Как обучать ребенка с сдвг

woman 3116587 1920 Советы на день
Содержание
  1. Как обучать ребенка с сдвг
  2. Бесплатные занятия с логопедом
  3. Откуда берётся гиперактивность у детей
  4. Синдром гиперактивности
  5. Дефицит внимания
  6. Импульсивность
  7. Гиперактивность
  8. Диагностика СДВГ
  9. Гиперактивный ребенок: лечение и коррекция
  10. Физиотерапия
  11. Психотерапия
  12. Как помочь гиперактивному ребёнку
  13. Режим дня
  14. Нагрузки и отдых
  15. Доброжелательный микроклимат в семье
  16. Понимание и принятие
  17. Полезные рекомендации
  18. Заключение
  19. Рисунки на полях и дробные задачи: 7 приемов, которые помогают мне учиться с СДВГ
  20. Почему с СДВГ сложно учиться
  21. Как победить выгорание
  22. Запоминать через ассоциации
  23. Носить запасную канцелярию
  24. Делить длинные инструкции на конкретные задачи
  25. Установить сроки для выполнения задач
  26. Использовать разные тетради для разных предметов
  27. Внимательно выбирать преподавателей
  28. Не бояться творчества
  29. Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ
  30. Гиперактивность и дефицит внимания у детей: как проявляется в школе и что с этим делать
  31. Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?
  32. Невнимательность и мечтательность
  33. Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье
  34. Импульсивность
  35. Положительные стороны СДВ/СДВГ

Как обучать ребенка с сдвг

Существуют определённые неврологические расстройства, где превалирующим симптомом является избыточная активность.

Бесплатные занятия с логопедом

Существуют определённые неврологические расстройства, где превалирующим симптомом является избыточная активность. К их числу относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который развивается ещё в раннем детстве и «растёт» вместе с ребёнком.

Гиперактивность у детей сопровождается неусидчивостью, проблемами с вниманием (ребёнок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на одном объекте), двигательной расторможенностью и импульсивным поведением. Интеллект при этом обычно не страдает, а вот сложности с обучением присутствуют.

Ребёнка с СДВГ нужно обследовать у нейропсихолога, невролога, других специалистов (логопеда, например, если есть речевые нарушения). Также гиперактивным детям нужна помощь психолога и педагогов, поскольку нужна коррекция поведения. Часто назначается медикаментозная терапия, включающая приём нейролептиков и психостимуляторов.

Откуда берётся гиперактивность у детей

Причины появления гиперактивности пока изучены недостаточно, однако существует версия того, что СДВГ может быть вызван генетическими мутациями. Исследования показали, что при данном синдроме нарушается дофаминовый и норадреналиновый обмен в головном мозге. В результате связи между различными отделами коры больших полушарий и подкорковыми зонами разобщаются. Особенно страдают структуры, которые отвечают за произвольность поведения и концентрацию внимания.

Но не только генетика влияет на появление СДВГ. Неврологическое нарушение развивается при сочетании нескольких неблагоприятных факторов, которые приводят к минимальному повреждению головного мозга у плода или младенца:

Синдром гиперактивности

Обычно мама замечает симптомы гиперактивности у ребенка в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Но некоторые неблагоприятные особенности заметны уже в раннем детстве.

Неврологическое обследование нужно, если малыш:

Эти признаки не обязательно говорят о СДВГ, однако консультация специалиста в любом случае не будет лишней.

Повторим, что впервые признаки СДВГ обнаруживаются в 5-8-летнем возрасте, когда ребёнок идёт в школу. А это накладывает на него определённые обязанности, в том числе умение регулировать своё поведение, организовывать деятельность, самостоятельно решать некоторые проблемы, соблюдать правила и концентрировать внимание на важных объектах. Затем симптоматика обостряется в подростковом возрасте и объясняется изменением гормонального фона.

Клиническая картина СДВГ включает такие группы симптомов, как дефицит внимания, импульсивность и собственно гиперактивность. Рассмотрим их более подробно.

Дефицит внимания

Гиперактивный ребёнок невнимателен, и это аксиома. Он не может долго удерживать внимание на объекте деятельности. Первоклашки с СДВГ могут 10 минут увлечённо заниматься чем-то, потом они отвлекаются на другое занятие. Со временем длительность «внимательного» периода увеличивается, но всё равно отстаёт от возрастной нормы.

Таким детям сложно следовать предложенным инструкциям, алгоритмам, доводить до логического завершения уроки и даже игры. Особенно сложно чрезмерно активным малышам и подросткам самостоятельно организовывать свою деятельность, выполнять установленные правила и придерживаться оговорённых поведенческих норм.

Импульсивность

Импульсивное поведение проявляется сразу в нескольких аспектах. Настроение у гиперактивных детей меняется внезапно. Они могут играть со своими ровесниками, но из-за какого-либо пустяка способны устроить яркую истерику или даже ударить своего партнёра по играм. Если не корректировать подобное поведение, импульсивность перерастает в агрессивность и асоциальные поступки.

Импульсивное поведение характеризуется нетерпеливостью. Ребёнок, не дослушав вопрос, начинает кричать то, что приходит ему в голову. Особенно сложно для него дожидаться своей очереди и терпеть. Если он чего-то хочет, то сделает всё, чтобы заполучить желаемое сразу же. В полном объёме.

Такие поступки часто сопровождаются безрассудством и непониманием опасности. Вследствие этого гиперактивные дети не слушают предостережения родителей и педагогов, ведут себя так, как подсказывает им их желания. Как результат – получение различных травм: лёгких и тяжёлых. Подобное поведение характерно для маленьких детей, а вот для школьников и подростков это уже не является вариантом нормы.

Гиперактивность

Этот симптом предполагает психическую и двигательную расторможенность. Ребёнок с гиперактивностью постоянно в движении, причём они хаотические: дёргание конечностями, прыжки, верчение на стуле, суетливая беготня, тики. При этом школьник может попросту встать со стула во время урока и пройтись по классу, громко крикнуть с места и т.д. У подавляющего большинства таких детей наблюдается диспраксия – неуклюжие действия, неповоротливость, сложности с выполнением точных движений.

Гиперактивный ребёнок много болтает. При этом говорит он громко и быстро, глотает окончания слов, может перебивать собеседников и учителей, теряя мысль и перескакивая с одного вопроса на другой. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью нередко сочетается с логопедическими нарушениями.

Диагностика СДВГ

Ребёнок с гиперактивностью – «клиент» невропатолога и психиатра. Только эти специалисты могут поставить точный диагноз. При этом нарушение выясняется не на первичном осмотре, а в динамике. Доктор в течение 6 месяцев ведёт маленького пациента, обращая внимание на выраженность симптомов дефицита внимания, гиперактивности и импульсивного поведения.

При неврологическом или психиатрическом обследовании опрашивают родителей и ребёнка, изучают характеристики педагогов и психологов (из школы или садика), наблюдают за пациентом в процессе деятельности. Проводят диагностику с помощью специальных опросников и тестовых методик. Всё зависит от возраста ребёнка.

Предварительно следует пройти обследование у педиатра. Это нужно, чтобы исключить другие причины расторможенного и возбудимого поведения. К подобному состоянию могут привести такие серьёзные заболевания, как эпилепсия, гипертиреоз, хорея. Неумение работать по инструкции может быть вызвано зрительной или слуховой патологией.

Для уточнения диагноза невролог может назначить ребёнку обследование у узких специалистов (окулиста, ЛОРа, эндокринолога и пр.). Логопедическая консультация нужна в том случае, если есть нарушения устной и письменной речи. Обязательно назначают энцефалограмму и МРТ головного мозга.

Гиперактивный ребенок: лечение и коррекция

Коррекция СДВГ предполагает использование комплексного подхода, включающего приём медикаментов, физио- и психотерапевтические методы.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры подбираются, исходя из особенностей детского организма и потребностей ребёнка.

Специалист может назначить одну из следующих процедур (или несколько);

Психотерапия

Специалисты применяют различные психотерапевтические методы, умело их комбинируя. Всё опять же зависит от индивидуальных особенностей и возраста ребёнка.

На практике особенно часто используют следующие методики:

Возможно проведение семейной психотерапии, особенно если одним из факторов развития гиперактивности является неблагоприятный психологический климат в семье.

Как помочь гиперактивному ребёнку

Такие дети требуют к себе особенного отношения, в ином случае от вспышек импульсивного и гиперактивного поведения будут страдать родители, педагоги, сверстники. Ну и, конечно, сам ребёнок. Что же делать? Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут правильно организовать детскую жизнь.

Режим дня

На вопрос, как успокоить гиперактивного ребенка, невозможно ответить без организации чёткого и понятного режима дня. Если соблюдать привычные ритуалы, то можно существенно снизить выраженность гиперактивности и возбудимости. К числу подобных ритуалов относятся пробуждение, засыпание, пищевые традиции, прогулки, выполнение домашних заданий.

Нагрузки и отдых

Ребёнок с гиперактивностью – это зайчик из рекламы батареек Энерджайзер. Энергии в нём не просто много, а очень много. Следовательно, ему попросту жизненно необходимо её растрачивать, выплёскивать. А задача родителей – направлять её в мирное русло, в ином случае весь этот запал усилит деструктивное поведение.

Старайтесь замечать признаки начинающей усталости у ребёнка. Незамедлительно прекращайте активные упражнения и игры, занимайтесь расслабляющими занятиями. Например, йогой, дыхательной гимнастикой, слушанием спокойной музыкой. Детей постарше можно научить самостоятельно успокаиваться, это умение ему обязательно пригодится.

Доброжелательный микроклимат в семье

Во-первых, ребёнка нельзя ругать, он таким родился, и гиперактивность – не его прихоть или «заслуга». Поэтому стоит побеспокоиться о том, чтобы малыш или подросток рос в спокойной обстановке. Во-вторых, родителя необходимо осуществлять поддержку друг друга в деле коррекции и лечении гиперактивного ребёнка.

Понимание и принятие

Ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, при этом не отказываясь от воспитания и перевоспитания. Это означает, что выстраивание запретов, границ должно сопровождаться усиленной поддержкой со стороны родителей. При этом важно наладить плодотворные контакты с людьми, имеющими отношение к ребёнку. Расскажите об особенностях своего чада, о том, как вы выстраиваете отношения с ним. В идеале нужно наладить хорошие отношения между ребёнком и педагогами.

Полезные рекомендации

Заключение

Гиперактивный ребенок – это не наказание, а просто человечек с особенностями в поведении. Помогите ему развиваться нормально, научиться внимательности, терпению, умению контролировать эмоции. Конечно, придётся походить по специалистам, но оно того стоит. К подростковому возрасту вам удастся преодолеть практически все проблемы и нивелировать все недостатки.

Источник

Рисунки на полях и дробные задачи: 7 приемов, которые помогают мне учиться с СДВГ

Я поняла, что не могу учиться как все, еще в раннем детстве — когда мама отвела меня в развивающий кружок.

Мои ручки и карандаши постоянно пропадали, я пропускала задания мимо ушей и потом восполняла прослушанное своими способами: спрашивала у других детей, подсматривала у соседей по парте или придумывала сама.

Когда я ходила в подготовительный класс, часто отвлекалась на узоры на обоях, забывала, какой урок следующий и кто его ведет, постоянно допускала ошибки по невнимательности. От злости на саму себя пыталась стереть неправильные записи в тетради пальцем. За это меня ругали перед мамой на родительском собрании.

Родители не придавали значения проблемам, так что я продолжала витать в облаках и гнаться за остальными ребятами.

Гораздо позже, уже в последних классах школы, я узнала от своей психологини, что у меня есть подозрение на синдром дефицита внимания. По этой и другим причинам она посоветовала консультацию у психиатра, который и поставил диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.

Я по-прежнему находилась в центре привычного учебного процесса, но уже смотрела на него иначе. Прошла несколько тестов и была в шоке: откуда обо мне знают все это? По разным статьям я начала изучать, как работает мозг с СДВГ, и впервые почувствовала, что меня кто-то понимает.

Из русскоязычных текстов мне больше всего понравилась история о типах непосед: она рассказывает, что чувствует человек с синдромом дефицита внимания, как реагирует на события, ведет себя в обществе, какие у него сильные и слабые стороны. Словом, я поняла, что СДВГ не случайный набор моих неудачных качеств, а изученное явление.

Два типа Непосед плюс варианты — глава из книги «СДВГ Лайф» Романа Савина

Почему с СДВГ сложно учиться

Одна из основных проблем синдрома — недостаток концентрации. Из-за нее детям и взрослым сложно заставить себя сесть за работу, пока дедлайн не становится катастрофически близким. А когда наконец удается начать, отвлечь может и колыхание занавески, и гудок с улицы, и воображаемая беседа с другом.

Из-за недостатка концентрации легко забываются поставленные задачи: тебе дают поручение, ты киваешь, но через секунду сказанное уже вылетело из головы.

Иногда СДВГ считают детской проблемой, но это не так: симптомы не всегда проходят с возрастом. Проверить себя можно с помощью теста по шкале ASRS — этот быстрый тест для диагностики СДВГ у взрослых разработали ВОЗ и исследователи из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Но окончательный диагноз ставит только врач: обратитесь за консультацией, если подозреваете у себя этот синдром.

Я долго приспосабливалась и смогла наладить учебу, судя по результатам: окончила школу с золотой медалью, самостоятельно подготовилась к ЗНО, украинскому аналогу ЕГЭ, и сдала экзамены на высокий балл. Благодаря самоорганизации я поступила в университет на специальность «маркетинг и PR», но отложила учебу на год и поступила в Академию лидерства. Это не стандартное обучение, а особая десятимесячная программа с лекциями, путешествиями, командными проектами и волонтерством, во время которой выпускники школ и студенты первых курсов не только узнают что-то новое, но и развивают эмоциональный интеллект, учатся проектному менеджменту и тренируют выносливость.

Поделюсь советами, которые помогают мне в учебе. Ими смогут воспользоваться и школьники, и взрослые люди.

Как победить выгорание

Запоминать через ассоциации

Проблема. Когда человеку с СДВГ поступает новая информация, особенно сплошным потоком, она не усваивается, а пролетает мимо. Это связано с тем, что мозгу сложно сосредоточиться на отдельных составляющих.

Как решить. Ассоциации помогают прикрепить новую информацию к чему-то уже известному и понятному. Есть много техник, которые помогают это сделать, — расскажу, какими пользуюсь я.

Во время прослушивания мне помогает концентрация на каком-то предмете. Если на уроке рассказывают о военном походе, а я смотрю на цветок в горшке, то на контрольной, увидев этот цветок, я вспомню и об историческом событии.

Еще я люблю рисовать фигуры на бумаге. Если слышу новое слово на английском и одновременно рисую желтый кружок, он четко отпечатывается в памяти в связке со словом.

Для запоминания слов мне очень пригодился совет преподавателя — придумать максимально карикатурный образ, созвучный с новым термином. Чем ярче образ, тем лучше он отпечатается в памяти: например, слово plumber — «сантехник» по-английски — мне было легко запомнить, когда я представила, как этот сантехник ест пломбир. Он одет в форму, одной рукой держит инструменты, а в другой у него тает мороженое, стекая на пол, — такое сложно забыть.

Совет. Если во время урока или лекции хочется рисовать картинки или даже абстрактные линии на полях, не прекращайте.

В школах СНГ детей часто ругают за бессмысленные каракули в конспектах: считается, что они отвлекают от усвоения материала. В то же время ученые обнаружили, что такие рисунки помогают лучше запоминать и обрабатывать информацию.

Польза каракуль — Harvard Health Publishing

В школе и на курсах я постоянно рисовала в тетрадях — на каждой странице было три четверти записей и четверть орнаментов, карикатур, абстрактных линий. Когда ручка водила по бумаге, услышанный материал усваивался лучше всего: зарисовки не давали отвлекаться ни на свои мысли, ни на внешние факторы.

Носить запасную канцелярию

Проблема. У меня часто бывает так: только что я писала конспект, а ручка уже пропала. Такая ситуация типична для людей с СДВГ и в учебе очень мешает: как только заставишь себя сесть за задание, нужных предметов нет под рукой, и пока ищешь их, концентрация снова уходит.

Как решить. Необходимые для занятий вещи носите в нескольких экземплярах. Если на уроках или лекциях нужна одна черная ручка, возьмите три. Если на экзамен просят взять две ручки, положите четыре. Скорее всего, они никуда не пропадут: вы найдете их позже в кармане брюк или на самом дне рюкзака, но такой подход успокаивает во время учебы и не дает отвлечься на поиски.

Хранить письменные принадлежности удобно в пеналах-раскладушках: в отличие от пеналов-косметичек, в них принадлежности не лежат в куче, а каждый предмет прикреплен отдельной резинкой.

Родителям надо быть готовым к тому, что ребенок вряд ли будет класть предметы по фиксированным местам: скорее всего, карандаши каждый раз будут разложены в разном порядке. Главное — их будет легко найти, когда они понадобятся.

Совет. Выбирая ручки, обратите внимание на чернила: лучше, чтобы они не смазывались при письме. Кляксы отвлекают, их хочется стереть: из-за этого можно отстать на уроке и не успеть написать диктант или сдать контрольную.

Стирающиеся ручки брать не советую: изобретение кажется удобным, но на деле они больше размазываются, чем стираются.

Обратите внимание и на карандаши. Твердые грифели глубоко въедаются в бумагу, а ластик не стирает надписи и рисунки до конца, поэтому я обычно покупаю мягкие карандаши с маркировками HB, B и 2B.

Делить длинные инструкции на конкретные задачи

Проблема. При перечислении пунктов инструкции мозг не может уделить внимание ни одному из них по отдельности. Это приводит к растерянности и нежеланию браться за задание.

Как решить. Разделить инструкцию на части и воспринимать каждый фрагмент как отдельную задачу: так прохождение каждого этапа будет считаться маленькой победой.

К примеру, приготовление торта для меня кажется непосильным, если я смотрю на целый рецепт. Но если сначала положить перед глазами рецепт крема, потом коржей, а затем инструкцию по сборке, все получается.

Чтобы мотивировать себя справляться с задачами, можно превратить инструкцию в игру. Например, объединить задачи по цветам: первые три желтые, следующие три красные и так далее. Это помогает не останавливаться после решения одного пункта, а доделывать до конца каждую группу.

Совет. Не забывайте хвалить себя после каждой завершенной части. Похвала мотивирует не бросать начатое и двигаться до конца.

Установить сроки для выполнения задач

Проблема. Людям с СДВГ бывает сложно осознать, сколько прошло времени с того момента, как они отвлеклись или решили передохнуть. Если предстоит непривлекательное дело, человек с СДВГ может отложить его на потом, уверенный, что времени еще много, а за час до дедлайна обнаружить, что задача требует минимум трех часов работы.

Не раз бывало, что я делала проект ночью в воскресенье, хотя задали его еще во вторник. Или судорожно учила стихотворение, когда первые ребята по списку уже его рассказывали. Я справлялась, но такой образ жизни, особенно постоянный, очень выматывает, а знания быстро улетучиваются.

Как решить. Если передо мной стоит сложная задача, я заранее составляю план ее решения: пока прописываю пункты, начинаю лучше понимать, что именно предстоит сделать.

Затем я объединяю несколько пунктов и ставлю сроки: к примеру, эту группу мне надо сделать сегодня, а ту завтра. Так наутро в голове не вертится страшная мысль о большой задаче, потому что я знаю, что запланировала посильную работу на день. План дает уверенность и мотивацию: я заранее знаю, чем займусь, и в конце дня смогу похвалить себя за закрытый этап, а не ругать за то, что не сделала все сразу.

Совет. Если вы начали работать над задачей и увидели, что пунктов в плане слишком много, лучше распределить их заново. Большие объемы не только не помогут выполнить задачу в срок, но и приведут к тревоге и самокритике.

Использовать разные тетради для разных предметов

Проблема. Когда ученик с СДВГ видит стопку одинаковых непримечательных тетрадей, он прилагает дополнительное усилие, чтобы найти нужную. Писать в «скучной» тетради тоже не хочется, поэтому легко попасть в ловушку самообмана: кажется, что в конспектах нет необходимости, все запомнится и так, но уже через минуту важная информация вылетает из головы.

Как решить. На разные предметы берите тетради, папки и блокноты, которые отличаются друг от друга. Я стараюсь покупать тетради, вызывающие вау-эффект: с захватывающим пейзажем, красивой иллюстрацией, милым щенком. Но строго по одной штуке каждого дизайна.

Совет. Если у вас строгое учебное заведение, которое против разнообразия расцветок, можно подписать тетради цветной ручкой, добавить наклейку или другой разрешенный опознавательный знак.

Внимательно выбирать преподавателей

Проблема. Забывчивость, подвижность и невнимательность — особенности, которые часто встречаются у людей с СДВГ. Учителя не всегда корректируют методику работы с учетом этих проблем, хотя это напрямую влияет на эффективность обучения.

Как решить. Если есть возможность выбрать преподавателя — например, репетитора, ведущего курсов или классного руководителя, воспользуйтесь ей.

В первую очередь я советую спросить преподавателя, как он относится к непривычным для него методам решения задач, ведения конспектов и структурирования материала. Дело в том, что человеку с СДВГ хочется изобретать, а не идти по протоптанному пути: если преподаватель будет навязывать свои схемы работы, ученик будет долго пытаться подстроиться и упускать из-за этого важную информацию или вовсе потеряет интерес к предмету.

При этом квалификация преподавателя не гарантирует гибкости методики. Например, мой школьный учитель математики писал учебники, несколько раз получал звание учителя года, но у меня часто не получалось найти с ним общий язык. Если я начинала писать у доски решение не в той форме, которую он нам давал, он начинал кричать, что я пишу ерунду, даже если ответ получался верным.

Другой важный параметр — готовность преподавателя хвалить ученика за его достижения. Ученику с СДВГ сложно долгое время изучать один и тот же предмет или работать над определенной темой: хочется немножко поучить, бросить, переключиться на что-то новое. Поговорка «тяжело в учении, легко в бою» не действует: ученик не видит связи между трудом сейчас и вознаграждением потом, поэтому важно хвалить и поддерживать его по ходу обучения.

Еще преподаватель должен быть настроен на творческий подход. Акцент на дисциплине, строгость, консервативность, серьезность не создадут для ребенка комфортного пространства. Да, неусидчивых детей нужно уметь успокоить и занять делом, но если им неинтересно, прогресса не будет.

Совет. Выбирая преподавателя, поговорите не только с ним, но и с его учениками: узнайте, за что он обычно хвалит, за что ругает, за что снижает оценки. Если вы ошиблись и учиться оказалось некомфортно, лучше сменить преподавателя как можно быстрее: это поможет не потерять интерес к предмету во время неприятных занятий.

Не бояться творчества

Проблема. Люди с СДВГ много отвлекаются, не воспринимают информацию линейно, а комбинируют ее сами. Из-за этого бывает сложно воспринимать на слух долгие лекции или следить за логикой в учебнике.

Как решить. Если хочется раскрасить обложку тетради, разрисовать конспект и разделить его наклейками на секции — не ограничивайте себя. От этого учеба не становится менее серьезной, а информация может лучше улечься в голове.

Совет. Помните, что творческие работы могут быть неидеальными: каляки-маляки так же полезны, как и аккуратные рисунки по контуру.

Источник

Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ

Гиперактивность и дефицит внимания у детей: как проявляется в школе и что с этим делать

5024Нина Джексон педагог и международный консультант по образованию

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

115530966

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) гиперактивный ребенок, который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался. последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

147090745

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector