Как называются железные доспехи

woman 6687637 1920 Советы на день
Содержание
  1. Доспехи: железные, стальные или «осталенные»?
  2. Железная одежда римских солдат
  3. Терминология
  4. Римские легионеры на Колонне Траяна
  5. Первые реконструкции
  6. Лорика из Корбриджа
  7. Лорика из Ньюстеда
  8. Находки в Калькризе
  9. Происхождение и хронология использования
  10. Доспехи воина в комплексе
  11. Полезное
  12. Смотреть что такое «Доспехи воина в комплексе» в других словарях:
  13. 1. Броню носили лишь рыцари
  14. 2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
  15. 3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
  16. 4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
  17. 5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
  18. 6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
  19. 7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
  20. 8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?
  21. 9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
  22. 10. Детали брони — опора для копья и гульфик
  23. 11. Носили ли викинги рога на шлемах?
  24. 12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
  25. 13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
  26. 14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
  27. Заблуждения и вопросы по режущему оружию

Доспехи: железные, стальные или «осталенные»?

dospekhi zheleznye stalnye ili ostalennye 178 o

В подавляющем большинстве книг, посвящённых средневековым доспехам, можно прочитать, что доспехи изготовляли из стали. Однако это представляется весьма сомнительным. Дело в том, что для того чтобы что-то изготовить из стали, её надо иметь в наличии.

Однако напомним, что в сыродутном горне получалось ковкое железо, бедное углеродом, и, чтобы получить из него сталь, требовалось его науглеродить с помощью процесса цементации.

pic 12.12 01

Комплект кованых, чеканенных и цементированных
средневековых лат
Милан, ок. 1450 г. Коллекция Баррелла

Промышленная цементация железа появилась только в XVIII в., во многом благодаря работам Рене де Реомюра. Конечно, этот процесс был известен задолго до Реомюра, однако цементации подвергались уже готовые изделия, а не исходные заготовки. Это было связано с тем, что длительный процесс цементации, ввиду отсутствия теоретических основ технологии, был трудно управляем и малейшая ошибка могла привести к «переуглероживанию» металла, в результате чего он становился полностью негодным к дальнейшему использованию – его нельзя было ковать.

Переплавлять железо, сталь и чугун тогда не умели – эта технология появилась лишь с появлением кричных (фришевальных, рафинировочных) горнов для переплавки чугуна, т.е. после появления доменной печи.

Доспехи изготовлялись из ковкого железа, а уже после получения готового изделия (или его деталей) оно могло подвергаться цементации. В этом случае переуглероживание уже было не так страшно – оно лишь повышало прочность уже готового изделия (рис. 13), хотя и могло привести к повышению его хрупкости.

Итак, доспехи могли быть как железными, так и «осталенными» по поверхности – об этом говорят результаты исследований английских доспехов, которые показали, что наружная часть их намного твёрже, чем внутренняя. Также для производства доспехов, по-видимому, использовалась сталь, полученная «брюссельским методом», т.е. сплавлением ковкого железа с чугуном, при котором содержание углерода усреднялось, и получалась сталь. Однако этот способ всё-таки относится к более позднему периоду, когда уже научились производить жидкий чугун.

Кроме того, важную роль играли те, для кого предназначались доспехи: именитые оружейники обслуживали особ королевской крови и знатных людей, рядовые же доспехи делали менее умелые мастера, профессиональные и финансовые возможности которых (как и финансовые возможности их заказчиков) были значительно скромнее. Рыцари и капитаны носили очень дорогие и качественные доспехи. Вообще, доспехи выпускались в разных ценовых категориях, встречались на удивление дешёвые подержанные комплекты, прошедшие ремонт. Однако больших переделок доспехов не делали, поскольку жизнь владельца напрямую зависела от того, насколько хорошо пластины подогнаны друг к другу.

Источник

Железная одежда римских солдат

2 93f30f34da4e5737099a00113fcf0b63

Терминология

Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит,

«поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец».

Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский:

«Доспех (lorica) так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец».

Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи.

Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь.

placeholder 7261d46df3caf14477184fd0ae63a12d0d76d89481141ec8f26d02a82c80da4e

Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего.

Римские легионеры на Колонне Траяна

На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех.

Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи.

Первые реконструкции

В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.

Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.

Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.

Лорика из Корбриджа

Важнейшим ключом к достоверной реконструкции римского доспеха стала находка, сделанная Чарльзом Дэниелсом в Корбридже. Когда-то здесь находился римский форт Корстопитум, в котором в качестве гарнизона размещалась ala Gallorum Petriana. Около 105 года жившие в северной части острова варварские племена напали на римские пограничные укрепления. Лагерь при этом получил серьёзные повреждения и впоследствии был перестроен. Часть мусора строители утилизировали на дне колодца, находившегося на территории римской принципии. Во время раскопок в 1964 году здесь были обнаружены шесть комплектов пластин, относящихся к боковым секциям панциря, две нагрудные секции, наплечники, а также несколько разрозненных фрагментов и мелких деталей. Хотя железо превратилось в ржавчину, все пластины остались на своих местах, что позволяло легко воссоздать первоначальный порядок их набора. С внутренней стороны пластин сохранились отчётливо видимые следы кожаных ремней, использовавшихся как элементы крепления. Бронзовые крючки и петли также сохранились на своих местах. Интересно, что все найденные части принадлежали разным доспехам. По-видимому, они хранились все вместе где-то на складе в ожидании ремонта, однако по неизвестной причине оказались не в ремонтной мастерской, а на дне колодца, где их и обнаружили археологи.

Лорика из Ньюстеда

Реконструкция Рассела Робинсона позволила учёным не только впервые наглядно представить, как на самом деле выглядела римская лорика сегментата, но и сделать выводы относительно устройства доспеха более позднего времени, который был найден в Ньюстеде между 1905 и 1910 годами. В сравнении с панцирем из Корбриджа этот доспех обладает минимальным декором и состоит из меньшего числа пластин, жёстко соединённых друг с другом заклёпками. Многочисленные уязвимые бронзовые элементы крепления здесь были сведены к необходимому минимуму.

Нагрудная секция соединялась с боковыми при помощи трёх крючьев: одного в передней и двух в наспинной части доспеха. Правая половина панциря соединялась с левой не посредством ременных завязок, а при помощи более простой и надёжной системы бронзовых петель, входивших в прямоугольный паз на противоположной пластине, которая закреплялась на месте при помощи вставлявшегося в петлю Т-образного шпинделя. В ту же конструктивную схему вписываются находки крупных фрагментов доспеха в Карлайле и Кэрлеоне (Великобритания), Цугмантеле (Германия), Карнунте (Австрия) и Леоне (Испания), относящиеся ко II–III векам.

Находки в Калькризе

Долгое время считалось, что лорика сегментата появилась в римской армии около середины I века н.э., однако настоящий сюрприз археологам преподнесли раскопки у горы Калькризе близ Оснабрюка в Германии. Это место сегодня идентифицируется в качестве поля знаменитого сражения в Тевтобургском лесу, в котором германцы-херуски под предводительством Арминия уничтожили три римских легиона армии Квинтилия Вара. В самом начале раскопок в 1994 году здесь была найдена полностью сохранившаяся нагрудная пластина с элементами крепления, а также ряд фрагментов пластин, относящихся к плечевой секции панциря. Кроме того, были обнаружены бронзовые обоймы ремней, пряжки и другие элементы крепления, развеявшие последние сомнения относительно того, что использование лорики сегментаты в римской армии относится к гораздо более раннему времени, чем это считалось прежде. Уверенность окрепла ещё больше после того, как фрагменты элементов крепления лорики были обнаружены среди датируемых более ранним временем находок в лагерях Дангштеттен и Виндиш в альпийском регионе.

Осенью 2019 года раскопки у Калькризе ознаменовались новой сенсационной находкой: немецким археологам удалось обнаружить полный доспех относительно хорошей сохранности. При попадании в землю отдельные пластины панциря сложились, как меха в гармошке, и пластины спеклись друг с другом более чем на 2000 лет. К настоящему моменту грудная секция и плечи частично расчищены и восстановлены, а боковые части всё ещё находятся в общем блоке. На сделанных исследователями снимках просматриваются железные пластины панциря, отчётливо видны бронзовые петли, пряжки и другие элементы крепления. В небольшом объёме сохранились даже органические материалы — например, остатки кожи.

Новая находка позволяет по-новому взглянуть на эволюцию формы доспеха. Оказалось, что в сравнении с более поздними находками и изображениями легионеров на Колонне Траяна наплечники раннего панциря не имели развитых «рукавов» для защиты верхней части предплечий — эта деталь конструкции появилась много позже.

Происхождение и хронология использования

Хронология использования лорики сегментаты теряется в дымке неопределённости. Находки в Дангштеттене датируются временем между 15 и 9 годами до н.э., что означает возможность ещё более раннего времени появления, чем принято считать сегодня. В этом плане заслуживает внимания гипотеза, которая акцентирует внимание на более высоких в сравнении с кольчугой защитных способностях пластинчатой брони обеспечивать защиту от стрел восточных лучников и привязывает появление и распространение лорики с направленными против парфян военно-политическими инициативами Августа в 20 году до н.э. Возможно, образцом для этого доспеха послужила броня гладиаторов-крупеллариев, о которой Тацит пишет, что она

«малопригодна для нападения, но зато неуязвима для наносимых врагом ударов».

Правда, характер заимствования и направленность влияния кажутся неочевидными — в равной степени армейский доспех мог послужить образцом для создания гладиаторской брони. Кроме того, лёгкая и гибкая, совершенно не сковывающая движений лорика слишком сильно контрастирует с тяжестью крупеллариев, которые, по словам Тацита,

«валились на землю под бременем своих доспехов и уже не делали попыток подняться».

Хотя изображённые на Колонне Траяна легионеры единообразно облачены в пластинчатые панцири, сегодня очевидно, что в действительности вооружение римских воинов было гораздо более разнородным. Создавая такую картину, художник, должно быть, стремился представить зрителям римскую армию в более выгодном виде в сравнении с тем, какой, возможно, она имела на самом деле. Уместной кажется гипотеза, что лорика сегментата в представлении римлян являлась более ценным доспехом в сравнении с кольчугой — доспехом, который носила лишь какая-то часть римских воинов. Возможно, это были опытные старослужащие солдаты, стоявшие в первых рядах строя, поскольку такой доспех гораздо лучше, чем кольчуга, защищал от пущенных противником метательных снарядов. На эту возможность как будто намекает Вегеций, упоминающий о «тяжёлом панцире» (gravis lorica), а также прямо пишет Маврикий, согласно рекомендациям которого воины, сражающиеся в первых рядах строя, должны носить вооружение более тяжёлое и полное в сравнении со стоящими позади.

Многочисленные изобразительные источники и находки фрагментов доспеха свидетельствуют о широком его бытовании в I–III веках. Одним из последних изображений лорики является рельеф на триумфальной арке Септимия Севера, воздвигнутой в Риме в 205 году в ознаменование побед, одержанных императором над парфянами в ходе кампаний 195 и 197–198 годов. Возможно, к ещё более позднему времени относится изображение облачённого в пластинчатый доспех воина из дакийской Альба Юлии.

О времени исчезновения лорики из арсеналов войск мы можем только догадываться. Похоже, оно связано с военно-политическим кризисом второй половины III века, когда римская армия понесла огромные потери в людях, оружии и имуществе. При этом, как показывают находки из Испании, в отдельных медвежьих углах лорика оставалась на вооружении ещё в конце III и даже в начале IV века.

Источник

Доспехи воина в комплексе

Полезное

Смотреть что такое «Доспехи воина в комплексе» в других словарях:

Конская сбруя и конский доспех — Изображения и находки свидетельствуют, что старейший способ взнуздывания лошади осуществлялся с помощью трензеля (нем. Trense). Раннесредневековая узда (нем. Zäumung) похожа по форме на узду, распространенную в Више (округ Магдебург),… … Энциклопедия средневекового оружия

Кираса — Эту страницу предлагается объединить с Нагрудник. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/27 ноября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идё … Википедия

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия

Список персонажей Warcraft — В Википедии есть портал «Warcraft» Содержание 1 А … Википедия

Меч — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Кистень — Кистень. Современная фантазия на базе средневекового прототипа. У слова «Кистень» есть и другие значения: см. Кистень (значения). Кистень гибко суставчатое хо … Википедия

Кольчуга — У этого термина существуют и другие значения, см. Кольчуга (значения). Кольчуга панцирного плетения (из рубленых из листа плоских, а не свёрнутых из проволоки колец). В большинстве кольчуг кольца сваривались ил … Википедия

Источник

eceb0a8c4bedccaa7a800d4f38820337
Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне

1. Броню носили лишь рыцари

48739b02376ac25e8c016d2f7a1c9162
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

f9f777274db8ee3d9dfefed2d978860b
Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом [man-at-arms] или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.

68865cb5651608baf858f1d7ef0e3eb5

3ffece3c6afc9847b3e42474e7f59006
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Доспехи за авторством некоторых из самых известных мастеров представляли собой высшее достижение оружейного искусства и стоили чрезвычайно дорого.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.

Спасибо за наводку в комментариях к статье

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».

106591a1ed521ae79c6433101991c531
Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?

24a5d2297563e216f3f9adcb196179d2
Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель [Martin Rondelle], возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони — опора для копья и гульфик

9a966802aa7bab0facfee13a6f29651f

b1fff6dd52387f35ccfa12d5566797d8

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?

2a369368feb8dd9ae5cdb8ee9e3f061a

Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

04f91a6ea425b45a938d8f0f9742e1f0

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

4b1862b0f72080c53256a37c226aafc1
Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.

7691d150bb403036608ea0abf98196bc
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век

c07272840f1bbf857a3b83d129264c7e
Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию

75eab3e08cbeaaee7362d81449dda78b
Меч, начало XV века

35ac05c70cd380f89b03097881423eaa
Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.

1d82e183c0260371a599f978c86e10a8
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век

93b5baa1b74f8ed31adc3686255c5610
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector