Как оперативники собирают информацию

three 3075752 1920 Советы на день

Как оперативники собирают информацию

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Источник

Часто задаваемые вопросы о работе оперативника

Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

В разделах, посвящённых «кухне» органов внутренних дел, мы стараемся заострить внимание нашей аудитории на контрастах между общепринятыми представлениями о последних (а также медийной картиной и образами в искусстве) и реальностью.

Таким образом мы надеемся создать более сбалансированное представление о фактическом положении дел в системе МВД.

Значит ли это, что оперативные уполномоченные тоже занимаются преимущественно формалистикой, а не погонями и поиском улик?

Начать стоит с того, что фактически оперативной работой в системе МВД России занимаются также инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные (которые дублируют на своих участках функции целого министерства, подробнее об этом вы можете прочесть в соответствующем разделе).Это означает, например, что участковый тоже может получать информацию негласно. Но официально это оформить нельзя, и тот, кто полезной информацией поделился, не будет числиться агентом по документам. Оперативники же работают с агентами официально ради двух целей:

Сами оперативные работники при формальной специализации в расследованиях разных типов преступлений (например, есть подразделения по расследованию экономических преступлений или поиску пропавших без вести), эту специализацию редко соблюдают из-за дефицита кадров.

Средний оперативный работник имеет широкий спектр обязанностей: это изучение документов и вещественных доказательств, работа со свидетелями, а также с тайными агентами полиции и т.д. Он также обязан выходить на еженедельные дежурства в составе следственно-оперативных групп, которые выезжают на сообщения о преступлениях.

Но главной задачей оперативников с точки зрения руководства всех уровней остаётся обеспечение «высокой статистики раскрываемости» и составление разнообразнейшей отчётности.

Как уже было сказано, система МВД в низшем звене испытывает дефицит кадров и поэтому на одного следователя в России приходится 0,88 оперативного работника. То есть один человек часто занимается несколькими делами и сотрудничает с несколькими следователями. И каждый следователь ждёт от оперативника материалов, дающих ту самую раскрываемость.

В свою очередь, руководство оперативников требует отчетности о том, что оперативник не только помогает следователю, но и занимается второй задачей: ведет оперативную деятельность по неявным преступлениям и совершающим противоправные деяния лицам. В современной структуре МВД это значит заполнение большего числа документов.

Поэтому сотрудники имеют всё меньше времени на реальную работу – ту самую, о которой они пишут отчёты, – с наблюдениями, негласными мероприятиями, формированием сети осведомителей.

Это заставляет оперативников постоянно балансировать между приоритетами. В итоге вместо «динамичной» работы мы видим работу безусловно стрессовую и опасную, при этом забюрократизированную до предела и подчинённую узкокорпоративным интересам и системе формальных показателей.

Как строится совместная работа следователей и оперативников? Кто из них выше по статусу?

Отношения оперативников и следователей не иерархические, а скорее партнёрские. Причём следователь и оперативник являются своего рода соответчиками при сбое конвейера следственного процесса. При общем обвинительном уклоне российского следствия (подробнее об этом читайте в разделе, посвящённом работе следователя) оправдательный приговор в суде может быть основанием для дисциплинарных санкций не только для гособвинителя, но идля следователя и для оперативного работника.

Следователь имеет рычаги давления на оперативника: он может не принять материал, на отработку которого оперативник уже потратил время, не возбудить уголовное дело и не привлечь установленное оперативником лицо в качестве обвиняемого. По возбужденным делам следователи осуществляют процессуальное руководство и могут давать поручения о необходимости получения определенной информации, хотя вмешиваться в собственно оперативно-розыскную деятельность не имеют права.Но и поручения чаще всего будут касаться не оперативных мероприятий, а проведения части следственных действий или получения ответов на запросы.

В свою очередь, оперативные сотрудники не заинтересованы в выполнении поручений следователя по делам с уже предъявленным обвинением. Они аргументируют это тем, что «лицо уже установлено», преступление раскрыто, их часть работы выполнена и воспринимают такие дела как вынужденную дополнительную нагрузку. Однако невыполнение поручений грозит тем, что в следующий раз следователь будет затягивать направление дела в суд, что отрицательно скажется на показателях оперативников. Так как в итоге раскрываемость зависит от направленных в суд дел, оперативник возьмёт на себя и эту дополнительную нагрузку.

Другой пример: в случае «приостановления» уголовного дела на этапе следствия на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (т.н. «глухари» для следствия) оперативный работник, занимавшийся этим делом, оказывается ответственным за снижение раскрываемости.

Так что партнёрство следователя и оперативника скреплено, так сказать, и кнутом и пряником: следователь заинтересован в том, чтобы дело было направлено в суд, а значит – чтобы был обвиняемый, оперативник заинтересован в том, чтобы помочь следователю этого обвиняемого установить.

При этом обвиняемый должен иметь нужные характеристики: либо вина его должна быть очевидна, либо это должен быть «слабый» подозреваемый/обвиняемый – представитель маргинальных слоёв населения, не имеющий возможностей для подкупа или квалифицированной защиты.

Можно предположить, что против людей, которые представляются следствию неблагонадёжными или неспособными защититься, оперативники часто используют разного рода провокации вроде «контрольных закупок»?

В законе об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) оперативным сотрудникам запрещено провоцировать граждан на совершение преступления. С другой стороны, при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как проверочная закупка или оперативный эксперимент сложно провести грань между фиксацией противоправных деяний (которые гражданин совершал бы и без вмешательства полиции), и фактическим побуждением к таким деяниям. Самый популярный пример – разовая контрольная закупка наркотических средств.

Согласитесь, что контрольную закупку наркотиков в притоне, за которым была установлена слежка и о котором неоднократно поступали сигналы от окрестных жителей, сложно назвать провокацией.

То есть сам по себе метод эффективен и приносит пользу.

Однако система, поощряющая максимальную раскрываемость, поощряет оперативных работников к злоупотреблениям при проведении подобных мероприятий.

Конвейер не должен давать обратного хода: если благодаря полученным не вполне прозрачным путём уликам возбуждено уголовное дело, эти сведения будут легализованы следователем в уголовном процессе.

Однако более серьёзной проблемой можно назвать то, что в процессе получения признательных показаний (которые фигурируют в большинстве дел, доведённых до суда) оперативные сотрудники используют незаконные методы.

Это помогает сформировать такие признательные показания, при которых будущий подозреваемый узнает и запомнит обстоятельства совершения преступления, о которых он мог не подозревать в силу своей непричастности, что в дальнейшем позволяет создавать и подкреплять впечатление его виновности перед другими участниками процесса. В итоге даже отказ от показаний на суде скорее всего не поможет обвиняемому.

Можно заключить, что негласные требования, которым подчиняется оперативный работник, исходя из сложившейся практики, подталкивают его к принятию скорее «удобных», чем справедливых решений. Ему навязывается ответственность за совместный со следователем «выбор обвиняемого». При этом общая забюрократизированность работы сотрудников полиции привела к тому, что вместо оперативника, который сидит в засадах, выслеживает преступников и проводит негласные мероприятия, мы имеем скорее чиновника, который большую часть времени обо всём перечисленном отчитывается, но далеко не всегда исполняет.

Безусловно, оперативникам приходится заниматься и живой работой, но проводится она по остаточному принципу в свободное от формалистики время. Как правило, время это не рабочее, а личное.

Источник

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Электронное учебное издание

§ 16. Получение компьютерной информации

В перечень оперативно-розыскных мероприятий в конце 2016 года было введено новое мероприятие «Получение компьютерной информации».

Получение компьютерной информации — это негласное оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое с использованием возможностей оперативно-технических подразделений с целью копирования или изъятия сведений, содержащихся на жестком диске компьютера или на иных электронных носителях, связанных с компьютером каналом связи, если для их получения требуется получение к ним удаленного доступа по информационно-коммуникационным сетям с применением заблаговременно внедренных закладных устройств и (или) программных компонентов, а также если для их получения необходим запрос органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в информационную систему, в которой данная информация хранится или обрабатывается.

Исходя из определения, данное мероприятие предусматривает два способа получения компьютерной информации: путем удаленного доступа к ней по информационно-коммуникационным сетям с применением заблаговременно внедренных в компьютер закладных устройств и (или) программных компонентов, и путем обращения в специализированную информационную систему, в которой содержится такая информация.

В последнем случае имеется в виду запрос на информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи, текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки,
видео-, иные сообщения пользователей услугами связи, а также о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет», текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет», обязанность операторов хранить которые предусмотрена Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Законодатель решил, что данное мероприятие не является «Наведением справок» и предусмотрел возможность получения информации из баз интернет-операторов путем проведения нового ОРМ.

В связи с этим представляет интерес отграничение «Получения компьютерной информации» от схожих, т.е. от «Обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», «Снятия информации с технических каналов связи», «Наблюдения», из которых оно и было выделено.

Попытаемся проанализировать, в каких случаях возможно его применение.

Новая редакция ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД предписывает ОРМ, связанные с получением компьютерной информации, проводить с использованием возможностей оперативно-технических подразделений. Если к информации на компьютере и его периферийных устройствах имеется свободный доступ, привлечение для ее получения возможностей оперативно-технических подразделений не требуется, так как ее может гласно скопировать и изъять любой пользователь. Помимо этого, в ходе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий в качестве специалиста, как правило, используется лицо, не являющееся сотрудником БСТМ, так как сведения о персональных данных последних составляют государственную тайну. Таким образом, это ОРМ проводится только негласно и в отношении информации, доступ к которой защищен какими-либо программными или аппаратными средствами.

Кроме того, следует различать компьютерную и так называемую сетевую информацию. К компьютерной в данном случае следует отнести те сведения, которые содержатся на жестком диске компьютера, его периферийных устройствах, а также в «облачных» хранилищах. К сетевой же информации следует отнести те сведения, которые циркулируют по информационно-телекоммуникационным сетям, получаются путем снятия информации с технических каналов связи и могут быть не привязаны к конкретному компьютеру. В данном случае информация скачивается из сети, без осуществления виртуального или физического доступа к компьютеру, и IP-адрес компьютера, с которого она была направлена или которому адресована, в ряде случаев невозможно установить.

Снятие информации с жесткого диска компьютера и периферийных электронных устройств, соединенных с компьютером каналом связи, путем удаленного доступа к компьютеру, а также получение информации с удаленного сервера по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или локальным сетям в ведомственных нормативных правовых актах МВД России до настоящего времени относились к тактической форме оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», а ряде случаев – оперативно-розыскного мероприятия «Снятие информации с технических каналов связи». Однако, учитывая, что данные мероприятия являются негласными, направленными на получение информации именно из компьютера или с сервера, и требуют привлечения сил и средств оперативно-технических подразделений для решения задачи удаленного доступа к компьютеру или удаленному серверу по сети «Интернет» или локальным сетям, на наш взгляд, необходимо отнести их к решаемым с помощью нового оперативно-розыскного мероприятия.

Порядок проведения и документальное оформление аналогичны прослушиванию телефонных переговоров.

Источник

Материал из CrimLib.info

share save 171 16

Основным способом решения оперативно-розыскных задач является проведение оперативно-розыскных мероприятий – системы взаимосвязанных действий, направленных на достижение конкретных тактических целей. Длительное время они были завуалированы термином «оперативно-розыскные меры», который детализировался в закрытых ведомственных актах.

Оперативно-розыскное мероприятие – это установленные Законом действия, проводимые субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов путем сочетания гласных и негласных методов и средств с целью получения данных о преступлении и их фиксации.

Правовую природу ОРМ можно раскрыть через следующие характерные признаки:

Сведения (информация), полученные в результате проведения ОРМ должны быть зафиксированы в целях накопления, систематизации, проверки и оценки полученных результатов и принятия на их основе соответствующих решений (ст.10 ФЗ), а также возможности контроля законности их проведения.

Под фиксацией сведений следует понимать перенос информации с объектов на материальные носители. При этом полученная информация делится на две категории: которая не может быть легализована и которая может быть использована в доказывании при расследовании уголовных дел. Последнее означает, что документальное закрепление результатов проведения ОРМ регулируется и общими требованиями уголовно-процессуального законодательства по собиранию, проверке и оценке доказательств.

Таким образом, документы оперативного характера должны отвечать следующим требованиям:

При проведении ОРМ допускается использование информационных систем и технических средств, не наносящих ущерба здоровью людей. Наряду с основными проводятся меры вспомогательного характера (организационного, обеспечивающего), носящие подчиненный характер.

Согласно ст.6 ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД могут проводиться следующие 14 видов оперативно-розыскных мероприятий: 1. Опрос 2. Наведение справок 3. Сбор образцов для сравнительного исследования 4. Проверочная закупка 5. Исследование предметов и документов 6. Наблюдение 7. Отождествление личности 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 10. Прослушивание телефонных переговоров 11. Снятие информации с технических каналов связи 12. Оперативное внедрение 13. Контролируемая поставка 14. Оперативный эксперимент.

Все виды оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на

ОРМ классифицируют также как обычные (осуществляются оперработником самостоятельно), сложные (требуют ведомственного санкционирования) и специальные (требуют судебного разрешения).

Содержание

Опрос

Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.

Опрос – самое распространенное ОРМ. Он всегда носит целенаправленный характер, т.е. перед сотрудником стоит задача получения конкретной (часто скрытой) информации и он сам выбирает обстановку, тактику и способы достижения цели.

При опросе могут быть использованы:

Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа и нетрадиционных методов, имеет только вероятностный, ориентирующий характер и не может применяться в качестве доказательства. Его проводят, по заданию ОРО, специально подготовленные сотрудники (заключение «специалиста»).

Негласный опрос проводится оперработником с сокрытием своей должности (по документам прикрытия) и с сокрытием истинных задач проводимого опроса (выведывание).

Результаты опросов оформляются справками сотрудников (с указанием использованных технических средств), которые самостоятельного доказательственного значения не имеют.

Наведение справок включает в себя и получение сведений о номерах абонентов телефонной связи, входящих и исходящих вызовах, продолжительности разговоров.

Наведение справок может осуществляться гласно или с использованием мер конспирации (зашифровано) и оформляется справкой оперработника, имеющей ориентирующее значение.

Сбор образцов для сравнительного исследования

Образцы для сравнительного исследования могут служить материалом для проведения экспертизы по возбужденному уголовному делу и последующего приобщения в качестве вещественных доказательств. Полученные данные в результате рассматриваемого ОРМ, как правило, оформляются актом сбора образцов для сравнительного исследования, дактилоскопической картой или иными документами, составляемыми лицами, осуществляющими сбор образцов, рапортом или справкой сотрудника ОРО.

Проверочная закупка

Проверочная закупка — это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений. Указанное ОРМ предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Целью данного мероприятия является также последующее сравнительное исследование предметов. В отличие от сбора образцов оно носит возмездный характер и осуществляется в форме мнимой (без цели приобретения или сбыта) сделки купли-продажи (устной или письменной). Проверочная закупка может осуществляться в отношении предметов как разрешенных в гражданском обороте, так и ограниченных или запрещенных.

Проведение мероприятия с запрещенными предметами требует санкции и оформляется постановлением, утвержденным руководителем оперативно-розыскного органа, с целью контроля товарно-денежных отношений и придания сделке правового характера.

Начало проверочной закупки всегда носит зашифрованный характер. После совершения сделки, при гласном способе реализации оперработник объявляет о проведении данного вида ОРМ и приступает к фиксации результатов в акте проверочной закупки в присутствии свидетелей. В случае негласного способа проверочной закупки оперработник забирает приобретенный (купленный) предмет для последующего исследования и проверки, приобщая его к справке.

Для того чтобы окончательно убедиться в преступной деятельности лица или установить всех лиц, причастных к ней, может иметь место неоднократное проведение проверочной закупки. В ходе мероприятия применяются технические средства фиксации сделки, а также обеспечивающие придание идентификационных признаков средствам платежа (их пометка). Документальное оформление мероприятия должно отражаться актом (гласное) или справкой.

Термин «закупка» неточен, потому что при проведении данного мероприятия проверяться может и предоставление услуг, а имущество приобретаться не только путем купли-продажи, но и мены, аренды и другими способами.

В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием общественников составляет акт в присутствии продавца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного помещения. В других — для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систематически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производилась закупка, не ознакомляют. Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их предоставление и собирание.

Исследование предметов и документов

Подготовка мероприятия оформляется постановлением, утвержденным руководителем ОРО, который обязан выяснить, приведет ли исследование к качественным изменениям объекта исследования, а также будут ли осведомлены лица, у которых изъяты предметы и документы, об их временном отсутствии. Если данное правило нарушается, то указанное ОРМ не достигает цели.

Исследование документов как ОРМ может заключаться в сопоставлении различных экземпляров бухгалтерских документов между собой, чтобы выявить возможные несоответствия в их содержании (т.н. встречная проверка документов). Сопоставление содержания сводных документов с конкретными документальными материалами также может свидетельствовать о наличии несоответствий между ними (метод взаимного контроля). Визуальное исследование (осмотр) документа до его экспертной оценки может выявить признаки подчистки, внесения изменений в содержание документа, несоответствие личности предъявляющего его человека и др.

Под документом следует понимать материальный объект, выполненный рукописным, машинописным, полиграфическим способом, фиксирующий информацию при помощи кино-, фото-, видеосъемки, ксерокопирования или иного способа отражения информации, на котором при помощи знаков, символов или иных элементов зафиксированы фактические данные, сведения.

Наблюдение

Наблюдение — это ОРМ, направленное на получение оперативно-розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте.

И. Н. Якимов выделял общий, специальный, обыкновенный и особый виды наблюдения.

Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач ОРД. Объектами наблюдения являются люди, их внешние признаки, как статические так и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента, навыков и др.; их действия, в том числе образующие признаки и способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; их транспорт и места проживания, время препровождения.

Объектами наблюдения могут быть явления и события, в том числе экспериментально вызываемые, их результаты, процесс следообразования. Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие ОРО, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении рассматриваемого ОРМ. В процессе визуального наблюдения может применяться кино-, фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.

Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя ОРО, и проводится по решению оперативника. Наблюдение, влекущее ограничение конституционных прав граждан, допускается исключительно на основании судебного решения и при наличии специальной информации, предусмотренной ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО.

Наблюдение может осуществляться как в превентивных целях (для выявления участвующих в преступном общении лиц, их контактов и содержания разговоров), так и в целях выявления и задержания разрабатываемого лица «с поличным» в момент совершения преступления.

Отождествление личности

Отождествление личности — это ОРМ, заключающееся в негласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности и поведения, оставленным следам и продуктам жизнедеятельности.

Указанное ОРМ предполагает непроцессуальную идентификацию объекта (лица) по его мысленному образу в сознании опознающего лица, проходящего по делу (свидетеля, потерпевшего), либо лица, заявившего об исчезновении разыскиваемого или иных лиц, знакомых с опознаваемым. Оно подразумевает и привлечение криминалистических способов отождествления. В частности, такое отождествление представляется возможным по идентификации отпечатков пальцев, принадлежности крови, волоса, слюны и другим признакам. Отождествление может осуществляться по совокупности общих и индивидуальных признаков объекта. Такое отождествление может быть реализовано аналитическим путем. Опознающий (отождествляющий) мысленно выделяет отдельные характерные признаки объекта, а затем формирует на их основе общий образ отождествляемого. Отождествление возможно и по общему образу объекта, без анализа его признаков с последующим указанием, по каким признакам объект был опознан. Отождествление личности возможно по внешним анатомическим и функциональным признакам лица, в том числе по голосу и речи, особым приметам (шрамы, татуировки, дефекты речи, физические недостатки). Отождествление может быть осуществлено как путем непосредственного зрительного восприятия опознаваемого, так и по фотографиям, видеозаписям, фонограммам.

Объектом опознания могут быть как конкретные лица, подозреваемые в совершении преступления, разыскиваемые, так и лица обладающие признаками внешности (приметами) лиц, представляющих оперативный интерес.

Субъектами рассматриваемого ОРМ могут быть как сами оперативники, так и лица, привлеченные для проведения отождествления личности, которые располагают информацией об опознаваемом (отождествляемом) лице, а также конфиденты и специалисты. К проведению данного ОРМ могут привлекаться кинологи — для использования служебно-розыскных собак при отождествлении личности по запаховым следам, изъятым с места преступления.

Полученные в результате отождествления личности данные могут быть оформлены справкой, рапортом, сводкой, актом отождествления личности, сообщением конфидента, объяснением гражданина — участника ОРМ или заявлением гражданина с приложением аудио-, видеозаписей, фотографий, на которых зафиксирован процесс осуществления мероприятия либо используемых при его осуществлении.

Отождествление личности, схожее с процессуальным опознанием личности (ст.193 УПК), следует применять только до возбуждения уголовного дела – в уголовном судопроизводстве оно имеет только ориентирующее значение.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это ОРМ, заключающееся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД.

Под помещением следует понимать часть жилого, административного служебного, производственного строения, сооружения, предназначенная для размещения людей или материальных ценностей. Оно может быть как постоянным, так и временным (например, надувной ангар, брезентовый шатер, палатка), как стационарным, так и передвижным. Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (см. примечание к ст. 139 УК). Это могут быть частный дом, квартира, комната в гостинице или общежитии, дача, садовый домик, сборный домик, бытовка или иное временное сооружение, специально приспособленное и используемое в качестве жилья на строительстве железных дорог, ЛЭП и других сооружений, в изыскательских партиях, на охотничьих промыслах и т.п. К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, отделенные от жилых построек и не используемые для проживания людей. К жилищу, даже временному, не может быть отнесено купе поезда, каюта теплохода, поскольку поезд и теплоход являются транспортными средствами.

Здания и сооружения представляют собой возведенные объекты строительства, комплекс помещений, различного назначения (хозяйственного, производственного, культурного, бытового и др.).

Под участками местности следует понимать земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования. К транспортным средствам относятся автомобили, трамваи и другие механические средства передвижения. Под таковыми понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины (грейдеры, бульдозеры, скреперы, асфальтоукладчики и другие дорожные машины), мотоциклы и иные механические транспортные средства (мотоколяски, мопеды), снабженные двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, движение которых регулируется Правилами дорожного движения. К транспортным средствам следует отнести и суда воздушного, морского, речного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Обследование помещений, зданий, сооружений заключается, как правило, в осмотре их внутренней части на предмет обнаружения отыскиваемых предметов, веществ и (или) следов.

Если обследование не влечет ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, то обследование материального объекта проводится без санкции судьи на основании ведомственного нормативного правового акта соответствующего субъекта ОРД.

Во время проведения оперативного осмотра специалисты могут применять технические средства обнаружения и фиксации, устанавливать («оставлять») химические и другие не наносящие ущерб здоровью людей ловушки, технические средства негласного аудио- и видеоконтроля.

Результаты негласного обследования помещений, другого объекта, документируются в виде справки оперативного работника. В справке отмечается, что удалось обнаружить при обследовании: зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки (или явные следы) преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для обнаружения и раскрытия преступления, использование видео- и аудиозаписей, кино-и фотосъемки, применение специальных химических веществ (меточных средств), предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД. Сама справка не может быть использована в уголовно-процессуальном доказывании как «иной документ» в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК. Что же касается данных, зафиксированных в технических носителях информации, то теория и практика уголовного процесса не исключает возможность их преобразования в доказательства при соблюдении соответствующих требований как УПК, так и ФЗ об ОРД.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Материалы переписки проверяемых лиц являются особой категорией документов – носителей оперативной информации. Объектами контроля здесь выступают письма, почтовые карточки, посылки, бандероли, денежные переводы, телеграммы, телефаксные, телефонограммные и факсимильные отправления, отправления электронной почты и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой и электрической связи и вручаемая оператором конкретному адресату. При необходимости с них снимаются копии, фотографируется содержимое, изымаются образцы для исследования. Упаковка, при её наличии, восстанавливается в прежнем виде.

Срок контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений может составлять до 6 месяцев со дня получения судебного решения либо не ограничиваться таким сроком, а, например, носить разовый характер, когда имеется достоверная информация о получении либо отправлении объектом ОРМ указанных отправления или сообщения. При необходимости с указанных отправлений могут сниматься копии, делаться фотоснимки, видеозапись содержимого, изыматься рукописные бланки, заполненные отправителем, отбираться образцы (пробы) предметов и веществ, сниматься отпечатки пальцев, отбираться потожировые выделения и др.

Не образуют этого ОРМ контроль за перемещением и содержанием отправлений вне учреждений отправления и приема корреспонденции, а также передаваемых по неофициальным каналам (через частных лиц, тайники).

Гласная цензура корреспонденции осужденных не образует предмет ОРМ и относится к сфере действия уголовно-исполнительного права.

Как правило, данное ОРМ проводится до возбуждения уголовного дела, поскольку по нему возможно проведение такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию с её осмотром и выемкой (ст.185 УПК).

Результаты контроля оформляются справкой, к которой прилагаются фотографии или копии документов, или актом осмотра, который может быть направлен следователю.

Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи.

ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания. ПТП предполагает контроль переговоров обоих абонентов, причем посредством использования подключения либо сканирования радиоканала. Прослушивание (слуховой контроль) телефонного разговора только одного из абонентов, в том числе с использованием технических средств, без вторжения (подключения) в сети связи не образует рассматриваемого ОРМ, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.

Предметом прослушивания могут быть только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся в определенном адресе, где проживает (постоянно или временно), может скрывается, откуда либо куда может звонить соответствующее лицо — объект мероприятия. Прослушивание допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (см. ст. 8 ФЗ об ОРД).

Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия по прослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые (см. ст. 47 УПК), подозреваемые (см. ст. 46 УПК) и лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.

ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров как следственного действия, которое проводится по поручению следователя и в соответствии с судебным решением на основании ст. 186 УПК. Такое следственное действие может проводиться только органами дознания, имеющими право на осуществление аналогичного ОРМ. Названное следственное действие может осуществляться, в частности, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и допускается по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений — на основании судебного решения. Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом ИУ (см. ст. 92 УИК) не образует рассматриваемого ОРМ.

Снятие информации с технических каналов связи

Снятие информации с технических каналов связи — это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и направленное на негласный контроль и фиксацию открытой информации, передаваемой проверяемыми (разрабатываемыми) лицами по техническим каналам связи (телетайп, компьютерные сети и т.п.).

К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная, спутниковая, а также телексные, факсимильные, пейджинговые каналы обмена информацией, компьютерные сети и иные виды электросвязи. Данное мероприятие может включать сканирование технического канала, радиоперехват и иные действия с последующей фиксацией информации на магнитных, электронных и бумажных носителях. Возможно также копирование информации с электронных устройств её накопления и отображения.

Снятие служебной информации, передаваемой по техническим каналам связи и передаваемой на служебные технические средства, не образует ограничения конституционных прав граждан, но тем не менее проведение рассматриваемого ОРМ и в этом случае требует получение судебного решения, поскольку наряду со служебной информацией могут передаваться и сведения личного характера, а также данные, составляющие коммерческую тайну. Правила проведения данного ОРМ аналогичны ПТП.

Результаты СИТКС оформляются справкой, в которых должны быть отражены данные о технических характеристиках СТС для гарантированного установления объективных связей полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию. В случае необходимости материалы могут быть переданы следователю для использования в качестве доказательства по уголовному делу.

Оперативное внедрение

Оперативное внедрение — это ОРМ, основанное на конспиративном вводе штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты, добывании сведений о лицах, фактах и об обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, в воздействии на лиц и ином конспиративном участии в решении или способствовании решению задач ОРД.

Непосредственными участниками оперативного внедрения (внедряемыми) могут быть как должностные лица ОРО, так и конфиденты.

Не образует рассматриваемого ОРМ привлечение к негласному сотрудничеству лица, уже находящегося (работающего) на соответствующем объекте, имеющего контакт или устойчивую связь с лицом, представляющим оперативный интерес, либо входящего в состав организованного преступного формирования.

Результаты оперативного внедрения оформляются рапортом (справкой) оперработника и могут быть использованы при расследовании уголовных дел в качестве:

Контролируемая поставка

Контролируемые поставки проводят путем:

Результаты операции оформляются актом или справкой, к которым могут прилагаться документы для использования в уголовном судопроизводстве. Результаты контролируемой поставки после окончания мероприятия, как правило, становятся основанием для возбуждения уголовного дела по факту преступления и могут быть использованы в качестве доказательств.

Оперативный эксперимент

Согласно ст. 8 ФЗ об ОРД оперативный эксперимент допускается в целях выявления и раскрытия преступлений, которые могут быть отнесены к категории тяжких (средней тяжести, тяжких или особо тяжких).

Данное мероприятие проводится в целях:

Оперативный эксперимент широко применяется:

Проведение оперативного эксперимента оформляется справкой оперработника или актом оперативного эксперимента (при выявлении преступления). Легализованные материалы могут быть в соответствующем порядке переданы следователю для использования в уголовном судопроизводстве. В случае обнаружения признаков совершения преступления, результаты эксперимента могут быть сразу же зафиксированы следователем путем возбуждения уголовного дела и производства следственных действий (в протоколах осмотра места происшествия, обыска или выемки).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector