Как описать заброшенное здание

woman 6670772 1920 Советы на день

Регистрация на сайте

Напомнить пароль

Помогите литературно описать большой разрушенный город (из произведений не брать).Добавлено позже seelow, такой возможности нет. Мне нужно короткое описание разрушенного города посреди леса.

2 ответа к вопросу “Описание разрушенного города”

Стекла в окнах побиты, стены домов поросли ползучими растениями, повсюду деревья и кусты, повсюду валяются кирпичи и камни, оставшиеся от разрушенных стен, обвалившиеся лестницы, асфальтовые, каменные и прочие дороги заросли травой, мхом, цветами и грибами, бегают дикие звери, нет дыма (воздух чистый, потому что автомобили не ездят), лифты не ездят, нет света, отопления и электричества, разрушенные мосты наполовину торчат из реки, автомобили и прочие металлические штуки заржавели, погнулись, помялись, несколько костей (остатки трупов, которые из города не унесли дикие звери), небоскребы наклонены в разные стороны или перекрещиваются друг с другом, как кривые столбы, часть небоскреба (груда отвалившихся верхних этажей) рассыпалась на кусочки разных размеров, вышедшая из берегов река течет по центральной улице и скапливается на центральной площади в углублении в земле, обгоревший автобус, неприличные надписи и страшные рисунки на стенах домов и заборах в стиле «Мы все умрем!», на улицах валяются осколки бутылок, обломки мебели и бытовой техники, остатки разбитых компьютера и телевизора, испорченный противогаз, огнетушитель, сапог без пары, носок без пары…

в Чернобыль на экскурсию съезди, там именно то что тебе нужно увидеть чтоб самому описать.

Источник

7 способов описать жуткое место

Cтрах перед неизвестностью

Если нам надо нагнать на читателей жути, самый верный способ — это задействовать страх перед неизвестностью.

Когда люди сталкиваются с необъяснимым явлением, пусть даже вымышленным, у них автоматически возникает нужная нам реакция.

zhutkoe mesto

Способ 1. “Неправильный” цвет

Представьте себе больничную палату, выкрашенную в кроваво-красный цвет. А как насчет детской комнаты грязно-болотного цвета? Плитка на кухне — с веселыми алыми горошинами, подозрительно напоминающими капли крови… Милая девушка с белыми зрачками — как у вареной рыбы…

Все это выглядит “неправильно”, и поэтому тревожит подсознание читателя.

Способ 2. Несоответствие месту или ситуации

Допустим главный герой входит в помещение — в самую обычную комнату, оглядывается кругом и вдруг обнаруживает… нечто. Например, присохший к стене маленький кусочек мяса или дверную ручку, привинченную не к двери, а к стене.

Подозрительный объект одновременно вызывает и любопытство и тревогу, и читателю уже трудно оторваться от книги — ему хочется узнать, что будет дальше.

Способ 3. Подозрительные действия

Действия и звуки, которые явно не соответствуют обычному порядку вещей, действуют на наше подсознание аналогичным образом, но только еще в большей степени. Если что-то движется “неправильно”, у нас в мозгу мгновенно зажигает “сигнал опасности”.

Представьте себе, что поверхность стола, за которым вы сидите, вдруг начинает пузыриться и трескаться. Все это страшно только потому, что необъяснимо (ну и стол, разумеется, жалко — все-таки он денег стоит).

Покопайтесь в своих кошмарах: что вас больше всего пугало? Мне однажды приснилось, что у моей собаки разом выпали все зубы.

Способ 4. Зловещий предмет

Есть ряд предметов, которые по определению выглядят подозрительно для нашего подсознания:

slomannye perila

Вещи, связанные со смертью и болью

Все, что связано со зловещими суевериями

Все, что связано с покинутым жильем

zabroshennyi dom

Способ 5. Ассоциации и метафоры

Можно заострить внимание читателей на объектах, которые служат предостережением герою. Это может быть, например, мертвая бабочка, застрявшая в паутине, или мигающий ярко-красный знак над запертой дверью — “Выхода нет”.

Способ 6. Слова-ключи

Множество слов в русском языке несут в себе “мрачный заряд”. Сами по себе такие слова никого не напугают, но в комбинации с нужными образами они могут дать очень мощный эффект. Например:

Составьте список прилагательных и наречий, связанных с угрозой, тревогой, смертью и разложением и у вас получится “словарь ужастика”, который можно адаптировать к вашему сюжету.

Способ 7. Игра на древних инстинктах человека

Тьма, ночной лес, кладбища, глаза хищника, светящиеся во тьме, тусклое освещение, запахи тлена и т.п. по определению вызывают в человеке страх.

Пусть это звучит банально, но это работает, потому что мы никуда не денемся от инстинктов, которым многие тысячи лет. Все, что пугало наших далеких предков, жмущихся к костру во мраке пещеры, до сих пор пугает и нас.

Полезный совет

Если вы хотите показать читателям жуткое место, описывайте его с точки зрения персонажа, который уже воспринимает мир в определенном ключе. Он замечает не все подряд, а только то, что имеет для него особый, зловещий смысл.

Одно дело, если ваш читатель смотрит на происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя, и совсем другое — если он вжился в образ героя и переживает за него, как за самого себя.

Источник

Сочинение на тему заброшенный дом

5 вариантов

[Tags|Московская область, деревня, дом, заброшенный дом, заброшка, пианино, старина]
Относительно недавно меня случайно занесло в один старинный заброшенный дом. Построенный до революции, он был брошен в девяностых, двухтысячных годах. Теперь он стоит фактически нараспашку, внутри никого нет, время как будто остановилось. Старое пианино, книги, тетради – призраки прошлого, которые помнят своих прошлых владельцев…
Об этом доме я частично рассказывал в одном из своих прошлых блогов, теперь же я хотел бы коснуться его подробнее, чем просто пара кадров. На окраине одной деревни стоит дореволюционный дом. Жителей, судя по всему, там не было очень давно – никаких признаков даже из 2000-ых нету, не то что недавних. Забора нету, территория вся сильно заросла. Пустынно и одиноко. Открытая дверь, на террасе ящики с множеством елочных игрушек. Внутри темно и мрачно. Гнетущая тишина. Вскоре глаза привыкают к темноте, и мы видим приоткрытую дверь. Открываем её и попадаем на бывшую кухню. Потолок немного накренился, в комнате много старинной мебели. Тут глаз замечает его – пианино! роскошное дореволюционное пианино от немецкой фирмы “C.M. SHRODER”. Чисто интуитивно руки тянутся попробовать его на звучание. Многие клавиши уже не отзываются, но некоторые дают прекрасные звуки. Они разлетаются и эхом отдаются по всему дому. Эхо затихает, и снова тишина. Увы, этого недостаточно. Проходим в другую комнату, бывшую жилую. На столе – множество остановившихся часов. Все показывают разное время. Старинная печь в углу. Идём дальше…В одной из комнат находим старые тетради и учебники 30-ых годов. Начинаешь читать, и время как будто останавливается (хотя оно тут итак остановилось(!)). С ума сойти, это было почти 80, а то и 90 лет назад. В сарае находим предметы старого деревенского быта. Состояние всего очень плохое, дом постепенно погибает. Выходим на улицу в смятенных чувствах. На территории множество деревьев и зарослей. Они как будто обступили и охватывают дом. Но нам пора идти…
1. В западне.
2. Оно помнит вековые касания пальцев…
3.
4. “Важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться”.
5. Но стрелки застыли…
6. Пробирающая записка…
7. По чайку?
8. На окошке обнаруживаем разные пузырьки.
9. Еще раз пианино, оно этого заслужило.
10. Но иногда в дом сквозь щели в стенах попадает солнечный свет, и помещения озаряются солнечным светом, пускай и ненадолго…
11. Поднимаем крышку пианино и обнаруживаем значок фирмы с орлом, короной и надписью “Поставщикъ двора его величества”.
12. Выходим на улицу…почтовый ящик
13. Разрушающаяся старина.
14.
15.
Но пора идти.
До новых отчётов! Кстати, интересно было бы посмотреть, кто откликнется из друзей в комментариях на блог, кто читает, кто просто просматривает дневник) А то со многими даже не знакомы толком после всех этих френдингов)

Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть.
Полный текст:
Сочинение
Сейчас почти у каждого человека есть дом, обустроенный и обставленный так, как того пожелает хозяин. Он может выглядеть как угодно и содержать в себе ровно те элементы, какими его наполнял человек, но можно ли в этом проследить какую-то закономерность? Как люди должны относиться к родному дому? Над этим вопросом предлагает нам задуматься В.П. Астафьев.
Писатель обращает наше внимание на образ покинутых русских деревень. Он описывает и противопоставляет друг другу два совершенно по-разному оставленных хозяевами дома. Акцент на первом: ухоженный интерьер, «крашенные полы…были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой», у припечья сложено «беремя сухих дров» – дом остался гостеприимным, его хозяева «не теряли веры, что в их дом кто-то придет». Со второй, такой же наспех покинутой усадьбой писатель знакомит нас путем употребления совсем других эпитетов и деталей: трава-мурава, распахнутая настежь изба, обломки инструментов, «горшки с умершими цветами» и многое другое. Автор текста плавно подводит нас к выводу о том, что «…отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти…».
Мысль В.П. Астафьева мне понятна, он считает, что дом – это показатель нашей добросердечности, а также отношения к себе и к окружающим. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос.
Нельзя не согласиться с мыслью писателя. Действительно, дом – это один из показателей нашего воспитания. Это то, как мы относимся к себе и то, каким образом мы готовы принимать гостей. Поэтому, даже покидая родной дом, важно оставлять в нем светлую атмосферу, тем самым проявляя уважение к месту, в котором прошел определенный отрезок жизни.
К примеру, в романе В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» жители деревни покидали свои дома так, будто бы они каким-то образом могли избежать затопления. Одна из главных героинь, Настасья, в процессе сбора вещей осознала, что не может оставить дом без занавесок и половика, и даже решила не забирать самые дорогие сердцу детали, переданные по наследству и напоминающие о прошлом. Перед самим отъездом Настасья затопила печь, решив, что нельзя после себя оставлять её холодной. К своему дому героиня относилась как к человеку, потому что любила свою малую родину всей душой. Прощаясь со зданием, Настасья сохранила в нем атмосферу тепла и уюта, тем самым показывая своё трепетное отношение и уважение к себе и своему прошлому.
Атмосфера в доме – это так же показатель характера человека, и, к тому же, его готовности принимать гостей. О том, как люди должны относиться к родному дому рассуждал и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Самым ярким примером данной проблемы предстает Плюшкин. В его обители, как и внутри самого героя, царит печальная, будто бы «вымершая» атмосфера: обветшалая дверь, замок и стены, плесень и нагая штукатурная решетка. Окна, забитые досками, темные широкие сени, хаотично расставленная мебель и грязь – все это создавало атмосферу того, что в доме вряд ли кто-то жил. Однако это было жилое здание, в котором явно не ждали гостей и не наводили уют по определенной, личной причине, заложенной в характере и мировоззрении Плюшкина. Н.В. Гоголь подводит читателя к мысли о том, что его герой изначально вел хозяйство таким образом, что, будучи оставленным без хозяина, его дом вряд ли смог бы поменяться в худшую сторону.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что люди должны относиться к родному дому так, как относятся к себе. Оставляя дом без хозяина, в знак уважения к прошлому, важно сохранить в нем ту атмосферу, в которой было бы комфортно находиться любому человеку, нуждающемуся в крыше над головой.

Дата создания: 1903.
Жанр. стихотворение.
Тема. тоска о прошлом.
Идея. время разрушает абсолютно все.
Проблематика. Переломная эпоха в судьбе русского дворянства.
Основные герои: лирический герой.
Сюжет. Лирический герой описывает свои впечатления при виде старого заброшенного дома. Глядя на него, он предается печальным размышлениям о тех людях, которые когда-то его населяли. Бывшие жильцы уже давно покоятся в могилах. За старым домом некому следить. Разрушительное действие времени сказывается на нем: каменные стены поросли мхом. Разросшиеся деревья (“дуплистые липы”) склоняют свои ветви к самой крыше. Они тоже скорбят и тоскуют о покинувших свое жилище хозяевах.
Лирическому герою очень тяжело видеть остатки былого величия. Главным украшением здания когда-то был дворянский герб. Теперь он стерся и облупился. Случайный человек может не разобрать, что на нем изображено. Печальное настроение усиливает “охрипшая галка”, которая своим криком “глумится над горем” лирического героя.
Рассказчик даже не хочет заходить внутрь заброшенного дома. Ему вполне достаточно заглянуть в окно. Сразу бросаются в глаза детали прежней роскошной обстановки (“часы из форфора”, “старинная мебель”). Но на всех предметах лежит толстый слой многолетней пыли.
Лирический герой пытается избавиться от тоски, отойдя подальше от заброшенного дома. Но на много верст вокруг расстилаются необозримые равнины, которые только усиливают чувство невероятного одиночества. Звук хлопающей “сорванной ставни” вызывает в душе лирического героя ассоциации с жизнью предков. Когда-то в этом доме испытывали счастье и любили, а сейчас тишину нарушает лишь шепот “ветра с листвой”.
Отзыв о произведении. Андрей Белый был одним из ярких представителей поэзии Серебряного века. В это время набирает популярность тема сожаления о безвозвратной утрате старого дворянского образа жизни. Стихотворение “Заброшенный дом” – яркий пример развития этой темы. Старый дом символизирует собой крепкое дворянское гнездо, находящееся в центре обширных земельных владений. Бурное развитие капитализма привело к расслоению и разорению дворянства. В доме, где выросло несколько поколений, не осталось хозяев. Жилище еще хранит следы былого величия, но скоро исчезнут и они.
Лирический герой тоскует не столько о заброшенном доме, сколько о судьбе всего русского дворянства. Он не случайно упоминает о “скирдах золотистого хлеба”. Вокруг продолжается жизнь. На ее фоне дворянский дом, подобно своим бывшим хозяевам, выглядит всего лишь жалким пережитком прошлого.

Заброшенный дом можно сравнить с живым суще­ством, которого бросили одного на произвол судьбы. И он жалобно вопрошает, за что с ним судьба так жестоко обошлась. Наверное, у людей были причины покинуть дом. Но у зрителей не может не вызвать сожаление, что люди покинули это село и этот дом.
Деревенский пейзаж на картине выглядит совер­шенно безлюдным. Наверное, в этой деревне осталось очень мало людей. А, может быть, деревня давно является заброшенной, в ней никто не живёт.
Безлюдный край приобретает сказочные черты. Вспоминаются русские народные сказки, и невольно начинаешь фантазировать о том, как в заброшенных домах обитает нечистая сила. Однако дом на картине не выглядит страшным. Напротив, кажется, что он очень приветлив и был бы рад гостям. Остаётся надеяться, что сюда хотя бы летом приезжают люди. Зимой деревня выглядит унылой и заброшенной. Но летом природа оживает, и, вполне возможно, из города приезжают люди, чтобы отдохнуть здесь.
Нельзя не проникнуться настроением этой кар­тины. Грустные мысли не могут не появиться при взгляде на эту картину. Но вместе с тем нельзя не восхититься мастерством художников, создавшим такое яркое и запоминающееся произведение.

Старый дом

Автор: Андерсен Г.-Х.
СТАРЫЙ ДОМ
На одной улице стоял старый-старый дом, выстроенный еще около трехсотлет тому назад, — год его постройки был вырезан на одном из оконных карнизов, по которым вилась затейливая резьба: тюльпаны и побеги хмеля; тутже было вырезано старинными буквами и с соблюдением старинной орфографиицелое стихотворение. На других карнизах красовались уморительные рожи, корчившие гримасы. Верхний этаж дома образовывал над нижним большой выступ; под самой крышей шел водосточный желоб оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла изживота — желоб был дырявый.
Все остальные дома на улице были такие новенькие, чистенькие, сбольшими окнами и прямыми, ровными стенами; по всему видно было, что онине желали иметь со старым домом ничего общего и даже думали: «Долго лион будет торчать тут на позор всей улице? Из-за этого выступа нам невидно, что делается по ту сторону дома! А лестница-то, лестница-то! Широкая, будто во дворце, и высокая, словно ведет на колокольню! Железныеперила напоминают вход в могильный склеп, а на дверях блестят большиемедные бляхи! Просто неприлично!»
Против старого дома, на другой стороне улицы, стояли такие же новенькие, чистенькие домики и думали то же, что их собратья; но в одномиз них сидел у окна маленький краснощекий мальчик с ясными, сияющимиглазами; ему старый дом и при солнечном и при лунном свете нравился кудабольше всех остальных домов. Глядя на стену старого дома с потрескавшейся и местами пообвалившейся штукатуркой, он рисовал себе самые причудливые картины прошлого, воображал всю улицу застроенной такими же домами, с широкими лестницами, выступами и остроконечными крышами, видел передсобою солдат с алебардами и водосточные желобы в виде драконов и змиев… Да, можно таки было заглядеться на старый дом! Жил в нем один старичок, носивший короткие панталоны до колен, кафтан с большими металлическими пуговицами и парик, про который сразу можно было сказать: вотэто настоящий парик! По утрам к старику приходил старый слуга, которыйприбирал все в доме и исполнял поручения старичка хозяина; остальноевремя дня старик оставался в доме один-одинешенек. Иногда он подходил кокну взглянуть на улицу и на соседние дома; мальчик, сидевший у окна, кивал старику головой и получал в ответ такой же дружеский кивок. Такони познакомились и подружились, хоть и ни разу не говорили друг с другом, — это ничуть им не помешало!
Раз мальчик услышал, как родители его говорили:
— Старику живется вообще не дурно, но он так одинок, бедный!
В следующее же воскресенье мальчик завернул что-то в бумажку, вышелза ворота и остановил проходившего мимо слугу старика.
— Послушай! Снеси-ка это от меня старому господину! У меня два оловянных солдатика, так вот ему один! Пусть он останется у него, ведь старый господин так одинок, бедный!
Слуга, видимо, обрадовался, кивнул головой и отнес солдатика в старыйдом. Потом тот же слуга явился к мальчику спросить, не пожелает ли онсам навестить старого господина. Родители позволили, и мальчик отправился в гости.
Медные бляхи на перилах лестницы блестели ярче обыкновенного, точноих вычистили в ожидании гостя, а резные трубачи — на дверях были ведьвырезаны трубачи, выглядывавшие из тюльпанов, — казалось, трубили изовсех сил, и щеки их раздувались сильнее, чем всегда. Они трубили:«Тра-та-та — та! Мальчик идет! Тра-та-та-та!» Двери отворились, имальчик вошел в коридор. Все стены были увешаны старыми портретами рыцарей в латах и дам в шелковых платьях; рыцарские доспехи бряцали, аплатья шуршали… Потом мальчик прошел на лестницу, которая сначала шлавысоко вверх, а потом опять вниз, и очутился на довольно-таки ветхойтеррасе с большими дырами и широкими щелями в полу, из которых выглядывали зеленые трава и листья. Вся терраса, весь двор и даже вся стена дома были увиты зеленью, так что терраса выглядела настоящим садом, а насамом-то деле это была терраса! Тут стояли старинные цветочные горшки ввиде голов с ослиными ушами; цветы росли в них как хотели. В одном горшке так и лезла через край гвоздика: зеленые ростки ее разбегались во всестороны, и гвоздика как будто говорила: «Ветерок ласкает меня, солнышкоцелует и обещает подарить мне в воскресенье еще один цветочек! Еще одинцветочек в воскресенье!»
С террасы мальчика провели в комнату, обитую свиною кожей с золотымтиснением.
Да, позолота-то сотрется,
Свиная ж кожа остается! —
говорили стены.
В той же комнате стояли разукрашенные резьбою кресла с высокими спинками.
— Садись! Садись! — приглашали они, а потом жалобно скрипели. — Ох, какая ломота в костях! И мы схватили ревматизм, как старый шкаф. Ревматизм в спине! Ох!
Затем мальчик вошел в комнату с большим выступом на улицу. Тут сиделсам старичок хозяин.
— Спасибо за оловянного солдатика, дружок! — сказал он мальчику. — Испасибо, что сам зашел ко мне!
«Так, так» или, скорее, «кхак, кхак!» — закряхтела и заскрипела мебель. Стульев, столов и кресел было так много, что они мешали друг другусмотреть на мальчика.
На стене висел портрет прелестной молодой дамы с живым, веселым лицом, но причесанной и одетой по старинной моде: волосы ее были напудрены, а платье стояло колом. Она не сказала ни «так», ни «кхак», но ласково смотрела на мальчика, и он сейчас же спросил старика:
— Где вы ее достали?
— В лавке старьевщика! — отвечал тот. — Там много таких портретов, ноникому до них нет дела: никто не знает, с кого они писаны, — все эти лица давным-давно умерли и похоронены. Вот и этой дамы нет на свете летпятьдесят, но я знавал ее в старину.
Под картиной висел за стеклом букетик засушенных цветов; им, верно, тоже было лет под пятьдесят, — такие они были старые! Маятник большихстаринных часов качался взад и вперед, стрелка двигалась, и все в комнате старело с каждою минутой, само того не замечая.
— У нас дома говорят, что ты ужасно одинок! — сказал мальчик.
— О! Меня постоянно навещают воспоминания знакомых лиц и образов. Атеперь вот и ты навестил меня! Нет, мне хорошо!
И старичок снял с полки книгу с картинками. Тут были целые процессии, диковинные кареты, которых теперь уж не увидишь, солдаты, похожие натрефовых валетов, городские ремесленники с развевающимися знаменами. Упортных на знаменах красовались ножницы, поддерживаемые двумя львами, усапожников же не сапоги, а орел о двух головах — сапожники ведь делаютвсе парные вещи. Да, вот так картинки были!
Старичок хозяин пошел в другую комнату за вареньем, яблоками и орехами. Нет, в старом доме, право, было прелесть как хорошо!
— А мне просто невмочь оставаться здесь! — сказал оловянный солдатик, стоявший на сундуке. — Тут так пусто и печально. Нет, кто привык к семейной жизни, тому здесь не житье. Сил моих больше нет! День тянетсяздесь без конца, а вечер и того дольше! Тут не услышишь ни приятных бесед, какие вели, бывало, между собою твои родители, ни веселой возни ребятишек, как у нас! Старый хозяин так одинок! Ты думаешь, его кто-нибудьцелует? Глядит на него кто-нибудь ласково? Бывает у него елка? Получаетон подарки? Ничего! Вот разве гроб он получит. Нет, право, я не выдержу такого житья!
— Ну, ну полно! — сказал мальчик. — По-моему, здесь чудесно; сюдаведь заглядывают воспоминания и приводят с собою столько знакомых лиц!
— Что-то не видал их, да они мне и не знакомы! — отвечал оловянныйсолдатик. — Нет, мне просто не под силу оставаться здесь!
— А надо! — сказал мальчик.
В эту минуту в комнату вошел с веселою улыбкой на лице старичок, ичего-чего он только не принес! И варенья, и яблок, и орехов! Мальчик перестал и думать об оловянном солдатике.
Веселый и довольный вернулся он домой. Дни шли за днями; мальчикпо-прежнему посылал в старый дом поклоны, а оттуда то же поклоны в ответ, и вот мальчик опять отправился туда в гости.
Резные трубачи опять затрубили: «Тра-та-та-та! Мальчик пришел! Тра-та-та-та!» Рыцари и дамы на портретах бряцали доспехами и шуршалишелковыми платьями, свиная кожа говорила, а старые кресла скрипели икряхтели от ревматизма в спине: «Ох!» Словом, все было как и в первыйраз, — в старом доме часы и дни шли один, как другой, без всякой перемены.
— Нет, я не выдержу! — сказал оловянный солдатик. — Я уже плакал оловом! Тут слишком печально! Пусть лучше пошлют меня на войну, отрубят тамруку или ногу! Все-таки хоть перемена будет! Сил моих больше нет. Теперь и я знаю, что это за воспоминания, которые приводят с собою знакомых лиц! Меня они тоже посетили, и, поверь, им не обрадуешься! Особенно, если они станут посещать тебя часто. Под конец я готов был спрыгнуть ссундука. Я видел тебя и всех твоих. Вы все стояли передо мною, какживые. Это было утром в воскресенье… Все вы, ребятишки, стояли встоловой, такие серьезные, набожно сложив руки, и пели утренний псалом… Папа и мама стояли тут же. Вдруг дверь отворилась, и вошла незванная двухгодовалая сестренка ваша Мари. А ей стоит только услышать музыку или пение — все равно какое, — сейчас начинает плясать. Вот она ипринялась приплясывать, но никак не могла попасть в такт — вы пели такпротяжно… Она поднимала то одну ножку, то другую и вытягивала шейку, но дело не ладилось. Никто из вас даже не улыбнулся, хоть и трудно былоудержаться. Я таки и не удержался, засмеялся про себя, да и слетел состола! На лбу у меня вскочила большая шишка — она и теперь еще не прошла, и поделом мне было. Много и еще чего вспоминается мне… Все, чтоя видел, слышал и пережил в вашей семье, так и всплывает у меня передглазами! Вот каковы они, эти воспоминания, и вот что они приводят с собой. Скажи, вы и теперь еще поете по утрам? Расскажи мне что-нибудьпро малютку Мари! А товарищ мой, оловянный солдатик, как поживает? Вотсчастливец. Нет, нет, я просто не выдержу.
— Ты подарен! — сказал мальчик. — И должен остаться тут! Разве ты непонимаешь этого?
Старичок хозяин явился с ящиком, в котором было много разных диковинок: какие-то шкатулочки, флакончики и колоды старинных карт — такихбольших, расписанных золотом, теперь уж не увидишь! Старичок отпер длягостя и большие ящики старинного бюро и даже клавикорды, на крышке которых был нарисован ландшафт. Инструмент издавал под рукой хозяина тихиедребезжащие звуки, а сам старичок напевал при этом какую-то заунывнуюпесенку.
— Эту песню певала когда-то она! — сказал он, кивая на портрет, купленный у старьевщика, и глаза его заблестели.
— Я хочу на войну! Хочу не войну! — завопил вдруг оловянный солдатики бросился с сундука.
Куда же он девался? Искал его и сам старичок хозяин, искал и мальчик- нет нигде, да и только.
— Ну, я найду его после! — сказал старичок, но так и не нашел. Полвесь был в щелях, солдатик упал в одну из них и лежал там, как в открытой могиле.
Вечером мальчик вернулся домой. Время шло; наступила зима; окна замерзли, и мальчику приходилось дышать на них, чтобы оттаяло хоть маленькое отверстие, в которое можно было взглянуть на улицу. Снег запорошил все завитушки и надпись на карнизах старого дома и завалил лестницу,- дом стоял словно нежилой. Да так оно и было: старичок, хозяин его, умер.
Вечером к старому дому подъехала колесница, на нее поставили гроб иповезли старичка за город, в фамильный склеп. Никто не шел за гробом — все друзья старика давным-давно умерли. Мальчик послал вслед гробу воздушный поцелуй.
Несколько дней спустя в старом доме назначен был аукцион. Мальчик видел из окошка, как уносили старинные портреты рыцарей и дам, цветочныегоршки с длинными ушами, старые стулья и шкафы. Одно пошло сюда, другоетуда; портрет дамы, купленный в лавке старьевщика, вернулся туда же, датак там и остался: никто ведь не знал этой дамы, никому и не нужен былее портрет.
Весною стали ломать старый дом — этот жалкий сарай уже мозолил всемглаза, и с улицы можно было заглянуть в самые комнаты с обоями из свинойкожи, висевшими клочьями; зелень на террасе разрослась еще пышнее и густо обвивала упавшие балки. Наконец место очистили совсем.
— Вот и отлично! — сказали соседние дома.
Вместо старого дома на улице появился новый, с большими окнами и белыми ровными стенами. Перед ним, то есть, собственно, на том самом месте, где стоял прежде старый дом, разбили садик, и виноградные лозы потянулись оттуда к стене соседнего дома. Садик был обнесен высокой железнойрешеткой, и вела в него железная калитка. Все это выглядело так нарядно, что прохожие останавливались и глядели сквозь решетку. Виноградные лозыбыли усеяны десятками воробьев, которые чирикали наперебой, но не о старом доме, — они ведь не могли его помнить; с тех пор прошло столько лет, что мальчик успел стать мужчиною. Из него вышел дельный человек на радость своим родителям. Он только что женился и переехал со своею молодойженой как раз в этот новый дом с садом.
Оба они были в саду; муж смотрел, как жена сажала на клумбу какой-топриглянувшийся ей полевой цветок. Вдруг молодая женщина вскрикнула:
— Ай! Что это?
Она укололась — из мягкой, рыхлой земли торчало что-то острое. Этобыл — да, подумайте! — оловянный солдатик, тот самый, что пропал у старика, валялся в мусоре и наконец много-много лет пролежал в земле.
Молодая женщина обтерла солдатика сначала зеленым листком, а затемсвоим тонким носовым платком. Как чудесно пахло от него духами! Оловянный солдатик словно очнулся от обморока.
— Дай-ка мне посмотреть! — сказал молодой человек, засмеялся и покачал головой. — Ну, это, конечно, не тот самый, но он напоминает мне однуисторию из моего детства!
И он рассказал своей жене о старом доме, о хозяине его и об оловянномсолдатике, которого послал бедному одинокому старичку. Словом, он рассказал все, как было в действительности, и молодая женщина даже прослезилась, слушая его.
— А может быть, это и тот самый оловянный солдатик! — сказала она. — Я спрячу его на память. Но ты непременно покажи мне могилу старика!
— Я и сам не знаю, где она! — отвечал он. — Да и никто не знает! Всеего друзья умерли раньше него, никому не было и дела до его могилы, я жев те времена был еще совсем маленьким мальчуганом.
— Как ужасно быть таким одиноким! — сказала она.
— Ужасно быть одиноким! — сказал оловянный солдатик. — Но какоесчастье сознавать, что тебя не забыли!
— Счастье! — повторил чей-то голос совсем рядом, но никто не расслышал его, кроме оловянного солдатика.
Оказалось, что это говорил лоскуток свиной кожи, которую когда-то были обиты комнаты старого дома. Позолота с него вся сошла, и он был похожскорее на грязный комок земли, но у него был свой взгляд на вещи, и онвысказал его:
Да, позолота-то сотрется,
Свиная ж кожа остается!
Оловянный солдатик, однако, с этим не согласился.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector