Как описать пение птиц

baby 1399332 1920 Советы на день

Голоса птиц в музыке

golosa ptitsЧарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.

Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Скромный голосок кукушки и заливистые рулады соловья

Французским композиторам XVIII века, писавшим в стиле рококо – Л Дакену, Ф. Куперену, Ж-Ф. Рамо замечательно удавались имитации птичьих голосов. В клавесинной миниатюре Дакена «Кукушка» кукование лесной обитательницы отчётливо слышится в изысканной, подвижной, насыщенной украшениями звуковой массе музыкальной ткани. Одна из частей клавесинной сюиты Рамо называется «Курица», а ещё у этого автора есть пьеса «Перекличка птиц».

Ж-Ф. Рамо “Перекличка птиц”

В романтических пьесах норвежского композитора XIX в. Э. Грига «Утро», «Весной» имитация птичьего пения усиливает идиллический характер музыки.

Э. Григ “Утро” из музыки к драме “Пер Гюнт”

Французский композитор и пианист К. Сен-Санс сочинил в 1886 г. очень симпатичную сюиту для двух фортепиано и оркестра, названную «Карнавал животных». Произведение было задумано всего лишь как музыкальная шутка-сюрприз для концерта знаменитого виолончелиста Ш. Лебука. К удивлению Сен-Санса произведение получило огромную популярность. И сегодня «Карнавал животных» едва ли не самая известная композиция блестящего музыканта.

Одной из ярких пьес, наполненной добрым юмором зоологической фантазии, является «Птичник». Здесь солирует флейта, изображающая милое щебетание маленьких пташек. Сопровождают грациозную партию флейты струнные и два фортепиано.

К. Сен-Санс “Птичник” из “Карнавала животных”

В произведениях русских композиторов из обилия встречающихся имитаций птичьих голосов можно выделить наиболее часто звучащие – звонкое жаворонка пение и виртуозные трели соловья. Ценителям музыки наверняка известны романсы – А.А. Алябьева «Соловей», Н.А. Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», «Жаворонок» М.И. Глинки. Но, если у французских клавесинистов и Сен-Санса преобладал в упомянутых музыкальных композициях декоративный элемент, то русские классики передавали, прежде всего, эмоции человека, который обращается к голосистой птице, приглашая ее сопереживать его горю или разделить с ним радость.

А. Алябьев “Соловей”

В крупных музыкальных полотнах – операх, симфониях, ораториях, голоса птиц – неотъемлемая часть образов природы. Например, во второй части Пасторальной симфонии Л. Бетховена («Сцена у ручья» – «птичье трио») можно расслышать пение перепела (гобой), соловья (флейта), кукушки (кларнет). В Симфонии № 3 (2 ч. «Наслаждения») А.Н. Скрябина к шелесту листвы, шуму морских волн, присоединяются голоса птиц, звучащие у флейты.

Композиторы-орнитологи

Выдающийся мастер музыкального пейзажа Н.А. Римский-Корсаков во время прогулок по лесу нотами записывал голоса птиц и потом точно выдержал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка». Композитор сам указывает в написанной им статье об этой опере, в каком разделе произведения слышится пение кобчика, сороки, снегиря, кукушки и других птиц. А затейливые звуки рожка пригожего Леля – героя оперы родились тоже из птичьего пения.

Французский композитор XX в. О. Мессиан был настолько влюблен в птичье пение, что считал его неземным, а птиц называл «служителями нематериальных сфер». Увлекшись всерьёз орнитологией, Мессиан много лет работал над созданием каталога птичьих мелодий, который позволил ему широко использовать имитацию голосов птиц в произведениях. «Пробуждение птиц» Мессиана для фортепиано с оркестром – это звуки летнего леса, наполненного пением лесного жаворонка и чёрного дрозда, камышёвки и вертишейки, встречающих рассвет.

Преломление традиций

Представители современной музыки разных стран широко применяют имитацию птичьего пения в музыке и часто включают прямые аудиозаписи птичьих голосов в свои сочинения.

Роскошную инструментальную композицию «Пение птиц» Э. В. Денисова – русского композитора середины прошлого столетия можно отнести к разряду сонористики. В этом сочинении звучат, записанные на магнитофонную ленту звуки леса, слышны птичье щебетание и трели. Партии инструментов записаны не обычными нотами, а с помощью различных знаков и фигур. Исполнители свободно импровизируют по заданной им канве. В результате создаётся необыкновенная сфера взаимодействия голосов природы и звучания музыкальных инструментов.

Э. Денисов «Пение птиц»

Современный финский композитор Эйноюхани Раутаваара создал в 1972 г. красивейшее произведение Cantus Arcticus (его еще называют Концерт для птиц с оркестром), в котором аудиозапись голосов различных птиц гармонично вписывается в звучание оркестровой партии.

Э. Раутаваара – Cantus Arcticus

Голоса птиц нежные и печальные, звонкие и ликующие, полнозвучные и переливчатые всегда будут волновать творческое воображение композиторов, и побуждать их к созданию новых музыкальных шедевров.

Источник

Пение птиц

Серия книг «Первое знакомство с природой», 1902 г.
Автор: Н.В. Львов

parula americana small 01

Птицы поют, когда они веселы, и кричат, когда испуганы чем-нибудь, точно также как дети. Но каждая птица поет и кричит по-своему.

Весной рано утром, еще на рассвете, вы можете услыхать в саду, как начинают петь птицы. Сначала слышно негромкое чириканье, как будто птицы только еще приготовляются петь и прочищают свое горлышко. А затем, как только взойдет солнце, начинается настоящее пение. Каждая из них поет свою веселую песню, сидя на ветке дерева или на изгороди, и, глядя на них, вы чувствуете, что они необыкновенно счастливы. Дрозды, скворцы, зяблики и другие мелкие птицы поют все вместе – и их песня сливается в общий хор, так что тут трудно отличить пение одной птицы от другой. Затем они разлетаются в разные стороны, чтобы отыскивать себе корм на завтрак, и тогда вы можете услыхать, как поет та или другая птица отдельно. Подойдите осторожно поближе, и вы увидите, как раздувается и дрожит горлышко маленькой певуньи, когда она, сидя на ветке, выводит веселые нотки своей песни.

Прислушивайтесь к пению птиц и, если удастся, постарайтесь записать, как они поют, хотя это не всегда легко. У одних птиц вы различите определенные звуки, точно они произносят отдельные слова. Так, например, иволга очень отчетливо выкрикивает «фиулиу». Перепел как будто выговаривает: «спать пора». В песне щегла вы различите звуки «иглит, иглит». У горихвостки услышите однообразные, заунывные звуки «уить, уить», по которым вы всегда узнаете эту птичку. Пеночка-теньковка очень отчетливо выкрикивает «чиф-чаф». Точно также вы легко можете подражать кукованию кукушки. Но в большинстве случаев очень трудно записать, что поет птица, так как пение птиц похоже на насвистывание и трудно подражать ему словами.

Наконец все затихло, и наступила ночная тишина. Но если вы живете в такой местности, где водятся соловьи, то в мае вы иногда можете всю ночь напролет наслаждаться пением этого замечательного певца, так как весною, в теплую погоду, соловьи поют почти всю ночь.

Соловьи поют и днем, но днем их пение заглушается общим хором птиц, а среди ночной тишины его нежная песня громко раздается в воздухе. Пение соловья очень разнообразно и состоит из многих колен, которые знатоки соловьиного пения передают словами. Если вы раз услышите пение соловья, вы никогда не забудете его и всегда отличите от пения других птиц.

Может-быть, вам придется когда-нибудь услыхать пение славки-черноголовки, которая поет иногда не хуже соловья. Вы можете увидеть ее в старых садах, в парках и по лесным опушкам среди густого кустарника. Эго – маленькая пепельно-серая птичка, с черной головкой и светло-серой грудью. Она начинает петь тихо, вполголоса, но чем дальше, тем поет все громче и громче. При этом она не сидит на одном месте, а перелетает с ветки на ветку, с одного куста на другой. Славку-черноголовку не трудно услыхать, так как она поет целый день, с раннего утра до позднего вечера, и продолжает петь до половины июля, когда почти все остальные птицы уже замолкли.

Птицы поют главным образом весною, когда устраивают гнезда. Самец поет самке, когда она строит гнездо и сидит на яйцах. А когда вылупятся молодые птенцы, отец поет, чтобы научить петь детей. Интересно услыхать, как молодой дрозд начинает петь. Сначала он выкрикивает одну нотку, затем две или три, но поет неуверенно и часто сбивается. Но затем повторяет снова те же нотки, подражая отцу, и таким образом мало-помалу научается петь.

Читайте и комментируйте наши материалы прямо сейчас! Делитесь своим мнением, нам очень важно знать, что именно Вам нравится на нашем портале! Оставляйте отзывы, делитесь ссылками на сайт в социальных сетях и мы постараемся удивлять вас еще более интересными фактами и открытиями! Уделив всего лишь пять минут времени, Вы окажете неоценимую поддержку порталу и поможете развитию сообщества ЗООГАЛАКТИКА!

Источник

ПЕНИЕ ПТИЦ

Полезное

Смотреть что такое «ПЕНИЕ ПТИЦ» в других словарях:

ПЕНИЕ ПТИЦ — одна из форм демонстрац. поведения самцов, реже самок, в сезон размножения; вид биокоммуникации. Выражается в регулярном повторении определ. комбинации видоспецифичных звуков, издаваемых на определ. месте в течение длит, времени. П. п. совпадает… … Биологический энциклопедический словарь

Пение птиц — ритмическое повторение системы звуковых сигналов, один из частных случаев биоориентации (См. Биоориентация); особая, присущая многим птицам форма сигнализации и общения (см. Общение животных). Свойственно самцам воробьиных птиц, однако у… … Большая советская энциклопедия

Пение птиц (роман) — Пение птиц Birdsong Жанр: роман Автор: Себастьян Фолкс Язык оригинала: английский Следующее: Шарлотта Грей … Википедия

ПЕНИЕ — Если во сне вы видите певцов на эстрадном концерте, – значит, наяву проявите великодушие и спишете долг с хорошего знакомого, который не в силах с вами рассчитаться, при том что сумма, которую он занял у вас, незначительна. Слышать во сне … Сонник Мельникова

Пение — наиболее раннее творч. проявление и важнейшая обл. греч. муз. жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирич. поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согл. традиц. воззрениям (Платон),… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Пение — наиболее раннее творч. проявление и важнейшая область греч. музыкальной жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирическая поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согласно традиционным… … Словарь античности

Вокализация птиц — Самец черного дрозда (Turdus merula) во время пения, Дания Пени … Википедия

Перелет птиц и жизнь их на чужой стороне — Привет шлют нам птицы, летят через море. Домой устремляясь в эфирном просторе. Когда ласточек уж нет И поблекнул розы цвет. Когда песен соловья Уж в саду не слышу я Сердце спросит так тревожно: Мы увидимся ль опять? Долина Нила… … Жизнь животных

Птицы — Запрос «Птица» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Птицы 18 … Википедия

Источник

ПЕНИЕ ПТИЦ

Полезное

Смотреть что такое «ПЕНИЕ ПТИЦ» в других словарях:

ПЕНИЕ ПТИЦ — ПЕНИЕ ПТИЦ, сложные, специфичные для каждого вида мелодичные звуки, регулярно издаваемые певчими птицами в брачный период. У подавляющего числа видов поют самцы, для которых характерно ритуальное брачное поведение. Одни виды исполняют песню, сидя … Энциклопедический словарь

Пение птиц — ритмическое повторение системы звуковых сигналов, один из частных случаев биоориентации (См. Биоориентация); особая, присущая многим птицам форма сигнализации и общения (см. Общение животных). Свойственно самцам воробьиных птиц, однако у… … Большая советская энциклопедия

Пение птиц (роман) — Пение птиц Birdsong Жанр: роман Автор: Себастьян Фолкс Язык оригинала: английский Следующее: Шарлотта Грей … Википедия

ПЕНИЕ — Если во сне вы видите певцов на эстрадном концерте, – значит, наяву проявите великодушие и спишете долг с хорошего знакомого, который не в силах с вами рассчитаться, при том что сумма, которую он занял у вас, незначительна. Слышать во сне … Сонник Мельникова

Пение — наиболее раннее творч. проявление и важнейшая обл. греч. муз. жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирич. поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согл. традиц. воззрениям (Платон),… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Пение — наиболее раннее творч. проявление и важнейшая область греч. музыкальной жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирическая поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согласно традиционным… … Словарь античности

Вокализация птиц — Самец черного дрозда (Turdus merula) во время пения, Дания Пени … Википедия

Перелет птиц и жизнь их на чужой стороне — Привет шлют нам птицы, летят через море. Домой устремляясь в эфирном просторе. Когда ласточек уж нет И поблекнул розы цвет. Когда песен соловья Уж в саду не слышу я Сердце спросит так тревожно: Мы увидимся ль опять? Долина Нила… … Жизнь животных

Птицы — Запрос «Птица» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Птицы 18 … Википедия

Источник

Как описать пение птиц

backglasscontentglassforward

Знакомство с пением и другими весенними демонстрациями птиц

Неголосовые демонстрации

Весенние демонстрации птиц выражаются не только в голосовых сигналах, называемых нами пением. Весной птицы заявляют о своем присутствии различными способами. Многие из них совершают ритуализированные полеты, другие громко стучат клювом или хлопают крыльями и т. п. Для большинства характерно использование разных средств выражения своего весеннего состояния.

Прекрасный пример неголосовой «песни» демонстрируют аисты. Они, как известно, практически лишены голоса и не пользуются им в целях коммуникации. Основным органом, воспроизводящим звук, у них является клюв. В процессе тока белый аист, рывком закидывая шею на спину, быстро хлопает клювом. Если токуют одновременно самец и самка, то хлопание приобретает характер согласованного дуэта. Возникающий при смыкании челюстей звук очень громкий. Дело в том, что когда аист закидывает голову на спину, его язык и весь подъязычный аппарат подтягиваются назад. Тем самым увеличивается объем глотки, которая начинает выполнять функцию резонатора, усиливающего звук. Предки аистов, видимо, имели голос. Об этом можно судить по поведению птенцов, которые до определенного возраста выпрашивают корм у родителей с помощью голоса, издавая звук, похожий на верещание. Позднее, когда клюв у птенца достаточно окрепнет, он начинает стучать клювом, причем, как и взрослая птица, закидывает при этом голову назад. Верещание постепенно издается все реже и реже. Лишь когда молодая птица бывает очень голодна, она верещит, будучи даже почти взрослой. Рудимент голоса иногда можно услышать и во время тока аистов. Если они сильно возбуждены, то в промежутках между стукотней из их глотки изредка вырываются сиплые высвисты вроде «вхиии».

Способность издавать хлопающие звуки с помощью крыльев во время брачных полетов характерна для целого ряда видов птиц: для всех голубей, козодоя, болотной совы, а также для многих представителей тетеревиных птиц. Глухарь, например, наиболее активно поет на земле, куда он спускается на рассвете и где он встречается с глухарками. Здесь полнее всего проявляются особенности его токового поведения, неотъемлемым элементом которого являются чередующиеся с песней подскоки глухаря. Это невысокие взлеты и приземления, во время которых слышится двойной шум крыльев «фрр-фрр».

Многие тетеревиные птицы используют свои упругие маховые перья для весенних демонстраций, причем характер шума, создаваемого крыльями, специфичен для вида. У глухаря, обыкновенного тетерева, дикуши он является лишь частью общего звукового поведения самцов. Каждый из этих видов имеет свою голосовую песню. Однако при токовании кавказского тетерева слышится в основном лишь шум крыльев, возникающий в момент ритуализированных взлетов.

000014
Рис. 11. Токовый полет бекаса

Шумят крыльями, токуя, и представители семейства фазановых. Даже домашний петух до своей песни, во время или после нее обязательно несколько раз громко хлопнет крыльями. Еще энергичнее и чаще «фыркает» крыльями фазан.

Воздушные игры и токовые полеты. Весеннему поведению самцов большинства птиц присуща одна общая черта: каждый самец различными способами стремится «заявить» о себе. Все его действия рассчитаны на то, чтобы быть как можно заметнее.

Птицы, живущие в лесу, заявляют о себе голосом, регулярно воспроизводя специфичную для вида комбинацию громких звуков, называемых песней. Обитатели открытых мест наряду с пением часто совершают характерные для вида взлеты, которые делают даже мелких и скромно окрашенных птиц хорошо заметными на большом расстоянии. Такие взлеты называют токовыми полетами. От обычного полета они отличаются тем, что совершаются периодически и стереотипно в одном и том же месте и сопровождаются песнями, криками или хлопками крыльев.

000015
12. Схема токового полета гаршнепа (ориг.)

Токовые полеты гаршнепа и бекаса во многом похожи, но движения гаршнепа еще энергичнее, а линия полета отличается большей определенностью и широтой размаха. Сначала гаршнеп долго летит молча, широкими кругами набирая высоту. Поднимается он очень высоко, так что становится едва заметным. Достигнув наивысшей точки, он вдруг начинает стремительно снижаться, периодически делая виражи. В это время и становится слышен «галопирующий» звук. Снизившись до 20-30 метров, гаршнеп задерживается на одном месте, трепеща крыльями, и затем либо снова повторяет свой маневр, либо садится на землю, где звуков уже не издает.

Брачные полеты типичны для различных хищных птиц. Они летают кругами, кувыркаются в воздухе или парят на одном месте, иногда, как, например, осоед, планируют, подняв над спиной крылья. Все эти демонстрации сопровождаются специфическими криками или свистами. Чаще всего из хищников, совершающих токовые полеты, на весенних экскурсиях попадаются канюк, черный коршун, осоед и сокол-чеглок, а в южных районах также кобчик и пустельга.

Из воробьиных птиц токовые полеты, сопровождаемые песней, особенно характерны для жаворонков и коньков. Как поет полевой жаворонок, известно многим. Трепеща крыльями, он как бы висит в воздухе, «между небом и землей», издавая переливчатую продолжительную трель.

Полевой конек, вспорхнув с земли, начинает круто подниматься в воздух, издавая в такт своему волнообразному полету высокий, повторяющийся примерно раз в секунду звук «тюрри, тюрри, тюрри. «. Поднявшись на высоту 20-30 метров, птица, продолжая петь, начинает постепенно снижаться и затем, смолкнув, садится на землю. Другие виды коньков тоже поют, чаще всего находясь в воздухе. Очень широко распространен лесной конек, встречающийся почти на каждой экскурсии. Он обитает на лесных опушках, вырубках или в редком лесу. Иногда он поет, сидя на вершине дерева, но чаще его песня бывает слышна во время характерного токового полета: со звонкой трелью птица круто взлетает кверху, а затем, полураспустив крылья, планирует по наклонной кривой вниз. В конце полета звучит ее несколько раз повторяемое «сиа-сиа-сиа. «. Мало заметный луговой конек во время токования сразу обращает на себя внимание. Эту птицу обычно видишь в тот момент, когда она, поднявшись уже довольно высоко в воздух и совершая полет по прямой, начинает издавать однообразный звук «цип-цип-цип-цип-цип. «. Песня продолжается около 15 секунд, после чего луговой конек сразу же садится на землю.

000016
Рис. 13. Схема токовых полетов лесного (1), лугового (2) и полевого (3) коньков (ориг.)

Помимо жаворонков и коньков поют на лету некоторые славки, например серая, живущая на лесных опушках и вырубках, многие представители семейства врановых, жизнь которых связана с открытым ландшафтом, и другие птицы.

Для настоящих лесных певчих птиц токование в воздухе, в целом, не характерно, хотя иногда они тоже поют на лету. Чаще всего это наблюдается опять-таки у птиц, обитающих в разреженных лесах либо постоянно держащихся высоко в кронах деревьев. Таковы клест-еловик, зеленушка, чиж, которые часто поют на лету. Во время токования самец чижа волнообразным полетом подолгу кружит над. определенным участком леса или даже около кроны крупной ели. При этом птица постоянно издает свой жалобный позыв «чи-жии» или напевает щебечущую песню с типичной для чижа концовкой «цвицвицвицви-кээ».

Укажем еще раз на то значение, которое имеет экологическая обстановка, определяющая характер брачного поведения птиц. Даже особи одного вида могут вести себя по-разному в зависимости от того, живут ли они в лесу или на опушке. Например, короткий токовый полет иногда можно наблюдать и у зяблика, если он поселился на сравнительно открытом месте. В этом случае он часто летает от дерева к дереву, весь распушившись и сопровождая свой полет песней. В лесу зяблики так себя обычно не ведут. В зависимости от степени разреженности лесной растительности изменяется и поведение пеночки-трещотки.

Весенние голоса

Видовая демонстративная песня и ее биологическое значение. Биологическое значение пения птиц занимает натуралистов и ученых уже давно, и по этому вопросу существует много специальных статей и книг. Высказывались самые различные точки зрения, но все они не могут претендовать на окончательное решение проблемы.

Для того чтобы составить представление о биологическом значении пения птиц, необходимо прежде всего уметь отличать настоящую песню от других звуков, издаваемых птицей в период размножения, в частности от так называемой подпесни. Можно ли, например, считать песней тихое нерегулярное поскрипывание снегиря? Нельзя. Его, скорее, надо отнести к категории «подпесни». В нем нет ни демонстративности, обязательной для настоящей песни, ни достаточной регулярности. Однако сигналы беспокойства за гнездо или птенцов, издаваемые птицами в период размножения, почти столь же демонстративны, как и песня. У некоторых видов, в частности у коноплянки или синей мухсловки, они бывают к тому же очень мелодичными. Каким же образом узнать, поют ли птицы или беспокоятся у своих гнезд?

Таким образом, отличать пение птиц от других звуков, которые они издают весной и летом, надо прежде всего по их поведению. Во время сигналов беспокойства птицы находятся в состоянии сильного возбуждения. Они стремятся отвлечь внимание пришельцев от гнезда и обратить его на себя. Птицы постоянно перепархивают с места на место, вертят хвостами, взмахивают крыльями или приседают, часто сами подлетают совсем близко. Звуки, выражающие беспокойство, как правило, немногосложны, отрывисты, лишь у некоторых видов они протяжны и монотонны.

Такое понимание смысла пения птиц сначала у многих вызывает недоумение. Неужели птица поет в основном для того, чтобы отпугивать соперников? Однако и в книгах, и по радио, и по телевидению постоянно говорится об этом, и люди, привыкая к этой точке зрения, воспринимают ее как истину, не требующую доказательств, и сами учат других тому же. Так возникает традиция взглядов. В данном случае она существует уже более полувека.

В потенции любой самец, видимо, полигам. Его половое возбуждение продолжается и тогда, когда его самка приступила к насиживанию яиц. Если гнездо будет разорено, он спарится с ней повторно. Своим демонстративным поведением он может привлечь к себе внимание и другой самки, приступающей к размножению позднее. Именно этим можно объяснить то, что самцы певчих птиц поют в течение длительного времени, а не только в период распределения гнездовых участков. К сказанному добавим, что после того как, например, у соловья в гнезде появляются птенцы, он прекращает петь, то есть именно тогда, когда, казалось бы, нужно особенно интенсивно оберегать кормовые ресурсы участка.

Самцы очень многих видов активно поют вдали от своих гнезд. Так ведут себя иволги, черные дрозды, зеленушки, коноплянки. Иногда, например, у дубровника, самцы образуют скопления и поют в непосредственной близости один от другого, не выказывая никакой враждебности, а потом разлетаются к своим гнездам. Во многих районах самцы обыкновенных и речных сверчков и других редких птиц поют с максимальной отдачей энергии на одном и том же месте на расстоянии нескольких километров один от другого. От кого они должны защищать свой участок? Если бы они не вели себя так, то вряд ли им удалось встретиться со столь же малочисленными самками, прилетающими позднее.

Почему даже птицы, гнездящиеся отдельными парами, не любят селиться на очень большом удалении, а, наоборот, как бы тяготеет друг к другу и образуют хотя и диффузные, но явно групповые поселения? Когда идет пролет журавлей, то первая появляющаяся на болоте пара своими призывными криками явно «осаживает» журавлей, летящих мимо, и хотя журавли, прибывшие позднее, и поселяются в стороне, тем не менее голосовой контакт между ними поддерживается все лето. Соловьи обычно тоже слышат друг друга, когда поют, хотя могут разлетаться дальше и петь в полном одиночестве. Условия местности это позволяют. Следует ли подобного рода голосовую связь между отдельными самцами рассматривать как антагонистическую или в ней есть какая-то иная биологическая необходимость? Не является ли песня каким-то организующим началом, определяющим поведение птиц? Во всяком случае, благодаря песне птицы знают своих соседей и их местопребывание.

Все эти вопросы поставлены с целью привлечь внимание к проблеме, которая постоянно обсуждается в научной литературе. Весенние наблюдения за птицами не должны ограничиваться только лишь констатацией фактов. Факты необходимо осмысливать.

Групповое пение наблюдается чаще всего весной во время общественных токов. Осеннее же пение полевых воробьев, деревенских ласточек и скворцов, которое наблюдается при сборах стай перед отлётом, не связано с выполнением определенного ритуала, характерного для токующих птиц. Настоящие групповые тока из птиц нашей фауны присущи лишь тетеревам, дупелям и турухтанам. Последние, однако, совершают свои ритуальные танцы молча.

Место, где токуют дупели, занимает очень ограниченную территорию. Обычно это небольшой участок кочкарника в долине крупной реки, прибрежной полосе озера или на окраине мохового болота. Ежедневно с вечера на токовище собираются 5-10, реже 20 или 30 самцов. Места тока постоянны, и если не изменяется экологическая обстановка, то они сохраняются десятилетиями.

Наблюдать ток дупелей лучше из шалаша, заранее установленного около токовища. В разгар тока, ночью, птиц увидеть довольно трудно. Слышатся лишь совершенно необычные звуки, льющиеся волнами, то нарастая, то затухая. Это голоса дупелей. Они поют дружно, хором. Как только запоет одна птица, к ней сразу же подключаются другие. Замолкают они также почти одновременно. Непосредственно перед затишьем, в конце каждого периода, в ночной темноте начинают мелькать неясные белые пятна. Это перья хвостов дупелей. Заканчивая песню, дупель всегда на мгновение распускает свой хвост. Песня каждого дупеля продолжается не более 3-4 секунд. Ее необычность заключается в том, что одновременно слышатся три разных по характеру звука: высокая звонкая трель, которой дупель начинает и заканчивает песню, резкое и очень быстрое щелкание и глухое и низкое бульканье или постукивание. Из них только трель издается голосовым аппаратом, остальные звуки механические. Происхождение их неясно, но можно предполагать, что в их образовании участвуют клюв и глотка.

Совершенно особый тип демонстративной песни птиц представляют дуэты, когда весенняя песня исполняется совместно самцом и самкой. При этом звуки, издаваемые партнерами, чередуются, точно распределяясь во времени, в результате создается полное впечатление, что поет только одна птица, а не две. Такое пение птиц названо антифональным по типу песнопения, исполняемого двумя солистами или солистом и хором по очереди.

Вторую группу певчих птиц относят к альтернативным пересмешникам. Это те виды, у которых подражают голосам других птиц лишь немногие особи. На орнитологических экскурсиях встречали, например, юрка, певшего зябликом, лугового чекана, изображавшего пронзительный визг стрижей, горихвостку-лысушку, которая пела, как пеночка-теньковка, славок-черноголовок, высвистывавших соловьиные колена, и т. п. Пока что известно около 25 видов птиц нашей фауны, которых можно зачислить в группу альтернативных пересмешников. На самом деле их, должно быть, значительно больше. Новые виды могут быть выявлены на любой весенней орнитологической экскурсии. Нужно лишь строго фиксировать наблюдения, отмечая характер имитации, а еще лучше записывать голоса таких птиц на магнитную ленту.

О сроках пения. Для составления плана и программы экскурсий важно знать, в какой из весенне-летних месяцев можно услышать регулярное пение той или иной птицы. В этом отношении различные виды могут отличаться очень сильно. Одни начинают петь чуть ли не в январе, как, например, большая синица, поползень или пухляк; голоса других, в частности большинства камышевок, а также дубровника, нельзя услышать раньше июня. Поползень и пищуха практически перестают петь уже в начале мая, в то время как песню коноплянки, зеленушки и щегла можно слушать в течение всего весенне-летнего сезона и т. п.

000019
Рис. 14. Осеннее скопление деревенских ласточек (фото А. Мальчевского). Самцы (заметны по длинным спицам на хвосте) интенсивно поют

Прилагаемые таблицы 2 и 3 сроков пения и токования воробьиных и неворобьиных птиц в окрестностях Ленинграда, составленные автором и Ю. Б. Пукинским, преследуют цель помочь натуралистам ориентироваться в сроках пения некоторых птиц, чаще всего встречающихся на орнитологических экскурсиях. Надо только иметь в виду, что в других широтах сроки пения многих птиц будут иными. Составление подобных таблиц для других регионов может явиться хорошим и полезным делом для тех, кто этим пожелает заняться. Под руководством преподавателя, знающего местную орнитофауну, такая работа вполне выполнима.

Таблица 2. Сроки и продолжительность весеннего и осенне-зимнего пения лесных певчих птиц по декадам в окрестностях Ленинграда

000017

В приведенных таблицах указаны также возможные сроки осеннего пения птиц. Это явление характерно далеко не для всех видов. Осенью, например, никогда не кукует кукушка, не поют соловьи и певчие дрозды. Наоборот, для деревенских ласточек, скворцов, пеночек-теньковок и некоторых других певчих птиц осеннее пение чрезвычайно характерно. Начиная с августа изредка барабанят дятлы. Токуют осенью и тетерева. Осенний свист рябчиков протекает не менее активно, чем весенний. Известно осеннее пение и у глухарей, а также у сов, которые осенью часто кричат по-весеннему.

Таблица 3. Сроки пения и токования некоторых неворобьиных птиц по декадам в окрестностях Ленинграда

000018

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector