Как описать природу красивыми словами

baby 1399332 1920 Советы на день

Описание природы из разных книг

Должно быть много значений у этого понятия, включая и те, что доступны нашим чувствам и знаниям, и те, что глубоко недоступны. «Природа» природы доступна только ей самой, мы же набрасываем на нее только схемы.
В самом глубоком значении, может быть, природа едина и целостна до такой степени, что миг каждый — вечность и наоборот, что атом каждый — Вселенная вся, и сопоставимы «они» — дополняемы. Но как? Пока же таинственный наш внутренний мир, отражая «всю» Вселенную с ее бесконечными масштабами, лишь видит красоту и строгость, но не продолжает ее, не строит ее. Пока же Великая природа, уравновесив каким-то скрытым значением (и напряжением) наш внутренний мир, любым своим ландшафтом и его состоянием питает и умиротворяет нас.
Где «идеальное» в сознании? во внутреннем мире? И если оно есть в нас (то есть, это — божественное), то оно есть и вне нас — в той природе. Его нужно назвать. Проявляет ли оно себя? например, в морозных узорах на окнах, так схожих с буйной растительностью, узорах, фантастически полно и свободно украшающих в холодную зиму наши окна? Эти подобия водорослей нам — какая-то не чуждая граница. А в предчувствиях? Они неясны, тревожны, они объединяют нас всех чем-то единым, о котором мы только догадываемся; то вдруг предчувствия замысловато проходят перед нами в коротких сюжетах сновидений, причудливо переходящих одно в другое.
Но более непонятное — в «улице», то есть, в масштабе пространства, непосредственно окружающего именно нас вне жилища, в том соотношении дня и тебя самого: непонятна твоя жажда смотреть и невозможность «насмотреться» любым временем года, смотреть, вдыхать этот огромный блистающий или мягкосумеречный мир.
Открытая всем ветрам природа дает твоему взгляду все ответы, но более неосознаваемые..; открытая всему природа едина, и единое «замыкается» как на собственные структуры, включая структуры нашего организма, так и на наше Я, которое все время буквально спотыкается о собственное наслаждение или страдание, о собственную неудовлетворенность, все снимая с ситуаций.
Любое время дня и ночи! Любой ландшафт в любое время года!
Что приходит к нам? Что осознаем как великое и сильное? Осознаем как глубинный смысл жизни своей? Какая целостность соприкасается с нашей — несомненной целостностью? Ведь, действительно, все ответы приходят!
Еще есть сумерки — срез времени, когда время «забывается», когда оно либо с нами, либо отстает или забегает вперед. И странно нам. в собственной инерции. Но сумерки! Как они охватывают все звенящей тишиной! И тишина приобретает формы, запахи, тишина рождает новые реальности.
Да и сам свет — тайна: «часть» его, небольшую, «знаем» мы, «знает» внутренний мир наш, но организм весь, как и внутренний мир, как и все остальное на Земле, пронизывает свет целиком.
Не поторопились ли назвать просто неизвестное — идеальным, вне времени и пространства? Может быть, это только неизвестное нам есть большая часть природных сил?
Из книги «И звук, и свет», 1997

Источник

Лучшие сочинения о природе

Природа независимо от времени года поражает своей красотой тех, кто способен ее увидеть. Стоит только отвлечься от бытовых дел и проблем и оглянуться вокруг. То, что вы увидите, проникнет вам в самую душу. Красота, нежность, романтика и сказка — вот, что таит в себе окружающий нас мир.

720

Короткие сочинения про природу

Утро солнца

За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. Ожидают утра все: растения, животные, люди.

Только почему же его еще нет? Может, еще спит сладким сном? А может, было в ссоре с землей и не хочет больше светить? Что же теперь? И все-таки восток постепенно розовеет. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое.

Быстренько осветило лучом воды, лес, окружающие поля, дома людей. Заискрилась зеленым ковром земля в его сиянии. Когда луч солнца дотронулся и до моего лица, я проснулся, весело ему улыбнулся, открыл глаза и радостно встретил новый день.

Любимое время года

Больше всего я люблю весну. Это, по-моему, самое прекрасное время года.

Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается после зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений.

Весна — это обновление в природе. Именно за это я ее люблю.

Рассвет

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до востока солнце извещает о своем приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосклон, гасит зори.

Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей. Сначала на горизонте появляется багряно красная полоса. Потом она становится оранжевой, розовой, а дальше солнцем наполнялось все вокруг. И будто впервые видишь зеленый листочек, дерево, которое растет вплоть до моего окна, и легкий туман над родным городом, который просыпается до нового дня.

И вот рассвет изменяется новым днем, наполняется заботами жизни людей, и я слышу нежное: «Хорошего утра, сыну!»

Золотая осень

Вот и минуло теплое лето. Наступила осень. Незаметно подкралась она к нашим садам, полям, рощам, лесам. Еще в конце августа деревья начали укрываться желтыми листьями, а теперь оно уже блестело на солнце, будто золото.

Деревья стояли в багряных, желтых листьях, которые потихоньку спадали наземь. Земля была покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасном ковре. Я люблю слушать шорохи опавших листьев, смотреть на волшебные росписи осени на листьях клена.

Промелькнуло короткое бабье лето, начинало повевать холодом, умолкли пернатые музыканты. Вот и пришло время прощаться с золотой осенью.

Богатство природы – сочинения

Вариант 1

Природа – это наше богатство. Еще с раннего детства нам говорили, что природу надо беречь. Относиться к ней бережно и заботливо. Это удивительный и прекрасный мир, который окружает человека.

Оглядываясь вокруг можно заметить, сколько всего создала природа. Она настоящий архитектор и дизайнер в своем нелегком деле. Леса, реки и озера, поля и степи, горы и равнины уникальны по-своему.

Путешествуя по красивым местам России можно увидеть самые живописные места на планете. Именно природа дает людям пищу, одежду, тепло и крышу над головой. В первую очередь, это воздух и вода, без которых не может прожить человек.

Существует тесная связь человека с природой, но не каждый замечает ее красоту. Весной все просыпается и оживает вокруг. Тает снег, появляются цветы, распускаются деревья и все вокруг зеленеет. Отдыхая и наслаждаясь красотой природы, свежим воздухом и пением птиц, человек получает заряд энергии и бодрости.

Есть любители прокатиться с горки на санках или лыжах, поиграть в снежки или слепить снежную бабу. На улице трещит мороз и воет вьюга, под ногами хрустит снег, а дома сидеть у печки тепло и уютно. Красота природы уникальная в любую пору года.

Некоторые люди не ценят и не берегут природу, а готовы уничтожить ее ради своих целей. Уничтожают лес, а это плохо влияет на животный и растительный мир. Загрязняют реки отходами от производства заводов и этим губят рыбу. Очень важно понимать и осознавать, что нужно жить в одной гармонии с природой. Наша планета богата природными ресурсами, которые постепенно истощаются.

Писатели, поэты, художники описывали достояния природы, ее красоту во все времена года в своих выдающихся произведениях. Умение восхищаться красотой природы вызывает порыв творчества, вдохновение на создание новых шедевров в творчестве.

Таким образом, каждый человек должен осознавать, что все в нашей жизни зависит от богатства земли, ее недр и от живой природы.

Вариант 2

Большое количество людей полагает, что богатство состоит лишь в средствах, в материальном. Но, на самом деле, оно намного ближе, чем можно себе представить. Восходы и закаты, робкое дуновение ветра, стук капель по листам деревьев, запах и ощущение обновления природы после дождя – все эти уникальные моменты поистине неповторимы и бесценны.

Наверное, это и есть наивысшая ценность жизни – просто вдыхать воздух полной грудью и понимать, что богатство далеко не в финансах, не в социальном статусе, не в репутации – а в том, чего нельзя купить на деньги. Богатство в том высшем, духовном, в том неповторимом ощущении и восприятии прекрасного, что дарит нам природа.

Зачастую родной край дает возможность лицезреть свои красоты бескорыстно – он не скрывает их, не предлагает купить билеты для просмотра. И это поистине прекрасно. Ведь богатство и разнообразие природы открыто для всех, кто в силах мыслить, осязать и чувствовать – не важно богач перед нею либо бедняк. В широком понимании для Вселенной все едины.

Природа обладает большим количеством ценных ресурсов – потому, даже сейчас, когда огромное количество их исчерпано и не имеет права регенерации, она продолжает давать человечеству свои прекрасные дары.

Жаль только, что сам человек далеко не всегда бывает благодарен за них, далеко не всегда понимает, что возможности матушки – земли не безграничны, что стоит экономнее расходовать ресурсы и минимизировать свое негативное влияние на окружающую среду.

Тем не менее, как и любая мать, природа не держит зла на своих детей, что бы они ни сделали, как бы подло с ней не поступили. Ведь она любит всех и каждого, любит открыто и бескорыстно.

Помимо ценных ресурсов, нужных для поддержания человеческой жизни в физическом, бытовом плане, природа дает и ценные духовные ресурсы – душевное спокойствие, равновесие и вдохновение для творческих людей. Это также очень важно.

Соответственно, природа – лучший психолог и натуральный доктор, приемы у которого совершенно бесплатны. Природа – кормилица и добытчица, что способна преподнести человеку многие, необходимые для жизни, вещи.

Природа богата как явлениями и процессами, так и буйством своих красок, что будоражат воображение живописцев. Природа уникальна – и уникальность эта состоит в том, что, несмотря на бурное течение жизни и смену эпох, ее проявления не меняются, но остаются актуальными.

Давая человеку все необходимое, природа не просит ничего взамен. Но ей очень хотелось бы хоть немного заботы по отношению к себе. Увы, немногие понимают, что она нуждается в поддержке.

Сокровища природы невозможно приобрести в личное пользование. Ведь они общедоступны. Но, тем не менее, она способна передать человеку ощущение личного богатства – причем богатства духовного, которое невозможно потратить до копейки, если в душе остается хоть немного человечности и доброты.

Сочинение на тему «Природа летом»

Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды.

Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.

Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Большие красные ягоды клубники клонятся низко к земле. Постепенно “загорают” в лучах летнего солнца еще недавно зеленые помидорчики. То тут, то там на арках завязываются огурцы.

Цепкие колючие ветви ежевики сплошь усеяны сладкими темно-фиолетовыми, почти черными ягодами. И так повсюду – буйство цвета, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта.

У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы – маэстро-соловей, утренний жаворонок, веселый болтун-воробей. А ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.

И даже дождь летом – теплый и ласковый. Под шатром низких туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым изумрудным сиянием.

Лето – яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Нет на свете человека, который не любил бы лета!

Сочинение про Любовь к природе

Каждым человеком управляют разные чувства и эмоции. Особого разговора заслуживает тема отношений человека и природы, когда мы по-настоящему счастливы, когда осознаем, что живем среди неповторимых просторов родного края.

Не надо иметь особых знаний, чтобы признаться себе в любви к природе. К ней невозможно относиться равнодушно. И для этого существует немало причин. Прежде всего, она является объектом для созерцания.

Ночное небо, прозрачные водоемы, бесконечный дождевой поток, уснувший на окне снегирь – это и многое другое из явлений или представителей живой природы становится для разных людей источником позитива, наслаждения, вдохновения. Именно отсюда зарождаются позитивные мысли людей, желание помогать этим невинным живым существам, жизнелюбие и оптимистический настрой.

Природа остается благодарной человеку всегда. Она молчаливо поощряет нас богатыми урожаями, несметные богатства ее касаются и недр земли, и чистого воздуха, и рыбных мест в реках. Однако, чтобы это имело продолжение человек наряду с любовью к природе должен проявлять и внимание.

Ответственность за ее сохранность лежит только на людях, которые могут при желании приостановить процесс ее загрязнения, истребления. В этом также проявляются истинные чувства любви и нежности к окружающему нас миру. Осознание ее беззащитности недостаточно, важно действовать на благо природе, оберегая ее владения, благодаря которым мы существуем на земле.

В благодарность за живописные места, полезные дары людям представители разных видов искусств выражают свои чувства на полотне, в нотной тетради или в произведениях литературы.

Ее красота вдохновляла и продолжает удивлять, пробуждать их во все времена на создание гимнов, трудов, которые остаются бессмертными на протяжении веков. Природа занимает в нашей жизни огромное место, сопровождая нас в счастье и грусти. Мы чувствуем на себе ее отпечаток во все времена.

Таким образом, чтобы творчество любого талантливого человека было неиссякаемым, имело продолжение, урожаи щедрыми, а многочисленные пейзажи живописными, необходимо вкладывать в сочетание «любовь к природе» настоящие чувства, исходящие из самого сердца.

Для этого надо помнить о ее сохранности, чтобы она стала бессмертным источником жизни на земле. Со временем природа обязательно отблагодарит человека за разумное пользование ее недрами.

Описание природы – сочинение

Человека повсюду окружает природа. Иногда мы настолько привыкаем к окружающему миру, что перестаем замечать все самое прекрасное — созданное природой. Это очень плохо!

Не нужно торопиться домой после школьных уроков, и не забывать осматривать все вокруг. Радоваться всему живому: набухшим почкам, пению соловья, желтенькому цветку, который зацвел первым, хоть повсюду еще лежит снег.

Родная природа помогает забыть все трудности дня, отвлекает от неприятных мыслей. Но ближе всего можно быть с природой за городом. Например, посетить лес, луг, деревню, побывать на побережье моря, озера или реки. Окружающий мир прекрасен независимо от разных времен года. Всегда можно найти, то что обрадует и удивит, вызовет гордость, что на моей Родине такая красота.

Мне нравится выезжать на красивейшее природное место, которое я считаю самым любимым зеленым уголком, где произрастает еловый лес и рядом находится пруд.

На лесных полянках кроме грибов много ягод земляники и красивых цветов, а в тени под елями можно разглядеть необычный мох. Вблизи леса находится пруд.

Здесь по-своему очень красиво. На берегах растут плакучие ивы, которые своими ветками склоняются над водой. Пока нет ветра, стоит тишина, гладь воды напоминает зеркало. Но через какое-то время она нарушается из-за плескающихся в водоеме уток, крачек, квакающих лягушек и рыбешек.

В солнечную погоду в воде отражается небо и проплывающие облака, вода кажется синего цвета. Ближе к берегу желтеют шапочки кувшинок. Отдых возле водоема хорошо успокаивает.

Становится легко и приятно на душе, от окружающей красоты. Необходимо помнить, что люди – это часть природы. Мы полностью от нее зависим. Поэтому каждый должен относиться к ней бережно.

Рассуждение про Красоту природы

На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство.

Мы любим, прикасаться к разному цветку, вдохнуть его запах, и сорвать его, если это осуществимо. Великолепие природы служит отличным источником одушевления для человека.

В родном крае, где мы живем, прекращаем видеть великолепие природы. Ведь природа настолько красива, ей можно дико восхищаться. Подобная обстановка происходит и с теми, кто посещает нашу местность. Для людей из другой окрестности природа может вызвать яркое впечатление. Они будут рады, что природа их встречает такой не земной красотой.

Несмотря на то что, где проживает человек, в столице или в сельской области его связь с природой весьма различается. Люди, которые живут в городе, связь с природой ограничена. Поэтому они выбираются, за сотни метров от городской суеты, и начинают любоваться природой и уважать ее. Она не прекращает очаровывать и радовать человека своим великолепием.

Красота мира пленит прекрасными пейзажами, радует человеческий глаз, наполняет положительными эмоциями. Всюду слышим, как поют птицы, летают бабочки и чувствуется аромат от цветущих деревьев, даже голова идет кругом от такой красы.

Все это возбуждает эмоции, дарит воодушевление, приносит новые мысли, ведет к определенной цели. Но человек должен сделать, что-то для того чтоб природа была прекрасна. Ее нужно любить и тогда она сможет отблагодарить всей красотой.

Люди любят смотреть, как идет дождь, можно увидеть радугу в небе, снег который создает огромные сугробы, а еще липнет к голым деревьям и кажется, будто все деревья снова в цвету. Морозное небо. Любуемся на звездное небо и луну. Все это очень прекрасно.

Прелесть природы оснащает фантазию человека свежими идеями, побуждает его к творчеству. Многое можно сказать, чем прекрасна наша природа, но все что происходит в мире, это и есть дело рук самой природы. Мы лишь стараемся сделать ее красивее.

Мы, являемся, частью всего мира и каждый из нас может восторгаться всей прелестью природы, поэтому от нас зависит многое для ее сохранения. Надо приложить усилия и сохранить наш земной шар для нашего поколения, чтобы им не пришлось смотреть на ее красоту только в музее.

Читайте также: Мармеладов – характеристика героя романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Природа… Мы так часто слышим и произносим это слово, что даже не задумываемся о том, что оно обозначает. А оно очень емкое.

Оглянись вокруг! Деревья и кустарники, тянущиеся вдоль дороги, горы и равнины, высокие водопады и бескрайние леса, глубокие моря и океаны, утопающие в песках пустыни и многое другое – это все и есть природа. Она поистине прекрасна и удивительна!

Источник

Помощь начинающим (и не очень) авторам. Описание окружающего мира

23.10.2018, 22:18 Автор: Клэр Вирго

Эта статья является логическим продолжением статьи об описании персонажа и в ней я хочу обратить внимание начинающих и не очень авторов на такой немаловажный аспект, как описание окружающего мира. Не хочу зацикливаться исключительно на природе, ибо обычный городской человек редко сталкивается с ней в чистом виде. Поэтому возьму более широко: природа, города (любые населенные пункты), строения. Как раз эти три части и будет содержать статья.

Первая часть посвящена непосредственно ПРИРОДЕ. Природа — это не только леса, горы, море, цветы… Это и пение птиц, и лучи рассвета, и закатное небо, и ветер. Так как же описать что-то, что порой даже потрогать нельзя, чтобы у читателя сформировался четкий образ? Тут нам на помощь приходят выразительные средства языка.
Не зря говорят, что словарный запас очень важен для человека. И еще важнее он для человека, который решил стать автором. Каждую вещь можно описать множеством способов. Но какой бы способ вы, уважаемый автор, ни выбрали, необходимо помнить: читатель видит описанный мир через призму вашего восприятия. Своим описанием вы должны показать настроение, отношение к тому или иному описываемому явлению. Как же это осуществить на практике?

Она задумчиво смотрела в окно. По стеклу бежали потоки дождя. Казалось, что сверху кто-то открыл кран на полную мощность. Но такая погода была подстать ее настроению. Само небо плакало, вторя ее слезам. Деревья за окном поникли, печально склонив кроны. Птицы попрятались от дождя. Свинцовые тучи нависли над городом, не давая солнцу ни единого шанса. Неправду говорят, что тоска зеленого цвета. Она серая. Такая же, как это небо.

Дождь начался неожиданно. Просто в какой-то момент небольшая туча закрыла солнце, и первые капли упали на землю. Уже через несколько секунд дождь вовсю барабанил по всем поверхностям, будто отбивая ему одному известный ритм. Крупные, теплые капли, ударяясь о препятствия, разбивались на тысячи крохотных брызг, бриллиантами сверкая на солнце, которое выглянуло из-за тучи, вновь воцаряясь на небосклоне.
Дождь закончился так же внезапно, как и начался. После оглушительной барабанной дроби дождевых капель наступила тишина. Но продлилась она недолго. Птицы, которые спрятались при первых каплях, снова завели свои неумолчные песни. А ручейки, образовавшиеся после дождя, журча, рассказывали о своих мечтах стать полноводной рекой.

Два отрывка, оба о дожде. Но в одном настроение печальное, а в другом — несмотря на дождь — позитивное. И через описание выражается настроение героев (как в первом примере). Слова «под стать», «вторя» говорят о том, что настроение героини такое же грустное, как и у дождя за окном.
Обратите внимание, что для описания использованы сравнения и слова, которые помогают ярче представить картину. «Открыл кран», «небо плакало», «деревья печально склонили кроны», «свинцовые тучи». Согласитесь, что это добавляет образности. Можно было ведь написать и так:

Она задумчиво смотрела в окно, за которым лило как из ведра. Листья деревьев намокли, и кроны опустились. Птицы спрятались от дождя. Серые тучи заслонили солнце. На душе у нее была такая же серая тоска.

Какой пример более образный? Где картинка ярче предстает перед глазами читателя? В первом не только описание природы, но и указание на созвучие настроения героини и погоды за окном. Это создает особую атмосферу, позволяет приоткрыть завесу над внутренним миром героя.
Думаю, не стоит перечислять все возможные варианты описания дождя — поверьте, сие невозможно в принципе. Нужно просто определить, какую эмоцию вы хотите «вложить» в это природное явление.
То же самое касается любого подобного явления, будь то гроза или радуга, закат или рассвет.

С помощью описания можно показать отношение героя к самому явлению. Нравится ему больше яркий летний день или вьюжный зимний вечер. Чтобы не быть голословной, приведу пример.

На следующее утро солнечные лучи ворвались в комнату, скользнули по лицу и отправились в путешествие по комнате. Она неохотно открыла глаза, встала и подошла к окну, как делала это много раз. И тут же замерла от восхищения: все сверкало и искрилось. Она будто оказалась в сокровищнице короля. Каждая веточка на дереве за ее окном была словно обсыпана алмазами. Даже нетронутый снег сиял так, что было больно глазам. И все эти сокровища принадлежали ей одной. Она счастливо рассмеялась…

Прежде чем описывать природу и ее явления, стоит задуматься, с какой целью это делается. Нельзя просто взять и вставить описание чего-либо. Оно всегда несет смысловую нагрузку.
Если описание нужно для того, чтобы придать образности, разбавить текст, то оно не должно быть затянутым. Не нужно подробно описывать каждую деталь. Достаточно пары емких фраз.
Если же от этого описания зависит сюжет, то это совсем другая история. Здесь важно то, на чем автор сделает акцент: на конкретной детали или же на картине в целом.

Если у вас никак не получается образно описать какой-то вид, я бы посоветовала несколько способов:
1) найти описания в других произведениях (желательно, нескольких) и сложить из них какое-то свое. Оговорюсь, что речь не идет о плагиате. Я говорю о том, чтобы на основе прочитанного понять, какими выразительными средствами пользовались авторы и попытаться создать что-то похожее.
2) взять несколько фотографий и попробовать на их основе составить рассказ.
3) к каждому виду, который необходимо описать, подобрать как можно больше эпитетов. Например, нужно описать небо. Какое оно? Сначала записываем цвета: голубое, синее, лазурное, серое, сизое, свинцовое. Потом переходим к качественным прилагательным: прозрачное, ясное, высокое, низкое, тяжелое, холодное, студеное, теплое, ласковое. Далее, словосочетания: барашки облаков, рукой подать и т.п. Такой список составляется для всего: горы, море, дерево, лес, поле, луг, звезды, солнце, луна. Список можно продолжать почти до бесконечности. Когда вы записали все возможные варианты слов и сочетаний, которые пришли вам в голову (не грех еще и в словарях порыться), выбираете те, которые подходят в данном конкретном случае. И уже после этого связываете все это в текст, сочетая с описанием других явлений.
Сложно? Да, не спорю. Но кто сказал, что писательский труд легок?

Что касается природы фэнтезийной, то на мой взгляд, разница заключается только в «подведении обоснуя» под описание. Как это выглядит на практике?

Джордан оглянулся. Позади него из-за гор поднималось огромное зеленое солнце этого загадочного мира. Ник говорил, что зеленый цвет ему придают какие-то содержащиеся в атмосфере газы, само по себе оно такое же, как и Солнце их родной Земли. Но сейчас, глядя на гигантский изумрудный шар, зависший над горизонтом, ему было все равно, о чем там рассказывал Николас. Вид этого громадного светила, бросающего на все вокруг призрачный, пугающий свет, поражал воображение. Оно придавало всему зеленоватый оттенок, что было неудивительно. По этой причине странные «растения», обильно покрывавшие почву, казались Джордану обычной земной лужайкой. В первые дни они еле подавляли желание броситься в эту «траву», пока не усвоили — это не безобидные травинки, а опасные для человека существа, которые являются каким-то странным гибридом растений и животных. Они не были похожи на известные на Земле хищные растения. Эти странные создания обладали коллективным разумом, что роднило их с животными, но всю жизнь проводили на одном месте и размножались и росли, как растения. Их природу за все два месяца пребывания на Галаксии они так и не разгадали.

Казалось бы, зачем так подробно описывать мелочи в случае с фэнтeзийным миром? Ведь это всего лишь выдумка автора и не более. Природа там может быть абсолютно любая. А вот в этом-то все и дело. Если для описания нашей с вами привычной окружающей действительности не нужно объяснять, почему небо голубое, а трава зеленая — они такие и все тут, — в случае с выдуманным миром все гораздо сложнее. Почему солнце зеленое? Почему трава фиолетовая? Все имеет свое объяснение, свой «обоснуй». Нельзя просто назвать цвета и не объяснить причин. Ведь читатель не может заглянуть в вашу, уважаемый автор, голову и додумать все то, что вы ему не рассказали. Ваша задача — предельно ясно «нарисовать» тот мир, который вы придумали. Нарисовать не красками на холсте, а словами на бумаге. С одной стороны, это легче, ведь если ты что-то неправильно написал, то это можно стереть и переписать. А с другой, это сложнее, т.к. необходимо описать все те мелочи, о которых художник и не задумывается — придумать названия оттенкам, описать каждую травинку, цветочек, камешек, если есть необходимость.

Думаю, с описаниями природы все более-менее понятно, и не стоит приводить примеры описаний всего на свете. Поэтому плавно перейдем ко второй части.

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Казалось бы — что сложного в том, чтобы описать город? Однако и здесь есть свои сложности. Да и не только в городах живут люди, но и в деревнях, коттеджных поселках и пр. Кроме того, сами города бывают разные: огромные мегаполисы и маленькие городки, где все друг друга знают.
Так с чего начать описание населенного пункта? Как всегда — с идеи. Как я упомянула в первой главе, нельзя просто взять и вставить описание в текст. Всегда надо задавать себе вопрос: какова цель этого описания и почему именно в этом месте? Смогли ответить — все здорово. Не смогли — у вас проблема.
Стоит, наверное, рассмотреть разные случаи описания в зависимости от вида населенного пункта. Итак, первый — это ГОРОД. И в этом пункте мы рассмотрим две разновидности.

Большой город, мегаполис
Допустим, по сюжету главная героиня впервые попадает в большой город. Что она испытывает? Восторг? Страх? Неуверенность? Разумеется, все зависит от сюжета. И задача автора в этом случае показать чувства героини через описание. Как? Задействуйте выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, даже гиперболы.

Выйдя на улицу, Элис в замешательстве остановилась — ее оглушил несмолкаемый рев двигателей, шум проспекта, крики и разговоры идущих мимо людей, свистки полицейских… Подняв голову, она увидела высокие здания, в буквальном смысле достающие до облаков. Их металлические конструкции и сверкающие на солнце окна приводили ее в трепет. Она совершенно одна в этом городе, полном опасностей и сюрпризов. Справится ли она? Сможет бросить вызов себе? Время покажет…

Прижавшись лбом к оконному стеклу, Джина задумчиво смотрела вниз. Прямо под ней раскинулся громадный город. Панорама была величественной и захватывающей. Приоткрыв створку окна, девушка вдохнула воздух, в котором к запаху выхлопных газов, осенней листвы, гари, мокрого асфальта примешивался особый аромат — свободы. Она явственно ощущала его, вдыхая полной грудью.
Ночной мегаполис был прекрасен. Множество автомобилей, снующих в разные стороны, создавали впечатление муравейника. Огни их фар сливались в две сверкающие ленты: белую и красную. Неоновые вывески всех цветов радуги светились на каждом углу. А наверху, над городом, сияли звезды.

В первом случае героиня чувствует неуверенность и даже страх перед городом с большим количеством людей и машин. Во втором — восторг и предвкушение чего-то нового.

Небольшой городок
Герой родился и вырос в маленьком городке далеко от столицы. Или же попал в него волею судьбы. Что он там видит?

— Привет, Линда. Как сегодня мама? — Миссис Трент приветливо помахала девушке.
— Спасибо, Лайза, немного получше. — Идя вдоль небольших домиков, Линда явственно ощущала запах свежескошенной травы. Видимо, Лукас Радвински приводил в порядок свой газон. Подтверждением служил тихий стрекот газонокосилки. Она выросла в этом маленьком городке, все вокруг было ей знакомо с детства. Она любила свой тихий городок, где никогда ничего не происходит, и могла бы ходить здесь с закрытыми глазами. Вот сейчас она свернет налево и увидит старый дом мистера Бранса — такой же древний, как и его хозяин, изредка сидящий на веранде с неизменной трубкой в зубах. Когда Линда смотрела на этот дом, то еще видела в нем признаки былого величия. Когда-то он был светлым и гордым аристократом. Сейчас же он стал обветшалым и поникшим, с облупившейся краской и трещинами в стенах, будто морщинками на лице старца. Его окна и покосившиеся от времени рамы напоминали прикрытые от усталости глаза. А напротив стоял милый и уютный домик Диззи Крауни. Диззи была сорокалетней пышечкой, румяной, круглолицей. От нее всегда пахло домашней выпечкой. И дом у нее был такой же, как она: с занавесками в цветочек на окнах, стенами, выкрашенными в не слишком яркие, но и не угрюмые цвета. Вокруг расположились клумбы с цветами всех форм и размеров…

Дастин шел по узкой улочке этого богом забытого городка. За каким чертом понадобилось Лукасу сюда его посылать? Какие интересы могли быть у фирмы в этом месте? Он огляделся: на всем была печать скуки и провинциальности. Небольшие дома, обветшалые и облупленные, по большей части выглядящие непрезентабельно, убогие клумбы с подвявшими цветами в них, самодельные бордюрчики из разрисованных вручную камешков, покрышки, подвешенные к деревьям на толстых веревках в качестве качелей, скрип кресла-качалки… Все это вызывало у него неприятные ассоциации. Поэтому он опустил голову и быстрым шагом пошел прочь, пытаясь как можно скорее дойти до конца улицы и стараясь не смотреть по сторонам…

Из описания одного и того же маленького городка мы тоже видим абсолютно противоположные чувства, которые вызывает окружающая действительность. У девушки, выросшей в маленьком городке, это любовь и нежность. У человека из большого города — презрение и негатив.

В любом случае, описания должны содержать ощущения и чувства того, чьими глазами мы смотрим на то, что вокруг. Они не должны быть просто описаниями и все. Они не должны быть равнодушными. Чем больше средств выразительности вы используете, тем более явственно проявляется отношения героя к описываемому.
Даже слова типа «облезлый», «обветшалый», «облупившийся» могут нести абсолютно разную смысловую нагрузку. Это может быть печаль или грусть, а может быть презрение или ненависть. Всегда вкладывайте те чувства, которые необходимы, расставляйте акценты. Если вы сделаете это правильно, вам не придется потом объяснять, почему именно такое отношение было у героя. Делайте это сразу, так, чтобы читателю было понятно отношение героя к окружающему.

Ну что ж, с городами и городками мы разобрались, поэтому переходим к более мелким населенным пунктам. Зачем это нужно, спросите вы? Но согласитесь, деревня и маленький городок — все-таки не одно и то же.

Итак, ДЕРЕВНЯ. Нужно принимать в расчет, что деревня в России и, например, ранчо в США — это абсолютно разные вещи. Поэтому и рассматривать их надо немного в разном ключе.

Джейк объезжал свои владения на Громе — любимом жеребце игреневой масти. Несмотря на статус хозяина ранчо, он любил работать наравне со своими людьми. Он не гнушался никакой работы: пас лошадей, собирал сено, чистил конюшни. Он любил свое ранчо, каждый его уголок: и дворовые постройки, которые состояли из курятника, овчарни, коровника, конюшни, амбаров, зернохранилища, небольшой мельницы и кучи мелких сарайчиков; и животных, вольготно гуляющих по большой территории; и своих работников, с которыми успел тесно подружиться за долгое время; и свой дом, в котором родился и вырос. Сеновал рядом с домом с детства был его любимым местом. Туда приходил он ребенком. Днем слушал шелест ветра, стрекот кузнечиков, а ночью — смотрел на звезды. Часто он и засыпал там же, на охапках сладко пахнущего сена…
Он въехал на территорию дома. Зайдя в курятник, чтобы собрать свежих яиц к ужину, он улыбнулся: ничего не менялось. Все те же привычные звуки, летающие в воздухе перья, недовольный клекот наседки. Он точно знал, что при входе в конюшню его встретит специфический стойкий запах лошадей, Красавица тихо заржет и мягко ткнется ему в плечо, выпрашивая яблоко, а Гром будет бить копытом в стойло. В овчарне его ждут несколько ягнят, родившихся совсем недавно. В коровнике пахнет молоком, а у поленницы — хвоей и смолой. По двору всегда бегала стая собак, кошки нежились на солнышке, забравшись на дерево или крышу. Не потому, что боялись собак — все жили дружно, — а потому что так к солнцу ближе…
Джейк любил такую жизнь. Это был его дом. И он бы ни за что на свете не променял его на квартиру в городе, тихую и «мертвую»…

Как мы видим из этого примера, герою очень нравится жить на природе. Его окружают знакомые с детства вещи, люди, животные. Обратите внимание, что постройки не описываются как таковые — все видится глазами героя. Его трепетное отношение к окружающему, любовь к животным.
А если герой не любит сельскую жизнь? Каким будет описание?

— Черт возьми, как мне все это надоело… Опять завтра рано вставать.
— А что случилось? — поинтересовался Влад у друга.
— Да к бабке надо ехать. Видите ли, кроме меня, некому помочь картошку выкопать. — Антон состроил недовольную гримасу.
— Подумаешь. Поможешь, а потом махнешь на речку. Совместишь приятное с полезным.
— Какое там. Стоит мне приехать — и начинается: сено убрать, свинарник почистить, крышу подлатать. Давно пора этот сарай либо продать, либо снести.
Влад пожал плечами. Ему казалось, что после городской суеты здорово вырваться на свободу, подышать свежим воздухом.
На следующее утро, чертыхаясь, Антон сел в автобус, который шел мимо бабушкиной деревни. От трассы нужно было пройти еще пять километров по пыльной дороге. Добравшись, наконец, до деревни, он устало завалился в дом.
— Ба, — окликнул он, обводя глазами еще больше обветшавший со времени его последнего приезда дом. Вытертые коврики, связанный собственными руками плед на кресле, выцветшие фотографии на стене. Бабушки нигде не было видно. «Наверное, вышла на огород или кур покормить». Парень сбросил сумку с плеча, переобулся в старые кроссовки и вышел во двор. Снаружи вид был не лучше, чем внутри. Сараюшка покосилась, того и гляди, рухнет, крыша курятника нуждалась в починке, в самом доме из щелей торчала солома, в них по ночам свистел ветер. Антон вздохнул — придется либо производить тут капитальный ремонт, либо уговаривать бабку переехать в город. Но разве ж она переедет.

В этом примере показано легкое презрение к сельской жизни, недовольство героя тем, что ему приходится делать то, что он делать не хочет. Он просто не считает это необходимым. И отношение у него к такой жизни, разумеется, абсолютно другое.
Конечно, описание могло быть и другим.

Двор был заполнен постройками: курятник, сарай, поленница. Рядом стояла конура, в которой спал старый пес. Дом был старым, обветшалым. Антону он никогда не нравился. А теперь приходилось сюда ездить и помогать бабушке.

Если описывать так, то нет практически никакой «картинки» перед глазами, описание такое же унылое, как настроение рано утром в метель, когда надо идти на работу. Думаю, что оно мало кому понравилось. Я очень на это надеюсь.
В рамках описания деревни можно привести и вот такое.

С соседнего холма деревня была видна как на ладони: небольшие, ладные домики со свежеокрашенными заборами, веселыми занавесками на окнах. Был слышен лай собак, гоготанье гусей, крики и веселые визги детей, купавшихся на речке рядом с деревней. Все дышало покоем и умиротворением.
И лишь один дом, стоящий на небольшом пригорке в стороне от других, выбивался из общей картины. Это был старый дом, изо всех щелей которого вылезала солома. Во дворе стоял покосившийся сарай с полусгнившими дровами внутри. Крыша курятника почти провалилась. Все говорило о том, что дом давно заброшен, хозяева уехали и оставили его на произвол судьбы. И вот притулился он на холмике, открытый всем ветрам. Давно не шел дым из трубы, по двору не бегали, квохча, куры, конура пустовала. Даже мышам нечем было поживиться. Дом напоминал старика, присевшего отдохнуть после долгой дороги.

Вроде похожее описание на предыдущий пример. Но в этом случае у нас главный герой — дом. Описание со стороны, но чувствуется, что дом этот сыграет не последнюю роль в повествовании. Ведь не зря его описали так подробно, а остальные — вскользь. Также это может быть историей самого дома, а не людей, живущих в нем. Чем не начало сказки или фантастической истории? Что автоматически приводит нас к описаниям мира фэнтези.

Ну и последний подраздел, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГОРОДА. Описывать здесь можно бесконечно, все зависит от фантазии автора, какую реальность он создает. Будут ли это города инопланетян с высокоразвитой инфраструктурой или же населенных пунктов не будет вообще. Попробую привести пример одного и другого.

Николас поднял голову: высоко в оранжевое небо чужого мира взмывали причудливые конструкции из странного материала, по прочности напоминающего металл, а по внешнему виду — пластик. Материал был легкий, но очень прочный. Он пытался сломать небольшую деталь, сделанную из него, и не смог. Самое удивительное было в том, что постройки из этого материала были настолько легкими, что колыхались от ветра, будто колосья на поле. Жители этой необычной планеты, видимо, не замечали того, что здания шатаются под их ногами. Но, учитывая низкую гравитацию этой планеты, все было в порядке вещей. Николас и сам постепенно стал привыкать к реалиям этого мира. Он даже начинал ему нравиться…

Джордан с опаской вступил в этот необычный «лес». Живые формы Галаксии все больше поражали его воображение. Эти переплетенные между собой «ветви» были ничем иным, как своеобразным «городом». Коллективный разум этих существ, представлявших собой разумные растения, позволял им создавать такие «поселения», в которых они могли общаться между собой. Каким образом Джон это выяснил — осталось для Джордана загадкой. Но на то Джон и биолог. Это его работа, для этого он сюда и прилетел. Такие «города» были разбросаны по всей территории небольшой планетки примерно через равные расстояния. Видимо, так «города» могли общаться друг с другом. В приборе, созданном специально для прослушивания их «разговоров», были слышны какие-то щелчки, хрипы и другие странные звуки, названий которым они не могли придумать. Прибор фиксировал также ультраволны, которые повторялись с четкой периодичностью. В первый раз, когда они оказались в этом «городе» в момент начала распространения этих волн, они увидели нечно невообразимое: все ветви распрямились и вытянулись вверх как антенны, будто пытались уловить их, и находились в таком состоянии до тех пор, пока «сеанс связи» не закончился. После этого они вновь вернулись в первоначальное положение, мгновенно переплетясь. Природу этого странного явления еще предстояло выяснить…

Описание населенных пунктов в фэнтезийном мире не ограничено никакими условностями, это огромный плюс для автора. Но есть и огромный минус, про который я упоминала в предыдущей главе: обоснуй. Автору придется объяснять, почему все именно так, а не иначе. Но если автор четко представляет себе тот мир, который описывает, если у него есть продуманный сюжет, то проблем с этим возникнуть не должно. А вот если он просто пишет, что было «вот так» и добавляет «а почему — не знаю», то у автора большие проблемы с сюжетом, и, как следствие, с обоснуем. Продумывайте свой мир до мельчайших подробностей. Описания нашей планеты можно отдать на откуп читателям, описания фэнтезийного мира — никогда.

Осталось рассмотреть только описания отдельных зданий, чем мы и займемся в последней части.

ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ)

Ранее уже были приведены описания домов в городах и деревнях, но остались еще неохваченными иные сооружения, которые порой незнакомы городскому или деревенскому жителю.
И опять возвращаемся к тому, что описание обязательно должно быть связано с героем. Фокал никто не отменял даже в работах от третьего лица. Часто его трудно соблюдать, но стремиться к этому нужно.
Итак, представим себе городского жителя, который первый раз попал в деревню. Он не знает, как выглядят дворовые постройки, что для чего предназначено. И видит странные, на его взгляд, сооружения.

— Блин, погляди, что это за фигня стоит? — Игорь показывал в сторону невысокой башенки со своеобразным утолщением наверху.
— Так это резервуар. — Сергей ухмыльнулся и похлопал друга по плечу.
— И зачем он?
— На случай, если вдруг воды не будет.
— Как так?
— Темный ты человек, Игоряша. Ну представь, прорвет трубу, и в колонке воды не будет. Что делать?
Игорь пожал плечами — ему, жителю столицы, сложно было представить, как поступить в этом случае. В городе вызывали мастеров, быстро устраняли поломку. В крайнем случае можно было сходить к родителям, чтобы воспользоваться душем. Да и питьевая вода в магазине продается.
— То-то и оно. Тут одна труба на всю деревню. Сантехников нет, аварийную службу неделю придется ждать. А так взял ведро, открыл кран, налил воды и пошел домой. Понятное дело, что экономить ее надо.
— И кто ее туда заливает?
— А никто. Раньше тут колодец был, оттуда вода закачивалась, а потом он пересох. Сейчас дождевая вода собирается. Есть у нас дядя Ваня, смотрителем его назначили. Он в случае дождя заслонку открывает, резервуар наполняется. А как воды доверху будет, закрывает отверстие.
— А зимой как?
— А что зимой? Там стенки многослойные, утепленные. Летом водичка всегда прохладная, а зимой не замерзает.
— Ну и чудно у вас тут, — протянул Игорь, придя к выводу, что жить в деревне он не смог бы.
— Ничего не чудно, очень даже нормально. Зато все натуральное, вкусное, воздух чистый. Привыкнешь.

А если наоборот — истинно деревенский житель в городе окажется? Примет ли он все как должное или будет удивляться? Повторюсь — все зависит от сюжета.

Дэмиен нетерпеливо вглядывался вдаль, вытягивая шею и стараясь увидеть как можно больше. Но ему это не удавалось — вагоны загораживали весь обзор. Пареньку хотелось скорее выйти из душного поезда, чтобы своими глазами увидеть то, о чем так много рассказывал отец. Большие здания, фонари, сверкающие магазины. Но пока он видел лишь старое, потемневшее от времени и копоти здание вокзала. Перрон был весь покоробленный, спрыгивать с подножки пришлось аккуратно, чтобы не упасть и не разбить ноги. Запах, ударивший в нос Дэмиену, заставил его поморщиться — даже в стойле у коров пахло лучше. «И как тут люди живут, дышать невозможно», — думал паренек, пробираясь через людскую толпу. Зажимая нос, он стремился уйти подальше от железного монстра, который изрыгал из себя клубы вонючего черного дыма. И лишь выбравшись на оживленную улицу, он позволил себе нормально вздохнуть. По сравнению с запахами вокзала смрад от выхлопов автомобилей показался ему незначительным. Поначалу Дэмиен его даже не заметил и ощутил, только когда у него внезапно закружилась голова.

Хочу обратить внимание, что описание запахов и реакция на них тоже является частью описания. Звуки, запахи или их отсутствие неотделимы от внешнего вида. Попробуйте описать шоколад без упоминания вкуса и запаха. Плитка коричневого цвета. Так ведь спрессовать можно все что угодно, даже навоз. Он тоже коричневый. Поэтому забывать об этом при описаниях не стоит. Иногда нет вкуса или запаха. Тогда можно добавить тактильные ощущения.

Джордан провел рукой по сплетению ветвей, настолько густому, что оно казалось практически монолитной стеной. Рука была в перчатке, но даже так он ощутил необыкновенную гладкость. Создавалось впечатление, что ветви отполированы. Дотрагиваться до этих существ без какой-либо защиты биолог запретил. Вся поверхность их была покрыта тончайшем слоем вещества, напоминающего кислоту, которое разъедало человеческую кожу практически моментально. Восстановить поврежденные участки не представлялось возможным. На Земле, возможно, был бы шанс, но здесь… Рисковать не хотел никто. Главное заключалось в том, что кислота реагировала лишь на органику. Еще Джон сказал, что эти существа не пахнут, не имеют вкуса и боятся воды. В размокшем состоянии они напоминают нечто среднее между картоном и туалетной бумагой, обильно смоченными водой.

Если вы хотите описать что-то, чему нет аналогов в современном мире (реалии другой планеты или будущего), всегда помните: описать надо так, чтобы читатель смог представить себе то, что вы себе «нарисовали» в своей голове. Но при этом не нужно перегружать текст описаниями. Лучше он от этого не станет, лишь вынудить читателя пропускать куски текста.
Не увлекайтесь, всего должно быть в меру. И описаний, и рассуждений, и диалогов. Запомните: текст — это как человеческий организм, все должно быть на своем месте и работать так, как задумано. Если что-то не так, человек заболевает. Тексты тоже могут «болеть». И тогда их нужно либо лечить, либо усыплять.

Желаю вам, чтобы ваши тексты не «болели». Удачи и вдохновения.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector