- Вредные советы. Как обойти ненавистный школьный дресс-код
- Форма как объект фетишизма
- Форма как форма насилия над личностью
- Как собрать нестыдный комплект самостоятельно
- Как быть модной в школьной форме: лайфхаки для стильных девчонок
- Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой
Вредные советы. Как обойти ненавистный школьный дресс-код
В прошлом году глава союза производителей школьной формы Евгений Томак просил президента приказать ввести единую школьную форму по всей России, потому что обычная одежда способствует «культивации зависти, гордыни, превозношения и иных пороков». Оказалось, что закон не нужен, и реализация предложения по сути никак не поменяет существующий порядок. Сейчас в каждом регионе и каждой отдельно взятой школе форма обязательна, она выглядит немного по-разному, и обычно носит духоподъёмное название вроде «Наша форма» или «Перемена». По усмотрению директора учреждения школьников можно одеть и в менее обнадёживающие модели «Ассоль» и «Эконом Минус». Но суть от этого не меняется: все родители школьников обязаны поддерживать российскую текстильную промышленность и диктатуру развитого конформизма.
Форма как объект фетишизма
Если уж, как завещал г-н Томак, говорить об иных пороках, то наибольший протест необходимость ношения всех этих юбочек и мышиных кардиганов вызывает у тех родителей, кого сильно впечатлило изрядно надоевшее многим понятие сексуальной объективации. А парадокс в том, что если вы уже давно получили среднее образование, и при словосочетании «школьная форма» у вас в голове возникает похожий образ, то это ещё не значит, что с вами что-то не так. У всех возникает.
«Самый сильный довод, который приводят родители девочек, — школьная форма стала частью эротической культуры. Девочки в форме становятся объектами сексуального желания. Ходить по улицам в таком виде порой небезопасно. И последнее, форма, как бы хорошо она ни была скроена (а скроена она чаще всего бывает очень нехорошо, будем реалистами), прекрасно сидит на детях с одним типом фигуры и ужасно — на детях с другим.
Получается, что девочки, которым не повезло «подойти» под выбранный школой тип юбки, выглядят уродинами и должны из-за этого страдать. И в конце концов, школьная форма, скроенная из не самых лучших материалов, чаще всего просто неудобна. Почему ваш любимый ребенок должен 11 лет ходить в неудобной одежде?»
И пока у нас процветает недоброжелательный сексизм вроде «джинсы девочкам нельзя потому, что нельзя», а с мальчишеских шапок срезают помпоны, в Австралии ввели форму вне гендера. Девочки могут носить брюки, а мальчики — юбки.
Форма как форма насилия над личностью
Школьники воспринимают форму как очередную стену абсурда, который дьявол воздвиг на их пути в больной безумный взрослый мир. Вроде бы можно обойти, но как тогда привыкнуть к предстоящим вывихам реальности?
«Кто «борется» за соблюдение дресс-кода? Только педагог-организатор. Педагог-организатор — это тот, кто занимается школьными мероприятиями. Остальным учителям вообще нет дела до одежды, и самое смешное, что и ученикам тоже. Если только кто-то заметит, что ты пришёл чересчур нарядный или наоборот — очень потрёпанный. Я бы сказала, что школьная форма отнимает слишком много внимания.
Рассмотрим ситуацию, когда весь класс едет на экскурсию, и можно прийти в любой одежде. Есть ли кому-нибудь дело до того, что ты надел? Нет. Почему? Потому что джинсы, свитшоты, футболки и толстовки — это обычная одежда, и бурной реакции ни у кого не вызывает. А вот человека в школьной форме мы видим далеко не каждый день. Если, конечно, вы не работаете в школе или не учитесь».
Как собрать нестыдный комплект самостоятельно
Если в вашей школе тот самый «дрес-код», и вы как родитель не готовы мириться с единообразием, а как бывший ребёнок, сами презираете навязывание стандартов, то для вас есть решение. Только сперва нужно убедиться в том, что вы готовы позволить себе потратить внушительное количество времени на разработку собственной версии школьной одежды для своего ребёнка.
— Ребёнку должно быть комфортно. Приятные ткани, натуральные составы — ребёнку должно быть удобно двигаться. Ибо перемены никто не отменял. А значит свободная посадка — ребёнок должен сам уметь раздеться и одеться. Застежки на спине, например, я браковала при прочих равных — ребёнок не слишком аккуратный в силу возраста и навыков. Ребенок может обляпаться, порвать вещь, испортить ненароком. Поэтому и цена должна быть такой, которой мне не должно быть слишком жалко. Я вообще сама не слишком отличаюсь бережливостью. Вещи и вещи. — ребёнок растет, а значит не стоит рассчитывать, что даже целая и очень аккуратно ношеная вещь будет в ходу с сентября по май. И это снова в копилку цены.
И последнее вводное.
Я всё-таки вольно трактую требования школы по поводу цвета. Администрация не может указывать, что носить. Думаю, что в первую очередь администрация хочет сказать, чего бы они хотели избежать. Например, треников с вытянутыми коленками, маек-алкоголичек. Но если форма будет не однотонно-серой, а например в клеточку, то. и ладно.
Из этого набора вводных у нас получился примерно такой школьный гардероб:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как быть модной в школьной форме: лайфхаки для стильных девчонок
Тема back to school не потеряет своей актуальности ни-ког-да. Как минимум, потому что в нашем обществе нет строгого определения, какой именно должна быть школьная форма.
Все помнят, во что одевались ученики Хогвартса? Драко Малфой с гордостью носил зеленую форму, представляя факультет Слизерин, Гарри Поттеру и компании досталась бордовая форма Гриффиндора, ну а Пуффендую пришлось довольствоваться желтым. Вообще основатели Хогвартса неспроста придумали такое форменное деление.
При написании «Гарри Поттера» Джоан Роулинг вдохновлялась частными школами, так как в Англии это самая обычная практика, которая заметно отличает учеников британской школы от любой другой.
Кстати, в Англии следят не только за тем, носишь ты форму или нет, но еще и за тем, насколько опрятно ты выглядишь. Если помнишь, однажды Гарри с Роном как раз влетело за помятые рубашки и топорщащиеся галстуки. Потому что ученик – это уже не просто какой-то ребенок, а человек, который набирается знаний, и, по мнению учителей и директоров, выглядеть он должен достойно.
Британская школьная форма не только отражает твое положение в учебном корпусе (цвет определяет, к какому факультету ты относишься и класс), она еще и говорит о твоей успеваемости. Например, если студент преуспел в учебе или каком-то другом виде деятельности, то на его костюм или галстук надевается специальная булавка. Но это там, в Англии. В месте, где правят традиции и сама королева! А что же в России?
Увы, в большинстве своем жесткий дресс-код можно назвать болью любого, даже не самого интересующегося модой подростка.
Просто потому что форма сковывает и обязывает тебя быть более серьезным, чем ты есть на самом деле. Ведь, признаться честно, пока ты учишься в школе, ты все еще ребенок. Но каким будет твое удивление, когда на Последнем звонке ты скажешь себе: «Я больше никогда не надену ненавистный пиджак», а через несколько лет сама пойдешь покупать его в магазине.
Все потому, что наше восприятие норм и правил меняется с годами. Когда ты взрослеешь, тебе уже меньше хочется выражать себя через одежду и буянить (не всем, но многим). Приходит осознание, что, отдав предпочтение деловому стилю, ты всегда будешь выглядеть хорошо, даже если совсем не разбираешься в модных тенденциях. Да и весь твой вид будет олицетворять успех и желание развиваться, даже если и звучит это немного стереотипно.
Но делать выбор в пользу дресс-кода во взрослом возрасте – это одно, для подростков же – это настоящая клетка. А самые счастливые школьные воспоминания прослеживаются не только у тех, кому повезло наладить отношения с классом, но и у тех, кто не парился насчет школьной формы.
Люди, которые уверяют, будто форма уравнивает детей, едва ли правы. Даже если все будут одеты одинаково, подростки все равно прекрасно понимают, у кого какой социальный статус.
Признаемся, школа – это всегда некая ярмарка тщеславия и негласный обзор того, кто во что одет. И не знает об этом лишь тот, кто уже забыл, каково это – быть школьником. В этой тихой битве за звание «самой стильной девочки школы» нет возрастных разделений. Средние классы смотрят на старшие, седьмые – на восьмые. Одиннадцатиклассницы косо глядят вслед подрастающим девятиклассницам. Конечно, между ними всеми есть определенного рода борьба.
Просто желание быть крутой и популярной естественно, даже если иногда это выглядит и звучит цинично. Все дело в том, что подростки еще не научились принимать себя. Для них одежда значит куда больше, чем для любого взрослого человека, ведь пока это единственный способ самовыражения.
Как бы нам ни хотелось, школьная форма, к сожалению, не решает проблему «классовой разобщенности». Она лишь учит детей искать иные пути, как показать свои привилегии: будь то маникюры, последние модели телефонов или просто наличие карманных денег.
Вспоминая свои школьные годы, я прихожу к выводу, что формой не решить разрыва в зарплатах родителей.
Остается лишь путем разговоров и объяснений внедрять детям мысль о том, что всем нам необходимо учиться доброте и принятию, не смотреть на других свысока и любить людей не за модные вещи, а за то, что у них внутри. В любом случае, мой текст не отменит вам школьную форму, ребята.
Поэтому предлагаю обсудить, как лучше обойти занудные правила и проявить свою индивидуальность, чтобы не довести директора до нервного срыва. Так что нам остается работать с тем, что есть.
А именно – научить тебя выглядеть стильно даже в спартанских условиях под названием «школьная форма».
Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой
Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой.
Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).
Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами, с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.
В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом. Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле. Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.
Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт.
Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.
Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?
Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться «Положение об установлении требований к одежде обучающихся» или просто «Положение о школьной форме».
Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.
Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:
Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (ст. 45 закона об образовании). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.
Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.
К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону.
Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.
Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?
Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит. Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены (постановление Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).
NOTA BENE
Некоторые школы трактуют правила о школьной форме настолько строго, что запрещают школьницам надевать брюки на занятия. Такие ситуации встречались, в частности, в школах Омской и Нижегородской областей. В отношении маленьких омичек этот запрет выглядел особенно странно, если вспомнить сибирские морозы, заставляющие столбик термометра опускаться ниже 30С.
Во всех случаях областные прокуроры опротестовывали подобные запреты, подчеркивая, что классические женские брюки вполне можно отнести к деловой одежде.
Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.
Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников. К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.
Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?
Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в ст. 61 закона об образовании:
Перечень этот является закрытым, и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.
Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?
И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы (ч. 3 ст. 38 закона об образовании).
Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.
NOTA BENE
К 1 сентября Минпромторг России презентовал информационный портал www.nashaforma.ru. Посетители сайта могут ознакомиться с образцами школьной формы, узнать состав ткани, которая использовалась при пошиве, а также ориентировочную стоимость каждого образца и магазины, в которых продается конкретный комплект.
Кроме того, можно оставить свой отзыв на тот или иной комплект школьной одежды и прочитать отзывы других покупателей.
«Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия«, – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, представляя новый ресурс.
Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации, либо в МФЦ, либо непосредственно в школу, написав заявление на имя директора.
Комплект необходимых документов обычно включает в себя:
Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем: регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).
Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут. Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.
Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?
Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.
Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы, заставлять учеников одеваться в форму от конкретного «кутюр» недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.
Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками, закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.
Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?
Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер. Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.
Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ (Определение ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).
Суд сделал три основных вывода:
ЗА РУБЕЖОМ
В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред.], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:
«Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами»
(Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98)).
Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба (Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Догру (Dogru) против Франции» (жалоба № 27058/05), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Керванджи (Kervanci) против Франции» (жалоба № 31645/04) ). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары (Решение ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу «Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции» (жалоба № 65500/01)).
После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными. Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. «Все-таки в таких [школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.
Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: «внешний вид и одежда обучающихся должны носить светский характер» (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.