Как называются готические крыши

fashion 1031469 1920 Советы на день

История архитектуры

Вы здесь

Готические крыши

Античные архитекторы, строившие в Галлии, применяли систему римских крыш с малозаметным уклоном. Но вскоре убедились, что этот способ покрытия, пригодный для того климата, где он возник, мало подходит для Франции, так как он недостаточно обеспечивает сток дождевых вод и особенно удаление снега.

Романская эпоха сделала попытку создать крутые крыши, а готическая их приняла. Действительно, уклон крыши редко бывает меньше ½ (45°); в общем он достигает угла равностороннего треугольника (60°) или даже превышает его.

При небольшом уклоне кровля удерживалась силой трения. Но в дальнейшем нельзя было рассчитывать на простое трение. Поэтому для более умеренных скатов обычно применяется желобчатая черепица, снабженная шипами (рис. 214). Для очень же крутых скатов употребляют или плоские черепицы с шипами, или прикрепляемые гвоздями шиферные дощечки, или свинцовые листы.

gotika 214
Рис. 214

КОНСТРУКЦИЯ КРЫШ

Увеличение уклона крыши влечет за собою не только новый способ устройства кровель, но и полное преобразование стропильной системы. При пологой крыше вспомогательным стропильным ногам не грозила опасность скольжения: концы этих стропил свободно лежали на прогонах и передавали им вес кровли. Чтобы предупредить скольжение, ограничивались скреплением верхних концов парных стропил.

Но для крыш с более крутым скатом такое скрепление стропил было бы недостаточным; поэтому скольжение предупреждается тем, что спаренные стропила укрепляются на стенах при помощи башмаков Р, играющих роль опоры (рис. 215).

gotika 215
Рис. 215

В этом и заключается отправной пункт всех изменений крыши. Укрепленная таким образом у самого своего основания, пара стропильных ног образует настоящую ферму, которая покоится на своих опорных башмаках и может держаться и без затяжек.

Крутой наклон стропил ослабляет опасность их прогиба; но еще лучше, чем продольные прогоны, предохраняет от прогиба система подкосов и распорок (Е). Подмоги и основные затяжки, служившие им опорой, уничтожаются, зато добавляется система распорок и подкосов Е. От системы крыш на фермах переходят к системе крыш на висячих стропилах без прогонов.

Но остается еще предупредить два рода осложнений: опасность сдвига нижних концов стропил и продольного опрокидывания. Чтобы предотвращать расхождение нижних концов стропил М, их укрепляют на продольных мауэрлатах; упираясь башмаками Р в мауэрлаты, все стропила попарно скрепляются между собой, а на известных промежутках вводится затяжка Т, которая не позволяет им расходиться. В том месте, где находится затяжка, ставится более солидная пара стропил, снабженная бабкой; наконец, чтобы предупредить продольное опрокидывание, на бабках укрепляют продольную ферму, проходящую под коньком и укрепляющую всю крышу.

gotika 216
Рис. 216

Таковы главные конструкции крыш, которые становятся преобладающими в готической архитектуре. Чтобы уточнить их, мы сопоставляем рис. 216 и 217.

Чертеж крыши V (рис. 216) воспроизводит старые традиции, чертеж L (рис. 216) — первые шаги к новой системе, чертежи R и 5 (рис. 217) полное развитие новой системы. Крыша V существует в Виньори; примеры L, R и S взяты из двух маленьких церквей в Шампани (Ларзикур и Гейльц ле Морю). В Виньори (V) крышу составляли, по античным традициям, главные фермы, поддерживающие посредством подмог всю тяжесть кровли.

gotika 217
Рис. 217

На чертеже L эти подмоги исчезли; стропила опираются непосредственно своими башмаками на опорную площадку, образованную двумя мауэрлатами; здесь налицо еще напоминание о романской ферме в виде ригеля и бабки, но назначение ригеля заключается исключительно в том, чтобы создать затяжку, необходимую для воспринятая распора, а бабка уменьшает нагрузку этой затяжки и поддерживает подконьковую ферму.

Наконец, в R и S уже не остается ничего от античной фермы: главные стропильные пары S отличаются от второстепенных стропильных пар лишь наличием затяжки, воспринимающей распор, и наличием бабки, в которую врезывается подконьковая продольная ферма. Для определения даты этой системы надо заметить, что крыша L принадлежит церкви, имеющей все характерные черты романского стиля, а это позволяет нам отнести эту систему по крайней мере к последнему периоду романской архитектуры.

Что касается плотничной сборки готической крыши, то здесь применяются самые простые приемы. Соединения обычно выполняются не на врубках, а при помощи шипов и нагелей (рис. 216, А). Соединение на врубках (В) употребляется только в том случае, когда элементы пересекаются под очень острым углом. Когда надо соединить два вдоль идущих элемента (деталь С), употребляют деревянные хомуты с деревянными же нагелями; железные скобы вводятся в употребление лишь в XIV в. и встречаются редко: каждый цех считает для себя вопросом чести обходиться без чуждой помощи, и плотник прибегает к помощи кузнеца только в случае крайней необходимости.

Перейдем к рассмотрению главных случаев применения этой системы и ее вариантов.

Глава «Готические крыши» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Типы крыш в готической архитектуре

Односкатные крыши. — Мы уже указывали, что готические архитекторы оказывали предпочтение крышам с очень крутым скатом. Сильный уклон не причиняет никаких затруднений, когда дело касается перекрытия изолированного нефа, где нет никаких препятствий для любой высоты крыши. Но совсем иначе обстоит дело с односкатными крышами, покрывающими боковые нефы. Придать крутой уклон этим крышам — значит сильно увеличить высоту всего здания. Поэтому нередко можно встретить в одной и той же церкви очень высокую крышу на центральном нефе и очень пологий скат на боковых нефах.

При пологом скате система стропил с прогонами была наиболее подходящей. Ее применяли без всяких колебаний для боковых нефов даже в тех случаях, когда стропильная система центрального нефа состояла из независимых стропильных пар. Неф собора в Ларзикуре (рис. 216) дает нам один из самых ранних примеров такой крыши без затяжек и подмог; но на боковых нефах этой же церкви стропильные ноги имеют подмоги, детали которых мы приводим на рис. 228, L. Мало-помалу система неусиленных стропильных ног начинает применяться и к боковым нефам, а к XIII в. встречаются уже сооружения такого типа, как приведенные на рис. 228, Р.

gotika 228

Рис. 228

Перекрытие нескольких нефов одной крышей. — Иногда пытались перекрыть два или даже три нефа одной крышей. Подобный прием, который можно наблюдать в соборе в Пуатье, придает крыше чрезмерную высоту. Только гражданская архитектура избежала этого преувеличения; в своем месте мы укажем примеры светских зданий с несколькими нефами, из которых каждый имеет свою крышу.

Решение, примененное в гражданской архитектуре, дает заметную экономию средств, но оно же неизбежно создает разжелобки, в которых скопляется снег; именно этого неудобства избежали в Пуатье, сделав одну большую крышу.

Вальмовые крыши; крыши над многоугольным и круглым планом. — Где только возможно, крыша заканчивается простым щипцом. Готические архитекторы допускают сложные формы, когда их нельзя избежать, но без нужды они никогда не стремятся к сложности. Щипец является естественным завершением двускатной крыши, вальмовая крыша появляется только в середине XIII в. (капеллы хора в Амьенском соборе).

При многоугольных и круглых планах абсид трудно избежать напрашивающихся пирамидальных или конических крыш. Крыши подобного рода, как и вальмовые, требуют угловых накосных стропил, которые связываются при помощи радиальных затяжек. Рис. 229 показывает расположение этих затяжек в различных случаях.

gotika 229

Рис. 229

СПОСОБЫ ОТВЕДЕНИЯ ДОЖДЕВЫХ ВОД

До XIII в. кровли не имеют желобов: вода стекает потоками с крыш центрального нефа на крыши боковых нефов, а оттуда — на землю; она падает у самого основания стены и размывает почву. Лишь очень поздно начинают думать о том, как бы избежать этого неудобства, и восстанавливают античные желоба. Вода с крыши собирается в желоба, а длинные водосточные трубы отводят ее от основания стены.

Но этот способ еще не был найден в то время, как строились абсиды Реймского собора (около 1220 г.); только в середине XIII в. на вершине стен боковых нефов появляются желоба. Но к этим желобам боковых нефов надо было еще подвести воду с крыши центрального нефа. Сначала вода стекала прямо на кровли боковых нефов, что вызывало их повреждение. Затем стали помещать желоба по краю крыши центрального нефа, а на некоторых зданиях, как над хором в Амьенском соборе, пытались даже устроить сток для воды по идущим вниз трубам; но в общем предпочитали открытые водостоки. Мы уже видели, как в XIII в., наряду с желобами, устраивались канавки на скате аркбутанов; в принципе трудно было придумать что-нибудь более простое, но мы уже говорили о тех осложнениях, которые повлекло за собой это нововведение.

СООРУЖЕНИЕ КРЫШИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ГОТИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ

Так как крыши предназначались прежде всего для защиты сводов, то было вполне естественно устанавливать их раньше сводов. Рисунок Виллара де Гоннекур не только подтверждает эту гипотезу, но и дает нам представление о всей последовательности работ на готической постройке. Виллар показывает нам верхние части Реймского собора такими, какими они «должны» быть, т. е. в незаконченном виде. Он изображает боковые нефы уже покрытыми крышей, в то время как центральный свод еще не возведен, но все подготовительные работы уже выполнены и установлены затяжки, которые должны поддерживать свод до тех пор, пока он не получит нагрузки; рисунок показывает только что заложенные аркбутаны, причем под колонками, которые должны были иметь вертикальную слоистость, временно положены простые камни. Из этого достоверного документа вытекает, что работы производились в такой последовательности (рис. 230):

Сперва выкладывали устои большого свода и соединяли их на уровне пят свода временными затяжками. Затем устанавливали крышу и под ее защитой возводили своды большого нефа. Аркбутаны сооружались одновременно со сводами, а затяжки воспринимали возникающий распор до тех пор, пока будут закончены опорные элементы.

gotika 230

Рис. 230

Во время постройки самая крыша служила существенным элементом устойчивости. Она не только увеличивала устойчивость своей тяжестью, но ее затяжки над сводом играли роль, равносильную роли затяжек на уровне пят свода. Установка монолитных колонок была последней операцией.

Мы закончили анализ основных масс сооружения. Теперь мы приступим к анализу отдельных его частей, как сделали это по отношению к романской архитектуре, и последовательно рассмотрим детали и формы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Источник

История архитектуры

Вы здесь

Типы крыш в готической архитектуре

Односкатные крыши. — Мы уже указывали, что готические архитекторы оказывали предпочтение крышам с очень крутым скатом. Сильный уклон не причиняет никаких затруднений, когда дело касается перекрытия изолированного нефа, где нет никаких препятствий для любой высоты крыши. Но совсем иначе обстоит дело с односкатными крышами, покрывающими боковые нефы. Придать крутой уклон этим крышам — значит сильно увеличить высоту всего здания. Поэтому нередко можно встретить в одной и той же церкви очень высокую крышу на центральном нефе и очень пологий скат на боковых нефах.

При пологом скате система стропил с прогонами была наиболее подходящей. Ее применяли без всяких колебаний для боковых нефов даже в тех случаях, когда стропильная система центрального нефа состояла из независимых стропильных пар. Неф собора в Ларзикуре (рис. 216) дает нам один из самых ранних примеров такой крыши без затяжек и подмог; но на боковых нефах этой же церкви стропильные ноги имеют подмоги, детали которых мы приводим на рис. 228, L. Мало-помалу система неусиленных стропильных ног начинает применяться и к боковым нефам, а к XIII в. встречаются уже сооружения такого типа, как приведенные на рис. 228, Р.

gotika 228
Рис. 228

Перекрытие нескольких нефов одной крышей. — Иногда пытались перекрыть два или даже три нефа одной крышей. Подобный прием, который можно наблюдать в соборе в Пуатье, придает крыше чрезмерную высоту. Только гражданская архитектура избежала этого преувеличения; в своем месте мы укажем примеры светских зданий с несколькими нефами, из которых каждый имеет свою крышу.

Решение, примененное в гражданской архитектуре, дает заметную экономию средств, но оно же неизбежно создает разжелобки, в которых скопляется снег; именно этого неудобства избежали в Пуатье, сделав одну большую крышу.

Вальмовые крыши; крыши над многоугольным и круглым планом. — Где только возможно, крыша заканчивается простым щипцом. Готические архитекторы допускают сложные формы, когда их нельзя избежать, но без нужды они никогда не стремятся к сложности. Щипец является естественным завершением двускатной крыши, вальмовая крыша появляется только в середине XIII в. (капеллы хора в Амьенском соборе).

При многоугольных и круглых планах абсид трудно избежать напрашивающихся пирамидальных или конических крыш. Крыши подобного рода, как и вальмовые, требуют угловых накосных стропил, которые связываются при помощи радиальных затяжек. Рис. 229 показывает расположение этих затяжек в различных случаях.

gotika 229
Рис. 229

СПОСОБЫ ОТВЕДЕНИЯ ДОЖДЕВЫХ ВОД

До XIII в. кровли не имеют желобов: вода стекает потоками с крыш центрального нефа на крыши боковых нефов, а оттуда — на землю; она падает у самого основания стены и размывает почву. Лишь очень поздно начинают думать о том, как бы избежать этого неудобства, и восстанавливают античные желоба. Вода с крыши собирается в желоба, а длинные водосточные трубы отводят ее от основания стены.

Но этот способ еще не был найден в то время, как строились абсиды Реймского собора (около 1220 г.); только в середине XIII в. на вершине стен боковых нефов появляются желоба. Но к этим желобам боковых нефов надо было еще подвести воду с крыши центрального нефа. Сначала вода стекала прямо на кровли боковых нефов, что вызывало их повреждение. Затем стали помещать желоба по краю крыши центрального нефа, а на некоторых зданиях, как над хором в Амьенском соборе, пытались даже устроить сток для воды по идущим вниз трубам; но в общем предпочитали открытые водостоки. Мы уже видели, как в XIII в., наряду с желобами, устраивались канавки на скате аркбутанов; в принципе трудно было придумать что-нибудь более простое, но мы уже говорили о тех осложнениях, которые повлекло за собой это нововведение.

СООРУЖЕНИЕ КРЫШИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ГОТИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ

Так как крыши предназначались прежде всего для защиты сводов, то было вполне естественно устанавливать их раньше сводов. Рисунок Виллара де Гоннекур не только подтверждает эту гипотезу, но и дает нам представление о всей последовательности работ на готической постройке. Виллар показывает нам верхние части Реймского собора такими, какими они «должны» быть, т. е. в незаконченном виде. Он изображает боковые нефы уже покрытыми крышей, в то время как центральный свод еще не возведен, но все подготовительные работы уже выполнены и установлены затяжки, которые должны поддерживать свод до тех пор, пока он не получит нагрузки; рисунок показывает только что заложенные аркбутаны, причем под колонками, которые должны были иметь вертикальную слоистость, временно положены простые камни. Из этого достоверного документа вытекает, что работы производились в такой последовательности (рис. 230):

Сперва выкладывали устои большого свода и соединяли их на уровне пят свода временными затяжками. Затем устанавливали крышу и под ее защитой возводили своды большого нефа. Аркбутаны сооружались одновременно со сводами, а затяжки воспринимали возникающий распор до тех пор, пока будут закончены опорные элементы.

gotika 230
Рис. 230

Во время постройки самая крыша служила существенным элементом устойчивости. Она не только увеличивала устойчивость своей тяжестью, но ее затяжки над сводом играли роль, равносильную роли затяжек на уровне пят свода. Установка монолитных колонок была последней операцией.

Мы закончили анализ основных масс сооружения. Теперь мы приступим к анализу отдельных его частей, как сделали это по отношению к романской архитектуре, и последовательно рассмотрим детали и формы.

Глава «Типы крыш» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Готические крыши

Античные архитекторы, строившие в Галлии, применяли систему римских крыш с малозаметным уклоном. Но вскоре убедились, что этот способ покрытия, пригодный для того климата, где он возник, мало подходит для Франции, так как он недостаточно обеспечивает сток дождевых вод и особенно удаление снега.

Романская эпоха сделала попытку создать крутые крыши, а готическая их приняла. Действительно, уклон крыши редко бывает меньше ½ (45°); в общем он достигает угла равностороннего треугольника (60°) или даже превышает его.

При небольшом уклоне кровля удерживалась силой трения. Но в дальнейшем нельзя было рассчитывать на простое трение. Поэтому для более умеренных скатов обычно применяется желобчатая черепица, снабженная шипами (рис. 214). Для очень же крутых скатов употребляют или плоские черепицы с шипами, или прикрепляемые гвоздями шиферные дощечки, или свинцовые листы.

gotika 214

Рис. 214

КОНСТРУКЦИЯ КРЫШ

Увеличение уклона крыши влечет за собою не только новый способ устройства кровель, но и полное преобразование стропильной системы. При пологой крыше вспомогательным стропильным ногам не грозила опасность скольжения: концы этих стропил свободно лежали на прогонах и передавали им вес кровли. Чтобы предупредить скольжение, ограничивались скреплением верхних концов парных стропил.

Но для крыш с более крутым скатом такое скрепление стропил было бы недостаточным; поэтому скольжение предупреждается тем, что спаренные стропила укрепляются на стенах при помощи башмаков Р, играющих роль опоры (рис. 215).

gotika 215

Рис. 215

В этом и заключается отправной пункт всех изменений крыши. Укрепленная таким образом у самого своего основания, пара стропильных ног образует настоящую ферму, которая покоится на своих опорных башмаках и может держаться и без затяжек.

Крутой наклон стропил ослабляет опасность их прогиба; но еще лучше, чем продольные прогоны, предохраняет от прогиба система подкосов и распорок (Е). Подмоги и основные затяжки, служившие им опорой, уничтожаются, зато добавляется система распорок и подкосов Е. От системы крыш на фермах переходят к системе крыш на висячих стропилах без прогонов.

Но остается еще предупредить два рода осложнений: опасность сдвига нижних концов стропил и продольного опрокидывания. Чтобы предотвращать расхождение нижних концов стропил М, их укрепляют на продольных мауэрлатах; упираясь башмаками Р в мауэрлаты, все стропила попарно скрепляются между собой, а на известных промежутках вводится затяжка Т, которая не позволяет им расходиться. В том месте, где находится затяжка, ставится более солидная пара стропил, снабженная бабкой; наконец, чтобы предупредить продольное опрокидывание, на бабках укрепляют продольную ферму, проходящую под коньком и укрепляющую всю крышу.

gotika 216

Рис. 216

Таковы главные конструкции крыш, которые становятся преобладающими в готической архитектуре. Чтобы уточнить их, мы сопоставляем рис. 216 и 217.

Чертеж крыши V (рис. 216) воспроизводит старые традиции, чертеж L (рис. 216) — первые шаги к новой системе, чертежи R и 5 (рис. 217) полное развитие новой системы. Крыша V существует в Виньори; примеры L, R и S взяты из двух маленьких церквей в Шампани (Ларзикур и Гейльц ле Морю). В Виньори (V) крышу составляли, по античным традициям, главные фермы, поддерживающие посредством подмог всю тяжесть кровли.

gotika 217

Рис. 217

На чертеже L эти подмоги исчезли; стропила опираются непосредственно своими башмаками на опорную площадку, образованную двумя мауэрлатами; здесь налицо еще напоминание о романской ферме в виде ригеля и бабки, но назначение ригеля заключается исключительно в том, чтобы создать затяжку, необходимую для воспринятая распора, а бабка уменьшает нагрузку этой затяжки и поддерживает подконьковую ферму.

Наконец, в R и S уже не остается ничего от античной фермы: главные стропильные пары S отличаются от второстепенных стропильных пар лишь наличием затяжки, воспринимающей распор, и наличием бабки, в которую врезывается подконьковая продольная ферма. Для определения даты этой системы надо заметить, что крыша L принадлежит церкви, имеющей все характерные черты романского стиля, а это позволяет нам отнести эту систему по крайней мере к последнему периоду романской архитектуры.

Что касается плотничной сборки готической крыши, то здесь применяются самые простые приемы. Соединения обычно выполняются не на врубках, а при помощи шипов и нагелей (рис. 216, А). Соединение на врубках (В) употребляется только в том случае, когда элементы пересекаются под очень острым углом. Когда надо соединить два вдоль идущих элемента (деталь С), употребляют деревянные хомуты с деревянными же нагелями; железные скобы вводятся в употребление лишь в XIV в. и встречаются редко: каждый цех считает для себя вопросом чести обходиться без чуждой помощи, и плотник прибегает к помощи кузнеца только в случае крайней необходимости.

Перейдем к рассмотрению главных случаев применения этой системы и ее вариантов.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Декоративные элементы готических крыш, дверей и лестниц

ДВЕРИ

Проем. — Готическая дверь отличается от романской только некоторыми различиями в деталях, как-то: стрельчатое очертание, более глубокий свод, увенчанный обычно фронтоном *. Как и в романской архитектуре, тимпан служит фоном для барельефных картин; свод над дверью украшен статуэтками, а в откосах ее установлены большие фигуры *.

Примечание: Над прямоугольником готического входа, как правило, помещен рельеф в стрельчатой арке, только отдаленно напоминающим основные функции дорийского фронтона. Изображение на рельефах этих даны в горизонтальных рядах; симметрия романского стиля в готике уступает место ритмической пульсации — композиции, которая порой нарочито неясна и стремится к тому, чтобы ее «читали», воспринимали, путем внимательного разглядывания.

Статуи над дверью и перед откосами в готике имеют иное композиционное значение с точки зрения синтеза архитектуры и скульптуры, чем подобные элементы в более раннем искусстве. Над дверью по линии арок маленькие статуи сплетаются в декоративные цепи; стоящие перед весьма глубокими откосами готических дверей фигуры, строго вертикальные в романском стиле, в готическую эпоху приводятся в движение, образуют декоративные и драматические группы. См. Каrlingеr, упом. соч.; Кing в «Art Studies», 1926.

Скульпторы достигают поразительного многообразия этих украшений. В соборе Парижской Богоматери каждый клин дверного архивольта имеет свой индивидуальный рисунок; при этом размеры клиньев чрезвычайно разнообразны, а каждый скульптурный мотив, высеченный на клине до его кладки на место, умещается в пределах одного камня. Поэтому если камень имеет продолговатую форму, то и мотив скульптуры развертывается в длину; если же камень узкий, то и сюжет рисунка вытянут по высоте. Эта неправильность, как и все другие вольности, имеющие оправдание, ничуть не раздражает глаз: это разнообразие, но не беспорядок.

Деревянные дверные полотна. — Наиболее старинные дверные полотна состоят из шпунтованных досок, посаженных на шипы и скрепленных горизонтальными средниками. В XIII в. такое устройство дверных полотен обычно усложняется еще подкосами, которые образуют треугольную систему и увеличивают сопротивляемость полотен деформации (Сент-Шапель и др.).

Начиная с XIV в., допускают конструкцию дверных полотен в виде решетчатого переплета с небольшими филенками из цельных досок (рис. 272, А и В). Эти филенки квадратной формы и позволяют отказаться от применения подкосов.

Руководствуясь весьма правильным пониманием сопротивления материалов, столяры соображают, как можно, не ослабляя прочности филенок, уменьшить их толщину в тех местах, где они соединяются с обвязкой. В XIV в. они применяют украшение (В), напоминающее складки ткани, с сохранением полной толщины доски там, где это может оказаться полезным, т. е. на середине филенки. Обвязка редко соединяется «в ус»; этот прием (С), при котором возможно расхождение частей, начал применяться только в XIV в.

gotika 272
Рис. 272
gotika 273
Рис. 273

Скобянка. — На рис. 273 представлены главные образцы скобянки, применявшейся к дверным полотнам, начиная еще с романской эпохи. На чертеже А — романская обшивка из медных листов, прикрепленных полосами и гвоздями из того же материала. На чертежах В и С показаны железные петли, обычно применявшиеся в течение XII и в начале XIII в.; они представляют собою полосы, от которых ответвляются завитки, прибитые гвоздями к полотну дверей.

Деталь D взята из петель собора Парижской Богоматери, предоставляющих шедевр кузнечного искусства. Каждая поперечина состоит из плотных полос листового железа и декоративных завитков, связанных вместе скрепами; все это, сваренное кузнечным способом, представляет одну составную петлю, так как техника готической эпохи не позволяла получить такую вещь из одного цельного куска.

УКРАШЕНИЯ КРЫШ

Крыши, покрывавшие своды, были видны только снаружи; обычно их увенчивали ажурным коньком из кованого железа. Когда же крыши должны были оставаться открытыми изнутри, то под черепицей или делали гладкую подшивку или же обшивали стропила снизу сводчатым потолком (рис. 274).

gotika 274

Рис. 274

На виду остаются только затяжки и бабки, и их отделывают с некоторой изысканностью. Их ребра по всей длине срезают на фаску, что позволяет использовать и брусья со сбитыми кромками, но ребра никогда не срезаются в тех случаях, когда это повредило бы прочности строительной конструкции (см. рис. 216 и рис. 224).

ЛЕСТНИЦЫ

Типичной для романской эпохи была винтовая лестница (рис. 275, А), известная под названием «винт св. Жиля», с винтовым ползучим сводом и с лестничной клеткой в виде круглой башни.

gotika 275

Рис. 275

От этого типа никогда не отказывались, но нередко готические архитекторы отваживались совершенно изолировать лестницу и сводить все ее устройство к открытым ступенькам, поддерживаемым только системой колонок (В).

Так как в этих случаях ступеньки перекрывали друг друга, то отпадала надобность в центральном устое, а стены клетки заменялись рядами колонок. В некоторых случаях лестницы построены по плану С: ступеньки расположены зигзагом, что позволяет намного увеличить крутизну лестничной рампы.

ЩИПЦЫ, ПИНАКЛИ, БАЛЮСТРАДЫ

Еще несколько слов о конструктивных деталях, увенчивающих здание.

Щипцы. — Ребра щипцов, или фронтонов (рис. 276), отделываются на два ската, которые образуются или горизонтальными рядами кладки (А), или же посредством наклонно уложенных плит (В). Когда прибегают к системе наклонно уложенных плит, то их упирают, как и при сооружении ската на аркбутанах, в горизонтальный угловой массив типа s (рис. 277), а на контрфорсе возводят в качестве нагрузки остроконечную пирамидку (пинакль) или каменный орнамент в виде цветка *.

Примечание: Здесь имеется в виду так называемый «крестоцвет» (по-немецки «Kreuzblume») — скульптурное украшение, порою гигантских размеров, увенчивающее острие малого «фиала» или башни всего готического здания. Ср. Genewein, упом. соч.

gotika 276

Рис. 276

Щипцы эпохи расцвета готики имеют прямолинейные очертания и точно повторяют уклоны крыши; лишь в XIII в. появляются щипцы стрельчатой формы (фасад церкви в Везлэ). Что касается профилей килевидной формы (R), то они характерны для XV и XVI вв. Наклонные края щипцов украшены зубчатыми узорами, которые вырисовываются фестонами на фоне неба. Обычно этот узор составлен из завитков (рис. 276, В), видоизменения которых показаны на рис. 277: в первой половине XIII в. — форма костыля * (а); во второй половине XIII в. — выпрямленный завиток (b), начиная с XV в. — завитки в виде кудрявой листвы (R).

Примечание: Форма «костыля» для тех украшений, о которых говорит здесь Шуази, соответствую «краббам» немецкой готики. См. Genewein, упом. соч.

gotika 277

Рис. 277

Пинакпи. — Пинакли, возведенные на вершине контрфорсов, имеют вид как бы остроконечных пирамидок, ребра которых украшены завитками, а вершина — орнаментом в виде цветка.

Балюстрады. — Что касается балюстрад, окаймляющих галереи или ограждающих водосточные желоба, то все они построены из ажурных плит, а их узоры хронологически совпадают с рисунком оконных переплетов. Очертания А и В (рис. 278) относятся к XIII в., С— к XIV в., D — к XV в. Очертания А и В напоминают трилистники XIII в., С — оконные переплеты XIV в. (ср. рис. 265), D — разветвленные переплеты XV и XVI вв. (ср. рис. 267).

gotika 278

Рис. 278

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector