Как описать ресурсы семьи

ice skates 1082514 1920 Советы на день

Ресурсы замещающей семьи

Мы часто слышим от психологов или сотрудников органов опеки, что замещающая семья должна быть «ресурсной». Но какими именно ресурсами нужно обладать будущим родителям? Как их пересчитать и оценить?

Для того, чтобы государство в лице органов опеки и попечительства смогло доверить семье воспитание приёмного ребёнка, этой семье необходимо обладать определёнными ресурсами.

Ресурсы семьи бывают внешние и внутренние, материальные и информационные, трудовые, технологические и др.

Из чего складывается семейный ресурс? Из простых вещей. Можно выделить три базовых блока, образующих ресурс семьи:

Рассмотрим подробнее каждый.

Материальная база семьи

Закон требует от кандидатов подтвердить наличие жилья, пригодного для проживания, и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум на каждого члена. Сверх этого небольшого списка ни ООП, ни судья не могут потребовать иных сведений о вашем материальном положении. Но вне формального подхода очень важно понимать, каких именно вложений потребует такое масштабное мероприятие как принятие ребёнка в семью.

%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B %D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8 1

Во-первых, семье по возможности необходимо избавиться от финансовых обременений: долгов, кредитов и проч., ещё до того, как ребёнок попадёт домой. Появление ребёнка может перекроить планы семьи по зарабатыванию и распределению финансов, так что лучше не рисковать.

Во-вторых, неплохо заранее оценить «иные материальные ресурсы» и возможные варианты их освоения. Например, если у вас есть автомобиль, то в условиях кризиса трудоустройства он может стать основным источником дохода.

В-третьих, мудрым шагом будет заблаговременное решение вопросов наследования и распределения собственности. Особенно если у вас в семье уже есть дети, готовые к выходу в самостоятельную жизнь. Лучше всё оформить документально, не надеясь, что дети «потом сами разберутся».

В-четвёртых, лучше загодя посчитать, какие вложения в «детскую тему» вам будет необходимо сделать хотя бы на время поиска и первый год совместной жизни:

— запланировать транспортные расходы для поездок к ребёнку в детское учреждение;

-закупить одежду, мебель, школьные принадлежности (важно определиться, какие вещи вы будете покупать самостоятельно, а какие сможете принять в дар от друзей и знакомых);

— запастись лекарствами, средствами реабилитации, отложить деньги на медицинские услуги и т.д.

В-пятых, нужно трезво оценить (а часто — улучшить) свои технологические ресурсы и трудовые ресурсы. Т.е. упростить свой быт при помощи техники, «прокачки» бытовых навыков, за счёт приглашения внешних помощников. Например, жизнь с ребёнком сильно упрощается, если вы знаете, как готовить блюда детской кухни, у вас для этого есть необходимые приборы (блендер, мультиварка и т.п.) и вы можете поручить неприятный момент мытья посуды посудомоечной машинке или помощнице по хозяйству.

И, конечно, перед приёмом ребёнка в семью необходимо создать стратегический запас, «финансовую подушку безопасности», чтобы в первые месяцы новой жизни семья могла чувствовать себя защищенной. Многое мы можем спланировать заранее, но некоторые моменты будут понятны только после того, как ребёнок попадёт к вам домой:

— как скоро он сможет пойти в детский сад или школу?

— насколько серьёзны проблемы с его здоровьем?

— будет ли у вас возможность работать/подрабатывать или воспитание ребёнка заберёт все ваши силы?

Индивидуальные ресурсы каждого члена семьи

Ресурсы личности потенциального замещающего родителя – это те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и которые позволяют ему обеспечивать основные потребности для себя и ребёнка.

%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B %D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8 2

Чем больше внутренние ресурсы семьи, тем выше её способность восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше её сопротивляемость неблагоприятной среде, эффективность, стрессоустойчивость. Конечно, самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, восстанавливать их с нуля, наращивать их в любой ситуации.

Документально каждый кандидат в усыновители/опекуны обеспечивает только два пункта:

— соответствующее требованиям закона состояние собственного здоровья (медицинское заключение);

— прохождение специальной подготовки (ШПР).

Но, как мы понимаем, в жизни «ресурсность» кандидата не исчерпывается этими тремя пунктами, и даже эти три позиции в официальных справках отражены не полностью. Поэтому разберёмся подробнее.

Справка о состоянии здоровья, которую мы прикладываем к пакету документов, подтверждает нашу дее- и трудоспособность на данный момент, а также гарантирует, что состояние нашего здоровья не представляет опасности для ребёнка. Но, к сожалению, эта справка никак не оценивает наши физические возможности, потенциал нашего организма. Поэтому важно ещё до того, как вы приступите к поиску ребёнка, «залатать» все дыры вашего самочувствия: вылечить зубы, посетить профильных специалистов, взять под контроль хронические заболевания и, в конце концов, просто выспаться и немного отдохнуть. Родитель с хорошим самочувствием и в бодром расположении духа – важное условие реабилитации ребёнка. Важно, чтобы кандидат вступал на путь приёмного родительства не из последних сил, а в добром здравии.

Прохождение специальной подготовки – важный и нужный пункт. Но за время обучения в ШПР невозможно объять необъятное и подготовиться ко всем мыслимым трудностям. Поэтому важно настроить себя на встречу с некоторыми неожиданностями и быть готовым обращаться за помощью к специалистам, коллегам-усыновителям, к вашим родным и близким. Важно понимание, что принятие ребёнка — это только начало «обучения». И ни одна самая прекрасная ШПР не может научить сразу всему. Это только «начальная школа», дающая алфавит и основы арифметики. Дальше придётся учиться на живой семье, преодолевая собственные розовые очки, меняясь под нужды конкретного ребёнка.

Сложнее всего бывает посчитать такой важный ресурс, как время. Действительно, сколько времени может оттянуть на себя приёмный ребёнок? Три часа в день? Половину дня? А может быть вообще всё время? Многие приёмные родители говорят о том, что на первых порах ребёнок ВСЕГДА требует больше времени, чем у нас есть. Это связано с тем, что семья не сразу адаптируется к появлению нового члена, и даже когда не нужно обслуживать нужды ребёнка, учить его, лечить и развлекать, родитель всё равно «мониторит» жизнь «новенького», что отнимает массу времени и сил.

Также хотелось бы осветить такие важные ресурсы, как:

— опыт воспитания или работы с детьми;

— открытость к новой информации и новому опыту;

— готовность при необходимости просить и принимать помощь;

-способы самовосстановления: увлечения, хобби, интересы.

Ваш возраст для органов опеки и попечительства может представляться антиресурсом. «Вы слишком молоды и не справитесь» или, наоборот, «Куда вам уже? Пора о земле подумать». Тем не менее, нужно уметь находить и формулировать те плюсы, которые даёт вам ваш возраст. Вы молоды, энергичны, можете не спать по ночам? Отлично, значит, у вас хватит сил на прогулки с ребёнком, ночные укачивания. Вы мобильны и готовы экспериментировать. Вам «уже за…»? Замечательно, значит, вы уже знаете, что не обязательно куда-то бежать и во всём участвовать, можно грамотно распределить ответственность и полномочия, привлечь специалистов и грамотно руководить процессом воспитания ребёнка. К тому же, у вас, скорее всего, уже есть стабильное материальное положение, жизненный опыт и, возможно, опыт воспитания кровных детей.

Неплохо актуализировать все ваши умения, знания, которые можно приложить к процессу воспитания приёмного ребёнка. Воспитали кровного ребёнка – значит, знаете о потребностях и особенностях развития детей. Работали с детьми, занимались волонтёрской деятельностью – значит, имеете представление о детских коллективах. Также полезно вспомнить, как много всего вы уже умеете: искать необходимые товары и услуги, налаживать контакты с лечебными и учебными заведениями, получать квалифицированную помощь специалистов и т.д., и посмотреть на потребности будущего ребёнка через призму этих умений. Что вы уже сейчас можете делать хорошо? Чему вам ещё нужно научиться? Что вы можете перепоручить родственникам и специалистам?

Открытость новому опыту и способность принимать помощь в нужный момент – важные критерии адаптивности семьи, помогающие ей не завязнуть в собственных проблемах, а всегда пытаться найти оптимальное решение. Сотрудники ООП отмечают, что семьи, которые ещё на этапе сбора документов категорически отказываются от любой помощи и хотят справляться исключительно своими силами, нередко переживают такие кризисы, что рано или поздно обращают на себя внимание тех же органов опеки.

И, пожалуй, не стоит забывать об источниках поддержки и самоподдержки. Приём ребёнка в семью – энергозатратное мероприятие. Важно заранее продумать способы восстановления сил. Для кого-то это будет спорт, для кого-то рукоделие, для кого-то возможность выспаться в тишине, а кому-то будет необходимо «слить эмоции» в интернете. Важно заранее распределить домашние обязанности между членами семьи, выделить «личное время», обговорить с близкими объёмы и направления помощи.

Сетевые контакты семьи (семейные и экстрасемейные связи)

Важным ресурсом являются так называемые сетевые контакты семьи: широкий и узкий круг знакомств. Ресурс семьи, принимающей ребёнка, повышается, если в такой круг входят люди, компетентные в вопросах воспитания детей, семейного устройства, специалисты по «детским» вопросам и люди, способные оказать эффективную поддержку родителям. Родственники и друзья семьи, которые помогают преодолеть или выдержать жизненные трудности — это сильный ресурс.

%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B %D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8 3

Государственные органы интересует только состав вашей семьи и (в некоторых случаях) согласие проживающих совместно с вами родственников на принятие ребёнка в семью. Также вам могут задать вопросы «А кто вам будет помогать?» или «Кто ещё будет участвовать в воспитании, развитии и лечении ребёнка?». Это важные вопросы, ответы на которые лучше сформулировать «ещё на берегу», до того, как ребёнок переступит порог вашего дома.

Необходимо поговорить с бабушками-дедушками о том, смогут и, главное, хотят ли они поддержать нас в истории с приёмным родительством. Смогут ли они оказывать ту помощь, о которой попросите вы, а не ту, которую «принято», или лучше будет привлечь няню или приходящего помощника.

Также важно определиться с кругом специалистов, с которыми вам, возможно, придётся контактировать. Если у ребёнка стоит серьёзный медицинский диагноз, лучше заранее запастись контактами профильных врачей в вашем регионе.

Если ребёнку требуется педагогическая помощь, сопровождение логопеда или дефектолога, подыскать специалиста, прикинуть порядок цен на услуги, почитать отзывы об их работе.

Вероятно, вам самим может понадобиться консультация и поддержка психолога или юриста. Лучше запастись нужными телефонами заранее. Также можно обращаться к ведущим вашей Школы приёмных родителей и в службы сопровождения (как государственные, так и организованные различными НКО).

В конце концов, вам может понадобиться «тематическая среда» для обмена опытом, моральной поддержки и саморазвития. Здесь на помощь придут ваши одногруппники по ШПР, а также усыновительские конференции и сообщества в интернете, родительские форумы и просто знакомые семьи с приёмными детьми. Главное — не бояться обращаться за поддержкой и знать, что где-то уже есть люди, которые пережили то, что тревожит вас в данный момент.

Принимая ребёнка в семью, не опирайтесь на то, что вам бы хотелось видеть в своей семье, оценивайте то, что есть у вас сейчас!

Источник

Как описать ресурсы семьи

Инструментарий

Программы обучения

Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь

Образ сексуального Я. Психотерапия сексуальной дисгармонии в паре

ВЕБИНАР: Психологическая помощь приемным и опекунским семьям

Скоро

I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Технология выявления и аккумуляции родительских ресурсов

Авторы

img img news 6 5169

Представления родителей о появлении ребенка и его воспитании часто отличаются от реальности. Порой родители забавляются покупками малюсеньких вещичек, ажурных одеялок, игрушек и представляют безмятежно спящего малыша. Выдумывают радужные перспективы будущего, как ребенок вырастет, и будет заниматься музыкой, а еще фигурным катанием, будет послушным и терпеливым, и непременно даст много поводов собою гордиться! Действительность разительно отличается от мечты.

С появлением ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Отныне каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями важного человечка. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда «воспитывая детей», кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И всегда хочется сказать: «Это только начало!». Но это ирония. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.

А где же, все таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка? Как говорят врачи: лучший способ лечения – это профилактика!

Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.

Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?

Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности». «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [1, с. стр.115-116].

Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.

С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, использую различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:

Рис. 1 Классификация ресурсов (средовые и личностные):

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 1

Рис. 2 Классификация ресурсов (внешние и внутренние):

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 2

Рис. 3 Классификация родительских ресурсов:

htmlimage(8)

Что же происходит, если человек не имеет, не осознает или теряет ресурс для адаптации или просто для жизнедеятельности? С.Хобфолл сформулировал ресурсную концепцию психологического стресса, которая, связывает адаптационные возможности человека с наличием ресурсов личностных.

Таким образом, потеря, угроза потери ресурса, неосознавание своих ресурсов, отсутствие возможности возмещения ресурсов приводит человека к стрессу.

Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности, родительских ресурсов является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].

Психологическая работа по поиску и аккумуляции ресурсов личности и родительских ресурсов строится таким образом:

Нами проведено исследование определения тех ресурсов, которые родители видят в себе, супруге и в семье в целом. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что родители выделяют как наличествующие у себя либо внутренние ресурсы, связанные с индивидуально-типологическими особенностями, либо ресурсами считают только внешние факторы. То есть, либо «все зависит не от них», а от обстоятельств, помощи окружающих, наличия материальных благ, либо считают что, все зависит только от самих людей. Подобное выделение, точнее ограничение в определении ресурсов, ведет к возникновению трудностей и проблем личности, угрожающей благополучному эмоциональному состоянию человека.

Вот примеры таких ресурсов, выделенных приемными родителями:

Примерные личностные качества, определяемые родителями как ресурсы мамы, папы и семьи в целом (опрошено 48 респондентов), представлены в таблице. Сохранены авторские формулировки определения ресурсов респондентами.

Таблица 1

Ресурсы мамы % Ресурсы папы % Ресурсы семьи %
1 Нежность 50 Веселый 8,33 Преодоление трудностей 8,33
2 Понимание 8,33 Умный 8,33 Дружная 41,7
3 Передача жизненных навыков (гигиенических, хозяйственных) 8,33 Уверенный 16,6 Спортивная 8,33
4 Хозяйственная 8,33 Обладающий личными знаниями 8,33 Большая 16,6
5 Активная 25 Умелый 8,33 Надежная 8,33
6 Любящая 58,33 Спортивный 8,33 Активная 8,33
7 Добропорядочная 8,33 Активный 8,33 Доброжелательная 8,33
8 Честная 8,33 Честный 8,33 Взаимопомощь 8,33
9 Добрая 25 Сильный 16,6 Крепкая 25
10 Ласковая 33,33 Строгий 16,6 Счастливая 8,33
11 Надежная 16,6 Справедливый 8,33 Любовь 33,3
12 Строгая 8,33 Доброжелательный 8,33 Согласие 8,33
13 Справедливая 8,33 Участливый 8,33 Уважение 8,33
14 Здоровье 8,33 Любовь 33,33 Равноправие 8,33
15 Тепло 33,33 Забота 25 Стабильность 16,6
16 Уют 25 Стабильность 25 Добро 8,33
17 Аккуратная 25 Нежность 8,33 Будущее 8,33
18 Заботливая 41,7 Надежный 16,6 Опора 8,33
19 Воспитание, развитие положительных качеств 8,33 Многогранный (все умеет) 8,33 Забота 8,33
20 Ленивая 8,33 Выдержка 8,33 Помощь окружающим 8,33
21 Стабильность 8,33 Выносливость 8,33 Рукоделие 8,33
22 Порядок 8,33 Инициативность 8,33
23 Правдивость 8,33 Преданность 8,33
24 Понимание 8,33 Воспитание 8,33
25 Умение слушать 8,33 Доход, достаток 16,6
26 Отвечать за свои поступки 8,33 Защита 8,33
27 Дружба 8,33 Доброта 16,6
28 Пунктуальный 8,33
29 Опора 8,33
30 Ответственность 8,33
31 Мужественность 8,33
32 Помощь в воспитании 8,33
33 Уважение 8,33

Наиболее значимы ресурсы, выделенные родителями, представлены в диаграммах:

%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%201

%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%202%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%203

«Нельзя устать от того, кого любишь» — эти красивые слова говорят, часто лукавя, некоторые мамочки.

Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами. На помощь могут прийти специалисты.

Пример работы с молодой мамой в поиске и определении ресурсов с использованием авторского набора ассоциативных карточек «Калейдоскоп родительских ресурсов»

Ситуация: Женщина, 30 лет, в разводе 2 года, тяжело переживала развод, в данный момент стресс от разрыва с другим человеком. Имеет двух детей девочка 4 года и мальчик 7 лет. Работает, учится. Работа не вполне приносит удовлетворение и материальное благополучие. Семья испытывает материальные трудности. Попытки поиска другой работы пока не увенчались успехом. Также на поиск работы накладывается страх того что, мать с двумя детьми могут не взять или сразу уволить.

Запрос: нет сил справиться с возникшей ситуацией.

Предположительная проблема: потеря родительских и личностных ресурсов.

Ход беседы:

Психолог: Добрый день, расскажите, что у Вас случилось.

Клиентка со слезами рассказывает свою историю на данный момент.

Психолог: Спасибо. Давайте попробуем понять, почему так происходит и как справиться Вам с возникшими проблемами. Перед Вами набор карточек и поле. Возьмите по три карточки и положите их возле каждой рубрики:

Выбор производится в «закрытую».

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 4

Психолог: Вы можете прокомментировать попавшиеся Вам карточки?

Первая группа «Ресурсы, которые использую часто»:

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 5

Клиент: Попробую. Ресурс, которые я использую это оптимизм. Это точно, иногда могу попытаться пошутить и некоторые проблемы превратить в шутки. Вторая картинка это для меня иерархия ценностей и первая это «пара», для меня важно чтобы рядом был близкий человек. Без опоры я чувствую себя подавленной и «бесцельной». (Плачет).

Психолог: Все хорошо, не переживайте у нас с Вами еще есть ресурсы, давайте посмотрим на них.

Клиент: Третья картинка это «вещи», да иногда мне помогает покупка новых вещей или «выброс» старых.

Вторая группа «Ресурсы, которые не использую»:

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 6

Третья группа «Не рассматриваю как ресурс»:

Клиент: Интересные картинки. Да, коллектив для меня ресурсом не является. Творчество?! Люблю рисовать, но, наверное, не вижу должного эффекта, или, вернее, не верю в него. Зря, наверное. Капельки, смайлики. Что-то много у меня смайликов получается. (Смеется).

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 7

Четвертая группа «Ресурсы, которые хотел бы использовать»:

%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D1%80%D0%B8%D1%81 8

Клиент: Дружбу, да я хотела бы использовать и поддержку, она очень нужна. А еще хочу, чтоб меня защищали. Хотя, глядя на это дерево, я вижу, то, что сама могу быть защитой для своих детей и это же ресурс?! Правильно?! Да, а еще хочется свободы, душевной именно чтобы легко на душе. Правда, от этого легче. Неужели в мире столько ресурсов, которых мы не видим?! А сколько их еще не выпало! Вон, сколько у Вас картинок!!

Психолог: Да, ресурсов много, Вы правы, мы не всегда их видим и осознаем. Потеря одного ресурса это конечно печально, но есть и другие, есть то, что нас поддерживает и заставляет жить. Хотя слово «заставляет» мне не нравится. Давайте вместе подберем другое.

Клиент: Может, «помогает»?

Психолог: Хорошее слово, спасибо. Скажите, что Вы поняли для себя из нашей работы? Помогли ли Вам наши рассуждения?

Клиент: Спасибо. Я поняла, что ресурсов действительно много, что их стоит искать и не терять. Вот только как?! Но это я думаю вопрос для другой беседы.

Психолог: Спасибо, Вам. Вы проделали большую работу. Что Вы теперь думаете делать?

Клиент: Попытаюсь все это осознать и наполнить жизнь другими смыслами. Спасибо!

Литература:

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector