Как описать годовалого ребенка

baby 1399332 1920 Советы на день
Содержание
  1. Каков мир годовалого ребенка?
  2. Характер годовалого ребенка – какой он?
  3. Характер годовалого ребенка – какой он?
  4. Максимум энергии!
  5. Первый бунт.
  6. Маленький исследователь.
  7. Страхи годовалого ребенка
  8. Как родителям реагировать на страхи годовалого ребенка
  9. Что должен уметь и знать ребенок в 1 год
  10. Особенности развития детей в 1 годик
  11. Базовые навыки
  12. Развитие речи
  13. Физическое развитие
  14. Социальное развитие
  15. Психологическое развитие
  16. Развитие моторики
  17. Умственное развитие
  18. Бытовые навыки
  19. Как развивать ребенка в 1 год?
  20. Выводы
  21. Развитие ребенка в 1 год
  22. Содержание:
  23. Физическое развитие ребенка в 12 месяцев
  24. Что умеет ребенок в год?
  25. Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года
  26. Коммуникативные навыки ребенка в год
  27. Питание годовалого малыша
  28. Режим дня ребенка в 12 месяцев
  29. Что должен уметь ребенок в год
  30. Особенности развития ребенка в 1 год
  31. Физиологические изменения
  32. Двигательная активность ребенка
  33. Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
  34. Особенности развития девочек в 1 год
  35. Особенности развития мальчиков в 1 год
  36. Как проверить уровень развития ребенка
  37. Занятия для развития
  38. Возможные отклонения в развитии

Каков мир годовалого ребенка?

Мой ребенок (1 год и 2 месяца) совсем не хочет ждать. Иногда мои руки заняты чем-то горячим на кухне, я не могу дать ему пить, как он просит. Говорю: «Подожди минутку!» Он как будто меня не слышит, продолжает требовать. Как убедить ребенка подождать? Или с таким малышом невозможно договориться? А может быть, это особенности возраста?

Договориться с ребенком такого возраста непросто. Однако возможно. Вы совершенно верно отметили, что ребенок, будто вас не слышит, когда вы говорите о времени. Для годовалого малыша абстрактное слово минутка ничего не значит. Мир годовалого ребенка — это мир под названием «здесь и сейчас». Малыш пока не в состоянии справляться с прошлым и с будущим, не в состоянии помнить свое вчера и планировать свое завтра. Его внимание поглощено реальными людьми и реальными вещами, как он их видит в данный настоящий момент.

Поэтому, когда вы просите ребенка немного подождать, лучше говорить о конкретных вещах. Например, лучше сказать: «Сейчас я поставлю кастрюлю на плиту и налью тебе сок». Если планируются какие-то промежуточные действия, например, что-то положить в кастрюлю, прежде чем ставить на плиту, то лучше комментировать по ходу совершения этих действий, вовлекая ребенка в разговор. Например: «Я беру кастрюлю, ставлю в раковину, наливаю воду, кладу в воду картошку… и пр.». Таким комментированием, направленным на ребенка, вы делаете его участником приготовления пищи. К тому же к некоторым действиям малыша можно привлечь не только на словах. Например: «Наливаю воду — иди, я тебе покажу!» Можно приподнять ребенка над раковиной и показать ему, как наливается вода. Если вы располагаете временем, можете попросить ребенка помочь сложить картошки в кастрюлю — малыш с удовольствием вам поможет.

Если ваш тон будет увлеченным, ребенку станет интересно происходящее прямо здесь и сейчас на кухне, он готов будет подождать, пока вы закончите, а может быть, и вовсе забудет о своей просьбе, если она не жизненно важна для него.

Теперь немного о возрастных особенностях годовалого малыша, как их описывает Пенелопа Лич.

Ребенку для его развития необходимо постоянно накапливать знания о мире. Делает это ребенок с опорой на доступные ему пять чувств. К году накоплен уже большой массив таких знаний. Ребенок способен различать знакомые предметы, даже если видит их под непривычным углом зрения. Например, он может узнать свою бутылочку, хотя ее ему протягивают донышком вперед и видит малыш только белый диск.

Малыш различает знакомые звуки: например, если за дверью разговаривает несколько человек, кроха может безошибочно определить, что это папа возвращается домой и здоровается с соседом, хотя папы еще не видно. У малыша хорошо развито осязание: стоит его руке прикоснуться к мягкому любимцу, и он, не открывая глаз, прижимает его к себе. Запах любимого блюда, доносящийся с кухни, разжигает его аппетит, а развившиеся у него вкусовые ощущения позволяют ему отличать одно блюдо от другого.

Тем не менее интерпретация мира годовалым ребенком не всегда точна. Мир непредсказуем, и ребенок еще легко обманывается и в людях, и в вещах, особенно если они появляются перед ним не такими, какими он привык их видеть. Например, у него есть четкое представление о вашей внешности, поэтому, увидев вас с новой прической или в купальной шапочке, он может вас не узнать. Более того, смесь знакомого и незнакомого могут вызвать в нем тревогу, выливающуюся в плач.

Еще один пример. Когда папа возвращается с работы, ребенок выходит его встречать вместе с вами. Он привык, что папа каждый раз появляется из-за угла и идет вам навстречу. И вот однажды папа приехал на такси, он уже стоит рядом, а ребенок по инерции продолжает напряженно всматриваться в конец улицы. Папа наклоняется, чтобы поцеловать его, и тут малыш начинает с удивлением переводить взгляд с папы на то место, откуда он должен был появиться, и опять на папу.

Таким образом, строя общение с годовалым ребенком, необходимо помнить, что его восприятие и мышление предельно конкретны и наглядны. Мир, рисуемый воображением, пока малышу не доступен, следовательно, понятие времени тоже.

Источник

Характер годовалого ребенка – какой он?

Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы поговорим про характер годовалого ребенка. Казалось бы, совсем недавно вы только привезли маленький кричащий сверточек из роддома, но вот уже сегодня накрыт праздничный стол. Главным блюдом, на котором, является торт с одной свечкой. Вашему малышу исполнился один год.

Он теперь вовсе не похож на того младенца, которому вы меняли подгузники 12 месяцев назад. Сейчас перед вами личность, со своими интересами, характером, навыками и привычками.

В возрасте одного года кроха уже пытается отстаивать свои права и желания, а родители часто недоумевают – как им реагировать на подобные проявления характера годовалого ребенка.

Давайте рассмотрим особенности формирования характера годовалого ребенка. Также, из этой статьи вы узнаете об особенностях воспитания годовичка.

Характер годовалого ребенка – какой он?

Дети в возрасте одного года еще не имеют четко сформированного характера, но тем не менее есть особенности, которые присущи всем деткам в этом возрасте. Рассмотрим, чем отличается характер годовалого ребенка.

Максимум энергии!

Такими энергичными дети бывают только в годовалом возрасте – они постоянно что-то изучают, проявляют к чему-то интерес, ползают, ходят, лопочут что-то.

Неуемная бурлящая энергия – это отличительная характеристика годовалого карапуза. Чадо практически не устает, а если это с ним случается, то он засыпает сразу же, в том месте, где ему захотелось.

У годовалого крохи множество сил, энтузиазма, но в силу того, что он еще не очень хорошо умеет координировать свои движения, родителям необходимо усилить меры безопасности, во избежание травм.

Первый бунт.

Родителям иногда сложно привыкнуть к тому, что их чадо стал своевольным. В течение предыдущего года они могли носить его куда хотели, играть с ним теми игрушками, которые им нравились, а также кормить тем, что считали полезным для его здоровья.

Но, годовичок не всегда согласен с тем, что ему предлагают родители. Все чаще малыш становится в «позу», отказывается от предложенных ему еды и развлечений. Может закатить истерику, но это только первые проявления характера.

Настоящий бунт вас еще ждет впереди, кризис в 3 года. В принципе, в том что чадо упрямствует и отстаивает свои желания, нет ничего плохого.

Но, родителям необходимо иметь мудрость и сохранить грань между тем, что дозволено, а что нет, и при этом не разрушить волю малыша, не сломать его характер.

Маленький исследователь.

Дети в возрасте одного года имеют огромнейший интерес ко всему, что их окружает. Они ведь не имеют даже основных знаний об окружающем их мире.

Поэтому они активно принимаются за исследования. Они много ползают, ходят, тащат все в рот. Родителям необходимо не терять бдительность и все время контролировать порядок в доме. Чтобы малыш не нашел что-то опасное.

Давайте рассмотрим особенности получения информации из окружающего мира годовичком.

Страхи годовалого ребенка

Если в предыдущий год вам редко приходилось сталкиваться с тем, что ваш сынок или доченька чего-то боится. Случались разовые случаи испуга, которые не повторялись.

Но, за год у малыша накапливается некоторый негативный опыт, который может также проявляться в виде страхов. Дети начинают боятся каких-то определенных предметов, например пылесоса или большого автомобиля.

Также их могут пугать и некоторые явления. Например, купание.

Страхи годовалого ребенка – это явление нормальное, но родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить малышу чувство безопасности. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с детскими страхами.

Характер годовалого ребенка только начинает формироваться, а каким он будет – это во многом зависит от родителей. Поэтому, важно очень осторожно, но в то же время настойчиво вводить систему правил и запретов.

Помните, если вы будете сильно подавлять проявления характера малыша, вы уничтожите его волю, чем искалечите его будущее.

Счастья всем и крепкого здоровья!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник

Что должен уметь и знать ребенок в 1 год

pexels photo 1166990 large

Первый год – важное время в жизни ребенка. За этот период он многому обучается. Родители должны внимательно следить, как развивается малыш, чтобы вовремя выявить возможные отклонения от нормы и принять меры по их устранению.

Содержание статьи:

Особенности развития детей в 1 годик

За первый год жизни младенец кардинально меняется. Большинство малышей годовалого возраста уже умеет самостоятельно ходить. Некоторые еще не могут передвигаться сами, а делают это только с поддержкой взрослого. Годовалые детки любят пританцовывать под музыку. Их движения еще неуверенные, но сам процесс доставляет большое удовольствие.

Ребенок хорошо понимает то, что говорят ему родители. Он знает имена членов семьи, а также слова «можно», «нельзя», «кушать», «гулять» и многие другие. Малыш уже пытается сам разговаривать простыми, короткими словами.

В этом возрасте ребенок знает назначения и способы использования предметов, которые часто видит. Запоминает названия животных, частей тела. Он уже не просто играет с игрушками, а придумывает простейшие сюжетные игры (например, покормить и уложить спать куклу).

Психологи называют окончание первого года жизни кризисным периодом (так называемый кризис 1 года). Он выражается капризах, плаксивости. Малыши начинают проявлять первую самостоятельность.

Нередко они отказываются от помощи взрослых, пытаясь выполнить то или иное действие самостоятельно и расстраиваются, когда у них не получается. Поэтому родители должны уметь справляться с внезапными перепадами настроения и помогать ребенку адаптироваться к жизни.

Базовые навыки

pexels photo 3968107 large

К концу первого года малыш уже довольно хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Что должен уметь ребенок в год:

В годовалом возрасте дети активно исследуют мир. Они осматривают, ощупывают и пробуют на вкус окружающие предметы. Открывают шкафы, залезают на диван, с интересом изучая каждый уголок родного дома.

Развитие речи

pexels photo 265987 large

К концу первого года жизни ребенок уже хорошо понимает речь взрослых и проявляет эмоциональную реакцию на голос. Он запоминает новые слова и активно пополняет свой словарный запас. К годику малыш уже умеет произносить некоторые слова («мама», «папа», «баба», «дай»).

Сложные слова кроха сокращает (например, «корова» – «му», «кошка» – «мяу-мяу»). Если ребенок еще ничего не говорит, беспокоиться не нужно. Это тоже является разновидностью нормы.

К концу первого года ребенок должен уметь:

Чем больше родители разговаривают с крохой, тем быстрее развиваются его речевые навыки. Наряду с речью, совершенствуется и мимика.

Больше информаии о том «Как научить ребенка разговаривать» читайте в нашей статье.

Физическое развитие

pexels photo 294173 large

За первый год жизни в теле ребенка происходят большие изменения. Он уже не тот крошка, которым был в младенчестве. С каждым месяцем его мышцы крепнут, а движения становятся более уверенными и скоординированными.

Годовалый малыш должен уметь следующее:

Двигательное развитие ребенка в этом возрасте протекает очень быстро и активно. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы малыш не лез, куда не нужно и не трогал опасные предметы.

Социальное развитие

pexels photo 3671102 large

В возрасте одного года малыш уже хорошо знает маму и других членов семьи, узнает их лица и голоса. При появлении близкого человека он проявляет позитивную эмоциональную реакцию. Свои чувства выражает с помощью улыбок, объятий и поцелуев.

Ребенок испытывает привязанность к членам семьи, вещам, которые его окружают. У него появляются любимые игрушки, с которыми он редко расстается.

К посторонним людям кроха относится с настороженностью, может побаиваться и даже плакать при их появлении. Это естественная реакция на незнакомцев, особенно на людей с необычной внешностью, грубым или громким голосом.

Ребенок в годик знает некоторые социальные жесты (например, помахать рукой на прощание или послать воздушный поцелуй) и повторяет их за взрослыми.

Психологическое развитие

pexels photo 459953 large

Годовалый малыш умеет испытывать разные эмоции, но пока еще не контролирует их. За короткий промежуток времени смех может смениться плачем и наоборот.

У ребенка активно развиваются познавательные процессы: память, внимание, мышление. Он уже способен удерживать внимание на определенном действии в течение 10 минут. Малыш интересуется новыми игрушками, может подолгу изучать их, стараться раскрыть, разломать, извлечь внутренние детали.

К одному годику ребенок должен уметь:

Психологическое развитие ребенка в 1 год, как физическое, имеет индивидуальные особенности. Одни дети развиваются быстрее других и лучше осваивают новые навыки.

Развитие моторики

pexels photo 3933250 large

Годовалые малыши активно познают окружающий мир, поэтому их моторные навыки быстро совершенствуются. В один годик ребенок должен уметь делать следующее:

Малыш активно копирует действия взрослых («разговаривает по телефону», «варит кашу», как мама, «бреется», как папа), тем самым приобретая новые навыки. Психомоторное развитие напрямую связано с речевым.

Умственное развитие

pexels photo 3933091 large

В 12 месяцев ребенок уже многое понимает. Он еще не умеет говорить, но, несмотря на это, доносит до взрослых свои желания и потребности с помощью жестов и звуков.

Годовалый ребенок должен знать:

Уровень интеллектуального развития ребенка в 1 год зависит от того, сколько внимания взрослые уделяют ему. Малыши, с которыми родители много занимаются и играют, к этому возрасту имеют хороший багаж знаний.

Бытовые навыки

pexels photo 3933107 large

В 12 месяцев кроха уже проявляет некоторую самостоятельность в быту. Большинство навыков ребенку в 1 год пока еще даются с трудом, но он постоянно совершенствует их.

Вот, что должен уметь ребенок к году жизни:

Ребенок в год должен уметь делать то, о чем просят родители (помогать в процессе одевания и раздевания, приносить игрушки). Можно предлагать крохе выполнять несложные поручения по дому (например, поставить на стол салфетки или положить столовые приборы). Такая деятельность поможет ему быстрее развить бытовые навыки.

Как развивать ребенка в 1 год?

В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.

Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.

Выводы

За первый год жизни в теле и психике ребенка происходят грандиозные изменения. Прежде беспомощный младенец уже уверенно делает первые шаги, произносит первые слова, имеет определенный набор бытовых навыков.

Если вы интересуетесь ранним развитием детей и хотите помочь своему малышу, обращайтесь в наши детские клубы и сады «Бэби-клуб». У нас есть общеобразовательная программа для всех детей, а также индивидуальные занятия для каждого малыша по желанию родителей.

Источник

Развитие ребенка в 1 год

Содержание:

Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.

Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.

Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Коммуникативные навыки ребенка в год

В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.

К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

Источник

Что должен уметь ребенок в год

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.

e6d7dd10d3bc72511619193189563db8

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

d149babbb9cb3d5a960c69cbdc8767cf

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

a0f95264bb2b99501541fc7613f8a267

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

8fc9b77b2811e234b45f21a7796a426d

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

0a78c153255f61121af8c1c5146088f9

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

517b9c8df1ddf5577dbeec9dbf6143c9

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector