Как описать смущение персонажа

girl 1848947 1920 Советы на день

Как описать смущение персонажа

ru badge web generic

blog

picture 300

Мало сказать в тексте, что некое событие вызвало в герое такие-то эмоции. Надо, чтобы эти эмоции передались читателю. Чтобы читатель явственно почувствовал их, увидел, ощутил. Чтобы его точно так же охватили страх или отчаяние, любовное томление или грусть, негодование или смущение. Чтобы он был на одной волне с персонажем.

Очень большая ошибка некоторых авторов заключается в том, что они не утруждают себя передачей эмоции героя читателю. Никак и никогда. Будто сочинители не ставят перед собой цель заразить читателя теми же переживаниями, что испытывает персонаж. Авторы ограничиваются декларативными фразами, где обозначают ту эмоцию, которая по логике вещей должна возникнуть у героя. Просто называют её. Разумеется, никакой «одной волны» с персонажем у читателя не получается. Автору не удаётся заставить читателя самому прочувствовать то, что испытывает герой.

— Григорий был напуган.

— В этот момент Мария ощущала всю полноту любви.

— Он испытывал крайнюю степень негодования, переходящую в ярость.

— Гор был в панике, которая жгла его изнутри.

— Страстная любовь охватила Алессу, заполнив всё её существо.

— Чувство, которое он испытывал в этот миг, было смесью презрения и злости.

— Ему было не просто страшно – ему было ужасно страшно.

— Мила испытала ужас, но ненависть взяла верх.

И всё. Понимаете, всё. Ни слова более. В лучшем случае ещё пара пояснений, что «нега перешла в экстаз», а «страх разросся до ужаса».

Преснота. Тоска. Плесень. Иначе я не могу охарактеризовать эти сухощепые фразы. Какое тут сопереживание герою? Какая идентификация себя с ним? Мой рот рвётся в зевке, когда я дохожу до таких «эмоций», которые, кажется, взяты из наблюдения за трупами или железными машинами и записаны конторскими писаками на самом скучном канцелярите. А ведь речь идёт о реакции героев на судьбоносные происшествия! Это узловые моменты, даже кульминация (!), когда не только можно (есть идеальные условия), но и необходимо (дабы читатель не был обманут) вывернуть героя наизнанку, показать весь его внутренний мир, всю гамму ощущений в его душе, симфонию чувств. А что я получаю на самом деле? Фальшивые ужимки, будто сыгранные третьесортными актёрами на подмостках дома культуры.

Хотя, если в жизни быть наблюдательным (обязательное качество писателя!), относиться к персонажам более внимательно, а к сюжету более вдумчиво, то проблема передачи эмоций героя читателю решается. Не говорю, что просто. Но решается. Иначе не было бы стольких замечательных книг, где плачешь и смеёшься вместе с героями.

Когда именно необходима «работа над чувствами», а когда допустимо только назвать эмоцию, мы разобрали в первой половине статьи.

Теперь перейдём к преподнесению эмоций читателю.

Какого-то волшебного рецепта, идеально подходящего для всех и каждого в любой ситуации, не существует. Основной помощник здесь – жизненная наблюдательность. Если человек не знает, о чём пишет, если он никогда не испытывал какой-то эмоции, то скорее всего её описание будет бледным, невыразительным, фальшивым. Впрочем, это универсальное правило писателя: пиши только о том, что хорошо знаешь, о том, что прочувствовал.

Сама по себе эмоция сидит глубоко в головном мозге человека и на улицу не высовывается. Как же мы узнаём, что человек испуган, взволнован, влюблён, рассержен? Признаков несколько:

Если же книга, эпизод написаны от первого лица, с точки зрения фокального персонажа (и описываются его эмоции) или от лица всевидящего автора, то добавляется ещё

4. Внутреннее состояние героя, его ощущения;

Именно из этого конструктора мы собираем картину. Простой пример в виде плана:

Страх, ужас. 1. Внешний вид: волосы всклокочены, лицо бледное, глаза выпучены, зрачки широкие, человек сутулится, втягивает голову, выставляет вперёд руки. 2. Поведение: руки дрожат, ноги подгибаются, глаза прикованы к источнику опасности, пятится, зажмуривает глаза, при панике бегает, машет руками, кричит, зовёт на помощь, спотыкается, падает, встаёт, снова бежит. Обмочился. Упал ничком, прикрыл голову руками. Рыдает, стонет, рычит, кричит, бьётся об землю. 3. Речь. Сбивчивая, бессвязная, могут быть одни слоги, звуки. Крик или наоборот тихая речь, мямлит. Заикание. Может быть вообще нет речи – потерял от страха. 4. Внутреннее состояние. Дрожь, упадок сил, слабость, ноги приросли к месту, тугие суставы, головокружение, туман, яркие точки или темно перед глазами, ноги подкашиваются, руки не слушаются, воздух сгустился, дышать тяжело. 5. Мысли. Всё кончено, перед глазами маячит лицо тётки Варвары с ехидной улыбкой, мысли скачут с одного на другое, мыслей нет совсем, словно в голове вата, нужно думать, что делать, но не получается, весь рассудок занят источником опасности.

Чем подробнее, насыщеннее план, тем лучше. Их него будет проще выбрать то, что лучше всего подходит. Используя план, литературно пишем нужный текст, иллюстрирующий эмоцию в эпизоде. Готово. Эмоции переданы куда более достоверно и живо, чем фразой «ему было чрезвычайно ужасно».

Отдельно коснёмся речи. Нередко при описании чувств героя его речь не соответствует тому состоянию, в котором он находится. Простейший пример – упорядоченная и правильная речь у человека, который, как заявляет автор, испытывает панику. Или рассудительная, даже канцелярская речь в разговоре юноши с девушкой, которую он безумно любит и перед которой робеет.

1. Подбор слов. Лексика.

2.
Структура фраз. Синтаксис.

3. Длительность реплик.

4. Длительность самого диалога.

Ещё одна частая ошибка преимущественно начинающих авторов (хотя, я встречал и у известных). Некоторые думают, что при описании той или иной эмоции достаточно ограничиться частым использованием слов с соответствующими смыслом и эмоциональной окраской. Например, при описании страха нужно как можно чаще вставлять в любых формах «страшные» слова: «ужас», «страх», «кошмарный», «инфернальный», «паника», «смерть», «конец», «уничтожение», «демонический» и т.д. В результате получается нечто такое: «Он испытывал самый ужасный, самый инфернальный страх, который возник в этой демонической, кошмарной ситуации, где мог быть только один зловещий исход – уничтожение смертельного врага». Эта нашпигованная «ужасными и инфернальными» словами фраза, как ни странно, воспринимается лишь как информационная заметка, но не заставляет читателя почувствовать то же самое, что испытывал персонаж. Картины нет. Сопереживания не получается. Просто принимаешь к сведению.

То же самое касается и диалога в рамках некоторой эмоции. В диалоге робких, стесняющихся друг друга влюблённых не обязательно употреблять море «милых» и «нежных» слов. Просто следите, чтобы те четыре пункта выглядели достоверно в ситуации, которую вы описываете, и соответствовали характерам героев.

Источник

Как описать смущение персонажа

Эмоции персонажей — очень важная вещь, которую необходимо грамотно прописывать. Именно эмоции делают героев живыми, заставляют узнать их лучше, сопереживать им и понимать их. Не будет эмоций — герой будет пустышкой. А если герой будет картонной пустышкой, то никакого интереса к нему от читателей вы не дождётесь.

Герои испытывают эмоции и чувства под различными внешними факторами. У писателя задачи две: правильно распознать, что будет уместно именно в данной ситуации (обида или злость, к примеру), и правильно эти чувства показать. Автор должен поставить себя на место персонажа и самостоятельно испытать все эмоции, прежде чем их описывать, чтобы сцена выглядела достоверной и не наигранной.

Когда вы поняли, какие эмоции овладевают вашими героями в данной сцене, и прогнали их через себя для большего погружения в персонажа, самое время приступить к написанию. И здесь главное не оступиться и не совершить одну из самых главных ошибок начинающих авторов — не писать, что герою грустно, а говорить об этом. Показывать, словно наблюдая за персонажем со стороны, погружать, чтобы читатель и сам ощутил себя на месте героя.

«Еве было грустно. Она сидела на сырой земле и лила горячие слёзы. Так плохо ей не было ещё никогда».

«Еву трясло изнутри. Она пыталась успокоиться, но ей становилось только хуже: руки не слушались и дрожали, ноги и вовсе обмякли и усадили девушку на сырую землю. Обхватив саму себя, Ева стала покачиваться — она не могла сидеть на одном месте, но и совершенно не знала, что ей теперь делать. Крепко зажмурившись и скривившись от головной боли, девушка сорвалась и заплакала. Солёные капли текли за шиворот, капали на колени. но боль никак не утихала. Не выдержав, Ева закричала и ударила кулаком о землю. Ещё раз — громче и отчаяннее. Она подавилась своими же слезами и зашлась в кашле. Ей не становилось легче. Ей хотелось перестать. Она не хотела плакать. Но слёзы текли, а тело трясло — ни то от жара, ни то от холода — и так больно было в груди, будто сердце сжала чья-то тяжёлая, холодная рука. Так плохо Еве не было ещё никогда».

Второй текст явно эмоциональнее и насыщеннее, нежели первый. Он позволяет не просто узнать о чувствах героини, а погрузиться в них, испытать и почувствовать на себе. Позволяет читателю ощутить себя на месте персонажа. А когда эмоциям предшествуют события, что привели к такому исходу. Это именно то, чего нужно добиться при описании чувств и эмоций.

По сути, вот и весь секрет живого текста и живых героев. Вы должны следовать простой схеме: [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав то, что испытывает герой].

Чтобы стало ещё понятнее (а заодно во избежание некоторых ошибок), давайте разберём поэтапно каждый пункт:

Понять, какие эмоции испытывает герой.

Казалось бы — что здесь сложного? Но некоторые спотыкаются уже на этом пункте. Их герои злятся по мелочам и плачут по тем же причинам, из-за чего теряют всякую реалистичность и кажутся вспыльчивыми клубками неуравновешенности.

— Я тебя ненавижу! Понял?! ПОНЯЛ.

Самая распространённая ошибка среди новичков. Увы, Caps Lock и множественные знаки препинания не передадут всей краски так, как это может сделать простое описание эмоций, и лишь сделают текст неграмотным, а героя — неуравновешенным.

Именно во избежание этого вы должны представить сложившуюся с героями ситуацию и поставить себя на их место. Только так вы поймёте, какие эмоции они испытывают, и прочувствуете всю их глубину.

Всего насчитывается шесть-восемь основных эмоций: восторг, восхищение, ужас, изумление, горе, отвращение, гнев, настороженность. Именно из этих эмоций своё начало берут остальные — ведь их, естественно, куда больше:

Колесо эмоций Роберта Плутчика — оно наиболее понятно показывает взаимосвязь между эмоциями и их формирование.

Есть ещё подобная таблица:

И это тоже не всё — недаром люди и сами порой не понимают чувств, что испытывают.

Немного разберём каждую категорию эмоций, чтобы лучше их понимать:

> Восторг/радость — удовлетворение своих потребностей, нужд. Усиливает желание познавать мир и искать удовольствия (для получения ещё большей радости и наслаждения). Неожиданная радость позволит испытать восторг. Люди обычно описывают радость как незабываемое чувство полёта, лёгкость и окрылённость. Им хочется смеяться и прыгать — прилив энергии и сил во время радости рвётся наружу — учащается сердцебиение. Улыбка и искрящиеся глаза — яркий пример восторга или радости.

> Восхищение/доверие — чувство удовлетворения, восторга, очарованности перед кем-то (реже чем-то). Оно укрепляет отношения и мотивирует людей на подвиги, заставляет стремиться к тому же уровню / тем же навыкам / и прочее, что и у предмета восхищения. При этих чувствах люди обычно теряют дар речи, у них замирает сердце, они пристально наблюдают за предметом своего обожания чуть ли не влюблёнными глазами (эти чувства, кстати, нередко путают). Однако восхищение может сыграть и злую шутку: иногда человек, испытывая его перед кем-то, слепо тому доверяет, толком ничего о нём не зная.

> Ужас/страх — реакция защиты против опасности, предупреждение возможной угрозы/испытываемой боли/страданий и чего-то ужасного. В страхе некоторые люди теряют способность мыслить здраво, паникуют, не видят очевидных решений проблемы. Сердце у них «опускается в пятки», возможно, кружится голова и немеют ноги. От предмета своих страхов (будь то человек или необходимость что-то сделать) люди обычно бегут, стараются расширить дистанцию. И чем больше эта дистанция, тем меньше остаётся страха. Тем не менее, это очень сильная эмоция, которая заставляет человека бороться и совершать победы, а также зачастую спасает ему жизнь.

> Изумление/удивление — временная реакция на что-то необычное, неожиданное, внезапное. Обычно люди реагируют на это резко — отскакивают, — или наоборот замирают, не в силах пошевелиться. Если человек во время удивления тревожен или о чём-то переживает, то он скорее всего испугается (яркий пример формирования из разных эмоций новых).

> Горе/грусть — реакция на утрату чего-то ценного/дорогого, приносящего удовольствие. Таким образом человек, потерпевший потерю, пытается заполнить внутреннюю пустоту грустью. Если кто-то думает, что так делать плохо — вовсе не так. Если пустоту ничем не заполнять, человек вообще может впасть в депрессию. По этой же причине с грустью нельзя затягивать. Люди, испытывающие эти чувства, становятся поникшими, у них «сжимается или ноет сердце» и опускаются руки — желание что-то делать пропадает сразу — к горлу подступает ком, хочется плакать. Зачастую грустные люди проводят время в одиночестве, чтобы пережить трагедию и успокоиться.

> Гнев/злость — эмоции, которые проявляются в людях в виде «последней капли» — у человека лопнуло терпение или он сорвался — это отсюда. Они охватывают человека с головой и сами начинают его контролировать — таким образом в порыве гнева человек зачастую не понимает, что он делает. Ему хочется кричать и всё «рвать и метать» — внезапно появившаяся энергия так и просится наружу, и нередко (особенно если человек не в силах себя контролировать) заставляет делать действительно страшные вещи. После парочки разбитых тарелок и ударов кулаками о стену люди могут резко успокоиться и сесть плакать от так называемого бессилия.

> Настороженность/ожидание — состояние человека, когда он предчувствует или знает, что его подстерегает какая-то опасность или внезапность (не обязательно плохая). В этом случае он насторожен, более внимателен ко всему, что его окружает, и всегда на-чеку. Если во время испытания этих эмоций его постигнет что-то положительное (радостная весть) — он испытает, соответственно, восторг. Если же это будет что-то отрицательное (опасность или мрачные вести) — он испытает потрясение или ужас (ещё один пример формирования одних эмоций из других). В настороженном состоянии люди обычно серьёзны и не могут принимать шуток, потому что сосредоточенны совершенно на другом.

Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя.

Когда вы поняли, какие эмоции испытывают ваши герои, самое время прогнать сложившуюся ситуацию и эти эмоции через себя. Прочувствовать всё, что чувствуют персонажи, понять причину появления у них именно этих эмоций, для описания всего с такой реалистичностью, чтобы читатели и сами испытали это. Второй пункт очень тесно переплетается с первым, поэтому вы точно не прогадаете.

И вот, когда вы знаете, что испытывают ваши герои, самое время перейти к самому написанию:

Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой.

Именно описав, а не сказав. Вы не просто кидаете в читателя чувством: «злость», «раздражение», «счастье». а описываете его:

«Ноздри Генри широко раздувались, нервно дёргалась бровь. Он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду. От прилива эмоций и сил у него даже запунцовели уши и вспотели ладони — разминая кулаки, Генри предвкушал славную битву».

Лично я, чтобы было проще, представляю сложившуюся ситуацию и самого героя, а потом «выхватываю» из собственного поле зрения детали и описываю эмоции именно через них. Сначала рассказываю о том, что творится внутри персонажа — «герой чувствовал опустошённость и закипающую злобу, он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду — ему было уже всё равно, лишь бы поставить этих напыщенных индюков на место», а потом, прямо как в фильмах, рассказываю о внешних признаках эмоций, что он испытывает: камера показывает на лицо героя (если он злится, значит, у него широко раздуваются ноздри и нервно дёргается бровь), опускается ниже (герой разминает кулаки или постукивает ногой), и так далее. Самое главное здесь — поэтапность (то есть не стоит торопиться), и детали (именно они придают жизнь нашим персонажам и книге в целом).

Ничего сложного, если разобраться. Следование такой схеме очень быстро войдёт в привычку и вы уже не будете задумываться об этом. Важно только не допускать однообразия и не забывать, что все персонажи — разные, и эмоции они могут испытывать по-разному. Именно поэтому так важны детали и подробности — благодаря им читатель не только чувствует себя на месте героев, но и узнаёт их лучше.

Давайте-ка под конец перечислим важные моменты, чтобы вы ничего не забыли:

> Следуйте схеме [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой];

> Ставьте себя на место героя, чтобы лучше прочувствовать его эмоции;

> Описывайте эмоции, а не говорите их;

> Работайте с персонажем поэтапно: начиная от его внутренних ощущений и заканчивая внешними признаками — с головы до ног;

> Обращайте внимание на детали — они притягивают и могут многое рассказать о персонаже;

> Не допускайте однообразия — помните, что все герои разные и могут по-разному переживать одни и те же события и по-разному проявлять одни и те же чувства (именно чувства (длительные и осознанные состояния) вроде любви, вины, ревности, а не эмоции (кратковременные реакции на какие-то события/объекты) вроде страха, удивления, радости);

Вам осталось лишь это усвоить, запомнить, и отныне стараться применять на практике. Надеюсь, данная глава смогла помочь вам разобраться с описанием чувств и эмоций персонажей.

Источник

Как описать смущение персонажа

Играющий словами
pippip

Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Регистрация: 6.11.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Украина

spacer

Бытует мнение, что писать надо не рассказывая, а показывая.

Решая эту проблему для себя, насобирала некоторые факты, может кому будут полезны.

При удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания
неудовольствии — уменьшение того и другого;
возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими;
напряжении — замедленными и слабыми;
в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми;
при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды;
при страхе — резкое замедление дыхания и т. Д.
слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль;
вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие;
поднятые брови — удивление;
сильное и внезапное поднятие бровей — изумление;
оскал зубов — раздражение и гнев;
подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение;
полузакрытые глаза — безразличие;
плотно сжатые губы — решимость.
Интерес выражается приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или сжатием губ. как само по себе, так и в комбинациях,

Радость. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур.

Улыбка. Выделяют три типа улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.

Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.

Фальшивой улыбке свойственна относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки.

Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметричной, с большим смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.

Несчастную улыбку описывают, как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, однако вопреки своим чувствам и их очевидности для окружающих, он пытается изобразить улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает такую улыбку — она малоубедительна, за ней, как правило, скрывается совсем иное мимическое выражение.

Удивление. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.

Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут проявления печали, даже если они мало выражены. В состоянии печали веки и уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление.

Гнев. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на направленность агрессии.

При врожденном выражении гнева рот распрямляется, приобретая прямоугольную форму. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта становятся резко очерченными. Зубы стиснуты, иногда в этом состоянии человек скрежещет зубами. Чаще всего, это происходит абсолютно непроизвольно. Кстати, в состоянии сильного гнева человек может начать громко и «выразительно» смеяться. В момент гнева брови сильно сдвигаются, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или «блуждают» по сторонам при воспоминании о тяжелом прошлом.

Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Презрение. Презрение — это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.

Стыд. Мимические выражения стыда и смущения схожи. Когда человек испытывает стыд, он прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют стремление стать меньше, чем он есть на самом деле. Человек испытывает желание «сбежать с места преступления», спрятаться, сделаться незаметным. Дарвин отмечал, что именно глаза являются типичным средством выражения стыда. Они, как правило, опущены или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрывают глаза, глаза могут быть полностью закрыты. У некоторых людей на лице появляется стыдливый румянец. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда, либо задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным, старается стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза — и все для того, чтобы его переживания остались при нем. Человек может горделиво закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.

Вина. Трудно однозначно определить внешние или внутренние признаки вины. Легко спутать стыд и вину, принять одну эмоцию за другую, ведь одинаковые или схожие ситуации служат причиной для переживания и стыда, и вины. Каждая из этих эмоций связана с желанием скрыть что-либо или что-то исправить.

Страх и тревога. К внешним признакам страха можно отнести настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений, человек дрожит, плачет, съеживается, стремится убежать или спрятаться. Некоторые люди, испытывая страх, улыбаются или смеются. Иногда мы идем навстречу своему страху, то есть предпринимаем попытки исследовать пугающий объект. В момент страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба становятся глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко бывает слегка приподнято, в результате чего виден белок глаза между веком и зрачком. Углы рта резко оттянуты вниз, рот обычно приоткрыт.

Смущение. Эмоция смущения сопровождается минимальными мимическими проявлениями, но каждый из нас вполне уверенно отличает эту эмоцию от других. Нет ни одной поведенческой или мимической реакции, которые можно было бы безоговорочно и однозначно приписать к эмоции смущения. Если человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, его поведение можно расценить как проявление этой эмоции, но эта же реакция обнаруживается и при выражении стыда. Они отличаются друг от друга улыбкой, пробегающей по лицу человека, прежде чем он спрячет взгляд или отвернется. Зачастую смущенный человек, отвернув или опустив голову, украдкой посматривает на «источник смущения». Кроме того, в данный момент лицо человека может резко и сильно покраснеть.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

По своей специфике взгляд может быть:
деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;
взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Интонация голоса и особенности лексики
В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой тембр. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т. е. всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи».

Расшифровывая сообщение, обращайте внимание как на силу, так и на высоту голоса:
явно высокий — энтузиазм, радость, недоверие;
высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты — гнев и страх;
чрезмерно высокий, пронзительный — беспокойство;
мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы — горечь, печаль, усталость;
форсирование звука — напряжение, обман.

Значительно информативны невербальные звуки:
свист (явно не художественный) — неуверенность или опасение;
несоответствующий моменту смех — напряжение;
неожиданные спазмы голоса — напряжение;
постоянное покашливание — лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.

Руки на бедрах свидетельствуют о готовности к действию

Вставая в позу, прежде всего ее обдумайте

Опрос слушателей бизнес-школ и наблюдение за ними показали, что поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, затрудняет общение. В психологии эта поза называется «закрытой». В ответ на нее большинство партнеров по общению прервут разговор или, если они в нем заинтересованы или почему-то вынуждены слушать, настроятся неприязненно.

Иногда человек, улыбаясь, просто показывает зубы

Продуктивным общение будет лишь тогда, когда вы научитесь зеркально отражать лицо собеседника. Трудно установить контакт с партнером, если он улыбается, а вы суровы. Он раскован, жестикулирует, а вы как статуя. Умеренное повторение мимики, жестов, интонации, темпа дыхания собеседника всегда приятно для него. Кинесика кинесикой, но, конечно, не следует забывать, что мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах.

Поэтому не торопитесь с выводами, обязательно подкрепляйте свои наблюдения анализом.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector