Как называются все шахматы

woman 600225 1920 Советы на день

Шахматные фигуры

220px ChessSet

magnify clip

В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два человека; один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Содержание

Описания фигур

228px Chess pieces

magnify clip

Классификация

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 45px Chess plt45.svg 1
Конь 45px Chess nlt45.svg 3
Слон 45px Chess blt45.svg 3
Ладья 45px Chess rlt45.svg 5
Ферзь 45px Chess qlt45.svg 9 [источник?]

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Фигура В центре На краю В углу
Пешка 2 1
Конь 8 4 2
Слон 13 7 7
Ладья 14 14 14
Ферзь 27 21 21
Король 8 5 3

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

200px Wfm lewis chessmen

magnify clip

История облика

200px Barleycorn chess set

magnify clip

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона — bishop), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

200px %D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD %D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9 %D0%B2%D0%B8%D0%B4

magnify clip

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон, заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

В дореволюционной России были приняты следующие названия фигур:
Ладья — тура, слон — офицер, ферзь — королева [2] :

Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Источник

Шахматы

Что такое шахматы?

image default.445cb543

Правила

Инвентарь

Для игры в шахматы нужны комплект шахматных фигур и шахматная доска. Также противникам понадобятся шахматные часы, если они хотят играть на время, и, возможно, бланки для записи ходов.

image default.445cb543

Шахматные часы показывают, сколько времени остается у каждого из противников до конца партии. Они также могут добавлять время после каждого хода (при контроле времени с добавлением).

Шахматные фигуры

В шахматах используется шесть видов фигур: пешки, кони, слоны, ладьи, ферзь и король. Каждая из этих фигур ходит по-своему и обладает своей ценностью.

image default.445cb543

При определении ценности фигур пешки принимаются за единицу. Конь и слон примерно равны по ценности трем пешкам, хотя многие мастера считают, что слон немного ценнее коня. Кони и слоны считаются легкими фигурами.

Начальная расстановка

Все шахматные партии начинаются с одинаковой дебютной позиции. Доска должна быть повернута так, чтобы в правом нижнем углу находилось белое поле.

image default.445cb543Нижнее правое поле должно быть белым.

image default.445cb543Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях.

image default.445cb543Начальная расстановка шахматной партии.

Ходы и взятия фигур

Каждая фигура ходит по-своему.

Пешка

Пешка может ходить вперед на одно поле или на два поля, если она находится на начальном поле. Пешки не могут ходить назад.

Конь

Конь ходит на два поля по горизонтали и одно по вертикали или на два поля по вертикали и одно по горизонтали. Ход коня похож на большую букву «Г».

image default.445cb543Кони ходят буквой «Г» и могут перепрыгивать через другие фигуры.

Слон

image default.445cb543Слоны ходят по диагонали.

Ладья

image default.445cb543Ладьи могут ходить по вертикали или горизонтали на любое количество полей.

Ферзь

image default.445cb543Ферзь двигается в любом направлении на любое расстояние.

Король

image default.445cb543Короли могут ходить на одно поле в любом направлении.

Шах и мат

Если на короля нападает фигура противника, говорят, что ему шах. Шахматист, чей король оказался под шахом, должен закрыться от нападения своей фигурой, отступить королем из-под боя или взять фигуру, напавшую на короля. Если защититься от шаха невозможно, король получает мат, и партия завершается.

image default.445cb543Белые первыми дают шах и мат королю противника.

Особые правила

В шахматах существуют особые правила, применяющиеся в определенных положениях.

Рокировка

Рокировка позволяет укрыть короля на фланге и развить ладью одним ходом. При рокировке король сдвигается на два поля вправо или влево, а ладья перепрыгивает через короля, занимая поле рядом с ним.

Рокировка возможна только при выполнении следующих условий:

Пешечное превращение

image default.445cb543Пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Не важно, есть ли такие фигуры еще на доске, или нет.

Взятие на проходе

При взятии на проходе пешку, сделавшую ход на два поля от своей начальной позиции, может взять пешка соперника, расположенная на соседней вертикали и на горизонтали, только что занятой пешкой. Пешка соперника занимает не поле, занятое взятой пешкой, а то, которое она миновала.

image default.445cb543Только при взятии на проходе пешка занимает не поле, занятое взятой пешкой, а соседнее.

Исход партии

Шахматная партия может завершиться победой одного из противников или ничьей. Шахматист побеждает, поставив противнику мат или вынудив его израсходовать все время, отведенное на обдумывание ходов («срубив флаг»). Шахматист проигрывает, если его король получил мат, или у него закончилось время на обдумывание.

Контроль времени

Контроли времени делятся по продолжительности на классику, рапид, блиц и пулю. Шахматные партии, где противники получают больше часа на обдумывание ходов называются классическими. С такими контролями чаще играют за доской.

image default.445cb543Гроссмейстеры Ян Непомнящий и Максим Вашье-Лаграв играют с классическим контролем времени на Турнире претендентов в Екатеринбурге. Фотография Леннарта Утса/FIDE.

Партии могут проходить и с контролем более одного дня на ход. Это так называемые заочные шахматы.

Как играть в шахматы на Chess.com

Как играть шахматы с людьми

На игровом сервере можно отправить вызов случайным шахматистам вашего уровня или пригласить сыграть в шахматы друзей.

image default.445cb543Играем с другими шахматистами.

Как играть в шахматы с компьютером

Для игры с десятками шахматных ботов, обладающих различными стилями и силой игры, нужно перейти в раздел сайта Компьютер.

image default.445cb543Играем с десятками ботов, включая великих шахматистов, в разделе Компьютер.

Шахматная нотация

image default.445cb543У каждого поля шахматной доски есть имя, состоящее из буквы, обозначающей вертикаль, и цифры, обозначающей горизонталь.

Шахматные федерации

image default.445cb543Логотип ФИДЕ. Изображение: ФИДЕ/fide.com.

У многих стран есть собственные федерации, например, Федерация шахмат США или Федерация шахмат России. Национальные федерации заботятся о развитии шахмат в стране, организуют ее чемпионаты и другие турниры и считают национальный рейтинг. Некоторые национальные федерации также выдают национальные звания (которые не признаются ФИДЕ).

Рейтинги в шахматах

image default.445cb543Рейтинги Хикару Накамуры на сайте ФИДЕ (на май 2021 года). Изображение предоставлено ФИДЕ/fide.com.

Шахматные звания

Национальные федерации могут присваивать шахматные звания после хороших выступлений шахматистов или достижения ими определенного рейтинга.

Шахматные соревнования

image default.445cb543Гроссмейстеры Магнус Карлсен и Фабиано Каруана в матче на первенство мира в 2018 году. Фотография Марии Емельяновой/Chess.com.

Соревнования могут проходить по круговой, олимпийской или швейцарской системе. Турниры часто проходят в формате арены.

Теория и стратегия шахмат

Дебют

Дебютная теория начинается с первых ходов шахматной партии. К общим принципам разыгрывания дебюта относятся занятие центра, развитие фигур и обеспечение безопасности короля. Мастера изучают и анализируют отдельные дебютные системы и варианты. К чаще всего применяемым дебютам относятся сицилианская защита и испанская партия, хотя другие дебюты тоже существуют и пользуются популярностью.

image default.445cb543В этом курсе уроков мы узнаем об общих принципах разыгрывания дебюта.

Миттельшпиль

Когда противники выполняют цели дебюта, партия переходит в миттельшпиль. В теорию миттельшпиля входит понятие о стратегии шахмат и такие позиционные концепции, как пешечная структура, хорошие и плохие слоны, активность фигур, избыточная защита, и так далее.

Читаем статьи, смотрим видео и проходим интерактивные курсы уроков, посвященных миттельшпилю.

image default.445cb543Из этого интерактивного курса мы узнаем, как раскрыть весь потенциал своих фигур.

Эндшпиль

Эндшпиль начинается, когда большинство фигур покидает доску. Некоторые авторы считают, что партия переходит в эндшпиль сразу после размена ферзей. Теория эндшпиля изучает такие темы, как проходные пешки, оппозиция, метод треугольника, крепости, и так далее.

image default.445cb543Начинаем изучение эндшпиля с основ!

Тактика

image default.445cb543Изучаем основы тактики и начинаем побеждать.

История шахмат

Точных сведений о происхождении шахмат нет, но историки соглашаются, что они произошли от древних индийских настольных игр, например, чатуранги. Два признака объединяют эту игру со всеми последующими вариантами: фигуры разного достоинства и победа взятием короля.

Попав через Иран в арабские страны, игра-предшественница шахмат стала шатранджем. После крестовых походов шатрандж появился в Европе, где в эпоху Возрождения появились современные правила шахмат.

В XIX веке начали проводиться первые турниры и матчи сильнейших шахматистов. Титул чемпиона мира впервые разыгрывался в 1886 году в матче, где Вильгельм Стейниц победил Иоганна Цукерторта. ФИДЕ начала заниматься организацией матчей на первенство мира с 1948 года, когда чемпионом стал Михаил Ботвинник.

С 1948 по 1993 годы ФИДЕ продолжала проводить чемпионат мира по шахматам. Помимо Ботвинника, чемпионами в эти годы становились Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Роберт Фишер, Анатолий Карпов и Гарри Каспаров.

В 1993 году действующий чемпион мира Каспаров и претендент Найджел Шорт поссорились с ФИДЕ, проведя очередной матч под эгидой созданной ими Профессиональной шахматной ассоциации (ПША). Так начался раскол, преодоленный только в 2006 году, когда Владимир Крамник, классический чемпион мира, победивший в 2000 году Каспарова, выиграл матч у чемпиона мира ФИДЕ Веселина Топалова.

image default.445cb543Крамник стал общепризнанным чемпионом мира в 2006 году. Фотография Марии Емельяновой/Chess.com.

ФИДЕ продолжает регулярно организовывать матчи на первенство мира, где побеждали Вишванатан Ананд и действующий чемпион мира Магнус Карлсен.

В 2020 году в мире шахмат произошла революция. Пандемия КОВИД-19 и успех сериала платформы Нетфликс «Ход королевы« привели к огромному росту популярности игры в шахматы по сети, а такие киберспортивные турниры, как PogChamps 3, сделали шахматы любимой игрой стримеров и создателей контента.

Варианты шахмат

К самым популярным вариантам относятся шведские шахматы, где команда из двух игроков сражается с другой командой на двух досках, обмениваясь взятыми фигурами.

image default.445cb543В четверных шахматах несколько противников играют на одной доске.

В разделе Варианты шахмат мы можем играть в один из исторически известных, популярных или предложенных Владимиром Крамником вариантов или придумать свой собственный, свободно комбинируя различные правила.

Заключение

Мы попытались кратко рассказать все, что нужно, чтобы играть в шахматы и побеждать, а также начать знакомство с шахматной культурой. В разделе Шахматный словарь нас ждут еще десятки статей о шахматах.

Источник

Шахматные фигуры

В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.

Содержание

Описания фигур [ ]

Chess pieces

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

Классификация [ ]

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур [ ]

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка Файл:Chess plt45.svg 1
Конь Файл:Chess nlt45.svg 3
Слон Файл:Chess blt45.svg 3
Ладья Файл:Chess rlt45.svg 5
Ферзь Файл:Chess qlt45.svg 9

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур [ ]

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски называется ударной силой этой фигуры.

Фигура В центре На краю В углу
Пешка 2 1
Конь 8 3-4 2
Слон 13 7 7
Ладья 14 14 14
Ферзь 27 21 21
Король 8 5 3

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика [ ]

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Чатуранга и шатрандж [ ]

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были (и есть) редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными или «условно-знаковыми» (задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, — существеннее было лёгкое опознание фигур).

Дальнейшая эволюция [ ]

На Русь шахматы попали из Персии около X века. Это повлияло на русские названия фигур, а вот традиционный русский облик полностью уступил место западно-европейскому дизайну.

Стандартизация [ ]

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать дизайн шахматных фигур. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, — так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук.

Художник сделал простые осесимметричные (за исключением коня), но достойно выглядящие фигуры. Осесимметричность большинства фигур даёт возможность изготавливать их на токарном станке. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Облик фигур опирался на британские традиции: так, шишечка слона («епископа») напоминала александрийскую Папскую митру. Организатор турнира — Говард Стаунтон, — и заказчик нового дизайна фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия [ ]

В дореволюционной России встречались следующие названия фигур:
Ладья — тура, король — генерал, слон — офицер, ферзь — королева [1] :

Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Символы в Юникоде [ ]

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector