Как обработали александрийский столп

clothing store 984396 1920 Советы на день

Строительство Александровской колонны

b5f0f4es 100

Строительство Александровской колонны
В декабре 1829 года Николай I утвердил план Дворцовой площади, на котором было указано место для установки монумента. Монферран рассчитывал, что сооружение памятника можно будет завершить в 1831 году, и определил стоимость в 1 200 000 рублей. Но работы оказались чрезвычайно сложны, сумма расходов превысила первоначальную почти в два раза и составила 2 364 442 рубля. Всего же строительство обошлось казне почти в 3 миллиона рублей.

lAAAAgHa0eA 960

Строительство фундамента и постамента колонны
На первом этапе велись работы по созданию фундамента колонны и по добыче гранитного монолита в Пютерлаксской каменоломне. Монферран писал: «Поскольку прочность фундамента составляет первое из условий, обеспечивающих устойчивость любого здания или памятника, легко себе представить тщание, потребное для этого этапа работы над Александровской колонной, которая по сути своей есть перпендикуляр, и малейший перекос не только повредил бы её красоте, но и мог повлечь за собой её разрушение». Монферран принял решение сделать фундамент из гранитных блоков, уложенных рядами. Для его устройства был выкопан котлован размером 14х14 саженей (1 сажень примерно равна 2,13 метра) и глубиной 2 сажени. Работы проводились в ноябре и декабре 1829 года. В яму непрерывно поступала вода, которую откачивали. На глубине были обнаружены сваи и остатки сложенных из камня фундаментов петровской эпохи. Сваи оставили, а фундаменты пришлось разбивать.

Конструкция гранитного пьедестала и каменного основания лесов для установки колонны:

YgAAAgHa0eA 960

Чтобы уплотнить грунт забили 1250 свай (так у Монферрана, по архивным данным забили 1102 новые сваи, а также 99 старых, обнаруженных при рытье котлована). Длина каждой сваи составила около 6,5 метра, а минимальная толщина 26-27 см. Заостренные снизу, они забивались строго вертикально, на одинаковом расстоянии, приблизительно 70 см от центра до центра. Для свайной бойки использовались копры с чугунными бабами весом 110 пудов. Каждый копер обслуживали 12 рабочих и четыре лошади. Вбивание завершалось только когда движение сваи замедлялось настолько, что после восьми ударов тяжелой бабы она уходила вглубь меньше чем на ¾ вершка (

3 см). В результате проведенных работ земля приобрела высокую прочность. Монферран писал, что её «даже ломом ковырнуть было трудно».

Планы и профили копров, которые были использованы для забивки свай:

EAAAAgHa0eA 960

Лошади наверно с помощью лебедки поднимали бабу. Сколько времени надо было, чтобы забить одну сваю? Сколько всего было копров? При строительстве форта «Александр I» один копер за день забивал три-четыре сваи длиной

1AAAAgHa0eA 960

На эту свайную основу уложили подушку из крупных блоков гранита, и поверх неё – ещё 12 гранитных рядов. Два ряда блоков непосредственно под пьедесталом колонны связаны железными скобами и залиты свинцом для защиты от проникновения влаги. Со всех сторон гранитный фундамент был обложен каменной кладкой из осколков гранита и старого мрамора, утрамбован и скреплен вяжущим раствором. В конце октября 1830 года строительство фундамента было завершено.

EgAAAgHa0eA 960

В час дня 19 ноября 1830 года состоялась закладка памятника, так как пять лет назад в этот день скончался Александр I. После того как отслужили молебен, в углубление, вырубленное в середине центрального камня верхнего ряда блоков фундамента, была заложена бронзовая шкатулка, накрытая затем гранитным камнем – «закрышкой».
В шкатулке находилась памятная медная доска и комплект монет и медалей. На доске выгравирована надпись:

UAAAAgHa0eA 960

Надпись на доске была награвирована мещанином В.Д. Бериловым, который получил за это «денег сто рублей». Тогда же за выполненную «позолоту и чернь в словах» 60 рублей получил мастер Диннер.
Монет и медалей в шкатулку было положено 105 штук. В это число вошли полные комплекты монет, отчеканенных в царствование Александра I и в год закладки монумента, а также медали, выбитые в александровское время. Александровских монет было положено: 3 золотых, 12 серебряных и 8 медных; монет 1830 года – 3 платиновых, 1 золотая, 9 серебряных, 1 медная. Медалей было 68 штук.

Одновременно с устройством фундамента в Пютерлаксе добывали монолит для изготовления колонны и камни для её подножия. Контракт на эти работы был заключен с владельцем каменоломни «купецким сыном» Василием Абрамовичем Яковлевым. По замыслу Монферрана, нижняя часть памятника состояла из пьедестала, его подножия – цоколя (субасемента), а также плинта (площадки) и ступеней. Благодаря этому общая высота возрастала, а колонна выглядела элегантней, чем колонны Траяна в Риме и Наполеона в Париже.
Первоначально Монферран планировал сделать цоколь из гранита добываемого в Сердоболе (сейчас Сортавала), считая, что «его нежный голубоватый тон составляет удачный контраст с темным цветом колонны». Однако добыть камень нужной величины оказалось невозможно, и было решено сделать цоколь также из рапакиви. Первый блок, добытый Яковлевым, Монферран не принял из-за несоответствия его размеров указанным в контракте. Яковлев направил несколько сотен рабочих на поиски новой подходящей скалы. Нужный блок нашли в пяти верстах от Пютерлакса, в местности Летцарма (Letzarma). Затем 500 каменотесов отделили монолит и обтесывали его в соответствии с заданными размерами. 20 октября 1831 года «после трех месяцев неимоверных усилий», его вместе с другими блоками погрузили на барку особой конструкции, специально построенной для перевозки гранитных блоков пьедестала из каменоломни в Петербург. Масса камня составила более 400 тонн, а общая масса блоков, которые барка, буксируемая двумя пароходами, перевезла за этот рейс — почти 700 тонн.

Прибытие кораблей с каменными блоками в Петербург:

MwAAAgHa0eA 960

5 ноября 1831 года «в присутствии Комиссии и при большом стечении народа» камень цоколя был выгружен с судна на Дворцовую набережную.

UgAAAgHa0eA 960

Окончательную обработку блока проводили на Дворцовой, рядом с местом, назначенного для установки памятника. Чтобы переместить туда камень с набережной, потребовалось несколько дней. Над камнем построили навес. Сорок каменщиков два с половиной месяца обрабатывали камень.

tAAAAgHa0eA 960

Вид палатки на Дворцовой площади:

MAAAAgHa0eA 960

Для точной установки потребовалось с помощью воротов несколько раз поворачивать камень. Монферран, предвидя подобные работы, добавил в вяжущий раствор 1/10 часть мыла. Поэтому камень скользил довольно легко. Так как работы проводились в 10-15 градусный мороз, в раствор добавили водку. Поворачивали камень с помощью только двух кабестанов.

План и разрез пандуса для установки плинта массой 410 т и ещё двух гранитных блоков. Вокруг пандуса возведены кирпичные стены высотой примерно 6 м и толщиной более 2 м:

9AAAAgHa0eA 960

MgAAAgHa0eA 960

5 марта 1832 года работы по установке и обтесыванию цоколя были завершены. Николай I повелел ещё до завершения работ вложить в гранитный блок цоколя памятную доску:

GQAAAgHa0eA 960

Доска и медаль были вложены 13 февраля 1832 года. 9 апреля 1832 года был завершен весь пьедестал. Он состоит из восьми гранитных блоков, уложенных в три ряда, точно обтесанных и скрепленных вяжущим раствором и железными скобами, залитым свинцом. Ступени и тротуар были выполнены в 1834 году.
Следующий этап строительства был самым сложным – надо было поднять и установить на пьедестал колонну.

Добывание гранитного монолита и доставка его в Петербург

Гранитный монолит для Александровской колонны Монферран планировал добыть там же, где материал для колонн Исаакиевского собора, — в каменоломне Пютерлакс (швед. Pyterlax, фин. Pyterlahti), расположенной «расстоянием от Выборга в 76, а от Фридрихсгама в 36 верстах».
В 1829 году, ко времени создания проектов памятника Александру I на Дворцовой – как обелисков, так и колонны, огромная скала подходящих размеров была уже найдена в Пютерлаксе. Впоследствии Монферран подробно описал обстоятельства её обнаружения: « Я заметил гранитный блок, прочный на вид, который можно было вырубить на длину в 100 футов при нужной ширине и глубине. Пораженный этим монолитом, который мог бы, случись подходящие обстоятельства, придать величие какому-нибудь памятнику, я велел его не портить, не разрезать на части и оставить нетронутым; и как только Император изъявил свою волю как можно торжественней прославить память своего Августейшего брата, я поспешил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы употребить в дело мою находку».

По условиям контракта, заключенного подрядчиком В.А. Яковлевым, Александровская колонна должна была иметь тот же цвет, что и колонны Исаакиевского собора, и не содержать трещин, сколов и других недостатков. В случае низкого качества гранита, неудачной добычи или транспортировки монолита в Петербург подрядчик был обязан «доставить вторую, третью и так далее колонны, при этом не требуя за таковых особой платы».

Вид каменоломни Пютерлакс во время работ:

cAAAAgHa0eA 960

Монолит для колонны начали вырубать летом 1830 года. Для этого подрядчик задействовал от трехсот до четырехсот человек. За ходом работ неотлучно следил помощник Монферрана – мастер каменного дела Э. Паскаль, а также командир фридрихсгамской инженерной команды подполковник Грослауб. Дважды приезжал сам Монферран. Работы останавливались только зимой во время сильных морозов и вьюг. Чтобы обезопасить монолит от повреждений при отделении от скалы, Монферран приказал округлить его переднюю грань. Благодаря этому огромная масса должна была, отделившись, мягко скатиться на «постель» из нарубленного кустарника, уложенную поверх бревен. Высота «постели» составила почти четыре метра.
Потом от наружного гребня скалы после невероятно тяжелой работы была отделена призма, которая своими размерами значительно превосходила, в запас, размеры будущей колонны, и затем с помощью громадных рычагов и воротов сдвинута с своего места и свалена на мягкую и упругую подстилку из еловых ветвей.

Все работают, художник всё зарисовывает:

jgAAAgHa0eA 960

Монферран с комиссией наблюдают:

cgAAAgHa0eA 960

Монферран пишет, что 19 сентября 1831 года «скала, поколебавшись в своем основании, медленно и без шума повалилась на приготовленное для неё ложе». Осенью перевозить монолит было очень опасно. Поэтому, прямо на месте приступили сначала к оболваниванию монолита, а затем к обтесыванию по специальным шаблонам. Работы производили на протяжении полугода 250 каменщиков.

На чертеже колонны изображены шаблоны для обтесывания. Колонна разделена на 12 частей, для каждой части был свой шаблон. На чертеже шаблоны №7 и №12:

CAAAAgHa0eA 960

Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний – 3,19 м (10 футов 6 дюмов). Врхний диаметр колонны укладывается в её высоте восемь раз. Расчет энтазиса (кривизны боковой поверхности) колонны выполнял математик, механик и инженер Гаврило Францевич (Габриэль) Ламе (1795-1870), преподававший в то время в Петербурге вместе с Бетанкуром в недавно образованном Институте путей сообщения (fr.wikipedia.org/wiki/Gabriel_Lam%C3%A9 ).

Работу завершили к 1 апреля 1832 года.
Чтобы не повредить монолит при перекатывании от места добычи к пристани ( а это более 100 метров), на округленном вчерне монолите оставили пять широких поясов большего диаметра, чем сама колонна.

На карте красным цветом указала где находилась колонна и дорогу к пристани:

zgAAAgHa0eA 960

После этого с помощью воротов приступили к перекатыванию колонны на пристань для погрузки. На то чтобы по устроенной дороге докатить колонну до пристани потребовалось 15 дней. Для расчистки пути подрядчик получил в гарнизоне Фридрихсгама необходимое количество пороха. Дорога была тщательно выровнена щебнем, а затем поверх неё уложили бревенчатый настил. Пристань и расположенный напротив неё причал («террас») Яковлев возвел на собственный счет. Также ему пришлось, построив плот, железными ковшами углубить фарватер более чем на полметра, так как возникла опасность, что, приняв такой груз, судно сядет на грунт.

Для перевозки колонны корабельный инженер полковник Гласин (или подполковник К.А. Глазырин?) соорудил особое судно, которое могло поднимать 65000 пуд. Судно строил Громов.

QQAAAgHa0eA 960

rgAAAgHa0eA 960

На рисунке хорошо видно, как судно стоит между двумя причалами. На втором причале рабочие оттягивают борт судна, создавая противовес, чтобы оно не перевернулось в процессе погрузки монолита:

SQAAAgHa0eA 960

Колонна обрушилась на край судна, но не упала в воду.

Положение спас Ю.П. Литта. Он вызвал из Фридрихсгама 600 солдат и служащих инженерной команды. «Эти бравые солдаты вместе с господами офицерами, бегом, через горы, прибыли на место меньше чем за четыре часа». Просто марафонцы какие-то! Как это им удалось пробежать почти сорок километров так быстро. Наверно Монферран сильно нервничал, поэтому время для него сжалось.
Вместе с рабочими Яковлева за 48 (!) часов непрерывного труда они сумели погрузить монолит на борт «Святого Николая».
Переход продолжался четыре дня, 1 июля 1832 года бот пришвартовался к пристани, находившейся между Зимним и Адмиралтейством.
У Зимнего и возле Адмиралтейства были устроены возвышения для зрителей. Днем 12 июля колонна была перегружена на берег с помощью 20 кабестанов. Вся операция длилась всего 10 (десять!) минут. В выгрузке приняли участие 640 рабочих, 26 десятников и два матроса.
Чтобы избежать опрокидывания «Святого Николая» при перегрузке колонны на пристань, со стороны Невы балки, по которым перекатывали монолит, были закреплены на подведенном к боту тяжелогруженом корабле, игравшем роль противовеса.

Перемещение колонны на набережную у Зимнего дворца:

KQAAAgHa0eA 960

Колонну катят по деревянным «рельсам»:

IQAAAgHa0eA 960

Затем, оградив монумент забором, каменотёсы завершили обработку колонны и её шлифовку. Довольный работой подрядчика Николай I обратился к Монферрану: «Работа Яковлева закончена, дальнейшие трудные операции есть ваше дело; не сомневаюсь, что вас ждет такой же успех, как и его».

После этого монолит надо было доставить к месту установки на пьедестал. Для этого 600 плотников сделали дорогу шириной 30,5 м, покрытую толстыми досками. Дорога вела от пристани вдоль Зимнего к Дворцовой. Приблизительно на середине расстояния она переходила в наклонную плоскость. По этой плоскости колонна поднималась на высоту 10,5 м – до уровня верха пьедестала – оказывалась лежащей параллельно фасаду Зимнего. Отсюда (перпендикулярно) к месту установки вел высокий помост, завершавшийся платформой. Расстояние от пристани до помоста составило более 250 м. Используя вороты и блоки, его преодолели за девять дней. По помосту колонна двигалась на гигантских салазках (длина > 25м, ширина = 3,5м), построенных из бревен диаметром 0,5м. Салазки тянули за канаты и перемещали по березовым каткам.

План Дворцовой площади, где показаны пандус и платформа с кабестанами:

7gAAAgHa0eA 960

Чертеж пандуса, располагавшегося между Зимним и Адмиралтейством, длиной 150 м. С помощью кабестанов по этому пандусу колонну подняли на высоту 10,6 м.

YQAAAgHa0eA 960

Колонна, поднятая на верхнюю часть пандуса:

aQAAAgHa0eA 960

ngAAAgHa0eA 960

Чертеж той части лесов, что располагались на Дворцовой:

План и профиль салазок и катков. Канаты, которыми колонна была обвязана для подъема:

Колонна, готовая к подъему, лежит на катках на горизонтальном помосте, расположенном под прямым углом к пандусу, параллельно южному фасаду дворца.

Подъем колонны 30 августа 1832 года
Подъем колонны производился с помощью построенных деревянных лесов. Колонну надо было установить с ювелирной точностью, чтобы не допустить ни малейшего отклонения от вертикали и от центра пьедестала. Для этого колонну надо было поднять с помощью канатов, заведенных под пять оставленных на её стволе поясов, затем некоторое время держать подвешенной – чтобы утихли колебания, и лишь после этого опустить.
В создании лесов принимал участие А.Адамини, который перед этим занимался установкой колонн портиков Исаакиевского собора.
Высота лесов достигала 47 м, они были изготовлены из сосновых брусьев и скреплены металлическими болтами. Вертикальные стойки состояли из четырех скрепленных между собой брусьев, сечением 45х45 см. Наверху десять опорных стоек соединялись пятью фермами, на которых были подвешены обоймы блоков — полиспасты. На 12-и стойках были укреплены блоки обратного вращения. С каждой из четырех сторон леса были укреплены подкосами в виде равнобедренного треугольника. Подкосы установили на земле и вбили под них временные сваи. Леса были установлены на деревянной квадратной платформе с размером стороны 37 м (площадью 16235 кв. метров). Эта платформа была поставлена на временных стенах высотой 10 м, окружавших пьедестал и сложенных из бута и кирпича.

EQAAAgHa0eA 960

На платформе «кругообразно в два ряда» располагались подъемные механизмы, установленные в шахматном порядке. Для подъёма колонны были задействованы 60 кабестанов. На платформе было достаточно места для работы нескольких сотен людей. Здесь не должен был находиться никто, кроме лиц, непосредственно осуществляющих подъём монолита.

Диспозиция кабестанов на платформе:

Чертежи кабестанов и механизмов, которые использовались для подъёма колонны. В самом низу чертеж плеча (рычага) кабестана длиной более четырех метров. Всего у каждого кабестана четыре рычага, каждый рычаг вращало три человека:

Для зрителей были устроены специальные места, общим числом четыре тысячи, «из коих 1000 мест посреди помоста для свиты Государя Императора, для знатнейших чинов двора, для членов Государственного совета, для чужестранных министров и прочих особ, и 3000 мест по углам помоста для публики вообще. Были построены специальные палатки. Особенно торжественно выглядела палатка императора и императрицы. Она была изготовлена из яркого кашемира, в центре её поддерживал золоченый столб из серебра. Монферран писал: «Диваны и дорогие ковры украшали эту сказочную палатку, напоминая о восточной роскоши, исчезающей с каждым днем под действием нашей европейской цивилизации».

Николай I распорядился «употребить к действию воротами гвардейских солдат». В этом был заключен глубокий символический смысл – воины гвардейских полков, победивших в Отечественной войне и Заграничных походах, должны были сами воздвигнуть монумент в честь императора-победителя. В подъеме участвовало 2090 человек, из них 1740 унтер-офицеров и рядовых (солдат и матросов Гвардейского экипажа), 315 десятников и рабочих, 25 сторожей, два комиссара и один экзекутор, сам Монферран и пять его помощников, а также дежурил врач. У каждого кабестана работали 16 солдат, ещё восемь должны были их сменять по мере необходимости так, чтобы движение ни на миг не прекращалось. Пять матросов подтягивали и убирали канат. Солдатами у каждого ворота командовал унтер-офицер, десятники и помощники Монферрана следили за их действиями. Шестьдесят плотников были расставлены у подъемных механизмов, чтобы никто из зрителей не мог к ним подойти. Каждый этап работ, каждое действие должны были происходить по особому сигналу. Для этого на лесах на высоте шести метров находился десятник, который подавал сигнал колоколом, а на помосте 30 солдат-барабанщиков.

Подъём колонны был назначен на 30 августа 1832 года, в день тезоименитства Александра I. За два дня до этого события была проведена репетиция подъема колонны для испытания прочности лесов и механизмов, а также для отработки слаженных действий сотен людей. Колонну подняли на шесть метров от деревянного настила и оставили висеть на канатах в течение одного часа. Всё прошло благополучно. На следующий день после репетиции Николай I лично осмотрел монумент и приготовления к установке и поощрил всех нижних чинов гвардейских частей деньгами и вином.

В торжественный день с раннего утра Дворцовая и Адмиралтейская площади стали заполнятся людьми. Монферран писал: «Люди заполнили все дома и даже крыши. Не пустовали ни окна, ни слуховые окна, так велик был интерес к памятнику. Одно только полукруглое здание Глвного штаба, очень похожее в этот день на амфитеатры Древнего Рима, вмещало около 10 000 человек, расположившихся от гребня кровли до балюстрады карниза и стоявших толпой вокруг колоссальной колесницы Победы, венчающей триумфальную арку. Насупротив, в бельэтаже дворца, вызывали большой восторг придворные дамы, восхитительно красивые, элегантные, блиставшие драгоценностями. Не боясь впасть в преувеличение, смею утверждать, что в столице не было дотоле большего столпотворения, и что в этот день Святого Александра Невского, в 1832 году, более трехсот тысяч человек собрались, чтобы присутствовать при установке Александровской колонны». В это время в Петербурге проживало около 300 тысяч жителей.

После того как прибыл Николай I с семьей и свитой, председатель Комиссии по строению граф Ю.П. Литта получил разрешение на закладку серебряной шкатулки, на которой выбита дата подъема колонны. В шкатулке находилась памятная медаль, изготовленная по проекту П.П. Уткина на Монетном дворе. Монферран вложил шкатулку в небольшое углубление в верхней части пьедестала. Затем был молебен.

У каждого кабестана 12 человек, матросы подают и убирают канаты. Звучит барабанная дробь:

А в это время на лесах:

Публика на крыше Главного штаба замерла:

Григорий Гагарин. Александровская колонна в лесах. 1832—1833

«Восторг был беспредельный, и многие из тех, кто имел доступ на платформу, бросились к обломкам катков, чтобы унести их на память об этом счастливом событии» — писал Монферран.

«Монферран, вы себя обессмертили!»

Главные подрядчики, отец и сын А. и В. Яковлевы, были в сентябре 1832 года награждены золотым медалями «За усердие» на Андреевской ленте. Из золота эта медаль была отчеканена только в двух экземплярах, поэтому она называется «медалью Яковлевых».

На следующий день начали разбирать деревянные конструкции: дорогу, наклонную платформу, леса. От лесов оставили только четыре стояка, около которых построили лестницы. Значительно дольше разбирали каменные стены, служившие основанием для лесов.
С колонны стесали пояса, которые были оставлены на монолите для перекатки и подъема. Одновременно более 200 человек выполняли полировку колонны, которую завершили через несколько месяцев.

Остальные работы были окончены без всяких затруднений, и 30-го августа 1834 года памятник был торжественно освящен в присутствии государя, царского семейства, дипломатического корпуса, 100000 русского войска и представителей прусской армии.

Источник

Александрийский столп в Санкт-Петербурге

Аудиогид

Фотографии

988px gagaring stroitalekkolongeotkrytiealeksandriyskoykolonnyv1834 01024px barelef na pedestale aleksandrovskoy kolonny 1024px

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.

Но оставим споры учёным, а нас больше интересует сейчас создание Александровской колонны, или говоря более возвышенно, — Александрийского столпа. Мы воспользуемся распространённой версией, согласно которой Пушкин в качестве прообраза для своего столпа использовал эту колонну в центре Дворцовой площади.

Ведь в приведённых выше строках классик прочил своему аллегорическому памятнику, то есть славе, вознестись над этим монументом, воздвигнутом в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Однако поэт говорил не о своей популярности в веках.

Александр Сергеевич имел в виду, что его поэзия как «души прекрасные порывы» к лучшей жизни ради Отчизны станет выше этого символа самодержавной власти, которым служил Александровский столб, а он был в то время самой высокой монолитной колонной в мире.

Александрийский столп, или Александровская колонна, является памятником, воздвигнутым по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная доминанта находится в центре Дворцовой площади.

Архитектор Александрийского столпа

Спроектировал и построил эту достопримечательность с большим величием здесь в 1834 году известный французский архитектор Огюст Монферран, — «отец» Исаакия. Александровскую колонну мастер возвёл в стиле «ампир», в то время как Исаакиевский собор отличается поздним классицизмом. Огюст был гениальным мастером.

Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади

Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.

Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.

Впоследствии состоялся военный парад на Дворцовой площади, где маршировали полки, отличившиеся в Великой Отечественной войне 1812 года. В общей сложности, в параде приняли участие свыше ста тысяч человек.

Описание Александрийского столпа

Александровская колонна дополнила композицию Арки Главного штаба, которая также посвящена победе над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная стела в центре площади имеет некоторое сходство с триумфальными сооружениями античности. Автор Монферран придал монументу поразительную чёткость пропорций.

Колонну отличает лаконизм формы и красота силуэта, её венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Александрийский столп представляет собой не только архитектурный шедевр, но и выдающееся достижение инженерной мысли — он стал самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита.

Высота Александрийского столпа

Александровская колонна — третья по высоте из всех монументальных колонн, после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Александрийский столп в Санкт-Петербурге выше Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Ствол Александровской колонны — самый высокий, он выполнен из самого тяжёлого монолита, когда-либо установленного в виде колонны или вертикального обелиска. Александрийский столп стал одним из пяти величайших за всю историю монолитов, вторым — после Гром-камня, перемещённых когда-либо человеком. Вес столба составляет 704 тонны. Высота монумента — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра.

История создания Александровской колонны

Инициатором установки памятника в центре Дворцовой площади выступил знаменитый архитектор Карл Росси, который возвёл здание Главного штаба и завершал обустройство ансамбля главной площади города. Мастер был не против установки тут ещё одного конного памятника Петру Великому.

Монумент Александру I, увенчанного фигурой ангела, предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра — «наш Ангел».

Выслушав оба мнения, император Николай I объявил открытый конкурс на создание монумента в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». На этот конкурс откликнулся Огюст Монферран, строивший тогда Исаакиевский собор с 1818 года. Он представил эскиз проекта грандиозного гранитного обелиска в центре площади.

Эскизы и изыски Монферрана

Французский архитектор сразу отказался от варианта со скульптурным монументом, осознавая тот факт, что даже самый гениальный памятник, не обладающий колоссальными размерами, просто потеряется в ансамбле Дворцовой площади и не будет выглядеть ей под стать и достойно.

Монферран думал поставить гранитный обелиск, в древнеегипетском исполнении, на гранитном цоколе. В работе автора указывалось, что обелиск своей высотой обязан был превзойти все известные в мире монолиты. Однако эту идею отверг царь, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника.

Монолит для Александровского столба

Впоследствии был реализован второй эскиз Огюста Монферрана. Для основной части колонны, в частности гранитного монолита, архитектор подыскал скалу в предыдущие свои поездки в Финляндию. Для обтёски монолита потребовалось полгода. Руководить работами Монферран назначил каменного дел мастера Эжена Паскаля.

Чтобы сдвинуть глыбу с места, использовались гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота. Из этой же скалы были вырублены громадные камни, которые пошли на фундамент памятника. Самые большие из них весили свыше 400 тонн. Доставляли заготовки в Санкт-Петербург по воде; для этого задействовали баржу особой конструкции.

Для транспортировки монолита корабельный инженер полковник К. А. Глазырин сконструировал и построил специальный бот грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов (почти 1065 тонн), которому дали название «Святой Николай».

Для выполнения погрузочных работ соорудили специальный мол. Монолит загружали 600 солдат, который отправился в Кронштадт, чтобы оттуда попасть на Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

Фундамент для пьедестала, водка и мыло

Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор.

К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.

Водружение колонны и ангел с крестом

Посмотреть на это грандиозное событие в 1832 году собрался весь Петербург. Люди заняли всю площадь. На поднятие колонны прибыл и сам государь, а также вся императорская семья. Чтобы привести столп в вертикальное положение, потребовались силы 2000 солдат и 400 рабочих, они справились с работой за 1 час 45 минут. После успешной установки монолита народ дружно прокричал «Ура!» А восхищенный император произнёс:

Одновременно со строительством колонны, с сентября 1830 года Монферран работал над статуей для размещения на ней. Николай I пожелал, чтобы она была обращена к Зимнему дворцу. Предлагались несколько вариантов композиций, в итоге, к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским, с выразительной надписью:

Дух захватывает и Монферран показывает

Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается.

С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.

Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.

Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.

Центр притяжения и молодожёны

Со стороны место установки Александровской колонны выглядит центральной точкой Дворцовой площади. На самом деле, Александрийский столп удалён на 100 метров от Зимнего дворца и почти на 140 метров от арки здания Главного штаба. А смотрится он как будто точно по центру. Хотя для величественной площади как Дворцовая эти десятки метров погоды не строят.

Александрийский столп прекрасен в любую погоду и пору года. Он является центром притяжения. Его величавая стать отлично вписывается в ансамбль Дворцовой площади. На фоне Александровской колонны туристы любят делать селфи. А как любят тут бывать и фотографироваться молодожёны, не передать словами.

Влюблённые приходят к Александровской колонне. По традиции жених должен взять невесту на руки и пройтись с ней вокруг колонны. Существует поверью, сколько раз пара обойдёт Александрийский столп, столько у них родится детей.

Ангел на колонне и святой Александр Невский

Оба события — установка колонны на пьедестал и открытие Александровской колонны состоялись 11 сентября (30 августа по старому стилю), что неслучайно. Эта дата является главным Днём почитания святого Александра Невского.

В этот день были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Александр Невский — небесный покровитель Петербурга, поэтому ангел, взирающий с вершины Александринского столпа, воспринимается, прежде всего, как страж и защитник великого города на Неве.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector