Как описать плачущего человека

three 3075752 1920 Советы на день

Как описать плачущего человека

Играющий словами
pippip

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 6.11.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Украина

spacer

Бытует мнение, что писать надо не рассказывая, а показывая.

Решая эту проблему для себя, насобирала некоторые факты, может кому будут полезны.

При удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания
неудовольствии — уменьшение того и другого;
возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими;
напряжении — замедленными и слабыми;
в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми;
при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды;
при страхе — резкое замедление дыхания и т. Д.
слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль;
вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие;
поднятые брови — удивление;
сильное и внезапное поднятие бровей — изумление;
оскал зубов — раздражение и гнев;
подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение;
полузакрытые глаза — безразличие;
плотно сжатые губы — решимость.
Интерес выражается приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или сжатием губ. как само по себе, так и в комбинациях,

Радость. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур.

Улыбка. Выделяют три типа улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.

Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.

Фальшивой улыбке свойственна относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки.

Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметричной, с большим смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.

Несчастную улыбку описывают, как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, однако вопреки своим чувствам и их очевидности для окружающих, он пытается изобразить улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает такую улыбку — она малоубедительна, за ней, как правило, скрывается совсем иное мимическое выражение.

Удивление. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.

Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут проявления печали, даже если они мало выражены. В состоянии печали веки и уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление.

Гнев. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на направленность агрессии.

При врожденном выражении гнева рот распрямляется, приобретая прямоугольную форму. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта становятся резко очерченными. Зубы стиснуты, иногда в этом состоянии человек скрежещет зубами. Чаще всего, это происходит абсолютно непроизвольно. Кстати, в состоянии сильного гнева человек может начать громко и «выразительно» смеяться. В момент гнева брови сильно сдвигаются, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или «блуждают» по сторонам при воспоминании о тяжелом прошлом.

Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Презрение. Презрение — это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.

Стыд. Мимические выражения стыда и смущения схожи. Когда человек испытывает стыд, он прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют стремление стать меньше, чем он есть на самом деле. Человек испытывает желание «сбежать с места преступления», спрятаться, сделаться незаметным. Дарвин отмечал, что именно глаза являются типичным средством выражения стыда. Они, как правило, опущены или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрывают глаза, глаза могут быть полностью закрыты. У некоторых людей на лице появляется стыдливый румянец. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда, либо задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным, старается стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза — и все для того, чтобы его переживания остались при нем. Человек может горделиво закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.

Вина. Трудно однозначно определить внешние или внутренние признаки вины. Легко спутать стыд и вину, принять одну эмоцию за другую, ведь одинаковые или схожие ситуации служат причиной для переживания и стыда, и вины. Каждая из этих эмоций связана с желанием скрыть что-либо или что-то исправить.

Страх и тревога. К внешним признакам страха можно отнести настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений, человек дрожит, плачет, съеживается, стремится убежать или спрятаться. Некоторые люди, испытывая страх, улыбаются или смеются. Иногда мы идем навстречу своему страху, то есть предпринимаем попытки исследовать пугающий объект. В момент страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба становятся глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко бывает слегка приподнято, в результате чего виден белок глаза между веком и зрачком. Углы рта резко оттянуты вниз, рот обычно приоткрыт.

Смущение. Эмоция смущения сопровождается минимальными мимическими проявлениями, но каждый из нас вполне уверенно отличает эту эмоцию от других. Нет ни одной поведенческой или мимической реакции, которые можно было бы безоговорочно и однозначно приписать к эмоции смущения. Если человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, его поведение можно расценить как проявление этой эмоции, но эта же реакция обнаруживается и при выражении стыда. Они отличаются друг от друга улыбкой, пробегающей по лицу человека, прежде чем он спрячет взгляд или отвернется. Зачастую смущенный человек, отвернув или опустив голову, украдкой посматривает на «источник смущения». Кроме того, в данный момент лицо человека может резко и сильно покраснеть.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

По своей специфике взгляд может быть:
деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;
взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Интонация голоса и особенности лексики
В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой тембр. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т. е. всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи».

Расшифровывая сообщение, обращайте внимание как на силу, так и на высоту голоса:
явно высокий — энтузиазм, радость, недоверие;
высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты — гнев и страх;
чрезмерно высокий, пронзительный — беспокойство;
мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы — горечь, печаль, усталость;
форсирование звука — напряжение, обман.

Значительно информативны невербальные звуки:
свист (явно не художественный) — неуверенность или опасение;
несоответствующий моменту смех — напряжение;
неожиданные спазмы голоса — напряжение;
постоянное покашливание — лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.

Руки на бедрах свидетельствуют о готовности к действию

Вставая в позу, прежде всего ее обдумайте

Опрос слушателей бизнес-школ и наблюдение за ними показали, что поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, затрудняет общение. В психологии эта поза называется «закрытой». В ответ на нее большинство партнеров по общению прервут разговор или, если они в нем заинтересованы или почему-то вынуждены слушать, настроятся неприязненно.

Иногда человек, улыбаясь, просто показывает зубы

Продуктивным общение будет лишь тогда, когда вы научитесь зеркально отражать лицо собеседника. Трудно установить контакт с партнером, если он улыбается, а вы суровы. Он раскован, жестикулирует, а вы как статуя. Умеренное повторение мимики, жестов, интонации, темпа дыхания собеседника всегда приятно для него. Кинесика кинесикой, но, конечно, не следует забывать, что мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах.

Поэтому не торопитесь с выводами, обязательно подкрепляйте свои наблюдения анализом.

Источник

Мотив слезы в искусстве

Интегрированный урок-исследование
в 10-м классе

Слезы — это таинственные
весы света и тьмы.

Виктор Гюго

• учить сопоставлять произведения разных видов искусства и постигать их художественную ценность.

• формировать нравственные качества старшеклассников средствами искусства;

• совершенствовать навыки искусствоведческого анализа художественных произведений.

• видеоряд произведений живописи: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Иван Грозный и его сын Иван» И. Репина, «Тройка», «Проводы покойника» В. Перова, «Неутешное горе» Н. Крамского, «Неравный брак» Н. Пукирева, «Опять двойка» Н. Решетникова, «Больная девочка» Э. Мунка, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Плачущая женщина» П. Пикассо;

• художественные тексты писателей XIX–XX вв.: Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Гюго, Маргарет Митчелл, А.Дюма.

Примечание: урок был проведен в гимназии г. Пушкина в рамках Международной конференции, посвященной памяти В.Г. Маранцмана, поэтому сценарий снабжен ответами десятиклассников. Некоторые ответы, отличающиеся особой исповедальностью, исключены по этическим соображениям.

19 1

В. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (фрагмент)
1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

I. Эмоциональное погружение в тему

Учитель. Недавно я побывала в Санкт-Петербурге на выставке современной английской живописи. Предвкушая встречу с чем-то новым и интересным, я перешагнула порог первого зала и остановилась как вкопанная. Со всех сторон на меня смотрели с портретов плачущие мужчины: очень молодые и пожилые, в элегантных костюмах и одетые просто, без изыска, плачущие молча и навзрыд. Долго в этом зале невозможно было находиться. На современном портрете плачет мужчина. Мир, что происходит с тобой?

Статья опубликована при поддержке Медицинского центра МЦ ЦРЧ, предлагающего все виды лазерной хирургии и коррекции, начиная от шлифовки лица и заканчивая лазерным лечением вросшего ногтя. Удалить папиллому, бородавку, родинку или другое новообразование на коже лазером – это значит свести к минимуму риск негативных последствий. Врач в ходе процедуры полностью контролирует глубину проникновения луча, высокая температура которого оказывает дезинфицирующий эффект, отсутствие физического контакта с оборудованием и инструментами означает бескровность и стерильность операции, точность метода исключает воздействие на здоровые ткани и уменьшает время реабилитации. С более подробной информацией об услугах, оказываемых Центром, и их стоимости можно ознакомиться на сайте cohr.ru.

II. Диалог с классом

• А вам часто приходилось видеть слезы?

• А что есть СЛЕЗЫ? Сформулируйте определение, начав стандартно: «Слезы — это. »

Некоторые определения обучающихся: «Слезы — это наиболее яркое проявление чувств человека»; «Слезы — это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие»; «Слезы — это лекарство, омывающее душу».

А Виктор Гюго так образно определил, что такое слезы: «Слезы — это таинственные весы света и тьмы». (Открывает эпиграф урока и продолжает диалог с классом.)

Свет и тьма. Таинственные весы.

Предлагаю исследовать изречение В. Гюго, опираясь на произведения искусства и жизненный опыт. (Открывает тему урока).

19 3

К. Брюллов. Последний день Помпеи.
1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

III. Составление логико-смысловой модели
через цепочку вопросов

• Часто ли плачет человек?

(Договариваемся о том, что ответы должны быть лаконичными и однозначными: да, нет, затрудняюсь ответить.)

• Кто плачет чаще: мужчины или женщины?

• Влияет ли возраст на слезы?

(Да, дети плачут чаще.)

• Опираясь на предыдущие ответы, скажите, какие бывают слезы.

(Горючие, горькие, пустые, скупые, счастливые, неутешные, светлые и др.)

• Зачем плачет человек?

(Чтобы легче стало, добиться желаемого, выплакаться, не может сдержать слез.)

• Почему он плачет? Какова причина слез?

(От радости, досады, разочарования, страха, обиды, ревности, счастья, восторга, физической боли, разлуки.)

• Если человек не может сдержать слез, то есть ли правила, как надо плакать?

(Варианты ответов различные:

— тихо, чтобы никто не заметил;

— выть в голос, кричать;

— так, чтобы потом не было стыдно.)

Учитель. Ваши ответы доказывают, что отношение к слезам, к плачущему человеку неоднозначное, а вернее, полярное. Можно сказать, что некоторые ответы подтверждают мысль Гюго: одни слезы — это свет, а другие — тьма. А значит, проблема существует:

• Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?

Обратимся за советом к произведениям искусства, к мастерам кисти и слова.

19 2

Луи (Лудовико) Бреа
Триптих Оплакивания
Центральная композиция
Ок. 1450–1523. Церковь в Симьезе, Ницца

Каждая группа получает раздаточный материал, который и станет предметом наблюдения, исследования и возможных открытий. Первая и третья группы работают с выдержками из художественных текстов, вторая и четвертая — с видеорядом: репродукциями известных художников. Ваши наблюдения, сопоставления, выводы вы можете фиксировать, опираясь на ту логико-смысловую модель, которую мы создали в начале урока.

Школьникам предлагаются четыре направления исследования: мотив слезы в русской литературе; мотив слезы в русской живописи; мотив слезы в западноевропейской литературе; мотив слезы в западноевропейской живописи. Группы формируются по интересам и принципу психологической комфортности.

Практическая работа

«Крейцерова соната». Плачет муж, убивший свою жену: «Он что-то хотел сказать и, не в силах будучи удержать рыдания, остановился».

«Казаки». Дядя Ерошка плачет, когда поет: «Прошло ты, мое времечко, не воротишься», — старик плакал, не отирая слез».

20 1

В. Перов. Тройка
1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Хозяин и работник». Герои сбились с дороги, работник начинает замерзать, и тогда хозяин пытается согреть его своим телом: «Но дальше он, к своему великому удивлению, не мог говорить, потому что слезы ему выступили на глаза и нижняя челюсть быстро запрыгала. Но слабость эта его не только не была неприятна, но и доставляла ему какую-то особенную, не испытанную еще никогда радость».

20 2

В. Перов. Проводы покойника
1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Герои Некрасова плачут часто. Многие названия стихотворений в этом плане являются «говорящими», например: «Похороны», «Гробок», «Слезы и нервы», первая часть знаменитой поэмы «Мороз, Красный нос» названа «Смерть крестьянина».

Стихотворение «Нравственный человек» (напоминаем, что определение «нравственный» по отношению к лирическому герою в этом стихотворении носит сатирический характер):

Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью.

Вдоволь поплакал и умер ребенок.
Бедная! слез безрассудных не лей!

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — все равно.

«Горе». Плачет токарь, умерла жена: «Ему не так жалко, как досадно. Он думает: как на этом свете все быстро делается».

«Студент». Возвращается домой студент, останавливается у костра и рассказывает женщинам библейскую историю о предательстве Иисуса его учеником Петром. Одна из слушательниц плачет: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила лицо рукавом, как бы стыдясь своих слез».

20 3

И. Репин. Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года
1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Невеста». Главная героиня, Надя, уезжает из дому учиться: «Она и смеялась, и плакала, и молилась».

«Степь». Егорушку привозят из деревни и оставляют жить в городе. Финал рассказа таков: «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него. »

«Бабье царство». «Она решила, что у нее в жизни никого уже больше не осталось, кроме этого Чаликова, что он уже не перестанет ее преследовать и напоминать каждый день, как неинтересна и нелепа ее жизнь. Она легла, не раздеваясь, и зарыдала от стыда и скуки».

20 4

Н. Крамской. Неутешное горе. 1884
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Обсудив предложенный литературный материал, наша группа пришла к слудующим выводам:

• во-первых, в литературе XIX века мотив слезы прослеживается у всех писателей;

• во-вторых, почти всегда одинакова причина слез — горе, безысходность, задавленность жизнью, как говорил герой Достоевского, «когда идти некуда»;

• в-третьих, мы наблюдаем, что плачут герои не только за себя, но чаще за других, за всех, словно неся в себе вселенское горе, вселенскую неустроенность. Особенно много споров у нас вызвало поведение Василисы («Студент» А.П. Чехова). Некоторые считают, что она, слушая библейскую историю, по-новому осмысливает свою жизнь и плачет «за себя», другие оценивают слезы героини как прозрение, открытие иного смысла жизни. Это слезы очищения, «омовенья души».

20 5

В. Суриков. Боярыня Морозова
1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Итак, слезы в русской литературе XIX века — это особый психологический прием, помогающий глубже проникнуть в идею произведений, пропустить ее через свое сердце, это своеобразный прием «очеловечения» читателя.

Объект исследования: репродукции картин К. Брюллова «Последний день Помпеи»; В. Перова «Тройка», «Проводы покойника»; Н. Крамского «Неутешное горе»; В. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», Н. Решетникова «Опять двойка».

21 4

Н. Решетников. Опять двойка
1952. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласитесь, трудно сделать однозначный вывод и структурировать все эти произведения по одному какому-то признаку, даже и по признаку мотива слезы в данных полотнах. Вероятно, этого и не следует делать. Можно лишь однозначно сказать, что трагическое звучание чувствуется в каждом сюжете: плачет слезами раскаяния отец, ранивший своего сына (И. Репин); вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины Решетникова; неутешно горе матери, потерявшей ребенка (художник изобразил свою жену в момент постигшего семью горя); повергает в ужас вселенская катастрофа гибели Помпеи. Но каждый из мастеров по-своему передает конфликт: психологический (Крамской), нравственный (Решетников, Репин) социальный (Перов), философский (Брюллов). Драматизм, трагичность сюжетов также вызваны разными причинами. В одном случае — это личное горе (Крамской, Репин), а в другом — общечеловеческое (Брюллов, Перов). Таким образом, мотив слезы в произведениях русской живописи — это не только изобразительный прием жизни, но и некий код, открывающий множество смыслов. Каждый сюжет — это своеобразная книга о жизни отдельного человека и общества в целом. Художник рассчитывает на наше сочувствие, душевный отклик.

21 5

Н. Пукирёв. Неравный брак.
862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Отверженные». Козетта и Мариус после долгих испытаний нашли друг друга и соединили свои сердца. «Любовь — вот единственное счастье на земле. Все остальное — юдоль слез. Любить, испытать любовь — этого достаточно. Вам не найти другой жемчужины в темных тайниках жизни» — это звучит голос автора. «Козетта и Мариус, полные отчаяния, задыхаясь от слез, опустились на колени» — так передает Гюго состояние своих героев, которые стоят у постели Жана Вальжана, — ему они обязаны своим счастьем.

«Унесенные ветром». Главная героиня со своей мамушкой (няней) вспоминают мать: «Слезы брызнули из глаз мамушки».

Сестры Скарлетт, Сьюлин и Кэррин, вспоминают прошлую жизнь в Таре, до войны с янки: «Наплакавшись вволю, они уснули. Так повторялось несколько раз, они принимались вспоминать Тару, и слезы слабости и скорби струились по исхудалым щекам».

«Три мушкетера». Главный герой теряет свою любимую — Констанцию: «Голос его перешел в рыдания. Плачь, плачь, сердце твое полно любви, молодости и жизни».

Сразу поясним, что в произведениях, которые мы анализировали, мотив слезы используется с разной целью. Начнем с романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». В романе плачут многие герои и довольно часто, что можно объяснить историческими событиями драматического характера (война Севера и Юга). На наших глазах разворачивается не менее драматическая судьба главной героини. Причина ее слез понятна и вызывает глубокое сочувствие: погибает дочь Бонни, сложные взаимоотношения с Батлером. Читатель искренне желает Скарлетт женского счастья, переживает и радуется вместе с ней, когда она находит в себе силы вернуться к жизни. Слезы в «Унесенных ветром» — это неотъемлемая составляющая жизни, они гармонизируют жизнь. И чаще всего герои, поплакав, вновь начинают улыбаться. Таким образом, мотив слезы — это не столько одна из цепочек в сюжетной линии романа, сколько композиционный прием, передающий пульс жизни.

21 3

Рембрандт. Возвращение блудного сына
1668–1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Герои произведения Дюма — сильные, бесстрашные, бескомпромиссные мушкетеры, романтики в мечтах и в жизни. Они всегда приходят на помощь. Но сами иногда остаются беззащитными, как это случилось с д,Артаньяном. Он теряет свою любимую, Констанцию. Романтический пафос произведения Дюма пронизывает этот эпизод особым светом, наполняет особым смыслом. Любимой нет, но любовь осталась, и вся будущая жизнь — это гимн вечной любви, а значит, слезы д,Артаньяна символизируют незыблемость вечных ценностей, к которым относится и любовь.

Размышляя о романе В. Гюго «Отверженные», мы пойдем от эпиграфа урока: «Слезы — это таинственные весы света и тьмы», который выражает идею произведения. «Отверженные» — это «весы» между добром и злом, верой и предательством, любовью и ненавистью, где одна чаша весов символизирует свет, а другая — тьму. А слезы в романе — волшебный дар природы человеку, помогающий перешагнуть порог своих бед, восстановить разрушенный духовный и душевный мир. Мы заметили, что этим даром наделены у Гюго только положительные герои. Думается, что это особая философия жизни писателя, заключающаяся в том, что слезы — составляющая души человека, а значит, и плакать может лишь тот, у кого есть душа. Таким образом, в романе Гюго мотив слезы имеет философскую направленность.

Объект исследования: репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Больная девочка», Б. Виола «Страсти».

Э. Мунк
Больная девочка.

1906–1907
Галерея Тейт, Лондон

Б. Виола
«Страсти»

Перформанс
Вторая половина XX в.

21 1 21 2

Мы невольно сравнивали картины русских и западноевропейских художников и обнаружили, что последние не драматизируют события. Они избегают изображать человека со слезами на глазах, прибегая к другим, не менее выразительным психологическим приемам. Так, например, на картине Рембрандта мы не можем видеть глаз блудного сына — он стоит к зрителю спиной, но согбенная фигура, поникшая голова, жалкий вид красноречивее слез. Такой психологический прием вызывает у зрителя, как нам кажется, большее сочувствие к герою. Мы отметили также, что мотив слезы в картинах западноевропейских художников встречается значительно реже, чем в картинах русских мастеров. Думаем, что это объясняется более пристальным вниманием русского художника к отдельному человеку, к его горю, житейским переживаниям.

21 6

П. Пикассо. Плачущая женщина. 1937. Галерея Тейт, Лондон

Учитель. В начале нашего урока вы дали определения слез. Вернемся к этим определениям и подумаем, зачем художники в своем творчестве обращаются к этому мотиву? Правильно, чтобы не зачерствели наши души; чтобы прекратить поток горьких слез; чтобы душа стала зорче; чтобы восстановить гармонию в жизни.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector