Молния как биологическое явление

model 2614569 1920 Советы на день

Физическое понятие молнии и грозы

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA. %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2 e1543057949977 Для развития грозы необходимо возникновение в атмосфере особых условий, приводящих к образованию характерной грозовой облачности. Атмосфера нашей планеты насыщена водяными парами, скапливающимися в ней в результате испарения воды с поверхности морей, озер, рек, земли, растущих на ней деревьев и т.п. Чем теплее поверхность, с которой испаряется вода, тем сильнее испарение и тем больше водяных паров попадает в атмосферу. Поднимаясь на большую высоту и охлаждаясь в более низкой температуре верхних слоев атмосферы, водяные пары превращаются в капельки воды или кристаллы льда, образующие облака. Облака растут приобретая форму кучевых облаков и постепенно удаляясь от земли попадают в более холодные слои атмосферы, где под воздействием холода капли воды укрупняются и выпадают из облаков на землю в виде дождя. Очень бурное каплеобразование превращает дождь в ливень.

Падая на землю, капли дождя соприкасаются с поднимающимся потоком воздуха, что приводит к появлению на них электрического заряда.

%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0 e1543057846874 Кроме того, одной из важнейших причин образования электрического заряда в облаках является разбрызгивание больших капель на мелкие. Разрушаясь под воздействием ветра, большая часть капли сохраняет положительный заряд, а мелкие брызги заряжаются отрицательно. Чем сильнее ветер, тем быстрее облако заряжается. Часть его получает положительный заряд, другая часть — отрицательный.

Электрические заряды противоположных знаков стремятся соединиться друг с другом. При этом отдельные части облака, а также облако и земля начинают взаимодействовать друг с другом. Создается электрическое поле, под воздействием которого свободные электроны, находящиеся в воздухе, приобретают значительную скорость и устремляются к земле. Сталкиваясь на своем пути с атомами воздуха, электроны, в свою очередь, разбивают их на положительные ионы и электроны.

Освободившиеся электроны устремляются также по направлению к земле и, снова сталкиваясь с атомами воздуха, расщепляют их. Возникает электронная лавина. За ней следует другая, третья. Их движение создает электрический ток, который, нагревая воздух, увеличивает его проводимость. Через сотые доли секунды электронные лавины достигают земли и образуется канал для разряда молнии, по которому начинает интенсивно протекать электрический ток. Происходит соединение отрицательного электрического заряда, скопившегося в облаке, через канал молнии, с положительным электрическим зарядом земной поверхности.

Возникает электрический разряд огромной мощности — молния. Такая молния именуется линейной. Путь молнии не всегда прямолинейный, а чаще ветвистый. Это объясняется различными свойствами участков воздуха на пути молнии и она выбирает более легкий путь. Когда разряд приближается к земной поверхности, на его дальнейший путь начинает оказывать влияние заряд земли.

Животные более чувствительны к воздействию электрического тока (особенно крупный рогатый скот, лошади, козы и др.), так как их шаг имеет большую длину, и поэтому они могут оказаться под большим шаговым напряжением, а следовательно и большим током. Опасность шагового напряжения становится незначительной на расстоянии 8 — 10 м от места разряда молнии.

Воздействию шагового напряжения подвергаются также люди и животные, находящиеся вблизи заземленного молниеотвода, в момент разряда молнии. Еще более опасно прикосновение человека к токоотводу при разряде молнии. В этом случае человек попадает под разность потенциалов, вызванных током молнии и сопротивлением токоотвода на участке от места прикосновения до земли. Разность потенциалов в этот момент может достигать десятков и даже сотен тысяч вольт.

Мощность, развиваемая в момент молнии, очень велика — она может достигать нескольких сотен миллионов киловатт. Однако из- за чрезвычайно малой длительности разряда работа, полученная при разряде молнии средней интенсивности, сравнительно невелика. Расчеты показывают, что если бы всю энергию, выделенную при разряде молнии, использовать на подогрев 1 т воды, то удалось бы повысить ее температуру лишь на 10 — 15°.

%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2 e1543058486255 В связи с тем, что до сих пор не удается объяснить проявления шаровой молнии, невозможно рекомендовать надежные способы защиты от нее. Защита, применяемая от линейных молний, не дает должного эффекта при шаровой молнии. Поэтому, чтобы как-то оградить себя от возможного поражения шаровой молнией, необходимо придерживаться некоторых простых рекомендаций. Трубы на крыше могут служить хорошим путем для проникновения шаровых молний в дом, поэтому они могут появляться из печей. Покружив по помещению, шаровая молния часто уходит по тому же пути обратно. В помещении во время грозы необходимо держать закрытыми окна, двери, форточки, задвижки дымоходов, а вентиляционные отверстия необходимо снабдить заземленными металлическими сетками с отверстиями 3 — 4 см и диаметром проволоки 2 — 2,5 мм. Это особенно важно соблюдать, если известно, что в данной местности наблюдались случаи возникновения шаровой молнии.

Учитывая, что движение шаровой молнии происходит по потоку воздуха, в случае встречи с ней необходимо «замереть» на месте, чтобы не привлечь ее к себе. Не исключено, что она может оставаться в покое в течение некоторого времени.

Считается, что шаровая молния очень редко встречающееся явление, однако автору известен случай, когда в один сезон на садовом участке наблюдалась шаровая молния дважды. Оба раза после разряда линейной молнии в кровлю садового домика по кровле покатился шарик и разрядился на рядом растущее дерево. В другом случае — на соседний участок с другой стороны. В такой ситуации необходимо четко следить за тем, чтобы молния не вошла в дом, а дом естественно должен иметь надежную молниезащиту. Кроме того, во время грозы не рекомендуется выходить из помещения.

%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D1%80%D0%B8%D1%81. 1 e1543060189541 От админа: Автор данной статьи В.Н. ХАРЕЧКО, «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОЛНИЕЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, КОТТЕДЖЕЙ, ДАЧНЫХ (САДОВЫХ) ДОМОВ И ДРУГИХ ЧАСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ». Изд. МОСКВА, ЭНЕРГОСЕРВИС, 2002. Картинки вставлены в текст админом сайта.

Источник

Интегрированный урок физики и биологии «Молния в руках человека» (физические и биологические аспекты аэроионификации)

Выбранный для просмотра документ Аэроионификация.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Интегрированный урок физики и биологии Чижевский А.Л. в совхозе «Арженка» 1931

Движение ионов (ионизированных молекул) воздуха

Модификации электроэффлювиальной люстры Модель «Элион-132Ш» Люстра, созданная А.Л.Чижевским Модель «Элион-131», «Элион-132» Модель «Аэрон-М»

Выбранный для просмотра документ аэроиоификация.doc

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ

«МОЛНИЯ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА»

(ФИЗИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЭРОИОНИФИКАЦИИ)

– дать учащимся представление об отрицательно и положительно заряженных ионах воздуха;

– познакомить учащихся с назначением электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ского и ее модификациями;

– познакомить учащихся с биологическим действием отрицательно заряженных ионов воздуха на живые организмы.

Необходимые оборудование и материалы

– плакат «Схема распределения аэроионов отрицательной и положительной полярности при работе электроэффлювиальной люстры» (рис. 11);

– одна из модификаций электроэффлювиальной люстры А.Л.Чижевского;

– фотографии или рисунки других модификаций электроэффлювиальной люст­ры А.Л.Чижевского (рис. 12 15);

– учебный фильм о применении электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го,

Примечание. Возможна замена плаката на компьютерную демонстрацию, а вместо одной из модификаций электроэффлювиальной люстры можно продемонстрировать ее фотографию или изображение.

Тему «Молния в руках человека (физические и биологические аспекты аэроионификации)» рекомендуется давать учащимся после изложения тем по физике «Основные положения электронной проводимости металлов» и «Яв­ле­ние электронной эмиссии».

С целью более успешного усвоения материала учащимися рекомендуется (по возможности):

– продемонстрировать одну из модификаций электроэффлювиальной люстры А.Л.Чижевского и фотографии или рисунки других модификаций люстры;

– по возможности снять небольшой учебный фильм на 10 15 мин. или поручить учащимся подготовить реферативные сообщения на 5 10 мин. о применении электроэфлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го в животноводстве и растениеводстве, на производстве и в быту. Будет полезным привлечение краеведческого материала.

Примерный текст проведения урока

Учитель физики, демонстрируя электроэффлювиальную люстру А.Л.Чи­жев­ско­го, задает учащимся вопросы:

Учитель физики . Кто знает, как называется этот прибор?

Учащиеся . Электроэффлювиальная люстра А.Л.Чи­жев­ско­го (или просто люстра А.Л.Чи­жев­ско­го).

Учитель физики . Для чего предназначена электроэффлювиальная люстра А.Л.Чи­жев­ско­го?

Учащиеся . С ее помощью получают отрицательно заряженные ионы воздуха.

Учитель физики . Какое действие оказывают отрицательно заряженные ионы воздуха на живые организмы?

Если никто из учащихся не смог ответить на эти вопросы, то учитель отвечает на них сам.

Учитель физики . Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием отрицательно и положительно заряженных ионов воздуха и механизмом их получения при помощи электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го, с биологическим действием отрицательно заряженных ионов воздуха на живые организмы и с модификациями электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го.

Рассмотрим сначала механизм получения отрицательно заряженных ионов воздуха.

Учитель физики просит учащихся ответить на следующие вопросы:

1. Каковы основные положения электронной теории проводимости металлов?

2. Что представляет собой электрический ток?

3. Сравните скорость хаотического движения электронов в металлах со скоростью их упорядоченного движения.

4. Опишите поведение свободных электронов на границе с вакуумом.

5. Что такое работа выхода? Чему она приблизительно равна?

6. Назовите известные вам виды эмиссий электронов.

7. Как происходит ионизация газов?

8. Приведите примеры ионизаторов.

9. Как зависит сила тока, проходящего через газ, от приложенного напряжения при несамостоятельном разряде?

10. Объясните явление ионизации ударом.

11. Может ли несамостоятельный разряд перейти в самостоятельный?

12. Какой разряд называется несамостоятельным?

13. Какой разряд называется самостоятельным?

14. Назовите условие возникновения самостоятельного разряда.

Учитель физики . Основными элементами люстры являются маленькие иголки.

При воздействии на металл некоторыми внешними факторами большее, чем обычно, количество электронов может покидать поверхность металла и переходить в окружающую среду (эмиссия электронов).

Напряженность электрического поля и поверхностная плотность заряда у острий достигает максимальных значений и вызывает явление «сте­ка­ния», или «эффлювия», электрических зарядов с острий. На остриях или металлических проводниках сравнительно малого радиуса кривизны при достаточной напряженности поля возникает явление электрического разряда, сопровождающееся ударной ионизацией. В результате ее появляются электронные и ионные лавины, и этот процесс распространяется далеко за пределы острия.

ри положительной ионизации воздуха его молекулы отдают электроны остриям (рис. 11). У острий и ниже образуются слои с преобладанием молекул, у которых не достает одного или двух электронов, т.е. слои положительных аэроионов.

При отрицательной ионизации молекулы кислорода приобретают в постоянном электрическом поле направленное движение к противоположному полюсу – земле, находящейся под положительным потенциалом. У земли происходит отдача электронов (рис. 11). Через землю и сеть аэроионификации электроны возвращаются снова в каждую иголку. Таким образом, воздух оказывается насыщен отрицательными ионами.

Электроэффлювиальная люстра А.Л.Чи­жев­ско­го позволяет обогащать воздух отрицательно заряженными аэроионами, что оказывает благоприятное воздействие на все живые организмы – от растений до животных и человека.

За период своих исследований А.Л.Чи­жев­ский создал несколько вариантов прибора-ге­не­ра­то­ра отрицательно заряженных аэроионов – электроэффлювиального аэроионизатора. До наших дней дошел один из них, называемый электроэффлювиальной люстрой А.Л.Чи­жев­ско­го, значительно облегченный вариант первичной громоздкой труднопередвигаемой установки. В настоящее время существует несколько модификаций электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го (рис. 12 15).

рис. 12. Люстра, созданная А.Л.Чижевским

hello html 79a06c0d

рис. 13. Модель «Элион-132Ш»

hello html 467019c5

hello html m28efe19c

рис. 15. Модель «Аэрон-М»

Учитель биологии . Рассмотрим возможности применения электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го. Для этого поговорим о воздухе, которым мы дышим.

Именно А.Л.Чи­жев­ский, всесторонне изучив биологическое действие униполярных ионов, смог убедительно доказать, что легкие аэроионы отрицательной полярности умножают жизненные силы организма, а ионы положительной полярности – имеют крайне неблагоприятное воздействие на организмы всех уровней. Без отрицательных аэроионов кислорода длительное сохранение здоровья и жизни невозможно. Доказательство А.Л.Чи­жев­ским данного факта представляет собой фундаментальное открытие XX в., ставшее крупнейшим событием в области биофизики и биологии.

Свежий воздух содержит обычно в 1 см ³ от 700 до 1500 отрицательных аэроионов кислорода. На приморских курортах и в горах их в 10 раз больше. А в комнатах и в закрытых помещениях число отрицательных аэроионов снижается до 25.

Чижевский экспериментально установил, что направленный поток аэроионов очищает воздух в комнате, осаждает пыль и микроорганизмы. Это открытие нашло применение в очистке атмосферы закрытых помещений от загрязнений.

Учение об аэроионификации воздуха, созданное А.Л.Чижевским, заставляет по новому оценить ход эволюции жизни на Земле. Первым обратил на это внимание известный русский биолог, профессор Петр Андреевич Коржуев.

Почему наземные животные не в состоянии выключать на долгое время внешнее дыхание? Почему в их организме нет запасных резервуаров для кислорода? Отсутствие «кислородных резервуаров» было очень непонятным, ведь резервы питательных веществ у животных подчас весьма обильны. Все дело в том, что отрицательные ионы кислорода живут не более 10 мин. Значит, говорит П.А.Кор­жу­ев, биологически активный кислород существовал бы в таких резервуарах около 10 мин., после чего он терял бы свою биологическую активность, и вместо пользы приносил бы вред. Поэтому эволюция животного мира пошла по пути создания не резервуаров кислорода, а таких систем дыхания, которые обеспечивали бы поступление к клеткам все новых и новых порций отрицательных аэроионов. Не будь этого, эволюция на Земле могла бы быть совсем иной.

Учение о действии на организмы атмосферного электричества и искусственных аэроионов принадлежит к той группе достижений человеческого ума, которые преследуют созидающие цели и направлены на оказание помощи творящему и строящему человеку.

Электроэффлювиальная люстра А.Л.Чижев­ско­го позволяет получать аэро­ионы воздуха отрицательной полярности. Однако, следует помнить, что аэроионный режим считается комфортным при концентрациях 3000 5000 от­ри­ца­тель­ных аэроионов в 1 см³, максимально допустимые концентрации отрицательных аэроионов составляют 50.000 в 1 см³.

Опыты над животными доказали, что аэроионификация воздуха улучшает рост и продуктивность сельскохозяйственных животных, резко снижает их заболеваемость. Результаты этих опытов были теоретически обоснованы А.Л.Чи­жев­ским в его обстоятельной монографии «Аэро­иони­фи­ка­­ция в народном хозяйстве».

Идеи А.Л.Чи­жев­ско­го по аэроионификации в 1930 х годах вошли в некоторые клиники Москвы, но тем не менее на протяжении более 50 лет не получали должной научной разработки. Активная деятельность по продолжению и практическому внедрению трудов ученого началась в 1990 х годах. Эксперименты проводились в научно-исследовательском институте скорой помощи им. Н.В.Скли­фо­соф­ского (Москва) (Л.И.Ге­ра­си­мо­ва, М.С.Ма­ча­бе­ли) и в других лечебных учреждениях России. Значительный вклад в современное развитие аэроионификации и аэроионотерапии вносят ученые: С.Г.Бо­ло­тов, Ю.А.Да­ни­лов, А.Р.Евс­тиг­не­ев, М.Н.Конд­ра­шо­ва, П.А.Кор­жу­ев, В.П.Ски­пет­ров, В.П.Ти­хо­нов и др. По чертежам А.Л.Чи­жев­ско­гоэлектроэффлювиальные люстры изготовил В.С.Иванов (1980 е го­ды).

Аэроионификация широко применяется в медицине:

– при лечении больных, страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей, бронхов и легких, болезнями вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, аллергическими заболеваниями;

– при лечении обширных ожогов (свыше 50% площади тела) и в послеоперационные периоды болезней (предотвращение тромбозов);

– при коррекции психофизического состояния и умственной работоспособности у людей в условиях производства (повышение скорости и точности работы, улучшение памяти, профилактика переутомления, повышение умственной работо способности, улучшение координации движений), при уменьшении психоэмоционального напряжения, при снятии состояний дискомфорта и стрессовых ситуаций;

– в целях повышения сопротивляемости организма к химическим и радиационным загрязнениям окружающей среды.

Лечение аэроионами отрицательной полярности противопоказано при:

– острых инфекционных заболеваниях;

– дискомпенсированныхформах сердечно-сосудистой системы, пороках сердца;

– открытой форме туберкулеза, эмфиземе легких, тяжелых формах бронхиальной астмы;

– органических поражениях нервной системы;

– склонностях к кровотечениям.

В своей работе «Аэроионификация как физиологический, терапевтический фактор и как новый санитарно-гигиенический элемент кондиционированного воздуха» А.Л.Чи­жев­ский ставит одну из серьезных государственных задач – радикальное оздоровление воздуха, которым дышит человек внутри жилых помещений.

В этом фундаментальном труде, переведенном ныне на многие языки, автор пишет, что недалеко то время, когда управление искусственной ионизацией воздуха в общественных и жилых помещениях станет таким же обычным явлением, каким стало в наши дни управление освещением, температурой и влажностью.

В помещении кондиционированный воздух лишен всех аэроинов – их задержал фильтр. Поэтому требуется принудительное обогащение воздуха легкими аэроионами отрицательной полярности. Именно А.Л.Чижевский впервые сделал вывод о том, что для улучшения комфорта помещения необходимо сочетание кондиционирования и аэроионифицирования воздуха. Он предложил учитывать это при проектировании зданий. Ученый разработал универсальную аппаратуру, внедрение которой будет способствовать дальнейшей борьбе за здоровье человека, за повышение его трудоспособности и долголетия.

Велик список лечебного эффекта аэроионов отрицательной полярности. Но А.Л.Чи­жев­ский особо выделял момент профилактического плана, ибо, «построив себе жилище, человек лишил себя нормального ионизированного воздуха, он извратил естественную для него среду и вступил в конфликт с природой своего организма». В помещении, где находятся люди, необходим ионизатор воздуха как свет и водопровод. Он необходим в жилой и служебной комнате, в школьном классе и в спортивном зале, в цехе и в больничной палате.

В настоящее время в ряде стран аэроионифицируют больничные палаты, санатории, курзалы, классы, аудитории, служебные помещения, офисы, залы для физкультуры и спорта, заводы и фабрики, частные квартиры и т.д.

Один из примеров практического применения электроэффлювиальной люстры в Москве – НИИ СП им. Н.В.Склифософского (Л.И.Герасимова, М.С.Мачабели).

Однако, следует знать, что помещение, в котором проводятся сеансы аэроионотерапии должно систематически и непрерывно проветриваться. Противопоказано ионизировать загрязненный воздух. Не допускается установка аэроионизаторов в помещениях с повышенной влажностью воздуха (бани, сауны, плавательные бассейны и т.д.).

Именно на этом принципе основанаэлектромаска для борьбы с неорганическими и бактериальными запылениями легких, автором изобретения которой также является А.Л.Чи­жев­ский.

Маска основана на принципе электрофильтра, который представляет собой полый цилиндр с рядом концентрически расположенных полых трубок, находящихся под напряжением постоянно пульсирующего электрического тока. Микроорганизмы и частицы пыли, вдыхаемые с воздухом через маску, оседают на обкладке электрофильтра.

В заключении урока рекомендуем показать фильм или заслушать рефераты учащихся о применении аэроионификации в животноводстве и растениеводстве, в производстве и быту.

1. Опишите принцип работы электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го.

2. Какие вы знаете модификации электроэффлювиальной люстры А.Л.Чи­жев­ско­го?

3. Каким должен быть воздух, которым мы дышим?

4. Почему в организме отсутствуют большие резервуары кислорода?

5. Где применяется электроэффлювиальная люстра А.Л.Чи­жев­ско­го?

6. При лечении каких заболеваний показана аэроионотерапия? При каких заболеваниях она противопоказана?

7. Каким санитарно-ги­гие­ни­чес­ким требованиям должно удовлетворять помещение для проведения сеансов аэроионотерапии?

8. Опишите принцип работы электромаски.

Рекомендуемый план дальнейшей работы

Исследовать применение аэроионификации в животноводстве и растениеводстве, в производстве и быту. С результатами выступить на научных молодежных Чтениях памяти А.Л.Чи­жев­ско­го.

1. Архив РАН, фонд 1703, опись 1, ед. хранения 279.

2. Архив РАН, фонд 1703, опись 1, ед. хранения 632.

3. Герасимова Л.И., Данилов Ю.А., Евстигнеев А.Р. и др. Аэроионотерапия. – Калуга, 1996.

5. Коржуев П.А. Ионизация воздуха и проблема дыхания / Физико-ма­те­ма­ти­чес­кие и биологические проблемы действия электромагнитных полей и ионизации воздуха: Материалы Всесоюзного научно-технического симпозиума. – М.: «Наука», 1975.

6. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика: Учебник для 10 кл. средней школы. – М.: «Просвещение», 1992.

7. Чижевский А.Л. Аэроионификация в народном хозяйстве. – М.: «Строй­из­дат», 1989.

8. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: «Наука», 1987.

Источник

Гроза, гром, молния

Гроза, гром и молния – погодные явления, знакомые каждому, однако не все знают об их природе, особенностях и разнообразии.

Что такое гроза

Гроза – атмосферное природное явление. Сопровождается сильным ветром, дождевыми осадками, иногда мокрым снегом, градом. Темные тучи, нарастающий ветер – признак грозы. Существует сухая гроза, при которой отсутствуют осадки.

groza yavleniye

Из-за грозы возникают другие суровые погодные явления, формируя опасный комплекс погодных условий. Большинство разрушения наносится сильными порывами ветра, крупным градом, наводнениями из-за интенсивных осадков. Особенно мощные грозовые ячейки вызывают смерчи.

Существует редка зимняя гроза во время снегопада. При ней вместо ливневого дождя выпадает снег или идет интенсивный ледяной дождь.

Как образуется гроза

Причины возникновения грозы связаны с конвекцией. Физика называет конвекцией процесс теплообмена между струями и потоками вещества. Существует несколько ситуаций их появления:

В целом грозы возникают в результате быстрого восходящего движения теплого воздуха на высоте, где образуется озон. При движении вверх воздух охлаждается и конденсируется. В результате образовывается кучеряво-дождевое облако. Такие облака формируются на высоте несколько десятков километров. Затем водяной пар конденсируется в капли воды или льда. Давление внутри тучи снижается. Выпадающие из облака капли пересекаются друг с другом, увеличиваясь в размере. Падающие капли создают своим движением поток, тянущий следом внутриоблачный холодный воздух, вызывая сильный ветер обычно сопровождающий грозы.

Гроза образуется во всех регионах планеты. Большинство формируется в средних широтах. Причина – столкновение теплых тропический воздушных масс с холодными из северных широт.

Виды гроз

Изначально ученые делили природу грозы на виды, соответствующие условиям их формирования. В XXI веке их различают по характеристике грозовых облаков. Выделяют 4 основных вида:

Что такое молния

Молния – это электрический разряд в атмосфере. Внешне представляет собой вспышку света. Электрический разряд сопровождается громом. Линейная молния возникает в большинстве случаев. Физическое явление встречается и на других планетах Солнечной системы. Сила тока одного удара – 10 000-500 000 ампер.

Цвет молнии зависит от окружения. Красный свидетельствует о наличии в облаке дождя. Заряд голубого оттенка указывает на град. Белые молнии на небе возникают в сухом воздухе.

Напряжение молнии составляет десятки миллионов вольт. Последствия удара молнии в человека или животного – негативные. Пораженный разрядом молнии организм может умереть из-за остановки дыхания, нарушения электрической активности сердца.

Не следует путать молнию с грозой. Отличие в том, что гроза – комплексное явление, а электрический разряд – одна из ее составляющих.

Как образуется молния

Образование молнии происходит в кучерявых дождевых тучах. Тучи содержат кристаллики льда. Крупные имеют положительный, меньшие – отрицательный заряд. Во время движения тучи льдинки двигаются. Верхняя часть тучи обретает положительный, а нижняя отрицательный заряд. При столкновении двух заряженных туч происходит разряд.

Виды молний

Существуют следующие виды:

groza sharovaya molniyaШаровая

Что такое гром

Громом называют явление природы, возникающее в атмосфере после удара молнии. Представляет собой быстро несущуюся по воздуху звуковую волну. Громкость грома может доходить до 120 дБ.

В античное время люди считали гром проявлением высших сил. Греки считали Зевса богом грома. В скандинавской мифологии громом управлял Тор. Аналогичный славянский бог – Перун.

Как возникает гром

Происхождение грома связано с ударом молнии. Берется гром из-за повышения давления воздуха вследствие быстрого прохождения электрического разряда. Молния нагревает воздух на своем пути, вызывая повышенное колебание частиц.

Могут происходить продолжительные раскаты грома. Этому способствует преломление и отражение звуковых волн от облаков или гор. От этого также может зависеть повторяемость раскатов. Зимой нет грома из-за отсутствия грозы, и, как следствие, молний.

Почему сначала молния, а потом гром

В большинстве случаев вначале люди наблюдают вспышку молнии, а затем слышат раскаты грома. Причина кроется в огромных размерах молнии и расстоянии. Звуковой волне требуется время, чтобы дойти до ушей наблюдателя. Скорость звука – 300-360 метров. Зная скорость можно узнать расстояние до молнии.

Необходимо посчитать время между вспышками и громом. Зафиксированное время умножается на скорость звука. Например, между разрядом электричества и громовым раскатом прошло 5 секунд. Значит расстояние до молнии составляет около 1.8 километров.

Гром произошедшего далеко разряда может не дойти до слушателя, даже если само явление было видно. В большинстве случаев гром не слышен на расстоянии больше 20 км.

В разговорной речи распространено название «холостая гроза», подразумевающий грохот грома без видимых вспышек электричества. На самом деле не существует грома без молнии. Зритель может не видеть вспышек, которые происходят далеко, раньше или закрыты от взора зданиями, горами.

Чем опасна гроза

Прямое попадание разряда ежегодно убивает более 20 тысяч человек, 240 тысяч получают травмы.

К поражающему фактору грозы относится:

Меры безопасности во время грозы

При грозе в зависимости от ситуации следует принять соответствующие меры безопасности:

При шаровой молнии нужно сохранять спокойствие. Необходимо оставаться на своем месте, не производить минимальных движений конечностями.

При поражении молнией необходимо:

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector