Как описать картину богатыри

girl 2366438 1920 Советы на день

Описание картины «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, 1898

bogatyri vasnecov

Описание картины:

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Источник

Описание картины Васнецова «Три богатыря»

Картина “Богатыри”, которую многие называют “Три богатыря”, — величайшее произведение русского художника. Оно стало вершиной творчества Виктора Михайловича Васнецова и достоянием нации. Это полотно символизирует мощь и силу русского народа, его смекалку и величие.

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки — в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день.

“Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.

Важно! В ряде произведений Виктора Васнецова “Богатыри” выделяются свой монолитностью и простотой. В композиции он использовал широкие линии, персонажи изображены намеренно крупными. На первом плане стоят богатыри, но изображены они не по центру. Внимание приковано к правой стороне — оттуда приближается опасность.

Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества.

db152c2d416ee332b2d196da5907dde8Рис. 1. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.

Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Важно! “Богатыри” были начаты в первые годы творчества Васнецова. Он постоянно возвращался к ним, дописывая детали. Эта картина воплотила всю его любовь к родине, ее могуществу и героизму, внутренней и внешней красоте народа.

Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”

Во главе дозора стоит Илья Муромец — это самая большая фигура на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и сам Васнецов считал так же.

Это — могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент.

Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

e186539028d181888a60f72c7b5fe68fРис. 2. Первый набросок картины «Богатыри». В. М. Васнецов. 1871—1874 гг.

Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной.

Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое — монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

Важно! Для написания этого персонажа использованы плотные тона темно-синего, желтого, черного и серого цветов.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя.

Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове — он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен — он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы — символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою.

8894f1280d704a0a71f93e824bb4a385Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год

Важно! Для написания Добрыни Никитича, Виктор Михайлович использовал яркие насыщенные сочетания белого и красного, ярко-зеленого и золотисто-желтого цветов.

Алеша Попович

Алеша Попович — самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел . Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе — мы видим их прикрепленными к амуниции коня.

Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы — подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью.

Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.

Важно! Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи.

4f39f8693cc74219e9a78165af067dfeРис. 4. «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914 год

Пейзаж

Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д.

На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних.

С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы.

“Богатыри” — знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире.

Смотрите также аудио-версию анализа этого полотна и саму картину в предложенном ниже видео.

Источник

Картина Васнецова Богатыри

Картина «Богатыри» написана великим русским художником Виктором Васнецовым. Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи — неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.

bogatiri

История картины Богатыри Васнецова

Знаменитый живописец Васнецов начал работу над картиной в 1881 г. Работа оказалась сложной, процесс её написания затянулся почти на 20 лет. Была закончена только в 1898 г.

Первый набросок картины «Богатыри» Васнецов сделал за 10 лет до того, как решил приступить к написанию. Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал. Сегодня «Богатыри» — шедевр, пример высокого искусства русской живописи.

Известно, что натурщиком для Ильи Муромца стал кузнец из Владимирской губернии Иван Петров. Некоторые исследователи живописи Васнецова полагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя. По другой версии, в лице Добрыни использованы черты самого художника, его отца, а также черты художника Василия Дмитриевича Поленова. А вот Алёшу Поповича художник написал с сына известного мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова, который гостил у Васнецова в Абрамцево.

По словам самого художника, богатырский дух в картине ему помогли воплотить три могучих дуба, которых он увидел из окна.

Описание картины Васнецова Богатыри

На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева — Добрыня Никитич. Посередине — Илья Муромец. Справа — самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества — герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.

Богатыри на мощных конях выглядят так величественно, что похожи на непреодолимую стену, которая защитит мирных жителей от любого врага. Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече — щит.

По левую сторону от Муромца находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку.

В правой части картины — Алёша Попович, ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.

Здесь стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер — всё это создаёт тревожное настроение, говорит об опасности, угрожающей богатырям.

За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. На переднем плане мы можем увидеть маленькие ёлочки. Ёлочки — символическое изображение молодого поколения. Богатыри стоят на их страже, готовые защитить ещё неокрепших преемников от любой опасности.

Васнецов Богатыри план сочинения 4 класс

Сочинение по картине Васнецова Богатыри 4 класс

Автором картины «Богатыри» является прославленный русский художник исторического и фольклорного жанра Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Данная картина считается одной из самых известных в творчестве русского художника. Была написана в 1898 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

В центре сюжета три богатыря, которые часто встречаются в народных сказках и былинах. Слева направо на картине представлены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Данная картина — это не просто сюжет, а символ защиты земли русской. Три богатыря воплощают собой силу русского войска, силу русских богатырей. Воины стоят на страже страны, смотрят, нет ли где врага, не идут ли на землю русскую полчища захватчиков, чтобы дать им должный отпор, чтобы мирные люди за их спинами продолжали жить спокойно и ничто им не угрожало.

Картина героическая и тревожная. С одной стороны она спокойная, так как здесь нет битвы, сражений, но некоторые моменты, как, например, Добрыня, вынимающий меч из ножен, ветер, который развевает гривы и хвосты лошадей, грозное небо на заднем плане — символизируют напряжённую обстановку, когда что-то должно случиться.

Три богатыря находятся на выезде или в дозоре. Высматривают опасность для земли русской, чтобы тут же вступить в схватку, защитить родной народ. В центре героической троицы находится Илья Муромец. Он восседает на чёрном коне, его массивная фигура выделяет его среди остальных богатырей. В одной руке у него копьё, в другой — массивная булава. На плече висит щит. Он одет в кольчугу, на голове — шлем. Приставив руку ко лбу, он всматривается вдаль.

Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. По виду, он самый старший из трёх воинов. Добрыня восседает на белоснежном коне, также чутко всматривается вдаль. Богатырь наполовину вытащил меч из ножен, тем самым показывая свою решимость вступить в смертельную битву в любой момент. Годы битв и сражений не оставили в его душе места для страха перед врагами. Из всех битв он выходил победителем, так как равных русскому воину просто не нашлось. И на этот раз он встанет грудью на защиту земли русской, в очередной раз выйдет победителем, кто бы ни оказался на его пути.

Справа мы можем увидеть Алёшу Поповича — самый младший из представленных богатырей, однако уже в таком возрасте он является одним из сильнейших богатырей Древней Руси. Алёша сидит на каурой лошади. Он смелый воин, удалец, который неистов в бою и готов сразиться с любым противником. Но при этом он песенник и весельчак. Не даром здесь можно увидеть гусли, которые он всегда возит с собой. В одной его руке лук, на боку висит меч. Не так прост Алёша Попович. Он может и спеть, и вместе со своими старшими соратниками ринуться в кровопролитную схватку.

Особое внимание стоит уделить природе, которую художник изобразил на картине. Всадники находятся на равнине, которая покрыта пожухлой осенней травой. На переднем плане растут молодые ёлочки. Считается, что этими ёлочками Васнецов символизировал молодое поколение, на страже которого стоят богатыри.

Равнина переходит в холмы и горы. Позади богатырей мы можем увидеть тёмный лес, а за ним тёмные горы, покрытые травой и лесами. Небо грозное, тучное. Светлые и тёмные облака, будто перед грозой, предвещают грядущие битвы, в которых поляжет немало воинов с обеих сторон.

Картина дарит по-настоящему сильные эмоции. С какой стороны ни посмотри на этот шедевр, понимаешь, что создан он настоящим гением живописи. Если смотреть на эту картину, как на качественное произведение искусства, то можно увидеть множество деталей, тщательно проработанные образы, вплоть до малейших нюансов. Если смотреть на картину, как на символ или аллегорию, то поистине впечатляешься тому, насколько глубокой по чувствам и эмоциям создал её Виктор Васнецов.

Своим духом, мощью и напором она буквально овладевает мыслями, заставляет восхититься смелостью, мощью, самоотверженностью русского воина. Пока на защите родины стоят такие герои, можно спать спокойно. Кроме того, они являются примером силы и мужества, которыми должен обладать настоящий мужчина, защитник не только страны, но своих близких, друзей, слабых и невинных.

Источник

Картина Богатыри В. М. Васнецова: описание и анализ

Жуковская Д.

Творческая история картины
Тема богатырской заставы как символа героического прошлого нашей страны, которая, как мы понимаем, является центральной в рассматриваемой картине, интересовала Васнецова практически с того самого момента, как он понял, что живопись – его призвание. Он обращался к этой проблеме много раз, изучал былинное прошлое России, черпал в нём вдохновение, искал истоки народного сознания.
vasnetsov BogatiriБогатыри. Худ. В. М. Васнецова. 1898 г. Картина находится в Третьяковской галерее

Друзья художника говорили, что «Богатырей» он не пишет, с ними он отдыхает, восстанавливает силы, которые тратит на роспись по заказу. Картинные Илья Муромец с товарищами были для Васнецова словно целебный источник, наполняющийся из героических образов в музыке, которую так любил живописец. Он преклонялся перед творчеством Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
«Богатыри» – программное произведение Васнецова и вершина его творчества. Они воплощают найденный им героический идеал, а он в свою очередь символизирует неиссякаемую любовь к Отчизне и утверждает силу духа русского народа.
Создание картины заняло у Васнецова 27 лет. В 1871 году был сделан первый карандашный набросок, а в 1898 году в правом нижнем углу автор поставил подпись, завершив таким образом свой великий труд. Процесс написания неоднократно прерывался, художник выполнял много подготовительной работы, о которой, к сожалению, сохранилось очень мало сведений.
Vasnetsov avtoportretВ. М. Васнецов. Автопортрет. 1872 г.
В «Богатырях» Васнецов использовал тот же самый художественный метод, что и в картинах «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Алёнушка», а именно: в каждом конкретном персонаже воплотить обобщенный, типический образ русского народа. В случае с анализируемым произведением – образ богатыря-крестьянина, стоящего на страже Родины.
Размышляя над композицией и сюжетом картины, Васнецов обратился к литературным источникам. Он читал и анализировал все тексты, в которых так или иначе упоминаются богатыри: сказки, былины, жития святых. На основе этого, в дальнейшем он и отбирал материал для образов «своих» трёх исполинов.
Изучая древнерусскую литературу, Васнецов пришёл к выводу, что больше всех авторам дороже и любимей Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В этих персонажах певцы и сказители запечатлели самые замечательные качества русского народа, его духовную красоту и физическую силу. Именно для того, чтобы подчеркнуть особый характер отношения к Илье, Добрыне и Алёше, художник облачил их в богатые доспехи, а на коней надел нарядную сбрую.
Сам Васнецов приводил следующую цитату из былины, как выражение композиции своих «Богатырей»:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович
А и конь под Ильей словно лютой зверь,
А сам на коне, как ясен сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холмы перемахивать,
А и был там Алёша Попович млад,
Что из Красна города из Ростова.
А Алёшенька он наровчат был,
Он наровчат-то, да увертлив ведь,
А и в та-поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого, от стремячка булатного,
Накладывал то стрелочку калёную
А натягивал тетивочку шелковеньку.
Живописец подмечал всё: не только описания богатырей (как выглядят, что делают), но и идейную сущность, то есть то, для чего они сошлись вместе на богатырской заставе. В 1882 году в письме к своему другу, художнику П. П. Чистякову Васнецов объяснял замысел «Трёх богатырей» так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Последние слова в этой фразе – ключевые. Заступиться за слабого – вот самая главная нравственная идея, лежащая в основе картины.
bogatiti pervii eskiz maslomБогатыри. Первый эскиз маслом. 1876 г.

Образы богатырей
Начать описание персонажей картины Васнецова стоит, конечно, с Ильи Муромца. Перед нами – вылепленная точной рукой художника фигура крестьянина-богатыря. Русский мужик, народный тип находит в центральном образе подлинное воплощение. Могучее тело написано плавными закругленными линиями. Илья – человек пожилой, он много пережил и много повидал. Исполинский конь под ним составляет с седоком одно целое: во всём чувствуется русская «силушка великая», выдержанность, благородство. Лицо у Муромца открытое и честное, в нём сквозит прямодушие и спокойствие, у воина всё под контролем.
Шлем или, по-другому шишак, Илья надвинул на лоб. Сведённые мохнатые брови делают взгляд серьёзным и сосредоточенным. Орлиным взором он пристально всматривается вдаль. Волевой рот плотно сжат. Строгое лицо обрамляют седые кудри. Сильной рукой в кожаной рукавице богатырь сжимает палицу булатную, ту самую, про которую в былине говориться: «Как махнет ею Илья прямо – проложит улицу, махнет ею налево – проложит переулочек». Васнецову, как нам кажется, удалось передать и огромный вес палицы, и силушку Ильи, способную удержать тяжёлую булаву.
ilya muromets detaleИлья Муромец. Деталь «Богатырей»
Добрыня Никитич не только выражает все те же качества, что и Илья – мужество, уверенную силу, мудрость, но и добавляет собственные. В нём, думается, воплотилось та самая черта, которая в народе называется «вежеством», т.е. образованностью, учёностью. Добрыня не только смел, но и проницателен, и сметлив. Муромец пока ещё только смотрит вдаль, а Никитич уже почти вытащил меч из ножен, заслонился щитом, а ноги просунул в стремена. Он совершенно готов к битве. Его породистый белый конь раздувает ноздри, пытаясь уловить чужой запах. Он уже учуял врага и тихим ржанием предупреждает об этом хозяина. На сбруе нашиты золотые полумесяцы. Скорее всего, боевого товарища витязь добыл в схватке со «злым татарином».
Для образа Добрыни Васнецов не пожалел ярких красок. Богатырь выписан оттенками красного, белого, сочного зелёного, золотистого – столь популярными у крестьян. Именно эти цвета характерны для русских народных изделий новгородской школы. На Добрыне – зелёные сафьяновые сапоги, червлёный щит, красная с золотом шлея на белоснежном коне. Контраст и суровость облику придают кольчуга стального цвета и такой же шлем.
dobrinya detalДобрыня Никитич. Деталь «Богатырей»
Алёша Попович на картине – молодой удалец, сошедший прямиком со страниц былины. Всегда готов к приключениям и непрочь повеселиться. Он и воин, и певец, и гусляр. К седлу приторочены гусли, с которыми он не расстаётся даже в дозоре, хотя, казалось бы, зачем они ему здесь? У ростовского богатыря смуглое, обветренное лицо, живые глаза и мягкие черты. Если бы мы не знали названия картины, то можно было подумать, что перед нами самый настоящий Иван-царевич.
На Алёше не просто кольчуга, а полуброня, защищающая нижнюю часть тела. Видно, что он любит щегольнуть, на нём нарядный пояс и украшение на шее, пальцы усыпаны перстнями.
Алёша, как и Добрыня, готов ринуться в бой. В его облике отсутствует разве свойственная Никитичу настороженность. Он – сорви-голова и пострел, который везде поспел. Ему нужен только сигнал к атаке, ведь уже и «стрелочка калёная» наложена, и нагайка приготовлена, и ноги в стремена просунуты.
Alesha Popovich detalАлёша Попович. Деталь «Богатырей»

Пейзаж
Пейзаж в «Богатырях» несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем персонажи. Васнецов тщательно разрабатывал мельчайшие детали ландшафта, поскольку окружающая богатырей природа призвана усилить идейно-тематическое единство картины.
Передний план – это луг и перелески. Последние представляют собой невысокие ели и сосенки, типичные для среднерусской возвышенности. Они лишний раз подчеркивают, что богатыри стоят на своей, родной земле и стерегут отеческие рубежи.
Деревца играют и на контрасте, подчеркивая несокрушимую мощь богатырей.
О широте русских просторов свидетельствуют клубящиеся позади воинов облака и невысокие холмы, простирающиеся за горизонт. Вдалеке видны курганы с камнями-стелами на них. На камнях сидят кречеты. Пейзаж лишний раз подчеркивает героическое звучание картины Васнецова.

Вывод: Рассматривая картину «Богатыри», приходим к выводу, что Васнецов с успехом справился с задачей, которую поставил себе сам. Он создал собирательный и харáктерный образ русских людей, простых мужиков, крестьян-воинов. Художник понимал важность и необходимость выражения национальной идеи в доступных для понимания образах. Для этой роли лучше всего подошли народные герои-богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспеть красоту русского народа – в этом видел Васнецов свою миссию. О ней он писал в 1898 г. в письме к критику В. В. Стасову: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, – нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты. и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное непреходящее».

Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector