхухури») похож на татский не больше, чем идиш похож на немецкий язык.

Тем не менее, учёные относят джухури к иранской ветви индоевропейских языков, хоть он и отличается от татского заимствованиями из иврита, а также такими семитскими особенностями, как, например, звук «айн».

До начала XX века горские евреи использовали древнееврейскую письменность, потом перешли на латиницу, а в 30-е годы XX века – на кириллицу.

Внешность горских евреев

Часть учёных считают, что горские евреи произошли от лезгинов, другие идентифицируют их с осетинами, чеченцами и аварцами, поскольку их материальная культура и социальная структура по внешним признакам не слишком отличается от культуры других кавказских народов, а генетические исследования подтверждают это родство. Соответственно и внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.

vc8p8z

История горских евреев

В 1254 году фламандский путешественник монах Б. Рубруквис писал о «большом количестве евреев» на всём Восточном Кавказе. Египетский историк Тагриберди в XV веке рассказывал о еврейских купцах из «Черкесии», которые торговали в Каире.

Считается, что предки горских евреев были выходцами из Персии (Северный Иран) и обосновались в Кавказской Албании в V-VI веках, перенимая обычаи, традиции и язык местных татов. По легенде, царь Ассирии Саргон насильно переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские».

Всего вероятнее, что персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а впоследствии вместе с другими татоязычными народами – спасаясь от вторжения кочевников (тюрок-огузов).

Впрочем, есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.

По другой версии, горские евреи – это обращённые в иудаизм таты. Хотя существует и противоположная точка зрения: что таты-мусульмане – это бывшие горские евреи.

Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до появления Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли приют у горских.

Горским евреям было нелегко уживаться с мусульманскими соседями.

В дороссийский период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманским населением регулировались так называемыми Омаровыми законами, при этом горские евреи вынуждены были платить мусульманским правителям дань за покровительство, а также выполнять разные тяжёлые и грязные работы, которыми брезговали мусульмане. Среди унижений, которым мусульмане подвергали горских евреев, было, например, такое: мусульманские воины взимали «диш-эгриси» (плату за «причинение зубной боли») с еврея, в доме которого они столовались.

Евреи некоторых районов Дагестана продолжали платить мусульманским правителям харадж (дань) вплоть до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к помещикам.

Только когда на Кавказ пришли российские войска, немногочисленная этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала переселяться из высокогорных сёл на границе Азербайджана и Дагестана на побережье Каспия – в основном в крупные города и основанные русскими крепости.

Однако к середине XVIII века шах Ирана пошёл в наступление на Дагестан и почти полностью уничтожил несколько поселений горских евреев. Но в начале XIX века Россия взяли под свою власть большинство районов, где проживали горские евреи.

Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859 годы) жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам. И тогда главы общины горских евреев Дербента написали к императору Николаю I обращение на иврите, прося собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России.

В конце XIX века в Дагестан зачастили посланцы из Иерусалима, которые собирали деньги для халукки. Одновременно начался отток горских евреев на землю обетованную и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.

В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы отправил своего сына Элияху в Высшее техническое училище Москвы и тот стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке.

После Октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно включились в борьбу советской власти с местными мусульманскими сепаратистами и по некоторым оценкам составляли около 70 % красногвардейцев.

Во время Второй мировой войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, но полностью уничтожить там всё еврейское население не успели, по всей видимости, ожидая более чётких указаний из центра относительно неизвестной им этнической группы.

После Великой Отечественной войны советские власти усилили наступление на иудаизм. Было отменено преподавание на еврейско-татском языке, прекратился выпуск газеты «Захматкаш» и свёрнута вся литературная деятельность на еврейско-татском языке. Эта газета стала снова выходить только в 1975 году – в виде попущения властей после того, как усилилось движение горских евреев за репатриацию.

Религия горских евреев

Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в итоге их приверженность религии предков оказалась настолько сильна, что побудила Хазарский каганат принять еврейскую веру.

Борясь с исламизацией, иудеи неоднократно подвергались гонениям. И только религия, а также твёрдое следование канонам иудаизма позволили им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою яркую самобытность.

В современных общинах горских евреев обязательно есть своя, «горская», синагога, свои раввины (даяны), свои проповедники в храме (нумазы), свои учителя. Горские евреи продолжают называть религиозные праздники по-своему. Например, Пасха у них «Нисону», Пурим – «Гомуну» и так далее.

Традиции горских евреев

До советского времени горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включали три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них была распространена полигамия, но у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.

Несколько больших семей, ведущих родословную от общего предка, образовывали тухум (буквально – «семя»).

В случае неисполнения обычая кровной мести еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.

В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Например, общиной горских евреев в Дербенте руководили три избранных человека: глава и два его заместителя.

Главный раввин города избирался руководителями общины.

В остальном культура джухурхо, как уже было сказано, не сильно отличаются от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются адатам – то есть, законам основанным на обычаях куначества и кровной мести. У них так же было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве.

Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа и поэтому до сих пор трепетно относятся к землячеству, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели только кашерную пищу.

Занятия и ремёсла горских евреев

Горские евреи с глубокой древности сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным.

Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград.

Из еврейских горских виноделов вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.

Горские евреи, кроме того, издавна практиковали кожевенное ремесло, но после того, как российские власти в начале XX века запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, эта отрасль пришла в упадок.

Кухня горских евреев

Многие горские евреи соблюдают кашрут – запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами.

Кроме того, горские евреи соблюдают традицию выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.

Песни горских евреев

У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в неконфессиональном фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя неметризованный речетатив в пределах небольшого диапазона. Таким образом они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.

Большое значение в культуре горских евреев имеют также обрядовые песни. Например, начало полевых работ у них сопровождалось песней «Мигьи’д хори’ дурини’», дождь они вызывали песне «Гуди’л, гуди’л».

У горских евреев, существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы, и каждая церемония (шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей…) сопровождается отдельной музыкальной композицией.

Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребёнок учится ходить.

Поминальные обряды горских евреев сопровождаются плакальщицами, которые исполняют традиционные плачи и причитания («гирьегъо’», «домоё’с»).

Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар – рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года.

Известные горские евреи

Лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. Самой любимой женой Шамиля, с которой у него получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка – Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.

В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).

Одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рувимович Рабаев.

Также известны писатели Хизгил Давидович Авшалумов и Миши Юсупович Бахшиев, а Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Пинхасович Гуршумов.

Кроме того, в Израиле среди горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль).

В бизнесе наибольшую известность получил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Евреи горские

Евреи горские

Горские евреи
Общая численность: 110 тысяч (оценка)
Расселение: 22px flag of israel.svg Израиль: 50—70 тыс.,

22px flag of azerbaijan.svg Азербайджан: 12—37 тыс. (оценка),
22px flag of russia.svg Россия: 3,3—20 тыс. (оценка),
22px flag of the united states.svg США: ок. 10 тыс.,
22px flag of germany.svg Германия: более 1 тыс.,
22px flag of austria.svg Австрия: до 1 тыс.

Религия: Иудаизм Родственные народы: Этнические группы евреев

Го́рские евре́и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.

Содержание

Общие сведения

Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-татским языком); распространены также иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык.

Общая численность около 110 тыс. чел. (2006, оценка), из них:

Делятся на 5 локальных групп:

История

По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи, возможно, остатки хазар и др.

Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и админстративных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке, Нальчике, Джегонасе и др.

В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Израиль. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.). В 1920—30-е гг. развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 20-х годов ХХ в. в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В этоже время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенчиских поселка имени Ларина и имени Калинина, но большая часть жителей этих поселков вымерла. Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года создаются горско-еврейские колхозы в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Все их жители погибли во время Холокоста в конце 1942 года. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР.

220px nalchikjewishcemetery

В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии. В Нью-Йорке (Бруклин) издаётся газета на русском и еврейско-татском языках.

Традиционная культура

180px qubasyn

До середины XIX века основным занятием были садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.

До начала 1930-х годов поселения состояли из 3-5 больших 3-4-поколенных патриархальных семьей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками].

В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В сер. XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и Азербайджана.

Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер). Была развита демонология и вера в духов (Земирей — посылатель дождя, Иле-Нови — Илья-пророк, Ождегое-Мар — домовой, Сер-Ови — водяной и т. п.), праздники в честь духов весны (Кесен-Бой) и осени (Гудур-Бой); известны девичьи гадания Кесен-Бой.

Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Известные представители

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Евреи горские» в других словарях:

евреи горские — евреи горские, см. Горские евреи.Этнонимы: евреи горские … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Евреи — יהודים Альберт Эйнштей … Википедия

Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Горские евреи — джуhур … Википедия

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ — (самоназвание джухур) народность общей численностью 19 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 11 тыс. чел., в т.ч. Азербайджан 5 тыс. чел., Дагестан 4 тыс. чел., Кабардино Балкария 3 тыс. чел. Другие страны расселения:… … Современная энциклопедия

Горские евреи — (самоназвание джухур) народность общей численностью 19 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 11 тыс. чел., в т.ч. Азербайджан 5 тыс. чел., Дагестан 4 тыс. чел., Кабардино Балкария 3 тыс. чел. Другие страны расселения:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

горские евреи — (самоназвание джухур), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино Балкарии 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане 5,5 тыс.… … Энциклопедический словарь

Евреи в Азербайджане — На территории современного Азербайджана функционируют три еврейские общины: 1 Община горских евреев, проживающих в основном в Губе (поселок Красная Слобода) и Баку; 2 Община евреев ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в… … Википедия

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ — народность, живущая гл. обр. в Даг. АССР, а также в Азерб. ССР и на Сев. Кавказе. Числ. 30 т. ч. (1959). Язык татский, сев. зап. группы иран. языков; имеется письменность. Осн. занятие земледелие (виноградарство, садоводство, зерновые). Г. е.… … Советская историческая энциклопедия

Евреи грузинские — Грузинские евреи (эбраэли) грузино еврейский этнос, сформировавшийся на территории Грузии из иудеев, мигрировавших в этот район в разные исторические эпохи, начиная с эллинистических времён. Говорят на диалекте грузинского языка (иудео… … Википедия

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector