Мокринский мост как добраться

ice skates 1082514 1920 Советы на день

Поездка к Мокринскому железнодорожному мосту

Статья про Мокринский мост в Чувашии: как до него добраться, что он из себя представляет и с чем совместить поездку сюда. По традиции сначала небольшой экскурс в историю сооружения.

mokrinskij most istoria i kak dobratsya

История Мокринского моста

Хотя Мокринский мост в Чувашии построили в XXI веке, версий относительно точных дат его возведения несколько. И даже «отцов» у моста два. Кто настоящий — не известно.

Когда точно его построили не так важно, тем более разница всего год. Зато к моменту завершения строительства Мокринский мост стал вторым по величине в Европе железобетонным сооружением. Но царская Россия воспользоваться плодами строительства не сумела, так как случилась сначала февральская, а затем октябрьская революции. В 30-х годах мост взяли под контроль военные. Есть свидетельства, что в ночное время под арками моста запрещался проход гражданских лиц. При этом мост стоял в пределах населенного пункта.

mokrinskij most foto

Мокринский мост в Чувашии ремонтировали несколько раз: в 40-х годах и в конце 60-х. Им перестали пользоваться в 1986 году после того, как в километре построили другой железнодорожный мост, который спрямил путь.

novyj most v kilometre ot mokrinskogo mosta

С тех пор Мокринский мост заброшен. Планов по его реставрации и превращению в объект исторического наследия, увы, нет.

opory mokrinskogo mosta v chuvashii

Железнодорожный мост в наши дни

Мост в наши дни — одна из немногих достопримечательностей на территории Чувашии. Популярное место среди любителей роуп-джампинга. Я посещал мост в мае в выходной день и помимо нашей компании у достопримечательности находился еще один турист, который снимал на дрон.

poezdka k mokrinskomu mostu

Мокринский железнодорожный мост находится в пределах населенного пункта Мокры. Прямо под ним находится продуктовый магазинчик. Тут обычно и паркуются.

vid s mokrinskogo mosta na derevnyu mokry

Мост представляет собой бетонный виадук протяженностью 370 метров. Его высота то ли 30 метров, то ли 34 метра (пишут по разному), ширина — 4 метра. Сооружение состоит из 16 бетонных столбов, образующих 15 арочных пролётов. По нему проходила однопутная железная дорога. После закрытия моста полотно разобрали.

Важно! Мокринский мост никак не охраняется и на него можно забраться. Не без усилий, но можно. Но я никому не рекомендую делать это. Если решитесь взобраться на мост, то помните, что делаете это на свой страх и риск. В интернете пишут, что пару лет назад здесь погиб фотограф, который не заметил отверстие в мосту. Очень прошу: будьте осторожны!

podem na mokrinskij most

mokrinskij most dostoprimechatelnost v chuvashii

zheleznodorozhnoe polotno razobrali na mokrinskom mostu

vid na okrestnosti mokrinskogo mosta

podnimatsya na most udobnee ne so storony derevni

С чем совместить

Увы, каких-то значимых мест рядом с Мокринским мостом в Чувашии нет. Загляните в магазинчик рядом с мостом, если хотите приобрести сувенирную продукцию с мостом на память. Ее вряд ли продают где-то еще.

magazin s produktami i suvenirami u mokrinskogo mosta

Кроме того, под мостом благоустроен источник с купелью. Чисто и опрятно. Рядом с родником растет необычное дерево, будто закрученное.

chasovnya pod mokrinskim mostom

kupel s osvyaschennoj vodoj pod mokrinskim mostom

Как добраться до Мокринского моста

🚗 Я приезжал к Мокринскому мосту из Чебоксар на автомобиле. Путешествие заняло около пяти часов: 1,5 часа дорога в одну сторону, два часа потратил на изучение моста и окрестностей. Маршрут строил по Яндекс Навигатору. В зависимости от загруженности дорог он ведет либо через Кугеси, либо через дорогу P-176, по которой попадают на Чебоксарскую ГЭС.

🚌 Без автомобиля до Мокринского моста добраться тоже реально, но потребуется больше времени. Сначала нужно доехать до Канаша: на поезде или автобусе. Отсюда ходят автобусы до деревни Верхняя Яндоба. Это соседний с деревней Мокры населенный пункт. Заезжает ли автобус в Мокры, не знаю. Если нет, то просите водителя остановиться у поворота на деревню. Отсюда до моста идти пешком около получаса. В день из Канаша до Верхней Яндобы отправляется несколько автобусов. Альтернатива им — такси. Яндекс Go показал стоимость 270 рублей в одну сторону. Рекомендую на нее ориентироваться.

Мокринский мост на карте

Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.

Индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии от Спутника! Скидка 5% на ЛЮБУЮ экскурсии по промокоду TRIPANDME21 Выбрать экскурсию

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Источник

Мост из прошлого века (с.Мокры, респ.Чувашия)

RAAAAgGbw A 100

Шолом!
Если случится, что пути-дороги поведут Вас по трассе Чебоксары – Ульяновск и у Вас в запасе найдётся немного свободного времени, то не пожалейте потратить его сделав небольшое отступление от маршрута в районе населённого пункта Канаш, что в Чувашии. От Канаша до деревни Мокры около 15 км. по вполне нормальной дороге. Исключение составляют последние пара-тройка километров, непосредственно от Чагаси до самих Мокров. Да и то в принципе ничего фатального, просто надо ехать помедленнее и быть по внимательнее. Во всяком случае на своём 40-м профиле я проехал без проблем. Тем, у кого резина «пожирнее» будет гораздо комфортнее.

WmAAAgKcDuA 960

Мост открывается взгляду ещё на подъезде к деревне и издалека сначала кажется игрушечным. Потом дорога заворачивает, и он теряется из вида появляясь вновь уже только в непосредственной близости. Грунтовка от автобусной остановки ныряет прямо под одну из арок.
А вот и он:

lJAAAgPMDuA 960

Монументальное сооружение! Жаль уже не увидеть, как по нему проходят железнодорожные составы. Кстати, интересный факт – по окончании строительства Мокринский мост был вторым по величине железобетонным сооружением в Европе.
Картину немного портит вездесущая «наскальная живопись». Вот всегда было интересно, что в головах у таких людей? Чем они руководствуются?
Ну и немного истории:
Данные о строительстве разнятся, по одной из версий строительство моста велось с 1914 по 1918 годы. Стройкой руководил немецкий инженер Гехард Шумахер. Где-то в сети, попадалось упоминание, что якобы при проведении испытаний под мостом стоял он сам, а также и вся его семья. Хотя, на мой взгляд, на счёт семьи — это конечно маловероятно.
По другой версии, мост был построен в период 1913 – 1917 годов по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия.
Высота моста 34 м (по другим сведениям — около 30 м.), длина — 360 м (по другим сведениям — около 370 м), ширина — 4 м, мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролётов.
Во время ВОВ мост был стратегически важным объектом — по нему шли составы с боеприпасами.
Виадук успешно функционировал по своему прямому назначению до 1986 года. Построенная новая ветка спрямила петлю, движение по старому мосту было закрыто, а рельсовый путь разобран.
На сколько я знаю, справивший не так давно свой 100 летний юбилей мост, признан памятником архитектуры или ОКН.
Ну и собственно мои любительские фото, сделанные на китайский телефон:

Источник

Мокринский мост в Чувашии. Фото, где находится

Мокринский мост, построенный в начале XX века в Чувашии в качестве железнодорожного переезда через глубокий овраг, несколько лет назад завершил свою прямую «трудовую деятельность».

Однако необычное для этих мест, величественное и масштабное сооружение виадука привлекает внимание любознательных путешественников и, возможно, скоро войдет в список туристических объектов региона.

История Мокринского Моста в Чувашии

История необыкновенного моста неоднозначна. Изыскания, проводимые специалистами и любителями, до сих пор отличаются коренным образом. Разница не только во времени строительства сооружения, но и в авторстве проекта.

mokrinskiy most v chuvashii 1Мокринский мост в Чувашии

Обе предложенные версии считаются официальными:

Несмотря на существенные разногласия в установлении авторства и времени постройки моста, все исследователи утверждают, что ко времени окончания строительства чувашский железобетонный виадук занимал второе место по размерам среди подобных европейских сооружений, каковым и оставался довольно продолжительное время.

В 1930-е годы сооружение было признано стратегически важным объектом, нуждающимся в усиленной охране, а потому мост был взят на баланс военными. Под виадуком была построена казарма, баня, другие необходимые сооружения, в которых разместился гарнизон.

Охранный режим соответствовал суровому времени – на мосту осуществлялось круглосуточное дежурство, по ночам закрывалось движение людей и транспорта под виадуком. Первым начальником охранного гарнизона был И.Г. Григорьев.

Чувашский виадук, естественно, был одной из главных целей для немецкой авиации, к ремонтным работам по восстановлению сооружения после бомбежек привлекались военнопленные специалисты.

Мокринский мост в Чувашии с окончания войны до 1956 года был обыкновенной частью пути, по которому осуществлялись народнохозяйственные перевозки. Потом он вновь стал стратегическим объектом с усиленным режимом охраны.

mokrinskiy most v chuvashii 3

Последний капитальный ремонт сооружения был произведен в 1969 году, после чего он еще почти 20 лет активно использовался по своему прямому назначению. В 1986 году движение поездов по виадуку было прекращено в связи с пуском в эксплуатацию нового, построенного в полукилометре от виадука, моста.

Вновь проложенный путь значительно спрямил и, таким образом, сократил расстояние между двумя станциями.

Изначальное предназначение моста и что с ним сейчас

Монументальный железобетонный виадук через овраг и речку Утку находился в эксплуатации с начала 1917-1918 годов до середины 1980-х, то есть без малого 70 лет. За эти десятилетия по нему на железнодорожных составах было перевезено огромное количество грузов, имеющих большое народнохозяйственное и оборонное значение. Сегодня путь между Москвой и Казанью пролегает через новый, современный мост.

Мокринский мост в Чувашии представляет собой в настоящее время «путь в никуда». Рельсы и шпалы были демонтированы сразу после завершения эксплуатации. Но, даже не имея конкретного предназначения, величественное сооружение производит на окружающих неизгладимое впечатление. Конечно, оно ветшает, стареет, но смотрится до сих пор очень мощно.

Некоторое время назад его облюбовали для своих экстремальных прыжков с высоты любители роуп-джампинга. Здесь они создали свою базу, проводили тренировочные прыжки, организовывали слеты, фестивали, показательные выступления.

mokrinskiy most v chuvashii 4

Благодаря им Мокринский виадук вновь стал упоминаться в прессе, а также он приобрел широкую популярность в кругах любителей экстремального спорта. Известным на всю страну он стал после репортажа, показанному в 2009 году по нескольким каналам регионального телевидения и по 1-му федеральному каналу.

Необыкновенный объект, стоящий в чистом поле, на окраине деревни Мокры, привлек к себе внимание «диких» туристов. Любители путешествий приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть массивный, 15-тиарочный виадук, сделать редкие по красоте фотоснимки, пройтись на огромной высоте над оврагом и некогда полноводной рекой Уткой.

В 2020 году на факт существования заброшенного и разрушающегося, необыкновенного для этих краев объекта, обратила внимание администрация края.

В местной печати в середине августа было опубликовано официальное заявление представителя администрации о разработке нового туристического маршрута к деревне Мокры с посещением местных достопримечательностей – огромнейшего виадука, стоящего в чистом поле, чудодейственного источника и часовни Великомученицы княгини Ольги.

Предполагается, что здесь также будет создана необходимая для посетителей инфраструктура и, конечно, мост будет оснащен лестницами, парапетами, огороженными смотровыми площадками, обеспечивающими безопасное пребывание на сооружении.

Трудность состоит в том, что на объект нет официальных документов. Он уже не принадлежит никакой структуре, которая бы могла оплачивать его содержание. Но глава администрации надеется решить этот вопрос в скором времени и использовать сооружение для повышения туристической привлекательности региона.

Где находится и как выглядит мост

Мокринский мост находится в Чувашии, приблизительно в 10 км от административного районного центра, города Канаша. Его координаты: 55°29′31″ с. ш. 47°20′00″ в. д. Специалисты сравнивают его с виадуком deCommelle – французским «братом-близнецом», построенным на железнодорожной ветке, соединяющий Париж и Крей.

В источниках, переведенных на русский язык, французский виадук называют «Крель» (очевидно, как производную от названия населенного пункта). Оба моста опираются на 16 стройных, но массивных столбов, образуя 15 арочных проемов. Ширина между колоннами приблизительно 18-20 м, общая длина каждого сооружения около 400 м.

Отличие моста в Чувашии от французского строения все-таки есть:

Характеристики

Размеры сооружения, указанные в разных источниках отличаются друг от друга; некоторые незначительно, какие-то разнятся довольно сильно.

В основном в разных материалах даются такие параметры:

Состояние железобетонной конструкции на сегодняшний день вполне удовлетворительное, учитывая, что его предназначение теперь не переправа тяжелых железнодорожных составов. Но пока его будущее не определено, виадук, стоя в поле и не имея должного ухода, ветшает: ржавеет арматура, разрушается бетон, его опоры исписаны побывавшими здесь туристами из разных городов России.

mokrinskiy most v chuvashii 5

Отсутствие лестниц и заградительных парапетов не является препятствием для отчаянных гостей деревни Мокры, желающих побывать наверху. Они забираются на виадук по доскам и шатким конструкциям, рискуя здоровьем, чтобы увидеть красоты окрестностей и сделать редкие снимки. Однако большинство туристов пока предпочитает прогулки под мостом.

Как добраться до Мокринского моста

Мокринский мост в Чувашии можно посетить, ориентируясь, в первую очередь, на прибытие в город Канаш Канашского района республики Чувашия. Попасть туда можно как по автомобильной, так и по железной дороге. От Канаша до деревни Мокры 10 км можно преодолеть на автомобиле, электричке, которая ходит дважды в сутки, автобусе до Верхней Яндобы, делающем остановку в Мокрах, или на такси.

На машине

Через город Канаш проходят автотрасса федерального значения А151 («Цивильск – Ульяновск») и региональное шоссе «Аниш», соединяющее трассу М7 «Волга» с Алатырем. От Канаша до деревни Мокры также проложена качественная, асфальтированная дорога.

Ориентиром служит указатель на деревни Ибреси, далее – Чагаси, а через некоторое расстояние, задолго до конечного пункта назначения, и сам виадук будет виден с дороги.

mokrinskiy most v chuvashii 6

Поездка в Мокры, например, от Чебоксар займет всего 1 час с небольшим. Для преодоления расстояния в 80 км, нужно выехать из города по трассе М7 и после Цивильска продолжить путь по А151.

При движении из Казани придется проехать 2,5 часа (расстояние 180 км). Путь пройдет по тем же трассам: М7 и А151.

На автобусе

Автовокзал города Канаш находится по адресу: ул. Зеленая, 1а. Ежедневно по расписанию отсюда уходят пригородные и междугородние автобусы, совершающие рейсы в Йошкар-Олу, Нижний Новгород, Самару, Саратов, Ульяновск, Чебоксары и другие населенные пункты.

На поезде

Через Канаш проходят поезда, следующие в Москву, Казань, Чебоксары, Новороссийск, Нижний Новгород и другие города России.

Путь по железной дороге из населенных пунктов составит:

Город отправления Время в пути, ч Стоимость проезда, руб.
Москва 9-11 от 740
Казань 2-3 от 390
Чебоксары 2-3 от 375
Нижний Новгород 6 от 1400

Что интересного есть в окрестностях

Деревня Мокры – сама по себе интересный исторический памятник. По утверждению специалистов она появилась на этом местев середине XVII века, здесь поначалу жили ясачные крестьяне, платившие налог в казну натуральным продуктом, а позднее – государственные, свободные крестьяне.

После революции в этих краях был основан колхоз «По ленинскому пути», сегодня деревня Мокры – обладатель почетного звания «Самая трезвая деревня» Канашского района. Здесь проживает 500 человек.

mokrinskiy most v chuvashii 7

Дорога к деревне Мокры проходит по живописным местам: бескрайним рапсовым полям, создающим солнечное настроение даже в ненастье, мимо рукотворного пруда с лягушачьим кваканьем, неподалеку от земляничных полян.

Некоторое время назад под виадуком забил ключ, который поначалу не привлекал особого внимания сельчан. Но в 2010 году, в засушливое, жаркое лето, когда пересохли все колодцы, пруды и речушки, родник буквально спас местных жителей, оставаясь по-прежнему полноводным.

Хоть и приходилось мокрынцам стоять в очереди среди соседей из окрестных деревень по нескольку часов, все уносили полные ведра и бидоны. Местные жители дали ключу название – «Сиплех Щалкуще», что означает «Ключ здоровья» и стали приходить сюда за водой даже после возвращения воды в колодцы. Скоро о холодной и чистой воде ключа стали распространяться удивительные слухи.

Благодарные сельчане обустроили подходы к воде, соорудив мостки, а в 2011 году источник был освящен, оборудован купелью для купания, а над ним возвели просторную каменную часовню в честь равноапостольной княгини Ольги. Деньги на строительство часовни собирали всем миром, но основную их часть выделил местный предприниматель Г. Иванов.

mokrinskiy most v chuvashii 8

Утверждают, что освященная родниковая вода стала еще сильнее и придает сил уставшему, здоровья больному, утоляет жажду в любой зной (от выпитой ледяной воды еще никто и никогда не простудился). А еще она помогает сбросить лишний вес (если ходить к роднику с кружкой по нескольку раз в день, как утверждают местные шутники).

Каждый год, 24 июля, в день, когда православные поминают святую княгиню Ольгу, около источника проводится торжественное богослужение и водосвятие, на которое собираются не только жители окрестных деревень, но и приезжие из разных городов.

Интересные факты про мост

В некоторых статьях подчеркивается, что на время возведения виадука железобетон, как строительный материал, был «инновационным». Это не совсем так: его начали применять в строительстве в европейских странах еще в середине XIX века, в России же он появился в конце указанного столетия.

Так что опыт сооружения железобетонных конструкций в стране насчитывал уже не одно десятилетие, а конкретно – транспортных строений – 10-15 лет.

Кстати, чувашский мост служил переправой через овраг и реку в течение 68 лет, а его французский «коллега» – Крельский виадук – находился в эксплуатации 127 лет (с 1858 по 1985 годы), после чего был разрушен. На его месте сейчас возведено новое сооружение, не такое красивое, но современное, прочное и функциональное.

Мост долгое время занимал первенство в Чувашии среди железнодорожных мостов региона по длине. И только в 2012 году с пуском в эксплуатацию Сурского моста, длина которого 1242 м (Мокринский – 1200), стал занимать второе почетное место.

mokrinskiy most v chuvashii 9

Мокринский мост в Чувашии изображен на гербе и флаге Чагасьского поселения, о чем есть запись в Геральдическом регистре РФ от 2014 года. На гербе и флаге населенного пункта изображено несколько центральных арок виадука, под которыми бьет фонтан «живой воды». Сооружение показано в золотых тонах на фоне ярко-красного цвета.

Разработчиком герба является чувашский художник В. Шипунов, который получил предварительное одобрение своей работы на общем собрании жителей Чагасьского поселения.

«Мокринский мост имеет большое значение для развития туризма в Чувашии», – так считают жители окрестных сел и деревень. В 2015 году они отправили коллективное обращение к руководству страны признать виадук памятником государственного значения и взять его под охрану. Но на сегодняшний день сооружение состоит в списке охраняемых объектов всего лишь районного значения.

Видео о мосте

История Мокринского моста в Чувашии:

Источник

Мокринский железнодорожный мост в Чувашии

IMAG8682 01

Мы ездили к Мокринскому мосту в ноябре 2018 года. От Казани до моста около 180 километров. Мы ехали конкретно к мосту, хотя по пути можно также посмотреть мыс Птичий у деревни Козловка, но погода явно не располагала. У моста мы пробыли не так долго — около 30 минут, прогулялись только с одной стороны, так как шел дождь и в целом было холодно.

Сам мост, безусловно, стоит того, чтобы на него посмотреть — это очень необычное строение для наших краев. Карта проезда будет в самом низу — листайте.

IMAG8704 01

Прежде, чем перейти к истории, замечу, что во время нашего приезда мост был исписан «пещерными рисунками», которые оставляют туристы, а также у начала на холме было очень много мусора, похоже, это уже местные приходят «хорошо провести время».

Также можно забраться на сам мост, но у нас не получилось, так как было очень скользко, да и обувь не соответствовала.

IMAG8688 01

История Мокринского Моста в Чувашии и его характеристики

Мокринский железнодорожный мост начал строиться в 1914 году, закончено строительство в 1918. Сейчас он является архитектурным памятником Чувашской республики, но видно, что за ним не ухаживают.

Мост представляет собой виадук из 16 железобетонных столбов. Длина моста около 370 метров, а ширина 4 метра. Насчет высоты сведения разнятся: то 30, то 20 метров. На мой взгляд больше похоже на 20-метровую высоту. Но размеры и монументальность строения всё равно очень удивляют. Интересно было бы посмотреть, как здесь проходили составы.

Этот железнодорожный участок соединял Москву и Казань. В Великую отечественную войну мост имел стратегическое значение — по нему проходили составы с боеприпасами. Немцам было важно уничтожить объект, но, по некоторым данным точное местоположение моста не было определено и он остался цел.

Интересно, что строил мост немец, инженер Гехард Шумахер, правда по проекту Григория Передерия. А после в ремонте моста участвовали пленные немцы.

Мост был выведен из эксплуатации в 1986 году, а в километре от него построен новый железнодорожный участок с двумя путями. Старые пути были разобраны и теперь ничего о них не напоминает.

IMAG8702 01

Другие факты о месте

Информации о мосте и о его строительстве крайне мало, все пишут одно и то же. Поэтому, если у вас есть какие-то сведения, обязательно напишите в комментарии!

Мне сказали (но это не проверено), что во время сдачи и проверки надежности моста, под ним стояла семья немецкого инженера.

IMAG8703 01

Под мостом (примерно в середине) находится святой источник Великомученицы Ольги и оборудована купель. Тут же протекает река Утка, именно через нее и строился мост, поэтому предполагаю, что в прошлом она была более полноводной.

Мокринский мост одно время служил базой роуп-джамперов, но думаю, что сейчас отсюда уже не прыгают. А вот Первый канал в 2009 году снял про них репортаж, прыгают на видео именно с Мокринского моста, но про памятник архитектуры сказано только мельком.

Также на Ютубе много видео отсюда.

Вот, например, красивый вид с коптера

А это моя короткая видюшка снизу

Как добраться до Мокринского моста?

Мокринский мост берет название от поселка Мокры и расположен прямо в нем. От Казани Яндекс предложит вам 2 варианта: по М7 или через Верхнеуслонский район. Я бы выбрала второй вариант. Мы проехали по обоим.

Откуда бы вы не ехали, сначала нужно добраться до Канаша, а отсюда уже рукой подать до села Мокры.

Спасибо за прочтение! Всем приятных поездок!

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector