Как ненасилие защищает государство

woman 2003647 1920 Советы на день

Как ненасилие защищает государство

d744250f585a9262a0c0566d53559f69f5bcb183

Кому может быть интересна эта книга? Всем. Всем, кто выходил на улицы российских городов и протестовал в 90-е и 2000-е. Всем живым, думающим, жаждущим перемен, кто каждый по-своему чем-то рисковал (работой, свободой, здоровьем, жизнью) в уличных демонстрациях, столкновениях с полицией, одиночных пикетах, акциях солидарности с задержанными. Всем небезразличным, кто участвовал в лагерях протеста (экологических и политических) с надеждой, что вот-вот, ещё чуть-чуть и мы добьёмся перелома. Но мы не добились. Сейчас, в начале 2014 года, ситуация кажется намного более мрачной, чем в 2013-м. Именно поэтому книга должна привлечь внимание неравнодушного читателя. Живым и понятным языком автор рассказывает историю социального протеста на планете, повествует о попытках государств подчинить и подавить активистов, когда те оказывались особенно близки к победе, развенчивает миф о возможности только «мирной», «ненасильственной» социальной борьбы. Автор показывает всю остроту и непримиримость противоречий между пацифистским протестом привилегированных классов и решительной народной борьбой, использующей широкий спектр тактик.

Эта книга посвящается Сью Дэниэлс (1960–2004 гг.), прекрасному экологу, смелой феминистке, страстной анархистке, красивому и заботливому человеку, воспитывавшему окружающих, бросая им вызов. Твоя храбрость и мудрость продолжают вдохновлять меня, и в этом смысле твой дух по-прежнему непокорим…

Источник

Как ненасилие защищает государство

I. Ненасилие неэффективно

II. Ненасилие имеет расистский характер

III. Ненасилие этатично

IV. Ненасилие патриархально

V. Ненасилие ущербно тактически и стратегически

VI. Ненасилие обманывается

VII. Альтернатива: возможности революционного активизма

KAK НЕНАСИЛИЕ ЗАЩИЩАЕТ ГОСУДАРСТВО

Радикальная Теория и Практика

Книга выпущена под лицензией Creative Commons (CC BY-NC-ND 4.0)

«Attribution — NonCommercial — NoDerivatives»

«Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений»

Говорят, что на улицах красиво, но стоит оглядеться вокруг — это больше похоже на поражение.

Эта книга посвящается Сью Дэниэлс (1960–2004 гг.), прекрасному экологу, смелой феминистке, страстной анархистке, красивому и заботливому человеку, воспитывавшему окружающих, бросая им вызов. Твоя храбрость и мудрость продолжают вдохновлять меня, и в этом смысле твой дух по-прежнему непокорим…

Особое спасибо Меган, Патрику, Карлу, Гопалу и Сью Д. за вычитывание и обратную связь, а Сью Ф., Джеймсу, Айрис, Марку, Эди, Александру, Джессике, Эстер и всем приходившим на семинары — за критику, имевшую ценность при подготовке настоящего второго издания.

«Как ненасилие защищает государство» отражает ситуацию в анархическом движении Восточного побережья США 2004 г. Движение столкнулось с «Войной против терроризма», продолжающейся до сих пор, и с раздуванием «Зелёной угрозы» — несколькими волнами жестоких правительственных репрессий с применением нового антитеррористического законодательства против радикальных экозащитников и анархистов — и продолжало свою борьбу в момент краха антиглобалистского и антивоенного движений. Без прочной исторической преемственности анархическое движение этого региона, лишь начиная возрождаться и будучи ещё достаточно молодым, хранило весьма смутные воспоминания о прежней истории борьбы. Что касается общества, окружавшего нас, оно и вовсе забыло об этой борьбе. В тогдашней обстановке общей амнезии и упадка царило ненасилие — то в виде самодовольного прагматизма, то как моралистическое прославление покорности.

В то время мои товарищи и я вновь открывали для себя забытые страницы истории, содержавшие коллективный опыт, способный указать путь к другим, более достойным, реалистичным и радикальным методам борьбы.

Я бы многое изменил в этой книге (почему и написал в 2013 г. некое продолжение, «Поражение ненасилия: от „Арабской весны“ к движению „Оккупай“»). В связи с личными обстоятельствами и жизненным опытом, я писал первую книгу на языке активизма, используя термины «радикалы» и «революционные активисты» (анархическая критика многих практик, сваливаемых в кучу под общим названием «активизм», тогда лишь начинала распространяться в наших краях). Слово «радикальный» я использовал буквально, с целью обозначения критики, действия или личности, обращённой к источникам конкретной проблемы, а не сосредоточенной на поверхностных решениях, навязанных предубеждениями и ключевыми действующими силами. Этот термин не является синонимом «экстремального» или «экстремистского», в чём, по невежеству или умышленно, пытаются нас заверить СМИ. С другой стороны, я использовал слово «революция» не для буквального обозначения свержения правителей новой группой правителей (что сделало бы «антиавторитарную революцию» оксюмороном), но только для обозначения социального сдвига с широким трансформирующим эффектом. Я использовал это слово исключительно из-за его удобных устоявшихся коннотаций и ещё потому, что более точный альтернативный термин — освобождение — неудобен при употреблении в форме прилагательного. И хотя в этом смысле моя терминология была неточной, тем не менее, безусловно, изложенное в книге видение революции противоположно методам профессиональных активистов, НКО, борцов за точечные решения и других рекуператоров 1 сопротивления.

Кроме того, исторические примеры более радикальных методов, приводимые мной, страдают от существенного ограничения. Многие анархисты тогда увязли в «обелении» и романтизации передовых групп 60-х и 70-х гг. Собственно, большинство книг о борьбе предыдущих поколений, доступных на английском языке, были сосредоточены на авторитарных левых группах, таких как «Красные бригады», «RAF», «Чёрные пантеры» или «Синоптики», и многие из нас не знали о существовании антиавторитарных течений в социальной борьбе тех лет. К счастью, в последние годы появлялось всё больше и больше свидетельств, восполняющих этот пробел.

Источник

Ненасилие

Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

Содержание

Подходы к ненасилию

220px Portrait Gandhi

magnify clip

Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.

Ненасилие в религии

В христианстве идеи ненасилия были сформулированы в Нагорной проповеди. Одной из провозглашенных в проповеди заповедей было: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39).

Ненасилие в политике

Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длящейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии. Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права негров в США.

Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными. Вследствие этого, стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.

Ненасилие и пацифизм

Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним. Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие. Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам. Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия. Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определенной области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.

Источник

Питер Гелдерлоос

эссеист, историк и теоретик анархизма

Питер Гелдерлоос (англ. Peter Gelderloos ) — анархист, писатель из города Харрисонбург, штат Вирджиния (США). Родился в Морристауне, Нью-Джерси; позже жил в Токио, Япония; Сеуле, Корея; Вене, штат Вирджиния, США; Ташкенте, Узбекистан. Питер изучал литературу, иностранные языки и антропологию в университете Джеймса Мэдисона в Харрисонбурге, но не закончил образование. С этого момента пишет эссе и статьи которые публикуются в местных и международных акитивистских изданиях. Автор нескольких книг.

Является одним из основателей сайта Signal Fire. [2]

Широкую известность получил, благодаря книге «Как ненасилие защищает государство» (англ. «How Nonviolence Protects the State»).

Содержание

To Get to the Other Side

Книга To Get to the Other Side представляет собой путевой дневник автора, рассказывающий о анархистских движениях Европы. Дневник был составлен в ходе путешествия автора по Европе в начале 2000-х. Автор побывал в Норвегии; Дании; Германии; Голландии; Чехии; Украине; России; Румынии; Греции; Италии; Франции; Испании. Большую часть пути автор проделал на велосипеде. Книга содержит небольшие рассказы об активистах и движениях в странах, которые автор посетил в процессе своего путешествия. [3]

Аресты

Гелдерлоос был арестован в 2001, во время протестной акции в Джорджии, в Институте западного полушария по сотрудничеству в сфере безопасности (известный также, как Школа Америк), вызывающее бурную полемику заведение, тренирующее америкнаских и южноамериканских солдат и полицейских. [4] Он был заключен в тюрьму в 2002 году сроком на 6 месяцев.

В мае 2007, Гелдерлоос был арестован в Испании и обвинен в организации беспорядков и несанкционированную демонстрацию во время акции протеста сквоттеров. Обвинение требовало заключения Гелдерлооса сроком на 3,5 года. Полиция обвиняла его в организации протестов. Это обвинение Гелдерлоос позже назвал «достаточно абсудрным». Его семья утверждала, что будет невозможно добиться справедливого суда в Испании, цитируя утверждение судьи, который заявил, что «США должны упрятать его в Гуантанамо за то, что он совершил.» [5] После того, как делу придали международную огласку, наказние было смягчено. В марте 2009, обвинение было признано безосновательным и Гелдерлоос с товарищем (Ксавьер Мазас [6] ) были оправданы и освобождены. [7]

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector